Происхождение, сущность и роль денег. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Происхождение, сущность и роль денег.

2019-08-04 105
Происхождение, сущность и роль денег. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Многие десятилетия экономика Кыргызстана была составной частью народно-хозяйственной системы бывшего Союза и находилась под жёстким централизованным контролем. Наследием этих лет стали диспропорции и чрезмерная специализация производства, сильная зависимость от торговли с другими республиками и от перечислений со стороны союзного правительства. Начиная с середины 80-х годов, система централизованного планирования постепенно демонтировалась, но поскольку её не заменил действенный альтернативный механизм, в экономике СССР возникли серьёзные дисбалансы.

Провозглашение независимости республики и избрание демократического Правительства в Кыргызстане в 1991 году заложил политическую основу для устранения коренных причин экономических трудностей страны. Правительство приняло комплексный пакет мер, направленных мер, направленных на стабилизацию экономики и параллельно взяло курс на создание рыночной системы. Эти реформы предполагали изменения как в политике, так и в институциональной структуре в ряде областей, в том числе изменения в механизме денежно-кредитной политики цен, приватизацию государственных активов, перестройку и демонополизацию государственных предприятий, внешнюю торговлю и капиталовложения и систему социальной защиты населения.

Кроме того стали срочно предприниматься усилия по укреплению финансовой системы. В первой половине 1992 года начала проводится ограничительная бюджетно-налоговая и кредитная политика после того, как центральный банк России резко сократил номинальные приращения в суммах, предоставляемых Национальному банку Кыргызстана рублёвых банкнот и кредитов. Макро экономическая и, в частности, бюджетная ситуация сильно ухудшилась во второй половине 1992 году в виду того, что дальнейшее резкое повышение цен на импортные энергоносители и инфляционные тенденции в других государствах рублёвой зоны привели к повышению темпов инфляции в Кыргызстане.

В решительной попытке стабилизировать цены и ускорить реформы, Правительство постановило выйти из нестабильной рублёвой зоной и ввести собственную национальную валюту.

Каковы же были основные причины введения в Кыргызстане собственной денежной единицы?

Какие проблемы были при введении валюты? Какие существуют проблемы устойчивости национальной валюты? Какие меры принимаются по их устранению? И наконец можно ли сказать уверенно, что сом оправдал наши надежды, крепко встав на ноги на сегодняшний день?

Попытки ответов на эти вопросы даны в этой дипломной работе.

 

 


Меновые деньги.

        

Таким образом, некоторые товары приобретали свой статус, начинали играть роль общего эквивалента, причем этот статус не устанавливался кем-то извне. Акты продажи и купли уже не совпадают, а разделяются во времени и пространстве. История преподносит нам самые различные образчики посредников в обменных операциях. У некоторых народов богатство измерялось численностью голов скота, и стада пригонялись на рынок для оплаты предполагаемых покупок. Любопытно, что латинский корень слова «капитал» происходит от «capital» – скот1. В России обменные эквиваленты назывались «купами» – от меха куницы. В древности имели хождения «меховые» деньги. А деньги в виде кож обращались в отдаленных районах страны чуть ли не в Петровские времена. Вообще древние эквиваленты поражают воображение. Среди них – табак и кожи, бусы из раковин и сушеная рыба, вино и рабы.

    Но избавившись от одних трудностей, участники торговли встретились с новыми: скот нелегко было доставлять на рынки, меха могли портиться или быть разными по качеству и т.д.

Металлические деньги.

        

Развитие ремесел и особенно плавки металлов привело к тому, что роль посредников в обмене прочно закрепляется за слитками металлов. Первоначально ими были медь, бронза, железо. Эти обменные эквиваленты расширяют сферу действия и стабилизируется, превращаясь тем самым в подлинные деньги в их современном смысле. Обмен осуществляется уже по формуле Т-Д-Т2.

