Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Средства ИКТ — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Средства ИКТ

2019-08-03 1899
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Средства ИКТ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Системный дизайн

Эффективность работы ЭСОН во многом определяется характером программного интерфейса. Дизайн программ оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн интерфейса обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход.

Системный подход является основой системного дизайна — особого вида творческого проектирования, включающего в создаваемую модель все факторы, которые в какой-либо степени влияют на процесс разработки и создания объекта, условия его потребления и последующего функционирования. Логическая обусловленность каждого последующего шага в цепочке позволяет с наибольшей вероятностью гарантировать адекватное конкретному объекту решение извечной проблемы дизайна — соотношения утилитарного (эффективность, экономичность, комфорт) и прекрасного (эстетическая выразительность, образность, способность вызывать положительные эмоции и ассоциации).

Принцип системности обеспечивает проведение различных видов структурирования информации без потери качества благодаря использованию достижений современной науки о знаках и знаковых системах — семиотики. Согласно семиотическому подходу каждая знаковая система, каковой является ЭСОН, должна исследоваться с учетом выделения следующих подсистем: синтаксической, семантической и прагматической.

Экспериментальными исследованиями установлено, что:

• сложность понимания увеличивается с ростом основного состава слов, насчитывающих более 3 слогов;

• объем кратковременной памяти равен 7 + 2 единицы (несвязных цифр, несвязных слогов или слов);

• семантическое кодирование играет большую и часто недооцениваемуюроль в функционировании рабочей памяти;

• продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического;

• пропускная способность зрительного анализатора человека примерно в100 раз больше, чем слухового;

• контекстное окружение основной информации напрямую влияет на скорость и точность ее распознания и восприятия;

• конфигурация пространственных стимулов имеет большое значение для репрезентации в визуальной кратковременной памяти информации о пространственном расположении, цвете и форме стимулов.

 

Главное — найти оптимальное сочетание синтаксической, семантической и прагматической подсистем в единой системе ЭСОН, причем как в целом, так и на всех возможных уровнях его типологической модели.

Уже в дизайн-проекте разработчик обучающей программы закладывает будущее единство целевой ориентации, содержания и формальных качеств объекта. Чем менее логичным, менее функционально обоснованным был разработанный проект, тем больше различий между замыслом и полученным продуктом, тем меньше эффективность системы. Первая фаза системного дизайна играет важную роль. На этом этапе происходит сбор и анализ необходимой информации, что определяет смысловой центр последующей деятельности.

Дизайн-концепция обосновывает цели проекта и способы их достижения. Она является как бы фундаментом будущего здания, определяя его функциональные и эстетические возможности. Побуждающим моментом дизайн концепции обучающей программы всегда является человек-обучаемый — конечный адресат проекта в целом.

Дизайн-программа выступает в качестве исходной фазы проектирования. Она содержит основные группы операций реализации дизайн-концепции и представляет собой собственно проект или модель данного вида деятельности.

Дизайн-сценарий конкретизирует дизайн-программу в пространственно-временной среде и представляет собой схему будущего функционального объекта, что позволяет «проиграть» все возможные сюжеты его жизнедеятельности. В сценарии содержатся ответы на все важные вопросы: что? Кто? Где? Когда? Каким образом? С какими затратами?

Таким образом, системный дизайн охватывает все нюансы объекта, начиная от первых концептуальных прикидок и заканчивая его дальнейшим функционированием.

Структура и содержание основных элементов

Для улучшения долгосрочной памяти необходимо увеличить избыточность информации, уменьшая при этом ее иррелевантность. Среди проектировщиков обучающих программ весьма распространено ошибочное мнение, согласно которому обучаемому необходимо предоставить максимально возможную информацию по учебной теме, зачастую без учета необходимости данной информации для дальнейшей его деятельности. Наряду с увеличением общего объема программы такой подход приводит к перегрузке пользователя излишней информацией и в конечном счете к падению эффективности обучения. В связи с этим требование лаконичности — одно из исходных при построении обучающих программ.

