Глава 8. Спрятанные сокровища знания — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 8. Спрятанные сокровища знания

2019-07-13 216
Глава 8. Спрятанные сокровища знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если я и сомневался, можно ли комментировать Евангелие истины как закодированный текст, то только потому, что он, по моему мнению, сам себя объясняет. Мне даже как‑то неловко комментировать то, что написано прямо и недвусмысленно. И все же некоторые ученики говорят, что хотя они и хорошо понимают мои объяснения, самостоятельно они не поняли бы в этом трактате ни одного абзаца.

Это ставит меня в тупик. Если Евангелие истины закодировано, то это только потому, что мы захламляем информацией свои мозги. Как еще яснее надо писать, чтобы нам было понятно?

Было ли так, что вы при чтении этих фрагментов текста понимали их по‑другому? Были ли они ясны с самого начала? Я был бы рад узнать об этом.

Вы могли бы поискать другие источники знания, спрятанные источники. Но поймите, что они спрятаны только для нашего невежества. Я очень рекомендую вам посмотреть детский видеофильм "Последний единорог", который мы используем как учебное пособие в нашей школе. В нем есть много таких "спрятанных сокровищ", которые ждут, чтобы их раскопали.

Один мой соученик по школе Вильяма Чена как‑то сказал мне, что он уверен, что Мастер Чен держит некоторые сведения или техники при себе и не передает их никому. В это я не мог поверить, зная, как упорно Мастер Чен работает, чтобы передавать ученикам свое знание, и как он постоянно изобретает для этого все новые и новые способы.

Когда я учился у него много лет назад, он часто просил нас, даже умолял, задавать ему вопросы. Но мало кто это делал. Я же старался, чтобы у меня обязательно была пара вопросов к каждому занятию. Для этого требовалось, чтобы я как минимум обращал внимание на то, чему он нас учил. Мастер Чен был счастлив отвечать на каждый вопрос. Я также заметил, что мало кто из учеников смотрел на него, когда он выполнял Форму. Ученики находились каждый в своем собственном мире. Так они упускали драгоценные шансы чему‑то научиться. И в собственной школе я только счастлив научить кого угодно тому, что сам знаю и умею. Сама мысль о том, чтобы припрятывать знание из эгоистических соображений или по каким‑то другим причинам, для меня смешна.

Просто смотрите вокруг, задавайте вопросы и давайте себе труд практиковать то, чему вы учитесь, и вы найдете живую книгу жизни и, возможно, свое собственное "я".

Я надеюсь, вы понимаете, что ни Евангелие истины, ни мои книги не предназначены для одноразового прочтения. Слова в них подбирались таким образом, чтобы стимулировать мысль читателя, поощрять воспоминание ощущений и бросать вызов предвзятым идеям.

Возможно, вы предпочтете прочитывать по абзацу за один раз, а затем откладывать книгу в сторону и давать мыслям и ощущениям "побродить" немного.

Прочтя "Движения магии" и "Движения силы" по разу, вы наверняка будете время от времени открывать их и отыскивать в них какой‑нибудь конкретный абзац.

Это настоящие настольные книги, которыми можно пользоваться всю жизнь. Мои ученики говорят, что каждый раз, когда они читают первый том, они понимают его лучше или, возможно, по‑другому.

Я стараюсь писать живым языком, чтобы мои слова были направлены к телесному уму. Когда телесный ум будет признавать то, что вы читаете в данный момент, вы будете чувствовать некоторое возбуждение, которое нельзя не заметить. Таким способом я рассчитываю много раз звать ваш телесный ум "но имени", пока вы не признаете его.

Вместо того чтобы перечислять "факты" или повторять то, что уже сказано другими, я хочу познакомить читателя с живым Тайцзи. Это трудная задача, и я не знаю, обладаю ли я таким талантом, чтобы полностью справиться с ней, но я чувствую необходимость попытаться. Это мое собственное "имя", мое семя, моя мечта. И хотя я очень боюсь услышать от кого‑ нибудь, что моя работа получилась плохо, нельзя, чтобы этот страх не позволил вырасти моему семени. Может быть, дерзнув согласиться с моим видением, другие смогут найти в себе смелость согласиться и со своим собственным.

