Участие в Болонском процессе. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Участие в Болонском процессе.

2019-07-12 545
Участие в Болонском процессе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Россия, участвуя в международном образовательном обмене, ставит перед собой следующие цели:

1. Содействие интеграции и углублению сотрудничества в рамках Европейского пространства высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса,

2. Принятие системы сопоставимых ученых степеней бакалавр – магистр – доктор,

3. Содействие академической мобильности,

4. Сотрудничество в обеспечении качества образования,

5. Внедрение интегрированных курсов,

6. Поддержка обучения в течение всей жизни,

7. Поддержка престижа российского высшего образования в зарубежных странах.

В принятой в октябре 2000 г. «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» отмечено, что государство призвано обеспечить «интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций, активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ». Причем важным условием интеграции высшей школы России в мировое образовательное пространство должно быть сохранение национального опыта, традиций, упрочение и развитие ее несомненных достоинств, к которым прежде всего, по мнению ректора МГУ академика В. А. Садовничего, относится «научность образования, его фундаментальность, его энциклопедичность».

Необходимо найти оптимальные варианты последовательной интеграции высшей школы России в мировую систему высшего образования, сохранить все ценное, что имеет российская высшая школа, в то же время осуществить, с учетом международного опыта, востребованные временем изменения, которые позволят обеспечить перспективы развития России в новом столетии.

В настоящее время Россия стала полноправным участником международного образовательного сотрудничества. К 2004 году она подписала 75 межправительственных и 38 межведомственных соглашений в области образовательных связей. Россия участвует в таких программах как TEMPUS, TACIS, ERASMUS MUNDUS, программа Фулбрайт, программа международного образования в Баренц‑регионе. В 2001 – 2003 гг. Россия участвовала в рабочей программе в области сотрудничества между министерствами образования Европы и многих других двусторонних и многосторонних программах сотрудничества.

В 2000–2002 гг. в России обучалось около 95,9 тыс. студентов‑иностранцев, что составляет около 5% от общей численности иностранных студентов. Тенденции потоков академической мобильности таковы, что пока Россия выступает «поставщиком» студентов в зарубежные вузы и пока что занимает довольно скромные позиции в мире по числу принимаемых иностранных студентов. Еще более скромным выглядит степень финансового участия России в мировом образовании: в начале 2000‑х гг. ее доходы от обучения иностранных студентов составили около 1%. основная причина таких низких результатов, на наш взгляд, в отсутствии серьезной и продуманной государственной политики по привлечению иностранных студентов на обучение в наши вузы. Безусловно, для выработки такой политики был бы важен опыт стран‑лидеров международного образования: США, Великобритании, германии, Франции. Также интересно учесть опыт тех стран, которые в последние годы значительно увеличили число иностранных студентов в своих вузах, например, Китай, Япония, Австралия.

Большинство российских студентов, которые решили получить образование за рубежом, предпочитают ехать учиться в США, Германию, Францию или Великобританию. Примерно таким же образом выглядит распределение и стажировок. Однако в последнее время наметился интерес к вузам Японии и стран Латинской Америки.

Следует отметить, что многие страны предлагают специальные образовательные программы, разработанные для граждан России. Так, например, только в США существует около 20 программ для российских студентов, преподавателей и исследователей.

В настоящее время образовательный потенциал России на международном образовательном рынке полностью не раскрыт в силу различных причин. Во‑первых, наблюдается несоответствие условий обучения в российских вузах западным нормам. Во‑вторых, недостаточно проработано законодательство, позволяющее открывать филиалы зарубежных вузов в России и российских вузов за рубежом. В‑третьих, отсутствует единая политика продвижения российского образования за рубежом. В то же время, наличие безусловных преимуществ российского высшего образования – его фундаментальности и дешевизны, могут создать все условия для того, чтобы Россия заняла более высокие позиции в мировом рынке образовательных услуг.

