Мудрость – это смирение перед лицом тайны — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Мудрость – это смирение перед лицом тайны

2019-07-12 161
Мудрость – это смирение перед лицом тайны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если бы меня попросили уместить эту книгу в одну фразу, я бы сказал, что все мы – нейробиологи, специалисты в когнитивной области, психологи, философы и просто читатели – должны постоянно помнить о неотъемлемом парадоксе, движущем все изыскания в области разума. Разум существует в двух различных измерениях: как переживаемый опыт и как абстрактное понятие. Неизбежным недостатком является то, что комплекс непроизвольных ментальных ощущений играет критическую роль в формировании нашего понимания того, что «есть» разум и что он «делает». Это черта человеческой природы – ощущать по большей части непроизвольно генерируемый разум таким образом, будто он способен объяснить сам себя. Этот парадокс неизбежен, и его не исправить ни более совершенной науке, ни новым технологиям. Хотя мы можем и должны упорно трудиться над совершенствованием наших рассуждений, ограничения будут существовать всегда. По иронии судьбы, даже если существовало бы последнее, и окончательное, слово о природе разума, мы заметили бы его, только если б все думали одинаково, – а это психологически невероятно.

В своем исследовании «Несведущий и не знающий об этом» (я подробно описал его в главе 5) Крюгер и Даннинг предложили одно из лучших заключений к научной статье, которое я когда‑либо читал. Я предлагаю его в качестве примера того, как качественная наука о разуме может и не может говорить о себе.

 

«Хотя мы чувствуем, что проделали хорошую работу, чтобы превратить этот анализ в веские факты, это было эмпирическое исследование, и когда мы делали из него соответствующие выводы, наши тезисы вызывали у нас беспокойство, которое мы так и не смогли преодолеть. Это беспокойство состоит в том, что данная статья может содержать ошибочные рассуждения, методологические упущения или плохо передавать смысл. Позвольте заверить читателей, что до той степени, в какой эта статья несовершенна, – это грех, который мы не совершали осознанно» [252].

 

Это заключение – честное, учитывающее неотъемлемые ограничения – не предлагается в качестве окончательного слова и подано хорошим слогом, остроумно и аккуратно. Судя по характеру заключения, авторы обладают профессиональной этикой и не пытаются поставить себя выше читателей.

Для ученого заключение представляет собой модель будущего. Ни один из нас, каким бы умным, сообразительным или прирожденным нейробиологом, философом или наблюдателем за людьми он ни был, не знает окончательного слова. Каждый из нас рассказывает истории, а не открывает абсолютные истины. Разум – это тайна и всегда ею останется. Для нейробиолога скромное признание ограничений научных исследований должно быть первым шагом в изучении разума. Если это значит, что нейробиолог должен выйти из круга своей компетентности и личной уверенности, чтобы увидеть, как его собственное Я неосознанно подталкивает к определенным выводам, то да будет так. Продолжать неоправданно претендовать на то, что наше понимание разума требует только бесспорных данных, – значит, игнорировать все то, что мы узнаем о принципах работы мозга.

Читатели сталкиваются с немного иной работой. Немногие из нас обладают достаточными познаниями, чтобы полностью оценить сырые данные неврологии. Но у каждого есть чувство, какая история хороша, а какая плоха. Читая художественные произведения, мы часто учитываем взаимоотношения автора с рассказанной им историей. Мы читаем издательские аннотации на обложках и разглядываем фотографию автора. Мы заглядываем на его сайт, чтобы найти какие‑то биографические сведения, описание предыдущих книг и, возможно, несколько слов о том, почему он написал эту книгу. Мы принимаем как само собой разумеющееся, что знания об авторе помогут нам понять историю, которую он рассказал.

Читателям следует использовать такой же подход к нейробиологии. А нейробиологов следует призвать обязывать к этому читателей. От ученого нам необходимо понимание того, как и почему он выбрал данный конкретный предмет изучения, методологию и способ интерпретации. Нам необходимо представление о том, что стало предметом живого интереса автора каждого исследования. Хотя публичные откровения ученого идут вразрез с традиционным, но ничем не оправданным предположением о том, что наука абсолютно объективна и должна быть очищена от личных установок, наше понимание нейробиологии было бы совсем иным, если б каждое исследование содержало абзац‑другой, в которых автор рассказывал о своем понимании того, какие личные мотивы и профессиональные интересы двигали исследованием. Не важно, насколько несовершенным или незаконченным является самопознание, некое представление авторских мотиваций и намерений, связанных с исследованием, было бы неоценимо. По крайней мере, эта дополнительная информация позволила бы каждому судить о правдивости и последовательности объявленных автором поводов для исследования, выявить возможные скрытые мотивы, учесть уровень собственной «самоосведомленности» автора и получить представление о характере того, кто рассказывает историю [253].

Нейробиологи быстро становятся главными сочинителями современной истории разума. У них есть инструменты, язык и опыт для того, чтобы рассказывать нам содержательные, увлекательные и важные истории. В свою очередь, мы должны судить об их исследованиях в таком же свете, в каком мы судим другие формы искусства. Мы должны оценивать точность языка, целостность структуры, ясность и своеобразие изложения, общее изящество и изысканность исследования, сдержанность в освещении вопросов морали, определении места своего исследования в историческом, культурном и личном контексте и готовность серьезно рассматривать альтернативные мнения и интерпретации. Точно так же, как хороший романист признает, что его описание персонажа, каким бы замечательным оно ни было, необязательно является единственным способом изобразить его, нейробиологи должны смотреть на свои заключения в отношении разума как на одну из нескольких или многих интерпретаций. В конце концов, любые заключения о разуме являются субъективным видением, а не неопровержимым и неизбежным следствием научного рассуждения.

