Русские потешки, которыми можно «оживить» дымковские игрушки — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Русские потешки, которыми можно «оживить» дымковские игрушки

2019-08-03 1760
Русские потешки, которыми можно «оживить» дымковские игрушки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Ты зачем рано встаешь

Да и громко поешь?

Зачем громко поешь,

Детям спать не даешь?

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

— То-то хорошенький,

То-то пригоженький!

Ходит бочком, ушки торчком,

                  Хвост крючком, нос пятачком!

 

Загадки

Кофточки цветные,

Юбки расписные,

Шляпы трехэтажные —

 Статные и важные.

 

                                            (Дымковские барышни)

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами,

Очень рано встаю,

Детям спать не даю.

                            (Петух)

                                                  Кто-то дырочки смело

Сделал птахе у спины,

И синица вдруг запела

Голоском самой весны.

                       (Синица)

Дымково

Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали.

Там любили песни-пляски. В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз, а затем пустимся в пляс.

Хороша игрушка расписная, вся поет, бесхитростно светла.

И видна в ней радость молодая ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету в игрушки яркие вложил?

О. Левицкий

Пестрый хоровод

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну-ка, за работу, чудо-мастера!

Я слеплю лошадушку, я ее поглажу

И седельце с бахромой на спине прилажу.

Слепим, высушим — ив печь! А потом распишем.

Будем мы игрушки «печь», печка жаром пышет.

А в печи — не калачи, а в печи — не куличи,

Не пышки, не ватрушки, в печи — игрушки!

Не кастрюли, чугуны — а лошадок табуны.

За лошадками — козел, из печи — и прыг на стол!

Вылезай, скорей, медведь! В печке можно угореть.

Друг за дружкой выплывают утушек-свистулек стаи,

А за ними в свой черед — кукол пестрый хоровод.

Распишу я утушку разными цветами,

Свищет моя утушка разными ладами.

Модница-нарядница, вы куда идете?

 

С зонтиком и с сумочкой глиняная тетя.

Поглядите, каковы! И нарядны, и новы

Расписные сани.

 Медведь с гармошкой, солдат с усами,

 Козел-золотые рожки да куколка в сережках.

 Пестрые, яркие, славные подарки!

  Лена Гулыга

Дымковская игрушка

Из истории русского промысла «Дымковская игрушка»

 

В XII веке земли нынешней Карелии и Архангельской облас­ти принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца осно­вали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины Великой, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие го­род новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали ле­пить глиняных божков, справлять праздник бога Солнца Ярило, чтить богиню дома Роженицу.

В Вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жите­ли города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Куклы-свистуньи продавались здесь же, на улице.

Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресе­нье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мас­теров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в ши­рокой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружев­ными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече — ярко-зеленое коромыс­ло с оранжевыми ведрами.

Вятичи чтили бога Солнца Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами — символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изоб­ражали то, что они хотели бы иметь: фигурки домашних живот­ных или младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансфор­мировалась в «Барыню».

Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».

Технология изготовления игрушек была следующей. В теп­лое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огоро­де, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщи­ны. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаще всего изоб­ражались юмористически. Например, молодец в зеленом колпаке и красной рубашке, с балалайкой в руке скачет на желтой сви­нье; другой молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке.

Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая — голову, третья лепит ведра, а потом все это собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величи­ны, игрушка сушилась от 2 до 14 дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь — потом не пристает грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведен­ным на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным бел­ком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продава­лись на ярмарках и рынках.

Для дымковской игрушки характерен простой геометричес­кий орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и по­лос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов — красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.

Отличительная особенность дымковской игрушки — обобщенность (отдельные элементы игрушек далеки от реально­го изображения: например, рога дымковского оленя напомина­ют куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоратив­ность и острая выразительность. В традиционных фигурках живот­ных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц — вкусы XIX в.

Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особеннос­тях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

Конь

Занятие по лепке

Цели

• Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, воспитывая у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

• Показать пластичность передачи движений в лепке.

• Продолжать учить детей лепке из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек.

• Обратить внимание детей на тесную связь народных традиций, декоративно-прикладного искусства, музыки и устного на­родного творчества.

Материалы для занятия

♦Дымковские кони (игрушки и иллюстрации)

♦Глина

♦Клеенки или подставки для лепки

♦Тряпочки для вытирания рук, стеки

Ход занятия

Воспитатель показывает детям дымковского коня и предла­гает подумать, как можно его вылепить, какие приемы при этом применить. Голову и шею коня можно слепить из одного куска глины, шея затем плавно переходит в туловище. Передние и зад­ние ноги можно слепить отдельно, разделяя их при помощи стеки, затем примазать к туловищу. Воспитатель обращает внимание детей на соразмерность всех частей туловища коня.