Необходимо помнить, что с помощью компьютера можно получить не просто статистические выкладки, а наглядные динамические модели. Поэтому данное преимущество компьютеров необходимо использовать как можно шире.

Следует учитывать, что интерактивность обучающей программы, формы и способы осуществления диалога в ней играют решающую роль в построении эффективного учебного процесса. Организация общения с программой определяется психологическими особенностями обучающегося.

Один из путей индивидуализации обучения— предоставление обучающемуся возможности выбора скорости, объема подачи материала, стратегии обучения в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями. Проблема подачи учебного материала имеет два аспекта. Во-первых, это вопрос о том, что происходит, если скорость входной информации превосходит возможности человека по ее восприятию, т. е. его «пропускную способность». Экспериментально установлено, что перегрузка обучаемого приводит к увеличению потерь информации.

Второй аспект состоит в том, что эффективность деятельности человека снижается не только при избыточности информации, но и при ее недостаточности. Поэтому далеко не всегда главной задачей при разработке обучающих программ является уменьшение темпа подачи и сокращение потока информации. В некоторых случаях главной может оказаться задача преодоления недостатка информации.

Вышесказанное означает, что, создавая обучающие программы, необходимо ориентироваться на некоторую оптимальную скорость подачи информации, которая бы не превышала «пропускной способности» человека, но в то же время была достаточной для того, чтобы поддерживать активность обучающегося на высоком уровне.

Выявлено, что высокий темп усвоения тесно связан с уровнем развития вербального интеллекта и рефлексивным когнитивным стилем. Это говорит о том, что наличие развитой системы вербальных кодов в долговременной памяти, сформированных способов вербального опосредования, отработанности операций со словами, умение планировать и решать задачи «в уме» благоприятно влияют на темп усвоения знаний. Значительная выраженность таких свойств нервной системы человека, как сила и активированность, также благоприятно влияет на общую продуктивность памяти.

При встрече с новым материалом обучающийся соотносит идеи, находящиеся в тексте, с теми знаниями, которые у него уже имеются. Успешность такого соотношения обусловливает эффективность научения и определяется тем, насколько психологически обоснованно, логично и согласованно представлена учебная информация.

Можно выделить следующие требования к структуре и содержанию учебного материала:

• сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста (тяжело читать большой текст с экрана);

• использование слов и сокращений, знакомых и понятных обучаемому. Сокращения должны быть общеупотребительными и их количество сведено к минимуму. Изложение материала языком, понятным человеку, позволяет в 6 — 7 раз уменьшить объем новых слов, требующих понимания и запоминания, за счет чего облегчить процесс обучения (словарный запас обычного человека составляет 15 — 16 тысяч слов, а словарный запас русского языка — более 100 тысяч (не включая сокращения));

 

• отсутствие нагроможденности, четкий порядок во всем; тщательная сгруппированность (структурирование) информации; объединение отдельных семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы (принцип структурности);

• наличие кратких и «емких» заголовков,маркированных и нумерованных списков; текст должен легко просматриваться;

• вся наиболее важная информация должна помещаться в левом верхнем углуэкрана и быть доступной без скроллирования;

• каждому положению (каждой идее) должен быть отведен отдельный абзац текста;

• основная идея абзаца должна находиться в самом начале (в первой строке) абзаца. Это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли. Следует обратить особое внимание на заставку программы, подумать, на что она настраивает обучающегося;

• использование табличного (матричного) формата предъявления материала. Таблицы (матрицы) позволяют представить материал в компактной форме и наглядно показывают связи между различными понятиями.

Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что матричный формат предъявления материала более эффективен, чем текстовый или линейный. Таблицы должны помещаться на один экран без скроллирования; большие таблицы рекомендуется разбивать на несколько более мелких;

Графика должна органично дополнять текст.Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала. Это относится в первую очередь к оперированию сложными образами — объемными формами, цветовыми композициями и т. п.;

Во многих случаях наиболее эффективным является использование мнемонических репрезентаций. При этом информация предъявляется в визуальной форме, в виде образов, метафорически передающих суть изучаемых понятий или явлений (так, рыба-пила может быть представлена с помощью картинки, изображающей пилу). Информация репрезентируется в различных кодах, и образуется больше тематических связей между уже известным и новым для обучающегося материалом;

При представлении знаний в виде моделей и диаграмм необходимо помнить, что пространственные знания, полученные через модели, приводят к тому, что обучаемые занимают позицию персонажей, находящихся внутри ситуации, в случае же предъявления диаграмм обучаемые занимают позицию внешних наблюдателей, находящихся снаружи ситуации.

