Методика «Косвенное измерение системы самооценок» (КИСС) — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методика «Косвенное измерение системы самооценок» (КИСС)

2019-08-03 2758
Методика «Косвенное измерение системы самооценок» (КИСС) 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Е. Т. Соколовой, Е. О. Федотовой [52], [101], [102], [Psylab.info]

Проективная методика «Косвенное измерение системы самооценок – импрессивная проективная методика, направленное на получение общих представлений о системе самооценки личности. Разработана Е.О. Федотовой, Е.Т.Соколовой в 1985 году как альтернатива прямым методам исследования личности на основе принципов проективного и психосемантического подходов к психодиагностике личности.

Использование косвенной (проективной) процедуры позволяет избежать феноменов социальной желательности в самопрезентации, вскрывает не вполне вербализуемые или неосознаваемые аспекты самооценки, однако, как и все традиционные проективные методики, эта процедура сама по себе способна диагностировать самооценку лишь в самом общем виде. Психосемантические методы позволяют исследовать самооценку более дифференцированно с учетом ее внутренней структуры и ее связи с самосознанием личности. Различные модификации методики семантического дифференциала, субъективного шкалирования, техника «репертуарных решеток» вводят исследования самооценки в контекст более широкого исследования индивидуального сознания личности, его когнитивной составляющей и эмоционально-ценностного отношения к себе. Благодаря замене процедуры прямого шкалирования «Я» на косвенную оценку посредством шкалирования схематических изображений становится доступной диагностике не демонстрируемая, а подлинно переживаемая самооценка.

При создании методики авторы исходили из предположений, что у любого человека имеется некоторое знание о качествах своей личности, которое он может выразить при помощи шкал самоописания; человек способен определить свое место на данной шкале, относительно её крайних точек или полюсов; при косвенном шкалировании испытуемый минимально искажает картину самоописания.

Методика косвенного измерения системы самооценок предполагает, что уровень самоуважения – неаддитивная производная от частных самооценок, опосредованная системой личностных смыслов «Я» и когнитивным стилем личности. Процедура описания и ранжирования, схематически изображенных лиц допускает проекцию как положительных, так и отрицательных личностных черт, и, следовательно, диагностирует менее осознанный уровень самосознания.

В качестве стимульного материала используются десять карточек со схематическим изображением человеческого лица. Из схемы исключено изображение рта, так как исследования показали, что рисунок линии рта может давать систематический сдвиг в восприятии лица по определенным параметрам.

Оценка конструктной валидности КИСС основана на предположении о возможности КИСС воспроизведения реальной деятельности самооценивания. Доказано, что сравнение схематических изображений является основной составляющей процесса самооценивания, так же как выбор шкал, по которым происходит ранжирование, отражает реальный процесс оценки себя и других людей.

Проверка эмпирической валидности методики КИСС была осуществлена на 50 испытуемых – 20 психически здоровых лицах и 30 больных неврозом. Сопоставление самооценки здоровых и больных неврозом показало значимые различия по параметрам «уровень» и «устойчивость» самооценки (р= 0,001).

Надежность процедуры ранжирования по отношению к выбранному стимульному материалу проверялась сравнением данных, полученных с помощью процедуры ранжирования, и рангов, полученных методом парного сравнения для конкретного испытуемого в рамках одной экспериментальной серии. Коэффициент ранговой корреляции между этими ранжировками в среднем равен 0,8 (граничное значение для 10 стимулов равно 0,69). Это означает, что ранжирование является достаточно надежной процедурой для данного набора объектов. Данные о валидности и надежности методики подтверждаются также исследованием самооценки «психических» и «физических» качеств у здоровых лиц и лиц с суицидальным поведением. Ценность и самооценка физических качеств у суицидентов значительно снижены. Сниженным оказывается у них и общий уровень самоприятия: г=0,72 у нормы и г=0,38 – у суицидентов.

Инструкция: «Проверим Ваше воображение. Перед Вами десять карточек со схематическими изображениями лиц. Разложите карточки в ряд, так чтобы слева была та, которая нравится Вам «больше всего, справа – меньше всего, а между ними карточки лежали бы в порядке убывания приятности.

Опишите человека, чье лицо изображено на карточке, которая понравилась Вам больше всего.

