Специальность 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Специальность 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

2019-08-03 197
Специальность 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

  ОДОБРЕНО

Ученым советом
Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
от __14.05.2018________
Протокол № ___06_________

 

Рабочая программА дисциплины (МОДУЛЯ)

«РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ» (Б1.В.ОД.2)

по образовательной программе высшего образования – программе специалитета

 

Специальность 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

(уровень специалитета)

Квалификация: юрист

Специализация: государственно-правовая

Форма обучения - очная

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры 2 Контактная работа всего, в том числе: 36 36 Лекции 14 14 Практические занятия 22 22 Самостоятельная работа (всего), 36 36 Промежуточная аттестация (час.)     Форма промежуточной аттестации зачет зачет Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 72/2 72/2

Форма обучения - заочная

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр Семестр 2 3 Контактная работа всего, в том числе (час.): 8 2 6 Лекции (час.) 4 2 2 Практические занятия (час.) 4   4 Самостоятельная работа (всего час.) 60 34 26 Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 4   4 Фома промежуточной аттестации зачет   зачет Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 72/2 36/1 36/1

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Тематический план для студентов очной формы обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы; 72 часа)

п/п

 

Раздел (тема)

учебной

дисциплины

Семестр

Виды образовательной

деятельности и

трудоемкость (в часах)

Образовательные

технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практические занятия СРС

Раздел I. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ. ЖАНРЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ.

1 История формирования официально-делового стиля. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Требования к оформлению реквизитов документов. Этапы работы над составлением и редактированием деловых бумаг. Речевой этикет в документах. Виды и жанры официального делового стиля, их отличия. Официально-деловой стиль как язык документов. 2 4 2 6 Лекция-презентация; практика публичного выступления; Опрос; тестирование, контрольная работа  

Раздел II. НОРМЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ. ЯЗЫКОВЫЕ АСПЕКТЫ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ

1. Лексические нормы письменной и устной деловой речи 2 2 4 6 Лекция -презентация; Опрос;; контрольная работа
2. Грамматические особенности письменной и устной деловой речи 2 2 4 6 Лекция -презентация Опрос; контрольная работа
3. Синтаксические особенности письменной и устной деловой речи. 2 2 4 6 Лекция-презентация; практика публичного выступления; Опрос; оценка публичного выступления; тестирование

Раздел III. ВИДЫ ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

1.  Структура и содержание служебных документов 2 2 4 6 Лекция-презентация; Опрос, контрольная работа
2. Структура и содержание официальных писем. 2 2 4 6 Лекция-презентация; Опрос; контрольная работа
  Итого:   14 22 36    

 

Тематический план для студентов заочной формы обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы;

72 часа, включая 4 часа на зачет)

п/п

 

Раздел (тема)

учебной

дисциплины

Семестр

Виды образовательной

деятельности и

трудоемкость (в часах)

Образовательные

технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практические занятия СРС

Раздел I. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ. ЖАНРЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ.

1 История формирования официально-делового стиля. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Требования к оформлению реквизитов документов. Этапы работы над составлением и редактированием деловых бумаг. Речевой этикет в документах. Виды и жанры официального делового стиля, их отличия. Официально-деловой стиль как язык документов. 3 2   20 Лекция-презентация; практика публичного выступления; Опрос; тестирование, контрольная работа

Раздел II. НОРМЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ. ЯЗЫКОВЫЕ АСПЕКТЫ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛ

1. Лексические и грамматические нормы и особенности письменной и устной деловой речи 3 1 1 10 Лекция -презентация; Опрос; контроль-ная работа
2. Синтаксические особенности письменной и устной деловой речи. 3 1 1 10 Лекция-презентация; практика публичного выступления; Опрос; оценка публичного выступления; тестирование

Раздел III. ВИДЫ ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

1.  Структура и содержание служебных документов и официальных писем 3   2 20 Практика публичного выступления Опрос, контрольная работа
  Итого:   4 4 60

Зачет (4 часа)

5.1. Содержание дисциплины (программа курса)

 

Лекции

5.2.1.Лекции для очной формы обучения (14 часов)

 

Тема 1. История формирования официально-делового стиля (2 часа)

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании.

Культура речи юриста в соответствии с его профессиональными функциями.

Функциональные стили русского литературного языка.

Особенности официально-делового стиля.

История формирования официально-делового стиля.

Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

 

Задания для подготовки к лекции: вспомните функциональные стили русского литературного языка, их особенности.