Иначе мы будем обречены на то, чтобы повторять истории о чужом видении. Наш собственный дух тогда умрет, а вместе с ним и дух Тайцзи‑цюаня. Вот почему этот том посвящен силе Тайцзи‑цюаня, силе творческого начала, которую каждый из нас может высвободить, чтобы сохранить человеческий дух.

 

 

ГЛАВА 9. ЖИТЬ МИФОЛОГИЧЕСКИ

 

Одна из проблем, встающих передо мной, когда я обращаюсь к мифологии или философским трудам, заключается в том, что они могут уводить очень далеко от нашей практической повседневной жизни. Как могут, скажем, принципы мифологии реально помочь нам жить?

Я хочу привести один пример, пример очень личный и затронувший самую сердцевину моей жизни. Когда мне было четыре года, я почувствовал, что должен найти себе каких‑то учителей помимо своих родителей (которые, кстати, учили меня осознавать самого себя и природу с самого рождения). Мне казалось, что очень легко расставлять вещи по местам, и что если ты не можешь реально отличать то, что на самом деле истинно, от того, что та считаешь истинным, то можно запутаться в паутине собственного воображения. И вырваться из этой паутины нелегко.

Поскольку мне было всего четыре года, я чувствовал, что стоит потрудиться и проследить истинность своего знания именно сейчас, и тогда этот труд будет окупаться всю оставшуюся жизнь.

В двенадцать лет я все еще не нашел то, что искал: связное учение, охватывающее и науку, и мою внутреннюю динамику. И я почувствовал какую‑то бессильность моих поисков. Я не мог понять других людей, не мог понять, как работает наше общество, кроме как на политическом и экономическом уровнях. Мои родители поощряли, чтобы я читал "Нью‑Йорк Таймз" каждый день с восьмилетнего возраста (по, к сожалению, не поощряли, чтобы я играл в мяч и занимался подвижными играми), так что я разбирался в экономике и политике.

Кроме того, я проводил много времени с животными, поскольку хорошо понимал их (в отличие от людей), и фактически основал фирму по импорту животных, когда мне было всего четырнадцать лет.

 

Обет земле

 

В ту пору я дал обет, обет земле, что если я когда‑нибудь пойму мир вокруг меня и действительно стану хозяином своей жизни, то посвящу всю оставшуюся жизнь тому, чтобы учить этому же других. Тогда я не представлял себе, как можно жить после сорока лет. И я дал обет жить так, как будто я умру в сорок, и учительствовать как можно больше.

Поскольку я ощущал глубинную связь с землей, мой обет земле был нерушимым.

И я действительно многому научился и посвятил свою трудовую жизнь учительству (сюда я отношу мои программы "Животный человек", Тайцзи и шаманское целительство).

Когда мне исполнилось тридцать девять лет (в этом году), я осознал, что если я продолжу работать в таком же напряженном режиме, то и вправду могу умереть в сорок. Чтобы выжить, мне нужно было бросить шоу "Животный человек", которые требовали большого количества времени и постоянных разъездов.

Учения, с которыми я соприкасался в жизни, подчеркивали, что нужно жить мифологически и связывать внешние события моей жизни с моими внутренними решениями относительно того, как жить. И, дав обет в двенадцатилетнем возрасте, я чувствовал, что только какое‑то реальное событие в моей жизни могло помочь мне решить, отказываться ли от шоу "Животный человек". Это событие должно было относиться к опыту жизни и смерти, поскольку я поклялся жить так, как будто решено, что я умру в сорок лет. Я знал, что такое ментальное программирование вполне могло оказать воздействие на тело. Если я ожидал смерти в сорок лет, это само по себе могло вызвать в сорок лет если не смерть, то тяжелую болезнь. Ожидания ума обладают большой силой. Вот почему было бы недостаточно просто сказать: "О'кей, вот мне и сорок, и я могу изменить свою жизнь".

Итак, мне нужен был убедительный опыт смерти или перерождения, а не просто какой‑то искусственный ритуал. Сразу после моего тридцать девятого дня рождения я получил письмо от одной женщины, с которой расстался два года назад. Она уведомляла меня, что у нее СПИД, и предлагала мне провериться тоже. Позже оказалось, что я здоров – у меня нет СПИДа. По пока мои анализы обрабатывались, я думал, что мне конец.

Мое тело немедленно начало слабеть, pi я понял, что происходит при сглазе: скажите человеку, что у него смертельная болезнь, и один этот шок уже причинит телу реальный вред, вплоть до смерти.

