Община художников (Петроград, 24 ноября 1917) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Община художников (Петроград, 24 ноября 1917)

2019-07-13 906
Община художников (Петроград, 24 ноября 1917) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1‑я выставка картин «Община художников» во дворце искусств (Инженерная, 2). Каталог. Пг., 1917.

Любитель. Первая выставка Общины. — «Биржевые ведомости», веч. вып., 1917, 23 октября, № 16508; 24 октября, № 16510.

Общество им. А. И. Куинджи
(Петроград, 28 октября – 26 ноября 1917)

Первая выставка картин, этюдов и эскизов. Каталог. (Общество им. А. И. Куинджи). Пг., ноябрь, 1917.

Райлян Фома. Выставка работ куинджистов. — «Петроградская жизнь», 1917, 22 ноября, № 1.

{468} Союз русских художников
(Москва, 26 декабря 1917 – 28 января 1918)

Каталог XV выставки картин Союза русских художников. М., 1917 – 1918.

Койранский Александр. Союз русских художников. — «Утро России», 1917, 20 декабря, № 354.

Вернисажи. — «Русские ведомости», 1917, 28 декабря, № 276.

Лазаревский Ив. Выставки. I. Союз русских художников. — «Наше время», 1917, 29 декабря, № 4.

Лаврский Н. Союз русских художников. — «Раннее утро», 1917, 31 декабря, № 278.

Россций. По выставкам. — «Русские ведомости», 1918, 28 января, № 19.

Никольский В. Художественные выставки… учителей. — «Новое слово», 1918, 19 января, № 4.

С. Я. На выставке «Союза». — «Утро России», 1917, 29 декабря, № 297.

Выставка работ учащихся Академии художеств
(Петроград, 16 декабря 1917)

Отчетная выставка учащихся Академии художеств. Каталог. 1917, Пг., 1917.

Выставка учащихся Академии художеств. — «Вечерний час», 1917, 18 декабря, № 18.

Ростиславов А. Последние художники — отчетная выставка учащихся. — «Вечерний звон», 1917, 20 декабря, № 13.

Жилин П. По поводу одной выставки. (Впечатления и мысли). — «Лукоморье», 1917, № 8.

Лауреаты на конкурсе в Академии художеств. — «Нива», 1918, 23 марта, № 18.

Выставка картин учеников Училища живописи, ваяния
и зодчества (Москва, 25 декабря 1917)

Никольский В. Художественные выставки… учеников. — «Новое слово», 1918, 19 января, № 4.

Кандид. Художественные выставки. «Союз русских художников». — «Мысль», 1918, 15 января.

Дилетант. Сумерки искусства. — «Свободное слово», 1918, 20 января, № 2.

Товарищество передвижных художественных выставок
(Москва, 21 ноября – 7 декабря 1917; Петроград, 6 декабря)

Глаголь Сергей. Выставка этюдная — передвижная и «Звено». — «Утро России», 1917, 23 ноября, № 268.

Меценат. Передвижная выставка. — «Новая петроградская газета», 1917, 5 декабря, № 2.

Тэдди. У передвижников. — «Новая петроградская газета», 1917, 6 декабря, № 3.

Райлян Фома. Бурлаки. Гражданская скорбь передвижников. — «Новая петроградская газета», 1917, 8 декабря, № 8.

{469} Краткий справочный указатель основных творческих объединений художников, а также периодических выставок, на которых были демонстрированы произведения искусства в Москве и Петрограде в 1917 году

«Бубновый валет» (Общество художников «Бубновый валет») — объединение московских живописцев (1910 – 1917), возникшее по инициативе П. П. Кончаловского, А. В. Куприна, А. В. Лентулова, И. И. Машкова. В 1916 году основатели объединения влились в «Мир искусства».

В 1917 году под знаком объединения показывали свои работы: А. А. Барышников, Д. Д. Бурлюк, А. М. Гумилина, Н. М. Давыдова, В. В. Каменский, И. В. Клюн (Клюнков), М. В. Леблан, К. С. Малевич, И. И. Машков, Д. В. Петровский, О. В. Розанова, В. М. Ходасевич, А. А. Экстер и др.

В том же, 1917 году состоялась последняя выставка объединения, показанная в Москве (16 ноября – 4 декабря).

 

Весенняя выставка (Петербургская весенняя выставка при императорской Академии художеств) — ежегодная выставка (1897 – 1918), организованная по инициативе руководителя пейзажной мастерской Академии А. И. Куинджи, на которой молодые художники, окончившие это учебное заведение и не состоявшие еще ни в каких творческих объединениях, демонстрировали свои работы. На протяжении многих лет «ядро» этой выставки составляли художники, учившиеся в мастерской А. И. Куинджи: К. Ф. Богаевский, А. А. Борисов, Я. И. Бровар, П. Н. Вагнер, К. К. Вроблевский, В. И. Зарубин, М. П. Латри, А. А. Рылов, В. Е. Пурвит, Н. К. Рерих, Е. И. Столица, Н. П. Химона.

Комитет Весенней выставки в 1917 году составляли: Е. И. Малышев (председатель), М. И. Авилов, Г. Н. Горелов, В. А. Зверев, П. И. Котов, А. И. Попов, А. В. Скалой, С. Т. Шелковый (члены комитета), Т. И. Катуркин (заведующий выставкой). В 1917 году Весенняя выставка была показана в Петрограде (12 февраля – 26 марта).