 

Тема 2. Требования к оформлению документов (2 часа)

Требования к оформлению реквизитов документов. Этапы работы над составлением и редактированием деловых бумаг. Речевой этикет в документах. Виды и жанры официального делового стиля, их отличия. Официально-деловой стиль как язык документов.

Задания для подготовки к лекции: ознакомьтесь с различными видами юридических документов

 

Тема 3. Лексические нормы письменной и устной деловой речи (2 часа)

Норма как социальное явление. Норма и кодификация. Вариативность и сменяемость норм. Функционирование и эволюция норм. Значение слова и словоупотребление в контексте речи.

Однокоренные слова и тавтология. Употребление плеоназмов. Лексическая сочетаемость как норма и ее нарушение (ужасно хорошо, сильная скорость…). Смешение паронимов (орудие — оружие, вина — виновность…). Функции синонимов в речи юристов. Антонимы и их смешение (мобилизация — демобилизация). Лексические особенности официально-делового стиля: употребление слов в прямом значении; специальная официально-деловая терминология, однозначность и безобразность нетерминологической лексики, официально-канцелярская фразеология). Понятие термина в юриспруденции. Принцип единства терминологии. Некоторые правила формулирования терминов. Иноязычная лексика в языке права. Юридические клише и штампы. Расширение или сужение объема значения слова как нарушение нормы и другие семантические ошибки. Лексикологические словари и справочники.

 

Задания для подготовки к лекции: ознакомьтесь с основными лексикологическими словарями и ответьте на вопрос: «Какова их роль в деятельности специалиста в области речеведческой экспертизы?»

 

Тема 4. Грамматические особенности письменной и устной деловой речи (2 часа)

Грамматические особенности деловой речи: именной характер делового стиля, отглагольные существительные, отыменные предлоги; краткие прилагательные модального характера со значением долженствования (должен, обязан); неличный характер деловой речи (отсутствие личных местоимений, безличные и неопределенно-личные предложения).

Стилевые различия в формах имен существительных.

Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией рода, одушевленности/неодушевленности, варианты падежных норм.

Трудности в употреблении имен прилагательных. Трудности в употреблении имен числительных.

Трудности в употреблении местоимений. Трудности в употреблении глагольных форм.

 

Задание для подготовки к лекции: ознакомьтесь с основными нормативными словарями и ответьте на вопрос: «Какова их роль в деятельности специалиста в области речеведческой экспертизы?»

 

Тема 5. Синтаксические особенности письменной и устной деловой речи (2 часа)

Порядок слов в предложении.

Управление как синтаксическая норма (лексико-семантические, морфологические и словообразовательные факторы нормативного выбора падежной формы зависимого слова). Согласование сказуемого с подлежащим.

Уточнения, обособленные обороты; условные конструкции и сложные предложения с причинно-следственными отношениями между частями.

Однородные члены предложения (родо-видовые понятия и синтаксическая сочетаемость между компонентами). Функции однородных членов предложения в тексте закона и юридических документов.

Согласование причастия с определяемым словом. Порядок взаимного расположения причастного оборота и определяемого слова.

Норма употребления деепричастного оборота. Использование сочинительных союзов в сложном предложении.

Функции сложных предложений в языке права. Норма построения ССП с придаточными разного типа.

Параллельные синтаксические конструкции и их функции в речи юриста.

 

Задание для подготовки к лекции: продумайте ответ на вопрос: «Каковы выразительные возможности русского синтаксиса?»

Тема 6.Структура и содержание служебных документов (2 часа)

Структура, язык и стиль распорядительных документов (приказ, постановление, решение).

Справочно-информационные и справочно-аналитические документы (акт, справка, служебная записка, аналитические записки, заявления, автобиография).

Некоторые виды юридических документов — договор, доверенность, исковое заявление, ходатайство, заключение эксперта, судебное решение — их структура и особенности.

 

Задания для подготовки к лекции: ознакомьтесь с различными видами процессуальных документов: исковым заявлением, ходатайством.

 

Тема 7. Структура и содержание официальных писем. (2 часа)

Классификация официально-деловой переписки.

Ведение корреспонденции. Стандартные выражения и формулы вежливости

Виды деловых писем. Форма отправления.

Инициативные коммерческие письма (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация). Письмо-просьба. Письмо-приглашение. Письмо-подтверждение. Письмо-извещение. Письмо-напоминание. Письмо-предупреждение. Письмо-декларация (заявление). Письмо-распоряжение. Письмо-отказ. Сопроводительное письмо. Гарантийное письмо.

