Российская Федерация и ситуация в области нераспространения оружия массового уничтожения — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Российская Федерация и ситуация в области нераспространения оружия массового уничтожения

2019-07-12 150
Российская Федерация и ситуация в области нераспространения оружия массового уничтожения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

И СРЕДСТВ ЕГО ДОСТАВКИ: УГРОЗЫ, ОЦЕНКИ, ЗАДАЧИ

И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

(«Белая книга» Министерства Обороны РФ)

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Открытость любого государства в отношении своих приоритетов в области международной безопасности является важнейшим средством укрепления доверия, повышения предсказуемости в межгосударственных делах, содействия многосторонним решениям по проблемным вопросам. Концепция национальной безопасности, Концепция внешней политики, Военная доктрина Российской Федерации являются основополагающими программными документами, в которых закреплены такие приоритеты.

Настоящая публикация посвящена одному из важнейших вопросов в области международной безопасности - нераспространению оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки. Эта тематика в последнее время приобрела еще большую актуальность в связи с опасностью использования террористами отдельных элементов ОМУ. Президент России В.В.Путин назвал проблему нераспространения "важнейшим вопросом современности".

Распространение ядерного, химического и биологического оружия, а также ракетных средств его доставки относится к числу важных факторов, определяющих характер угроз национальной безопасности Российской Федерации с учетом ее географического положения и протяженности границ. Данный вопрос является предметом особого внимания российского руководства. Свидетельство тому - принятие в прошлом году "Основ государственной политики Российской Федерации в области нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки", "Комплексной программы по нераспространению оружия массового уничтожения и средств его доставки до 2010 года" и целого ряда нормативных правовых документов, касающихся вопросов нераспространения и экспортного контроля.

Российская Федерация активно участвует в международных усилиях по рассмотрению проблем нераспространения ОМУ и средств его доставки, содействует решению этих вопросов политико-дипломатическими средствами.

Как Председатель "Группы восьми" и организатор встречи на высшем уровне 15 -17 июля 2006 г. в г. Санкт-Петербурге Российская Федерация уделяет проблематике нераспространения должное внимание в работе форума и делает все возможное, чтобы согласованный "Группой восьми" в Си-Айленде в 2004 году План действий по нераспространению реализовывался в полной мере.

Задача данного документа - показать российское видение ключевых проблем в данной сфере, осветить возможные пути их решения, привлечь внимание специалистов и широкой общественности к тем шагам, которые предпринимала и будет предпринимать Российская Федерация в деле противодействия распространению оружия массового уничтожения и средств его доставки.

 

ГЛАВА I

Тенденции распространения оружия массового уничтожения, средств его доставки на глобальном и региональном уровнях и связанные с ними риски и угрозы безопасности Российской Федерации

Химическое распространение

Несмотря на функционирование Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО), участие в ней государств еще не носит универсального характера, а выполнение ее положений на национальном уровне оставляет желать лучшего.

Факторами, способствующими распространению ХО, являются:

- относительная простота технологий получения отравляющих веществ при современном уровне развития химической промышленности;

- возможность приобретения законным путем "двойных" технологий, оборудования и материалов, пригодных для создания ХО;

- экономическая рентабельность и относительная простота реализации программ создания ХО по сравнению с другими видами ОМУ, а также трудность их обнаружения;

Новые риски возникают в связи с исследованиями и разработкой т.н. нелетальных химических средств (НХС) поражения. В рамках проводимых работ, в частности, осуществляется изучение последних достижений в фармацевтической промышленности с целью их возможного использования для создания НХС, ведутся натурные испытания по определению эффективного радиуса действия таких химических агентов и на их основе проектируются средства доставки.

Одним из проявлений химического терроризма является деятельность секты "Аум Сенрике" в Японии. В настоящее время существует реальная возможность использования токсичных химических веществ негосударственными субъектами. Вероятность применения токсичных химикатовв террористических целях значительно выше, чем ядерных взрывных устройств.

Имеется большой риск использования террористами токсичных промышленных химикатов, а также проведения диверсий против химических объектов с эффектами, сопоставимыми, например, с техногенной катастрофой на заводе "Юнион Карбайд" в г. Бхопале (Индия). Необходимы коллективные усилия по обеспечению безопасности таких объектов, в том числе их защиты от террористов.

 

ГЛАВА 2

И средств его доставки

ГЛАВА 3

ГЛАВА 4

ГЛАВА 5

Ядерно опасных объектов

Вопросы физической защиты ядерно опасных объектов

Одной из основных задач государственной политики Российской Федерации в области нераспространения оружия массового уничтожения является совершенствование физической защиты и охраны объектов его хранения, эксплуатации и уничтожения.

Работа по уменьшению уязвимости и совершенствованию физической защиты объектов эксплуатации и хранения ядерного оружия осуществляется в соответствии с "Единым планом проведения работ по совершенствованию физической защиты и охраны наиболее приоритетных и особо важных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации".

