e) По демографическим и социальным составом участников поездки. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

e) По демографическим и социальным составом участников поездки.

2019-07-12 458
e) По демографическим и социальным составом участников поездки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В зависимости от места проживания туриста (городской житель или сельский), от социального положения в обществе (детский, школьный, молодежный, семейный, по профессиональному составу и др.) Играет роль и возраст туриста, в последнее время, значительно увеличилось количество путешественников преклонного (пенсионного) возраста.

F) По направленности туристических потоков.

Въездной – путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в других станах.

Выездной – путешествие лиц постоянно проживающих в стране, например, в России, в другую страну.

Внутренний – путешествие по стане лиц, постоянно в ней проживающих.

G) По принципу оплаты.

Коммерческий. Это стандартный вариант, когда туристическая фирма реализует свой турпродукт покупателю и соответственно получает прибыль.

Чтобы преуспеть в туристическом бизнесе, требуется профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристических услуг организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристического рынка.

Социальный. Под социальным туризмом понимаются путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, при этом, отдельным категориям туристов государство, в порядке установленным законодательством, предоставляет льготы социального характера.

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристические услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети‑сироты, воспитанники детских домов и школ‑интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане.

Упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.

Интенсив‑туризм. Представляет собой поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т. д.).

Практически все данные виды туризма сегодня получили большое развитие.

Классификация в туризме имеет важное значение для его практики. Она позволяет решать проблемы его территориальной организации, планировать развитие материальной базы, выявлять спрос и формировать рынок туризма, производить и реализовать туристический продукт.

Как мы уже отметили, туризм по своей природе является многоотраслевым, и своей деятельностью оказывает влияние на различные области экономики и культуры того или иного государства. В связи с этим при правительствах многих стран создаются межведомственные органы для координации деятельности организаций, занимающихся проблемами туризма, создаются общественные организации.

Бесспорно, сфера туризма нуждается в определенном руководстве и управлении и на международном уровне, для чего создаются Международные ассоциации и организации, деятельность которых также является важной частью сотрудничества в области международного туризма.

Эти организации условно можно разделить на две большие группы по кругу участников, характеру рассматриваемых вопросов, целям и задачам – международные и региональные.

К международным организациям в сфере туризма относятся: Всемирная Ассоциация Туристских Агентств  , которая ставит целью своей деятельности объединение и укрепление национальных ассоциаций и союзов туристских бюро путем оказания им профессиональной и технической помощи; представление интересов всех категорий туристских агентов на международном уровне; оказание экономической, юридической и социальной помощи профессиональным агентам в сфере туризма.

Практическая деятельность федерации заключается в координации деятельности рабочих групп по таким вопросам как автоматизация, гостиничное хозяйство, транспорт, профессиональная подготовка, юридическая поддержка, страхование туристов и т. д. На сегодняшний день членами федерации являются около 80 национальных ассоциаций и организаций, а также около 1400 индивидуальных членов более чем из 80 стран мира.

Международная ассоциация Конгрессов и Конференций.  Это ассоциация небольших туристских агентств, специализирующихся на организации различного рода международных мероприятий (конгрессов, съездов, конференций, выставок, ярмарок), предоставлении услуг для их участников, оформлении туристских поездок и необходимых документов. Практическая деятельность ассоциации сосредоточена на координации и развитии конгрессного туризма как одного из наиболее перспективных направлений международного туристического обмена. На сегодняшний день в состав этой организации включено более 400 членов из 66 стран мира, в том числе и России.

Международный туристский альянс.  Это организация, основанная в 1898 году под названием международная лига туристских организаций, является одной из старейших международных организаций в сфере туризма. Практическая деятельность Альянса на современном этапе заключается в организации семинаров и совещаний по проблемам совершенствования обслуживания автотуристов, упрощения таможенных формальностей, благоустройства дорог и автотрасс, оказания юридической помощи и страхования. Альянс объединяет более 140 организаций с общим количеством около 60 млн. членов из 84 стран мира, в том числе и Россия.