 

Выставка картин учеников Училища живописи, ваяния и зодчества — ежегодная московская выставка (1879 – 1917), организованная по инициативе преподавателей Училища В. Г. Перова и А. К. Саврасова. Задача выставки заключалась в том, чтобы «поддерживать в учениках увлечение своим делом и доставить им хоть некоторый заработок, без которого многие становятся прямо в безвыходное положение» (Н. А. Дмитриева. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1951, с. 116). Выставки — на них демонстрировали свои работы только учащиеся Училища — «поставили Училище на большую высоту. Эти выставки наглядно доказали, что Училище всегда шло в первых рядах русского искусства». (Каталог 25‑й ученической выставки 1902/1903 гг. М., 1902). В 1917 году в Москве были показаны две последние выставки учеников Училища: 38‑я (26 декабря 1916 – 8 января 1917) и 39‑я (с 25 декабря 1917 года).

 

«Звено» (Московское общество художников «Звено») — объединение московских мастеров изобразительного искусства, возникшее в 1917 году.

В обществе насчитывалось 36 членов и среди них: В. В. Евреинов, И. Д. Дмитриев-Лютич, К. Ю. Клевер (Московский), В. Н. Костяницкий, П. П. Кузнецов, Б. М. Музалевский, В. К. Татищев и др.

«В этом обществе объединились художники, тяготеющие по своим живописным приемам к “передвижникам”, “академической” и обществу петроградских художников» («Вечерние новости», 1917, 23 октября).

В 1917 году объединение показало первую (и последнюю) выставку картин в Москве (22 октября, 21 ноября – 3 декабря).

 

«Мир искусства» — объединение художников, первоначально показывавшее выставки (в 1899 – 1903 годах) при петербургском художественном иллюстрированном журнале {470} того же названия, а затем воссозданное в 1910 году в Петербурге под председательством Н. К. Рериха. Устраивало периодические выставки в Москве и Петрограде. Последняя выставка группы художников «Мир искусства» была показана в Ленинграде в 1924 году.

«Общество имеет целью способствовать развитию русского искусства и облегчить своим членам продажу их художественных произведений» (Устав общества «Мир искусства», Пг., 1914, с. 3).

В 1917 году Общество насчитывало около 50 членов (по данным выставки, открытой в феврале 1917 года в Петрограде): Б. И. Анисфельд, Л. С. Бакст, Александр Н. Бенуа, И. Я. Билибин, К. Ф. Богаевский, О. Э. Браз, А. Ф. Гауш, А. Я. Головин, Н. С. Гончарова, М. В. Добужинский, И. В. Жолтовский, В. Д. Замирайло, П. П. Кончаловский, Е. С. Кругликова, Б. М. Кустодиев, В. В. Кузнецов, П. В. Кузнецов, Е. Е. Лансере, Н. Е. Лансере, Е. К. Лукш-Маковская, А. Т. Матвеев, И. И. Машков, Н. Д. Милиоти, Д. И. Митрохин, Е. И. Нарбут, А. Л. Обер, А. П. Остроумова-Лебедева, К. С. Петров-Водкин, В. Е. Пурвит, В. А. Покровский, Н. К. Рерих, М. С. Сарьян, З. Е. Серебрякова, К. А. Сомов, Д. С. Стеллецкий, С. Ю. Судейкин, А. И. Таманов, Н. А. Тархов, Н. П. Ульянов, П. С. Уткин, В. Д. Фомичев, И. А. Фомин, С. В. Чехонин, А. К. Шервашидзе, В. А. Щуко, А. В. Щусев, А. Е. Яковлев, С. П. Яремич, Н. П. Феофилактов.

Комитет общества «Мир искусства» в 1917 году составляли: И. Я. Билибин (председатель); члены комитета: Н. Е. Лансере (казначей), И. И. Машков, Е. И. Нарбут (секретарь), К. С. Петров-Водкин. Кандидаты в члены комитета: М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере.

В 1917 году «Мир искусства» показал две выставки картин в Москве (26 декабря 1916 – 2 февраля 1917 и 27 декабря 1917 – 2 февраля 1918) и одну в Петрограде (19 февраля – 26 марта).

 

«Московский салон» (Общество художников «Московский салон») — объединение московских мастеров искусства, возникшее в 1910 году. На протяжении 1911 – 1917 годов объединение устраивало систематические выставки живописи, скульптуры и архитектуры. Последняя выставка группы художников «Московского салона» была показана в 1920 году в Москве как «XX выставка отдела Изо Наркомпроса».

«Терпимость всех верований в искусстве <…> Соединение различных направлений в живописи на одной выставке, их систематическое группирование выяснит вдохновляющие их принципы и идеи» (Введение к каталогу 1‑й выставки картин «Московский салон». М., 1911, с. 1).

Участниками выставок объединения в разное время были: Н. С. Гончарова, А. С. Голубкина, П. П. Кончаловский, В. В. Крайнев, П. В. Кузнецов, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, К. С. Малевич, И. И. Машков, Д. И. Митрохин, М. С. Сарьян, П. С. Уткин, А. В. Фонвизин, А. В. Шевченко, Г. Б. Якулов и др. В 1916 году опубликован список членов Общества: Н. Н. Агапьева, И. Н. Бохан, С. В. Герасимов, Н. М. Григорьев, М. А. Доброе, К. П. Ершов, И. И. Захаров, Е. А. Зернова, П. М. Калинин, Е. И. Камзолкин, А. В. Келлер, В. А. Климов, В. И. Ковальциг, А. Э. Миганаджиан, А. Н. Михайловский, И. А. Менделевич, Е. Д. Никифорова, В. Д. Олейник, А. А. Пупарев, А. С. Рыбаков, Н. Р. Саввин, В. Ф. Фишер, В. Ф. Франкетти, М. Е. Харламов, Н. М. Чернышев, Н. В. Шперлинг, В. А. Яковлев и др.