Великое искусство – это выражение почтения и восхищения. Это также и определение и признание границ. Рабочим кредо нейробиолога должно быть жесткое соблюдение научной методологии наряду с пониманием, что исследование разума – это основанный на данных вид искусства, а не одно из ответвлений фундаментальной науки. Смирение, уважение и почтение перед непознаваемым должны быть исходным пунктом рассуждений, претендующих на осмысление любой великой тайны, а нет ничего более таинственного, чем разум, пытающийся осмыслить себя.

 

 

Примечания

 

1. С учетом этой суровой реальности нереалистично ждать, что нейробиологи в своих мнениях и суждениях вдруг станут придерживаться более высоких стандартов личной сдержанности, внимания к нравственному аспекту и тщательности в выборе слов, чем их друзья, соседи и коллеги‑академики из других областей науки. Не существует нейробиологического эквивалента клятвы Гиппократа: прежде всего – не навреди.

В обозримом будущем исследования разума по‑прежнему будут характеризоваться необузданностью Дикого Запада. У меня возникает соблазн предложить аналогию с блошиным рынком, где продаются модели разума. Каждый пытается продать собственное хитроумное изобретение. Некоторые будут совершенно бесполезными, некоторые – с сомнительной ценностью, некоторые будут поначалу прекрасны, но сломаются при регулярном использовании, а какие‑то будут точно такими, как рекламировались. И там же будут продаваться истинные сокровища. И на этом рынке нет администрации, способной контролировать информацию продавцов, никакой нейробиологической «защиты потребителей», способной проверить товар, никакой Ассоциации Предпринимателей, которой можно было бы сообщить о недостоверной информации или открытом мошенничестве, и никакого знака качества, подтверждающего высокую ценность продукта. Каждый из нас должен самостоятельно стать разборчивым покупателем.

2. Callaway E. – Possible site of free will found in brain,//New Scientist, May 7, 2009. http://www.newscientist.com/article/dn17092‑possible‑site‑of‑free‑will‑found‑in‑brain.html?

3. http://www.independent.co.uk/life‑style/health‑and‑families/health‑news/bad‑behaviour‑down‑to‑genes‑not‑poor‑parenting‑says‑study‑2093543.html

4. Damasio A. – The Brain: A Story We Tell Ourselves,// Time, January 29, 2007. http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,1580386,00.html#ixzz12IU4qXQa

«Некоторые философы настаивают на том, что решение проблемы сознания лежит за пределами возможностей человеческого интеллекта. Это очень странно и, я убежден, неверно… Все, что было необходимо для понимания сознания, сейчас полностью доступно в сферах эволюционной биологии и психологии».

5. Brooks M. What we‘ll never know. New Scientist, May 7, 2011, 38.

6. В более активном состоянии у нейронов выше уровень метаболизма, поскольку им требуется больше кислорода. Определяя относительные уровни кислорода в крови в различных областях мозга (BOLD – метод определения уровня насыщенности кислородом, или оксигенации, крови), фМРТ может продемонстрировать изменения в уровне активации мозга, когда испытуемый выполняет задание. Поскольку этот метод полагается на заключения о состоянии мозга, сделанные на основе измерения кровотока, существует целый ряд теоретических и практических ограничений и потенциальных ловушек.

7. Линас убежденно заявляет, что централизация двигательного контроля порождает потребность организма в мониторинге и предсказании состояния своего собственного тела. Всепроникающее, интимное, ежемоментное «чувство Я», которым мы все, к нашей радости, обладаем, следует, таким образом, понимать не как продукт эволюционной ошибки в когнитивном или перцептивном совершенстве, а как функциональную предпосылку обдуманного управления действиями.

8. Brugger P., Agosti R., Regard M., Wieser H., Landis T., – Heautoscopy, Epilepsy and Suicide,// Journal of Neurology, Neurosurgery and Psychiatry (1994), 838–839.

9. Техническое название – хеаутоскопия. Чаще всего наблюдается у пациентов, источник судорожных расстройств которых расположен в теменной или глубокой височной доле. Это описание комбинируется с классическими признаками аутоскопии, представляющими собой визуальные галлюцинации, когда человек видит свое тело или его части будто отраженными в зеркале и переживает внетелесный опыт, основным компонентом которого является иллюзия отделения от собственного тела.

10. http://www.scientificamerican.com/article.cfm?id=neuroscience‑of‑selfhood.

11. На сегодняшний день предполагается, что целый ряд видов имеет по крайней мере рудиментарное чувство Я, т. к. они способны узнавать себя в зеркале. Чем сложнее поведение, тем выше потребность в чувстве Я, необходимом для более сложных мыслей и действий.

12. http://scienceblogs.com/neurophilosophy/2008/12/the_bodyswap_illusion.php.

13. Две хорошие работы, суммирующие последние исследования локализации в мозге: Gallagher S. – Multiple Aspects in the Sense of Agency, New Ideas in Psychology (2010); David N., Newen A., Vogeley K. – The Sense of Agency// and its Underlying Cognitive and Neural Mechanisms // Consciousness and Cognition, 17 (2008), 523–534.

14. «Есть смысл в предположении, что самосознание должно обеспечиваться теми областями мозга, которые интегрируют воедино множество различных источников информации. Поскольку разные источники внешних данных несут разные аспекты информации об организме, все связанные между собой аспекты будут сильно коррелировать друг с другом. В организме с достаточно мощной ассоциативной памятью и способностью к обучению эти различные данные о себе формируют высокосогласованный, многомерный «супермассив» входных данных.