Электронная почта. Факсимильная связь. Телетайп и телеграфная связь.

Новые тенденции в практике русского делового письма. Особенности русской и зарубежной школ делового письма.

 

Задания для подготовки к лекции: ознакомиться с правилами использования сокращений в текстах документов и реквизитами ГОСТ, используемыми при подготовке и оформлении документов.

 

5.2.2 Лекции для студентов заочной формы обучения (4 часа)

 

Тема 1. История формирования официально-делового стиля (2 часа)

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Культура речи юриста в соответствии с его профессиональными функциями. Функциональные стили русского литературного языка. Особенности официально-делового стиля. История формирования официально-делового стиля.

Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

 

Задания для подготовки к лекции: вспомните функциональные стили русского литературного языка, их особенности.

 

Тема 2.   Лексические и грамматические нормы и особенности письменной и устной деловой речи (1 час)

Норма как социальное явление. Норма и кодификация. Вариативность и сменяемость норм. Функционирование и эволюция норм.

Значение слова и словоупотребление в контексте речи. Однокоренные слова и тавтология. Употребление плеоназмов. Лексическая сочетаемость как норма и ее нарушение (ужасно хорошо, сильная скорость…). Смешение паронимов (орудие — оружие, вина — виновность…). Функции синонимов в речи юристов. Антонимы и их смешение (мобилизация — демобилизация).

Лексические особенности официально-делового стиля: употребление слов в прямом значении; специальная официально-деловая терминология, однозначность и безобразность нетерминологической лексики, официально-канцелярская фразеология).

Понятие термина в юриспруденции. Принцип единства терминологии. Некоторые правила формулирования терминов. Иноязычная лексика в языке права. Юридические клише и штампы.

Расширение или сужение объема значения слова как нарушение нормы и другие семантические ошибки.

Лексикологические словари и справочники.

Грамматические особенности: именной характер делового стиля, отглагольные существительные, отыменные предлоги; краткие прилагательные модального характера со значением долженствования (должен, обязан); неличный характер деловой речи (отсутствие личных местоимений, безличные и неопределенно-личные предложения).

 

Практические занятия

5.3.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения (22 часа)

Теоретическая часть

1. Дайте определение понятия «функциональный стиль».

2. Как вы понимаете, что такое «стилевая доминанта»?

3. Охарактеризуйте известные Вам стили русского литературного языка.

4. Назовите сферу использования и отличительные признаки официально-делового стиля.

5. Каковы функции и стилевые черты официально-делового стиля?

6. Какие языковые и речевые средства образуют официально-деловой стиль?

7. На какие подстили подразделяется официально-деловой стиль? Охарактеризуйте каждый из них.

 

Практическая часть

1. Определите стилевую принадлежность данных текстов. Аргументируйте свой ответ.

а) Господа присяжные заседатели! Всё, что я до сих пор говорил, походило на спокойный рассказ. Уголовной драмы как будто даже издалека не было видно. Однако же, если вы сообразите всё предыдущее, то для вас станет ясно, какая страшная громада навалилась на душу Андреева. С этой минуты, собственно, и начинается защита. В жизни Андреева произошло нечто вроде землетрясения, совсем как в Помпее или на Мартинике. Чудесный климат, все блага природы, ясное небо. Вдруг показывается слабый свет, дымок. Затем чёрные клубы дыма, гарь, копоть. Всё гуще. Вот уже и солнца не видать. Полетели камни. Разливается огненная лава. Гибель грозит отовсюду. Почва колеблется. Безвыходный ужас. Наконец, неожиданный подземный удар, треск, и — всё погибло. (С.А. Андреевский).

б) Как любая отрасль права, ювенальное право отличается предметом и методом правового регулирования. Предмет регулирования ювенального права составляет не ребенок как таковой, а совокупность существующих общественных отношений, как минимум одной из сторон в которых выступает несовершеннолетний. Их круг составляют: условия и порядок обеспечения надлежащего статуса ребенка в отношениях, традиционно урегулированных профилирующими отраслями права (конституционным, финансовым, налоговым, семейным, гражданским, гражданско-процессуальным, трудовым, социального обеспечения, административным, уголовным, уголовно-исполнительным, уголовно-процессуальным и др.); личные неимущественные и имущественные, социально-экономические, политические отношения, в которых ребенку как их участнику противостоят взрослые; формы и порядок юридической ответственности несовершеннолетних в русле отношений, связанных со становлением и функционированием системы ювенальной юстиции*(19). Очевидно, что круг указанных общественных отношений предельно разнороден. Единым началом в них выступает лишь один из субъектов - несовершеннолетний.

