III. Психологические особенности. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

III. Психологические особенности.

2019-08-03 113
III. Психологические особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Неустойчивое внимание.

2.Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым

  явлениям.

3.Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

4.Недостаточное развитие способности к переключению.

5.Недостаточная способность к запоминанию преимущественно

  словесного материала.

6.Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области

  языковых явлений.

7.Недостаточная сформированность произвольности в общении и

  деятельности.

 

Следствие:

ü недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

ü трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.)

 

 

Основные направления работы:

1.Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

ü уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

ü уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении,моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

ü развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

ü установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

ü устойчивости внимания;

ü наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

ü способности к запоминанию;

ü способности к переключению;

ü навыков и приёмов самоконтроля;

ü познавательной активности;

ü произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

ü планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

ü контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

ü работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

ü применение знаний в новых ситуациях;

ü анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

ü умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика;

ü умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

ü умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

ü умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

ü ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

ü ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

ü ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

ü применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

ü употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

ü обращение к учителю-логопеду или к товарищу по группе за разъяснением;

ü пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

ü развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов работы;

ü формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

ü проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы;

ü соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

ü составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

 


 

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих

речевое заключение:

«Общее недоразвитие речи 3 уровня».

1 класс.

 

Этапы коррекционной работы Содержание коррекционной работы Грамматические темы, используемые на занятиях Содержание воспитательной работы и развитие неречевых процессов. Количество занятий
1 этап. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Деление слов на слоги. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Парные звонкие и глухие согласные. Ударение. Двойные согласные. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Формирование навыков организации учебной работы. Развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, самостоятельности, учебной деятельности в целом. 30-45 занятий
2 этап. Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой 1.Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения пользоваться различными способами словообразования. 2.Уточнение и развитие, совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических конструкций. Безударные гласные. Корень. Однокоренные слова. Окончание. Суффикс. Приставки и предлоги. Сложные слова. Род имён существительных и прилагательных. Изменение имён существительных по числам. Изменение имён прилагательных по падежам, родам, числам в зависимости от существительных. Склонение имён существительных. Изменение глаголов по лицам и числам. Развитие слухового внимания, памяти, логического и образного мышления. Формирование положительных качеств личности, самостоятельности, активности. Развитие самоконтроля, усидчивости; формирование адекватной самооценки. 21-30 занятий
3 этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи. Развитие навыков связного высказывания: 1) установление последовательности высказывания, 2) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка), 3)совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам. Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов. Связь слов в предложении. Формирование активной позиции в коллективе, активной роли в коммуникативном процессе. Развитие абстрактного, образного и логического мышления, памяти, воображения. 10-12 занятий

 

 


 

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих

речевое заключение:

«Общее недоразвитие речи. Дисграфия».

Класс.

Этапы работы Содержание коррекционной работы Грамматические темы, используемые на занятиях Развитие неречевых процессов, воспитательная работа Количество занятий
1 этап Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи 1.Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения и слова. Дифференциация понятий «слово» -«предложение» 2. Слого-звуковой состав слов. Звуки речи и буквы. Строение и функции речевого аппарата. Звуковой анализ слов. Гласные звуки. Согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме (посредством гласных 2 ряда и буквы ь).   Звонкие и глухие парные согласные. Оглушение звонких согласных.   Слово и предложение. Предложение.     Звуки речи и буквы.     Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.   Звонкие и глухие согласные звуки.     Развитие наблюдательности, памяти, внимания.     Развитие фонематического слуха.   Развитие пространственных представлений.   30-35 занятий.
2 этап. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. 1.Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов.  Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударная гласная. 2. Предлоги.  3.Словосочетание и предложение. -согласование слов в числе, роде; -управление; -связь слов в предложении. 4.Словообразование. Родственные слова. Образование слов с помощью приставок, суффиксов. Сложные слова.   Слово и слог. Ударение. Безударная гласная в корне.   Предлоги.   Развитие фонематического представления и восприятия, слухового восприятия и внимания. Формирование полноценной учебной деятельности, наблюдательности. Расширение объёма всех форм внимания и памяти. Уточнение и развитие пространственных представлений. Развитие усидчивости. Развитие способности к самоконтролю, целенаправленности, организованности. Формирование адекватной самооценки.   20-25 занятий.
3 этап. Восполнение пробелов в развитии связной речи. 1. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: -слова-«сорняки»; -слова-«приятели»; -слова-«неприятели»; -многозначные слова. 2. Формирование связной письменной речи: -деформиро ванное предложение, текст; -письменные ответы на вопросы; -составление рассказа по вопросам; -выборочное письмо (основная мысль). 3.Составление рассказа: -по опорным словам и картинкам; -по опорным словам и началу; -по частично закрытой картине; -по серии сюжетных картинок; -по его названию. Составление рассказа с элементами творчества.     Предложение и текст. Осуществление формирования полноценной учебной деятельности, наблюдательности. Формирование активной позиции в коллективе положительных качеств личности, самоутверждения. Развитие абстрактного и логического мышления, памяти, внимания. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. 10-15 занятий.

 


 

Логопедическая работа с учащимися,

имеющими речевое заключение:

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и

фонематическое недоразвитие речи».

 

Характеристика группы.

 

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

 

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

 

1.Дефектное произношение 2-5 звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).

2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

ü недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

ü недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

ü трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других.)

 

 

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас без грубых отклонений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.

2.Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.