Интервью с Великим мастером Великой ложи России Г.Д. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Интервью с Великим мастером Великой ложи России Г.Д.

2019-07-12 153
Интервью с Великим мастером Великой ложи России Г.Д. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г. Д.: От того, кто сегодня будет посвящен в Орден, зависит его завтрашний день. Если профанизм возобладает, то возрождение русского масонства – обречено на неудачу.

Пока мы не можем обозначить наш адрес. К нам приходят лишь люди, которых рекомендуют наши братья. Ряды растут медленно. Сейчас, в начале 1995 года, четыре ложи объединяют около ста человек.

Разочарованы бывают те, кто ищет у нас связей, удовлетворения честолюбивых амбиций. Некоторые считают, что масоны правят миром. Таких людей мы отсеваем на собеседованиях. Хотя пришлось «усыпить», вывести из ложи несколько человек, уже принятых в нее.

Социальный состав разнообразен. У нас есть ученые, инженеры, коммерсанты, врачи, военнослужащие, журналисты.

Ю.В.: Есть ли среди них люди, известные всей стране?

Г. Д.: Нет. Конечно, если придут крупные политические деятели, члены правительства, мы будем только рады. Это повысило бы авторитет братства. Но это не самоцель. Главное, чтобы человек соответствовал нашим требованиям. Например, мы не хотели бы компрометировать себя связями с людьми, капиталы которых нажиты нечестным путем.

Один французский миллиардер, имеющий российское происхождение, даже предлагал спонсировать нас. Однако разобраться в этой ситуации нам помог высокий посвященный, бывший полковник французского Генштаба Михаил Гардер. По своим каналам он выяснил, что потенциальный спонсор связан с наркомафией и им интересуется Интерпол.

Ю.В.: Говорят о масонстве бывшего члена Политбюро Александра Яковлева…

Г. Д.: Мне ничего об этом не известно. Хотя нельзя исключать того, что кто‑то был посвящен в одной из лож других стран.

Надо еще сказать, что с масонством часто путают такие организации, как Лайнз клуб, Ротари клуб, Мальтийский орден, Бнай Брит и так далее. То есть «вольных каменщиков» критикуют за деятельность других, сходных с ними организаций.

Ю.В.: На лацкане вашего пиджака– православный крестик…

Г. Д.: Большинство посвященных – православные люди. Есть и те, кто до конца не нашел себя в религии, но ищет некую высшую силу. Масонство помогает найти себя в духовном плане, прикоснуться к традиции.

Что касается связей с Православной Церковью… Есть частные контакты с отдельными священниками. Они полагают, что масонство может быть союзником православия. Однако чаще всего мы встречаем жесткое неприятие. Многие считают, будто в России есть только одно направление подлинной духовности.

Все это от того, что о масонстве очень мало знают. Даже один корреспондент, который пришел к нам брать интервью, совершенно не был осведомлен о традициях Ордена. А потом – стал его членом.

Ю.В.: А каков уровень вашего собственного посвящения?

(Мой собеседник показывает нагрудный знак, на котором написано – 33 градус. То же самое – на обратной стороне трехзвенного золотого кольца, что на его пальце).

Мы привыкли считать масонство тайным обществом. Почему вы согласились отвечать на мои вопросы?

Г. Д.: Это как раз и связано с уровнем моего посвящения. Масоны нижних степеней обязаны вести закрытую, герметическую работу в ложах. Начиная же с 30‑го тамплиерского градуса, каждый из братьев получает в руки духовный меч для борьбы со злом во внешнем мире.

Ю.В.: Вы удивительно быстро взлетели по степеням посвящения. Ведь, насколько я знаю, сами вы в масонстве состоите недолго.

Г. Д.: Да, в масонском регламенте обозначены сроки, необходимые для прохождения того или иного градуса посвящения. Например, в символических ложах нижнего уровня не менее года надо быть учеником. В течение этого периода неофит не имеет права брать слово на заседаниях. Затем – год он должен быть подмастерьем, это второй градус. От года до трех – быть мастером символической ложи, прежде чем получить 4‑й градус.

Впрочем, многие не поднимаются выше третьего градуса. В нем уже сосредоточены все права и достоинства масонства. Если у брата нет склонности к эзотерической работе, которая и дает продвижение по лестнице посвящения, то он может стать Великим мастером ложи, даже не имея высоких градусов.

Возможно, мои эзотерические склонности были оценены высоко. Впрочем, скорее столь быстрое посвящение – некий аванс. Важно самопосвящение, постоянное ощущение ученичества. Нельзя обольщаться тем, что возвысился над миром профанов.