Следует подчеркнуть, что образ Я не обязательно является точно локализованным набором нейронных путей, представляющих конкретные внутренние параметры организма. Скорее, он должен восприниматься в большей степени как комплекс ассоциаций, сгенерированный непрерывно поступающей информацией, относящейся к самому организму. В то время как такие ассоциации могут представлять центральный узел нервных путей, создающий исходный образ Я, формирующиеся воспоминания, включающие образ Я, сами по себе могут стать частью образа Я, так что количество ассоциаций, определяющих образ Я, может со временем возрастать».

15. http://www.shoreline.edu/psparks/homework/OBE.pdf.

16. Неврологи часто используют термин «разъединение» или «синдром разъединения», говоря о нестыковке двух аспектов единого действия. Например, написание предложения и прочтение того, что вы написали, обычно воспринимается как единый процесс. Однако при локальных повреждениях мозга, например после инсульта, одна функция может быть выборочно нарушена, тогда как другая остается неповрежденной, в результате чего появляется такой специфический синдром, как способность написать предложение и при этом неспособность прочесть то, что вы написали (алексия без аграфии).

17. Бланке и Метцингер (Metzinger) расширили свое видение этих базовых компонентов чувства Я, категоризируя их в целом как «минимальная ощущаемая (феноменальная) самость». «Феноминальность» означает, что это те ощущения, которые дают нам чувство присутствия Я. Минимальность означает, что мы исключаем более сложное хроникальное чувство Я, создаваемое воспоминаниями, опытом, историями и т. д. Различные исследователи предлагают несколько отличающиеся категории, но большинство сходится в том, что существует несколько различных ощущений, коллективно создающих эту минимальную самость. Они включают в себя чувство владения и идентификации с телом как единое целое (чувство «принадлежности»), расположения Я в пространстве и ориентация позиции, из которой мы видим мир – взгляд от первого лица. Все вместе они создают «опыт существования как определенной, целостной сущности, способной на глобальный самоконтроль и внимание, обладающей телом и фиксированным положением в пространстве и времени».

18. Blanke O., and Metzinger T., – Full‑body Illusions and Minimal Phenomenal Selfhood // Trends in Cognitive Sciences, 13, no. 1 (2008), 7–12.

19. Для видеодемонстрации: http://www.youtube.com/watch?gl= US&hl=uk&v=TCQbygjG0RU.

20. http://www.plosone.org/article/info: doi/10.1371/journal.pone.0003832; Petkova, V.I. & Ehrsson H.H. (2008). – If I Were You: Perceptual Illusion of Body Swapping.

21. Демонстрация: http://www.youtube.com/watch?v=rawY2VzN4‑c.

22. Iriki S., Tanaka M., and Iwamura Y., – Coding of modified body schema during tool use by macaque post‑central neurons // Neuroreport, 7(14), (1996): 2325–2230.

23. Obayashi S., Suhara T., Kawabe K., Okauchi T., Maeda J., Oakine Y., Onoe H., and Iriaki A. – Functional brain mapping of monkey tool use. Neuroimage, 14(4), (2001): 853–861.

24. Quallo M., Price C., Ueno K., Asamizuya T., Cheng K., Lemon R., and Iriki A., – Gray and white matter changes associated with tool‑use learning in macaque monkeys,// Proceedings of the National Academy of Science, vol. 106, no. 43, October 27, 2009: 18379–18384. http://www.pnas.org/content/106/43/18379.full.pdf+html.

25. Gould E. – How widespread is adult neurogenesis in mammals?// Nat Rev Neuroscience, 8, (2007): 481–488.

26. Peeters R., Simone L., Nelissen K., Fabbri‑Destro M., Vanduffel W., Rizzolatti G., and Orban G., – The Representation of Tool Use in Humans and Monkeys: Common and Uniquely Human Features,// The Journal of Neuroscience, 29(37), (September 16, 2009):11523–11539–11523. http://www.jneurosci.org/content/29/37/11523.full.pdf.

27. Berlucchi G., and Aglioti S. – The body in the brain: neural bases of corporeal awareness,” Trends Neurosci, 20, (1997): 560–564.

28. Philosophy 132 UC Berkeley Lecture Series by John Searle on ITunes U Spring 2010.

29. В 1930‑е гг. Клювер и Бюси обнаружили резкое снижение реакций страха у приматов с повреждением той зоны височной доли, где располагается миндалина.

30. Lipoid proteinosis, или болезнь Урбаха – Вите.

31. http://www.nytimes.com/2010/12/21/science/21obbrain.html.

32. Kennedy D., Glascher J., Tyszja J., and Adolphs R. – Personal space regulation by the human amygdala. Nature Neuroscience 12 (10), October 2009: 1226–1227.

33. Järvinen‑Pasley A., Bellugi U., Reilly J., Mills D., Galaburda A., Reiss R. and Korenberg J., – Defining the Social Phenotype in Williams Syndrome: A Model for Linking Gene, the Brain, and Behavior, Development and Psychopathology, 20, (2008): 1–35.

34. http://www.jstor.org/pss/2786318 Baxter, J. – Interpersonal Spacing in Natural Settings,// Sociometry 33 (4), (1970): 444–456.

35. http://www.foxnews.com/story/0,2933,520811,00.html.

36. McGeoch P., Brang D., Song T., Lee R., Huang M., Ramachandran V., – Apotemnophilia – the Neurological Basis of a Psychological‘ Disorder,// Nature Precedings, hdl:10101/npre.2009.2954.1. http://precedings.nature.com/documents/2954/version/1/files/npre20092954‑1.pdf.

