ТЕСТ №1. Определение умственной работоспособности (внимательности) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

ТЕСТ №1. Определение умственной работоспособности (внимательности)

2019-08-03 603
ТЕСТ №1. Определение умственной работоспособности (внимательности) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕСТ КЕЭСА: ОПИСАНИЕ СУБТЕСТОВ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРОВЕДЕНИЮ И АНАЛИЗУ РЕЗУЛЬТАТОВ

Автор: П.Я. Кеэс.

Цель: Определение уровня развития и содержания важнейших компонентов когнитивной сферы: внутреннего плана действий, произвольного внимания, словесно-логического и пространственного мышления.

Возраст: с 7 лет.

Литература: Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: «Совершенство», – 1998. – 352 с.

Инструкция: Тест Кеэса представляет собой набор испытаний и интеллектуальных проб, направленных на определение уровня развития и содержания важнейших компонентов когнитивной сферы: внутреннего плана действий, произвольного внимания, словесно-логического и пространственного мышления. Кроме того, он позволяет исследовать умственную работоспособность и особенности физической утомляемости ребенка, его готовность работать под руководством взрослого и самостоятельно – по инструкции взрослого, уровень развития речи и запас жизненных представлений. Тест состоит из 4 субтестов, к описанию которых мы и переходим. Отметим лишь, что тест может быть проведен как в индивидуальной, так и в групповой форме. Индивидуальная форма требует для своего проведения 25-40 минут и может быть проведена в один день. Групповую форму желательно проводить в два дня, занимая детей на 25-30 минут.

ТЕСТ № 4. Определение уровня сформированности

Наглядно-образного мышления

Задания теста заключаются в том, что детям предлагается за определенное время упорядочить предложенные им в неправильном порядке серии картинок. Испытание состоит из одной демонстрационной и 5 контрольных серий. Время выполнения каждого задания – 1 минута. В качестве образца предлагается серия из четырех картинок на тему «Еда» (см. комплект рисунков к методике). Серия состоит из следующих картинок: 1. Мама варит суп. 2. Мама наливает суп в тарелку. 3. Тарелка с супом стоит на столе, и ребенок подходит к столу. 4. Ребенок сидит за столом и ест. Шифр данной серии – слово «пища».

Контрольные серии следующие.

I серия – «Работа в саду» – 4 картинки. 1. Ребенок копает лопатой землю. 2. Ребенок сеет семена. 3. Растения взошли, и ребенок поливает их. 4. Растения цветут, и ребенок рассматривает их. Шифр серии – «семя».

II серия – «Поездка на такси» – 4 картинки. 1. Ребенок с матерью спешат на остановку такси. 2. Ребенок с матерью садятся в такси. 3. Ребенок с матерью едут в такси. 4. Ребенок с матерью выходят из такси. Шифр серии – «езда».

III серия – «Мытье» – 5 картинок. 1. Ребенок снимает обувь. 2. Ребенок снимает носки. 3. Ребенок наливает из крана в тазик воду. 4. Ребенок моет ноги в тазике. 5. Ребенок вытирает ноги полотенцем. Шифр серии – «носки».

IV серия – «Рыбалка» – 6 картинок. 1. Ребенок идет к реке с удочкой в руке и пустым рюкзаком. 2. Ребенок закидывает удочку. 3. Ребенок вытаскивает удочку, на крючке которой – рыба. 4. Ребенок кладет рыбу в рюкзак. 5. Ребенок с рюкзаком, полным рыбы, направляется домой. 6. Ребенок подходит к калитке своего дома, его встречает собака. Шифр серии – «рыбаки».

V серия – «Катание на санках» – 7 картинок. 1. Ребенок выходит во двор. 2. Ребенок с собакой во дворе. 3. Ребенок берет из сарая санки. 4. Ребенок запрягает собаку в санки. 5. Ребенок садится на санки. 6. Собака катает ребенка. 7. Санки опрокидываются, ребенок оказывается в снегу. Серия имеет два правильных шифра – «саночки» и «аночкис».

Картинки шифруются следующим образом. На обратной стороне в верхнем левом углу римской цифрой проставлен номер серии, одинаковый для всех входящих в нее картинок. На всех картинках демонстрационной серии в левом верхнем углу проставлена буква «Д». В правом верхнем углу каждой картинки написаны строчная буква и арабская цифра. Последовательность букв на картинках одной серии составляет ее шифр, цифры на картинках указывают экзаменатору, в какой исходной последовательности выкладываются картинки на стол перед ребенком. Таким образом, в демонстрационной серии «Еда» картинки будут пронумерованы следующим образом: 1-я картинка – «п 4», 2-я картинка – «и 2», 3-я картинка – «щ 1», 4-я картинка – «а 3». Когда же эти картинки будут выложены экспериментатором перед ребенком, они окажутся в последовательности «щ 1 – и 2 – а 3 – п 4». Аналогично контрольные серии должны быть пронумерованы следующим образом:

 

I серия – «Работа в саду»: «с 3», «е 1», «м 4», «я 2» (шифр – «семя»).

