Разряды крестьян, их правовое положение. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Разряды крестьян, их правовое положение.

2019-08-03 313
Разряды крестьян, их правовое положение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Глава 11 Уложения — одна из важнейших в окончание процесса закрепощения крестьян. Первым значительным мероприятием, направленным на массовое прикрепление крестьян к земле, явилось введение Юрьева дня Судебником 1497 года. Около 1580 года вводятся заповедные лета. Ими отменялось право перехода от феодала к феодалу и в Юрьев день для основной массы крестьян.

Чтобы упорядочить сыск беглых крестьян и споры между феодалами о них, в 1597 г. издается указ об урочных летах, устанавливающий 5 летнюю давность сыска беглых. Оно отменило урочные лета, устанавливая тем самым, что беглых крестьян можно искать и возвращать без какого - либо ограничения в сроках. Название главы отражает основную идею ее содержании. Она не регламентирует правовой статус крестьян, а посвящена судебным спорам феодалов о них. Крестьянин по своему положению приближается к холопу. В ряде стая гл. XI (13, 33,) крестьяне упоминаются наряду с холопами.

 Ст. 1 отменяет урочные лета. Бежавшие до издания Судебника крестьяне теперь возвращаются со всем имуществом (животом). Наряду с крестьянами в статье упоминаются бобыли. Это обедневшие крестьяне. Они были свободны от государственного тягла и обычно работали только на своего господина.

Ст. 9. В ней в наиболее общей форме проводится принцип окончательного закрепощения крестьян. Вводится также запрет принимать и держать у себя беглых крестьян.

Ст. 10 регламентирует ответственность за прием беглых крестьян. устанавливается судебный порядок разрешения споров о возвращении крестьян. Сами крестьяне при этом являются не объектом, а предметом спора.

 Ст. 13 - в ней проявляется бесправие крестьянской семьи - феодалу разрешалось разлучать родителей и детей.

С. 33 - побег за границу не освобождает крестьянина от крепостной зависимости.

Состав посадского населения, ликвидация белых слобод.

 К середине 17 в. окончательно сложилась сословная группа, получившая общее название посадские люди. Это было население, жившее в городах на государевой земле и несшее определенные повинности в пользу государства. На посадских людей возлагалось и исполнение различных тяглых служб: подводная повинность и т. д.

Среди городского населения довольно большой процент составляли служивые люди по прибору - (стрельцы, казаки, пушкари).

 Значительная часть дворов и населения находилась на землях, принадлежащих не государству, а феодалам. Население этих земель также освобождалось от посадского тягла и в связи с этим называлось «белым». «Белые слободы» постоянно пополнялись за счет населения посада, стремящегося уйти о городских податей. Это приводило к постоянным конфликтам в городах, поскольку посадские люди требовали слободчиков в посад.

 Ст. 5. Во - первых говорит о ликвидации «белых слобод». Во - вторых, о живущих в пригородах пашенных крестьяна

Билет № 24

 

1. Становление абсолютной монархии России (вторая половина XVII – первая половина XVIII вв.).

Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки: 1) вся полнота государственной власти находится в руках одной личности; 2) наличие профессионального бюрократического аппарата; 3) создание сильной постоянной армии; 4) отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.

Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:1) абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов как в Европе; 2) социальной опорой российского абсолютизма было дворянство, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.

Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По специальному указанию Петра I Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором доказывалась необходимость абсолютной власти абсолютного монарха. Желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.

Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограниченно принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.

Изменяется порядок престолонаследия. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени. Монарх был главой всех государственных учреждений. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха. Он был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.

Боярская Дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

 Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности.

При Сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью Сената был возложен на генерал–ревизора, которого позже сменил обер–секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената, учреждались должности генерал–прокурора и обер–прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.

В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав Сената, реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления.

Перестройка приказной системы управления произошла в 1718–1720 гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральные органы отраслевого управления – коллегии.