Гриву и хвост коня также можно оформить с помощью стеки, стараясь придать им развивающийся вид. Это поможет передать движение коня.

Перед началом работы воспитатель обязательно напомина­ет детям, как правильно работать с глиной, как содержать одеж­ду и рабочее место в порядке. Во время лепки воспитатель старается помогать детям советами, редко прибегая к прямому вмеша­тельству или показу.

Во время работы воспитатель включает негромкую музыку, использует русские народные мелодии. Можно предложить де­тям прослушать пьесу Свиридова «Тройка», где в музыке великолепно переданы характер стремительного движения коней, и обсудить ее с ребятами.

После окончания работы игрушки выставляются на про­сушку. При оценке работ и анализе занятия воспитатель обра­щает внимание детей на то, что игрушки у всех получились разные, у каждой имеются свои индивидуальные особенности. Можно предложить каждому ребенку сказать несколько слов о своей игрушке. Какой у тебя получился конь? Озорной, игривый или усталый, много поработавший и желающий отдохнуть. Какой у него характер — открытый, доброжелательный или немного диковатый? Пусть дети немного пофантазируют.

В заключение воспитатель напоминает детям, что после того как игрушки подсохнут, их обязательно надо будет раскрасить.

Индюк

Занятие по лепке

Цели

♦Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками,
воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, воспитывать уважение к их труду.

♦Продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помо­щью примазывания.

♦Упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющи­вания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей.

Материалы для занятия

♦Дымковский индюк (лучше, если не один).

♦Глина.

♦Клеенки или подставки для лепки.

♦Тряпочки для вытирания рук, стеки.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям дымковского индюка, предлагает внимательно рассмотреть его и потрогать. Обсуждается вопрос, из каких деталей состоит фигурка индюка, в какой последовательности лучше его лепить. Сложные детали — борода, гребень, хвост — требуют тщательной проработки. При их лепке можно прибегнуть к помощи стеки, применить приемы прищипы­вания, оттягивания глины.

Во время работы детям предоставляется возможность поэкспериментировать с глиной, изготавливая эти детали. Воспита­тель просит детей подумать, как можно передать характер индю­ка. Для этого дети сначала должны вообразить, какие черты характеры присущи их индюку: может, он зазнайка и хвастун, а может быть, он добрый и застенчивый; а вдруг он драчун; а может, немного трусоват? Как передать эти особенности в гли­не? Воспитатель помогает детям советами, указаниями. К по­казу или непосредственной помощи педагог прибегает редко. Ребенок, экспериментируя с глиной, должен сам найти нуж­ную форму, испытать радость настоящего открытия.

При обсуждении работ воспитатель опять предлагает детям сказать несколько слов о получившихся у них фигурах.

Работы выставляются на просушку для дальнейшего раскрашивания.

Составление дымковских узоров

Занятие по рисованию

Цели

• Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии).

• Учить рисовать круги безотрывными линиями всем ворсом кисти.

• Учить рисовать кольца одним круговым движением, рисовать точки и черточки концом кисти

• Учить самостоятельно выбирать цвета для узора.

• Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора на полосе, квадрате, круге.

 

Материалы для занятия

♦ Дымковские игрушки

♦ Фотоиллюстрации

♦ Белая бумага различной формы — полосы, квадраты, круги

♦ Кисти

♦ Гуашь

Ход занятия

Начинается занятие с рассматривания дымковских игрушек или иллюстраций, на которых они изображены. Воспитатель беседует с детьми об особенностях дымковского узора, отмечая, что на каждом узоре есть круги, кольца, встречаются линии — прямые и волнистые, прямые линии могут образовывать квадра­ты (клетчатые юбки барышень). Обсуждается выбор цветов для составления узоров.

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить узор, используя дымковские мотивы. Нужно напомнить де­тям, что при составлении орнамента на полосе можно чередовать одинаковые элементы, а при составлении узора на круге и квад­рате нужно применять симметричный орнамент.

Воспитатель напоминает, как рисовать круги всем ворсом кисти одним круговым движением, как можно ставить точки, используя кончик кисти.

Дети выбирают бумагу любой формы, им предоставляется возможность выбора красок.

Во время работы включается негромкая музыка (попурри мелодий русских народных песен).

Дымковские кони

Занятие по рисованию

Цели

  ♦ Продолжать учить детей рассматривать игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии), форму игрушек

  ♦ Учить рисовать коня из отдельных полос широкой кистью.

