Советское государство и право в годы застоя. Попытки реанимации сталинизма (1965 – апрель 1985 гг.). — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Советское государство и право в годы застоя. Попытки реанимации сталинизма (1965 – апрель 1985 гг.).

2019-08-03 363
Советское государство и право в годы застоя. Попытки реанимации сталинизма (1965 – апрель 1985 гг.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет № 38

1. Судебная реформа 1864 г. в России.

Реформа предусматривала полное изменение судоустройства, с созданием двух ветвей судов — мировых и общих судебных установлений, каждая из которых имела по две инстанции (мировые судьи[⇨] и мировые съезды[⇨]; окружные суды[⇨] и судебные палаты[⇨]) и Кассационных департаментов Сената[⇨] как общей третьей инстанции. Реформа существенно изменила принципы и процедуры судопроизводства: суд стал гласным, открытым и устным, с состязательным процессом, при котором стороны получили равные права на предоставление и опровержение доказательств; в уголовный процесс было введено судебное следствие, на котором проверялись данные предварительного следствия

Судьи общих судов стали несменяемыми, а мировые судьи — выборными на срок.

2. Общая характеристика Конституции СССР 1977 г. Принята Верховным Советом Союза ССР 7 октября 1977 г. Являлась в основном продуктом кодификации, нежели новым источником права, и отразила изменения в общественном и государственном строе, произошедшие в СССР.По Конституции СССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Конституция закрепляла руководящую роль КПСС, которая являлась ядром политической системы, государственных и общественных организаций. Вся власть в СССР принадлежала народу, политическую основу народовластия составляли Советы народных депутатов. Конституция устанавливала систему и принципы деятельности Советов народных депутатов и порядок их избрания.

СССР провозглашался единым союзным государством, образованным на основе принципа федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения 15 равноправных республик, при этом за республиками сохранялось право свободного выхода из Союза. Конституция закрепляла компетенцию Союза, вне которой республики могли осуществлять государственную власть на своей территории.

Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Конституция предусматривала личную собственность граждан, в которой могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. В пользовании граждан могли находиться участки земли, предоставляемые для ведения подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства.

Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, высшим исполнительным и распорядительным органом – Совет министров СССР, высшим судебным органом – Верховный суд СССР. Конституция устанавливала также структуру органов власти союзных и автономных республик, предусматривалось существование автономных округов и областей.

Конституция устанавливала организацию судебной системы в СССР, основанную на принципах выборности судей, коллегиальности рассмотрения дел с участием народных заседателей. Устанавливались также законодательные основы формирования органов прокуратуры СССР.

Конституция провозгласила равноправие граждан независимо от их пола, национальности, расы, религии. Провозглашались основные социальные и политические права и свободы граждан, устанавливались также основные обязанности: обязанность трудиться, беречь социалистическую собственность, защищать Отечество, уважать права и интересы других граждан, заботиться о воспитании детей.

Билет № 39

1. Земская и городская реформы в России.В основу земской реформы были положены два новых принципа — бессословность и выборность. Распорядительными органами земства, т.е. нового местного управления, стали земские собрания: в уезде — уездное, в губернии — губернское (в волости земство не создавалось). Выборы в уездные земские собрания проводились на основе имущественного ценза. Все избиратели были разделены на три курии: 1) уездных землевладельцев, 2) городских избирателей, 3) выборных от сельских обществ.

Городская реформа строилась на тех же, лишь еще более суженных, принципах, как и земская. По «Городовому положению» 1870 г. распорядительным органом городского управления осталась городская дума. Однако если до 1870 г. городские думы, существовавшие в России со времен «Городового положения» Екатерины II (1785), состояли из депутатов от сословных групп, то теперь они становились бессословными.

2. Советское государство и право в годы «перестройки»

Основные вехи развития. 1985г. Горбачев становится генеральным секретарем КПСС. В 02.1986г. он объявляет о необходимости реформирования экономической, социальной, политической и культурной сфер жизни. 1988 – расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, развитие частной инициативы и предпринимательства, но появились талоны ~ дополнительная эмиссия $. Было разрешено предприятиям самим устанавливать цены.

В полит. сфере разрушаются идеалы. Демократическая общественность требует ликвидации ст.6 К СССР ~ в 1988г. XIX парт. конференция, делается заявка о реформировании всей полит. системы. 1.12.1988г. Верховный Совет объявляет о создании нового высшего органа – Съезд народных депутатов СССР. 03.1990г. III съезд народных депутатов учреждает пост Президента СССР. 1990г – парад суверенитетов ~ провозглашается приоритет республиканских законов над общесоюзными. В 12.1990г. Пленум выступил с предложением принять новый союзный договор с учетом деклараций о суверенитете республик, но новое гос-во должно быть социалистическим. Но союзные республики этого не хотели и ввели у себя пост президента. 23.07.1991г. «новоогаревский процесс» - новый союзный договор суверенных государств был подписан 9 республиками и Горбачевым «9+1». На 20.08.1991г было назначено подписание договора, по которому СССР утрачивал большую часть своих полномочий, но ГКЧП 18.08.1991г. взял всю полноту власти в РСФСР и помешал этому. Горбачев и 9 союзных республик подготовили проект о полном реформировании высших органов гос. власти, V съезд народных депутатов – против и постановляет о том, что президент СССР не имеет реальных властных полномочий, вся власть переходит к республикам. 8.12.1991г. президенты России, Украины и Белоруссии подписали договор об образовании СНГ. 21.12.1991г. к договору присоединяются другие республики, кроме Прибалтики и Грузии.