При проектировании характера и последовательности предъявления учебного материала должен соблюдаться принцип стадийности: детальная и интегральная информация, требующаяся обучаемому на четко разграниченных стадиях решения задач, может разделяться в пространстве (одновременное отображение в разных зонах экрана дисплея) или во времени (последовательное отображение различной информации).

При предъявлении материала, необходимого для целостного понимания определенного вопроса, должны быть соблюдены принципы совместности: пояснения к графическим иллюстрациям должны располагаться как можно ближе к ним (принцип пространственной совместности), текст и соответствующее ему изображение должны предъявляться одновременно, а не последовательно (принцип временно'й совместности). Это создает целостность образной и вербальной информации и повышает степень восприятия.

Иллюстрации (карты, планы, схемы и т. д.), представляющие сложные модели или устройства, должны быть снабжены системой мгновенной подсказки (помощи), появляющейся или исчезающей синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации.

Инструкции по выполнению заданий необходимо тщательно продумывать на предмет ясности, четкости, лаконичности, однозначности толкования; слишком длинные и излишне подробные задания снижают мотивацию обучающихся к продолжению работы с курсом; эмоциональный фон, повышенная эмоциональность информации придают ей дополнительную ценность — художественная проза запоминается лучше, чем специальные тексты, а стихи лучше, чем проза.

Вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок;

Производительность обучения значительно повышается, если одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия информации (в иностранной литературе это называют принципом модальности).Поэтому рекомендуется там, где это возможно, использовать для текста и графических изображений звуковое сопровождение. Исследования показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

Можно добиться существенного повышения объема кратковременной зрительной памяти перекодированием части зрительной информации в слуховую, учитывая тот факт, что слуховая память стирается медл

 

Электронный учебник

Электронный учебник (ЭУ) — это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя освоения учебного курса или его большого раздела именно с помощью компьютера.

Электронный учебник или курс обычно содержит три компонента:

Ø презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть курса;

Ø упражнения, способствующие закреплению полученных знаний;

Ø тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащегося.

 

Эти компоненты ЭУ реализуются с помощью следующих систем:

• ядро (управляющий модуль) курса;

• иллюстрированный учебно-справочный комплекс;

• комплекс виртуальных лабораторий и интерактивных моделей;

• тестирующий комплекс, интегрированный с базой данных задач;

• поисковый комплекс;

• систему помощи;

• систему методической поддержки.

 

ЭУ (при том, что он часто дополняет обычный учебник) особенно эффективен в тех случаях, когда он:

• обеспечивает практически мгновенную обратную связь (свойство интерактивности);

• помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен (повышение производительности поиска);

• существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

• не просто выводит текст на экран, но и рассказывает, показывает, моделирует и т.д. — именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедийных технологий (принцип наглядности и доступности);

• позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу(настройка на конкретного обучаемого);

• может обновить необходимую учебную информацию, например, с помощью Интернет (принцип актуализации информации).

Даже в тех случаях, когда используются электронные учебники или учебные энциклопедии, целесообразно использовать «твердую» копию текстовых разделов, которые выбраны в этих пособиях для использования их учениками (т. е. распечатывать с помощью принтера необходимый текст, а не читать его с экрана).

 

Электронное издание должно содержать достаточно полную информацию по рассматриваемым темам, приводимые иллюстрации или видеоотрывки должны представлять дополнительную информацию или являться основным объектом рассмотрения, звуковой комментарий также не должен быть повторением текстовой информации. В целом видеоотрывки должны быть насыщены значимой информацией. Если же видеоматериал представляет основную ценность издания, то целесообразнее создать видеофильм, который будет представлен со значительно лучшим качеством по сравнению с оцифрованными фрагментами в электронном издании.