Кроме перечисленных организаций к международным туристским объединениям можно отнести Международную гостиничную ассоциацию, Федерацию международных молодежных туристских организаций и др.

Наибольшее число региональных туристских организаций относится к европейскому региону, во многом это обусловлено тем, что европейский туризм является лидером в международных туристских маршрутах.

Среди наиболее значимых региональных туристских организаций отметим следующие организации:

Группа поддержки и развития туризма в Европе.  Эта организация является органом технического взаимодействия и сотрудничества представителей туристской индустрии в Европе. Ее цель – расширение туристских маршрутов европейского региона, а также проведение различных семинаров по данной проблематике. Членами этой группы являются только коллективы и ассоциации туризма.

Европейская Федерация конгресс‑городов  оказывает поддержку во многих направлениях туризма, сотрудничает с официальными и межправительственными агентами в области туризма. Ассоциация разработала множество направлений деятельности, таких как организация и обслуживание встреч, обеспечение неофициальными справочниками ведущих конгресс‑городов Европы, также обеспечивает рекламу города как места проведения международных конференций и симпозиумов, предоставляет льготы на участие в проводимых федерацией выставках и ярмарках. Федерация объединяет около 90 городов из 32 стран Европы, включая Россию.

Целый ряд региональных организаций группируется по видам отдыха. К ним можно отнести: Европейскую Ассоциацию пешеходного туризма. Европейскую организацию рекреации и отдыха, Европейскую Ассоциацию по развитию конноспортивного туризма  и др.

Существуют и другие международные организации туризма, группирующиеся по более локальному региональному принципу, как, например: Скандинавский туристский совет, Комиссия по туризму в странах Балтийского моря, Международная туристская ассоциация Содружества Независимых Государств.  

Интенсивное развитие международного туризма, большое количество международных туристских организаций вызвали необходимость установление норм регулирования туристской деятельности. Одним из главнейших направлений формирования международного туристского права было достижение соглашения о терминологии и определениях.

Впервые этот вопрос был поставлен Комитетом по статистике Лиги наций еще в 1937 году, именно тогда и были опубликованы первые определения туриста, туризма, и, в частности, международного туризма. Дальнейшая разработка терминологии в сфере туризма нашла свое отражение в деятельности Международного Союза Официальных туристских организаций и комиссии ООН, которые в начале 50‑х годов ХХ века приняли понятие экскурсанта и транзитного путешественника.

Далее эти и многие другие туристские определения уточнялись на конференции по международному туризму и путешествиям в ООН в 1963 году в Риме, а также на других международных туристских форумах 60–70‑х годов ХХ века.

Итогом продолжительных обсуждений и дискуссий стало создание Всемирной Туристской Организации при ООН (ВТО) (с 2005 UNWTO) – целью которой является выработка норм и правил, облегчающих туристский обмен в международном сообществе. В 1986 году на 6‑й сессии Генеральной Ассамблеи ВТО была принята «Хартия туризма» и «Кодекс туриста», где были разработаны общие понятия и терминология туризма, принципы статистики, нормы и рекомендации для формирования национального законодательства в сфере туризма, системы преференций для туристов, создание системы туристского образования. Также были определены общие правила и обязанности туриста и организаторов туризма.

Сегодня в своей деятельности в сфере туризма государства руководствуются основными международными соглашениями о туризме: Манильским (1980, Манилы, Филиппины) и Гаагским соглашениями (1989, Гаага, Нидерланды), рекомендациями Осакской конференции министров по туризму (1994, Осака, Япония) и некоторыми другими нормативными актами.

Помимо разработки нормативно‑правовой базы, международное сообщество осуществляет мероприятия, которые по своей проблематике, целям и задачам можно отнести к категории маркетинговых. В частности, в 1980 году по инициативе ВТО в Маниле (Филиппины) прошла Всемирная конференция по туризму, на которой были представлены делегации 107 государств‑участников и 91 делегация наблюдатели. Цель конференции состояла в уточнении реальной сущности и функций туризма, его роли в современном мире, поиске концептуальных основ государственной политике в области туризма. Манильская конференция имела широкую программу, значительное внимание уделила выработке определения туризма (о чем было сказано в начале главы), но также в рамках ее работы были обсуждены и другие вопросы.