Высшие органы гос. власти:

 Съезд народных депутатов – полновластный орган, утверждающий гос планы, программы, формирует общесоюзные органы, утверждает председателя, генерального прокурора. Собирается 1 раз в год, конституцией предусмотрен внеочередной съезд народных депутатов.

  Верховный Совет СССР (ВС) – законодательный, исполнительный, контролирующий орган власти, состоящий из двух палат: совет союза и совет национальностей. Подчинялся съезду народных депутатов и собирался 2 раза в год. Ему подчинялись все силовые министерства и ведомства.

  Президиум ВС СССР – утратил часть своих полномочий.

 Комитет конституционного надзора СССР – избирался на 10 лет, работал в области права и политики, не имел права отменять какие-либо НПА,

противоречащие К СССР. В случае выявления им несоответствия в НПА, должен был заявить об этом. Напоминал прокуратуру.

Совет Министров – исполнительный орган, предоставлявший программу и отчет о своей деятельности для ВС СССР 1 раз в год, затее превратился в комитет министров.

Президент – должен был избираться в ходе прямых, тайных, всеобщих, равных выборов. Хотя Горбачев избирался на съезде 15.03.1990г, председателем которого был сам. Президент признавался главой государства, получал больше полномочия: отклонять законы, ставить перед съездом народных депутатов вопросы, создавать новые гос. структуры, был высшим исполнительным и распорядительным органом власти, совмещал высшую парт. и гос. должности.

Государственное устройство. Все республики повалили из СССР. Он сохранил свое значение только в военном деле и экономике: защищал суверенитет и границы республик, координировал органы госбезопасности, формировал общегос. рынок и проводил кредитную политику.

Политический режим. Расширяются политические и гражданские права граждан, они всякие объединения могли создавать. Исчезает цензура, усиливается общественный контроль за деятельностью гос. органов ~ шаг к демократии.

Законодательство. 1985-1989 действующая система права не изменяется, а совершенствуется. Самые значительные изменения происходят в К СССР: расширяются права предприятий, изменения в системе управления, кооперативное движение, демократизация выборов. 1990-1991 принято более 100 законов, большая часть связана с правовой реформой, созданием правового гос-ва рыночными отношениями. Самая главная (на мой взгляд) отмена ст.6 К СССР. Основные направления законодательной деятельности ВС СССР: 1) экономическая реформа и переход на рыночные отношения, 2) законы, направленные на реализацию полит. прав и свобод граждан; 3) законы, регулирующие деятельность высших органов гос. власти, органов местного самоуправления; 4) законы по совершению деятельности правоохранительных органов.

Билет № 40 1. Реформа регулярной полиции во 2-ой половине XIX в. Старые полицейские органы уездного уровня объединялись в уездное полицейское управление, во главе с уездным исправником, назначавшимся губернатором из местных дворян. В губернских и крупных уездных городах, как и в столицах, сохранялась городская полиция и создавались городские полицейские управления.В составе городского полицейского управления были полицмейстер, его помощник и общее присутствие городского управления. Подведомственными управлению исполнительными чиновниками полиции являлись городовые приставы, их помощники и полицейские надзиратели. Им подчинялись нижние чины полиции - полицейские служители городских полицейских команд.

2. Основные направления развития Советского права в 1960-х – начале 1980-х гг.

На развитие гражданского права существенное влияние оказала Конституция СССР 1977 г., которой закреплялось господство социалистической собственности и расширялись ее формы. Конституция устанавливала следующие формы социалистической собственности: государственная и колхозно-кооперативная, собственность профсоюзных и иных общественных организаций. Конституция СССР регулировала также личную собственность граждан. Так, ст. 13 устанавливала, что основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность и право ее наследования охранялись государством.

Конституция СССР устанавливала, что имущество, находящееся в личной собственности или пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Конституция СССР определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Ст. 57 гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательства на честь, и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».

Ст. 58 Конституции СССР предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

В Конституции СССР 1977 г. получили закрепление и некоторые положения семейного права. В ст. 53 Конституции СССР устанавливалось: «Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях».

27 июня 1968 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В соответствии с Основами в 1969—1970 гг. были приняты брачно-семейные кодексы в союзных республиках.

Основы законодательства о браке и семье признавали законными только браки, зарегистрированные в органах загса. Фактический брак не нес юридических последствий.

Для вступления в брак требовалось соблюдение следующих условий: взаимное согласие, достижение брачного возраста, несостояние в другом браке, дееспособность, отсутствие близкого родства.