♦ Упражнять в рисовании кругов безотрывными линиями всем
ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании то­
чек и черточек концом кисти

♦ Учить использовать маленькие ватные тампоны для выполнения мелких элементов узора (точки, черточки, грива, копытца)]

♦ Учить самостоятельно выбирать цвета для узора

Материалы  для занятия

♦Дымковские игрушки

♦Фотоиллюстрации

♦ Бумага темного цвета — зеленого, синего, фиолетового и черного

♦ Белила, гуашь

♦ Кисти

♦ Ватные палочки

Ход занятия

В начале занятия воспитатель обсуждает с детьми способы рисования широкой кистью — флейцем. Также обсуждаются особенности росписи дымковских коней.

Воспитатель напоминает детям, что изначально дымков­ский конь был символом главного славянского божества — бога Солнца Ярило. Поэтому его украшает красный круг на груди — символ солнца. Чтобы показать могущество Ярило, коня иногда делали двухглавым или трехглавым.

Воспитатель: Посмотрите еще раз на этого дымковского коня. А вот здесь еще картинка с изображением другого коня. Эти кони разные, но есть в них и общее. Давайте сравним.

Путем сравнения дети устанавливают общие детали в узорах коней.

Воспитатель предлагает детям изобразить белого коня с помощью широкой кисти и белил. Последовательность рисования: сначала широкой полосой рисуется спинка всем ворсом кисти; за­тем вниз идут полоски — ноги; плавной линией изображается выг­нутая шея и короткой широкой линией — голова.

Воспитатель: Силуэт коня готов. Теперь мелкие детали: грива, хвост, глаза, копытца. Их можно изобразить с помощью ват­ных палочек, которые есть на ваших столах. Обмакните их в черную гуашь и отпечатайте на бумаге глаза коня. Теперь попробуйте с помощью ватной палочки нарисовать развевающую­ся гриву и хвост. Получается?

А чем вы украсите коня? Пожалуйста, подбирайте нужные краски, выбирайте кисти и — за дело! Если хотите, можно изобразить нескольких коней, пасущихся на лугу.

Аналогично проводится занятие по разукрашиванию вылепленных фигурок коней. Выполнение узора дети уже освоили, поэтому на занятии им можно предоставить максимум самостоятельности в выборе средств — краски, кисти, печатки, ватные палочки.

Воспитателю нужно только проследить, чтобы накануне дети покрыли фигурки коней белилами, подготовив их к росписи.

Роспись фигурки индюка дымковским узором

Занятие по рисованию

Цели

• Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии), форму игрушек.

• Учить готовить фигурку к нанесению на нее узора, наносить белила ровным слоем с помощью широкой кисти

• Упражнять в рисовании элементов дымковского узора

• Учить детей выделять украшения хвоста индюка, закрепляя умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму

• Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и ее концом

• Учить самостоятельно выбирать цвета для узора

Материалы для занятия

♦Дымковские игрушки

♦Фотоиллюстрации

♦ Вылепленные и высохшие фигурки

♦ Белила, гуашь

♦ Кисти

♦ Ватные палочки

 

Предварительная работа. Накануне занятия фигурки покры­ваются ровным слоем белил с помощью широкой кисти.

Ход занятия

Занятие начинается с определения последовательности дей­ствий при раскрашивании фигурки индюка. Воспитатель обра­щает внимание детей на сложный узор на хвосте индюка: он со­стоит из каймы и элементов орнамента в середине. Путем сравне­ния нескольких игрушек или фотоиллюстраций с изображением дымковских индюков, выделяются основные элементы узора — это всё те же круги, кольца, точки, линии, которые дети уже уме­ют рисовать.

После беседы дети приступают к работе под фонограмму русских народных песен.

По окончании работы воспитатель предлагает детям вспом­нить, какие характеры они придумали своим игрушкам, когда лепили их. Изменился ли их характер после росписи? Воспита­тель может прочитать несколько потешек про индючков и спросить детей, какая больше подходит к их индюку.

Дымковский петушок

Занятие по аппликации

(коллективная работа в технике мозаики, выполненной обрыванием)

Цели

• Продолжать развивать интерес к методу обрывания

• Воспитывать эстетическое восприятие предмета

• Воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев, интерес к их работе, желание создавать подобные игрушки

• Воспитывать цветоощущение и цветовосприятие при под­боре бумаги нужного цвета для выполнения аппликации

• Воспитывать умение работать коллективно

• Продолжать учить детей рассматривать игрушки, выделяя детали узора, форму игрушек.

 

Материалы для занятия

♦ Дымковские игрушки

♦ Фотоиллюстрации

♦ Листы бумаги формата АЗ, на которых изображен контур петушка

♦ Цветная бумага

♦ Клей

♦ Кисточки для клея

Организация детей на занятии. Дети разбиваются на под­группы из 4—5 человек, каждая подгруппа будет выполнять свою работу. Здесь важно умение детей договариваться о распределении работы, располагаться за рабочим столом так, чтобы не ме­шать друг другу, определять последовательность выполнения работы, какой узор будет украшать петушка. Воспитатель берет на себя роль координатора коллективных усилий детей.