На Манильской конференции были отмечены возможности туризма в смягчении международной напряженности, развитии сотрудничества и взаимопонимания между всеми государствами.

Мировой туризм рассматривался на конференции как существенный фактор обеспечения мира, моральная и интеллектуальная основа международного сотрудничества. В рекомендациях конференции отмечалось, что туризм может внести существенный вклад в установление нового международного экономического порядка, в сокращение экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами, в обеспечение ускоренного экономического развития и прогресса развивающихся стран, в дело улучшения качества жизни народов. При этом отмечалось, что мировой туризм может развиваться лишь на основе справедливости, равенства, невмешательства во внутренние дела государств вне зависимости от их экономического положения и политического строя.

Конференция обратила внимание международного сообщества на факторы, сдерживающие развитие туризма: политические противоречия, войны, национальные и межконфессиональные конфликты, различный уровень социально‑экономического развития стран, а также рекомендовала странам изучать причины их возникновения и изыскивать пути преодоления.

Конференция дала рекомендации по выработке национального законодательства, регулирующего различные аспекты туристской деятельности.

В настоящее время в состав UNWTO входит более 100 действительных членов (статус действительного члена доступен для всех суверенных государств), около 150 ассоциированных членов (ассоциированные члены – это территории, не являющиеся ответственными за осуществление своих внешних связей), а также группы присоединившихся членов (международные межправительственные и неправительственные организации, имеющие свои интересы в сфере туризма, коммерческие организации и ассоциации, разделяющие цели ВТО, в том числе туристские агентства, авиакомпании, научные учреждения и центры туризма, гостиничные цепи и корпорации общественного питания, центры профессиональной подготовки и т. п.).

Исходя из целей и задач, основных направлений и методов работы, ВТО можно отнести к международным организациям смешанного типа в гуманитарной сфере.

Высшим органом управления UNWTO является Генеральная Ассамблея, которая учреждает и регулирует деятельность региональных комиссий, а также курирует работу Международного высшего учебного центра по туризму. Существуют региональные комиссии Генеральной Ассамблеи ВТО: Европейская, Африканская, Американская, Южно‑Азиатская, Ближневосточная, Восточно‑Азиатская и для региона Тихого океана.

К основными функциями ВТО можно отнести следующие.

Маркетинговая функция UNWTO заключается в анализе развития международного туризма; определении эффективных форм межгосударственных контактов и правовой регламентации связей между туроператорами и их партнерами, а также между потребителями и производителями туруслуг. Специалистами UNWTO разработана методология и методика туристского маркетинга, который включает установление контактов с клиентами, убеждение их в том, что предлагаемое место отдыха и существующие службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, что сами клиенты желают получить; создание и развитие новых предложений, нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта турпродукта и должны соответствовать потребностям и предпочтениям потенциальных клиентов; анализ результатов деятельности по продвижению товара или услуг на рынок и проверка того, насколько эти результаты отражают полное и успешное использование имеющихся в сфере туризма возможностей; сравнительный анализ расходов на рекламные и маркетинговые мероприятия из получаемых доходов.

Методологическая функция UNWTO заключается в разработке специалистами методики планирования туристского развития на национальном и межрегиональном уровнях. ВТО разрабатывает долгосрочные приоритеты развития международного туризма, анализирует проблемы и перспективы государственной политики в странах‑членах, разрабатывает единую стратегию устойчивого развития индустрии туризма с учетом экологических и социальных факторов.

Правовая функция UNWTO обеспечивает нормативно‑правовую базу туристской деятельности, оказывает существенную помощь членам организации в преодолении дефицита туристской информации между странами с давними туристскими традициями и развитой индустрией туризма и теми странами, в которых туризм только начинает развиваться.

