Приобретение практических навыков БЖД в                                                       ООО «Промышленной и пожарной безопасности» МЧС — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Приобретение практических навыков БЖД в                                                       ООО «Промышленной и пожарной безопасности» МЧС

2019-08-03 189
Приобретение практических навыков БЖД в                                                       ООО «Промышленной и пожарной безопасности» МЧС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОТЧЁТ

 ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приобретение практических навыков БЖД в                                                       ООО «Промышленной и пожарной безопасности» МЧС

Группы ГБЖД 18-1 (ОЗО)

Выполнили:

Васильева О.В.

Заречнев В.Э.

Карчмарчук Я.Ю.

Парфенов Р.А.

Резвухина Т.А.

Рожина А.И.

Саулян Д.К.

Сербинов В.И.

Федорова Е.А.

Шестак А.Е.

________
________
________
________
________
________
________
________
________
________

 

Руководители:

доцент каф.ГГиМПГ Удодов Ю.В.

ассистент каф.ГГиМПГ Мамасев П.С.

зав.каф.ЕНДиМП Михайлова Н.Н.

Новокузнецк 2019

 

Содержание

ВЕДЕНИЕ…...………………………… ……………………………………...

3
ГЛАВА 1. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА МЕСТНОСТИ …... 5
1.1. Топографический этап ……………………………………….... 5
1.2. Методика проведения топографического этапа учебной ознакомительной полевой практики.…………………………..   8
1.3. Буссольная съемка……………………………………………… 13
1.4. Мензульная плановая съемка.…………………………………. 18
1.5. Глазомерная съемка.……………………………………………. 22
1.6. Продольное техническое нивелирование…………………….. 28
1.7. Ватерпасовка……………………………………………..……... 32
1.8. Движение на местности по азимутам…………………………. 35
ГЛАВА 2. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УЧАСТКА ПРАКТИКИ …………………………………………………….   38
2.1. Характеристика района практики.…………………….……..... 38
2.2. Методика полевых геологических исследований………...….. 40
2.3. Петрографический состав галечника р.Томи…………………. 43
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА В СТРУКТУРАХ МЧС…………………..…… 44
3.1. Чрезвычайные ситуации при пожарах…...…………………… 44
3.2. Экологическая безопасность…………………………….…..… 48
3.3. Промышленная безопасность…………………………………. 50
3.4. Оказание первой медицинской помощи……………………… 55

Заключение.……….…………………………………………… …………..…

59

Список литературы.………………………………... ………………. ………

60

 

ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи практики

Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности является подготовка будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности к проведению школьных природоведческих экскурсий и полевых исследований, формирование у них представления о закономерных взаимосвязях между компонентами географической оболочки и развития органического мира.

Задачи учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности:

1. Способствовать формированию личностно-мотивационной готовности к работе учителем географии и безопасности жизнедеятельности.

2. Способствовать осуществлению обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся

3. Способствовать готовности к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса

4. Способствовать готовности к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования

5. Способствовать овладению основами профессиональной этики и речевой культуры

6. Способствовать готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся

7. Способствовать проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

8. Способствовать проектированию траектории своего профессионального роста и личностного развития.

9. Способствовать овладению навыками работы с измерительными приборами, картами, разными по масштабу и тематике, методами полевых исследований природных объектов.

10. Способствовать овладению знаниями о компонентах геосистем (ландшафтов) Кемеровской области, овладеть приемами полевых исследований природных объектов и явлений и умению проводить сопряженный анализ природных компонентов.

11. Способствовать овладению принципами оказания первой помощи при травмах, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях разного типа, на пожаре, пострадавшим в террористическом акте, при отравлении химическими веществами и т.д.

12. Способствовать овладению навыками коллективного и индивидуального обеспечения защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях.

 



ГЛАВА 1. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА МЕСТНОСТИ

Топографический этап

1. Цель, задачи и организация топографического этапа.