II серия – «Поездка на такси»: «е 2», «з 3», «д 4», «а 1» (шифр – «езда»).

III серия – «Мытье»: «и 2», «о 5», «с 3», «к 1», «и 4» (шифр – «носки»).

IV серия – «Рыбалка»: «р 3», «ы 6», «б 2», «а 4», «к 1», «и 5» (шифр – «рыбаки»).

V серия – «Катание на санках»: «с 3», «а 1», «н 4», «о 6»,«ч 2», «к 7», «и 5» (шифр – «саночки» или «аночкис»).

Приготовьте все необходимые материалы. Каждую серию картинок положите в отдельный конверт. Обратитесь к детям со следующей инструкцией: «А теперь мы будем с вами играть в такую игру, где надо раскладывать картинки в правильном порядке». Попросите детей подойти к вашему столу и продемонстрируйте им серию «Еда». Разложите перед детьми картинки этой серии рисунками вниз в последовательности «щ I – и 2 – а 3 – п 4» и объясните детям: «Я положила эти картинки в неправильном порядке. Если их перевернуть и разложить правильно, они нам покажут, как ребенок ест». Переверните картинки каждую на своем месте и расположите их при помощи детей в правильной последовательности. Поясните: «Видите, на первой картинке мама варит суп, на второй – мама наливает суп в тарелку, на третьей картинке видим, что тарелка с супом стоит на столе и ребенок идет к столу есть, а на четвертой – ребенок сидит за столом и ест». Рассадите детей по местам и продолжайте: «А теперь мы разложим перед вами картинки из первой задачи неправильно и лицом вниз. Вы должны перевернуть и разложить эти картинки правильно. Тогда они расскажут вам небольшой рассказ. Работу начнем и кончим по моему сигналу, а до этого картинки трогать нельзя».

Спросите у детей, все ли поняли, что нужно делать. В случае необходимости объясните еще раз, используя образец.

Помните, что при проведении контрольных серий детям нельзя говорить ничего, кроме того, что картинки расположены перед ними в неправильном порядке и что дети должны расположить их в правильном порядке. О том, что изображено на картинках, никаких пояснений давать нельзя. В случае если будет задан соответствующий вопрос, попросите детей самих посмотреть и угадать. Позаботьтесь также о том, чтобы до команды «Начинайте!» и после команды «Стоп!» никто из детей не трогал картинок.

После команды «Стоп!», которая дается детям ровно через минуту после команды «Начинайте!», запишите ответ каждого ребенка на заранее приготовленном специальном бланке (см. Приложение 1) в виде той последовательности букв, которая получится, если перевернуть картинки, и соберите картинки первой серии. На основе полученной последовательности букв будут в дальнейшем подсчитывать баллы за выполнение задания.

Проведите далее процедуру эксперимента с остальными четырьмя сериями картинок по аналогии с первой. По окончании теста сразу проведите следующий, последний тест.

Наглядно-образного мышления

При протоколировании результатов тестирования экспериментатор на специальном бланке (см. Приложение 1) записывает последовательность букв, которыми закодирована каждая картинка, в том порядке, в каком картинки в каждой серии разложены детьми. Эти последовательности букв могут составить правильный шифр серии (например, «носки», «рыбаки» и т.д.), а могут представлять собой любое другое сочетание букв при неудачном раскладывании картинок ребенком (например, сочетание «здае» во II серии картинок, сочетание «икыбар» в IV серии и т.п.).

При оценивании данного теста экспериментатор должен руководствоваться следующим правилом: «За каждую картинку, которая расположена на правильном месте, начисляется 1 балл, но лишь при условии, что, по крайней мере, 2 картинки подряд расположены правильно». Таким образом, при правильном выкладывании всех картинок в серии ребенок получает следующее количество баллов: в I серии – «семя» – 4 балла; во II серии – «езда» – 4 балла; в III серии – «носки» – 5 баллов; в IV серии – «рыбаки» – 6 баллов; в V серии – «саночки» или «аночкис» – 7 баллов.

Максимальное количество баллов за правильное выполнение всех серий задания составляет 26 баллов.

Некоторые примеры оценивания. Предположим, что ребенок разложил картинки III серии в последовательности «онски». В этом случае результат оценивается в3 балла, так как последние три картинки расположены в правильной последовательности, первые две – в неправильной. Если же ребенок в V серии разложил картинки в последовательности «счноика» или «анчиоск», то в обоих случаях он получит 2 балла, так как в этих случаях только две картинки стоят в правильной последовательности.

Напомним, что в даннойсерии ответ ребенка сравнивается с двумя правильными шифрами – «саночки» и «аночкис», и окончательный результат выставляется за максимальное совпадение по первому и второму шифру.


ПРИЛОЖЕНИЯ К РАЗДЕЛУ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕСТ КЕЭСА: ОПИСАНИЕ СУБТЕСТОВ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРОВЕДЕНИЮ И АНАЛИЗУ РЕЗУЛЬТАТОВ

Автор: П.Я. Кеэс.