Тогда я начал вспоминать о разных народных средствах и старался не забывать о том, что надо оставаться спокойным и что результаты могли пока еще оказаться и в мою пользу.

 

Обновление обета

 

Однажды я стоял у себя на заднем дворе, и шелест буйной листвы на деревьях, пестрая красота цветов, тепло солнца и прохлада весеннего ветерка подействовали на меня очень сильно. Я думал о том, как я не хочу преждевременно покидать эту красоту.

Я "настроился на частоту" земли (по методике Земной инициации, которую мы используем в школе Тайцзи‑цюаня) и спросил, что я могу принести в жертву, чтобы быть уверенным, что у меня нет СПИДа? Конечно же, я знал, что он у меня либо есть, либо его нет. Но я старался жить мифологически, и в контексте мифа это было вполне адекватное действие.

И сразу же я осознал, что мне придется пожертвовать программами "Животный человек" – хотя бы для того, чтобы иметь разумное количество сна и не ослаблять свою иммунную систему. Я поклялся сделать это "в обмен" на то, что я окажусь здоровым. Дав такой обет, я понял, что это был такой же сильный обет, как и первоначальный, данный в возрасте двенадцати лет. Его уже нельзя было нарушить, невзирая ни на какие финансовые последствия.

Этот обет связал меня тридцатидевятилетнего со мной двенадцатилетним. Какая‑то цепь в моей жизни замкнулась, что‑ то было завершено. Я оказался на свободе и мог войти в следующую стадию своей жизни.

В антропологии существует понятие "сакрального времени", в противоположность "профанному времени". Сакральное (священное) время – это время жизни в мифологическом контексте. Профанное (мирское) время – это обычное время, которое показывают часы. Многие племенные культуры почитают сакральное время (отсюда и название) и знают, что следование своему мифу, своему видению, создает совершенно особый жизненный опыт.

Вот почему они выбирают (или им дают) специальное имя, которое представляет их видение. В моем случае, переживание, объединившее мое двенадцатилетнее "я" и мое тридцатидевятилетнее "я", сдвинуло мое внимание и направило его на основной сюжет моей жизни. Оно сдвинуло меня в сакральное время.

Это помогло мне увидеть себя не как индивидуума, бредущего наощупь и борющегося за свой кусок жизненного пирога, но как часть паутины жизни, как часть великой творческой силы, действующей в своих интересах. Иногда нам нужен такой сдвиг внимания.

Понятно, что я предпочел бы никогда не получать того письма, – и из‑за женщины, и из‑за того шока, который я получил. Но не зря говорится, что просить нужно с осторожностью (в данном случае я просил опыта, связанного со смертью и возрождением), ибо получаешь то, что просишь.

Дальнейшие обследования той женщины показали, что у нее тоже не было СПИДа. Такие ошибки иногда случаются. Конечно, если бы мой тест показал положительный результат, я бы скорее всего пел по‑другому. Но все равно, я уверен, что если у вашей жизни есть внутреннее направление, вы можете хранить стойкость перед лицом несчастий.

 

Освободиться, чтобы расти

 

Другой частью моего обета в тридцать девять лет было: какое бы добро я ни творил в мире, какие бы "заслуги" ни имел, я должен был прежде всего оставаться здоровым. Это тоже помогло мне при переходе в следующую стадию жизни.

Я вообще склонен жертвовать своей жизнью – жертвовать временем, которое можно было бы потратить на то, чтобы наслаждаться жизнью, – ради того, чтобы "творить добро". И эта вторая часть обета помогает мне освободиться от того, что я доволен собой только тогда, когда я помогаю другим. Она позволяет мне уделять больше времени своему здоровью и развлечениям.

Как мальчик в рассказе "Мальчик и орел" хотел убить орла, так и я хотел жертвовать своим здоровьем, работая слишком упорно. Но вот порыв ветра (беспокойство по поводу СПИДа) поставил меня перед перед лицом смерти, и это позволило мне освободиться от поведения, вредившего моему духу (работы на износ). Тогда было осознано единство духа и практической стороны моей жизни, и эти две стороны стали более уравновешенными.

Я очень хорошо умел нарушать это равновесие. Один раз я получил травму шеи. Тело как бы говорило мне: "Ты лезешь на рожон, ну так я заставлю тебя притормозить". Хоть я тогда вроде бы и притормозил, но вполне могу себе представить, что в следующий раз уже сама жизнь сказала: "Если вывихнутая шея тебя ничему не научила, как насчет СПИДа?" Очевидно, этого оказалось достаточно, чтобы убедить меня. Нельзя же быть твердолобым всегда.