Топографический этап учебной ознакомительной полевой практики является важным звеном учебного процесса при подготовке учителей географии. Он способствует развитию у студентов географического мышления. Навыки, приобретенные студентами в процессе полевого топографического этапа, используются ими в дальнейшем при прохождении практик по другим географическим дисциплинам.

В программах по географии общеобразовательной средней школы имеются разделы, предусматривающие топографические работы на местности. В связи с этим будущие учителя географии должны иметь соответствующие знания и практические навыки по организации и проведению этих работ с учащимися школ. Авторы данного раздела предлагают простейшие виды топографических работ, которые доступны для проведения с учащимися, согласно программе по географии общеобразовательных средних школ[4].

Цель топографического этапа учебной ознакомительной практики – закрепление теоретических знаний, полученных студентами на аудиторных занятиях (лекции, лабораторные занятия, семинары) в курсе «Картографии с основами топографии» в течение учебного года и приобретение навыков полевых исследований.

Задачи практики:

- знакомство с устройством и правилами обращения с геодезическими приборами;

- овладение навыками работы с измерительными приборами;

- овладение методиками полевых исследований и картографирования природных объектов;

- освоение ведения полевых записей, составления абриса, нанесения контуров, вычерчивания профилей в полевых и камеральных условиях;

- проведение расчетно-графических работ;

- оформление результатов съемок местности в соответствии с требованиями картографии;

- умение использовать полученные знания и навыки в педагогической деятельности.

2. Организация практики. Для прохождения топографического этапа учебной ознакомительной полевой практики студенты организуются в бригады по 4-5 человек. Состав бригад постоянен на протяжении всей практики. Каждая бригада выбирает бригадира, который получает приборы, чертежные принадлежности и распределяет обязанности между членами бригады. При проведении полевых работ на местности бригадир должен знать о местонахождении всех членов бригады.

Продолжительность рабочего дня студента составляет 6 часов.

При проведении топографического этапа учебной ознакомительной полевой практики, студенты проходят инструктаж по технике безопасности. Все прошедшие инструктаж расписываются об этом в специальном журнале. В полевых условиях обеспечение безопасности требует повышенного внимания. При проведении топографических работ в труднодоступных районах необходимо знать способы выживания в экстремальных условиях и правила оказания первой медицинской помощи, знать правила поведения во время стихийных бедствий, обращения с дикими и домашними животными и т.д.

3. Содержание и методики проведения практики. Основное содержание топографического этапа практики заключается в производстве силами студентов простейших измерений на местности, плановых и высотных съемок. В процессе практики студенты должны выполнить семь видов топографических работ на местности

 

Таблица 2. Виды и содержание работ топографического этапа практики

Виды работ Продолжительность работ (дни) Оборудование Результаты работы, подлежащие сдачи
1.Простейшие измерения на местности 1 GPS, вешки (10 шт.), рулетка, карандаш, блокнот для записей, ученическая линейка, эклиметр, компас, транспортир, планшет. Роспись в журнале по ТБ. Журнал измерений и вычислений по каждому виду
2. Буссольная съемка 1 Буссоль Шмалькальдера или Стефана, мерная лента, планшет, компас, карандаш, транспортир, резинка, журнал Журнал буссольной съемки, план местности, составленный с применением различных способов
3. Мензульная съемка 1 Мензула, кипрегель, рейки (2шт.), журнал, циркуль-измеритель, карандаш План местности, журнал
4. Глазомерная съемка 1 Планшет, визирная линейка, циркуль-измеритель, карандаш, компас, ластик, миллиметровая бумага План местности
5. Техническое нивелирование 1 Нивелир, штатив, рейки (2 шт.), журнал измерения превышений Журнал измерения превышений и вычисления абсолютных высот
6.Ватерпасовка (геометрическое нивелирование) 0,5 Ватерпасовочные рейки, ватерпас, буссоль, рулетка, журнал, вешки Журнал, профиль местности
7. Движение на местности по азимуту 0,5 Компас, транспортир, карточка с данными азимутов и длин линий, блокнот, карандаш, миллиметровая бумага Схема движения на местности по азимуту

 

Буссольная съемка

Оборудование: буссоль (или компас), рулетка, планшет, линейка, транспортир, бумага, карандаш, резинка.