Безусловно, выход России на более высокий уровень в международном образовании – задача не одного дня. Для этого необходим целый комплекс мер, реализуемых на всех уровнях. Необходимо сделать систему образования России транспарентной, понятной для иностранных партнеров, что придаст ей привлекательность. Очень важно уделять внимание вопросам распространения информации о российском высшем образовании за рубежом, его возможностях и преимуществах. Для этого необходимо разработать рекламную кампанию, способную продвигать российское высшее образование за рубежом. В системе мер, направленных на дальнейшую интеграцию России в образовательное пространство, следует проводить серьезную работу по улучшению имиджа России за рубежом. Безусловно, нельзя забывать о таком важном направлении международного сотрудничества, как СНГ. В этом направлении очень важно разрабатывать языковую политику, позволяющую включать в образовательные связи наших соотечественников, живущих за рубежом.

Сегодня высшее образование стало играть основополагающую роль в расширении, передаче и совместном использовании знаний. Поскольку знания являются всеобщими, их получение, развитие и распространение можно обеспечить лишь с помощью коллективных усилий международного общества, причем это обусловливает международный характер академической жизни, а также деятельности высших учебных заведений. Международные образовательные связи стали непреложным условием для обеспечения высокого качества и эффективности функционирования высших учебных заведений. Международное образовательное сотрудничество позволяет наладить обмен опытом, поиск совместных путей решения поставленных задач, определение приоритетов с учетом мнения каждого участника, а также сообща решить многие глобальные проблемы, стоящие перед человечеством.

 

Литература по теме

 

Обязательная литература

 

Источники

 

1. Деятельность международных организаций: документация СЕПЕС по высшему образованию. – М., 1992.

2. Международные правовые акты по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях / под ред. Г. А. Лукичева. – М., 2004.

3. Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М., 2002.

4. Нормативные акты ЮНЕСКО. Сб. документов. – М., 1993.

 

Монографии

 

1. Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования в Европе. – М., 2002.

2. Болонский процесс и его значение для России / сост. С. Медведев, К. Пурсиайнен. – М., 2005.

3. Болонский процесс: бергенский этап / под ред. В. И. Байденко. – М., 2005.

4. Болонский процесс: середина пути / под ред. В. И. Байденко. – М., 2005.

5. Бражник Е. И. Барышников Д. Н. Европейский Союз и Совет Европы. Политика в области образования. – СПб., 2002.

6. Глобализация образования: компетенции и система кредитов / под ред. Ю. Б. Рубина. – М., 2005.

7. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности в высшей школе / сост. В. В. Балашов. – М., 2000.

8. Касевич В. Б. Болонский процесс в вопросах и ответах. – СПб., 2004.

9. Колосов В. Г. Философия инновационной сети университетов: уч. пособие. – СПб., 2002.

10. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. – СПб., 2003.

11. Макаркин Н. Международные проекты в университетах России. – М., 2001.

12. Марголис Ю. Д., Тишкин В. А. Под знаком вдохновенья… (из истории С.‑Петерб. гос. ун‑та). – СПб., 2000.

 

Статьи

 

1. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Проблемы образования в деятельности зарубежных культурных центров // Международные организации в России и проблемы культурной интеграции: материалы междунар. конференции / отв. ред. С. А. Гончарова. – СПб., 2007. – Т. 2. – С. 15–21.

2. Болонский процесс // Вестник Совета ректоров вузов СевероЗападного Федерального округа. – 2003. – № 1.

3. Зорников И. Н. Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки. Ч. 1. – Воронеж, 2001. – С. 35–41.

4. Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы // Вестник Совета ректоров вузов Северо‑Западного Федерального округа. – 2003. – № 1.

5. Болонский процесс и Россия. URL: http:// www.ccep.ru/html/ bologni.

6. Болонский процесс, Россия и глобализация. URL: http://www.www.vovr.ru.