Мифологическая жизнь – это жизнь в учебе. Для сожалений не остается места, потому что каждое событие – это возможность лучше понять себя. Ваше видение – это ваш проводник, а жизнь – ваш учитель. Когда вы будете умирать, то единственный капитал, который будет иметь значение, – это не тот капитал, который вы держали в банке, а тот, который накопили в сердцах тех, кому вы помогли и кто делил с вами любовь.

Есть более существенные виды смерти, чем тот, когда ваше тело сгнивает в земле и дает пищу растениям и червям. Эта смерть – всего лишь изменение формы, но не изменение сознания.

Когда я был ребенком, мои родители формулировали это так: "Ты умираешь только тогда, когда перестаешь учиться".

 

 

ЧАСТЬ II

ДИНАМИКА ВНИМАНИЯ

 

ГЛАВА 10. ВНИМАНИЕ!

 

Кроме физической динамики, в Тайцзи‑цюане изучается также динамика внимания. Внимание переживается как сила, во многом похожая на гравитацию или импульс движения, но имеющая специфические свойства. Эта сила направляется учеником Тайцзи‑цюаня, подобно тому как направляется сила партнера по Толкающим рукам, которую можно нейтрализовать или вернуть партнеру.

Заметьте, что такое понимание внимания отличается от общепринятого, когда внимание считается чем‑то, чем мы "обладаем" и что "обращаем" (помещаем) на различные объекты (мы обычно говорим: " Я обратил его внимание на этот дом").

Ученик не только направляет физическую силу нейтральным, ненасильственным образом; то же самое он делает с вниманием. Вы знаете, что вы находитесь в этом состоянии, когда телесный ум побеждает, Форма протекает органично и вы сами не знаете, как это вы выполнили Форму.

 

Два режима внимания

 

Это очень похоже на то, как вы осознаете, проехав на автомобиле некоторое расстояние, что вы не "обращали внимания" на процесс вождения, но тем не менее вели благополучно. Таким образом, есть два режима внимания или два состояния бытия, отличающиеся по взаимоотношениям внимания и ума, воли и тела. В одном состоянии внимание обращается на отдельные части нашего опыта и резко перепрыгивает с одной вещи на другую. Такое состояние бытия легко прослеживается в вашей Форме, так как Форма при этом не бывает плавной. Оно прослеживается и в Толкающих руках, поскольку у вас будет мало чувствительности или "слушания". Человек в таком состоянии будет просто толкаться и стараться всеми силами "выиграть". Когда внимание запирается думающим умом, оно превращается в "форму" ума – жесткую, хаотичную и легко отвлекающуюся.

Но когда внимание распределяется по всему телесному уму (под которым мы понимаем "разумность", чувствительность каждого органа, клетки и молекулы), оно превращается в эту "форму", в уравновешенную организованную систему. Форма плавна и текуча. Толкающие руки чувствительны и связны.

Таким образом, внимание – это действительно сила, похожая на импульс движения, который также принимает "форму" или характеристики либо думающего ума, либо телесного ума. Импульс будет резким, если Форма контролируется думающим умом, и плавным и текучим, если она контролируется телесным умом. Все это влияет и на качество самой вашей жизни.

 

Индивидуальность

 

Это вызывает страх. Если внимание есть сила, протекающая через вас, то как быть с вашей индивидуальностью – с ощущением "Я побеждаю, ты проигрываешь"? Творчество также воспринимается как сила, текущая через вас, и даже "воля" не воспринимается как изолированная, индивидуальная вещь.

Будь то в Толкающих руках или в свободном спарринге – два партнера сливаются друг с другом, сливаются в смысле воли, движения и творчества. Для учителя большое удовольствие видеть, как ученик, который провел сколько‑то лет в школе жесткого стиля, постепенно избавляется от своего страха, злости и отчаяния и позволяет свободному поединку стать радостной, интересной игрой – в полную силу, без правил.

Когда он способен получить полновесный удар в голову и не почувствовать злости (и, конечно, боли, потому что он внутренне нейтрализует силу), это значит, что он сделал шаг к этому второму состоянию бытия.