в) Милая тетенька!

Извините меня, что я так долго не писал... Но теперь постараюсь почаще уведомлять Вас о себе, зная, что Вам это будет приятно. Вакации приближаются и...прости! достопочтенный пансион. Но не думайте, чтобы я был рад оставить его, потому что учение прекратится; нет! Дома я буду заниматься еще более, нежели там.

Вы спрашивали о баллах, милая тетенька, увы! - у нас в пятом классе с самого нового года еще не все учителя поставили сии вывески нашей премудрости.

г) Довожу до Вашего сведения, что 12 апреля этого года мною был проведен анализ эффективности работы сотрудников отдела доставки в III квартале текущего года.

Результаты анализа подтверждают необходимость увеличения числа штатных сотрудников отдела, имеющих права на управление легковым автотранспортом и владеющих таковым.

2. Прочитайте данные слова и словосочетания. Укажите те из них, которым свойственна окраска официально-делового стиля.

Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование, ходатайствовать, обвинительный приговор, поставить на вид, социология, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.

3. В приведенных предложениях найдите слова, называющие людей. Охарактеризуйте эти слова со стилистической точки зрения. Приведите собственные примеры.

1. Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, либо по месту жительства опекуна (попечителя). 2.Свидетеля можно допрашивать о фактах, касающихся данного дела, а также о личности обвиняемого или потерпевшего. 3. В состав государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения подлежат включению представители заказчика, генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов санитарного надзора. 4. В ответ на претензию ответчик согласился возместить нам убытки по трудозатратам по исправлению брака. 5. Поставщик принимает на себя обязанности по профилактическому обслуживанию, а также по текущему ремонту газооборудования, принадлежащего заказчикам. 6. Свободные остатки средств на счете на основании заявления клиента могут быть по его требованию переведены на депозитный вклад с последующей выплатой установленных дополнительным соглашением процентов.

4. Ответьте на вопросы так, чтобы Ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.

1.Шьют ли в ателье пальто из их материала?

2.Можно ли в метро заниматься коммерцией?

3.Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?

4.Можно ли ездить в автобусах и троллейбусах в спецодежде?

5.Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии?

5. Прочитайте предложения, взятые из разговорной речи. Найдите в них канцеляризмы и замените на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи.

1. Я приобрела для сына настольную игру. 2. заводная обезьянка вышла из строя. 3.В одном доме со мной проживает известный поэт. 4.В данный момент я готовлюсь к экзаменам. 5. Моя подруга получила жилплощадь. 6. Мы с женой никогда не конфликтуем. 7. Я не в курсе этих деталей. 8. В этом районе отвратительные климатические условия. 9.В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод.

5. Прочитайте шуточный текст из «Литературной газеты». Найдите канцеляризмы. Попробуйте пересказать этот текст с помощью нейтральной или разговорной лексики.

Порча хорошего настроения

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и проч., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.

После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.

Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.

6. Прочитайте главу 6 «Канцелярит» из книги К.Чуковского «Живой как жизнь». Расскажите, что такое канцелярит, почему это болезнь языка.

 

Задания для самостоятельной работы

(темы рефератов и сообщений)

1. Юрислингвистика и лингвоюриспруденция — новые направления на стыке двух наук.

2. Языковые преступления: миф и реальность.

3. Юридический и лингвистический аспекты речевого оскорбления.

Теоретическая часть

1.Что такое норма литературного языка? Каковы её признаки? Приведите примеры изменчивости норм.

2. Что такое вариативность норм? При ответе воспользуйтесь данными словарей.

3.Что в современной лингвистике подразумевается под орфоэпической правильностью речи?

4.Обозначьте особенности русского ударения и подтвердите их примерами из профессиональной юридической речи.

5.Что должен знать юрист об орфоэпических и акцентологических нормах русского литературного языка?

6.Охарактеризуйте свойства хорошей речи, напрямую зависящие от соблюдения лексических норм. Перечислите основные типы речевых ошибок, вызванных нарушением лексических норм в юридических документах.

7.Определите, в чём различие между омонимами и паронимами.

8.Дайте ответ на вопрос, можно ли обойтись без иностранных слов в правовой сфере?

9.Поясните, почему возникает плеоназм и тавтология в юридической речи. Подтвердите свой ответ примерами.

10. Специфика использования юристами фразеологических оборотов.

11.Что такое клише и речевой штамп? В чем их различия?

