Музей Императорского фарфорового завода — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Музей Императорского фарфорового завода

2019-07-12 142
Музей Императорского фарфорового завода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проспект Обуховской Обороны, 151 (на территории ЗАО «ИФЗ»).

Тел.: 326‑46‑20.

Станция метро: «Ломоносовская».

Время работы: вторник – суббота – 10.30–18.00, воскресенье – 10.30–17.00, выходной день – понедельник.

Кассы закрываются за час до закрытия музея.

 

История музея

Императорский фарфоровый завод основан в 1744 г. в Санкт‑Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы и являлся первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Именно здесь талантливый русский ученый Д.И. Виноградов (1720–1758) впервые в истории составил научное описание фарфорового производства. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

В 1756 г. на заводе создан первый сервиз, получивший название «Собственного» и принадлежавший лично императрице.

С воцарением Екатерины II (1762–1796) мануфактура была реорганизована и с 1765 г. стала называться Императорским фарфоровым заводом с поставленной перед ним задачей – «удовольствовать всю Россию фарфором». Славу заводу принесли заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли – «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. С одобрения императрицы на заводе изготовили серию скульптур «Народы России» (около 100 фигур), к которым позже присоединились фигуры петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал вазы. «Нынешний фарфор, – отмечал в описании Санкт‑Петербурга 1794 г. известный этнограф и путешественник И.Г. Георги, – есть прекрасный как в рассуждении чистоты массы, так и в рассуждении вкуса и образования (т. е. формы) и живописи. В магазине видны весьма большие и с наипревосходнейшим искусством выработанные вещи».

С 1744 г. на заводе начала складываться коллекция «кабинета образцовых изделий», предметы которой служили эталонами для скульпторов и художников.

Управление заводом князем Б. Юсуповым, большим знатоком и ценителем искусства, во многом способствовало развитию художественного направления в изготовлении фарфора. Период управления князем Б. Юсуповым стал блистательной вершиной в деятельности Императорского завода.

 

Фрагмент экспозиции музея Императорского фарфорового завода

 

При царствовании Александра I (1801–1825) заводом управлял граф Д. Гурьев, доверенное лицо императора. Он приступил к большой реорганизации завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф. Гаттенбергера. Отечественная война послужила поводом для создания серии «военных тарелок», изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Также на Императорском заводе выпускались чашки с изображением коронованных особ и известных деятелей того времени.

В 1844 г., к 100‑летнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца, но решение изготавливать вещи в двух экземплярах (один для двора, другой – для музея) приняли лишь при императоре Александре III.

В 1890 г. были объединены коллекции Императорских фарфорового и стеклянного заводов.

С середины 1900‑х гг. устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» К. Сомовым, Е. Лансере, С. Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.

В 1918 г. предприятие национализировали. Перед новым советским заводом поставили задачу выпускать «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова – революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». С этой задачей справился С. Чехонин, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира». В создании агитационного фарфора принимали также участие А. Щекотихина‑Потоцкая, Н. Данько, В. Кузнецов, М. Лебедева, М. Адамович. С фарфором 1920‑х гг. связаны имена Б. Кустодиева, К. Петрова‑Водкина, М. Добужинского, К. Малевича и В. Кандинского.

 

С. Чехонин. Тарелка. 1919 г.

 

Кроме художественного фарфора на заводе производился химический и технический фарфор, впервые здесь получено оптическое стекло. В 1925 г., в связи с 200‑летием Российской академии наук, заводу присвоили имя гениального русского ученого М.В. Ломоносова.

В 1930‑е гг. на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К. Малевича, Н. Суетина, творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту».

В 1980 г. «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» завод имени М.В. Ломоносова награжден престижной международной премией «Золотой Меркурий».