Электронный учебник, как правило, представляет собой мультимедийный продукт и должен обеспечить эффективное обучение школьников и студентов в режиме самообразования и в режиме, при котором преподаватель от обычного инструктирования переходит к консультированию учащихся. Из этого следует, что учебник должен обеспечивать как непрерывный режим обучения, так и пошаговый. Каждый выделенный заранее смысловой фрагмент курса должен заканчиваться практическими (упражнения) и контрольными (тестирование) занятиями, а каждый большой раздел курса — тестовым занятием или зачетом.

Неотъемлемой частью электронного учебника являются фрагменты «живых» лекций лучших преподавателей. Технические возможности уже позволяет это сделать. При этом лектор должен так построить свое изложение учебного материала, чтобы структура лекции была очевидна и обучаемый мог определить для себя начало и конец каждого фрагмента и повторить его желаемое число раз.

 

Отличительные особенности ЭУ:

1. Информация по выбранному предмету или курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собой законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий (традиционное требование к любому учебнику, но для ЭУ оно становится решающим).

2. Структурным элементам учебного курса должны соответствовать ключевые темы с гипертекстом, иллюстрациями, аудио- и видеокомментариями или видеоиллюстрациями.

3.Основные фрагменты учебника (или отдельные темы) наряду с текстом и иллюстрациями должны содержать аудио- или видеозапись авторского (или лекторского) изложения материала. Можно назвать эти

элементы «живыми» лекциями, т. е. короткими видеолекциями по ключевым понятиям объясняемого материала. Квалифицированный лектор даст здесь свое понимание изучаемого предмета, расставит необходимые смысловые акценты, которые бывает трудно передать в обычном учебнике. Обязательным элементом интерфейса для «живых» лекций (а также видеоиллюстраций) должна быть линейка прокрутки, позволяющая начать лекцию или повторить ее с любого места.

4.Текстовая информация может дублировать некоторую часть «живых» лекций. ЭУ должен обеспечивать возможность распечатки необходимых фрагментов текста. Это особенно важно для быстро меняющихся специальных курсов, для которых бывает трудно подготовить печатное издание, отвечающее требованиям сегодняшнего дня. Должен существовать механизм адаптации используемого шрифта к запросам пользователя. В любом случае размер шрифта для текста на экране монитора не должен быть меньше 12.

5. Иллюстрации, представляющие сложные модели или устройства, должны быть снабжены системой мгновенной подсказки (помощи), появляющейся или исчезающей синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т. д.). Использование гипермедийной графики наряду с проявляющимся текстом подсказки обеспечит как возможность увеличения отдельных элементов до размеров полноэкранной иллюстрации, так и гипермедийный переход к теме, связанной со сложным элементом иллюстрации.

6. В ЭУ рекомендуется использовать многооконный интерфейс, когда в каждом окне будет представлена связанная информация (например, на плане здания отображается выбранная комната, в основном окне -вид самой комнаты или ее панорама, в следующем — необходимая цифровая информация и т. д.).

7. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками (гипертекст), позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром и индексом. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

8. Дополнительная видеоинформация или анимированные клипы должны сопровождать те разделы курса, которые трудно понять в текстовом изложении.

9. Аудиоинформация представляется незаменимой при изучении звучания музыкальных инструментов, распознавании птиц по их пению, определении болезней по шумам в сердце, обучении иностранным языкам и т. д. Во многих случаях она является основной содержательной частью учебника. Полезно подключение звуковых сигналов для указания правильности навигации по ЭУ, оказания помощи и т. д. Кроме того, возможно использование соответствующей негромкой фоновой музыки, помогающей запоминать информацию.

10.Весь ЭУ должен включать возможность копирования выбранной информации, ее редактирования в блокноте и распечатки без выхода из самого учебника.Это позволит готовить курсовые работы и рефераты непосредственно с помощью ЭУ.

