Темы дипломных и курсовых работ — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Темы дипломных и курсовых работ

2019-07-12 227
Темы дипломных и курсовых работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

  Типология, тематика, жанровые особенности современной журналистики моды.

 Реклама современной моды: типология, специфика, функции, динамика развития.

  Особенности профессиональной деятельности журналиста, пишущего о моде.

 Специфика подготовки журналистских материалов по проблемам моды.

 Молодежная мода в отечественной и зарубежной периодике: специфика формирования культурных стереотипов у тинейджэров (по материалам журналов «OM», «Птюч», «Cool» и др.).

 Свадебная мода в отечественной и зарубежной периодике.

 Сравнительный анализ рекламных компаний Домов высокой моды «Шанель», «Диор», «Пако Рабанн» (или трех других на выбор) по материалам отечественной и зарубежной прессы.

 Сравнительный анализ тематики, структуры, жанровых особенностей трех журналов мод на выбор.

 Неделя Высокой моды в Москве и прет-а-порте: отражение в прессе.

 Русские модельеры и их коллекции на страницах отечественной и зарубежной прессы.

 Роль средств массовой информации в формировании канонов моды.

 

 

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Мода сегодня пользуется необычайной популярностью. Газеты и журналы не рискуют пропускать новости моды, даже если писать о них некому. Отсутствие квалифицированных специалистов не останавливает редакторов – мода поручается журналистам, ведущим светскую хронику или пишущим о проблемах культуры. В итоге читатель получает печатную продукцию, которая зачастую не отличается высоким качеством. Чтобы этого не происходило, журналист, помимо доступа к эксклюзивным источникам, должен хорошо знать историю и теорию моды, быть психологом и социологом, обладать широкой эрудицией в сфере искусства и культуры, развитым творческим мышлением и воображением, а главное – иметь особое чутье на перспективную новизну в сфере моды.

Коллекция костюмов, представляемая модельером, может быть шокирующей, но не новой; она может быть актуальной, но не перспективной. Талантливый модельер умеет создавать подлинно новые произведения искусства, он способен заглядывать в день завтрашний. Пуарэ, Шанель, Диор, Сен-Лоран, другие выдающиеся модельеры ХХ в. обладали так называемым опережающим видением. Угадать, почувствовать в начинающем модельере опережающее видение – этому должен учиться каждый журналист, пишущий о моде. Возможно, этому и нельзя научиться, как нельзя научиться быть непосредственным, чутким или щедрым. Но попытаться стать настоящим профессионалом, в любом случае, небесполезно.

Это учебное пособие призвано помочь студентам сделать еще один шаг по дороге мастерства и профессионализма, которая, как известно, никогда не заканчивается.

 

 

ЧТО ТАКОЕ МОДА?

 

Из высказываний студентов и школьников о моде

«Мода – это то, что все хотят носить, но не все могут купить».

  Оксана, студентка, 21 год.

 

«Мода – это когда свой социальный статус человек поддерживает за счет своего внешнего вида».

  Андрей, школьник, 17 лет.

«Мода – это элемент цивилизации, и развивается она вместе с цивилизацией. Моды не было у первобытных людей, потому что все были голыми. Ну, может быть, кое-кто был в шкурах...»

  Тимур, студент, 19 лет.

«Нет никакой моды. Все модельеры чекнутые. Мозги у них стоят раком. Вот они шизу всякую и гонят. А мы восхищаемся: как здорово, как гениально!»

  Алексей, студент, 20 лет.

«Мода – это критерий свободы, то есть полный плюрализм. Каждый человек имеет право быть себе на уме. Каждый имеет право творить собственную моду».

Алена, студентка, 17 лет.

«Мода – это то, к чему надо стремиться всем телом. Я всегда пыталась одеваться по моде, но мода менялась так быстро, что я плюнула на это дело и покатилась, куда глаза глядят».

 

  Катя, школьница, 13 лет.

“Кто же придумал моду? Не вы и не я. Ее придумали производители одежды, чтобы стимулировать рынок. Мода – это маркетинговая уловка, оказывающая на публику гипнотическое воздействие».

Маша, студентка, 23 года.