 

Экспозиция

В музее можно увидеть изделия, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе, их подбор отражает все этапы его деятельности. Коллекция включает также китайский и японский фарфор, итальянскую майолику, дельфтский фаянс, изделия частных русских заводов и произведения прославленных европейских мануфактур Севра, Мейсена, Берлина, Вены и Копенгагена. В собрании художественного стекла, наряду с замечательными произведениями русских мастеров, находятся образцы изделий известных европейских стеклоделов: Эмиля Галле, братьев Дом, Эрнеста Левейе.

 

Зимний дворец Петра I

 

Дворцовая набережная, 32.

Тел.: 571‑84‑46, 710‑97‑63.

Станции метро: « Невский проспект», «Гостиный двор».

Время работы: вторник – суббота – 10.30–17.00, воскресенье – 10.30–16.00, выходной день – понедельник.

Кассы закрываются за час до закрытия музея.

 

История музея

Самым старым зданием, входящим в комплекс современного Эрмитажа, является так называемый Зимний дворец Петра I, построенный в 1719–1721 гг. на берегу Зимней канавки (на месте, где ныне располагается Эрмитажный театр) по проекту архитектора Г. Маттарнови, впоследствии дворец неоднократно перестраивался. Однако до наших дней под зрительным залом Эрмитажного театра сохранился фрагмент жилого корпуса, именовавшийся при жизни царя «малыми палатками» и состоящий из нескольких комнат, принадлежавших лично Петру I. Их можно увидеть в современной экспозиции.

 

Зимний дворец Петра I. Фрагмент экспозиции

 

Экспозиция

Убранство комнат восстановлено согласно документам, описывающим проведенные в них работы: стенные панно из голландской плитки, наборные паркеты, дубовые ставни и переплеты окон. Обстановка составлена из предметов, принадлежавших Петру I, которые хранятся в коллекции Эрмитажа. В парадном дворе, где восстановлена вымостка кирпичом «на голландский манер», стоят парадная коляска Петра I и карнавальные сани начала XVIII в.

 

Реставрационно‑хранительский центр «Старая деревня»

 

Заусадебная улица, 37 «А».

Станция метро: «Старая деревня».

Тел.: 344‑92‑26, 344‑92‑71.

Время работы: среда – воскресенье – 11.00; 13.00; 13.30; 15.30.

В праздничные и предпраздничные дни (за исключением понедельников и 1 января) музей открыт с 10.30 до 17.00.

Касса музея – тел. 344‑92‑71.

Предварительный заказ экскурсий по тел. 344‑92‑26.

Для посетителей с ограниченной подвижностью. По вопросам, связанным с организацией посещения музея инвалидами и бесплатного проката инвалидных колясок, обращаться к администратору в Главный вестибюль или по тел. 710‑90‑79. Музей оборудован специальными проходами, подъемниками, лифтами повышенной вместимости.

Официальный сайт музея: www.herminagmuseum.org.

 

История музея

Это самое новое здание, входящее в Эрмитажный комплекс, его торжественное открытие состоялось 16 мая 2003 г. и было приурочено к 300‑летию Санкт‑Петербурга. В проекте использовались современные подходы к организации хранения (в том числе по формированию климата), реставрации, информационному обеспечению, а также учтены последние достижения в области системы безопасности.

 

Фрагмент экспозиции Реставрационно‑хранительского центра «Старая деревня»

 

Уникальность этого музейного проекта заключается в создании условий для экскурсионного посещения эрмитажного Фондохранилища.

 

Экспозиция

В Фондовом корпусе размещаются коллекции Отдела западноевропейского искусства, Отдела истории русской культуры, Отдела Востока, Отдела археологии Восточной Европы, а также Лаборатория научной реставрации станковой живописи.

Маршрут экскурсии позволит познакомиться с произведениями живописи и скульптуры из фондов музея, с обширной коллекцией мебели, с собранием экипажей и другими экспонатами, которые долгое время были недоступны для широкой публики. Одной из «изюминок» коллекции является Турецкая палатка, подаренная турецким султаном Селимом III (1789– 1807) императрице Екатерине II после окончания Русско‑турецкой войны 1789–1791 гг. Она выполнена в технике вышивки шелком и металлической нитью по ткани.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.