11.Электронный учебник не должен являться полным аналогом печатного издания; он должен обладать принципиально новыми качествами по сравнению с традиционным учебником, объединяя в себе компьютерные и педагогические технологии. В противном случае ЭУ, как правило, будет уступать обычному учебнику и по качеству, и по удобству использования.

 

Таким образом, электронный учебник должен составлять интерактивный учебный курс со следующими дидактическими функциями:

• ориентация на современный активно-деятельностный способ обучения: активизация обучения за счет вовлечения в учебный процесс каждого обучаемого, организация самостоятельной работы учащихся, интерактивности при работе с каждой из систем курса при сохранении возможности использовать элементы курса в рамках традиционных форм;

• комбинированное использование основных факторов интенсификации обучения (усиление целенаправленности, углубление мотивации, повышение интереса к деятельности, увеличение информативной емкости занятий, ускорение темпа учебных действий, активизация учебной деятельности учителя);

• большое количество учебного, справочного, тестирующего материала по всем темам, изучаемым в средней школе и эффективная организация доступа к этому материалу;

• повышение наглядности представления учебной информации;

• дружественный, ясный и занимательный интерфейс курса, удовлетворяющий требованиям эргономики, учитывающий возрастные и личностные особенности учащихся, с возможностью модификации на основе индивидуальных предпочтений;

• ориентация на личностно-ориентированное обучение, индивидуализацию и дифференциацию обучения, динамическая генерация учебного и тестирующего комплекса в соответствии с требуемым уровнем и возрастом ученика;

• возможность создания проблемных ситуаций, при решении которых учащиеся не только могут принимать самостоятельные решения, но и творчески усваивать учебный материал;

• контроль над результатами самостоятельной работы учащегося и выдача рекомендаций по дальнейшему изучению материала;

• наличие сетевой версии для школ, которая даст учителю возможность экономить время и сочетать индивидуальный подход и статистический учет достижений учеников;

• возможность с помощью интернет-версии курса осуществлять методическую поддержку через Интернет, направленную на получение учителями новых методических материалов, поиск учениками информации при выполнении творческих заданий, обеспечение ученикам из отдаленных районов страны доступа к лучшим образовательным ресурсам и консультациям ведущих преподавателей России;

• наличие средств, позволяющих учителю пополнять задачник, составлять уроки, контрольные работы и отдельные задания;

• организация системы обратной связи для учащихся и учителей с помощью виртуальных консультаций;

• наличие полного набора методических материалов для учителя.

 

3.2 Использование технологии мультимедиа в образовании

Технические и программные средства мультимедиа, используемые в школе

Классификация аппаратных и программных компьютерных средств, относимых к мультимедиа. Телекоммуникационные средства как средства мультимедиа

Формальный подход к определению средств мультимедиа, используемых в школе, говорит о том, что ими могут являться практически любые средства, способные привнести в обучение и другие виды образовательной деятельности информацию разных видов.В таком случае под понятие средств мультимедиа могут попасть и ставшие традиционными устаревающие аналоговые средства обучения. Однако чаще всего к средствам мультимедиа относят компьютеры и их соответствующее периферийное оборудование.

 

В разные годы в школьное образование проникали разнообразные средства, появление которых поднимало на качественно новый уровень информационное обеспечение системы общего среднего образования, что всякий раз положительно сказывалось на эффективности подготовки специалистов.

В настоящее время в российских школах можно встретить:

 средства для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, CD-проигрыватели),

 системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телетайпы, телефонные станции, системы радиосвязи),

 системы и средства телевидения, радиовещания (теле и радиоприемники, учебное телевидение и радио, DVD-проигрыватели),

 оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы, эпидиаскопы),

 полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации (ротапринты, ксероксы, ризографы, системы микрофильмирования),

 компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры, графопостроители),

 телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации).

Технические средства позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение. Эти средства, в ряде случаев, оказываются очень сложными в техническом и технологическом отношении и вполне могут рассматриваться как средства мультимедиа.