«Мода – это нечто неуловимое, но очень заметное – вроде птицы: прилетает из Франции, живет у нас один сезон, а потом улетает неизвестно куда».

  Валентина, студентка, 19 лет.

 

 

Слово «мода» происходит от латинского «modus» («мера», «правила», «предписание») и от французского «mode» («способ», «образ»). В русском языке слово «мода» стало употребляться с XVII в. в значении «образец», «манера». Известный русский языковед Владимир Даль определил моду как «кратковременное господство вкуса». Это значение сохранилось и по сей день. Если вы возьмете Большой энциклопедический словарь, то найдете в нем такое определение моды: «непродолжительное господство вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры; быстро проходящая популярность»[1].

Из определения видно, что мода – явление универсальное и распространяется не только на одежду. Модными могут быть автомобиль, музыка, книга, идея, профессия, образ жизни. И все же главным, основным объектом моды является внешний вид человека, включающий в себя всю совокупность выразительных средств – от прически и головного убора до макияжа и педикюра. У подавляющего большинства людей понятие моды ассоциируется с модой на внешность – одежду, платье, костюм. И это естественно, ведь человек – существо социальное и внешний вид играет решающую роль при установлении контактов и личных отношений.

Мода – явление тотальное. Каждый человек в той или иной степени причастен к моде. Выдающийся российский модельер Вячеслав Зайцев приводит такой пример. Человек собирается на работу, и даже если он очень торопится, он все равно завязывает на шее какой-то галстук и надевает пальто определенной длины. Какой длины? Либо той, что была в моде вчера, либо той, что в моде сегодня. Впрочем, есть и третья возможность – оказаться в числе авангардистов моды, то есть людей ультрамодных. Четвертого не дано: любой человек либо моден, либо старомоден, либо идет впереди своего времени[2].

Еще одна особенность: мода – явление кратковременное. В этом смысле моду можно противопоставить обычаю и стилю, которые отличаются устойчивостью и фундаментальностью. «Мода уходит, стиль остается», – говорила одна из величайших модельеров ХХ в. Коко Шанель.

И, наконец, мода – явление доминантное. В моде всегда можно выделить некое кредо, некую идею, транслируемую на уровне визуальной коммуникации. Наименование этой идеи очень часто становится обозначением всей моды – сюр, мини, унисекс. Идея служит центром, вокруг которого выстраиваются многочисленные вариации модных стандартов и модного поведения. Смена идеи подразумевает смену всей моды в целом.

Психологи, социологи, культурологи, журналисты время от времени задаются вопросом: зачем нужна мода? Какие функции она выполняет? Различные теории объясняют значение моды по-разному. Если все теории свести воедино, то картина будет такая.

 

Мода обеспечивает возможность:

1. Удовлетворять потребности индивида в новизне.

2. Демонстрировать, выставлять напоказ свое «Я».

3. Подчеркивать, усиливать сексуальную привлекательность.

4. Оповещать о принадлежности хозяина к той или иной социальной группе.

5. Изживать (прятать) комплексы неполноценности.

6. Создавать видимость более высокого статуса.

Но, пожалуй, самая важная функция моды – это функция социализации. Приобщаясь к моде, молодой человек проходит своеобразный тест на доступ в социально значимую для него группу, что является определенным тренингом, помогающим адаптироваться к условиям конкурентной борьбы во взрослой жизни.

Таким образом, мода выполняет самые различные социально-психологические функции: коммуникативные, адаптивные, демаркационные, тренинговые, – обслуживая потребности как отдельного человека, так и всего общества в целом. В этом смысле мода является и регулятором общественного поведения, и средством массовой коммуникации, и неким социальным стандартом, на который следует равняться.

 

 

КОСТЮМЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

Четыре миллиона лет тому назад предок человека впервые поднялся на ноги, полтора миллиона лет назад научился поддерживать огонь, в это же время он стал изготовлять примитивные орудия труда, и, как считают антропологи, приблизительно в эту же эпоху у человека появилась первая одежда. Сначала это были шкуры, которые он выделывал и скреплял самым примитивным образом. Позднее, с развитием земледелия, человек стал выращивать хлопок, выделывать из него пряжу и ткать полотно. Еще позднее в качестве волокна он стал использовать шерсть домашних животных и кокон тутового шелкопряда. И только в ХХ в., с развитием химической промышленности, волокно стало искусственным – появилась синтетика.