37. Ramachandran V., Rogers‑Ramachandran D. C.; Cobb, S., “Touching the Phantom,” Nature, 377, (1995), 489–490.

38. MacIver K., Lloyd D.M., Kelly S, Roberts N., and Nurmikko T. – Phantom Limb Pain, Cortical Reorganization and the Therapeutic Effect of Mental Imagery,// Brain 131, (8), (2008): 2181–91. http://brain.oxfordjournals.org/content/131/8/2181.short.

39. New Scientist (March 13, 2010): 22.

40. Costandi, M. – Distorted Body Images: A Quick and Easy Way to Reduce Pain.// Scientific American, December 23, 2008. http://www.scientificamerican.com/article.cfm?id=a‑quick‑way‑to‑reduce‑pain.

41. Обзор В.С. Рамачандрана о применении терапии зеркального ящика при различных заболеваниях см. http://brain.oxfordjournals.org/content/early/2009/06/08/brain.awp135.full.

42. Pinter H. – Various Voices: Prose, Poetry, Politics, 1948–1998 // (Grove Press July 10, 2001): 11.

43. Ilya Farber, “The world within the skull,” Nature (2001), rev. of Llinas “I of the Vortex” (sub req).

44. Ilya Farber Review of Rudolfo Llinas, “I of the Vortex: From Neurons to Self,” American Scientist, 2001.

45. В книге «On Being certain» (гл. 13, с. 177–187) я делаю предположение, что целенаправленность лучше всего представлять как непроизвольное ментальное ощущение, близко связанное с чувством знания.

46. Я не подразумеваю, что в действительности существует конкретная зона мозга, которую можно рассматривать как место для предсказаний. Скорее предсказания являются функцией целого набора нервных сетей. Однако представление о «главном предсказателе» представляет собой удобную комбинацию метафоры и условного обозначения.

47. Lafargue G., Franck N. – Effort Awareness and Sense of Volition in Schizophrenia // Consciousness and Cognition 18 (2009), 277–289.

48. Lewes, G. H. “Motor‑feelings and the Muscular Sense.” Brain, 1, (1878):14–28.

49. В 1805 г. французский философ Мен де Биран написал, что чувство усилия является фундаментальным компонентом ощущения Я, признаком задействования воли.

50. Аналогичные результаты наблюдались у добровольцев с искусственно вызванной в ходе эксперимента потерей периферийной чувствительности.

51. Там же, 105.

52. Blackmore S.J., Wolpert d.M., and Frith D.D., «Central Cancellation of Self‑produced Tickle Sensation». Nature Neuroscience, 1(7), (1990): 635–640.

53. Frith C. «The self in action: Lessons from delusions of control». Consciousness and Cognition, 14 (4), (2005): 763.

54. Чтобы получить общее представление о трудностях отнесения сложных ментальных ощущений к отдельной зоне мозга или даже близко связанным нейронным системам, см.: David N., Newen A. and Vogeley K. – The “Sense of Agency‘ and its Underlying Cognitive and Neural Mechanisms.// Consciousness and Cognition 17 (2008): 523–534.

55. Frith Chris. “Making up the mind: How the brain creates our mental world.” Blackwell publishing 2007, p 105.

56. http://www.youtube.com/watch?v=59YKlP – PhU&NR=1.

57. http://www.thepsychologist.org.uk/archive/archive_home.cfm/volumeID_18‑editionID_128‑ArticleID_931‑getfile_getPDF/thepsychologist/1005dell.pdf.

58. В обзоре 39 детально описанных случаев Делла Сала (Della Sala) и др. (1994) обнаружили, что большинство из пациентов, демонстрирующих синдром руки‑анархиста, имеют очаги повреждения, распространяющиеся на медиальную стенку лобной доли со стороны, противоположной положению неконтролируемой руки. В частности, повреждения, судя по всему, концентрируются в области, известной как вторичная двигательная область. Она лежит на медиальной поверхности одной из лобных долей и задействуется при выполнении движений. Считается, что эта область отвечает за превращение намерения в инициированное движение или задействована в выборе того, какое движение совершить. Несколько исследований сходятся в демонстрации того, что часть вторичной двигательной области хранит и организует двигательные подпрограммы, относящиеся к внутренним побуждениям. Della Sala S., Marchetti C., and Spinnler H. – The anarchic hand: A frontomesial sign,// In F. Boller & J.Grafman (Eds.) Handbook of Neuropsychology, Amsterdam: Elsevier. Vol. 9, (1994): 233–255.

59. http://www.thepsychologist.org.uk/archive/archive_home.cfm/volumeID_18‑editionID_128‑ArticleID_931‑getfile_getPDF/thepsychologist/1005dell.pdf.

60. Banks G., Short P., Martinez A.J., Latchaw R., Ratcliff G., and Boller F. – The Alien Hand Syndrome: Clinical and Postmortem Findings, Archives of Neurology 46, (1989): 456–459.

61. Руку‑анархиста в литературе часто называют «чужой рукой». Однако «чужая рука» – это более общий термин, которому разные авторы придают различное значение. По словам Делла Сала, путаница возникла из‑за неверного перевода с французского, который впоследствии долго появлялся в научных отчетах (полностью см. Marchetti & Della Sala, 1998). Marchetti C., & Della Sala S. – Disentangling the Alien and Anarchic Hand. Cognitive Neuropsychiatry, 3, (1998): 191–207.