Правление Общества в 1917 году составляли художники: Е. И. Камзолкин (председатель), М. А. Добров (казначей), Н. М. Григорьев (секретарь), А. В. Келлер, Д. Э. Миганаджиан, А. С. Рыбаков, В. Ф. Франкетти, В. А. Яковлев. В 1917 году объединение показало две выставки в Москве: 6‑ю (15 февраля – 19 марта) и 7‑ю (с 26 ноября 1917 г.).

 

Московское товарищество художников — объединение московских мастеров, устраивавшее с 1893 года «Выставки картин московских художников», а с 1896 года — после принятия устава — «Выставки картин Московского товарищества художников». Объединение существовало до 1924 года и устроило 26 выставок в Москве, Петербурге, а также в других городах: Орле, Саратове, Твери, Ярославле.

«Товарищество имеет целью способствовать успеху и развитию искусств в России, а также заботиться об интересах своих членов» (Устав Московского Товарищества художников. М., 1896, с. 3).

{471} В 1917 году объединение насчитывало 35 членов Товарищества: С. В. Беклемишев, Л. М. Браиловский, В. А. Ватагин, В. В. Владимиров, А. С. Глаголева, А. С. Голубкина, Е. В. Гольдингер, И. Г. Гугунава, В. Н. Домогацкий, И. С. Ефимов, Б. М. Каменский, В. Д. Замирайло, Ф. И. Захаров, А. Г. Иванов, Я. Я. Калиниченко, Е. И. Каменцева, В. И. Комаров, А. И. Кравченко, П. М. Миронович, И. И. Нивинский, С. В. Ноаковский, М. М. Огранович, П. Я. Павлинов, В. Д. Поленов, Ф. И. Рерберг, Н. Я. Симонович-Ефимова, А. П. Токарев, Н. П. Ульянов, В. А. Фаворский, Я. Ф. Шапшал, В. Д. Шитиков, А. И. Штурман, О. В. Энгельс, А. Г. Якимченко, А. А. Ясинский.

Правление Товарищества в 1917 году составляли художники: Ф. И. Рерберг (старшина), В. Н. Домогацкий (секретарь), П. Я. Павлинов (казначей), Е. В. Гольдингер, И. Г. Гугунава. В 1917 году Товарищество показало 23‑ю выставку картин и скульптуры в Москве (2 февраля – 1 марта).

 

«Новое общество художников» — объединение петербургских (преимущественно) художников, существовавшее с 1903 по 1917 годы и устроившее 10 выставок. Одним из организаторов Общества был Д. Н. Кардовский. Учредители общества: К Ф. Богаевский, А. Ф. Гауш, Д. Н. Кардовский, М. П. Латри, А. А. Мурашко, Н. А. Околович, Н. Ф. Петров, Н. В. Пирогов, А. А. Теснер, Н. М. Фокин, А. И. Штурман, А. В. Щусев. Бессменным председателем общества являлся Кардовский, секретарями (последовательно): А. Ф. Гауш, В. П. Тиморев, П. И. Нерадовский.

«<…> Главная цель общества — как нравственная, так и материальная поддержка окончивших и оканчивающих Академию художников» (Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М., 1960, с. 139). Задача общества: «Устраивать художественные выставки в С.‑Петербурге и других городах Российской империи» (Устав Нового Общества художников. СПб., 1904, с. 1).

В разные годы на выставках принимали участие А. Н. Бенуа, И. И. Бродский, М. А. Врубель, А. Я. Головин, О. Л. Делла-Вос-Кардовская, С. Т. Коненков, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, В. В. Кандинский, П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. А. Рылов, Д. С. Стеллецкий, А. В. Средин, А. В. Щусев, А. Г. Явленский и др.

В 1917 году Общество показало в Петрограде последнюю 10‑ю выставку (5 января – 15 февраля).

 

Общество архитекторов-художников — основано в 1903 году в Петербурге по инициативе профессоров Академии художеств и художников-архитекторов, окончивших Академию. Членами Общества были Л. Н. Бенуа, Л. В. Руднев, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев и др. По инициативе Общества был создан Музей старого Петербурга (1905), издавался «Архитектурно-художественный еженедельник» (1914 – 1917) и др., проводились конкурсы.

В 1917 году Общество обсуждало вопросы художественного образования в России, реорганизации Академии художеств, участвовало в проведении конкурса на оформление могил на Марсовом поле и др. Общество прекратило деятельность в 1932 году.

 

Общество имени А. И. Куинджи (Общество художников им. А. И. Куинджи) — объединение петербургских живописцев (преимущественно), возникшее в 1909 году по инициативе и на средства А. И. Куинджи, который являлся почетным председателем Общества.

Учредителями Общества являлись бывшие ученики мастерской А. И. Куинджи: А. А. Борисов, П. Н. Вагнер, К. К. Вроблевский, В. И. Зарубин, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, Е. И. Столица, а также художники В. А. Беклемишев, Р. А. Берггольц, Ф. Ф. Бухгольц, К. Я. Крыжицкий, В. Е. Маковский, А. В. Щусев и др. Правление Общества последовательно возглавляли: К. Я. Крыжицкий, Н. Д. Ермаков, Н. П. Богданов-Бельский, А. А. Рылов, А. И. Кудрявцев, И. И. Бродский. Свое существование Общество прекратило в 1930 году.

Задачи общества: «Оказывать как материальную, так и нравственную поддержку всем художественным Обществам, кружкам и отдельным художникам; учредить для выдающихся художников конкурс им. А. И. Куинджи; построить выставочное помещение, как для отдельных, так и совместных выставок всех художественных обществ. Этим путем Общество надеется объединить художников {472} на пользу развития и распространения искусства в России» (Устав Общества им. А. И. Куинджи. — ЦГИА, ф. 791, оп. 1, ед. хр. 4, л. 23). Общество присуждало ежегодные премии, приобретало произведения, устраивало выставки, а также «куинджевские пятницы» — еженедельные концертные вечера. В 1917 году (председатель правления: К. К. Вроблевский). Общество устроило в Петрограде 1‑ю выставку картин, этюдов и эскизов (28 октября – 26 ноября 1917).