Итак, одежде полтора миллиона лет. Но когда же появилась мода?

Современные культурологи считают, что мода – явление столь древнее, как и сама человеческая культура. Нательные украшения у женщин, специальные нательные зарубки у мужчин, по всей вероятности, появились так же давно, как и одежда, и были напрямую связаны с отправлением культов, поддержанием статуса, групповой солидарности и сексуальной привлекательности. Нательный шрам, полученный на охоте или в бою, являлся для древнего человека таким же знаком доблести, какими являются сегодня ордена и медали. Популярность на шрамы существовала всегда, но как элемент моды она проявила себя только тогда, когда отдельные индивиды уже не на охоте, а с помощью острого камня или кости стали наносить себе на тело рубцы с целью получения без особого труда и риска символов более высокого социального статуса. У древних женщин мода на «макияж» носила несколько иную функцию – она являлась символом готовности продолжать род, то есть несла сексуальную нагрузку. Таким образом, мода – это не только социальное явление, каким оно представляется нам сегодня. Мода теснейшим образом связана с физиологией и биологией, уходит корнями в глубину эпох и питается самыми древними инстинктами и потребностями человека.

Весь долгий и трудный процесс культурного становления человека условно делят на два последовательных этапа – доисторический и исторический. Для доисторического этапа было характерно бесклассовое, родовое, устройство общества. Собственно летописная история началась с появления первых цивилизованных государств: Египта, Персии, Древнего Китая, в которых основной производящей силой экономики были рабы и крестьяне, а основными источниками сохранения культурного наследия – изобразительное искусство и письменность. Благодаря этим культурным памятникам до нас дошли общие представления о моде древнейших цивилизаций, а также об античной и византийской моде.

Египетский костюм стоит особняком в культуре древних цивилизаций. Некоторые специалисты полагают, что Древний Египет является тупиковой ветвью в мировой истории костюма, поскольку с угасанием этой цивилизации угасли и многие ее культурные традиции, в том числе и традиции костюмирования.

Основой мужского египетского костюма является пояс, к которому снизу крепится схенти – передник из кожи или ткани. Женщины носили клазарис – эластичное платье из хлопка или льна, плотно обтягивающее тело, с рукавами или без. Обувь египтяне носили простейшую – сандалии. Особенно красочной была одежда жрецов и фараонов; во время богослужения жрецы носили шкуру леопарда. В Древнем царстве мужчины выбривали головы, женщины заплетали косички на африканский манер или делали каре. Обе прически дошли до наших дней и пользуются у современных женщин известной популярностью.

Древние персы носили кафтан, заниженные книзу штаны - анаксаридес и мягкие низкие полусапожки с заостренными кверху носами. Женщины ходили в распашных одеждах, штанах и мягких на низком каблуке туфлях без задников. Кафтан темно-пурпурного цвета имел право носить только царь. Туфли царя вышивались золотом и ставились на высокую подошву. На его голове красовалась митра – высокая, украшенная золотом цилиндрическая шапка, в руках он держал жезл с набалдашником – атрибут самодержавной власти. Отдельные элементы персидского костюма – кафтан, митра, жезл – были унаследованы Византией, а затем и Русью.

Основой древнекитайского костюма являлся халат – распашная одежда с цельнокроенными рукавами; куртка с широким запахом, штаны. Эта одежда варьировалась, дополнялась аксессуарами – шарфами, поясами, воротниками, шляпами, зонтиками. Цвета в костюме регламентировались по чинам: желтый принадлежал императорской фамилии, коричневый – государственным сановникам, белый и красный – зрелым воинам, голубой – молодым. Узор на костюме имел символический характер: персик – символ долголетия, орхидея – учености, пион – богатства и т.д. Два важнейших изобретения древней китайкой моды – зонтик и шелк – прочно вошли в наш обиход, а мотивы китайской узорной символики широко используются современными модельерами.