А теперь опишите человека, чье лицо изображено на карточке, которая понравилась Вам меньше всего.

Разложите карточки в ряд так, чтобы слева была та, на которой изображено самое умное лицо, справа – та, на которой изображено самое глупое лицо, а между ними карточки лежали в порядке убывания «ума» лиц, которые на них изображены, и т.д.»

Обработка результатов

В результате тестирования испытуемого по необходимым ранжировкам признаков получается n рядов чисел от 1 до 10. Математическое вычисление степени сходства между ними производится подсчётом коэффициента ранговой корреляции следующим способом.

Вычисляется разность между первым номером одного ряда и первым же номером другого ряда . Эта разница возводится в квадрат .

Операция повторяется для всех членов двух рядов (в данном случае – десяти). Полученные квадраты суммируются.

Полученная сумма умножается на 6 и делится на 990 (частный случай формулы для )

Полученное число вычитается из единицы.

В итоге получается следующая формула:

Таким образом, вычисляется коэффициент ранговой корреляции между:

q Ранжировкой нравится и ранжировкой похож на меня.

q Ранжировкой нравится и всеми остальным ранжировками.

q Ранжировкой похож на меня и всеми остальным ранжировками.

Итоговый коэффициент может принимать значения от до . Чем выше коэффициент, тем выше степень субъективного сходства между ранжируемыми признаками. говорит о полном совпадении рядов, - об их противоположной направленности.

Интерпретация коэффициентов

Коэффициент ранговой корреляции нравится и похож на меня характеризует общую степень самопринятия испытуемого

Серия коэффициентов с ранжировкой нравится оценивает степень ценности тех или иных личностных качеств

Серия коэффициентов с ранжировкой похож на меня оценивает степень самооценки по тем или иным качествам личности

Положительный коэффициент означает сходство рядов – положительную связь между ранжируемыми признаками (качество «нравится», «похоже на испытуемого»).

Отрицательный коэффициент означает смысловую противоположность рядов – качество не нравится, не принимается в качестве собственного и т. д.

Условной нормой можно считать коэффициент между 0,35 и 0,65.

Методика КИСС предназначена для измерения системы самооценок, и обладает рядом преимуществ перед другими психодиагностическими методиками:

q КИСС измеряет не только уровень частных самооценок, но позволяет реконструировать целостную систему самооценок человека и. иерархию стоящих за ней ценностей и личностных смыслов.

q КИСС дает возможность выявлять самооценку индивида не только в сравнении «Я» с групповыми нормативными стандартами, но также и на основе субъективно значимых индивидуальных шкал самооценивания.

q Кроме частных самооценок методика КИСС способна выявлять глобальное эмоционально-ценностное отношение индивида к своему «Яв – уровень самоприятия.

Очевидно, что для того, чтобы получить наиболее полную информацию об определенной группе испытуемых, методику можно изменить таким образом, чтобы она отражала специфические цели исследования данной группы. Например, при исследовании трудных подростков можно изучить сферу, «социального Я», задавая категории типа «Я такой, каким меня видят окружающие», «каким я хотел бы быть» и т. п.

При исследовании диадических отношений в супружеских парах можно предложить жене разложить карточки, «встав на точку зрения мужа», по отношению к самой себе или даже вместо мужа. Это дает возможность получить «рефлексивную оценку самооценки», «отражённое отношение к себе» и пр.

  Стимульный материал для методики «КИСС»

 

 А  Б  В
 Г  Д  Е
 Ж  З  И
 К    
     

Диагностика характера самоотношения личности [93], [94]

Для изучения феномена самоотношения и определения его характера можно использовать тест-опросник В.В. Столина – С.Р. Пантилеева и проективную методику «КИСС» Е.Т. Соколовой, Е.О. Федотовой. Данная модель изучения характера самоотношения личности была апробирована в диссертационного исследовании автора, в ходе которой была подтверждена ее валидность [94]. При изучении характера самоотношения личности мы исходим из того, что аутосимпатия, самоприятие и самоуничижение являются аспектами отношения лич­ности к себе и в совокупности составляют его аффективный компонент, в связи с этим мы сопоставили показатели по шкалам «аутосимпатия», «самоприятие», «самообвинение» опросника В.В. Столина – С.Р. Пантилеева, позволяющего диагностировать осознанный уровень отношения к себе, с показате­лями «самоприятия» по проективной методике «КИСС», позволяющей диагностировать бессознательный уровень самоотношения. Показатели по этим шкалам, на наш взгляд, должны быть относительно согласованы как по данным проективной методики, так и по данным опросника. На этом основании нами были выделены группы подростков с различным характером самоотношения: позитивным и конфликтным. На рис. 2.1 представлены профили конфликтного и позитивного характера самоотношения личности и их операционализация.