62. Этот список ни в коем случае не окончателен. Существуют более сложные ментальные ощущения, которые установить сложнее. Хотя некоторые из них могут оказаться отдельными функциями мозга, большинство лучше рассматривать как конечный результат подборки и смешения более простых психических состояний.

63. http://www.spaceandmotion.com/Philosophy‑David‑Hume‑Philosopher.htm.

64. Изменение пространственной конфигурации двух событий также может изменить чувство причинности. Если вы, споткнувшись, ударили большой палец ноги, но пару дней спустя у вас возникла боль где‑нибудь в другом месте, например в голени, колене, бедре, тазобедренном суставе или в локте, вы измените представление о вероятности того, что ваша боль вызвана травмой, в зависимости от того, насколько далеко располагается больное место от места травмы.

65. http://news.yahoo.com/s/nm/20100902/lf_nm_life/us_britain_hawking/print.

66. http://www.independent.co.uk/life‑style/health‑and‑families/health‑news/bad‑behaviour‑down‑to‑genes‑not‑poor‑parenting‑says‑study‑2093543.html.

67. http://www.guardian.co.uk/society/2010/oct/03/oliver‑james‑adhd‑attention‑deficit.

68. Hume D. “An Enquiry Concerning the Human Understanding. (The Harvard Classics. 1909‑14). http://www.bartleby.com/37/3/10.html.

69. Вместо того чтобы засорять речь повторяющимися упоминаниями подсознательных и неосознанных когнитивных процессов – неуклюжая фраза, я часто заменяю их коротким словом «мозг». Я осознаю, что такой словесный образ может увести в неверном направлении представления, будто вся психическая деятельность исходит из мозга, но он позволяет отличить психические функции нижнего уровня от тех, что, по существующему убеждению, представляют сознательное мышление.

70. Хотя биологические основы работы с информацией неизвестны, у нас есть нейрохимический пример тормозящих и возбуждающих нейромедиаторов, совместно определяющих, будет ли клетка активирована. На самом примитивном уровне это является комплексным учетом всех взвешиваний данных, происходящих в скрытом слое.

71. Chabris C., Simons D. The Invisible Gorilla: And Other Ways Our Intuitions Deceive Us, New York: Crown, (2010).

72. Adair R. The Physics of Baseball (New York: Harper Perennial, 2002), 42. For more complete explanation, see pp 66–80 of On Being Certain.

73. Damasio A. – Remembering When // Scientific American (September 2002); 66.

74. Kruger J., Dunning D., Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One’s Own Incompetence Lead to Inflated Self‑Assessments // Journal of Personality and Social Psychology, 77 (6), (1999): 1121–34.

75. Авторы рассматривают неадекватную оценку положения в рейтинге относительных результатов, вместо того чтобы просто взять процент завышения ожидаемой оценки и продемонстрировать, что студенты с низкими показателями с большей вероятностью будут приписывать себе более высокие показатели, чем оказавшиеся в верхней части таблицы результатов теста. Чтобы сделать это, они сравнивают оценки количества правильно выполненных заданий, сделанные участниками исследования, с их реальными результатами.

76. Hadamard J., The Psychology of Intuitive Judgment, Cambridge: Cambridge University Press, (1954).

77. Russell B. «The Study of Mathematics,»Mysticism and Logic: And Other Essays, London: Longman, (1919): 60. http://books.google.com/?id=zwMQAAAAYAAJ&pg=PA60&dq=Mathematics+rightly+viewed+possesses+not+only+truth+but+supreme+beauty+a+beauty+cold+and+austere+like+that+of+sculpture+without+appeal+to+any+part+of+our+weaker+nature+without+the+gorgeous+trappings+inauthor: Russell.

78. Devlin K. The Math Gene: How Mathematical Thinking Evolved And Why Numbers Are Like Gossip. (New York: Basic Books, 2001). http://books.google.com/books?id=AJdmfYEaLG4C&pg=PA140&lpg=PA140&dq=Why+are+numbers+beautiful%3F+It's+like+asking+why+is+Beethoven's+Ninth+Symphony+beautiful.+If+you+don't+see+why,+someone+can't+tell+you.+I+know+numbers+are+beautiful.+If+they+aren't+beautiful,+nothing+is.&hl=en.

79. Topolinski S., Reber R. – Immediate Truth‑Temporal Contiguity between a Cognitive Problem and its Solution Determines Experienced Veracity of the Solution,// Cognition, 114, 1 (January 2010): 117–122. doi:10.1016/j.cognition.2009.09.009.

80. В статье Ребера приводятся результаты других исследований скорости обработки информации, которые используются для того, чтобы объяснить, как мы судим о точности афоризмов, почему предпочитаем одни бренды другим и склонны отвергать математические теории, если они сложны для понимания.

81. Hawking S., Mlodinow L. The Grand Design, (New York: Bantam, September 7, 2010) //Because there is a law such as gravity, the universe can and will create itself from nothing.// http://www.guardian.co.uk/science/2010/sep/02/stephen‑hawking‑big‑bang‑creator.

82. http://news.yahoo.com/s/nm/20100902/lf_nm_life/us_britain_hawking/print>.