    Разумеется, факт появления и распространения денег не ведёт непосредственно к росту потребления товаров и услуг в обществе. Потребляется лишь то, что производится, а производство есть результат взаимодействия труда, земли и капитала. «Деньги бесплодны» (Аристотель), если не считать «скотные деньги, которые размножаются в прямом смысле. Однако опосредственное положительное влияние денег на производство несомненно. Их использование сокращает общие издержки: время, необходимое для нахождения партнёра, способствует дальнейшей специализации труда.

Торговля обособляется в качестве самостоятельного сектора экономики.

Результатом этих этапных перемен в разделении труда является рост благосостояния общества.

По мере увеличения общественного богатства роль всеобщего эквивалента закрепляется за драгоценными металлами (серебром, золотом), которые в силу своей редкости, высокой ценности при малом объёме, однородности, делимости и прочих полезных качествах были, можно сказать, обречены выполнять роль денежного материала в течение длительного периода человеческой истории.

 

Бумажные деньги: первые шаги.

 

Итоге, золото и серебро стали основой денежного обращения.

Однако в Европе XVIII-XIX вв. золотые и серебряные монеты участвовали в обороте, платежах и прочих операциях наряду с бумажными деньгами. Изобретение, бумажных денег приписывают; конечно, с большой долей условности, древним китайским купцам. Первоначально в виде дополнительных средств обмена выступали расписки о принятии товара на хранение, об уплате налогов, выдаче кредита. Их обращение растеряло торговые возможности, но вместе с тем, нередко затрудняло размен этих бумажных дубликатов на металлические монеты.

В Европе появление бумажных денег связывают обычно с опытом в этой области Франции 1716-1720 гг. эмиссия бумажных денег, проведенная банком Джона Ло, окончилась неудачей.

     В России эмиссия бумажных денег- ассигнаций впервые началась в 1769 году. Предполагалось, что их можно будет при желании обменять на серебро или золото. Но однако уже к концу века излишек ассигнаций заставил приостановить размен, курс ассигнационного рубля, естественно, начал падать, а товарные цены расти.

Итак, деньги возникли стихийно из обмена, а не по соглашению сторон. В роли денег выступали разные товары, по более пригодными оказались драгоценные металлы- серебро и золото. 

Деньги по своему происхождению- это товар. Выделившись, из общей товарной массы, они сохраняют товарную природу и имеют, те же два свойства, что и любой другой товар: обладают потребительной стоимостью, например, золото в форме денег может использоваться для украшения и удовлетворять эстетическую потребность человека, и стоимостью, поскольку на производство товара- денег (золото) затрачено определённое количество общественного труда.

В то же время деньги в отличие от обычных товаров являются особым товаром:

- потребительная стоимость товара, выполняющего роль всеобщего эквивалента, как бы удваивается (кроме конкретной потребительской стоимости, они имеют всеобщую потребительскую стоимость, поскольку с их помощью человек может удовлетворить любую потребность).

- стоимость денег имеет внешнюю форму проявления до их обмена на рынке. Товар-деньги всегда можно обменять на любой другой товар, необходимый владельцу, в то время как стоимость обычного товара скрыта и обнаруживается в процессе обмена, когда товар продается на рынке.

Деньги – историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое уплотняется с изменением условий производства. В далёком прошлом всеобщем эквивалентом выступали меха, скот, украшения. Позже, когда обмен принял систематический характер, в роли денег стали использоваться металлы, в начале медь, затем серебро и, наконец, золото.

Деньги разрешили противоречие товарного производства: между потребительной стоимостью и стоимостью. С появлением денег товарный мир раскололся на две части: 1 товар – деньги и все остальные товары. Потребительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а их стоимость – на стороне денег.

Таким образом, особенностью денег выражается в следующем:

- деньги - это стихийно выделившийся товар;

- деньги – это привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента;

- деньги – разрешили противоречие между потребительной стоимостью и стоимостью, свойственные всем товарам, в том числе и деньгам.

 

Виды денег.