 

Общество поощрения художеств было основано в Петербурге в 1821 году (до 1875 — Общество поощрения художников) группой меценатов — И. А. Гагариным, П. А. Кикиным, А. И. Дмитриевым-Мамонтовым и др. с целью оказания помощи художникам и поощрения развития искусств. Общество устраивало выставки, организовывало конкурсы, субсидировало художников во время их поездок за границу и т. д.

При Обществе имелась рисовальная школа для вольноприходящих (с 1906 — директор Н. К. Рерих), музей (с 1914 — директор П. П. Гнедич). Общество издавало журналы «Искусство и художественная промышленность» (1898 – 1902), «Художественные сокровища России» (1901 – 1907).

В 1917 году Общество демонстрировало в своих стенах крупнейшие выставки многих объединений (45‑я ТПХВ, 36‑я Общества русских акварелистов и др.), устраивало систематически аукционы произведений русских и иностранных художников; показывало выставку акварелей, рисунков старых и новых мастеров, присуждало премии на ежегодно проводимом конкурсе и т. д.

 

Общество русских акварелистов (Императорское акварельное общество) — объединение художников, возникшее в Петербурге по инициативе кружка акварелистов во главе с преподавателем акварельной живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств Э. С. Вилье де Лиль-Аданом. Организовывало ежегодные (с 1880 года) выставки акварельной живописи в Петербурге, Москве, а также Риге, Гельсингфорсе, Мюнхене, на которых в разные годы принимали участие А. К. Беггров, Альберт Н. Бенуа, С. И. Васильковский, К. А. Вещилов, В. И. Зарубин, Н. Н. Каразин, Л. О. Премацци, А. П. Соколов и др. Общество существовало до 1918 года, когда была демонстрирована в Петрограде последняя 38‑я выставка.

В 1917 году Общество показало в Петрограде 36‑ю выставку (6 января – 5 февраля).

 

Общество художников московской школы — объединение, возникшее в 1917 году по инициативе художников, окончивших Училище живописи, ваяния и зодчества: А. А. Андреева, Я. А. Башилова, Н. С. Шулпинова и др. (до создания объединения ими была устроена в Москве в 1916 году выставка картин «Молодых художников»). Общество просуществовало до 1924 года, устроив три выставки. Цель общества: «Предоставить широкую возможность каждому лицу по окончании школы развивать свободно свои художественные силы», «<…> проявить себя как художника вне направлений и кружковщины возможно ярче и полнее, а также объединить бывших учеников Училища на почве искусства <…>» (Устав Общества. — ЦГАЛИ, ф. 668, оп. 1, ед. хр. 10, л. 21; Приглашение на 1‑ю выставку картин Общества. — ЦГАЛИ, ф. 668, оп. 1, ед. хр. 9, л. 34).

В 1917 году в объединение входило более 60 художников и среди них: И. Г. Антропов, А. Н. Арженников, С. А. Аракелян, Я. А. Башилов, А. М. Герасимов, Н. М. Гущин, Е. А. Кацман, Н. Г. Котов, В. В. Крайнев, Е. А. Львов, К. И. Максимов, Д. И. Мельников, А. В. Моравов, О. К. Татевосян, Н. Б. Терпсихоров, М. М. Черемных и др.

Правление Общества в 1917 году составляли: Я. А. Башилов (председатель), А. Н. Арженников (казначей), О. С. Топалова (секретарь). Члены правления: В. В. Попатенко, В. В. Крайнев, Я. А. Фабианов, Н. С. Шулпинов. Кандидаты в члены: А. А. Андреев, В. И. Кельцев, Г. С. Фурсей.

В 1917 году «Общество художников московской школы» устроило 1‑ю выставку в Москве (29 августа – 1 октября).

 

«Община художников» — объединение группы художников, состоявшееся в 1908 году при участии И. Е. Репина, который с 1915 года являлся почетным председателем Общины. Объединение устраивало выставки за рубежом (Лондон, Амстердам, Гаага), в России (Сибирь, Кавказ). Последняя VII выставка состоялась в 1928 году в Ленинграде. {473} В 1932 году Общество было расформировано.

«Одна из задач, стоящих перед Общиной до революции, было объединить и оказать всяческое содействие молодым художникам, только что окончившим Академию художеств» (ЦГАЛИ, ф. 2020, оп. 1, ед. хр. 16, л. 6). «Община художников, ценя особенности творчества каждого отдельного художника, старалась не замыкаться в узких рамках одного какого-то течения и объединяла художников различных направлений. Главной своей задачей Община ставит работу над повышением художественной культуры» (Из предисловия к каталогу VII выставки Общины художников. Л., 1928).

В 1917 году в объединение входили художники И. И. Бродский, Н. И. Верхотуров, Г. Н. Горелов, П. И. Котов, Г. К. Савицкий, В. Л. Симонов, М. Г. Манизер, В. В. Лишев и др.

Объединение в 1917 году возглавляли: М. А. Керзин (председатель), В. В. Степанов (товарищ председателя), Е. Малышев (казначей), Т. И. Катуркин (секретарь общины).

В связи с 45‑летием художественной деятельности И. Е. Репина «Община» в 1917 году показала выставку картин в Петрограде (с 24 ноября).