Буссольная съемка является плановой угломерной съемкой местности. Во время съемки с помощью буссоли измеряются магнитные азимуты. Результатом работы является план местности. Устройство буссоли представлено в учебном пособии (Соломенко А.В. Полевая практика по топографии: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Университетское, 1989. – 159 с.). Буссольная съемка проводится трем способами: полярным, методом засечек и методом обхода. При подготовке к съемке необходимо вычертить журнал.

 

Таблица 3. Журнал буссольной съемки

№ точек и линий визирования

Магнитные азимуты

Магнитный румб

Среднее значение румба

Длина линий в метрах

Примечание

прямой обратный
1 2 3 4 5 6 7
1-2 350       25,4 Угол здания
2-3 270       21,4 Угол площадки
3-4 170       18,6 столб
4-5 80       13,5 Столб здания
5-6 65       20,5 Куст сирени
6-7 50       12,7 колодец
7-8 50       17,9 Второй угол здания
8-9 50       9,6  Тропа т-1
9-10 70       6,2 Дерево-1
10-11 40       8,5 Тропа т-2
11-12 0       10 Тропа т-3
12-13 330       19,1 Тропа т-4
13-14 320       18,4 Баскетбольная площадка т-1
14-15 300       18,7 Башенное сооружение -1
15-16 270       21,0 Баскетбольная площадка-2
16-17 180       13,7 Баскетбольная площадка-3
17-18 150       10,8 Башенное сооружение -2
18-19 90       10,7 Баскетбольная площадка-4
19-20 180       13,0 Начало тропы
20-21 90       93,1 Пень -1
21-22 110       12,0 Пень-2
22-23 115       15,0 Дерево-2

 

Полярный способ

Выбирается полюс съемки с таким расчетом, чтобы от него был виден весь снимаемый участок, и можно было бы измерить расстояние до всех снимаемых объектов местности.

На местности намечают подлежащие съемке объекты и характерные точки контуров.

На листе бумаги, прикрепленном на планшете, ставят точку полюса и через нее проводят вертикальную линию, изображающую магнитный меридиан, от которого будут отмеряться азимуты. Имея определенный размер бумаги, вычисляют, какой нужно взять масштаб, чтобы план разместился на данном листе. Для этого определяют размеры листа в сантиметрах, затем измеряют наибольшее протяжение снимаемого участка и делят его на длину листа бумаги. Полученное частное покажет, во сколько раз можно уменьшить измеренные расстояния при построении плана. Масштаб выбирают округленный. Например, вместо масштабов 1:1383, 1:1958 нужно брать 1:1500 и 1:2000.

С компасом (или буссолью) становятся в точке полюса. Измерительные работы следует проводить по ходу часовой стрелки.

Чтобы заснять какую-либо точку местности, нужно, стоя в точке полюса, измерить при помощи компаса на нее азимут. В журнале в графе 1 записывается номер снимаемой точки, а в примечании указывается ее название (дерево, дом, дорога и т. д.). В графе 2 записывается магнитный азимут на эту точку. Затем при помощи рулетки измеряется расстояние до этой точки и записывается в графе 4.

На абрисе от северного конца меридиана при помощи транспортира откладывается азимут, в этом направлении прочеркиваются линии, вдоль которых пишутся размеры азимута (например, А = 138о). На прочерченной линии в выбранном масштабе откладывается расстояние до снимаемой точки, и в этом месте ставится условный знак снятого объекта.