Таким образом, Всемирная Туристская Организация является компетентным органом в сфере международного туризма и ее функции включают практически все составляющие такого уникального межотраслевого явления как современный туризм.

Пройдя длительный путь развития, равный истории человеческой цивилизации, международный туризм сегодня является важным фактором межгосударственных отношений. Он испытывает влияние современных политических реалий, экономической и экологической ситуации в мире и конкретном регионе, историко‑культурного потенциала тех или иных стран, народов, государств, активно реагирует на процессы глобализации, одновременно являясь мощным инструментом внутренней и внешней политики, международных отношений.

Очевидно, что стабильность страны, ее успешное экономическое состояние, политическое благополучие можно характеризовать в значительной степени по тому, каковы ее позиции сегодня в мировом туризме, который имеет все шансы для поступательного развития в XXI веке.

Россия, как и многие другие страны мира, была вовлечена в туристическую деятельность достаточно давно, однако эволюция туристской отрасли в нашей стране имела и имеет существенные отличия от ее развития за рубежом. Они предопределены не только ее особым историческим прошлым, но и характером рекреационных ресурсов, их туристическим потенциалом для жителей других стран, а также уровнем жизни нашего населения. Данная эволюция прослеживается с 1890 года.

До 1917 года развитие туризма в нашей стране проходило примерно так же, как и на Западе. На первом этапе в России преобладали просветительские тенденции. Экскурсии, походы и путешествия использовались, прежде всего, в целях школьного образования, сбора научно‑географической и краеведческой информации. Еще в 18 веке стало модным посылать молодых аристократов в ознакомительную поездку по Европе, так как это рассматривалось как желательный элемент их воспитания. Сам будущий император Павел I, будучи наследником престола, совершил поездку по ряду европейских стран под именем «графа Северного». Таким образом, туризм и экскурсии содействовали выполнению социальных программ. Эта социальная ориентация туризма сохраняется в нашей стране и поныне и существенно отличает российский туризм от туризма других стран Европы и США.

На втором этапе (1890–1917) на первый план вышли предпринимательские концепции. С начала быстрого развития капитализма в России еще более быстрыми темпами стали развиваться объекты туристской инфраструктуры: рестораны, доходные дома с гостиницами и транспортная сеть. На формирующемся туристском рынке прослеживаются два основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и рекреационно‑экскурсионный туризм интеллигенции. Параллельно распространялись многочисленные туристские фирмы, бюро, компании и клубы. Однако первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России, потребовала всех ресурсов для военных целей и не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно‑хозяйственных тенденций и развития туризма в целом.

Третий этап развития российского туризма относится к 1927–1969 гг. Он ознаменован полной победой и монополией организационно‑централизованной концепции, когда туристическая индустрия оказалась полностью национализированной[312]. Этот этап характеризуется преобладанием идеологических функций туризма и экскурсий над хозяйственными. Социальные и воспитательные функции туризма отмечены в программных документах практически всех демократических партий прошлого. Параллельно с социализацией и политизацией туризма происходила идеологическая перестройка здравоохранения и школьного образования.

Можно сказать, что окончательно социальный характер туризма в СССР организационно был оформлен с его передачей в ведение профсоюзов в 1936 г. Последовательная монополизация туризма произошла с возникновением Общества пролетарского туризма (1929–1936). Государство присвоило себе право «одаривать» правом на полноценный отдых лишь тех, кто «заслужил» это[313]. Развитие туризма стало происходить быстро и экстенсивно, за счет включения новых рекреационных ресурсов и территорий при низком материально‑техническом обеспечении и качестве обслуживания. К концу указанного периода можно наблюдать обострение противоречий, возникших из‑за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой концепции организованного туризма, основанной на системе социальных нормативов.