Данным планом предусматривается ежегодная поставка интегрированных комплексов технических средств физической защиты (ТСФЗ) и оснащение ими 6-7 ядерно-опасных объектов Минобороны России. Совершенствование существующих систем охраны объектов проводится путем поэтапного внедрения современных ТСФЗ.

Важной составляющей повышения физической защиты ядерно опасных объектов является международное сотрудничество в этой области, которое осуществляется в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и Глобального партнерства "Группы восьми".

В настоящее время у Росатома налажено практическое взаимодействие с США, Германией, Великобританией и Канадой. Проводятся консультации и оформляются соответствующие документы с Европейским Сообществом, Италией, Швецией, Японией и другими странами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Решение проблемы нераспространения ОМУ и средств его доставки напрямую затрагивает интересы обеспечения национальной безопасности России, поддержания стратегической стабильности. Данная проблема относится к числу приоритетных направлений деятельности Российской Федерации.

Важным направлением внешнеполитической деятельности является укрепление и совершенствование системы международных договоров и соглашений по нераспространению ОМУ, а также договоренностей в сфере экспортного контроля. В первую очередь это касается универсализации таких соглашений и договоренностей, обеспечения гарантированного выполнения всеми государствами своих обязательств в области нераспространения. В их соблюдении не может быть исключений. Многосторонние режимы экспортного контроля не должны использоваться для недобросовестной конкуренции и вытеснения соперников с рынков вооружений и высокотехнологичной продукции.

В Российской Федерации создана и реализуется на практике нормативная правовая база, обеспечивающая выполнение международных обязательств в области нераспространения ОМУ и средств его доставки. Законодательно предусмотрена реализация комплекса мер, обеспечивающих надежный учет, контроль, физическую защиту ядерного оружия, опасных радиационных, химических и биологических материалов, а также исключающих несанкционированный доступ к таким материалам и технологиям.

Создана и устойчиво функционирует соответствующая мировым стандартам национальная система экспортного контроля за передачами товаров и технологий, которые могут быть использованы для создания ОМУ, средств его доставки, других видов вооружения и военной техники. Эта система постоянно эволюционирует с учетом новых вызовов и угроз.

События последнего времени свидетельствуют о том, что отдельные государственные и негосударственные субъекты не ослабляют усилий по приобретению товаров и технологий, связанных с разработкой ОМУ и средств его доставки. Для достижения этих целей, наряду с сокрытием планов и программ создания ОМУ, они пытаются нащупать слабые места в законодательствах стран в области экспортного контроля, разрабатывают и реализуют на практике различные обходные схемы, варианты закупки и поставки товаров и передовых технологий. При этом действующие международные соглашения и экспортно-контрольные режимы зачастую не в состоянии в полной мере обеспечить надежный заслон для такого рода передач.

Поэтому сохраняют актуальность задачи совершенствования как международно-правовой базы нераспространения, так и законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля для более эффективного решения задач борьбы с терроризмом, а также выполнения положений резолюции Совета Безопасности ООН 1540 по нераспространению ОМУ. Кроме того, требуется регулярный, плановый и углубленный анализ подобного рода деятельности, выработка скоординированных мер как на национальном, так и международном уровне. Сохраняет актуальность постоянный мониторинг тенденций в создании ОМУ и средств его доставки отдельными государствами, а также попыток террористических и экстремистских группировок получить доступ к такому оружию и его компонентам.

Существенные возможности для решения на национальном уровне задач, связанных с проблематикой нераспространения ОМУ, сохраняются в рамках выработанной "Группой восьми" и реализуемой на практике программы Глобального партнерства. Несмотря на имеющиеся отставания реально получаемой помощи от заявленных партнерами объемов, в целом успешно идет продвижение работ по определенным Президентом Российской Федерации приоритетным направлениям деятельности - утилизации выведенных из боевого состава ВМФ России атомных подводных лодок и уничтожении запасов химического оружия.

Принципиальной составляющей обеспечения национальной безопасности России является укрепление отношений со странами ближнего зарубежья, прежде всего, СНГ. Существенную роль в этом вопросе имеет углубление торгово-экономических связей, и, как следствие, развитие сотрудничества в области экспортного контроля в целях устранения административных барьеров во взаимной торговле наукоемкой продукцией за счет гармонизации законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность. Большое значение имеет повышение эффективности контроля за "чувствительным" экспортом на внешних границах СНГ. В этой связи стратегической задачей является последовательная реализация одобренной Президентом Российской Федерации Программы долгосрочного сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области нераспространения ОМУ и средств его доставки, дальнейшее развитие взаимодействия с партнерами по Евразийскому экономическому сообществу, Единому экономическому пространству.

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.