 

Деньги в своем развитии выступали в двух видах:

1. Действительные деньги

2. Знаки стоимости (заместители действительных денег)

 

Действительные деньги – деньги, у которых номинальная стоимость, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Металлические деньги (медные, серебряные, золотые) имели разную форму: сначала штучные, затем весовые. Монета более позднего развития денежного обращения имела установленные законом отличительные признаки (внешний вид, весовые содержания). Наиболее удобной для обращения оказалось круглая форма монеты (меньше стиралось), лицевая стороны которой называлась – аверс, оборотная – реверс и обрез – гурт. С целью предотвращения монеты от порчи гурт делался нарезным.

    Первые монеты появились почти 26 веков назад в Древнем Китае и Древнем Лидийском государстве. В Киевской Руси первые чеканные монеты относятся к IX-X вв. Первоначально в обращении находились одновременно златинки (монеты из золота) и серебряники (монеты из серебра).

    К золотому обращению страны перешли во второй половине XIX в. Ведущей из этих стран была Великобритания, которая вместе со своими колониями и доминионами занимала первое место по добыче золота. Причинами перехода к металлическому обращению и прежде всего к золотому послужили свойства благородного металла, делающего его наиболее пригодным для выполнения назначения денег: однородность по качеству, делимость и соединяемость без потери свойств, портативность (большая концентрация стоимости), сохраняемость, сложность добычи и переработки.

    Для действительных денег характерна устойчивость, что обеспечивалось свободным размером знаков стоимости на золотые монеты, свободной чеканкой золотых монет при определённом и неизменном золотом содержании денежной единицы, свободным перемещением золота между странами. Благодаря своей устойчивости действительные деньги беспрепятственно выполняли все 5 функций.

    Появление знаков стоимости при золотом обращении было вызвано объективной необходимостью:

- золотодобыча не поневоле за производством товаров и не обеспечивала полную потребность в деньгах:

- золотые деньги высокой портативности не могли обслуживать мелкий по стоимости оборот;

- золотое обращение не обладало в силу объективности экономической эластичностью, т.е. быстро расширяться и сжиматься;

- золотой стандарт в целом не стимулировал производство и товарооборот;

- золотое обращение просуществовало в мире относительно недолго до первой мировой войны, когда воюющие страны для покрытия своих расходов осуществляли эмиссию знаков стоимости. Постепенно золото исчезло из обращения.

Заместители действительных денег (знаки стоимости) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся:

- металлические знаки стоимости – стершаяся золотая монета, биллонная монета, т.е. – мелкая монета, изготовленная из дешёвых металлов, например меди, алюминия;

- бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги.

Различают бумажные деньги и кредитные деньги.

Бумажные деньги – представители действительных денег. Исторически они появились как заместители находившихся к обращении золотых монет. Объективная возможность обращения этих денег обусловлена особенностями функции денег как средства обращения, когда деньги являлись мимолетным посредником товаров. Впервые бумажные деньги появились в России в 1769 году. По сравнению с золотыми такие деньги создавали товаровладельцам определённые преимущества (легче хранить, удобны при расчетах за мелкие партии).

    Право выпуска бумажных денег присваивает себе государство. Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска (расходы на бумагу, печатание) образует эмиссионный доход казны, являющийся существенным элементом государственных поступлений. На начальном этапе бумажные деньги выпускались государством наряду с золотыми и с целью их внедрения в обращение обменивались на них. Однако появление, а затем и рост дефицита бюджета вызвал расширение эмиссии бумажных денег, размер которой зависел от потребности государства в финансовых ресурсах.   

Бумажные деньги выполняют лишь две функции: средство обращения и средство платежа. Отсутствие золотого обмена не даёт возможность или уйти из обращения. Государство, постоянно испытывающее недостаток средств, увеличивает выпуск бумажных денег без учета товарного и платёжного оборота. Экономическая природа бумажных денег исключает возможность устойчивости бумажно-денежного обращения, так как выпуск их не регулируется потребностями товарооборота и механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из обращения отсутствует. В результате бумажные деньги, застрявшие в обращении и обесцениваются. Причины обесценения: избыточный выпуск бумажных денег государством, упадок доверия к эмитенту и неблагоприятное соотношение экспорта и импорта страны.