7. Вербицкая Л. А., Горлинский И. А., Мурин И. В. Болонский процесс и перспективы развития высшего образования // Санкт‑Петербургский университет: журн. URL: http://www.spbumag.nw.ru/2002/26/3.html.

8. Европейское университетское пространство. URL: http://www.almamater.md/ articles/1314/ru.html.

9. Интеграция образования: проблемы и перспективы. URL: http://www.rciabc.vsu.ru/lit.pdf.

10. Ткаченко С. Л. Болонский процесс в Санкт‑Петербургском университете. URL: http://www.recep.ru/ru/redirect.

 

Справочная литература

 

1. Европейские стипендии для Вас // Справочник по стипендиям, предоставляемым российским студентам Европейским Союзом и странами‑членами ЕС: 2007–2008 гг. – Б. м., 2007.

2. Международные организации системы ООН: справочник. – М., 1990.

 

Дополнительная литература

 

Монографии

 

1. Трайнев В. А., Гуркин В. Ф., Трайнев О. В. Дистанционное обучение и его развитие. – М., 2007.

2. Щенников С. Л. Открытое дистанционное образование. – М., 2002.

3. UNESCO. Worldwide action in education. – Paris, 1993.

 

Международные научные связи

 

 

Наука как фактор общественного развития. Понятие науки. Особенности международного научного сотрудничества в начале ХХI века. Основные формы международных научных связей. Программы международного научно‑технического сотрудничества. Рамочные программы научных исследований и технологического развития Европейского Сообщества. Акторы международных научных связей. Международные научные организации и фонды. ИНТАС. Россия в международном научном сотрудничестве.

 

Одним из важных, практически значимых аспектов современного международного культурного обмена, безусловно, являются международные научные связи, международное научное сотрудничество. От уровня развития науки зависит как внутренняя жизнь страны (уровень экономического развития, уровень жизни граждан), так и авторитет на международной арене. Не случайно развитие научного сотрудничества относится к приоритетным направлениям политики большинства современных государств. Не следует забывать, что высокий уровень развития национальной науки и интенсивность международных научных связей определяет позитивный образ страны и включен в сферу внешней культурной политики. Промышленно развитые общества все сильнее зависят от науки и новейших технологий. Проникновение науки и технологий во все области жизни порождает не только новые возможности, но и новые проблемы, которые необходимо учитывать как в масштабе одного государства, так и в международном масштабе. Прежде чем обратиться к сущности этого явления в его актуальном состоянии, необходимо рассмотреть этапы его формирования, понять основные понятия и категории, раскрывающие смысл международного научного обмена.

Наука имеет огромное значение для развития любой страны. Научный потенциал государства обеспечивает его конкурентоспособность на международном уровне и внутри страны, обеспечивая качественный уровень жизни ее граждан. Немаловажную роль в этом отношении играет международный обмен научным опытом, тем более, что сама научная мысль имеет интернациональное значение и невозможна в только в государственных рамках.

Наука – систематизированный опыт и целенаправленное исследование закономерностей природы и общества. Исходя из характера исследуемых вопросов, наука бывает фундаментальная и прикладная. С точки зрения содержательной стороны, она подразделяется на гуманитарные, естественные, точные и другие науки.

Краткое, но емкое определение предложил академик Сергей Петрович Капица: наука – это картина мера через познание, осмысление.

Современное международное научное сотрудничество имеет целый ряд отличительных особенностей.