Компьютер, проникнувший в сферу образования, является универсальным средством обработки информации. Универсальность компьютера состоит в том, что, с одной стороны, он один в состоянии обрабатывать информацию разных типов (мультимедиа информацию), с другой стороны, один и тот же компьютер в состоянии выполнять целый спектр операций с информацией одного типа. Благодаря этому компьютер в совокупности с соответствующим набором периферийных устройств в состоянии обеспечить выполнение всех функций технических мультимедиа-средств обучения.

Вне зависимости от марки, модели, времени создания и области применения все персональные компьютеры, используемые в школьном обучении, имеют общие фундаментальные особенности, в числе которых:

· Возможность обработки, хранения, представления и передачи информации разных типов, в числе которых текст, числовые данные, графические изображения, звук и другие (мультимедиа-информация);

· Совместная работа с различными аппаратными мультимедиа устройствами, существенно расширяющими возможности персонального компьютера по обработке, хранению, представлению и передаче информации разных типов;

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как:

 изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

 звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

 видео, сложные видеоэффекты;

 анимации и анимационное имитирование.

Современные компьютерные мультимедиа-средства и мультимедиа технологии тесно связаны с бурно развивающимися компьютерными телекоммуникациями. Практически все информационные ресурсы, опубликованные в компьютерных сетях, являются мультимедиа-ресурсами. И, наоборот, большинство ресурсов и технологий мультимедиа, создаваемых в настоящее время, ориентируются на работу в телекоммуникационных режимах.

Использование телекоммуникационных сетей в школе в сочетании с использованием технологий и ресурсов мультимедиа открывает новые возможности, основными из которых являются:

 расширение доступа к учебно-методической мультимедиа информации;

 формирование у школьников коммуникативных навыков, культуры общения, умения искать мультимедиа информацию;

 обеспечение проведения виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в режиме реального времени;

 моделирование научно-исследовательской деятельности;

 доступ к уникальному оборудованию, моделирование сложных или опасных объектов, явлений или процессов и пр.;

 выработка у обучаемых критического мышления, навыков поиска и отбора достоверной и необходимой мультимедиа информации.

Возможно, под телекоммуникационными мультимедиа-средствами, используемыми в общем среднем образовании, следовало бы понимать любые средства и инструменты, имеющие отношение к передаче мультимедиа информации, используемой в школах. При таком подходе к телекоммуникационным средствам, используемым в сфере образования, помимо компьютеров и программного обеспечения будут относиться телефон, телевизор и многие другие телекоммуникационные устройства. Такое определение имеет полное право на существование.

Но, вместе с тем, универсальные возможности телекоммуникационных сетей делают нецелесообразным дальнейшее проникновение всех отмеченных средств информатизации в общее среднее образование. Они просто теряют актуальность. Телекоммуникационные компьютерные сети полноценно заменяют все остальные телекоммуникационные средства, обладая целым спектром дополнительных возможностей. В связи с этим становится оправданным отнесение к телекоммуникационным средствам, используемым в сфере образования, только компьютерных средств передачи образовательной мультимедиа информации.

Благодаря использованию телекоммуникационных средств в сферу образования проникли общеизвестные телекоммуникационные сервисы, такие как электронная почта, телеконференции, удаленный доступ к информационным ресурсам и другие. Все они также позволяют работать с мультимедиа информацией и являются мощным инструментом, расширяющим сферу использования мультимедиа в обучении школьников.

Понятия ДО

Вместе с новыми методами и технологиями обучения дистанционное обучение привносит в теоретическую педагогику и образовательную практику новые понятия и термины, в первую очередь к ним относятся:

· виртуальный класс (группа);

· поддержка обучения (поддержка учащихся);

· учебные телекоммуникационные проекты;

· обратная связь;

· диалоговая технология;

· компьютерная связь;

· телеконференция;

· координатор, модератор, телекоммуникационного проекта (телеконференции)

Под виртуальным классом (группой) в практике дистанционного образования понимается общность учащихся, взаимодействие между которыми при совместном выполнении ими учебных заданий происходит по компьютерным сетям. Виртуальный класс - понятие, свойственное трансформационной модели дистанционного обучения, так как можно предположить, что общение между учащимися с помощью компьютерной сети весьма существенно отличается от обычного.