Четвертый этап (1969–1990) характеризуется преобладанием административно‑нормативной концепции развития туризма, обеспечившей быстрый рост социального туризма и не обеспечившей роста качества туристского обслуживания. В этот период обслуживание продолжало отставать от зарубежных стандартов, а попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обостряли уже имевшиеся противоречия. К позитивным результатам указанного периода можно отнести возросший интерес к туризму со стороны науки, создание системы рекреационного проектирования крупных туристских комплексов и начало формирования профессионально‑квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров для туристско‑экскурсионной сферы.

С 1990 года туристская отрасль России вступила в пятый, переходный этап своего развития, основными чертами которого являются коренные преобразования в социально‑экономической сфере России. Традиционные методы централизованного партийно‑государственного административного управления ушли в прошлое еще на начальном этапе реформирования вместе с ликвидацией Государственного комитета СССР по иностранному туризму, являвшемся органом не только организационно‑экономического, но и политико‑идеологического контроля в сфере туризма.

Сложившаяся в России еще к началу 1980‑х годов система противоречий потребовала новой концепции развития туристской индустрии. Из основных противоречий можно указать следующие:

– между объективным ростом потребностей населения в туристско‑экскурсионных услугах и слабым использованием имеющейся материальной базы туризма;

– между массовым характером туристского обслуживания и индивидуализированным характером туристских потребностей и мотиваций;

– между структурами свободного времени и туристского предложения и между административно‑командным характером планирования и требованием интенсификации туристско‑экскурсионного обслуживания за счет внедрения передовых технологий.

Данные противоречия усиливались быстрым организационным развалом туризма в России, отсутствием центростремительных тенденций для формирования единых коммуникаций, единой государственной политики в области проектирования туризма как эффективной сферы экономики и усилением бюрократических тенденций и контрольных функций, неуместных на стадии формирования туристского рынка.

Таким образом, доминирующая в советском туризме концепция социального развития требовала замены, что соответствовало принципу Х Гаагской декларации: «Необходимость глобального подхода к проблемам, возникающим в связи с туризмом, требует создания подлинной национальной туристской политики, при выработки которой парламенты, получив соответствующие возможности, могли бы играть особую роль, с тем чтобы иметь возможность принять отдельное законодательство по туризму и, если потребуется, имеющий законную силу Кодекс турист»[314].

Движение к рынку в сфере туризма стало очевидным, особенно в связи с принятием, наряду с Конституцией РФ, провозгласившей свободу передвижения, первостепенных по своему значению законодательных актов, таких как Указ Президента РСФСР № 213 от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»[315], Закон Верховного Совета России № 3615‑1 от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»[316]. Указанные документы послужили основанием ликвидации монополии на организацию туризма, в т. ч. международного, принадлежавшей крупным государственно‑общественным структурам – всероссийскому акционерному обществу (ВАО) «Интурист», Бюро молодежного международного туризма (БММТ) «Спутник», Центральному совету по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС. Это привело к быстрому росту числа предприятий и организаций сферы туризма, достигшего к концу 1990‑х годов, по некоторым данным, 12 000, основная масса которых представлена предприятиями малого бизнеса[317].

На их основе возникли различные неправительственные организации и общественные объединения, функционирующие на региональном, национальном и международном уровнях. Наиболее известными являются РАТА (Российская Ассамблея Туристических Агентств), АСТУР (Ассоциация туристических организаций России), НТА (Национальная туристская ассоциация), РГА (Российская гостиничная ассоциация) и др. Основные задачи деятельности данных организаций заключаются в защите интересов туристских предприятий, развитии инфраструктуры туризма, участии в разработке законодательных и других нормативных правовых актов, продвижении российских турпродуктов на международном рынке.