Позитивный характер самоотношения предполагает высокие показатели по шкалам «аутосимпатия», «самоприятия», высокие показатели по методике «КИСС» а также низкие показатели по шкале «самообвинение» опросника В.В. Столина – С.Р. Пантилеева.

Конфликтный характер самоотношения личности, напротив, предполагает противоречие аспектов аффективного компонента, например, низкие показатели по шкале «самоприятие» при высоких показателях по шкалам «аутосимпатия» и «самообвинение», низкие показатели методики «КИСС»; или низкие показатели по методике «КИСС», низкие показатели по шкале «аутосимпатия», и при этом высокие показатели по шкалам «самоприятие» и «самообвинение» (возможны и другие варианты). Таким образом, в группу с позитивным характером самоотношения включаются испытуемые, самоотношение которых характеризуют согласованные пока­затели по обеим методикам, конфликтный ха­рактер самоотношения выражается в несогласованности показателей аффективного компонента самоотношения по данным опросника и проективной методики.

 

 

 


Рис. 2.1. Профили позитивного и конфликтного характера самоотношения личности и их операционализация

Примечание: сплошной линией –      – обозначен конфликтный характер самоотношения личности, пунктирной линией –   – позитивный характер самоотношения личности

 

 

Методика «Портреты» О. А. Белобрыкиной   [6, с. 113-119]

 

Целью данной методики является изучение особенностей самоотношения. Исследования. В основу методики положен метод шкалирования в интерпретации С.А. Будасси. Методика модифицирована применительно к детям дошкольного возраста за счет ограничения количества предлагаемых для ранжирования качеств до 10 и без их поляризации, то есть использования только социально одобряемых качеств.

Так как специфика детского мышления предъявляет особые требования к стимульному материалу, то качества, предлагаемые ребенку для ранжирования, даются в графическом изображении. Набор карточек дифференцирован по половому признаку (для мальчиков и девочек), кроме качества «умный», обобщенным символом которого служит один из героев цикла сказок Н. Носова о Незнайке – Знайка.

Во избежание смешения ребенком-дошкольником таких неидентичных по содержанию понятий, как «умеет хорошо играть» и «не дерется», последнее дано в инверсионной форме – перечеркнутая «крест-накрест» драка ребят. На понимание ребенком символики данного качества обращают особое внимание.

Ребенку по одной предъявляется весь набор карточек. Каждая картинка предполагает называние изображенного на ней качества. В случае, когда ребенок затрудняется самостоятельно дать название, ему следует помочь наводящими вопросами: «Что делает мальчик (девочка)? Как его можно охарактеризовать, какой он (она)?». Если и после этого ребенок не может подобрать обобщающего слова, фразы или дает характеристику не совсем точно, то психолог имеет право сам назвать изображенное качество.

После того как все 10 карточек будут рассмотрены и оговорены, ребенку предлагают (для уточнения и закрепления обозначений) показать ту карточку, которая соответствует качеству, названному психологом. Только после этого ребенок приступает к самостоятельной работе.

Инструкция. «А теперь, пожалуйста, выложи из этих карточек «портрет» самого лучшего ребенка. Каким он должен быть, по-твоему, в первую очередь? Каким потом?» И так далее. «Хорошо (карточки перемешиваются). А сейчас из этих же карточек выложи свой «портрет» – каким ты бываешь чаще всего... Каким реже».

Для удобства обработки данных выполненного задания качества, предъявляемые ребенку при ранжировании, располагают на тестовом бланке в ряд. Слева от ряда перед каждым качеством фиксируют номер его выбора при первом ранжировании («Я идеальное), а справа – при втором («Я реальное). Порядковые номера этих качеств в обоих рядах принимаются за их ранги (ИП – профиль субъективного идеала ребенка; РП – профиль образа «Я реальное»).