В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств–коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий, занималась финансами. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц–коллегии (ведавшей торговлей), Берг–коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур–коллегии (занимавшейся промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц–коллегия, а две сословные коллегии – Вотчинная и Главный магистрат – управляли дворянским землевладением и городскими сословиями. Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом.

 В ходе создания новых органов управления появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество – привилегированным сословием.

Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в. Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом, слаженном аппарате на местах.

С 1708 г. вводилось новое административно-территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713–1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губернатор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд – провинция – губерния.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50). Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726 г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды. Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами.

В XVII–XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии, характерный для абсолютизма.

В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преображенский и Семеновский, составившие ядро новой армии. Военные реформы Петра I решали вопросы комплектования и организации армии. В период 1699–1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры – из дворян.

Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701, 1712 гг).

Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы принимались в основном дети дворян.

До 1724 г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т.е. от 20 дворов брали одного рекрута. После проведения подушной переписи населения в основу набора рекрутов было положено число душ мужского пола.

В начале XVIII в. в системе государственного аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов относились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др. В 1782 г. в соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы – управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах – полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами.

Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, возглавлявшиеся квартальными надзирателями и поручиками. Кварталы делились на дворы.

В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск, задержание преступников, исполнением законов, наблюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мелких уголовных дел и др.

В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости. По Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, не совершившие никаких преступлений, но подвергнутые заключению в административном порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии». В 1775 г. были созданы работные дома, предназначавшиеся для содержания неимущих. Они были заняты на самых тяжелых работах в системе мануфактурных и других государственных производств.

В 1718 г. была образована тайная канцелярия – новый карательный орган. В 1726 г. этот орган был упразднен. Ее контрольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к Сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. канцелярии функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию Сената, находящуюся под контролем императрицы Екатерины II.

Для осуществления налоговых и штрафных взысканий были образованы Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.

2. Образование СССР. Первый съезд Советов СССР.

Первый съезд Советов СССР, съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, провозгласивший образование первого в мире многонационального социалистического государства — Союза Советских Социалистических Республик. Состоялся в Москве 30 декабря 1922. Необходимость более тесного объединения советских национальных республик диктовалась объективными экономическими и политическими причинами, она обусловливалась задачами переустройства общества на социалистических началах и защиты революционных завоеваний. Сложившийся в первые послеоктябрьские годы политический военный хозяйственный и дипломатический союз советских республик следовало закрепить путем государственного объединения. Руководящая роль в создании СССР принадлежала Коммунистической партии. В. И. Ленин разработал план создания единого союзного государства в форме добровольного союза равноправных республик. Основой такого союзного государства явилась власть Советов. Поддерживая ленинскую инициативу, пленум ЦК РКП (б) 6 октября 1922 признал необходимым «заключение договора между Украиной, Белоруссией, федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в “Союз Социалистических Советских Республик”…». Для разработки конституционных основ СССР была создана комиссия с участием представителей республик. Пленумы ЦК компартий Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении, прошедшие к октябрю — декабрю 1922, одобрили ленинскую идею об объединении советских республик в единое государство. 7-й Всеукраинский, 4-й Всебелорусский, 1-й Закавказский съезды Советов и Десятый Всероссийский съезд Советов, состоявшиеся в декабре того же года, высказались за объединение советских республик и избрали полномочные делегации на 1-й Всесоюзный съезд Советов. 29 декабря конференция полномочных делегаций республик обсудила порядок работы съезда и одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. Делегаты избрали почетным председателем В. И. Ленина, который из-за болезни не присутствовал, и послали приветствие вождю Коммунистической партии. Председателем съезда был избран М. И. Калинин Съезд единогласно утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР. Столицей Советского Союза была провозглашена Москва. Избранный на съезде ЦИК СССР состоял из 371 члена и 138 кандидатов от всех союзных республик ЦИК СССР поручалось подготовить окончат текст Декларации и Союзного договора и представить на утверждение 2-го съезда Советов СССР. 1-я сессия ЦИК СССР (30 декабря 1922) избрала Президиум ЦИК из 19 членов и 13 кандидатов в члены. Председателями ЦИК были избраны: М. И. Калинин — от РСФСР, Г. И. Петровский — от УССР, Н. Н. Нариманов — от ЗСФСР, А. Г. Червяков — от БССР, секретарем ЦИК — А. С. Енукидзе.