Итак, сущность бумажных денег заключается в том, что они выступают знаками стоимости, выпускаемыми государством для покрытия бюджетного дефицита, обычно они не размены на золото и наделены государством принудительным курсом.

Кредитные деньги – возникают с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа (в кредит). Их появления связано с функцией денег как средства платежа, где деньги выступают обязательством, которое должно быть погашено через заранее установленный срок действительными деньгами. Изначально экономическое значение этих денег – сделать денежный оборот эластичным, способным отражать потребности товарооборота в наличных деньгах; экономить действительные деньги; способствовать развитию безналичного оборота.

Постепенно с развитием капиталистических товарно-денежных отношений сущность кредитных денег придерживает значительные      изменения.

В условиях господства капитала кредитные деньги выражают не взаимосвязь между товарами на рынке, как было раньше (Т-Д-Т), а отношение денежного капитала (Д-Т-Д), поэтому денежный капитал выступает в форме кредитных денег.

Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель, акцептованный вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.

Вексель – письменное безусловное обязательство должника уплатить определённую сумму в заранее оговоренный срок и установленном месте. Различают: простой вексель, выданный должником, и переводной, выписанный кредитором и направленный должнику для подписи с возвратом кредитору. Переводной вексель (трата) получает возможность обращаться благодаря передаточной подписи (индоссаменту) на обороте документа. По мере увеличения передаточных надписей циркулярная система векселя возрастает, поскольку каждый индоссат несёт солидарную ответственность по векселю.

Вексель характеризуется следующими особенностями:

- абстрактностью, т.е. отсутствием на документе информации о виде сделки;

- бесспорностью, означающей обязательную оплату векселя;

- обращаемостью, т.е. передачей векселя как платёжного средства другим кредиторам, что создаёт возможность взаимного зачёта вексельных обязательств.

Вексель имеет определенные границы обращения:

- функционирует между лицами, хорошо информированными о платежеспособности друг друга и осуществляющими торгово-экономические отношения;

- обслуживает преимущественно оптовую торговлю;

- погашается между участниками вексельного обращения наличными деньгами.

Банкнота – кредитные деньги, выпускаемые национальными банками страны. В отличии от векселя банкнота представляет собой бессрочное долговое обязательство и обеспечивается гарантией национального банка, который в большинстве стран стал государственным.

В настоящее время национальные банки стран выпускают банкноты строго определённого достоинства. По существу они являются национальными деньгами на всей территории государства. Материальное обеспечение в виде товаров или золота отсутствует. Для изготовления банкнот используется особам бумага и применяются меры, затрудняющие их подделку.

Чек – денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека указанной суммы. Чековому обращению предшествует договор м/у клиентом кредитного учреждения и этим учреждением об открытии на сумму внесенных средств или предоставленного кредита счета. Клиент на эту сумму выставляет чеки, а кредитное учреждение их оплачивает. В чековом обращении участвуют: чекодатель (владелец счета), чекополучатель (кредитор чекодателя) и плательщик по чеку (кредитное чекодателя) и плательщик по чеку (кредитное учреждение).

Различают 3 основных вида чеков:

1. Именной –на определённое лицо без права передачи;

2. Предъявительский – без указания получателя;

3. Ордерный – на определённое лицо, но с правом передачи посредством индоссамента на обороте документа.

Электронные деньги - быстрое расширение чекового обращения после второй мировой войны потребовало изменения форм платежей. НТП и развитие ЭВМ обеспечили создание в передовых зарубежных странах автоматизированных электронных установок для обработки чеков и ведения текущих счетов. Электронные устройства и система связи для осуществления кредитных и платёжных операций посредством передачи электронных сигналов без участия бумажных носителей способствовали электронных денег. С их помощью происходит подавляющаяся часть межбанковских операций.

Внедрение ЭВМ в кредитных учреждениях создало условия для замены чеков кредитными карточками. Это по существу не деньги, а средство получения краткосрочной ссуды в кредитном учреждении. Выпускаются они кредитными учреждениями на базе счета клиента в форме пластиковой карточки с нанесенной на ней встроенной микросхемой. За рубежом кредитные карточки применяются в розничной торговле и в сфере услуг.