Далее приступают к измерению азимута на следующую точку, расположенную по ходу часовой стрелки. Измеряется до нее расстояние, результаты записываются в журнал, а на абрисе опять откладываются азимут и расстояние, и в полученной точке изображают объект.

Если снимается контур (или дорога), то заснятые и изображенные на бумаге характерные точки соединяют от руки и показывают границы контура точками.

Работу продолжают до тех пор, пока не будут засняты все намеченные для съемки точки.

По данным журнала и абриса строится план, на котором все вспомогательные линии вычеркиваются карандашом, а условные знаки – тушью. После окончания вычерчивания плана вспомогательные линии стираются, и производится его цветное оформление.

Способ засечек

В основе этого способа лежит геометрический прием построения подобного треугольника по основанию и двум прилежащим углам.

Чтобы определить положение на плане недоступной для измерения точки, находящейся, к примеру, на противоположном берегу реки, нужно на берегу, где мы стоим, выбрать базис, длина которого должна быть не менее 100 метров. Далее измеряется длина этого базиса и его азимут. На бумаге через выбранную точку, обозначающую один конец базиса, проводится сверху вниз прямая линия, изображающая меридиан. Из данной точки от северного конца меридиана при помощи транспортира откладывается измеренный азимут базиса, и в этом направлении проводится линия. На данной линии в выбранном масштабе откладывается длина базиса, и таким образом изображается второй его конец.

Затем из первого конца базиса измеряется азимут на недоступную точку. На бумаге от северного конца меридиана при помощи транспортира этот азимут откладывается, и в полученном направлении проводится линия произвольной длины. Теперь переходят на второй конец базиса. На бумаге через отмеченный второй конец базиса проводится вертикальная линия, параллельная меридиану на первом конце базиса.

Из второго конца базиса измеряется азимут на ту же недоступную точку. Измеренный азимут откладывается от северного конца проведенного меридиана, и в этом направлении проводится линия до пересечения с прямой, проведенной на эту точку из первого конца базиса. Пересечение линий даст положение недоступной точки.

Если требуется определить до нее расстояние, то нужно от этой точки провести перпендикуляр к базису, измерить его в см и по масштабу, в котором откладывали длину базиса, вычислить расстояние.

Способ обхода

Обход полигона ведется по ходу часовой стрелки. При этом измеряются не внутренние углы полигона, а магнитные азимуты его сторон. Чтобы уменьшить возможные ошибки угловых измерений, нужно для каждой стороны определить прямой и обратный азимуты, разница между которыми должна быть равна 180 градусам. Работа проводится в следующем порядке.

Становятся в первый угол полигона и из него измеряют азимут на второй угол. В журнале в графе 1 записывают название линии (например, 1 – 2), а в графе 2 – ее азимут. Затем идут во вторую вершину полигона и попутно измеряют расстояние. Измеренную длину записывают в графу 6 журнала. Во второй вершине измеряют обратный азимут уже пройденной стороны (2 – 1) и записывают результаты измерения в графу 3. Для контроля вычисляют разность между прямым и обратным азимутом. Если вычисленная разность (например, 179 или 181 градус) отличается от теоретической (180о) на один градус, то такая ошибка в отсчетах допустима. Если разница оказалась больше одного градуса, то азимут следует перемерить.

Далее из второй вершины определяют прямой азимут на третью и измеряют расстояние, результаты записывают в соответствующие графы журнала. Эту работу продолжают до тех пор, пока не обойдут весь полигон.

По окончании измерительных работ на местности вычисляют румбы (графы 4 и 5 журнала), а затем приступают к построению полигона на бумаге в выбранном масштабе.

При построении полигона конец его последней стороны должен совместиться с началом первой. В том случае, когда совмещения не произошло, получилась невязка. Если невязка допустимая (1/100 периметра), то ее разбрасывают графическим способом. Если она оказалась недопустимой, то сначала следует проверить правильность построения полигона на бумаге, и, если оно верное, работу на местности нужно переделать.