Игра Толкающих рук, рукопашный бой и даже Форма – все становится методом упражнения внимания или изучения возможностей его направления.

Ученику тогда является целая компания существ – существо творчества, существо внимания, существо эмоций, существо мышления, существо воли и т. д. Все они воспринимаются как силы, протекающие через него, или некие создания, взаимодействующие друг с другом в своем сложном внутреннем сообществе.

Он становится центром гармонии этих существ – уравновешивающей силой. Качество его Формы, Толкающих рук и спарринга является выражением этого равновесия и гармонии.

Когда два таких ученика спаррингуют, получаемое качество спарринга является выражением равновесия и гармонии двух их сообществ существ. В этом и заключается "шаманистский", "алхимический" аспект Тайцзи‑цюаня – аспект, который в наше время самым печальным образом позабыт.

Это метод омоложения, основанный на понимании всех "элементов" человеческого существа и того, как держать их в равновесии, чтобы жизнь была счастливой.

В качестве иллюстрации того, что изучение динамики внимания необходимо для этого процесса, давайте возьмем один аспект Формы. Импульс движения руки должен взаимодействовать с импульсом движения туловища и ноги.

Ученик учится связывать фокальную точку своего внимания с гребнем волны импульса движения так, чтобы оба они плавно текли вместе. Поскольку фактически имеется несколько таких потоков импульса и несколько таких гребней, ученик учится делить внимание таким образом, чтобы несколько "потоков" внимания были связаны с несколькими потоками импульса.

В этом случае одна фокальная точка внимания течет на гребне волны импульса движения руки, другая – вместе с туловищем, а третья – вместе с ногой.

Представьте себе, как трудно осознавать несколько событий, происходящих в теле одновременно, и воспринимать тонкие взаимодействия между различными импульсами. Это гораздо большее осознание, чем то, которое нам привычно.

Этот процесс жизненно важен в Цигуне, продвинутой практике Тайцзи‑цюаня. Поскольку внимание является не объектом, которым ученик "обладает", а скорее универсальной силой, вышеописанный процесс возможен. Если бы внимание было объектом, оно могло бы быть только в одном месте в любой данный момент. Но оно больше похоже на момент силы тяготения, который присутствует сразу везде.

Более того, потоки внимания взаимодействуют между собой и воздействуют друг на друга так же, как это делают потоки импульса. По мере того, как ученик прогрессирует, он может разделять внимание на все более и более тонкие потоки, соответствующие более тонким потокам движения, пока все тело на станет пронизанным вниманием.

Напрашивается вопрос: "Какая часть ученика учится всему этому, если ученик – это сообщество существ?" Другими словами, кто стоит у руля внутри нас?

Слова, конечно, могут лишь служить описанию переживаний. Фактически, во всех своих книгах я стараюсь описывать мои личные переживания, мой опыт, а не повторять старые догмы, потому что я могу честно говорить только о том, что сам пережил.

Обратимся к природе. Как растут растения и животные? Как происходит эволюция? Мы могли бы разбирать эти вопросы с биохимической или зоологической точки зрения, но, чтобы обобщить, мы говорим, что это "естественный закон".

Вот и Тайцзи‑цюань учит нас жить естественно. Это значит – воспринимать силы и динамику природы и жить в гармонии с этой динамикой.

Нет отдельной "части" ученика, которая управляет всеми другими частями. Ученику рассказывают о равновесии, о том, как избавляться от блокировки внимания, чтобы внимание равномерно распределялось по всему телу.

Это "телесный закон", тот естественный закон, по которому должно работать наше тело. Ученик не должен заставлять себя работать таким образом, он просто убирает то, что препятствует его естественному функционированию.

Когда препятствия удаляются, внимание освещает естественную динамику, как луч фонаря, обнаруживая внутреннюю среду. И тогда ученик точно знает, что ему делать.

 

Поток внимания

 

Вернемся к потоку движения в Форме. Внимание может вытекать из тела точно так же, как это делает импульс движения. Очевидно, импульс, создаваемый при выполнении Формы, не ограничен поверхностью тела. Импульс может вытекать через логи, ладони или даже (что неправильно) через плечи.

Когда мы прекращаем поворот в одну сторону и начинаем поворачиваться в другую, импульс (и внимание) могут течь через ногу в землю, а там развернуться и двинуться в обратном направлении. Это движение под землей – часть того, что в Тайцзи‑цюане называется "корнем".