Официальная информация НБКР

Удельный вес купюр в сумме денег, выпущенных в обращение на

 01.05.95 г.      

 

           
           

 

Денежно-кредитная политика.

 

    В 1994 году наметилось тенденция монетеризации: «широкие» деньги росли быстрее, чем цены и скорость обращения денег значительно снизилась. Монетаризация экономики обеспечивалось не инфляционным добавлением ликвидности, а реальным ростом денежной массы.

    Кредитные аукционы продолжали играть активную роль обеспечения экономики кредитными ресурсами. На 34 проведенных в течении 1994 года аукционах объем размещённых среди коммерческих банков кредитных ресурсов составил 303,7 млн. сомов или в среднем 8,9 млн.сомов на одном аукционе.

    В 1994 году НБКР, в зависимости от состояния ликвидности коммерческих банков, несколько раз изменяя норму обязательных резервов. В июне норма обязательных резервов была увеличена с 20 до 30%, затем доведена до 20%, а с 3 октября снижена с 20 до 15%.

    В течении года было проведено 47 аукционов ГКВ, на которых было размещено государственных ценных бумаг на общую сумму 267,0 млн.сомов. Стал развиваться вторичный рынок ГКВ.

    Благодаря взвешенной валютной политике, к концу 1994 года было достигнуто улучшение положения на валютном рынке: сократилась разница между учетным и рыночным обменным курсом сома, у населения появилась возможность свободно обменивать сомы на иностранную валюту в банках и обменных бюро, снизился спекулятивный спрос на иностранную валюту. За этот год темп обесценения сома по отношению к доллару США сократился до 32,6%.

    В 1994 году, при увеличении объема дефицита государственного бюджета Кыргызской Республики до 77% к ВВП, возросла роль внешнего финансирования, доля которого составила 4,3% к ВВП.

Основные тенденции в экономике Кыргызской республики в период с 1995 года по 1998 год.

    Наконец, этап 1995-1997 годов ознаменовался дальнейшими существенным замедлением общего роста цен, уровень которых в 1997 году вырос на 14,8%. Это, несомненно, является успехом в борьбе с инфляцией и достижении макроэкономической стабилизации.

    Результатом проведения денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции, стало улучшение макроэкономической ситуации.

    В 1995 году спад реального ВВП составил 5,4% к уровню 1994 года, что главным образом объяснялось прогрессом в сельском хозяйстве (в основном в растениеводстве), тогда как в промышленности положение оставалось по-прежнему сложным, продукция большинства предприятий оставалось неконкурентоспособной, что приводило к проблемам неплатежей, недостатку финансовых и материальных ресурсов.

    Положительным результатом развития реального сектора был рост капитальных вложений всех форм собственности, составивший в 1995 году 165% от уровня 1994 года, причём 68,6% капитальных вложений приходилось на иностранные инвестиции, что было связано с расширением работ по проекту «Кумтор - золото». Данное увеличение капитальных вложений заложило основу роста ВВП в 1996-1997 годы (на 7,1 и 10,4 % соответственно), который во многом был связан с вводом в действие нескольких крупных совместных предприятий. В то же время, сохраняющаяся высокой доля сельского хозяйства в структуре ВВП (46,2% в 1996 году и 43,4% в 1997 году) вызывает опасение относительно устойчивости достигнутого роста в будущем, так как сельское хозяйство в значительной мере зависит от погодных и других природных условий. Доля промышленности в произведенном ВВП 1997 года по сравнению с 1996 годом увеличилось с 11,1 % до 15,5%, но всё же остается низкой. Острыми проблемами для предприятий промышленности оставались: трудности сбыта готовой продукции, неплатежеспособность и взаимная задолженность. Несмотря на меры по оздоровлению предприятий промышленности в рамках программ приватизации и реструктуризации, всё ещё оставалось высоким числом простаивающих предприятий. В 1998 году роста реального ВВП предполагается достигнуть в основном за счет промышленности, а необходимыми условиями эффективной работы предприятий должны стать дальнейшее проведение реформ в финансовом секторе, приватизация, развитие рыночной инфрастуктуры, формирование реального класса собственников и др.

