Состояние, направления развития и совершенствования системы экспортного контроля Российской Федерации — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Состояние, направления развития и совершенствования системы экспортного контроля Российской Федерации

2019-07-12 161
Состояние, направления развития и совершенствования системы экспортного контроля Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наличие в стране существенного научно-технического и промышленного потенциала в сфере разработки и производства высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения, сохраняющиеся тенденции роста объемов поставок за рубеж "чувствительных" товаров и технологий способствуют тому, что решение задач экспортного контроля в Российской Федерации приобретает стратегическое значение. В национальной системе экспортного контроля задействовано значительное количество федеральных органов исполнительной власти. Прежде всего, это Федеральная служба по техническому и экспертному контролю (координатор), Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Российское агентство по промышленности, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и другие ведомства.

Экспортный контроль в Российской Федерации основывается на разрешительном порядке осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающем лицензирование или иную форму государственного одобрения внешнеэкономических сделок с ними. Основанием для предоставления лицензии является заключение государственной экспертизы внешнеэкономической сделки. Под экспортный контроль подпадают и так называемые "неосязаемые" передачи.

В национальной системе экспортного контроля реализован принцип "всеобъемлющего контроля" в отношении товаров и технологий, не подпадающих в контрольные списки, в случае наличия информации о возможном их использовании в целях создания ОМУ и средств его доставки. Разрешение на осуществление внешнеэкономической сделки в данном случае принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации.

Одним из важнейших этапов осуществления экспортного контроля является установление соответствия конкретных материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в контрольные списки - так называемая идентификация контролируемых товаров и технологий.

Идентификация контролируемых товаров и технологий в Российской Федерации является обязанностью участника внешнеэкономической деятельности, который, однако, вправе поручить ее проведение организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение на осуществление такой деятельности. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.

Наличие системы независимой идентификационной экспертизы является важным инструментом технико-правового обеспечения и экспертной поддержки деятельности таможенных и контролирующих органов, позволяющим расширить возможности осуществления мониторинга за внешнеэкономическими операциями с "чувствительными" товарами и технологиями в целях предотвращения их несанкционированной передачи.

Развитию и совершенствованию данной системы в Российской Федерации уделяется значительное внимание.

Существенная роль в национальной системе экспортного контроля отводится эффективному управлению внешнеэкономической деятельностью непосредственно в организациях. Такая работа проводится на базе создаваемых в организациях внутрифирменных программ экспортного контроля. В соответствии с российским законодательством, создание подобных программ является обязательным для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.

Большое значение в Российской Федерации придается проведению информационно-разъяснительной и просветительской работы с участниками внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, такая работа ведется с отвечающими за экспортный контроль представителями промышленных и научно-исследовательских организаций, деятельность которых связана с разработкой и реализацией продукции двойного назначения. Цель данной работы - обеспечение условий, при которых знание и практическое применение установленных в Российской Федерации правил осуществления экспортного контроля стало бы нормой для всех участников внешнеэкономической деятельности.

Наряду с этим значительное внимание в России уделяется правоприменительной практике в отношении нарушителей законодательства в области экспортного контроля. Так, только за последние несколько лет в стране проведено более 60 уголовных расследований по фактам осуществления несанкционированных передач за рубеж продукции, имеющей признаки контролируемой.

Кроме того, органами безопасности выявлена и пресечена деятельность более 30 иностранных граждан и фирм по незаконному приобретению с целью последующего вывоза с территории Российской Федерации товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании ОМУ и средств его доставки.

В частности:

закрыт въезд на территорию Российской Федерации гражданину США Нейдеру Моданло, президенту компании "Файнел Энелисис Инк.", пытавшемуся в обход российского законодательства в сфере экспортного контроля получить техническую документацию по ракетной и космической тематикам для дальнейшей передачи в Иран;

закрыт въезд на территорию Российской Федерации гражданину Пакистана Мухаммеду Асламу, который использовал должность сотрудника представительства фирмы "Табани Корпорейшн" в Москве для прикрытия деятельности по получению доступа и приобретению российского вооружения, стратегических материалов и продукции двойного назначения в интересах пакистанской ракетной и ядерной программ;

пресечена попытка иранской Промышленной группы "Санам" разместить на НПО "Труд" заказ по изготовлению узлов к ракетному двигателю под видом газоперекачивающего оборудования. Деятельность группы "Санам" в Российской Федерации приостановлена.

Принцип неотвратимости наказания при одновременном усилении мер контроля за внешнеэкономической деятельностью в настоящее время является
одним из приоритетных в системе экспортного контроля Российской Федерации.

Большая работа проводится Россией совместно с рядом стран СНГ по унификации национальных законодательств в области экспортного регулирования. Прежде всего такая деятельность осуществляется в рамках государств-участников ЕврАзЭС и Единого экономического пространства. Для этого Россией разработан типовой нормативный документ по экспортному контролю. Наряду с дальнейшим развитием интеграционных процессов, одной из важнейших целей проводимой работы является повышение уровня контроля за международными передачами "чувствительной" продукции, в том числе посредством налаживания информационного взаимодействия между контролирующими органами государств.

Основными направлениями совершенствования национальной системы экспортного контроля на современном этапе являются:

дальнейшее развитие нормативной правовой базы экспортного контроля как по направлению имплементации в национальное законодательство на регулярной основе решений, принимаемых в рамках международных механизмов экспортного контроля, так и совершенствование законодательных основ деятельности федеральных органов исполнительной власти в области экспортного контроля, включая решение задач противодействия международного терроризму;

совершенствование информационно-аналитического сопровождения работ по экспортному контролю, в том числе с более полным задействованием возможностей по получению объективной информации национальными органами, а также результатов международного обмена данными;

дальнейшее совершенствование правоприменительной деятельности в области экспортного контроля за счет устранения "узких" мест в ее законодательном обеспечении, развития взаимодействия правоохранительных, таможенных и контролирующих органов;

продолжение работы по внедрению на предприятиях и в организациях внутрифирменных программ экспортного контроля;

разработка и реализация скоординированной межведомственной позиции в отношении двустороннего и многостороннего взаимодействия с иностранными государствами в области нераспространения и экспортного контроля исходя из российских национальных интересов и приоритетов;

поступательное развитие сотрудничества со странами СНГ в области нераспространения ОМУ и средств его доставки, оказание содействия в налаживании отвечающих международным стандартам национальных систем экспортного контроля.

ГЛАВА 5


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.