Хотя кажется, что движение разворачивается на 180 градусов или поворачивает под прямым углом, на самом деле движение – плавное и циркулярное, и его окружность поворота находится под стопами.

Когда в Тайцзи‑цюане спаррингуют два партнера, их внимание связывает их тела и позволяет им как бы взаимно проникнуть друг в друга, так что каждый знает намерения (движения внимания) своего партнера. Они пытаются использовать это знание в ложных движениях (и даже ложных внутренних намерениях), чтобы обмануть партнера. Они наносят удар только тогда, когда чувствуют, что внимание партнера не способно среагировать, и фактически манипулируют вниманием партнера, чтобы он pi не мог реагировать. Это называется "заморозить внимание партнера".

Так что способность направлять внимание – это в Тайцзи‑цюане центральная тема. Я бы сказал так: если вас не обучают динамике внимания, то вас не обучают Тайцзи‑цюаню.

Внимание – это иньская сила; это сама субстанция вселенной. Творчество – сила янская; оформление этой субстанции. Движения ученика управляются взаимодействием Инь (внимания) и Ян (творчества), а не так, что он думает: "А ну‑ка, посмотрим, какое там следующее движение?"

Любовь – хороший пример, чтобы объяснить, как ощущается состояние продвинутого ученика. Когда вы занимаетесь любовью, две воли смешиваются друг с другом. Происходит игра между применением своей воли и подчинением своей воли другому человеку.

То же самое происходит в ученике Тайцзи. Только когда воля думающего ума уступает, а воля творческого начала может напрямую взаимодействовать с вниманием, ученик может на самом деле получить опыт внутреннего аспекта Тайцзи‑цюаня.

Многие люди повторяют движения снова и снова годами и выучивают все виды хитрых техник Толкающих рук, но чувствуют, что в их практике Тайцзи чего‑то не хватает.

 

Осознание внимания

 

Первый шаг к выходу из этого тупика – осознавать силу внимания, то есть обращать внимание на внимание. Это не значит думать. Это значит, что всегда, когда внимание отвлекается, надо заметить, что же именно отвлекается. Не беспокойтесь о том, что вас отвлекает (если, конечно, это не грузовик, который несется на вас).

Используйте каждый отвлекающий фактор как возможность познать внимание. Опять же, это не значит узнать что‑ нибудь о внимании. Внимание – эта сама субстанция жизни. Когда вы узнаете эту субстанцию, то узнаете (почувствуете), как творческое начало придает ей форму.

Замечайте, как поток импульса в Форме воздействует на внимание. Укореняйте внимание (пусть оно опускается через ступни вниз) и замечайте, как это влияет на импульс движения. "Обращайте" внимание только на импульс движения и замечайте, как это влияет на физические движения тела.

Когда вы начинаете больше отождествляться с вниманием, импульсом и творческим началом, чем с мыслями, тогда и ваша воля смещается от думающего ума к телесному уму. Ваша воля становится посланником природы, организующим ваше поведение.

Это все равно как если бы вам пришлось жить среди группы животных. Вы бы узнали их всех как индивидуумов и стали бы отождествлять себя как часть их сообщества. Ваше поведение по отношению к ним начало бы отражать их природу, поскольку они понимали бы вас только в контексте своей животной культуры.

То же самое верно и относительно естественных частей вас самих. Когда вы начинаете отождествляться с вниманием и творчеством, ваше поведение приспосабливается к "культуре", динамике этих сил.

И эта динамика – динамика биологическая. Внимание состоит из всех сознаний, всех чувствительностей органов, клеток и молекул нашего тела. В нем содержится сила и "мудрость" триллионов малых сознаний. В процессе эволюции одноклеточные животные начали образовывать сообщества, и в конце концов получились многоклеточные животные, такие, как мы с вами.

Чтобы многоклеточное сообщество функционировало, должен развиться большой комплекс коммуникационных сетей. Тогда вся система сможет координироваться и поддерживать равновесие. За сознанием наших внутренних частей стоят миллиарды лет эволюционных экспериментов с принципом равновесия.

Ученик Тайцзи позволяет своему вниманию функционировать в его изначальном биологическом состоянии, и тем самым он воссоединяется со своим эволюционным наследством. В дзэн‑буддизме это называется "возвращаться домой".