    Отсутствие на начальном этапе конкурентного оптового рынка привело к искажению результатов процесса приватизации, а вместе с ним и результатов реализуемых структурных реформ в экономике республики в целом. Данная проблема требовала своего скорейшего разрешения. В результате дальнейшего проведения приватизации в 1995-1996 годах доля хозяйствующих субъектов с государственной формой собственности, по данным НСК, сократилась с 6.6% в 1995 году до 4.8% в 1996 году. В июне 1997 года была завершение купонная приватизация. Становление экономики Кыргызстана стало позитивным фактором развития рыночной экономики в Кыргызской Республике и в то же время эффективным инструментом антиинфляционной стратегии.

 

Денежно-кредитная политика.

    Замедлившейся спад, а затем касавшийся рост в экономике требовала повышения денежного предложения. В связи с этим продолжалось тенденция ремонетизации: скорость обращения денег значительно снизилась с 7 раз в 1994 году до 5,4% в 1995 году. В 1995 году прирост «широких» денег составил 78,2% против 118,7% в 1994 году, а среднемесячный темп прироста увеличился в реальном выражении на 0.7% пункта. Таким образом, обеспечение экономики большим количеством денег стимулировало экономический рост без повышения общего уровня цен. Ватной предпосылкой такого хода экономического развития стало погашение адаптивных инфляционных ожиданий населения, вызванное обеспечением относительной стабильности, устанавливаемых государством правил и условий функционирования экономики в течение достаточно длительного времени. Денежно-кредитная политика в этом отношении характеризовалось последовательностью и твердой направленностью в обеспечении макроэкономической стабилизации.

    Одним из главных результатов проводимых реформ стало снижение уровня инфляции с 87% в 1994 до 14.8% в 1997 году (в 1995 году- 35%). Снижение инфляции имело принципиальное значение для обеспечения условий экономического роста, так как только достаточно низкий уровень инфляционных ожиданий создает условия для долгосрочного инвестирования как внутренними, так и внешними инвесторами. Кроме того, падение инфляции привело к снижению процентных ставок по банковским кредитам, что облегчило их доступность для производственных целей.

    В 1995-97 годы НБКР продолжал применение рыночных инструментов денежно-кредитной политики.   

    В 1995 году объёмы кредитного аукциона сократились по сравнению с 1994 годом в 5 раз, причём, увеличилась роль кредитных ресурсов самых коммерческих банков. В 1996 году объемы почти в 3 раза. К концу 1996 года кредитные аукционы перестали иметь какое-либо практическое значение в управлении ликвидностью коммерческих банков.

    Принимая во внимание отсутствие конкуренции на кредитных аукционах, что не способствовало формированию учетного ставки рефинансирования как базовой для экономики Кыргызской Республики, НБКР принял решение о прекращении с 9 декабря 1996 года дальнейшего проведения аукционов.

    В 1995 году норма резервных требований оставалось неизменной. В 1996 году, исходя из задач денежно-кредитной политики, НБКР принимая решение о снижении нормативов обязательных резервов, а также об их повышении. С 1 апреля 1996 года норма требований к обязательным резервам была снижение с 15% до 13,5% от величины депозитной базы коммерческих банков. В целях частичной «стерилизации» избыточной денежной массы, образовавшейся в результате резкого увеличения бюджетных выплат по погашению накопившейся задолженности по заработной плате и социальным выплатам в III квартале, НБКР с 1 декабря 1996 года повысил норматив обязательных резервов до 15%, а с 1 января 1997 года до 20% от депозитной базы коммерческих банков. Эти меры привели к тому, что в начале 1997 года уровень избыточных резервов не превышая 60 млн. сомов, и существенно снизилась инфляция. С 1 апреля 1997 года, в связи с вновь наметившейся тенденцией роста избыточных ресурсов коммерческих банков, было введено в действие новое Положение об обязательных резервах, предусматривающее более жесткие требования к соблюдению обязательных резервов.