83. Чтобы получить представление о том, как антитеологический посыл побуждает первоклассных ученых пересматривать природу Ничто, отказываться от классической логики и передавать агентивность Вселенной, посмотрите комментарии Лоренса Краусса (Lawrence Krauss), физика‑теоретика и автора «Universe from Nothing: Why There is Something Rather than Nothing»[67] (Free Press, New York, 2012). Объяснения Краусса: «Я думаю, что можно быть практически уверенными в том, что все, что мы видим, пришло из пустого пространства. Вся физика, которую я знаю, очень сильно наводит на мысли, что Вселенная возникла к существованию как квантовая флуктуация». Для Краусса это «пустое» пространство состоит из бурлящего варева виртуальных частиц, которые спонтанно возникают и исчезают в рамках настолько малых промежутков времени, что этого невозможно заметить. Это и есть то самое Ничто, из которого появилась Вселенная. Когда репортер журнала Skeptic Magazine спросил, как возможно получить Нечто из Ничто, Краусс ответил: «Меня интересует не классическое, логическое описание Ничто, а скорее то, что наука говорит нам об этом. Философский брат может быть на своем месте, но кого это волнует? Это только означает, что Вселенная умнее теологов. Тот факт, что вы не можете осмыслить этого, ничего не меняет».

84. Мне вспомнился приведенный Витгенштейном пример того, что правильный синтаксис создает ощущение смысла в бессмысленном предложении: «Сейчас на Солнце полдень».

85. Попросите калькулятор точно определить число π, и он будет вычислять до бесконечности. Если его запрограммировать так, чтобы он останавливался, только найдя окончательный ответ, а значит, у него нет встроенного прерывателя расчетов. Судя по всему, по своей конструкции мы тоже запрограммированы находить ответы на вопросы независимо от того, существуют они или нет. Происхождение Вселенной всегда будет для нас иметь высший приоритет, поскольку нам кажется, что оно дает нам ключ к знанию того, кто мы. Никакое количество свидетельств ограниченности наших возможностей нас не остановит.

86. Это ничем не отличается от ситуации, когда ваш мозг, услышав слова «изменение климата», первым сгенерирует образ полярного медведя, тогда как кто‑то другой увидит в них потерю работы для лесорубов. Как всем нам известно по собственному опыту, наши рассуждения находятся под очень сильным влиянием тех первых, исходных образов.

87. Хокинг делает акцент на том, что обозреваемая перспектива имеет критическое значение для понимания происхождения Вселенной. Он проводит четкое различие между видом с точки зрения червя изнутри Вселенной и видом с точки зрения ангела снаружи Вселенной. Его заявление о том, что его теория основана на ангельской точке зрения, – еще один пример того, что взгляд с точки зрения мысленного взора человека лежит в сердце космологических разногласий. http://www.newscientist.com/article/mg19025481.300‑exploring‑stephen‑hawkings‑flexiverse.html?full=true.

88. http://www.skeptic.com/past‑lectures/the‑grand‑design/.

89. Хокинг хорошо осведомлен о роли субъективности в нашем понимании мира. В 2008 г. он объяснял, что для того, чтобы понять происхождение Вселенной, лучше всего было бы взглянуть на Вселенную, исходя из ее наиболее фундаментальных характеристик – как мы их ощущаем (ссылаясь на классический, или ньютоновский опыт переживания событий). Он утверждает, что работа, идущая в обратном направлении от наших восприятий, позволила бы нам увидеть наилучшие возможности того, как могла эволюционировать Вселенная. По сути, он утверждает, что наше восприятие мира должно быть стартовой точкой для любой теории, хотя им же утверждается, что его безграничная теория решает проблему «Что было до начала всего?».

90. Coetzee J.M. Youth (New York: Penguin, 2002), 10.

91. http://www.nytimes.com/2010/02/11/science/earth/11climate.html.

92. http://www.tnr.com/blog/the‑vine/what‑the‑snowpocalypse‑says‑about‑global‑warming.

93. http://www.nytimes.com/2010/02/11/science/earth/11climate.html.

94. http://www.huffingtonpost.com/2010/02/15/donald‑trump‑points‑to‑sn_n_462834.html.

95. Harrison P. – Descartes on Animals,// The Philosophical Quarterly, 42, No. 167, (April, 1992). http://www.jstor.org/pss/2220217.

96. http://www.sagecenter.ucsb.edu/center.

97. Gazzaniga M., Humans (New York: Ecco, 2008), 1–3.

98. Там же.

99. http://www.pbs.org/wnet/nature/episodes/bower‑bird‑blues/introduction/2109.

100. Некоторые замечательные фотографии «творений» шалашников см.: http://www.flickr.com/photos/cuttlefishlove/galleries/721576231 90971692/, http://ngm.nationalgeographic.com/2010/07/bowerbirds/morell‑text.html.

101. Singer P. Animal Liberation, (New York: Avon Books, 1990), 10–12, 14–15. http://www.animal‑rights‑library.com/texts‑m/singer03.htm.

102. Coghlan, A., – Animals feel the pain of religious slaughter,” New Scientist, October 13, 2009. http://www.newscientist.com/article/dn17972‑animals‑feel‑the‑pain‑of‑religious‑slaughter.html.

103. Хороший обзор основных «за» и «против» в споре о Китайской комнате см.: http://www.iep.utm.edu/chineser.

104. Мы доверяем тем, кто ставит правильные вопросы, а затем полагаемся на компьютер для осуществления сложных расчетов, которые ведут к ответу. Мы не доверяем компьютеру в том смысле, не верим, будто он способен выдумать какую‑либо из этих идей.

105. Beckett S. The Expelled (New York: Penguin, 2011). http://www.nybooks.com/articles/article‑preview?article_id=11881.

106. Слизистая плесень игнорирует любую категорию. Она передвигается, чтобы прокормить себя, подобно животному, но она так же выпускает плодоносящее тело, содержащее споры, как это делают грибы. http://www.rice.edu/sallyport/2004/winter/features/lowsociety/index.html.