Развитая сеть туристской индустрии настоятельно требовала от государственной власти содействия упорядоченному росту внутреннего и международного туризма. Как показывает зарубежная практика, отрасль развивается в том случае, если государственные структуры, наделенные властью, начинают проводить в отношении ее протекционистскую политику, «…приводить туристскую политику в соответствие с политикой общего развития»[318]. Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 была утверждена Концепция реорганизации и развития туризма в РФ. Главной целью концепции являлось создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, который бы обеспечивал широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристских услугах[319]. С учетом возможностей туристской индустрии концепция закладывала базу для увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Для реализации этой цели в документе предусмотрено:

1) включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики;

2) выполнение федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации»;

3) создание нормативно‑правовой базы развития туризма, соответствующей международной практике;

4) формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма и привлечение инвестиций в эту сферу и введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристской деятельности;

5) создание благоприятных условий для кооперации туристских, банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристского обслуживания и развития материально‑технической базы[320]. Дальнейшее развитие этой концепции находит отражение в формирующемся в настоящий период законодательстве.

На современном этапе национальный туристский рынок, к формированию которого Российская Федерация приступила с начала 80‑х годов, активно внедряется в международный. В связи с этим одной из ключевых задач государственной политики в сфере туризма является разработка современного, всеобъемлющего законодательства, с учетом норм международного права. Отечественный туризм в настоящее время обладает всеми необходимыми признаками предмета законодательного регулирования. В соответствии с классификацией российского исследователя Ю. А. Тихомирова его отличают высокая социальная значимость для общества, стабильность, первично‑нормативное регулирование, предопределенность Конституцией и правомочность субъекта законодательной деятельности[321].

В основе российского законодательства о туризме лежит Конституция РФ. Она формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»[322]. Данная норма соответствует Гаагской декларации, согласно которой, каждый человек имеет право «на отдых и свободное время, включая право на разумное ограничение рабочего времени и периодические оплачиваемые отпуска, а также право свободно путешествовать…»[323]. А в соответствии с Глобальным этическим кодексом туризма 1999 года, право на туризм включает в себя:

– право на создание более справедливого и, отвечающего интересам всех государств, нового международного политического и экономического порядка;

– право на отдых и развлечения;

– право на разумное ограничение рабочего времени и предоставление оплачиваемых отпусков;

– право на свободу путешествий и передвижений;

– право на безопасность, защиту и уважение достоинства туристов;

– право на сохранение культурной самобытности наций и народностей Земли;

– право на неиспорченную естественную культурную и человеческую окружающую среду[324].

Право на отдых и право на свободу передвижения являются основополагающими правовыми категориями для всего законодательства о туризме. Поэтому, как уже говорилось, ведущая роль в реализации прав принадлежит Конституции. Ведь без ее положения о свободе передвижения (ст. 27) и создания для граждан социальных гарантий в виде сокращения рабочего времени и отпусков развитие туризма было бы невозможно. «Право на туризм» не может быть также обеспечено без гарантий статьи 61 Конституции, определяющей, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

В настоящее время российское законодательство по туризму еще далеко от своего совершенства. Так, в ст. 1 закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года, изложенной в редакции от 05.02.2007 г., под туризмом подразумеваются «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально‑деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (место) временного пребывания»[325]. Здесь туризм понимается как вид путешествия. А в статье 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» говорится, что Правительство России занимается разработкой и осуществлением мер по развитию туризма и санаторно‑курортной сферы. В этом случае туризм является приоритетом социальной политики Правительства России.

В свою очередь, Указ Президента России от 15 марта 2000 г. «О классификаторе правовых актов» также относит туризм к здравоохранению, физической культуре и спорту, то есть довлеет к социальной сфере[326]. А положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации устанавливает, что Минэкономразвитие осуществляет государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма[327]. В данном случае речь идет о туризме как о самостоятельной отрасли экономики, но не как о путешествиях.

Таким образом, видно, что туристская индустрия как многогранная сфера нуждается в отраслевом законодательстве.

На сегодняшний день очевидно, что кроме хорошо известных экономических аспектов туризма в настоящее время не менее важны его культурные и духовные аспекты, которые должны быть поддержаны и защищены от негативных последствий, обусловленных экономическими факторами.

Международно‑правовые документы выделили гуманный аспект туризма, признавая новую роль туризма как средства повышения качества жизни всех народов и важнейшего фактора укрепления мира международного взаимопонимания, и определили круг обязанностей государств по его развитию.