    Основные тенденции развития рынка ГКВ на протяжении 3 лет – неуклонный рост объемов их продажи и соответственно, возрастание роли государственных ценных бумаг в финансировании дефицита госбюджета, развитие вторичного рынка ГКВ. С середины 1997 года НБКР, с целью изъятия избыточной ликвидности из банковской системы, осуществлял продажу (ГКО), которая оформлялись РЕПО- соглашением, т.е. с условием их дальнейшего выкупа. Всего за 1997 год было совершено 69 сделок, в результате        

 

Финансовая стабилизация.

 

    Первостепенной задачей Правительства и Национального банка Кыргызстана является финансовая стабилизация, включающая:

1. Эффективное управление денежным обращением, стабилизацию денежной эмиссии и инфляционных процессов, поддержание на необходимом уровне обменного курса национальной валюты по отношению к рублю и доллару.

2. Создание современной банковской системы со сбалансированным развитием всех важнейших банковских функций, таких как сберегательные и кредитные, коммерческие и инвестиционные, устранение дефицита банковских услуг.

3. Обеспечение жесткого контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей, чтобы обеспечить стабильность бюджета и финансирование неотложных экономических и социальных программ.

    Рассмотрим подробнее проблемы первого компонента финансовой стабилизации.

    Наиважнейшей проблемой является стабилизация денежного обращения, для чего требуется:

а) укрепить сом и сделать его надежной валютой, привязанной к доллару;

б) снизить инфляцию до однозначных цифр и удержать ее;

в) следовать строгому, но разумному ограничению эмиссии денег.

    Как бороться с инфляцией?

    Одна из главных причин инфляции – это дефицит государственного бюджета. Поэтому переход к сбалансированному бюджету за счет ликвидации субсидий и дотаций, льготного государственного финансирования отраслей и общего сокращения непроизводительных расходов является основным способом борьбы с инфляцией во всем цивилизованном мире.

    Мы должны культивировать именно такой подход к формированию бюджета, ибо отношение к бюджету есть показатель экономической грамотности общества.

    Правительство и НБК должны сделать для правилом жесткую бюджетную и кредитную акции. Надо отказаться от всех непредусмотренных дотаций предприятием и отраслям, которые покрывают непроизводительные и непроизводственные затраты. Законодательная независимость НБК позволит ему сопротивляться любому инфляционному финансированию дефицита госбюджета.

 

    Аскар Акаев.

1. О стратегии социально-экономического развития Кыргызской Республики и неотложных действиях.

Бишкек – 1993.

 

    Мы должны поставить цель и добиться снижения ежемесячных темпов инфляции к концу текущего года до 10%, а в 1994 г. – до 3-5 %!

    Если Кыргызстану удастся стабилизировать инфляцию, доверие к сому возрастет как внутри республики, так и за рубежом. Станет возможной реальная экономическая оценка работы предприятий, прогнозирование из прибыльности, возрастет экономическая активность.

    Итак, стабильность денег - первооснова для будущего динамичного развития экономики. Полновесные деньги – самый необходимый инструмент рынка, мощный стимул к развитию производства, к более производительному труду.

    Правительство и НБК должны принять меры против искусственного поддержания курса сома и идти по пути унификации режима обменных курсов постепенным снятием всяких ограничений на участие в валютных аукционах. Но уже сегодня надо добиваться, чтобы разница между официальным курсом национальной валюты и параллельным рыночным курсом не превышала 10 %.

    Для укрепления доверия к сому очень важно  стимулировать население вкладывать свои сбережения в банки. Это будет дополнительным стабилизирующим фактором. Рост банковских депозитов в свою очередь обеспечит антиинфляционные инвестиционные средства для структурной перестройки экономики. Но для этого банки должны выплачивать достаточно высокие процентные ставки по вкладам граждан, что могло бы государство компенсировать проведением либеральной налоговой политики по отношению к банкам.