Билет № 25

1. Реформы центральных органов государственного аппарата Петра I.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии.

в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной полномочиями заключались в следующем: 1) Законодательная деятельность; 2) Распорядительная деятельность; 3) Судебные функции в стране 4) Контрольные функции за другими органами.

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр.

три года (1718-1720) потребовалось на то, чтобы избавиться от приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Всего были созданы следующие органы: 1) Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства. 2) Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками. 3) Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России. 4) Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела. 5) Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности. 6) Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. После реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент.

Петр создал тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов).

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры.

2. Кодификация Советского права в 1922-1924 гг.

Возобновившиеся в РСФСР после завершения гражданской войны работы по кодификации законодательства должны были окончательно оформить и закрепить единую систему советского права. В основном кодификационными работами занимались специалисты отдела законодательных предположений и кодификации Наркомата юстиции РСФСР.

В 1922 — 1923 годах были приняты семь кодексов РСФСР: Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Земельный, Лесной и Кодекс законов о труде. В 1924 году принят Исправительно-трудовой кодекс.

На развитие гражданского права большое влияние оказала новая экономическая политика (НЭП), в рамках которой разрешалась частная собственность и торговля.

Гражданский кодекс.

Устанавливалось, что гражданской правоспособностью обладают все граждане, не ограниченные по суду в своих правах. Гражданам гарантировался свободное перемещение и выбор места жительства, право свободного выбора занятий, организации промышленных и торговых предприятий. Дееспособность возникала в полном объеме с 18 лет. Наряду с правоспособными гражданами выделялись и такие субъекты гражданских правоотношений как юридические лица: акционерные общества, тресты и др. Закреплялись три вида собственности: государственная, кооперативная и частная. Государство ограничивало число и виды объектов, которые могли находиться в частной собственности. Из частного обороты изымались крупные и средние предприятия (с числом рабочих более 20 человек), земля, недра, леса, железные дороги и их подвижной состав, летательные аппараты. В связи с отменой частной собственности на землю в советском гражданском праве утратило значение деление имущества на движимое и недвижимое.

Различалось наследование по закону и завещанию. Наследники могли наследовать имущество на сумму не более 10тыс. золотых рублей (ограничения были сняты в 1926 г.). Право наследования по закону имели только супруг, дети, а также лица, состоявшие на полном иждивении наследодателя в течение последнего года его жизни.

Главным нововведением в семейном праве было введение института фактического брака, т.е. фактическое сожительство приравнивалось к зарегистрированному браку. Восстанавливался институт усыновления.

В советском трудовом праве ликвидировались институты, связанные с политикой военного коммунизма: различные принудительные повинности, трудовые мобилизации. Устанавливался единый режим трудовых отношений для предприятий разных форм собственности. Прием на работу осуществлялся на основе трудового договора при добровольном согласии гражданина. Возобновилось заключение коллективных договоров между трудовыми коллективами и администрацией государственных предприятий. С октября 1927 г. вводился 7-часовой рабочий день для фабрично-заводских рабочих. Для непрерывно действующих предприятий в 1929 г. устанавливалась пятидневная рабочая неделя, а для остальных предприятий — шестидневная.

В Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. под преступлением понималось всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского правопорядка.

Преступления подразделялись на две категории: 1) наиболее опасные преступления: по данным составам устанавливался только нижний предел наказания (суд не мог назначать наказание ниже этого предела); 2) все остальные преступления, по которым устанавливался высший предел наказания. Система преступлений включала государственные преступления, преступления против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и иные преступления. К основным видам наказаний относились: изгнание из пределов СССР на срок или бессрочно, лишение свободы на срок от 6 месяцев до 10 лет, принудительные работы без содержания под стражей, конфискация имущества, смертная казнь в виде расстрела. Допускалось наказание без вины (высылка на срок до 3 лет) по отношению к лицам, подозреваемым в причастности к совершенному преступлению. Если деяние не было напрямую запрещено законом, то допускалась квалификация по принципу аналогии, т.е. на основе диспозиции и санкции статьи, устанавливающей ответственность за похожее деяние.