107. Johnson S. Emergence (New York: Scribner, 2002). Shttp://www.worldcat.org/wcpa/servlet/DCARead?standardNo=068486875X&standardNoType=1&excerpt=true.

108. Nakagaki T., Yamada H., and Tóth A. – Intelligence: Maze‑solving by an Amoeboid Organism,// Nature 407, (28 September 2000): 470.

109. arxiv.org/abs/0912.3967.

110. Можно поспорить, что оно не является абсолютно «одноклеточным» в общепринятом смысле, поскольку клетки слизистой плесени (Physarum polycephalum) сливаются вместе, чтобы сформировать плазмодий – гигантскую клетку с множеством ядер и отсутствием клеточных мембран между ними.

111. Тошиюки Нагакаки – биолог и физик из Университета Хоккайдо.

112. http://www.nytimes.com/2010/01/26/science/26obmold.html?emc=eta1&pagewanted=print>. Tero A., Takagi S. Saigusa T., Ito K., Bebber D., Fricker M., Yumiki K., Kobayashi R., and Nakagaki T. – Rules for Biologically Inspired Adaptive Network Design//, Science, 22 January 2010: 327 no. 5964, 439–442.

113. http://www.sciencedaily.com/releases/2010/05/100525202301.htm from May 26, 2010 in Proceedings of the Royal Society B.

114. http://en.wikinews.org/wiki/Brain_chemical_Serotonin_behind_locusts%E2%80%99_swarming_instinct.

115. Dyer J., Ioannou C., Morrell L., Croft D., Couzin I., Waters D., & Krause J. – Consensus decision‑making in human crowds,// Animal Behaviour, 75, (2008): 461–470.

116. http://www.nytimes.com/2007/11/13/science/13traff.html?pagewanted=3&_r=1&ei=5089&en=0693ae5413eb2a67&ex=1352696400&partner=rssyahoo&emc=rss.

117. 3rd Joint Action Meeting. July 27–29, 2009 Het Trippenhuis Tinbergenzaal, Amsterdam, Netherlands. http://web.mac.com/gknoblich/page4/assets/JAM3_program.pdf.

118. Roepstorff, A., Frith, C., and Frith, U., – How our Brains Build Social Worlds // New Scientist, December 2, 2009.

119. Selich R. – The Feel of Joint Action.// 3rd Joint Action Meeting. July 27–29, 2009 Het Trippenhuis Tinbergenzaal, Amsterdam, Netherlands. Reference 13, page 63. http://web.mac.com/gknoblich/page4/assets/JAM3_program.pdf.

120. Ng S., Han S., Mao L., and Lai J. “Dynamic Bicultural Brains: fMRI Study of their Flexible Neural Representation of Self and Significant Others in Response to Cultural Primes,// Asian Journal of Social Psychology, 13, (2010): 83–91.

121. Протестировать свое восприятие на иллюзии Мюллера – Лиера можно здесь: http://www.michaelbach.de/ot/sze_muelue/index.html.

122. Heinrich J., Heine S., Norenzayan A. «The weirdest people in the world?» Behavioral and Brain Sciences, 33, (2010): 61–135. http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1601785.

123. McDowell A. – Westerners vs. the World: We are the Weird Ones, National Post, Saturday, Aug. 21, 2010.

124. http://www.edge.org/3rd_culture/boroditsky09/boroditsky09_index.html.

125. http://www.amazon.com/Decoding‑Universe‑Information‑Explaining‑Everything/dp/067003441X.

126. Какова бы ни была ваша позиция по этому щекотливому вопросу, я сомневаюсь, что найдется много людей, которые верят, что информации просто не существует, если в данный момент ее невозможно обнаружить на физическом уровне, т. е. в качестве битов данных или кучи нейромедиаторов.

127. Merali Z. – Spooky steps to a quantum network,// New Scientist, October 07, 2006. http://www.newscientist.com/article/mg19225723.600‑spooky‑steps‑to‑a‑quantum‑network.html?full=true&print=true.

128. Robson D. – Brain ‘entanglement’ could explain memories,// New Scientist, 16: (January 12, 2010), 42. http://www.newscientist.com/article/dn18371‑brain‑entanglement‑could‑explain‑memories.html?full=true&print=true.

129. Agulhon C., Petravicz J., McMullen A., Sweger E., Minton S., Taves S., Casper K., Fiacco T., McCarthy K. – What Is the Role of Astrocyte Calcium in Neurophysiology?// Neuron, 59, 6 (September 25, 2008): 932–946,

130. Koob A. The Root of Thought: Unlocking Glia. (New York: FT Science Press, Prentice Hall, 2009).

131. Koob A., – The Root of Thought: What Do Glial Cells Do?// Scientific American, October 27, 2009. http://www.scientificamerican.com/article.cfm?id=the‑root‑of‑thought‑what.

132. http://faculty.washington.edu/chudler/facts.html.

133. Azevedo F., Carvalho L., Grinberg, L., et. al., – Equal Numbers of Neuronal and Nonneuronal Cells Make the Human Brain an Isometrically Scaled‑up Primate Brain, The Journal of Comparative Neurology, 513, 5, (April 10, 2009): 532–541. http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/cne.21974/abstract. Считается, что мозг человека содержит 100 млрд нейронов и в десять раз больше глиальных клеток. Однако, используя новые методы подсчета количества клеток, эти авторы обнаружили равное количество нейронов и глиальных клеток. «Соотношение между количеством глиальных клеток и нейронов в структурах человеческого мозга идентично обнаруженному у других приматов, и число клеток соответствует ожидаемому показателю у примата человеческих размеров. Эти результаты ставят под сомнение распространенную точку зрения, что люди отличаются от других приматов строением своего мозга». Обратите внимание на тенденцию видеть в себе уникальность, проявляющуюся даже в том, что мы традиционно приписываем себе отличающееся от других приматов строение мозга (больше глии).