Исходя из понимания сложной природы туризма можно отметить, что государственные власти и оперативный туристский сектор должны участвовать в развитии туризма, определяя основные направления, связанные с поощрением соответствующих капиталовложений. Однако нынешний период развития туризма в России не имеет собственной концепции, способной разрешить новую систему противоречий. А законодательство в туристической сфере сегодня только формируется.

В наступившем тысячелетии туризм является одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением. Доля туризма в национальной экономике и международной торговле превратила его в важный показатель мирового развития. В связи с феноменальным ростом туристская индустрия стала более комплексной и сложной. Мощное экономическое воздействие этой индустрии, ее влияние на человеческую, культурную и природную среду требует, чтобы дальнейшее развитие этого сектора проходило в условиях наличия точных статистических данных, глубоких исследований и ответственного менеджмента на основе принципов устойчивого развития.

Туризм стал мощным союзником в борьбе с бедностью, ведущим сектором экономики многих наименее развитых стран. Для некоторых из них он является одной из немногих возможностей (если не единственной) для экономического развития и роста и формирования доходов для трудящихся и малых предприятий.

Сейчас туризм – это целая отрасль, объединяющая ряд различных организаций и предприятий, занимающихся организацией отдыха туристов и предоставляющих потребителям разнообразные услуги. В индустрию туризма входят гостиницы, предприятия питания, бюро путешествий и экскурсий, туристские агентства, транспортные предприятия, экскурсионные фирмы, музейный бизнес, а также киносервис, службы быта, зрелищные и спортивные центры, центры здоровья, строительные фирмы и др. Все они участвуют в организации условий для обеспечения туризма и отдыха.

По данным UNWTO, туристская индустрия демонстрирует самый большой рост среди мировых экономических отраслей[328]. Выручка международного туризма возрастает в среднем на 9% ежегодно в течение последних 16 лет. В 2000 году она достигла 476 млрд. долл. В течение того же периода число прибытий в мире росло ежегодно в среднем на 4,6% и в 2000 году достигло 698 млн. По прогнозам этой организации международные прибытия достигнут уровня 1 млрд. к 2010 году. Доходы в мировой индустрии вырастут к этому времени до 1,5 трлн. долларов[329].

В 2002 году впервые в истории число международных туристских прибытий превысило 700 млн., и, несмотря на все мрачные ожидания и разговоры о кризисе, итогом прошлого года стал рост на 3,1%. Туризм вновь доказал свою устойчивость. Согласно данным, поступившим в ЮН‑ВТО из официальных источников со всего мира, общее число международных туристских прибытий составило почти 715 млн. Это на 22 млн. больше, чем в 2001 году, или почти на 19 млн. превышает показатель 2000 г., который, по мнению многих экспертов, был рекордным[330].

В России туристский бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих у нас туристских фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в РФ. К сожалению, этот факт способствует оттоку капиталов, валютных средств от турбизнеса за рубеж. Согласно статистическим данным, в 1988 году за границу СССР выезжало 4,3 млн. человек, из них по линии туристских организаций – около 1 млн. Въезд иностранных граждан в СССР составил более 6 млн. человек, из них 2,5 млн. туристов. В 1995 году цифры кардинально изменились. Из России выехало 8,4 млн. человек, из которых 2,6 млн. по линии турфирм, а въезд иностранных граждан составил 5,3 млн., из которых 1,8 млн. туристов. В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год, из которых с целью туризма только 2,5 млн. Для России это означает 14,3 % от общего объема посетителей и составляет около 1,5% мирового потока[331].

Существует достаточно проблем и в развитии регионального туризма. Количество организованных туристов по сравнению с 1988 годом уменьшилось в 12 раз; наиболее посещаемой остается узкая полоска сочинского побережья; речные круизы стали полностью нерентабельными и близки к исчезновению; о пешем туризме уже почти не вспоминают. Перспектива у региональ


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.