Цель: Определение уровня развития и содержания важнейших компонентов когнитивной сферы: внутреннего плана действий, произвольного внимания, словесно-логического и пространственного мышления.

Возраст: с 7 лет.

Литература: Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: «Совершенство», – 1998. – 352 с.

Инструкция: Тест Кеэса представляет собой набор испытаний и интеллектуальных проб, направленных на определение уровня развития и содержания важнейших компонентов когнитивной сферы: внутреннего плана действий, произвольного внимания, словесно-логического и пространственного мышления. Кроме того, он позволяет исследовать умственную работоспособность и особенности физической утомляемости ребенка, его готовность работать под руководством взрослого и самостоятельно – по инструкции взрослого, уровень развития речи и запас жизненных представлений. Тест состоит из 4 субтестов, к описанию которых мы и переходим. Отметим лишь, что тест может быть проведен как в индивидуальной, так и в групповой форме. Индивидуальная форма требует для своего проведения 25-40 минут и может быть проведена в один день. Групповую форму желательно проводить в два дня, занимая детей на 25-30 минут.

ТЕСТ №1. Определение умственной работоспособности (внимательности)

Тест заключается в том, что дети должны за определенное время найти и отметить в последовательности повторяющихся геометрических фигур те, которые совершенно идентичны предлагаемым образцам. Для проведения теста используются специальные бланки (см. комплект рисунков к методике в Приложении 1), на которых изображены 105 кружков с различными геометрическими знаками, расположенных в 7 рядах по 15 кружков в каждом. Три фигурки – образцы – изображены отдельно в середине самой верхней части бланка. Время выполнения теста – 2 минуты.

Заготовьте для каждого ребенка бланк, на котором напишите фамилию и имя ребенка, дату тестирования. Приготовьте необходимое количество карандашей. Обратитесь к детям со следующими словами: «Сегодня мы будем играть с вами в разные интересные игры. В эти игры вы раньше никогда не играли, поэтому слушайте очень внимательно, что вам придется делать. Первая игра такая. Каждый из нас получит листы бумаги, на которых нарисовано много кружков». Спросите, знает ли каждый из ребят, что такое кружок. Независимо от ответов детей начертите циркулем на доске окружность и поясните: «Вот это и есть кружок». После этого продолжайте: «В верхней части листа (покажите детям бланк) нарисованы 3 кружка, в каждом из них нарисованы разные фигурки. Какие это фигурки, я сейчас покажу на доске. Смотрите все на доску».

Проведите циркулем в верхней части доски 3 окружности и изобразите в них геометрические знаки так, как показано на рис. 1.

Не стирая нарисованного, объясняйте дальше: «Под этими тремя кружками нарисованы еще несколько рядов кружков, и в каждом кружке нарисована какая-то фигурка».

Рис. 1

Покажите детям бланк, а затем начертите на доске еще 7 кружков с фигурками так, как показано на рис. 2.

Рис. 2

Теперь продолжайте: «Если вы будете сравнивать эти два ряда между собой (покажите на доске ряды 1 и 2), то увидите, что в кружках нижнего ряда некоторые знаки - другие». Покажите указкой оба ряда, сравните их, обратите внимание детей на отличные и одинаковые знаки. Затем вновь обратитесь к детям: «Правила этой игры простые. Посмотрите внимательно, какие знаки нарисованы в верхних трех кружках (покажите). А теперь вам надо внимательно посмотреть на каждый из кружков нижнего ряда (покажите) и перечеркнуть те из них, в которых нарисованы точно такие же фигурки, что и в кружках наверху.

Чтобы всем было все понятно, проделаем это на доске. Вы мне скажете, какие кружки надо перечеркнуть».

Перечеркните нужные кружки на доске, спрашивая ребят, почему эти кружки необходимо перечеркнуть. При этом обратите внимание детей на то, что не обязательно кружок перечеркивать полностью, достаточно провести любую черточку в кружке или на линии окружности. Продемонстрируйте на доске примеры перечеркивания кружков так, как это показано на рис. 3.

(В случае индивидуального проведения данного теста экспериментатор при объяснении инструкции показывает ребенку все, что надо сделать, на его индивидуальном бланке, и перечеркивает на глазах у ребенка все три верхние фигурки.)

Рис. 3

Выясните у детей, все ли им ясно, и если кому-нибудь из них что-то непонятно, объясните еще раз. В заключение скажите: «Во все игры будем играть на время. Поэтому постарайтесь работать быстро и внимательно. Мы сейчас раздадим вам листы, но их нельзя разглядывать, пока не будет дано разрешение. Работу начнете тогда, когда яскажу: «Начинайте!» и закончите, когда я скажу: «Стоп!».

Раздайте детям карандаши и бланки, подайте команду: «Внимание, начинайте!» – и включите хронометр. Ровно через две минуты подайте команду: «Стоп! Положите карандаши на стол!» – соберите листы. Сразу же проведите второй тест.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.