Согласно Основам законодательства о браке и семье для мужчин и женщин устанавливался одинаковый брачный возраст — 18 лет. Этот возраст мог быть снижен по решению местных органов власти, но не более чем на два года.

Изменился порядок расторжения брака. Вопрос о расторжении брака решался в народном суде либо в органах загс, если супруги не имели несовершеннолетних детей и выражали взаимное согласие на развод.

Основы и республиканские кодексы содержали нормы, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Иностранцы и лица без гражданства пользовались правами и несли обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с советскими гражданами.

Закрепляя право на труд, Конституция СССР 1977 г. расширила его содержание, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных

потребностей. Одновременно в Конституции содержались положения об обязанности каждого гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

Конституция СССР также закрепляла следующие права граждан в области трудовых отношений: на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.

Провозглашенные и закрепленные в Конституции СССР права граждан были реальными и обеспечивались не только юридическими, но и материальными гарантиями.

В 1966—1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Был повышен минимальный размер заработной платы.

В 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в последующие годы в союзных республиках были приняты новые кодексы законов о труде (в РСФСР в 1971г.).

Некоторым изменениям подверглось пенсионное законодательство. Были увеличены размеры пенсий отдельным категориям работников, произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте.

23 октября 1980 г. Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях.

Под административным правонарушением понималось противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан либо на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.

К административным правонарушениям в соответствии с Основами относились нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, мелкие хищения, спекуляция и др.

Административной ответственности подлежали лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Основы закрепляли систему административных взысканий (предупреждение, штраф и т. д.).

В соответствии с общесоюзными Основами в союзных республиках были приняты кодексы об административных правонарушениях. В РСФСР такой Кодекс был принят в 1984 г.

Для развития уголовного права в рассматриваемый период характерны две тенденции:

- усиление правовых гарантий при определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение;

- смягчение ответственности лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности.

В рассматриваемый период был осуществлен ряд мер по усилению ответственности за совершение преступлений, представлявших большую общественную опасность. Так, в 1966г. была повышена ответственность за совершение хулиганства, особо каралось злостное хулиганство, связанное с применением или попыткой применения оружия. В 1973 г. были установлены жесткие меры наказания за угон воздушного судна, если эти действия повлекли гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений.

Билет № 41

1. Виды тюремных учреждений в период Х- первой половины ХIХ вв.

Основным местом лишения свободы в системе общеуголовных тюрем являлся губернский острог. Он находился в каждом губернском городе и предназначался для лиц, совершивших тяжкие уголовные преступления.Кроме государственных тюрем, в России с очень давних времен существовали монастырские тюрьмы.. Ссылка и каторга.

2. Причины распада СССР и исторические условия образования СНГ.

причины распада СССР следующие:

кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;

массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;

все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;

обострение национальных противоречий;

ослабление центральной власти;

авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование

Содружество независимых государств было провозглашено 8 декабря 1991 года в небезызвестной Беловежской пуще. В то время учредителями новой формации стали президент России Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич.

Позже к организации присоединились все остальные страны бывшего СССР, кроме Латвии, Литвы и Эстонии; последней в списке присоединившихся стала Грузия, вошедшая в состав СНГ только в 1993 году.

В соглашении были указаны причины образования организации:

Историческая общность стран и народов – членов Содружества;

Стремление к построению демократического правового общества;

Намерение стран-участниц развиваться в едином экономическом, культурном и политическом пространстве.

При этом историческая общность затрагивала не только период существования СССР: ранее эти же территории являлись частью Российской империи. Страны Средней Азии и Закавказья именно в составе империи обрели государственность и восприняли европейскую культуру в её русском варианте.

Билет № 42

1. Реакционные контрреформы 80-90 годов XIX в. в России.

Контрреформы 1880— 1890гг. в России— это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в. 1.Городское самоуправление.В 1892г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии. 2. Земские начальники.В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации.Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции.

В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям.

2. Общая характеристика Конституции РФ 1993 г.

Конституция РФ принимается многонациональным народом РФ, в ней называются цели, реализация которых является основной задачей государства:

— утверждение прав и свобод человека,

— утверждение гражданского мира и согласия в РФ,

— сохранение исторически сложившегося государственного единства,

— возрождение суверенной государственности России,

— утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

— обеспечение благополучия и процветания России.

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей, в главе об основах

конституционного строя утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной. Признается многопартийность, идеологическое многообразие.

Во второй главе Конституции установлены основные права и свободы человека и гражданина в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Вполне определенно утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной из основополагающих в Конституции.

В третьей главе закреплено федеративное устройство России. После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 года Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию. В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов, которыми являются: республики в составе РФ, края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область. Субъектам федерации удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для своего полноценного развития; Россия остается единой для всех россиян.

Остальные главы посвящены организации государственной власти

 

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры

государственно-правовых дисциплин

Протокол №____ «____»_________2014 г.

 

Начальник кафедры

государственно-правовых дисциплин

полковник полиции                                                                   Д.А. Баринов

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.