ТЕСТ №3. Определение уровня развития зрительной опосредованной памяти — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

ТЕСТ №3. Определение уровня развития зрительной опосредованной памяти

2019-08-03 415
ТЕСТ №3. Определение уровня развития зрительной опосредованной памяти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тест заключается в том, что ребенку предлагается в течение 5 минут изучать различные изображения, расположенные парами в определенном порядке на специальном бланке (см. комплект рисунков к методике), запомнить их и постараться воспроизвести сразу после запоминания. Всего ребенку для запоминания и воспроизведения предлагаются 20 пар изображений. Время воспроизведения не ограничивается.

Приготовьте все необходимые для тестирования материалы: карандаши и бланки для запоминания и воспроизведения фигурок с указанием на последних имени и фамилии ребенка, даты тестирования.

Затем предложите детям: «Сейчас мы будем с вами играть втакую игру. Каждый из вас получит лист бумаги, на котором нарисованы фигурки. Они нарисованы парами. В каждой паре (показать детям бланк) есть фигурка (показываются левые ряды фигурок сверху вниз) и есть знаки этих фигурок (показываются правые ряды изображений сверху вниз). Значит, каждая фигурка имеет свой знак. Приведу пример».

Изобразите на доске комбинацию фигурок из знаков так, как это показано на рис 5. Поясните: «Вот эта фигурка имеет этот знак, а эта фигурка – вот этот знак». Затем продолжайте: «Но смотрите! Каждая фигурка и ее знак связаны так, что знак всегда составляет часть фигурки». Объясните и покажите детям, какие фигурки и знаки попарно связаны и какую часть фигурок, нарисованных на доске, составляют знаки (в первом изображении – вертикальная черта, проведенная через основание прямоугольника, во втором – диагонали прямоугольники).

Рис. 5

Затем продолжите инструкцию: «Сейчас каждый из вас получит лист бумаги, на котором нарисованы парами фигурки и их знаки. Вам надо внимательно посмотреть на эти фигурки и их знаки и запомнить все, что нарисовано на листе. Я дам вам на запоминание 5 минут. Работу начнем, когда я скажу: «Начинайте!» и закончим тогда, когда я скажу: «Стоп!». Если некоторым детям не ясно, что надо сделать, выясните, что именно им непонятно, и дополнительно объясните. Если же у детей возникают вопросы во время тестирования, то в этих случаях экспериментатор должен ограничиваться лишь кратким повторением инструкции: «Есть фигурки и их знаки. Знак – часть фигурки. Надо запомнить фигурки вместе с их знаками».

Раздайте детям бланки для запоминания, расположив их на партах обратной стороной вверх. Подайте команду: «Внимание, начинайте!» – и включите хронометр. Ровно через 5 минут подайте команду: «Стоп!», соберите листы и одновременно раздайте детям бланки для воспроизведения (см. комплект рисунков к методике).

Инструкция к испытуемым: «На тех листах, которые мы сейчас вам раздали, нарисованы фигурки, которые вы запоминали. Пожалуйста, нарисуйте для каждой фигурки ее знак, вот здесь, в пустых клетках. (Экспериментатор должен показать и объяснить детям: «Здесь – знак этой фигурки, здесь – знак вот этой фигурки».) Нарисуйте столько знаков, сколько сможете вспомнить. Сначала нарисуйте те знаки, которые вы сразу вспомните, а потом еще подумаете над остальными знаками».

Обязательно спросите, все ли поняли, что нужно сделать в бланках для воспроизведения. В случае необходимости покажите и объясните каждому ребенку в отдельности, как и где рисовать. Время на припоминание не ограничивается! Ребенку разрешается исправлять нарисованное, можно разрешить при этом пользоваться ластиком, однако ластик следует давать детям только в том случае, когда они сами об этом попросят, поскольку, как показывает практика, некоторые дети, особенно дошкольники, могут чрезмерно увлечься исправлением в ущерб выполнению основного задания. Бланк забирается у ребенка тогда, когда он говорит, что больше ничего не может вспомнить.

Тех детей, которые закончили выполнение задания, следует сразу же отпустить. Остальным необходимо дать возможность выполнять задание столько времени, сколько им потребуется. После выполнения теста процедуру испытаний первого дня можно считать законченной.

ТЕСТ № 4. Определение уровня сформированности

Наглядно-образного мышления

Задания теста заключаются в том, что детям предлагается за определенное время упорядочить предложенные им в неправильном порядке серии картинок. Испытание состоит из одной демонстрационной и 5 контрольных серий. Время выполнения каждого задания – 1 минута. В качестве образца предлагается серия из четырех картинок на тему «Еда» (см. комплект рисунков к методике). Серия состоит из следующих картинок: 1. Мама варит суп. 2. Мама наливает суп в тарелку. 3. Тарелка с супом стоит на столе, и ребенок подходит к столу. 4. Ребенок сидит за столом и ест. Шифр данной серии – слово «пища».

Контрольные серии следующие.

I серия – «Работа в саду» – 4 картинки. 1. Ребенок копает лопатой землю. 2. Ребенок сеет семена. 3. Растения взошли, и ребенок поливает их. 4. Растения цветут, и ребенок рассматривает их. Шифр серии – «семя».