Лестница посвящения – это проход через различные духовные традиции. Есть розенкрейцеровские, тамплиерские степени, многое масонство взяло от Каббалы. В ложах происходит диалог традиций.

Ю.В.: Как же начиналось в последние годы то, что вы называете возрождением русского масонства?

Г. Д.: Вначале активность по отношению к России проявил Великий Восток Франции. В 1991 году в Москве была создана ложа «Северная Звезда». (К этому сроку мы имели семь мастеров, необходимых для ее открытия). Французы перевели тексты ритуалов на русский язык, подобрали для нас литературу, консультировали по содержанию различных практик.

Хотя, надо сказать, традиция через книги не передается. Символ – это ключ к бессознательному, но важно, чтобы замок не был ржавым. Дух на Западе утерян. Многие даже там считают, что если масонство по настоящему возродится, то это произойдет в России.

Ю.В.: Мне приходилось даже сталкиваться с одной необычной версией на этот счет. Поскольку в отличие от католицизма, в Православных храмах алтарь закрыт иконостасом, крещение и причастие дают Православному настоящее посвящение. В западных храмах, где алтарь на виду, остались ритуалы, но таинством они не являются. Там для инициации необходимо вступить в какой‑либо посвятительный орден. У нас же это мистическое зерно в каждом крещеном человеке (которое он часто не осознает), могут эффективно использовать различные сообщества вплоть до сомнительных сект.

Однако, вернемся к вашему рассказу.

Г. Д.: Как я пришел в масонство? У меня есть друг, француз. Он посвящен в Великий Восток. К тому же мой прадед был членом одной из русских провинциальных лож. Дома хранится его хрустальная печать второй половины XIX века с масонскими символами. В тот период запрет Александра I на работу лож в России никто не отменял, но они действовали.

Сейчас для меня эта печать – важная реликвия.

Кроме того, меня, как профессионального философа, всегда интересовали мистические, эзотерические проблемы. Вопросы бессознательного, сверхсознательного.

Так все это соединилось – и я согласился на инициацию во Франции.

Ю.В.: В чем состоит ритуал инициации?

Г. Д.: Я давал присягу и не имею права разглашать масонскую тайну, даже если покидаю братство.

Ю.В.: В своей книге «Люди и ложи» Нина Берберова приводит такой текст масонской клятвы: «Помыслите о страшных клятвах, принесенных вами в этой пещере, не забывайте и наших клятв, и будьте уверены, что мы строго соблюдаем их, и вонзаем наши шпаги в ваши сердца, если бы они оказались изменническими и клятвопреступными, и вы когда‑либо нарушили свой долг».

Г. Д.: Итак, я стал досточтимым мастером «Северной Звезды». В августе 1991 года другим направлением масонства – Великой ложей Франции в России – была создана ложа «Николай Новиков». Я помогал и в ее организации, был вторым стражем ложи во время инсталяции (учреждения).

Для поддержки работы в России была создана парижская ложа «Александр Пушкин».

Ю.В.: Я помню, что даже по радио «Свобода» приглашали записываться в нее.

Г. Д.: В России затем возникли ложи «Сфинкс», «Геометрия», «Лютеция». Это под эгидой Великой ложи Франции. А в рамках Великого Востока кроме «Северной Звезды» – «Свободная Россия», «Свободные братья» и «Девять муз». Они действуют в Москве, Санкт‑Петербурге и некоторых других городах. В каких именно – сказать не могу, в провинции ведь все на виду.

К этому времени я вышел из Великого Востока и прошел процесс регуляризации в рамках Великой национальной ложи Франции. В русле этого направления в России также были созданы символические ложи, в январе 1993 года – «Гармония», а затем – «Лотос», «Новая Астрея», «Гамаюн».

Ю.В.: Я обратил тогда внимание на сообщение в прессе: управление юстиции Москвы зарегистрировало под номером 2743 регулярную национальную ложу.

Г. Д.: Постепенно в России возникла структура как во Франции. Там основными направлениями являются Великий Восток, Великая ложа, Великая национальная ложа, «Права человека» (смешанная ложа), Великая женская ложа.

Великая ложа и Великая национальная ложа особенно близки между собой. Обе работают по древнепринятому шотландскому уставу. Особняком стоит Великий Восток – это либеральная ложа, в отличие от регулярного масонства.

Регулярные масоны шотландского обряда не могут посещать иррегулярные ложи – и наоборот. Хотя отношения вне храма поддерживаются. И у нас в России – также. Тем более, что я основывал иррегулярные ложи, многих состоящих в них братьев посвящал.