12.Какая разновидность юридических клише характерна для нормативных и процессуальных актов?

13.Как понимается юридический термин? Каковы характеристики термина?

14.Чем обусловлено использование в текстах документов иностранной лексики? Расскажите о правилах ее применения.

 

Практическая часть

1. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки, определите характер и исправьте их:

1. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 3. Пишите Ваши инициалы полностью. 4 Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 5. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села. 6. сообщаем наши реквизиты: Москва,123298, Ул. Народного ополчения. 7.Сим письмом извещаем Вас, что вышепоименованный документ приобщен к делу.

2. Прочитайте языковые обороты, взятые из деловой корреспонденции. Предложите более короткую запись этих оборотов без потери информативности.

Абсолютно новый документ; собранные вместе материалы; продолжающиеся далее инциденты; сотрудничать вместе с Вами; каждый в отдельности считает, что...; приложенное при этом заявление4 точно совпадающие данные; повторите снова Ваше предложение; все еще остается нерешенным; я прошу Вас.

3. Замените архаичные слова и обороты, встречающиеся в деловых бумагах, на современные.

Каковой; вышепоименованный; на предмет; при сем; прошу не отказать; вверенный Вам отдел; в настоящем письме; сим отношением; настоящим подтверждаем, что; уведомляем Вас.

4. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите слова, искажающие смысл фразы. Определите характер ошибок и исправьте их.

1. Придется еще раз обсчитать все данные. 2. Осталось затвердить это на собрании. 3. Он отказал мне под благоприятным предлогом. 4. Был провозглашен приговор суда. 5. Это достигалось самыми неугодными средствами. 6. Он дал мне взаимообразно... рублей. 7. На заводе возникло нестерпимое положение.

5. Прочитайте предложения, взятые из различных документов. Найдите ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов, и исправьте их.

1. Пришлось ознакомиться с выводами комиссии, проведенной год назад. 2. Эта проблема с каждым годом ухудшается. 3.В этом главное место переживаемого момента. 4.Он пытался провозгласить на практике свои идеи. 5. Коллектив завода принял обязательство ускорить выпуск новой модели. 6.Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 7.Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах. 8. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году. 9. Принципиально важным предполагается такой подход к изменению параметров налоговой системы, при котором все изменения вносятся только в новом финансовом году. 10.Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 11. В отрасли сложилась необоснованно высокая дифференциация в оплате труда. 12. Умножение полномочий главы местной администрации обеспечено за счет предоставления местному самоуправлению широкой самостоятельности. 13.Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны их бытия в городе их удовлетворяют.

6. В данных предложениях найдите фразеологические обороты. Отметьте случаи ненормативного или ошибочного употребления фразеологизмов. Объясните характер допущенных ошибок.

1.Социальное страхование в области в настоящий момент находится ниже любой критики. 2. Комиссия отмечает, что положение на строительстве чревато и нуждается в немедленном вмешательстве вышестоящих органов. 3.Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом, с уверенностью в своих силах. 4.Бригадир давно махнул на те досадные неполадки, о которых говорили на собрании. 5. Мастер не раз уверял собрание, что сделает все по силе возможности, однако порядки остались прежними. 6. Каждый нарушитель должен твердо усвоить, что ему не сойдет даже малейшее отступление от устава и закона. 7. Такой руководитель любого саботажника подведет под ярлык. 8. Ему пришлось проглотить эту горькую пилюлю.

7. Отметьте случаи лексического плеоназма, а также стечения однокоренных слов (тавтологии) и отредактируйте фразы.

1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом — исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 4. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары. 5. В состав структуры вошли: страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма. 6. К вышеизложенному следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического развития. 7. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 8. Мы добились столь высоких хороших результатов. 9. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 10. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 11.Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 12. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы.

8. Познакомьтесь со значением и источниками фразеологических единиц по словарям: Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. - М.,1987; Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова.- М.,1997.

Жёлтая пресса, философский камень, притча во языцех, калиф на час, прокрустово ложе, содом и гоморра, идти в каноссу, избиение младенцев, авгиевы конюшни, дамоклов меч, ариаднина нить, буриданов осёл, перейти рубикон, геркулесовы столпы, вавилонское столпотворение, парунгово стадо, ящик пандоры, гордиев узел, аркадская идиллия, лебединая песня.

9. Объясните значения фразеологизмов в состав которых входят юридические термины. Составьте с ними предложения.

Вступить в свои права, на птичьих правах, на равных правах, закон не писан, для отвода глаз, замести следы, след простыл, пока суд да дело, буква закона.