134. http://faculty.washington.edu/chudler/facts.html.

135. Smith K. – Neuroscience: Settling the Great Glia Debate,// Nature, 468, (2010): 160–162. http://www.nature.com/news/2010/101110/full/468160a.html.

136. Smith K. – Neuroscience: Settling the Great Glia Debate,// Nature, 468, (2010): 160–162. http://www.nature.com/news/2010/101110/full/468160a.html.

137. Например, кальциевые волны внутри астроцита распространяются гораздо медленнее, чем более быстрые нейронные импульсы, необходимые для контролирования движения мышц. Медленные и длительные режимы более типичны для химически коммуницирующей эндокринной системы.

138. Хороший набор ссылок, касающихся дебатов вокруг глиальной трансмиссии см. https://wiki.brown.edu/confluence/display/BN0193S04/Astrocytes – Calcium+Signaling,+Gliotransmission,+and+Synaptic+Plasticity.

139. Decety j., Michalska K., Akitsuki Y., Lahey B. – Atypical Empathic Responses in Adolescents with Aggressive Conduct Disorder: a Functional MRI Investigation,” Biological Psychology, 80, (2009): 203–211.

140. http://www.edge.org/3rd_culture/ramachandran/ramachandran_p1.html.

141. http://www.yale.edu/caplab/Main/Publications_files/sdarticle%282%29.pdf Lyons D., Santos L., Keil F. “Reflections of Other Minds: How Primate Social Cognition can Inform the Function of Mirror Neurons,” Current Opinion in Neurobiology, 16, (2006):230–234. По словам йельского профессора Дерека Лайонса (Derek Lyons), хотя зеркальные нейроны и кажутся идеальным невральным субстратом для подражания, «озадачивающий факт состоит в том, что обезьянки просто не подражают. В действительности подражание, судя по всему, является уникальной человеческой чертой».

142. Gopnik A. – Cells that Read Minds?// Slate, April 26, 2007. http://www.slate.com/articles/life/brains/2007/04/cells_that_read_minds.html.

143. http://www.livescience.com/220‑scientists‑read‑minds.html/

144. Goldman, A., Simulating Minds: The Philosophy, Psychology, and Neuroscience of Mindreading (London: Oxford University Press, 2006).

145. Mirror Neurons Also Respond to Language and Sound, // SEEDMAGAZINE.com, September 20, 2006. http://seedmagazine.com/content/print/mirror_neurons_also_respond_to_language_and_sound/.

146. Специальный выпуск PBS о зеркальных нейронах: http://www.pbs.org/wgbh/nova/body/mirror‑neurons.html.

147. http://www.livescience.com/220‑scientists‑read‑minds.html.

148. Iacaboni M. – Imitation, Empathy, and Mirror Neurons,// Annual Review of Psychology, 60, (2009):653‑70. http://www.adineu.com.ar/IMITATION%20EMPATHY%20AND%20MIRROR%20NEURONS%20IACOBONI.

149. Thompson H. – Empathetic mirror neurons found in humans at last.// New Scientist, April 16, 2010. http://www.newscientist.com/article/mg20627565.600‑empathetic‑mirror‑neurons‑found‑in‑humans‑at‑last.html.

150. http://www.edge.org/3rd_culture/ramachandran06/ramachandran06_index.html.

151. http://www.salon.com/news/environment/mind_reader/2009/02/26/bernie_madoff

152. Другая линия возражений против связывания воедино понимания намерений других людей и ощущения сопереживания – это способность компьютерных программ предсказывать человеческие эмоции путем анализа мимики. При оценке некоторых эмоций, в частности радости или печали, компьютеры уже превосходят людей. В то же время у компьютеров нет опыта переживаний этих эмоций. То, что программное обеспечение может распознать эмоции, несмотря на отсутствие у компьютера эмоциональных способностей, настойчиво наводит на мысль, что чтение мыслей другого человека как не требует сопереживания, так и не является его компонентом.

153. Danziger N, Faillenot I., and Peyron R. – Can We Share a Pain We Never Felt? Neural Correlates of Empathy in Patients with Congenital Insensitivity to Pain, Neuron, 61(2): (Jan. 29 2009): 203–12.

154. http://www.reproductive‑revolution.com/archive/empathy‑genetics.html.

155. Дополнительные ссылки и обсуждение см. в моей статье по сопереживанию на Salon.com http://www.salon.com/news/environment/mind_reader/2009/02/26/bernie_madoff.

156. http://www.reuters.com/article/2011/05/05/us‑science‑evil‑idUSTRE7442Q620110505.

157. Hof P., Van der Gucht, E. «The Structure of the Cerebral Cortex of the Humpback Whale, Megaptera novaeangliae (Cetacea, Mysticeti, Balaenopteridae),» The Anatomical Record, Published Online: November 27, 2006. http://www.wiley.com/bw/journal.asp?ref=1932–8486&site=1.

158. http://jn.physiology.org/content/97/5/3165.full – Mixing Modalities Is More Than Meets the Eye Alone. Focus on: “Multisensory Versus Unisensory Integration: Contrasting Modes in the Superior Colliculus” JN Physiol, 97, no. 5, (May 2007): 3165 (editorial to Alvarado et al. article 3193–3205 in same issue).

159. Специалисты из Калифо


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.187 с.