Регулярное масонство связано с древними масонскими традициями. В нем состоят люди верующие. И работа ведется во славу Великого Архитектора Вселенной. На престоле мастера обычно находятся три светоча – циркуль, угольник и книга Священного Закона. В нашем случае – Библия, открытая на одной из страниц Евангелия от Иоанна. Если в ложе есть мусульмане – Коран, зороастрийцы – Айвеста. В таких ложах не имеют права обсуждать политические или религиозные проблемы. Иногда, в порядке исключения, можно говорить о социальных вопросах.

Великий Восток отступил от этих принципов. В него входят и неверующие. На заседаниях Великого Востока стали тяготиться даже такими рудиментами ритуалов, как стук молотком (он символизирует обработку грубого природного камня человеческого существа). Мы же считаем ритуал преобразованием хаоса в космический порядок. Масонство – это метод познания мира.

На заседаниях Великого Востока допускаются политические дискуссии и решения. Но ведь если ложа не связана с божественными силами, то она теряет свой посвятительный, мистический характер. Если же это утрачивается, то остается лишь говорить о моральных принципах. Образуется вакуум – вот в него и приходят либо политические проблемы, либо оккультные вопросы как самоцель. Можно обрести экстраординарные психо‑физические возможности, но без связи с высшей силой мы в таком случае все равно имеем дело с профанизмом.

Более того, подобные тенденции, как, например, в движении «Нью Эйдж», опасны. Эзотерические традиции, открытые прежде лишь узкому кругу духовно подготовленных людей, приобретают характер массовой культуры. Голография объединяется с тибетской мистикой и еще бог знает чем. Психотехника посвятительных организаций превращается в психотехнологии воздействия на сознание миллионов. Таким образом тиражируется новое человеческое существо с новыми возможностями. Это чревато уже не экологической, а антропологической катастрофой…

В Великом Востоке преобладают представители левых партий. В 1990 году, при социалистах, во Франции масонами были около ста депутатов Национального Собрания и министров. Великий Восток всегда являлся влиятельной политической силой. Мне известно, что и в России два министра из гайдаровского правительства состояли в Великом Востоке.

Ю.В.: Я бы добавил: на общем собрании Великого Востока Франции в 1923 году был провозглашен тост «За Французскую Республику – дочь французского масонства. За будущую Всемирную Республику – дочь всемирного масонства»…

А к какому направлению относятся в основном масоны США? И разве они не занимаются политикой?

Г. Д.: Все Великие ложи там – регулярные. Чаще всего это Шотландский обряд. (Вообще к регулярному масонству относятся Йоркский, Французский, Шведский и другие уставы). Да, многие американские президенты были масонами, но думаю, они занимаются политикой не как масоны, а как частные лица.

Ю.В.: Однако вернемся к нам в Россию.

Г. Д.: Кроме созданных у нас символических лож, о которых я говорил (в них входят братья первых трех градусов), недавно созданы и ложи для высших посвящений. Ложа «Усовершенствование» – с 4 по 14 градус. «Капитул‑18» – рыцарские и розенкрейцеровские градусы. «Ареопаг» – для 30‑го и 31‑го градуса. «Консистория» – для 32‑го градуса. А посвященные в высший градус будут входить в Верховный Совет, который замкнет всю пирамиду.

Регулярную ложу может учредить только регулярная ложа. Великую ложу – либо Великая ложа, либо три символические ложи. У нас уже есть четыре регулярные ложи. Можем учредить Великую ложу, но есть и свои проблемы. Когда масонская пирамида, о которой я говорил, будет построена, очень может быть, что кто‑то пожелает свалить все грехи за происходящее в стране именно на нас. Скажут, что опять в тяжелые для Родины времена масоны поднимают голову.

Ю.В.: Мне кажется, что сегодня вы не в настроении…

Г. Д.: Да, во Франции среди некоторых братьев опять началась сейчас какая‑то интрига против нас. Это можно связать с предстоящим созданием Великой ложи. Возможно, кто‑то не желает, чтобы я становился ее Великими мастером…

Ю.В.: Почему?

Г. Д.: Иногда мне кажется: кое‑кто хочет нас использовать в своих целях, а мы не улавливаем этого и действуем по‑своему.

Зима 1995 года

 

КАЖДЫЙ ВТОРНИК ВЕЧЕРОМ…

 

Второе интервью с Г.Д.

Ю.В.: А как получилось, что вы оставили Великий Восток и перешли в систему Великих лож Шотландского обряда?