1.4. Мензульная плановая съемка

Оборудование: мензула, рейка, циркуль-измеритель, бумага, карандаш (простой и синий), резинка.

Мензульная плановая углоначертательная съемка производится с помощью мензулы и кипрегеля. Устройство мензулы и кипрегеля показано в учебном пособии (Соломенко А.В. Полевая практика по топографии: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Университетское, 1989. – 159 с.).

Достоинством этой съемки является её простота и наглядность. В процессе съемки ситуация и рельеф наносится на планшет непосредственно в полевых условиях. Мензульная плановая съемка проводится тремя способами. Как и другие виды съемок, она состоит из подготовительных, полевых и камеральных работ.

Подготовка к съемке: на мензульный планшет прикрепляется лист бумаги, а на местности выбирается полюс съемки так, чтобы из него были хорошо видны все снимаемые объекты местности.

Полярный способ

Мензула устанавливается над точкой полюса. После этого её центрируют, нивелируют и ориентируют. Центрировать мензулу – это значит установить её так, чтобы точка на местности, где установлена мензула и соответствующая ей точка на планшете находились на одной отвесной линии. Эта операция производится с помощью центрировочной вилки. Нивелирование мензулы производится с помощью уровня, находящегося на линейке кипрегеля. Для этой цели кипрегель ставят на планшете по направлению двух подъемных винтов и, действуя ими в разном направлении (один винт поворачивают по часовой стрелке, другой против нее), приводят пузырек уровня на середину. После этого кипрегель укладывают по направлению третьего подъемного винта и, вращая только этот винт, вновь устанавливают пузырек уровня на середину. Эти действия повторяют до тех пор, пока при любом положении линейки кипрегеля на планшете пузырек уровня будет оставаться на середине.

Ориентирование инструмента проводится с помощью особого прибора, называемого ориентир-буссолью. Этот способ называется ориентированием по магнитному меридиану. Для этого в левом верхнем углу планшета прочерчивается линия, изображающая направление меридиана. К проведенной линии прикладывается ориентир-буссоль длинной ее стороной. Открепив зажимной винт подставки, осторожно поворачивают планшет в горизонтальной плоскости до тех пор, пока стрелка ориентир-буссоли не будет параллельна прочерченной на планшете линии, изображающей меридиан. После того как планшет сориентирован, зажимной винт подставки закрепляется, наводка уточняется микровинтом, а ориентир-буссоль убирается в футляр.

Далее выбирается масштаб съемки. Для этого надо измерить снимаемый участок по наибольшему протяжению и результаты измерения разделить на длину листа бумаги. После этого приступают непосредственно к съемке.

На планшете ставят точку (станцию), изображающую полюс на местности. Ее местоположение на бумаге выбирается так, чтобы весь план участка вошел на планшет. Рейка устанавливается на первую снимаемую точку местности. Скошенный край линейки кипрегеля прикладывают на планшете к точке полюса и, поворачивая его около этой точки, наводят вертикальную нить зрительной трубы на снимаемый объект. По скошенному краю линейки прочерчивается тонкая линия произвольной длины. Затем, пользуясь дальномерными нитями сетки, определяют расстояние до этого объекта. По измеренному расстоянию подсчитывают, сколько надо взять целых, десятых и сотых долей поперечного масштаба. Раствором циркуля-измерителя берут эту длину по поперечному масштабу, откладывают вдоль прочерченной линии и получают местоположение снимаемого объекта, который изображается на плане соответствующим условным знаком. После этого рейку устанавливают на следующем объекте снимаемой местности. К обозначенной на планшете точке полюса прикладывают скошенный край линейки кипрегеля, визируют и прочерчивают направление на следующую точку. Работа повторяется в описанном выше порядке.

Если снимаются линейные объекты (река, дороги, контуры леса, поля, луга и т. д.), следует заснять характерные точки их поворотов и на плане соединить их плавной линией соответствующего цвета (водные объекты – синим, дороги, контуры – черным и т. д.).