Внимание приобретет инерцию – тенденцию оставаться в своем биологическом состоянии – и не будет легко отвлекаться. Тело такого человека будет казаться более живым, чем тело среднего человека. Оно будет обладать ловкостью и чувствительностью животного, поскольку мы ведь на самом деле и являемся естественными животными под нашими искусственными одеждами и искусственными умами.

По моему мнению, Тайцзи – это учение о внимании, и все его упражнения предназначены для улучшения нашей изначальной сверхтонкой системы коммуникаций, которая развилась за миллиарды лет.

Если мы осознаем динамику внимания, то сможем заглянуть в механизм самой природы.

 

 

ГЛАВА 11. ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА

 

Выпуская энергию из своего тела, вы можете заметить еще одно живое "существо" на поверхности кожи и прямо под ней, которое потребляет энергию и использует ее. Так вы понимаете, что все живо; живые существа занимают все пространство. Вы также понимаете, что внимание не является вашей собственностью; это живая кровь земли, которая течет через вас и используется всеми существами, как ваша кровь – всеми клетками вашего тела.

Освобождение от внимания – это часть явления любви. Когда два человека соединяются, их соединяет именно внимание. Эта энергия должна течь между вами. Но если вы считаете, что внимание – это вы, то вы можете страшиться освобождения от него, потому что терять часть себя всегда страшно.

Но на самом деле ваши связи являются вашей силой. Именно связи и есть любовь, так что вам не нужно бояться потерять свою тождественность. Любовь показывает вам вашу истинную тождественность. Это не удерживание внимания, но то управление вниманием, с которым работают художники, – то есть творчество.

Когда вы презираете, когда вы ненавидите, вы прерываете поток. Когда вы смеетесь, когда вы любите, вы восстанавливаете его.

Существо на ваших границах – это телесный ум. Телесный ум есть сама жизнь. Ваше внимание может течь через все уровни телесного ума, даже через планетарный уровень. Оно может фокусироваться на тончайших уровнях, вроде клеток. Изучение динамики внимания развивает эту способность. Оно помогает вам высвобождать ваше внимание, чтобы оно могло течь в любом направлении. В то же время, вы учитесь тому, что внимание все же должно оставаться центрированным в Даньтяне, чтобы вы оставались заземленными и (что очень важно) чтобы "питательные вещества" (уроки, наблюдения), поглощаемые вниманием, могли притекать к вам, обогащая вас как индивидуальность.

 

Отношения

 

Когда вы "позволяете" своему вниманию вытекать и смешиваться с другими энергиями, индивидуалистические ощущения могут теряться. Это проблема для некоторых людей – в плане отношений. Некоторые люди чувствуют, что они "теряют себя" в отношениях с другими. Вот почему важно сохранять внимание центрированным и заземленным, позволяя ему при этом вытекать наружу. В результате получается своего рода "растягивание". Эти "тропы" внимания могут позволить ученику чувствовать внутреннее состояние своего учителя и научиться гораздо большему, чем просто внешним движениям Тайцзи‑цюаня.

Представьте себе ученика, который учится, только подражая учителю. Такой ученик не интернализирует уроки учителя, а просто становится его "двойником". Он позволил своему вниманию отключиться от центра и позволил шаблонам поведения учителя занять место его собственных. Таким образом, он просто механически действует. И он всегда будет испытывать гнетущее чувство, что что‑то не так.

Другой ученик может не позволять своему вниманию течь к учителю. Он воспринимает только поверхностный уровень, а не дух того, что показывает учитель. Он реально не меняется внутри. При совершенном равновесии ученик меняется, но в направлении собственного пути развития, а не пути учителя.

Ваш величайший учитель, то существо, которое обитает на поверхности вашей кожи, все время ждет вас там. Он всегда готов научить вас всему, что вы хотите знать, и даже таким вещам, о которых вы никогда и не мечтали.

Но там же вас ждут и другие силы, готовые захватить ваше внимание, – реклама, религии и другие силы на уровне энергии. Тайцзи‑цюань учит вас узнавать естественное существо и избегать попадания в ловушки других сил. Он позволяет вам оставаться заземленным в то время, как ваше внимание может свободно путешествовать.

 

Одушевление тела

 

Движение пульсирующего внимания (внимания, вытекающего из вашего тела) через уровни телесного ума я называю "спиральной лестницей". Его также можно сравнить с лифтом, движущимся через различные этажи здания.