Особенности современного международного научного сотрудничества:  

– Поддержка фундаментальной науки на государственном уровне, которая проводится практически всеми странами, в том числе и Россией. Она может осуществляться и на межгосударственном уровне и регулироваться межгосударственными соглашениями о научном сотрудничестве. Эта поддержка может быть оказана как в форме непосредственного субсидирования фундаментальной науки, так и непосредственно в форме государственного заказа на целевое научное исследования. С этой целью создаются различные фонды, оказывающие поддержку как индивидуальным исследователям, так и научным коллективам, а также научно‑исследовательским организациям;

– Сращивание науки и промышленности. В данном направлении во многих европейских странах и США при крупнейших вузах и научно‑исследовательских центрах создаются специальные научно‑исследовательские группы и институты, в которые входят представители фундаментальной науки и крупнейшие специалиста крупнейших промышленных фирм. Они могут основываться как на внутреннем научном потенциале страны, так и на опыте специалистов, привлекаемых из других стран, международных институтов, транснациональных корпораций;

– Осуществление мероприятий по включению научно‑технических институтов и организаций в международные и региональные программы. Пример – Рамочные программы ЕС по научно‑техническому сотрудничеству;

– Создание международных структур научного образования. Такие структуры часто организуются международными культурными и научными центрами с целью разработки программ международного научного сотрудничества в приоритетных областях обучения и подготовки специалистов из разных стран мира. Такие центры обычно оказывают информационную и материально‑техническую поддержку, предоставляя стипендии и гранты исследователям и научным коллективам;

– Включение научно‑исследовательских центров в инновационную коммерческую деятельность в международном масштабе, которая может сводиться как к международному составу участников исследовательских центров, так и к различным формам международного научного обмена.

На современном этапе международные научные связи развиваются в следующих формах:  

Создание международных бюро и центров совместных исследований и технологического сотрудничества, международных научных консорциумов и групп. Например, Международное бюро BIT в Австрии, созданное при участии различных научно‑исследовательских институтов Германии, Франции и США и финансируемое целым рядом Министерств этих государств. Основные направления его деятельности сводятся к определению потенциальных партнеров в научно‑технической сфере, создание базы данных, распространение информации, консультативная деятельность, разработка совместных проектов, организация и проведение научных конференций и семинаров, мониторинг европейских научных программ.

Другим примером может являться Центр международных проектов и программ в Санкт‑Петербурге, располагающий обширной информацией по проблемам международного сотрудничества преимущественно в сфере точных наук и технологий. Аналогичными вопросами занимается и международный научно‑технологический центр в Москве.

Кроме многосторонних проектов в научной сфере существует и целый ряд международных бюро и центров, организованных на двусторонней основе. К ним относятся: Российско‑корейский научно‑технический центр, созданный для продвижения продукции и технологии из России на корейском рынке, российско‑китайский центр науки и высоких технологий, проводящий совместные исследования с участием российских и китайских специалистов, а также научно‑технический центр Samsung Aero‑Space, специализирующийся на разработке совместных программ и проектов в области компьютерной техники и телекоммуникаций.

Пожалуй, самой распространенной и наиболее эффективной формой научных связей на современном этапе являются международные научные программы, которые, в свою очередь, подразделяются на международные, региональные и межрегиональные, на двусторонние и многосторонние.

Необходимо отметить, что число таких программ постоянно растет и затрагивает практически все сферы современной науки. Особого внимания заслуживают программы Европейского Союза, неизменным участником которых в последнее время является Россия. Следует указать на большое количество таких программ.

Одной из крупнейших программ международного научного сотрудничества является программа TACIS – крупнейшая программа технического содействия в мире, в рамках которой финансируются проекты, способствующие развитию здравоохранения, поддержанию экологического равновесия, конверсия оборонной промышленности, созданию рыночной экономики, внедрению новых технологий в образование. Отметим, что Санкт‑Петербург является участником этой программы.