Если с одной точки всю местность заснять не удается, нужно выбрать вторую станцию, предварительно заснять ее, а затем перенести и установить на нее мензулу. Ориентирование инструмента на второй станции производится вторым, более точным, способом, по линии станций 1 – 2. Для этого кипрегель прикладывают к этой линии и поворачивают мензульный планшет до тех пор, пока вертикальная нить сетки зрительной трубы не совместится с рейкой, поставленной на станции 1. После такого ориентирования съемка местности продолжается в таком же порядке, как и на станции 1.

По окончании работы на местности план оформляется тушью.

Способ обхода

Обход делается по часовой стрелке. Инструмент устанавливается в первой точке полигона. Мензульный планшет центрируют, нивелируют и ориентируют по магнитному меридиану. Определяют масштаб съемки.

На плане выбирают местоположение первой точки так, чтобы полигон вошел на лист бумаги. Приложив скошенный край линейки кипрегеля к этой точке, визируют и прочерчивают линию в направлении на второй угол полигона. При помощи дальномера определяют расстояние от первой до второй точки и откладывают его, пользуясь поперечным масштабом. Так находят положение второго угла полигона, куда нужно перенести инструмент. Здесь мензулу снова устанавливают, центрируют, нивелируют и ориентируют. Ориентирование планшета теперь уже производится другим способом. Для этого, приложив скошенный край линейки кипрегеля к прочерченной на плане линии 2 – 1 и открепив зажимной винт подставки, осторожно поворачивают планшет в горизонтальной плоскости до тех пор, пока в зрительную трубу не будет виден реечник, стоящий с рейкой на первой точке. Затем зажимной винт закрепляется, и наводка уточняется микровинтом так, чтобы вертикальная нить сетки зрительной трубы пошла вдоль рейки. Далее проделывают работу в том же порядке, как и на первой точке. Визируют, прочерчивают линию на третью точку, измеряют до нее расстояние и откладывают на плане в выбранном масштабе. Работа продолжается до тех пор, пока не будут засняты и изображены все стороны полигона.

Если на местности полигон был замкнутым, то на плане направление и конец последней линии должны совпадать с началом первой стороны полигона. В противном случае получается невязка полигона. Если она допустима (не более 1/300 периметра), то ее разбрасывают графическим способом. Если невязка недопустима (более 1/300 периметра), то всю работу на местности переделывают заново.

Способ засечек

Этот способ применяется для съемки недоступных точек земной поверхности.

На местности выбирают прямую, удобную для измерения линию, называемую базисом. Установив мензулу в одном из концов базиса, инструмент центрируют, нивелируют и ориентируют по магнитному меридиану. Затем кипрегель наводят на второй конец базиса так, чтобы вертикальная нить сетки зрительной трубы прошла посередине рейки. Вдоль линейки кипрегеля прочерчивают линию произвольной длины. Дальномером определяют длину базиса и откладывают ее вдоль прочерченной линии, пользуясь при этом поперечным масштабом. Затем визируют на недоступную точку местности. Для этого линейку кипрегеля поворачивают вокруг изображенного на бумаге базиса до тех пор, пока вертикальная нить сетки зрительной трубы не будет наведена на недоступную точку. В этом направлении прочерчивается линия произвольной длины. Затем мензулу переносят на второй конец базиса, где ее снова центрируют, нивелируют и ориентируют по изображенному базису. Прикладывают скошенный край линейки кипрегеля ко второму концу базиса (над которым теперь установлен инструмент) и опять визируют на недоступную точку местности. Вдоль линейки проводят направление и в пересечении линий прочерченных из двух концов базиса на недоступную точку, получают местоположение снимаемого объекта.

Глазомерная съемка

Оборудование: планшет, бумага, кнопки, компас, визирная линейка, транспортир, карандаш (простой, синий, коричневый), резинка, график для перевода шагов в метры, миллиметровая бумага.