Одежда древних индусов делалась из очень тонкого хлопка и драпировалась. Индусы применяли два типа драпировки материи: дхоти (для мужчин) и сари (для женщин). Женская драпировка шла снизу вверх, отличалась обилием складок и разнообразием завязывания свободного конца. Расцветки тканей были самые разнообразные; желтый цвет имели право носить только члены императорской семьи. И женщины, и мужчины носили штаны. На ноги надевали сандалии или туфли с заостренными носками. Завершением мужского костюма была чалма.

В Древней Индии женщина была бесправна и не имела никакой собственности, кроме той, которую могла унести с собой или на себе. Поэтому костюмы индусок отличало традиционное изобилие нательных украшений, дешевых или дорогих. Современная мода много переняла из древнего индийского костюма – кольца в носу, браслеты на ногах, пояса с пряжками. Цветовые и силуэтные мотивы индийских костюмов широко используются современными дизайнерами моды.

Период расцвета Древней Греции носит название классического, т.е. предназначенного для подражания, образцового. Относится это и к древнегреческому костюму. Основой при его создании являлся кусок ткани, сколотый, закрепленный или задрапированный на теле. Качество, количество ткани, форма драпировки определяли принадлежность одежды рабу, свободному человеку, всаднику или пехотинцу.

Нижняя, нательная одежда древних греков называлась хитон. Хитон представлял собой прямоугольный, задрапированный вокруг тела кусок тонкой ткани. Поверх хитона, который считался домашней одеждой, женщины носили пеплос, а мужчины гиматий. Пеплос – женское драпированное платье до пят с обилием оборок, одним или двумя напусками, с отворотом, прикрывающим грудь и плечи. Гиматий – мужской плащ до колена или пят, обвивающий фигуру с головой, являлся одновременно одеялом и нередко единственной походной одеждой для воина-мужчины.

В Римской империи многообразие одежды и ее социальная дифференциация достигли своего пика. Чем ниже был социальный статус человека, тем беднее и грубее была его одежда. Императорский Рим заполнили профессиональные нищие, которые специально рвали на себе одежду и украшали тело рисованными язвами, чтобы вызвать к себе жалость у добропорядочных граждан.

Нижняя нательная одежда древних римлян называлась туника. Это была рубаха с короткими или длинными рукавами, круглым или квадратным вырезом для головы. Туника подпоясывалась. Поверх туники мужчины надевали тогу, а женщины столлу.

Тога – кусок ткани эллипсовидной формы, сложенный вдвое и сложными пассами драпирующий фигуру. Тога являлась официальной одеждой свободных римлян. Бедняки и рабы носили грубый шерстяной плащ с капюшоном – пенулу.

Верхняя одежда римлянок – столла – по форме напоминала тунику, имела короткие рукава и богато отделывалась. В холодное время поверх столлы женщины надевали длинный плащ – паллу, различными способами драпировавший фигуру; край плаща мог накидываться на голову.

От классической Греции современная мода унаследовала женскую прическу коримбос (греческий узел), от императорского Рима – черную судебную мантию, которую вместе с основами юриспруденции получила в наследство от Рима Западная Европа, а позднее и Россия.

К середине V в. н.э. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Языческая религия сменилась христианством, и византийская мода парадоксальным образом впитала в себяхристианскую аскезу, восточную роскошь, античную простоту и европейскую функциональность.

В основу византийского костюма была положена античная туника, только более узкая и богато отделанная. От галлов и скандинавов Византия унаследовала штаны, напоминающие по форме длинные чулки из ткани, от Персии – мягкие сапожки из материи, шапки со сферической тульей, наподобие тех, что впоследствии стали носить бояре в допетровской России. Монументальный византийский костюм из дорогих блестящих тканей утвердился в качестве официальной церковной одежды и просуществовал в этом виде до сегодняшнего дня, подтверждением чему является парадное обличие православных иерархов.

К началу II тысячелетия н.э. христианская религия разделилась на две ветви – римско-католическую (Западная Европа) и греко-православную (Византия). На основе римско-католического исповедания на территории Западной Европы стали формироваться отдельные государства, во главе которых стояли военные вожди – короли. Государства стали именоваться королевствами. Западная Европа вступила в эпоху средневековья[3].

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.