 

Петроградское общество художников (Санкт-Петербургское общество художников) возникло в 1890 году, объединяло художников академического направления и устраивало ежегодные выставки в Петербурге и Москве. Существовало до 1918 года и устроило 26 выставок.

«С.‑Петербургское Общество имеет целью: <…> содействовать успеху и развитию искусства в России и тем упрочить положение своих членов, как в нравственном, так и в материальном отношении <…> Устраивать художественные вечера» (Устав С.‑Петербургского общества художников. — СПб., 1890, с. 1 – 2).

В 1917 году объединяло более 30 членов: С. В. Бакалович, Г. К. Бакмансон, В. П. Батурин, Г. З. Башинджагиан, Н. Д. Благовещенский, Ф. Ф. Бухгольц, В. В. Беляев, И. А. Вельц, П. К. Вениг, Д. М. Гаврильцев, П. И. Геллер, А. П. Гирв, И. Л. Горохов, С. С. Егорнов, М. И. Игнатьев, В. М. Измаилович, Г. А. Кемминг, Г. О. Калмыков, Г. П. Кондратенко, Н. А. Кошелев, П. О. Кюфферле, К. П. Левин, С. Е. Леднев-Щукин, В. В. Мазуровский, М. Л. Маймон, Н. С. Матвеев, П. Р. Медем, В. И. Навозов, М. И. Пален, И. А. Пасс, С. К. Пиотрович, Р. И. Рашевский, О. О. Фрейвирт-Лютцов, Н. И. Шатилов, С. И. Юнкер. В 1917 году Общество показало XXV выставку картин в Петрограде (22 января – 26 февраля) и Москве (с 25 марта).

 

Петроградское товарищество художников — объединение петроградских художников, существовавшее до 1924 года и устроившее 16 выставок (1922), последняя «весенняя выставка картин Товарищества художников» была показана в Ленинграде в 1924 году.

В разные годы на выставках объединения участвовали: М. И. Авилов, Альберт Н. Бенуа, Я. И. Бровар, Ф. Ф. Бухгольц, П. Д. Бучкин, И. А. Владимиров, К. А. Вещилов, К. К. Вроблевский, И. М. Грабовский, М. М. Далькевич, А. В. Маковский, П. С. Наумов, Г. К. Савицкий, В. С. Сварог и другие художники.

В 1917 году Товарищество показало в Петрограде XVI выставку картин (3 – 30 апреля) и «осеннюю» (с 24 сентября).

 

«Свободное творчество» — объединение московских художников (1911 – 1918), устроившее семь выставок картин и скульптуры.

В разные годы на выставках этого объединения участвовали: Д. Д. Бурлюк, А. М. Васнецов, К. А. Коровин, А. И. Кравченко, В. К. Бялыницкий-Бируля, С. Ю. Жуковский, М. В. Нестеров, С. В. Ноаковский, П. И. Петровичев, А. В. Шевченко и др.

В 1917 году «Свободное творчество» показало в Москве 6‑ю выставку (с 26 декабря 1916 – 12 января 1917).

 

«Свободное искусство» — объединение московских художников (1912 – 1922), устроившее девять выставок картин, графики, индустрии под названием «Современная живопись».

«Общество художников “Свободное искусство” имеет целью распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств. Район деятельности — город Москва.

Для достижения указанной цели Общество имеет право устраивать в Москве: а) художественные выставки и б) лекции, рефераты, курсы, музеи и т. п.» (Устав Общества «Свободное искусство». М., 1912, с. 1 – 2).

{474} В разные годы на выставках участвовали: А. И. Кравченко, В. В. Крайнев, М. В. Леблан, К. С. Малевич, И. А. Малютин, А. В. Манганари, С. Д. Меркуров, С. В. Ноаковский, О. Н. Натальина, И. Н. Павлов, Н. И. Пискарев, М. Д. Рындзюнская, В. Е. Татлин и др.

Постоянный выставочный комитет: П. А. Бакланов, М. В. Леблан, С. Р. Орлов, Н. Н. Поманский, А. П. Фаберже.

В 1917 году это общество устроило две выставки «Современная живопись» в Москве — 5‑ю (26 декабря 1916 – 8 января 1917) и 6‑ю (25 декабря 1917 – 7 января 1918).

 

«Союз русских художников» — объединение петербургских и московских художников (с 1910 года преимущественно только московских мастеров), существовавшее с 1903 по 1923 год и осуществившее 18 выставок в Москве, Петербурге, Казани и Киеве.

Последняя выставка — Весенняя выставка «Союза русских художников» была организована в Москве в 1923 году.

Задача объединения: «Содействовать распространению произведений русского искусства и облегчить членам “Союза” сбыт их художественных произведений» (Устав «Союза русских художников» в Москве. — О. р. ГТГ 94/1 – 2, л. 1).

В 1917 году объединение насчитывало более 30 членов «Союза»: М. Х. Аладжалов, А. Е. Архипов, Г. М. Бобровский, И. И. Бродский, В. П. Бычков, А. М. Васнецов, С. А. Виноградов, А. Я. Головин, М. А. Дурнов, С. Ю. Жуковский, Н. С. Зайцев, Н. А. Клодт, К. А. Коровин, Н. П. Крымов, А. В. Лысенко, М. А. Мамонтов, С. В. Малютин, Ф. А. Малявин, В. Н. Масютин, Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, П. И. Петровичев, М. С. Пырин, А. А. Рылов, Д. С. Стеллецкий, А. С. Степанов, А. В. Средин, С. Н. Судьбинин, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон, П. Е. Щербов, А. Е. Яковлев, М. Н. Яковлев.

Комитет «Союза русских художников» в 1917 году составляли художники: А. Е. Архипов, А. М. Васнецов, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский, Н. А. Клодт, К. А. Коровин, В. В. Переплетчиков.