Программа TEMPUS является совместным проектом Европейского Союза по внедрению новых информационных технологий в вузах, обеспечению трансевропейской схемы мобильности для студентов европейских университетов. В большей степени она может служить примером образовательной программы, однако и в ее рамках осуществляются научные проекты. Этот научно‑исследовательский аспект связан с тем, что программа TEMPUS направлена на оказание помощи в проведении социальных и экономических реформ и развитие стран – партнеров ЕС. Приоритетным направлением является образование в широком смысле этого явления, в том числе и исследования в этой сфере. Программа является одной из самых продолжительных, ее первый этап начался в 1990 г.: TEMPUS–1 – 1990–1994, TEMPUS–2 – 1994–1998, TEMPUS–2 bis – 1998–2000, TEMPUS–3 2000–2006. Финансирование осуществляется из средств Евросоюза. Программа не предусматривает субсидий на научные исследования и индивидуального студенческого обмена, а рассчитана на межвузовские, межуниверситетские контакты, в том числе и на проведение исследований.

Говоря об исследовательской стороне этой программы, следует отметить следующее. Она касается содержания и практического введения реформ в высшей школе, разработки отдельных направлений этих реформ и некоторым подобным сюжетам. Основной формой деятельности в данном направлении является финансовая поддержка консорциумов, в состав которых входят университеты. При этом проекты, над которыми работают консорциумы, должны демонстрировать инновационную сущность и сочетать теоретический и практический аспекты.

В программе участвуют 25 стран ЕС, страны – партнеры ЕС, включая СНГ, Россию и некоторые другие страны (США, Япония, Австралия, Канада и др.). Общее руководство программой осуществляет Европейская комиссия, координирует программу Европейский Фонд Образования (Турин). На местах открыта сеть офисов. Настоящая программа получила свое широкое развитие в Санкт‑Петербурге.

В рамках программы INCO–COPERNICUS осуществляются международные исследования в области защиты окружающей среды от промышленных загрязнений, ведется поддержка таких научных разработок, как экологическая экономика, природоохранное законодательство, окружающая среда и здоровье и некоторые другие. Эта программа объединяет европейские вузы и научно‑исследовательские центры. Недавно Европейская комиссия объявила конкурс по научно‑технической программе COPERNICUS–2 (часть программы INCO–2 – «Утверждение международной значимости исследований Европейского сообщества») с целью финансирования сотрудничества в области научно‑исследовательской работы между странами ЕС и так называемыми «целевыми странами» – странами бывшего СССР, странами Центральной и Восточной Европы. Направления программы – исследования в области повышения уровня жизни, усиление охраны окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, поддержание устойчивого развития.

Программа EUROCHIP – это европейская программа для подготовки кадров в области проектирования микро систем и электронной техники. первоначально она являлась составной частью другой международной программы ESPRIT, в которую входили страны Европейского союза. Она была рассчитана на подготовку специалистов в области компьютерных технологий в университетах и институтах европейских стран.

Программа EUROCHIP стала самостоятельной программой в середине 90‑х годов ХХ века. Сейчас в ней участвуют 52 института из стран ЕС и 60 институтов из стран, не входящих в Европейский союз. Руководит программой консорциум из шести организаций: Технический университет Дании, Научно‑исследовательский центр вычислительных технологий из Германии, Центр микроэлектроники Бельгии, Электротехническая лаборатория Кембриджского университета, Университет Барселоны и фирма по проектированию компьютерных технологий из Гренобля. Основные направления деятельности участников программы сводятся к следующему:

– налаживание контактов с фирмами, специализирующимися в производстве микросхем;

– установление связей с университетами для подготовки специалистов по инженерному профилю;

– разработка программ для подготовки специалистов в области микросхем в вузах;

– организация и проведение региональных и международных совещаний, курсов, конференций, с целью обмена опытом;

– выставочная деятельность с целью демонстрации практических достижений в области разработки учебных систем и программ.

В 1995 году было получено разрешение о допуске трех российских университетов к участию в программе EUROCHIP. Ими стали Владимирский государственный технический университет, Московский институт электротехники, Московский университет электронного машиностроения.