Количественное выражение степени расхождения между «Я реальным» и субъективным идеалом ребенка, как одного из параметров самооценки, определяется методом вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Полученный коэффициент ранговой корреляции позволяет в большей степени исследовать скорее качественную, чем строго количественную связь между двумя рядами качеств, располагаемых ребенком в определенном порядке:

1-й ряд – субъективный идеал ребенка;

2-й ряд – автопортрет.

Таким образом, данный показатель отражает характер самопринятия ребенка.

Анализ результатов каждого ребенка осуществляется по нескольким направлениям:

1. Сравнение с социально заданными нормами. В социально заданной форме коэффициент от +0,5 до +1 свидетельствует о некритичном, нереалистичном самопринятии, свойственном эгоцентричным людям, склонным к самолюбованию, самовозвеличиванию.

Коэффициент от -0,5 до -1 говорит о неадекватном самопринятии, которое наблюдается у людей с повышенной самокритичностью и склонностью к самоедству, самобичеванию и характеризующихся комплексом неполноценности, неуверенностью в своих силах и возможностях.

Коэффициенты в диапазоне от -0,5 до +0,5 указывают на адекватный - объективный и реалистически обоснованный характер самопринятия.

2. Сравнение с возрастными нормативами. Показатели диапазона значений для разных возрастных групп распределены следующим образов:

- для детей 5-6 лет коэффициент, указывающий на адекватный характер самопринятия, колеблется в границах от -0,22 до +0,67;

- для 6-7-летних – от -0,10 до +0,61;

- для 7-9-летних детей – от -0,16 до +0,64.

Коэффициенты ниже минимальной границы значений указывают на низкий уровень самопринятия, а выше максимальной – свидетельствуют о необъективно высоком Уровне самопринятия (отсутствует реалистичность в оценке).

Смещение возрастных интервальных границ за показатель +0,5 принятый в социально заданных нормативах, обосновано спецификой развития самооценки и закономерностями, свойственными процессу становления «Я идеального» в дошкольном и младшем школьном детстве.

«Я идеальное» служит основой направленности личности, источником формирования ее ценностных ориентаций, так как во всей полноте раскрывает представления человека о собственном будущем и отражает развитие самооценки в контексте социокультурного уровня.

По показателям величины коэффициента ранговой корреляции осуществляют распределение детей на группы:

1-я группа – дети с адекватным самопринятием;

2-я группа – дети с нереалистическим уровнем самопринятия:

q заниженным (чрезмерно критическим);

q завышенным (идеализированным).

3. Сравнение с внутригрупповыми значениями. Внутригрупповой диапазон адекватных значений высчитывается по следующей формуле:

где Me – среднеарифметическое (то есть частное, где числитель – сумма всех коэффициентов выборки, а знаменатель – число обследуемых в выборке);

СКО – среднеквадратическое отклонение.

Значительные расхождения внутригрупповых значений с социально заданными и возрастными нормативами указывают на недостаточность в обеспечении адекватных условий для развития самооценки ребенка со стороны референтного микросообщества – семьи, группы, детского сада, классного коллектива.

4. Сравнение индивидуальных профилей ребенка с совокупным графическим «идеальным» профилем. Сопоставление субъективного «идеального» профиля ребенка с обобщенным (рис. 2.2) «идеалом» (особенно по пяти перовым позициям, которые на рисунке отграничены пунктиром) дает возможность выявить расхождение в ценностных ориентирах личностного развития. Если расхождение слишком велико и при этом коэффициент самопринятия очень низкий, то ребенок или находится, или скоро может оказаться в позиции аутсайдера (изолированного, отверженного сверстниками).

Условные обозначения качеств ребенка, расположенные на горизонтальной оси: 1 – умеет хорошо играть; 2 – сильный; 3 – вежливый; 4 – аккуратный; 5 – не жадный; 6 – говорит правду; 7 – смелый; 8 – трудолюбивый; 9 – не дерется; 10 – умный; на вертикальной оси расположены ранги (места) распределения качеств.

 

Рис. 2.2. Профиль «идеального» дошкольника



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.