В 1917 году «Союз» показал две выставки картин: 14‑ю — в Москве (18 декабря 1916 – 8 января 1917) и Петрограде (10 февраля – 27 февраля 1917) и 15‑ю — в Москве (26 декабря 1917 – 29 января 1918).

 

«Среда» — художественный кружок, существовавший в Москве с 1886 по 1924 год. Его участники устраивали регулярные рисовальные вечера — «среды», аукционы, а также выставки произведений членов кружка (1911 – 1918).

В 1917 – 1918 гг. кружок состоял из 32 членов, среди которых были художники Апсит (А. П. Петров), Н. А. Богатов, И. А. Малютин, Н. К. Константинов, И. Н. Павлов, П. И. Петровичев, Д. С. Орлов (Моор), С. И. Ягужинский и др.

Бессменным представителем кружка и его почетным членом являлся В. Г. Шмаровин — любитель искусства и коллекционер.

 

Товарищество передвижных художественных выставок. Объединение художников (1871 – 1923), организованное по инициативе Н. Н. Ге, И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова и др.

Устроило 48 передвижных выставок картин в Москве, Петербурге, а также Воронеже, Казани, Киеве, Кишиневе, Одессе, Орле, Риге, Саратове, Харькове, Ярославле и др. городах.

«Товарищество имеет целью устройство… во всех городах Империи передвижных художественных выставок в видах: доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами: развития любви к искусству в обществе; облегчения для художников сбыта их произведений» («С.‑Петербургские ведомости», 1871, 23 ноября, № 323).

В 1917 году Товарищество объединяло 40 членов: В. Н. Бакшеев, В. А. Беклемишев, В. С. Богатырев, И. П. Богданов, Н. П. Богданов-Бельский, Н. К. Бодаревский, В. К. Бялыницкий-Бируля, Е. Е. Волков, К. И. Горбатов, Н. Н. Дубовской, М. М. Зайцев, В. И. Зарубин, А. В. Исупов, Н. А. Касаткин, П. И. Келин, А. Б. Лаховский, А. В. Маковский, В. Е. Маковский, С. Д. Милорадович, А. В. Моравов, А. А. Мурашко, А. И. Мухин, П. А. Нилус, Л. В. Позен, В. Д. Поленов, П. А. Радимов, И. Е. Репин, Ю. И. Репин и др. В 1917 году Товарищество передвижных выставок показало 45‑ю выставку картин в Москве (20 декабря 1916 – 10 января 1917) и Петрограде (12 февраля – 19 марта); выставку этюдов, эскизов и рисунков в Москве (21 ноября – 7 декабря); 46‑ю выставку картин в Петрограде (с 6 декабря 1917).

{475} Список иллюстраций

11[4]. В. Васнецов. Афиша выставки картин русских художников. 1915. Москва. Б., лит. 56,5 X 35,7. Изд. Тенеграр и Ко. ГБ им. В. И. Ленина.

12. А. Архипов. Для раненых на передовых позициях Москвичи! Не уставайте жертвовать, как не устают биться за честь и величие нашей родины те, кому вы жертвуете. 1914. Москва. Плакат. 124 X 94. Изд. Т‑во А. Левенсон. ГБ им. В. И. Ленина.

12. В. Эберлинг. Подпишитесь на военный 5 % заем — проложите путь к победе. 1916. Петроград. Плакат. 101,5 X 76. Изд. И. Кадушкин. ГБ им. В. И. Ленина.

13. Неизвестный художник. Кто подпишется на военный 5 1/2 % заем, тот поможет нашим героям уничтожать врагов. 1916. Петроград. Плакат. 101,5 X 70,5. Т‑во Р. Голике и А. Вильборг. ГБ им. В. И. Ленина.

14. Повестка об открытии 10‑й выставки «Нового общества художников». 1917. Петроград. ЦГАЛИ, ф. 1900. оп. 3, ед. хр. 2, л. 11.

15. Е. Кругликова. На выставке «Мир искусства» в Петрограде в 1916 г. 1916. Силуэт из черной бумаги. (Изображены слева направо: Е. Лансере, И. Репин, К. Петров-Водкин)

16. Е. Лансере. Обложка каталога выставки картин «Мир искусства». 1917. Москва.

17. Обложка каталога 23‑й выставки картин и скульптуры Московского товарищества художников. 1917. Москва.

18. А. Максимов. Обложка каталога Весенней выставки в Академии художеств. 1917. Петроград.

19. Афиша выставки английских плакатов «великой войны», состоявшейся в Академии художеств. 1916. Петроград. Плакат. 51,8 X 35,8. Изд. Хромолитография Т. Киббель. ГБ им. В. И. Ленина.

20. Афиша XIV выставки картин «Союза русских художников» 1916 – 1917. Москва. ЦГАЛИ, ф. 2066, оп. 1, ед. хр. 229 а, л. 35.

21. Обложка каталога 45‑й выставки картин Товарищества передвижных художественных выставок. 1916 – 1917. Москва.

22. А. Лентулов. Портрет В. В. Л. (Выставка картин «Бубновый валет»)

23. А. Яковлев. Портрет. (Выставка картин «Мир искусства»)

24. К. Юон. Тихий вечер. (Выставка картин «Союза русских художников»)

25. К. Петров-Водкин. На линии огня. 1915 – 1916. X., м. 196 X 275. (Выставка картин «Мир искусства»). ГРМ.

26. В. Ходасевич. Портрет [барышень П. (сестры Петровы)]. 1916. X., м. 165,4 X 142,2. Омский областной музей изобразительных искусств.

{476} 27. М. Шагал. Над городом. 1917. X., м. 141 X 198. (Выставка современной русской живописи). ГТГ.