В настоящее время в рамках программы EUROCHIP действует подпрограмма EUROEAST для финансовой поддержки университетов центральной и восточной Европы, в том числе и России. Им оказываются бесплатные услуги по обслуживанию микросхем и их изготовлению, выделяются гранты для поездок на курсы, стажировки, конференции в ведущие университеты и институты Европы. Вступительный взнос для желающих принять участие в данной программе составляет 3 000 EURO.

В конце 90‑х годов прошлого века появились и другие международные программы в области научного сотрудничества: PECO, EURECA, BENOFIT, NATO SC.

В настоящее время особое значение приобрели Рамочные программы научных исследований и технологического развития Европейского Сообщества. Эти рамочные программы нацелены на создание единого научного пространства, призванного объединить ученых, промышленников, бизнесменов и политиков стран ЕС, активно вовлекать в него страны мира, в том числе, СНГ, Россию, обладающих существенным интеллектуальным потенциалом.

Рамочные программы является основным инструментом, используемым ЕС для финансирования исследований в Европе. Европейская Комиссия готовит проект Рамочной программы, который принимается совместно с Советом министров и Европарламентом. Обычно рамочная программа охватывает 5‑ти летний срок. Исключением стала 7‑я Рамочная программа, принятая сроком на 6 лет, последний год предыдущей программы и первый год следующей совпадают.

Первая Рамочная программа была принята в 1984 г. Она планировалась как основной инструмент Европейского Союза по финансированию научно‑исследовательской деятельности. РП предлагается Европейской Комиссией и принимается Советом и Европейским Парламентом после процедуры согласования.

Цели Рамочной программы: способствовать созданию европейского научного пространства, стимулировать научные достижения, повышать конкурентоспособность европейской экономики путем укрепления сотрудничества и координации между участниками на всех уровнях. РП направлена на концентрацию и интеграцию исследований на европейском уровне, структурирование и укрепление основ европейского научного пространства. В Рамочных программах не существует национальных квот. Вся ответственность за расходование средств возлагается на Европейскую Комиссию.

Основные принципы финансирования Рамочных программ:

– Финансируются только проекты с участием нескольких партнеров из разных стран на основе конкурсных заявок,

– Финансируются только те проекты, тематика и задачи которых соответствуют приоритетам Рамочных программ,

– Качество и техническая значимость предлагаемых проектов оценивается независимыми экспертами.

С 1994 г. в рамочных программах стала участвовать Россия и страны СНГ. Эта программа включала 15 подпрограмм по приоритетным научно‑техническим направлениям, как, например, «Окружающая среда», «Информационные и телекоммуникационные технологии», «Неядерная энергетика» и др.

6‑я Рамочная программа Европейского Сообщества по исследованиям и технологическому развитию (6 РП) была рассчитана на 2003–2006 гг. и нацелена на исследования по семи приоритетным темам:

• геномика и биотехнологии для целей здравоохранения,

• технологии информационного общества,

• нанотехнология и нанонаука,

• космос и аэронавтика,

• качество и безопасность продовольствия (продуктов питания),

• устойчивое развитие и глобальные изменения,

• граждане и управление в обществе, основанном на знании.

Кроме того, в программе выделены следующие направления:

• Исследования и инновации,

• Кадровые ресурсы и мобильность,

• Научная инфраструктура,

• Наука и общество.

Общий бюджет 6‑й Рамочной программы составил 17,5 млрд. евро. Это около 4% от общего бюджета ЕС на финансирование невоенных исследований в Европе. 7% от этой суммы запланировано на финансирование ядерных исследований по программе ЕВРАТОМ. В качестве важнейших направлений в программу также включены конкретные меры в области международного сотрудничества, исследования по поддержке малых и средних предприятий, развитие человеческих ресурсов. Специальная часть программы посвящена и поддержке мобильности ученых, студентов и аспирантов (Программа Марии Кюри).

Поддержка мобильности ученых была одним из наиболее успешных направлений в прошлых программах. В 6 Рамочная программа это направление было усовершенствовано, в частности, были приняты меры, направленные на противодействие утечке мозгов, создание условий для возвращения европейских ученых в Европу. Также был решен ряд структурных проблем, связанных с мобильностью ученых.