Образование СССР привело к возникновению новой правовой системы — права союзного государства, тесно взаимосвязанного с правовыми системами союзных республик. Так, в 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, в которых вместо понятия наказания вводилось единое понятие «меры социальной защиты» К их числу относились меры судебно-исправительного, медицинского и медико-педагогического характера. В октябре 1924 г. были приняты Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик, в декабре 1928 г. — Общие начала землепользования и землеустройства СССР. Союзные республики приводили свои кодексы в соответствие с общесоюзным законодательством.

Билет № 26

1. Военная реформа Петра I.

Военные реформы Петра I — комплекс мер, проведенных в период 1698-1725 годов, для увеличения численности и эффективности армии, её перевооружения и создания военной школы. Отдельно стоит выделить строительство флота и введение принципа регулярной армии.Успешность военных реформ Петра I была обеспечена введением многочисленных налогов, монополий и финансовых преобразований.

Причины и предпосылки:

1.Интерес Петра 1 к изучению военного дела

2. Очевидная отсталость организации армии и качества её оснащения

3.Стремление Петра получить выход к морю и построить флот

Цели и задачи:

1. Создание регулярной армии

2. Повышение квалификации войск и качества снаряжения

3. Развитие промышленности

4. Создание флота

Итоги:

1. Ликвидация стрельцов

2. Создание регулярной армии

3. Введение табеля о рангах

4. Создание военных учреждений 

5. Появление новой формы и оружия

6. Создание флота

       2. Основные направления развития Советского права в годы «перестройки»

       Два периода: 1. 1988-1989г. - характеризуется попытками последовательного либерального и демократического изменения и обновления действующей социалистической правовой системы.

1990-1991гг - характеризуется бурными изменениями, направленными на глубокое реформирование существующей правовой системы, связанное с переходом к рыночным отношениям, возрождение  частной\собственности.
Основ законодательства и иных актов, принципиальным образом меняющих нормативно-правовое регулирование той или иной отрасли права, не принималось. На втором этапе (1990—1991 гг.) принимались акты, направленные на проведение мер по реформированию всех сфер общества. Значительная часть их была нацелена на проведение реформы законодательства, создание правового государства и рыночных отношений. Можно выделить основные направления осуществления законодательной деятельности. Принимаются законы: 1) связанные с проведением экономической реформы и переходом к рыночным отношениям; 2) обеспечивающие реализацию политических прав и свобод граждан; 3) регулирующие деятельность высших органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления; 4) совершенствующие деятельность правоохранительных органов. Первым шагом к рыночной экономике стал Закон от 6 марта 1990 г. «О собственности в СССР», который разрешал семьям и отдельным гражданам иметь в собственности жилые дома, хозяйственные постройки, машины, оборудование, сырье и другое имущество, необходимое для самостоятельного ведения хозяйства. 4 июня 1990 г. Верховный Совет принимает Закон «О предприятиях в