Совсем просто можно объяснить это так: индивидуальное человеческое тело – это всего лишь один уровень из тех, на которых вы существуете. Это та точка, на которой вы можете сфокусироваться. При взаимодействии с творческим началом внимание может перемещаться к другим физическим объектам и другим видам переживаний. Одушевление человеческого тела – это творческий акт, в котором мы участвуем в каждый момент. На это одушевление влияет то, насколько творчески мы используем внимание.

Когда мы видим, что человек движется и говорит, мы приходим к выводу, что он живой. Это может быть так на биологическом уровне, но на другом уровне – среди нас есть множество "ходячих трупов". Я сам сталкивался, слышал и читал о многих таких отношениях, в которых кто‑то считал своего партнера "живым" или одушевленным. Но через некоторое время он осознавал, что партнер относился к нему не в полной мере как человеческое существо.

Поведение этого "неодушевленного" партнера состояло из сложных серий запрограммированных поступков. Когда дело касалось чувств, партнер просто не реагировал. Такое общение было за пределами осознания партнера. Вскоре становилось очевидным, что на самом деле и не было никаких отношений, хотя эти двое людей могли даже состоять в браке.

Если сознание сковывается запрограммированным поведением, то все, что за пределами программы, рассматривается как несуществующее. Когда человек вступает в отношения с другим человеком, он предполагает, что его партнер осознает мир вокруг и внутри него. "Неодушевленный" же человек исходит из того, что каждый функционирует на основании запрограммированного поведения. Поэтому когда образуются смешанные пары, получается непонимание. Каждый старается обратить другого в свое мировоззрение. Разница лишь в том, что осознающий человек управляет вниманием творчески и хочет взаимодействовать с другими на этой основе.

Настоящий раздел, а в общем‑то и вся эта книга, является обсуждением того, как мы одушевляем наши тела и какова механика этого процесса. Это то, что мы можем непосредственно ощущать, и слова просто указывают на то, что уже происходит внутри вас. Я предлагаю, чтобы мы все приняли на себя ответственность за то, чтобы хорошо овладеть этим процессом и были как можно более эффективными в нашей жизни.

 

Видеть, что у вас внутри

 

"Путешествуя" таким образом, вы начинаете видеть связи между уровнями. Например, вы можете ощущать, как ваши социальные контакты влияют на структуры напряжения в вашей мускулатуре. Вы можете ощущать, как на ваши железы внутренней секреции влияет просмотр возбуждающих телевизионных программ. Это примеры очевидные и простые.

Есть люди, которые эмоционально очень расстраиваются, когда их физическому телу нехорошо. Но они не знают о том, что шоколадный торт, который они только что съели, – это огромная доза сахара, которая нарушает работу их телесного механизма. Они могут всю жизнь прожить, думая, что они несчастны из‑за житейских обстоятельств, в то время как эта расстроенные чувства на самом деле происходят от их войны с собственным телом.

У нас есть термин "связывание", которым мы обозначаем знание источника своих чувств. Наше поведение связано с нашими чувствами. Если нам плохо, мы можем быть раздражительны. Если мы "связываем" это плохое самочувствие с каким‑то внешним обстоятельством, скажем с кем‑то, кого вы "на дух не переносите", вы можете ударить его в нос в результате вашего плохого самочувствия. Но если вы опознаете плохое самочувствие как происходящее от шоколадного торта, вашей реакцией может быть впредь воздерживаться от поедания этого торта. Если, кстати говоря, человек, подвернувшийся вам под руку, крупнее и сильнее вас, то ошибка в связывании может иметь серьезные последствия.

Кроме того, есть такие типы энергии, которые могут воздействовать на нас не только на химическом уровне (в нашем примере химия – это доза сахара). Это может быть изменение в потоке энергии земли при смене времен года. Чтобы уметь определять такие энергетические перемены, ваше внимание должно быть очень плавным и текучим.

 

Внутренние дорожки внимания

 

Когда ученики начинают учиться расширять свое внимание на вдохе (при выполнении Формы), в этом плавном расширении могут оказаться "ухабы". Их внимание не текуче.

Вспомните, что происходит, когда вы пытаетесь заставить каплю воды скатиться вниз по наклонной сухой деревянной доске. Капля сопротивляется скатыванию. Но если вы смочите палец водой и проведете влажную дорожку по поверхности доски – е


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.