II серия – «Поездка на такси» – 4 картинки. 1. Ребенок с матерью спешат на остановку такси. 2. Ребенок с матерью садятся в такси. 3. Ребенок с матерью едут в такси. 4. Ребенок с матерью выходят из такси. Шифр серии – «езда».

III серия – «Мытье» – 5 картинок. 1. Ребенок снимает обувь. 2. Ребенок снимает носки. 3. Ребенок наливает из крана в тазик воду. 4. Ребенок моет ноги в тазике. 5. Ребенок вытирает ноги полотенцем. Шифр серии – «носки».

IV серия – «Рыбалка» – 6 картинок. 1. Ребенок идет к реке с удочкой в руке и пустым рюкзаком. 2. Ребенок закидывает удочку. 3. Ребенок вытаскивает удочку, на крючке которой – рыба. 4. Ребенок кладет рыбу в рюкзак. 5. Ребенок с рюкзаком, полным рыбы, направляется домой. 6. Ребенок подходит к калитке своего дома, его встречает собака. Шифр серии – «рыбаки».

V серия – «Катание на санках» – 7 картинок. 1. Ребенок выходит во двор. 2. Ребенок с собакой во дворе. 3. Ребенок берет из сарая санки. 4. Ребенок запрягает собаку в санки. 5. Ребенок садится на санки. 6. Собака катает ребенка. 7. Санки опрокидываются, ребенок оказывается в снегу. Серия имеет два правильных шифра – «саночки» и «аночкис».

Картинки шифруются следующим образом. На обратной стороне в верхнем левом углу римской цифрой проставлен номер серии, одинаковый для всех входящих в нее картинок. На всех картинках демонстрационной серии в левом верхнем углу проставлена буква «Д». В правом верхнем углу каждой картинки написаны строчная буква и арабская цифра. Последовательность букв на картинках одной серии составляет ее шифр, цифры на картинках указывают экзаменатору, в какой исходной последовательности выкладываются картинки на стол перед ребенком. Таким образом, в демонстрационной серии «Еда» картинки будут пронумерованы следующим образом: 1-я картинка – «п 4», 2-я картинка – «и 2», 3-я картинка – «щ 1», 4-я картинка – «а 3». Когда же эти картинки будут выложены экспериментатором перед ребенком, они окажутся в последовательности «щ 1 – и 2 – а 3 – п 4». Аналогично контрольные серии должны быть пронумерованы следующим образом:

 

I серия – «Работа в саду»: «с 3», «е 1», «м 4», «я 2» (шифр – «семя»).

II серия – «Поездка на такси»: «е 2», «з 3», «д 4», «а 1» (шифр – «езда»).

III серия – «Мытье»: «и 2», «о 5», «с 3», «к 1», «и 4» (шифр – «носки»).

IV серия – «Рыбалка»: «р 3», «ы 6», «б 2», «а 4», «к 1», «и 5» (шифр – «рыбаки»).

V серия – «Катание на санках»: «с 3», «а 1», «н 4», «о 6»,«ч 2», «к 7», «и 5» (шифр – «саночки» или «аночкис»).

Приготовьте все необходимые материалы. Каждую серию картинок положите в отдельный конверт. Обратитесь к детям со следующей инструкцией: «А теперь мы будем с вами играть в такую игру, где надо раскладывать картинки в правильном порядке». Попросите детей подойти к вашему столу и продемонстрируйте им серию «Еда». Разложите перед детьми картинки этой серии рисунками вниз в последовательности «щ I – и 2 – а 3 – п 4» и объясните детям: «Я положила эти картинки в неправильном порядке. Если их перевернуть и разложить правильно, они нам покажут, как ребенок ест». Переверните картинки каждую на своем месте и расположите их при помощи детей в правильной последовательности. Поясните: «Видите, на первой картинке мама варит суп, на второй – мама наливает суп в тарелку, на третьей картинке видим, что тарелка с супом стоит на столе и ребенок идет к столу есть, а на четвертой – ребенок сидит за столом и ест». Рассадите детей по местам и продолжайте: «А теперь мы разложим перед вами картинки из первой задачи неправильно и лицом вниз. Вы должны перевернуть и разложить эти картинки правильно. Тогда они расскажут вам небольшой рассказ. Работу начнем и кончим по моему сигналу, а до этого картинки трогать нельзя».

Спросите у детей, все ли поняли, что нужно делать. В случае необходимости объясните еще раз, используя образец.

Помните, что при проведении контрольных серий детям нельзя говорить ничего, кроме того, что картинки расположены перед ними в неправильном порядке и что дети должны расположить их в правильном порядке. О том, что изображено на картинках, никаких пояснений давать нельзя. В случае если будет задан соответствующий вопрос, попросите детей самих посмотреть и угадать. Позаботьтесь также о том, чтобы до команды «Начинайте!» и после команды «Стоп!» никто из детей не трогал картинок.

После команды «Стоп!», которая дается детям ровно через минуту после команды «Начинайте!», запишите ответ каждого ребенка на заранее приготовленном специальном бланке (см. Приложение 1) в виде той последовательности букв, которая получится, если перевернуть картинки, и соберите картинки первой серии. На основе полученной последовательности букв будут в дальнейшем подсчитывать баллы за выполнение задания.

Проведите далее процедуру эксперимента с остальными четырьмя сериями картинок по аналогии с первой. По окончании теста сразу проведите следующий, последний тест.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.