Определенная часть программы призвана стимулировать карьеру ученых, повышать привлекательность труда исследователей, повышать практическую ориентацию научных исследований, консолидировать исследователей из разных стран с целью создания международной исследовательской сети для решения наиболее актуальных научных проблем.

В составе этой программы выделяются две группы грантов: коллективные и индивидуальные. Программа имеет несколько направлений: организация сетей по обучению исследователей (объединение нескольких исследовательских учреждений, в том числе и России, в консорциум для выполнения исследовательского проекта, в рамках которого организуется обучение молодых специалистов и обмен опытом), коллективные стипендии для молодых специалистов (предназначены для вузов, научно‑исследовательских центров.

В отличие от предыдущих программ, в рамках 6‑ти Рамочная программа организации и ученые из России получили возможность полноценно участвовать во всех ее направлениях. Научные направления 6 РП совпадают с приоритетными направлениями научно‑технического развития России.

Россия может принимать участие в составе консорциума с учреждениями из стран ЕС, коллективные стипендии для передачи знаний для формирования новых отраслей знания в наименее развитых регионах ЕС и стран‑кандидатов. Высококвалифицированные исследователи, в том числе и из России, приглашаются для передачи опыта в другую страну, а также командирование ученых для приобретения новых знаний), конференции и учебные курсы (гранты для проведения ряда конференций, а также для организации курсов в вузах, исследовательских учреждениях), международные стипендии для исследователей, приезжающих в страны ЕС из других стран, международные стипендии для исследователей стран ЕС, уезжающих в другие страны (стажировки в научных центрах с целью обмена опытом и повышения квалификации), гранты для создания коллективов исследователей под руководством высококвалифицированных специалистов, гранты высококвалифицированным ученым для научно‑исследовательской и преподавательской деятельности, награды за мастерство (5 призов для ученых, достигших наивысших результатов за истекший год, принимавших участие в программах обучения и мобильности по 50 000 евро).

На долю России выпадает примерно 2,5% заявок на участие в программе Марии Кюри. При этом российские участники в большей степени претендуют на стипендии для индивидуальных исследований и повышения квалификации в странах ЕС, а заявки на организацию коллективных исследований от России вообще не поступало.

Программа обеспечивает основу деятельности Совместного исследовательского центра Европейской Комиссии и для исследований в ядерной сфере. Общий бюджет программы составляет 17,5 млрд евро, 600 млн из которых выделены на международное сотрудничество. В рамках программы были созданы более благоприятные условия для участия и финансирования ученых и организаций из России и стран СНГ. На данный момент ученые исследовательские организации из России и стран СНГ участвуют в более 80 проектах.

Для повышения эффективности и активизации участия российских ученых и организаций в Рамочных программах в России была создана сеть Национальных контактных центров на базе ведущих вузов и исследовательских организаций. Сейчас в России действует 10 таких центров (например, при высшей школе экономики в Москве). Задачи исследовательских центров сформулированы следующим образом: распространение информации по рамочным программам, ИНТАС, в частности, о правилах участия, подаче заявок и т. д., формирование баз данных российских научных коллективов, организация семинаров с участием европейских специалистов, содействие в поиске возможных европейских партнеров для создания научных консорциумов, консультирование по вопросам участия в программах мобильности, подготовка аналитических материалов об участии российских ученых в рамочных программах.

Также планируется создать Международный центр по содействию международной мобильности ученых, студентов и аспирантов России и ЕС при поддержке Министерства образования и науки РФ, Института статистических исследований и экономики знаний и Европейской комиссии. В нем планируется участие Высшей школы экономики, СПбГУ, Томского госуниверситета.