СССР», нацеленный на обеспечение самостоятельности предприятий в рамках социалистических общественных отношений. В личной собственности граждан могло находиться только семейное, малое предприятие, на котором не применяется наемный труд. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые 28 февраля 1990 г., разрешили гражданам СССР вести крестьянские хозяйства, основанные преимущественно на личном труде и труде членов их семей. Земли для крестьянских хозяйств предоставлялись в аренду или пожизненное наследуемое владение в пределах норм, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик. Запрещая наемный труд, продажу земли, государство стремилось и в сельском хозяйстве сохранить социалистические общественные отношения. В наивности своих намерений создать рынок и одновременно сохранить социалистические производственные отношения, не допустить эксплуатации наемного труда, руководство государства убедилось достаточно быстро. Закон «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», принятый Верховным Советом 2 апреля 1991г., уже разрешал предпринимательскую деятельность граждан, как без применения наемного труда, так и с его применением. Предпринимателям разрешалось осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, создавать любые виды предприятий, приобретать полностью или частично имущество государственных предприятий, устанавливать цены и тарифы, свободно распоряжаться\полученной\прибылью.
Государство отменяло и контроль над доходами предприятий. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом 31 мая 1991 г., сняли большую часть ограничений, сковывавших частную инициативу. Гражданам разрешалось иметь на правах частной собственности не только мелкие предприятия, но и любые иные предприятия, имущественные комплексы в сфере производства товаров, бытового обслуживания, торговли и иной предпринимательской деятельности. Снимались ограничения не только с личных доходов предпринимателя, но и находящихся в его собственности средств производства, транспорта и иного имущества. Значительным являлся блок законов, гарантирующих различные политические права и свободы. Так, Закон СССР «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 г. разрешал гражданам беспрепятственно, по своей инициативе, создавать любые партии, общественные организации, движения. Особо подчеркивалось, что участие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав, а также основанием для предоставления ему государством каких-либо льгот и преимуществ. Требование указывать в официальных документах

членство в том или ином общественном объединении не допускалось. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», принятый Верховным Советом СССР 12 июня 1990 г., отменял монополию государства на средства массовой информации. Право на их учреждение предоставлялось не только государственным, кооперативным, религиозным и иным объединениям, но и гражданам СССР, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Закон отменял всякую цензуру. Вся ответственность за распространяемые сведения возлагалась на руководителя средств массовой информации, давшего разрешение на их выход в свет или в эфир. Допуская плюрализм мнений и оценок, закон запрещал использовать средства массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, призывов к насильственному свержению или изменению существующего государственного или общественного строя. Закон СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР внес существенные изменения в деятельность местных Советов, предоставив им полную свободу в решении всех региональных вопросов социального и экономического развития территории, охраны окружающей и природной среды. Однако вся их хозяйственная деятельность должна была проводиться за счет местных средств. Совершенствовалась и деятельность правоохранительных органов: милиции, прокуратуры, суда, государственной безопасности. Особое значение здесь имел Закон «О порядке обжалования в суд\неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан», которым разрешалось подавать в суд жалобы, как на действие отдельных должностных лиц, так и на органы управления и тем самым бороться за свои права.

     Билет № 27

1. Демонтаж НЭПа и формирование административно-командной  системы управления (1929-1941 гг.).

1) постепенное вытеснение частного капитала из всех секторов экономики; 2) изменение системы налогообложения; 3)изменение системы финансирования предприятий; 4) реорганизацию органов и структуры управления; 5) переход к государственному директивному планированию.

Переход к новой экономической модели осуществлялся в процессе социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в годы первых пятилеток. Курс на индустриализацию был обоснован XIV съездом ВКП(б) в декабре 1925 г. СССР должен был из страны, ввозящей машины и оборудование, превратиться в страну, их производящую. Индустриализация должна была обеспечить экономическую независимость СССР и укрепить его обороноспособность.

С этой целью планировались ускоренные темпы роста средств производства (группы «А») по сравнению с предметами потребления (группы «Б»), СССР в отличие от капиталистических стран использовал внутренние источники накопления средств для индустриализации.

2. Сословные реформы Петра I.

Причиной стала Северная война со Швецией. Основной целью реформ стало базовое правовое оформление статуса сословий, повышение эффективности сбора налогов, а также определение прав и обязанностей различных слоев населения.

Дворяне 1701- указ о пожизненной службе; 1704- указ о вотчинах; 1714- Указ о единонаследии+указ о необразованных.

Духовенство 1700 - Назначение “Блюстителя и управителя Патриаршего Престола”; 1701-восстановление монастырского приказа; 1711-Административные дела Церкви переходят к сенату;1716-Указ об ограничении численности священников и дьяконов.

Крестьяне 1690-Разрешение о купле-продаже поместных крестьян;1705-Регулярныц рекрутский набор;1718-1719-Повторная перепись населения;1724-Указ о перемещении крестьян.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.