10. Определите, к каким стилевым пластам относятся фразеологизмы, уместны ли они в данном тексте; установите причины ошибок и исправьте ошибки.

1. Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево. 2.Я была замужем, но муж исчез в просторах нашей родины. 3. Пора принять меры к укреплению сантехника, который не очень твёрдо стоит на ногах. 4. Проучившись месяц, он бросил техникум и сейчас находится между небом и землёй. 5.Потерпевшая не вынесла издевательства, наложила на себя руки и бросилась в воду. 6.Его каждая собака знает, так как он работает на мясокомбинате. 7.Первые годы их семейной жизни были счастливыми, это была настоящая лебединая песня. 8. направляясь в командировку, истец упал лицом в грязь.9. Мой подзащитный всей душой и телом уважает российские законы. 10. Совершению преступления способствовало поведение Умеркаева, бросившего закреплённую за ним машину на произвол судьбы.

11. Составьте сочетания слов с данными синонимами.

1. Реализовать, осуществить, продать, выполнить. 2. Функционировать, работать. 3. Безвозмездно, бесплатно. 3. Безвозвратно, навсегда, до конца жизни. 4. Поддержать, помочь, подкрепить. 5. Осуществлять, выполнять, реализовывать. 7.Шанс, возможность, вероятность. 8. Зафиксировать, зарегистрировать, изобразить. 9.Отбросить, отвергнуть. 10. Пионер, инициатор, первый. 11.Функция, обязанность, назначение, работа.

12. Составьте словосочетания с данными паронимами:

архаический — архаичный; будни – будничный; воспитательный — воспитательский; выборный — выборочный; гармонический — гармоничный; демократический — демократичный; дипломатический — дипломатичный; длинный — длительный; добровольный — добровольческий; драматичный — драматический; запасный — запасливый; злой — злостный; исполнительный — исполнительский; исторический — историчный; критический -критичный; ненавистнический — ненавистный; нестерпимый — нетерпимый; описка — отписка; освоить — усвоить; осуждение — обсуждение; ответный — ответственный; политический — политичный; представление — предоставление; реалистический -реалистичный; скрытый - скрытный; тактичный — тактический; удачливый — удачный.

13. Познакомьтесь по словарям и статьям УК РФ и УПК РФ со значениями термина вина.

14. Проведите лингвистическое исследование. Проверьте по словарям значение терминов обыск и досмотр. Проверьте употребление этих терминов в АПК РФ, УПК РФ, ГПК РФ.

15. Познакомьтесь по словарям со значениями слов: клевета-оскорбление; побои-истязания; амнистия-помилование; хулиганство-вандализм; опека-попечительство; налог-акциз. Затем прочитайте соответствующие им статьи УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, НК РФ. Какие значения имеют эти термины в праве? Вдумайтесь, что объединяет близкие по значению термины и каковы их различные, индивидуальные признаки.

16. Расскажите, что обозначают данные термины и в каких отраслях права они употребляются:

присяжные заседатели, индивидуальный предприниматель, вещественные доказательства, жилое помещение, крайняя необходимость, доверительное управление, исправительные (обязательные) работы, безвестно отсутствующий, транзит товаров, установление отцовства, арестный дом.

17. Замените данные ниже слова и словосочетание клишированными построениями.

Запрет на выезд. Рассказать о случившемся. Пьяный. Побои. С целью хулиганства. Вещи, свидетельствующие о виновности. Договоренность преступников. Дать оценку действиям. Быть в заключении. Место, где пишут приговор. Принудительное отобрание имущества осужденного.

Задания для самостоятельной работы

(темы рефератов и сообщений)

1. Элементы техники речи.

2. Использование в юридической деятельности устной и письменной форм речи.

3. Что такое дикция? Какие качества придаёт она речи?

4. Жаргон и речь юриста.

5. Нужна ли экспрессивность в речи юриста?

Теоретическая часть

1) В чем заключаются грамматические особенности официально-делового стиля?

2) Каковы особенности рода и числа в русском языке?

3) В чём заключаются трудности склонения имён существительных?

4)  Каковы особенности склонения фамилий в русском языке?

5) Какие смысловые различия существуют между полными и краткими прилагательными? Какова стилистическая окраска полных и кратких прилагательных?

6)  В чем заключаются особенности образования и употребления форм степеней сравнения имен прилагательных?

7) Назовите трудности в употреблении количественных и собирательных числительных.

8) Какие грамматически


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.