Кассовые операции в общественном питании — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кассовые операции в общественном питании

2019-07-12 132
Кассовые операции в общественном питании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В сфере общественного питания наибольшая часть всех хозяйственных операций, как правило, осуществляется за наличный расчет. Это обязывает хозяйствующего субъекта вести учет движения денежных средств и соблюдать порядок ведения кассовых операций, установленный в Российской Федерации. В данной статье рассмотрим порядок ведения кассовых операций хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги общественного питания.

 

Порядок ведения кассовых операций регламентируют следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ);

- Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У);

- Указание Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указание N 3073-У);

Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Минфином России 30 августа 1993 г. N 104, которые применяются в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ.

Рассматривая порядок ведения кассовых операций, в первую очередь, следует определиться с порядком применения кассового аппарата при осуществлении наличных денежных расчетов.

Согласно пункту 1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ по общему правилу применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) обязаны все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов в том числе при приеме или выплате денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.

Вместе с тем не применять ККТ вправе организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых настолько специфична, что не позволяет применять кассовый аппарат. В данном случае речь идет об обеспечении питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий (пункт 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ).

Также не применять ККТ в своей деятельности могут хозяйствующие субъекты, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом). Указанный документ должен содержать наименование, порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона N 54-ФЗ, и должен быть подписан лицом, его выдавшим, что установлено пунктом 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ.

 

Для справки: Перечень отдаленных или труднодоступных местностей, утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации и размещается им на своем официальном сайте в сети "Интернет".

 

Напомним, что в Закон N 54-ФЗ были внесены изменения, которые вступили в силу с 15.07.2016 г., за исключением отдельных положений. Эти изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ).

Если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Законом N 54-ФЗ до внесения в него изменений вправе были не применять контрольно-кассовую технику, то такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 г. (пункт 9 статьи 7 Закона N 290-ФЗ).

При этом если деятельность, осуществляемая хозяйствующими субъектами, относится к оказанию услуг населению, то они до 1 июля 2018 г. могут осуществлять расчеты без применения ККТ, при условии выдачи ими бланков строгой отчетности, разработанных в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства России от 6 мая 2008 г. N 359. На это указывает пункт 8 статьи 7 Закона N 290-ФЗ.

Также до 1 июля 2018 г. могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения.

Напомним, что в соответствии с подпунктами 8, 9 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться, в частности, в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых:

- через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;

- через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

В силу подпунктов 47, 48 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ патентная система налогообложения может применяться, в частности, в отношении услуг общественного питания, оказываемых:

- через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;

- через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

При этом услугами общественного питания признаются согласно статье 346.27, подпункту 13 пункта 3 статьи 346.43 НК РФ услуги:

- по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий;

- по созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров;

- а также по проведению досуга.

К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 181 НК РФ.

Вышеназванные лица могут осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ до внесения в него изменений. Такое положение содержится в пункте 7 статьи 7 Закона N 290-ФЗ.

Для осуществления всех наличных расчетов организации, оказывающие услуги общественного питания, должны иметь кассу и вести кассовую книгу, что следует из Указания N 3210-У. В кассе денежные средства могут храниться только в пределах лимита, установленного самой организацией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 Указания N 3210-У, согласно которому накопление организацией наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается:

- в дни выплат заработной платы, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты;

- в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения организацией в эти дни кассовых операций.

Напомним, что организации должны определять лимит остатка наличных денег, используя правила расчета лимита остатка наличных денег, изложенные в Приложении к Указанию N 3210-У, и закреплять его в своем распорядительном документе.

Срок выдачи наличных денег на выплату заработной платы и других выплат определяется руководителем, который должен учитывать, что этот срок не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты), что установлено пунктом 5 Указания N 3210-У.

Накапливать в кассе наличные денежные средства сверх установленного лимита (кроме вышеперечисленных случаев) организации не вправе.