Под поддержкой обучения (или поддержкой обучаемого) в дистанционном образовании понимают любые материалы, информацию, поступающую от преподавателя к ученику, находящемуся в другой географической точке. Процесс обучения мыслится как некоторая продолженная деятельность, в которой не должно быть перерывов (или они должны быть сведены к минимуму), связанных с тем, что учебно-методические материалы перестали поступать от преподавателя к обучаемому.

Учебный телекоммуникационный проект - одна из перспективных форм трансформационной модели дистанционного обучения, основанная на совместной (коллективной) деятельности учащихся, направленной на достижение некоторой модельной цели. Цель, которая обычно ставится перед учащимися, носит не учебный характер и моделирует цель какой-либо научной или производственной деятельности. Такая модельная цель придает деятельности учащихся в проекте интегрированный характер, стимулирует у них навыки и умения работы в коллективе, с использованием разделения труда и ролей, а также активную социальную направленность. Важными отличительными чертами учебного телекоммуникационного проекта являются:

· его временная определенность и ограниченность (от двух недель до трех месяцев);

· использование компьютерных телекоммуникационных сетей и программных средств для обмена информацией между всеми участниками проекта, которые часто образуют виртуальную или квазивиртуальную группу;

· необходимость четкой организации деятельности учащихся, которая устанавливается координатором проекта.

Обратная связь в дистанционном обучении - обобщение соответствующего кибернетического понятия - означает поток информации от педагога к дистанционному ученику на стадии оценивания педагогом деятельности учащегося, его продвижения и успехов и несущая реакцию педагога на успехи учащихся, оценку его деятельности (одобрение или неодобрение).

Установлено, что планомерно и рационально организованная обратная связь чрезвычайно важна, так как способствует формированию устойчивой позитивной мотивации учебной деятельности. В традиционном обучении обратная связь осуществляется неосознанно, на уровне подсознания, с помощью мимики, жестов, интонации голоса педагога, его непосредственной реакции на ответ ученика в классе. При дистанционном образовании многие невербальные каналы общения педагога и ученика оказываются перекрытыми, поэтому обратная связь оказывается важнейшим опознанным и планируемым элементом педагогической технологии.

Диалоговая технология - конфигурация программного обеспечения, оборудования, а также межличностного взаимодействия и деятельности, обеспечивающая свободное общение.

Телеконференция - способ обмена текстовыми сообщениями с некоторыми сообществами заинтересованных в этом людей.

Компьютерная связь - совокупность способов использования компьютеров и телекоммуникационных сетей в качестве инструментов для организации связи. Компьютерная связь включает в себя:

· электронную почту, которая позволяет направлять сообщения в почтовые ящики пользователей сети;

· телеконференции, которые позволяют направлять сообщения всем участникам одновременно;

· доступ к удаленным информационным источникам, например библиотечным ресурсам, базам данных, серверам.

Педагогическая система ДО

Цель обучения. Приобретение обучаемым системы умений и знаний, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и госзаказом.

Содержание обучения. Педагогическая модель социального заказа. Процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием.

Объект обучения. Пользователи образовательных услуг ДО являются объектами данной формы получения образования (студенты, слушатели, обучаемые и т.д.). Слушатели ДО в отличие от студентов традиционных форм получения образования, должны проявлять большую настойчивость, стремление к знаниям, организованность, умение работать самостоятельно и иметь навыки работы с компьютером и телекоммуникационными средствами связи.

Субъекты обучения. Субъектами ДО являются преподаватели. Преподаватель - главное звено в обеспечении высокой эффективности образовательного процесса ДО. Значительная специфика деятельности преподавателя ДО вызвала необходимость ввести термин тьютор. Это - преподаватель-консультант, который должен знать основы фундаментальной информатики и телекоммуникаций, его образованность должна иметь опережающий характер.

Методы обучения. Дистанционная форма включает пять обще дидактических методов обучения: информационно-реце<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.