Ход занятия

В начале занятия воспитатель предлагает детям украсить нарисованного на листе бумаги петушка необычным спосо­бом — с помощью аппликации. Он напоминает детям о технике выполнения аппликации-мозаики: сначала намазывается клеем небольшой участок контура, затем на него быстро наклеивают­ся обрывки бумаги нужного цвета. Чем мельче будут эти обрыв­ки и чем теснее они будут располагаться внутри контура, тем интереснее и выразительнее получится аппликация.

Затем рассматриваются фигурки дымковских петушков или иллюстрации с их изображением, чтобы выделить элементы узо­ра, украшающего фигурку.

Детям предлагается самостоятельно выбрать цвет бумаги для выполнения аппликации. Допускается вырезание отдельных де­талей узора (например, кругов) с помощью ножниц.

По окончании работы воспитатель обращает внимание де­тей на то, что наиболее удачными аппликации получились у тех подгрупп, в которых дети смогли быстро договориться друг с другом, сообща выполняли работу.

 

 

Примерное планирование занятий по теме

«Сине-голубая Гжель»

Беседа Утренние беседы с детьми Тема: «Сине-голубая Гжель»   Вопросы к беседе • Какие ты знаешь народные керамические промыслы в России?  • Почему они называются керамическими (от греческо­го слова керамика — глина)? • Из какой глины делались дымковские игрушки? • Какие персонажи дымковских игрушек ты помнишь? • Откуда пошло название вятского праздника «свистунья»? • Как вятичи праздновали его? • Какое настроение вызывают дымковские игрушки? • Чем отличаются изделия гжельских мастеров? • Из какой глины они изготовлялись? • Какую роспись использовали гжельские мастера? • Почему Гжель называют сине-голубой? • Какую посуду делали гжельские мастера? • Какую старинную посуду, которую сейчас уже не исполь­зуют, ты знаешь? • Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на гжельские изделия? • А чем отличаются изделия скопинских мастеров? • Как ты думаешь, почему скопинцы делали свою посуду в виде фантастических птиц, драконов, львов? • Как получалась знаменитая скопинская глазурь? • Какое настроение рождает в душе скопинская посуда?   __________________________________________________________________________________ Занятия 1. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Сине-голубое чудо Гжели». Рассказ об истории промысла. 2. Развитие речи. Тема: «Сочинение сказки о гжельской розе». Чтение и пере­сказ русской народной сказки «Снегурочка», разучивание стихов о Гжели. 3. Лепка. Тема: «Гжельский чайник». 4. Рисование. Занятие 1. «Рисование элементов гжельских узоров». Занятие 2. «Цветы Гжели». Занятие 3. «Гжельский чайник». Занятие 4. «Портрет Снегурочки». 5. Аппликация. Тема: «Цветы Гжели» (коллективная работа в технике мо­заики, выполненной обрыванием).   ________________________________________________________________________ Игра Сюжетно-ролевые игры «Семья» Цель. Закреплять навыки коллективной деятельности, учить распределять роли, учитывая интересы всех играющих, воспитывать у детей умение идти на компромисс в интересах дела, учить выстраивать сюжет игры. Народные подвижные игры «Ловишки с бегом» — на развитие быстроты в беге, быст­роты реакции, увертливости, ловкости. «Ловишки с мячом» — на развитие глазомера, упражне­ние в точности броска, развитие быстроты и ловкости. «Жмурки» — на развитие слуха, упражнение в определе­нии направления по звуку, ловкости, быстроты реакции. «У медведя во бору» — на развитие быстроты в беге, быст­роты реакции, умения декламировать хором.  

 

Занятия

Сине-голубое чудо Гжели

Занятие по ознакомлению с окружающим миром Экскурсия в музей детского сада

Цели

Образовательные:

• Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской керамикой

• Рассказать о других керамических промыслах, в частности, о скопинской керамике

• Учить детей находить различия между керамическими изделиями различных образов, учить их проводить сравнительный анализ по фотоиллюстрациям или представленным образцам

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию

Коррекционная:

• Обогатить словарь детей словами, обозначающими названия старинной посуды (квасница — сосуд для кваса, ставец — большая чашка, миска, братина)

Материалы для  занятия

• Изделия гжельского промысла — различная посуда и сувениры

• Иллюстрации, на которых изображены изделия Гжели

Организация детей на занятии. Занятие можно провести в группе, в комнате русского быта, в изостудии, в музыкальном зале, где устроена выставка гжельской керамики.

Важно, чтобы дети могли внимательно рассмотреть все изделия, особенности росписи, сравнить их, потрогать руками, что­бы ощутить гладкость обливной глазури.

Ход занятия

Часть 1


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.