 

Обратите внимание! Согласно положениям Указания N 3210-У субъекты малого предпринимательства, под которыми понимаются юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и индивидуальные предприниматели лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

Как отмечает Банк России в письме от 8 декабря 2014 г. N 29-1-1-6/9698, при неустановлении лимита сумма наличных денег, хранящихся в кассе субъекта малого предпринимательства, по завершении рабочего дня определяется этим хозяйствующим субъектом. При этом руководителем должны быть определены мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций и их хранении.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, и индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, вправе не оформлять кассовые документы, а также не вести кассовую книгу. На это же указывает ФНС России в письме от 9 июля 2014 г. N ЕД-4-2/13338 "О порядке ведения кассовых операций и осуществлении наличных расчетов".

 

При осуществлении наличных расчетов организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, следует обратить внимание на лимит расчетов денежными средствами. Пунктом 6 Указания N 3073-У установлено, что наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - участники наличных расчетов) в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (далее - предельный размер наличных расчетов).

При этом наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов и физическими лицами осуществляются без ограничения суммы (пункт 5 Указания N 3073-У). Без учета предельного размера наличных расчетов осуществляется расходование в соответствии с пунктом 2 Указания N 3073-У поступивших в кассы участников наличных расчетов наличных денег в валюте Российской Федерации на следующие цели:

- выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;

- на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;

- выдачу работникам под отчет.

Как известно, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, на что указывает пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

Прием наличных денег организацией и индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги общественного питания, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера (далее - работник), проводится по приходным кассовым ордерам (форма по ОКУД 0310001) (пункт 5 Указаний N 3210-У).

Выдача наличных денег, в том числе под отчет на расходы, связанные с оказанием услуг общественного питания, проводится по расходным кассовым ордерам (форма по ОКУД 0310002) (пункты 6, 6.3 Указаний N 3210-У).

Напомним, что формы этих документов закреплены в постановлении Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (далее - постановление N 88).

Выдача наличных денег для выплат заработной платы и других выплат работникам проводится по расходным кассовым ордерам, по расчетно-платежным ведомостям (форма по ОКУД 0301009), платежным ведомостям (форма по ОКУД 0301011). Формы расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости закреплены в постановлении Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (далее - постановление N 1).

Поступающие в кассу наличные деньги и выдаваемые из кассы наличные деньги учитываются в кассовой книге (форма по ОКУД 0310004 утверждена постановлением N 88) (пункт 4.6 Указания N 3210-У). Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

При наличии старшего кассира операции по передаче наличных денег между старшим кассиром и кассирами в течение рабочего дня отражаются старшим кассиром в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма 0310005 утверждена постановлением N 88) с указанием сумм передаваемых наличных денег. Записи в книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств осуществляются в момент передачи наличных денег (пункт 4.5 Указания N 3210-У).

Применение ККТ по общему правилу обязывает организацию и индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги общественного питания, вести учетную документацию по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ. Типовые формы указанной документации приведены в постановлении Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132. Вместе с тем если организация и индивидуальный предприниматель перешли на новый порядок применения ККТ, предусмотренный Законом N 54-ФЗ (в редакции Закона N 290-ФЗ), то они вправе не применять постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России в письме от 26 сентября 2016 г. N ЕД-4-20/18059@ "О направлении разъяснений".

И в заключение хотелось бы отметить, что за неприменение ККТ в установленных законодательством Российской Федерации случаях, за нарушение работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций предусмотрена административная ответственность.

Так, согласно пункту 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) неприменение ККТ в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;

- на юридических лиц - от 3/4 до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, в силу пункта 3 статьи 14.5 КоАП РФ, влечет:

- в отношении должностных лиц - дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

- в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Вместе с тем лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, и добровольно устранившее указанное нарушение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, освобождается от ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14.5 КоАП РФ, если соблюдены в совокупности согласно Примечанию к названной статье следующие условия:

- на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб.;

- на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

Отметим, что разъяснения о порядке применения пункта 1 статьи 15.1 КоАП РФ изложены в пункте 4 письма ФНС России от 9 июля 2014 г. N ЕД-4-2/13338 "О порядке ведения кассовых операций и осуществлении наличных расчетов".

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.