28. К. Коровин. Вечер в Симферополе. (Выставка «Союза русских художников»).

29. И. Бродский. В марте. 1917. К., м. 50 X 61,5. (XIV выставка картин «Союза русских художников») Музей-квартира И. Бродского. Ленинград.

30. В. Ходасевич. Бегство в Египет. (Эскиз на библейскую тему). 1917. К., темпера. 51 Х 66. (Выставка современной русской живописи). Собрание П. Капицы, Москва.

31. П. Кузнецов. Натюрморт с подносом. 1916. X., м. 108 X 89. (Выставка картин «Мир искусства»). ГТГ.

31. И. Пуни. Натюрморт. 1917. (Выставка современной русской живописи). Ленгоскинофотоархив.

32. В. Домогацкий. Микеланджело. 1917. Гипс. 0,57 X 0,44. (XXIII выставка картин Московского товарищества художников). ГТГ.

32. Выставка картин «Мир искусства». Экспозиция. 1916 – 1917. Москва. Фото. Собрание М. Машковой, хранящееся в семье И. Болотиной, Москва.

34. С. Виноградов. На помощь жертвам войны. 1914. Москва. Плакат. 94 X 115. ГБ им. В. И. Ленина.

35. Л. Пастернак. На помощь жертвам войны. 1914. Москва. Плакат. 60,5 X 43,3. Изд. Т‑во А. Левенсон. ГБ им. В. И. Ленина.

35. Н. Пискарев. Афиша выставки картин и скульптур «Художники Москвы — жертвам войны». 1914. Москва. Плакат. 115,5 X 73,5. Изд. Т‑во А. Левенсон. ГБ им. В. И. Ленина.

36. В. Васнецов. Афиша благотворительного базара на помощь жертвам войны. 1914. Москва. Плакат. 124 X 93,7. Изд. Т‑во А. Левенсон. ГБ им. В. И. Ленина.

37. К. Петров-Водкин. Голова офицера. Этюд к картине «На линии огня». 1915 – 1916. Б., ит. кар., акв. 20,6 X 21,8. ГРМ.

37. К. Петров-Водкин. Фигура солдата (с рукой, прижатой к груди). Рисунок к картине «На линии огня». 1915. Б., уголь, кар., акв. 34,5 X 21. ГРМ.

38. В. Шухаев. Штаб-ротмистр Николаев. 1916. Б., сангина, кар., уголь. 170 X 70,5. ГРМ.

39. В. Шухаев. Штаб-ротмистр Яновский. 1916. Б., сангина, кар., уголь. 68,5 X 60. ГРМ.

40. И. Шадр. Проект «Памятника Мировому страданию». 1914 – 1917.

41. А. Кравченко. Офорты войны. 1917. («Искра», 1917, февраль, № 7).

42. П. Митурич. В казарме. 1916. Б., кар. 32,7 X 46,9. Собрание М. Митурича, Москва.

43. А. Шевченко. Автопортрет с лошадью. 1914 – 1916. Б., акв. 21,3 X 27,4. ГРМ.

45. В. А. Фаворский (второй справа), И. С. Ефимов (первый слева) среди офицеров 40‑го мортирного дивизиона. Румынский фронт. Действующая армия. 1917. Фото. Собрание А. И. Ефимова.

46. Е. Лансере. Пулеметчик Очкур. 1915. Б., кар.

47. Е. Лансере. Прапорщик В. С. Мурченко. 1915. Б., кар.

{477} 48. В. Фаворский. Старший фейерверкер Г. Ф. Свириденко. 1916 – 1918. Грав. на д. 18 X 15.

49. Реклама литературно-художественного издания «Москва». 1917. Петроград.

50. М. Добужинский. Обложка журнала «Аполлон». 1917, № 1. Петроград.

51. А. Арнштам. Обложка журнала «Искусство», 1917, № 1 – 2. Петроград. На обложке: фотопортрет И. Репина работы М. Шерлинга.

51. Обложка журнала «Столица и усадьба». 1917, январь, № 73. Петроград. На обложке: работа К. Сомова «В старые годы».

52. Обложка журнала «Искры». 1917, 26 февраля, № 9. Москва. На обложке: Ф. Шаляпин в роли Филиппа II.

52. Обложка журнала «Солнце России». 1917, февраль, № 5. Петроград. На обложке: рисунок работы А. Кулаковой.

55. Г. Алексеев. Извещение юбилейной комиссии о чествовании И. Сытина в связи с пятидесятилетием его творческой деятельности. 1917. Москва. ЦГАЛИ, ф. 2066, оп. I, ед. хр. 198, л. 1.

56. А. Головин. Портрет В. Э. Мейерхольда. 1917. Дер., темп. 80 X 67. ЛГТМ.

57. А. Головин. Страшная игральная. Эскиз декорации к драме «Маскарад» М. Лермонтова. 1917. К., клеевая краска, гуашь, золотая краска. 70,5 X 100. Александринский театр. Петроград. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина.

69. Б. Кустодиев. 27 февраля 1917 года. 1917. X., м. 90 X 72. ГТГ.

69. И. Владимиров. Снятие с вывески двуглавого орла. 1917. Рисунок. («Искра», 1917, 14 мая, № 18, с. 140 – 141).

70. Неизвестный художник. Да здравствует революция! 1917. Открытка. 9 X 13. Изд. неизвестен. ГБ им. В. И. Ленина.

71. Неизвестный художник. Свобода России. 1917. Открытка. 9 X 14. Изд. неизвестен. Музей Революции СССР.

72. В. Сварог. На чердаке фараонов [полицейских] нашли. 1917. Рисунок. («Огонек», 1917, 26 марта, № 11).