Глазомерная съемка относится к плановым углоначертательным. Для её проведения необходимы подготовительные, полевые и камеральные работы. Она производится простейшими приборами (компас, эккер, визирная линейка). Результатом съемки является приближенное по точности, но наглядное крупномасштабное изображение местности. Для быстрого перевода шагов в метры необходимо построить клиновой график.

Построение клинового графика для перевода шагов в метры

Клиновой график (рис. 1) строит для себя каждый съемщик на миллиметровой бумаге.

 

Рисунок 1. Клиновый график для перевода шагов в метры (в 100 м 133 шага). Точками обозначены 68 шагов и соответствующие им 52 метра.

 

Внизу листа проводится горизонтальная линия, на которой слева направо откладываются отрезки, равные 1 см. Каждый сантиметр соответствует 10 шагам. Отрезков по одному сантиметру откладывается столько, сколько десятков шагов содержится в 100 метрах. Например, если в 100 метрах содержится 133 шага, то нужно отложить по горизонтальной линии 13.3 отрезка, или 13,3 см. Под линией в конце каждого отрезка подписывают слева направо: 0, 10, 20, 30 и т. д. до 133 шагов. На правом конце горизонтальной линии от точки с отметкой 133 шага проводят вертикальную линию, на которой снизу вверх откладывают 10 отрезков по 1 см. У начала этой линии подписывают 0, выше – 10, 20, 30 и т. д. до 100 метров. Начало горизонтальной линии (0 шагов) и конец вертикальной линии (100 м) соединяют прямой и получают клиновой график.

 Чтобы перевести шаги в метры, пользуясь клиновым графиком, нужно найти на горизонтальной линии точку, обозначающую количество пройденных шагов (например, 68). От найденной точки мысленно или карандашом проводится линия вертикально вверх по наклонной линии клинового графика. От этой точки линия поворачивается вправо и в строго горизонтальном направлении ведется до вертикальной линии, на которой обозначены десятки метров. На данной линии получают ответ в метрах (например, для 68 шагов – 52 метра, при длине одного шага 0,75 метров).

Если в измеренной линии оказалось шагов больше, чем имеется на графике (более 133 шагов в нашем примере), то число шагов переводится в метры по частям. Например, длина линии 382 шага. В данном случае переводят сначала 3 раза по 100 шагов, а затем – оставшиеся 82 шага. Полученные результаты складывают.

Подготовка к съемке

На планшете прикрепляется бумага, края которой подгибаются под планшет и прикрепляются к его нижней стороне. Вдоль левой стороны планшета прочерчивается стрелка север – юг, указывающая направление магнитного меридиана. К этой линии прикрепляется компас таким образом, чтобы прямая, соединяющая штрихи 0 и 180 градусов или указатели севера и юга на шкале компаса, совпадала с направлением прочерченной на планшете линии.

Производство глазомерной съемки

Планшет ориентируется по магнитному меридиану. Для этого нужно освободить стрелку компаса, планшет привести в горизонтальное положение и поворачивать его до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не совместится с 0 или указателем севера на шкале компаса. После этого на планшете обозначается исходная точка съемки. Эту точку необходимо поставить так, чтобы снимаемый план местности вошел на бумагу. Например, если снимаемый участок протягивается на северо-восток, то исходную точку на планшете нужно поставить на юго-западе.

Во время глазомерной съемки определяются направления и измеряются расстояния.

Направления можно определять двумя способами: при помощи измерения азимутов и графическим путем.

Если применяется первый способ. Нужно через отмеченную на планшете точку провести прямую линию, которая должна быть параллельна проведенному на планшете меридиану. Затем при помощи компаса определяется азимут снимаемого направления. Для определения азимута данного направления нужно сначала путем поворота компаса добиться такого положения, чтобы северный конец стрелки компаса совместился с указателем севера на его шкале. Отсчитав по ходу часовой стрелки число градусов от указателя севера до определяемого направления, получим азимут нужной линии. Измеренная градусная величина при помощи транспортира откладывается от северного конца линии, прочерченной через точку стояния. В полученном направлении проводится линия, которая и будет изображать определяемое направление[8].