    Немаловажным является также вопрос о количестве денег, находящихся в обращении, так называемый уровень монетаризации. Рост денежной массы безусловно ведет к инфляции. Необходимо на каждом этапе достижения сбалансированности между денежной массой и товарными ресурсами. Количество денег определяется следующей формулой:

 

    М= PY 

            V

 где: М – денежная масса

    Р - средний индекс цен

    Y - реальный объем пр-ва (ВП)2

    V - скорость обращения

        

    Сегодня уровень монетаризации в Кыргызстане составляет = 16% ВНП.

Мало это или много? Например, в восточноевропейских странах уровень монетаризации составляет около 25 %, приблизительно таким же он был и в бывших союзных республиках. Он более высокий в странах, где наблюдается экономический рост и развитые финансовые   

    1. Предложенное лауреатом Нобелевской премии математиком Ивингом Фишером (1867-1947) отношения, например, в Индии – 40 %, а в Китае 100 %.

    В Кыргызстане уровень монетаризации, естественно, низкий из-за неразвитости финансовых отношений. Нам, по-видимому, не следует спешить с повышением уровня монетаризации и делать это поэтапно, постепенно вместе с увеличением товарной массы и улучшением деятельности финансовой машины - банковской системы, налоговой и таможенной служб. Иначе государство потеряет контроль под операциями в сфере торговли и услуг, а бюджет – львиную долю налоговых поступлений.

    Дефицит бюджета республики в текущем году ожидается на уровне 7,9% ВНП и превышает 33 % расходной части. Дефицит покрывается приблизительно на 2/3 кредитами НБК, а на 1/3 - иностранными кредитами. На 1994 г. планом прогнозом прогнозировался дефицит в 7 % ВНП или почти половина расходной части (=48%), и предполагается, что он будет покрыт на 1/3 за счет кредита НБК, а на 2/3 – за счет иностранных займов и кредитов, т.е. за счет наращивания внутреннего и внешнего государственных долгов.

    Какие есть пути снижения дефицита бюджета и какие цели здесь реальны?

    Реальность такова, что в ближайшей перспективе мы не сможем добиться бездефицитного бюджета, но мы можем ставить задачу снижения бюджетного дефицита до уровня 4-5 % ВНП, что считается вполне нормальным пределом в соответствии с современной экономической теорией и подтверждается практикой многих стран мира.

    Если же говорить о путях снижения бюджетного дефицита, то следовало бы начать с того, что нам необходимо ввести режим строжайшей экономии денежных средств во всех сферах, урезать все государственные расходы и начать с сокращения расходов на бюрократические структуры управления.

    Но здесь я особо хотел бы остановиться на взаимоотношениях государства и предприятий.

    Развитие производства в рыночной экономике основано на свободе цен и заработной платы при государственном контроле под совокупными расходами народного хозяйства и денежной эмиссий. Только так возможно создать оптимальное равновесие спроса и предложения, стимулирующее безинфляционный рост производства. Поэтому пришло время и нам разделить финансы  государства и предприятий, т.е. отделить затраты предприятий от государственных расходов.

    Сегодня же наше государство все еще принимает на себя долги предприятий автоматически оказываются государственным долгом. Это происходит либо путем прямого льготного кредитования производств и взаимных поставок предприятий, либо на базе самовольного накопления взаимных долгов, навязываемых затем для приплаты государству. Более того, рост взаимных неплатежей является корпоративной части директорского корпуса на жесткую денежно-кредитную политику Правительства.

    В конечном счете финансовое оздоровление является не самоцелью, а фактором экономического роста. Только разделение финансов предприятий и государств и необходимость зарабатывания на рынке заставят предприятия перепрофилироваться по технологическим цепочкам.

    Государство должно целенаправленно и быстро помочь запуску этого процесса, взяв приоритетные конечные отрасли, такие, как сельское хозяйство, пищевую и лёгкую промышленность и т.д.

    Крайне важно, чтобы это поняли руководители предприятий, управленческий персонал и немедленно обратились к изучению передового зарубежного опыта управления предпри


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.