74. Н. Самокиш. Бой у полицейского участка. Из событий Февральской революции. 1917. Открытка. 9,1 X 14,3. Изд. Скобелевского комитета попечения о раненых. Петроград. Музей Революции СССР.

75. Неизвестный художник. Свобода, равенство и братство. 1917. Одесса. Открытка. 9 X 13. Изд. Н. Лурье. Музей Революции СССР.

76. АФП (А. Постнов?) «Так вот что такое — императорский трон, — Перед пугалом, значит, дрожали. Зачем же проклятую стаю ворон мы кровью своею питали?!». 1917. Открытка. 14 X 9. Изд. А. Постнов. Москва. Музей Революции СССР.

77. Л. Петухов. На крыше фараоны [полицейские] с пулеметами… 1917. Петроград. Открытка. 9 X 14. Изд. «За свободу». ГБ им. В. И. Ленина.

79. Похороны жертв революции 23 марта 1917. Петроград. Фото.

80. И. Владимиров. Читают по складам «Известия». 3 марта 1917. Б., кар. ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

{478} 81. Воззвание Московского областного бюро ЦК РСДРП 28 февраля 1917.

82. В. Шухаев. Портрет А. М. Горького. 1917. Б., сангина. 61,5 X 45,7. Государственный литературный музей. Москва.

84. У памятника А. С. Пушкину в дни Февральской революции. 1917. Москва. «Искры», 1917, № 10.

85. М. Добужинский. Лист из «Календаря русской революции». 1917. Петроград.

85. Е. Лансере. Лист из «Календаря русской революции». 1917. Петроград.

86. Д. Моор. Гражданин, возьмите и корону. 1917. Карикатура. («Будильник», 1917, 18 марта, № 11 – 12).

87. Д. Моор. Не стреляет, не звонит и не царствует. 1917. Карикатура. («Утро России», 1917, 8 марта).

88. Неизвестный художник. Ум хорошо, а три лучше. 1917. Открытка. 13,5 X 8,5. Изд. неизвестен. ГБ им. В. И. Ленина.

89. А. Радаков. Самодержавный строй. 1917. Петроград. Лубок. 61 X 59. Изд. «Парус». ГБ им. В. И. Ленина.

91. Участники похорон жертв революции на Невском проспекте. Март 1917. Петроград. Фото Ленгоскинофотоархив.

92. А. Радаков. Сказка о том, как жил‑был царь Репка. В землю русскую засел крепко. 1917. Петроград. Лубок. Б., лит. 45,5 X 61. изд. «Парус». Музей Революции СССР.

93. В. Лебедев. Вот как по Руси растекалась водка! 1917. Петроград. Б., лит. 45,5 X 61. Изд. «Парус». Музей Революции СССР.

94. В. Дени. А посему мы предпочли отречься от престола. 1917. Карикатура. («Бич», 1917, № 10).

96. В. Маяковский. Забывчивый Николай. 1917. Петроград. Лубок. 31 X 40. Изд. «Парус». Музей Революции СССР.

97. С. Судейкин. Слетайтесь вольны птахи… 1917. Эскиз к лубку. ГБ им. В. И. Ленина.

99. В. Зарубин. Манифестация у завода. 1917. X., м. 44 X 70. Музей Революции СССР.

101. Группа художников на похоронах жертв революции. Марсово поле. Март 1917. Петроград. Фото Ленгоскинофотоархив.

103. Неизвестный художник. Обе II — едина суть. 1917. Открытка. Изд. неизвестен. Музей Революции СССР.

104. Неизвестный художник. Посмотрим, как они обойдутся без орла… 1917. Открытка. 9 X 3,7. Изд. неизвестен. Музей Революции СССР.

105. Ф. Крокодилов. Оборотная сторона медали. «Орел», «Решка». 1917. (?). Одесса. Открытка. 9 X 14. Изд. Н. Иванов.

107. Г. Алексеев. Первые дни русской революции. 1917. Москва. Плакат. Изд. Г. и Д. Алексеевы.

109. А. Остроумова-Лебедева. Похороны жертв революции 23 марта 1917. 1917. Б., акв., граф. кар. 24 X 48. ГТГ.

{479} 111. Возложение венков. Марсово поле. Март 1917. Петроград. Фото. Ленгоскинофотоархив.

112. Знамя рабочих Сокольнического снарядного завода. 1917. Москва. Музей Революции СССР.

113. Л. Петухов. Похороны жертв революции в Петрограде на Марсовом, поле. 1917. Петроград. Открытка. Изд. «За свободу». Музей Революции СССР.

114. Г. Алексеев. Похороны жертв революции (Жертвы за свободу). 1917. Плакат. Б., лит. 36,5 X 53. ГБ им. В. И. Ленина.

115. Похороны жертв революции 23 марта 1917. Петроград. Фотооткрытка.

116. И. Владимиров. Рабочий-милиционер в февральские дни 1917. Б., акв. 34 X 26. Музей Революции СССР.

117. Нарукавная повязка красногвардейца Васильевского острова. Февраль 1917. Петроград. Сатин, краска. 10 X 23. Музей Революции СССР.

119. А. Остроумова-Лебедева. Демонстрация 18 апреля 1917. 1917. Б., акв. ГРМ.

121. Л. Руднев. Готовые камни. Конкурсный проект временной обработки братских могил на Марсовом поле. Апрель – май 1917. Петроград.

123. Манифестация женщин-солдаток о прибавке пайка. 9 апреля 1917. Фото. Музей Революции СССР.

124. Л. Петухов. Равноправие женщине. 1917. Петроград. Открытка. 14,3 X 9,1. Изд. «За свободу». Музей Революции СССР.

125. Л. Петухов. Да здравствует все


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.