При применении графического способа определения направления компас должен быть прикреплен к планшету. Направление определяется визирной линейкой в следующем порядке. Встав с планшетом в точку, из которой выходит определяемое направление, совмещают северный конец магнитной стрелки с нулевым штрихом на шкале компаса, т. е. предварительно ориентируют планшет. Затем прикладывают левое нижнее ребро визирной линейки к точке плана, соответствующей точке стояния. Поворачивая около этой точки визирную линейку, совмещают ее верхнее ребро с определенным направлением и проводят прямую вдоль левого ребра визирной линейки. Эта прямая будет представлять искомое направление.

При визировании планшет поднимается до высоты подбородка: в таком положении видна магнитная стрелка и, следовательно, можно проверить правильность ориентировки планшета. Главное внимание нужно обращать на то, чтобы во время визирования не изменилось положение ориентированного планшета, куда бы ни повернулся съемщик. Если северный конец стрелки отошел от нулевого деления, то приходится немного повернуть руку с планшетом и добиться правильной ориентировки. Ошибки на планах происходят, главным образом, от неточной ориентировки планшета.

Измерение расстояний проводится шагами или определяется на глаз. При глазомерной съемке неровной местности приходится снимать и ее рельеф. Для этого необходимо определять превышения и изображать местность горизонталями.

Самым простым, но наименее точным является определение превышения на глаз. После определения высоты холма (горы) подбирается высота сечения рельефа) и подсчитывается, сколько горизонталей нужно провести. Например, высота горы оказалась равной 70 м. При высоте сечения рельефа 10 м нужно провести 7 горизонталей. Чтобы изобразить их на плане, нужно измерить длину склона горы от ее подножия до вершины, изобразить эту длину на плане в масштабе и разместить на изображенном отрезке необходимое количество горизонталей.

Точнее превышение можно определить с помощью своего роста до уровня глаз. Для этого съемщик, стоя в точке № 1 должен держать глазомерный планшет на уровне глаз и, смотря вдоль его плоскости, заметить точку № 2, в которую попадает горизонтальный луч зрения. Замеченная точка склона (№ 2) будет выше точки стояния наблюдателя (№ 1) на высоту его роста до уровня глаз (например, на 1,5 метра). Затем нужно измерить расстояние до точки № 2 и нанести ее на план.

 Здесь действия по определению превышения следующей точки (№ 3) повторяется. По измеренному расстоянию она наносится на план. Далее изображенный на плане отрезок пути между точками № 1 и № 3 делится на 3 части (при высоте сечения 1 м), и через полученные деления поперек пути проводятся горизонтали. Расстояние между горизонталями зависит от крутизны склона. Чем круче подъем (или спуск), тем ближе друг к другу расположены горизонтали.

Если проводится площадная глазомерная съемка на участке со сложным рельефом, необходимо для съемки провести несколько ходов с ватерпасовкой, которая дает более точные результаты, чем предыдущие способы.

Основные правила съемки

1. Расстояние между местными предметами, находящимися по пути следования, измеряется шагами.

2. Положение предметов, расположенных в стороне от маршрута, определяется способом засечек или визированием с глазомерной оценкой до них расстояния.

3. Если съемщик идет вдоль совершенно прямого участка своего пути, то пункты, расположенные вправо и влево от пути, могут сниматься способом перпендикуляров с оценкой расстояний на глаз.

4. Все объекты местности изображаются на плане соответствующими условными знаками.

5. План составляется сразу в поле и в кабинетных условиях не перечерчивается заново.

Порядок работ при маршрутной глазомерной съемке

1. Сориентировать планшет.

2. На плане


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.