Принципиальное отличие 6‑й РП от предыдущих заключается в том, что не просто обеспечить хорошие условия для развития научного и культурного сотрудничества между различными странами ЕС, но создать долговременный импульс для эффективного взаимодействия на европейском уровне. В связи с этим были пересмотрены основные цели и задачи 6‑й РП:

Концентрация европейских усилий на более узких приоритетных направлениях, где сотрудничество даст ощутимый результат,

Расширение интеграции деятельности участников, работающих на различных уровнях,

Поддержка исследований, направленных на укрепление общеевропейского научного базиса,

Использование научного потенциала стран‑кандидатов на вступление в ЕС.

В настоящее время действует Седьмая рамочная программа (Seventh Framework Programme) ЕС по научным исследованиям и технологическому развитию. Процедура принятия 7 РП завершилась 18 декабря 2006 г. Программа нацелена на содействие ускорению экономического роста и повышение конкурентоспособности европейских экономик через инвестирование в знания, инновации и человеческий капитал.

Научные организации из стран, не являющихся членами ЕС, но заключивших с ЕС соглашения о сотрудничестве в научно‑технической области – в число таких стран входит и Россия – имеют значительные возможности участия в проектах 7 РП, включая, во многих случаях равноправное финансирование из бюджета программы.

Эта программа несколько отличается от предыдущи х: в нее внесено предложение о том, чтобы Седьмая Рамочная Программа продолжалась семь лет. Программа вступила в силу 1 января 2007 года и будет завершена в 2013 году. Программа разработана на основе предшествующих достижений и направлена на создание Европейского Научного Пространства (European Research Area), а также на развитие экономики и общества знаний в Европе.

Общий бюджет 7 РП увеличился по сравнению с предыдущими программами. В предложениях Комиссии для Седьмой Рамочной Программы (proposals for the Seventh Framework Programme), направленных Европейскому Парламенту и Совету 6 апреля 2005 года, было рекомендовано, чтобы максимальная доля финансового участия Сообщества в Седьмой Рамочной Программе ЕС составила 50,521 млрд. евро на период 2007–2013 гг. Основная часть выделяемых средств пойдет на финансирование программы «Сотрудничество» – 32 413 млн. евро. На выполнение исследований и образовательную деятельность в сфере ядерной энергетики в соответствии с договором Евратом предусмотрено выделение 3092 млн. евро на период 2007–2013 гг.

Вопросы финансирования 7РП обсуждаются на заседании Комитета Европейского Парламента по Промышленности, внешней торговле, исследованиям и энергетике (European Parliament's Committee on Industry, External Trade, Research and Energy).

Отрасли, финансируемые в рамках 7РП, определяются следующим образом. При подготовке текущих предложений Комиссия приняла во внимание мнения, высказанные в ходе широких консультаций с другими институтами ЕС, в частности с Европейским Парламентом, и странами‑членами ЕС, а также высказанные научным сообществом, представителями промышленности и всеми заинтересованными лицами в сфере европейской исследовательской деятельности.

Предложения также опирались на глубокий анализ влияния предыдущих программ. Основой для оценки послужили сведения, полученные от заинтересованных лиц, результаты внутренней и внешней оценки и другие исследования, а также мнения признанных европейских экспертов в сфере оценки и анализа воздействия.

Структура 7 РП. Предложенная Седьмая Рамочная Программа будет состоит их четырех программ, соответствующих четырем основным компонентам европейских исследований:

Сотрудничество (Cooperation)  . Поддержка оказана целому спектру направлений научно‑исследовательской деятельности, выполняемых в рамках транснационального сотрудничества, от совместных проектов и сетей до координации национальных исследовательских программ. Международное сотрудничество между ЕС и третьими странами является неотъемлемой частью этой деятельности. Данный компонент программы тесно связан с производственной сферой и состоит из четырех подпрограмм:

• Совместные исследования будут представлять собой большую часть и основу финансирования исследований со стороны ЕС,

• Совместные технологические


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.