Г. Д.: Во многом этому способствовало знакомство со вторым лицом во французском шотландском масонстве, русским по происхождению, Михаилом Гардером. Он обратил мое внимание прежде всего на духовные традиции русского масонства, на роль Николая Новикова, например.

Ю.В.: Да, эта роль оценивалась по‑разному. Вот что писал Гардер о Новикове и его окружении: "…самой яркой личностью был Новиков – просветитель России, который придумал дешевую библиотеку с целью распространения образования, и который был глубоко убежденный вольный каменщик. Один из его последователей Шварц – уже стариком описан Толстым в «Войне и мире»… Шварц был настоящим выразителем этого глубокого духовного течения, ничего не имеющего общего ни с каким‑то политиканством, ни с какими‑то играми. Его метод – углубление в себя с целью новыми глазами увидеть все сокровища, которые нам оставила человеческая мысль… Вдруг найти какую‑то атмосферу, в которой вы в сущности живете. Очень интересный феномен – это сон, но сон сознательный. Наши сны всегда подсказаны нам подсознанием – как раз на этом так называемые психоаналитики играют вовсю. А тут наоборот – этим методом вам дают данные сна, которые вы полностью сознательно переживаете. И это помогает вам, в противоположность психоаналитическому методу. Тут вся дрянь сама по себе рассасывается, и остается все то лучшее, которое внутри вашего подсознательного; то лучшее, что вы несете от предков…

Наш подход не отталкивает от нашей веры, в которой мы были крещены и воспитаны, а наоборот – помогает углубиться в наше вероисповедание, видеть его другими глазами."

Однако вот, например, что написано о Новикове в указе от 1 августа 1792 года Екатериной Второй: "Они делали тайные сборища, имели в оных храмы, престолы, жертвенники; ужасные совершались там клятвы с целованием креста и Евангелия, которыми обязывались и обманщики и обманутые вечною верностью и повиновением ордену Златорозового креста с тем, чтобы никому не открывать тайны ордена, и если бы правительство стало бы сего требовать, то, храня оную, претерпевать мучение и казни…

Мимо законной, Богом утвержденной власти, дерзнули они подчинить себя герцогу Брауншвейгскому, отдав себя в его покровительство и зависимость…

Имели они тайную переписку с принцем Гессенкассельским и с прусским министром Вельнером изобретенными ими шифрами и в такое еще время, когда Берлинский двор оказывал нам в полной мере свое недоброхотство…

Издавали печатные у себя, непозволительные, развращенные и противные закону православному книги…"

По традиции алтарь масонского храма обращен на Восток. Однако русские масоны всегда получали свою «премудрость» с Запада. Это касается и подготовки событий 1917 года.

Возможно, с тех пор многие в России рассматривают отечественных масонов как силу, которая выполняет некие зарубежные задания. Именно поэтому уже в наше время некоторых наблюдателей насторожило одно мероприятие. В 1992 году в Страсбурге состоялся международный коллоквиум «Социальные права гражданина Европы». Он был организован под эгидой Совета Европы при активном участии Великого Востока Франции, Великой ложи Франции, Мемфис Мицраим и других направлений вольных каменщиков. На этом мероприятии присутствовали А.Собчак, бывший помощник Горбачева А.Грачев, член редколлегии «Московских новостей» А.Гельман, советник Ельцина В.Колосов…

История повторяется. Такой вывод напрашивается, если сопоставить этот факт и те факты, что приводит в своем исследовании Лоллий Замойский: "В Париже в 1884–1887 годах из русских были навербованы ложи «Космос» и «Гора Синай», а затем открыта под эгидой «Космоса» Русская высшая школа общественных наук с целью «смягчения резких противоположностей, сближения политических групп, способных действовать на общей почве».

Кто был в активе этих масонских «школ»? Философ В.Вырубов, психиатр Н.Баженов, изобретатель П.Яблочков, историки В.Ключевский и М.Ковалевский, писатели А.Амфитеатров и В.Немирович‑Данченко, друг М.Горького публицист Е.Кедрин, земский деятель В.Маклаков, присяжный поверенный М.Маргулиес, князь С.Урусов. Отпочковавшись от французских академий, они привили масонство на родной почве, создали сеть лож в больших городах".

…Наша нынешняя встреча состоялась после некоторого перерыва. За это время, как я понимаю, в вашей жизни произошло важное событие. Во всяком случае, я видел в прессе снимок, где запечатлен момент создания Великой ложи. Вы стали ее Великим мастером, а один из отечественных банков даже преподнес вам перстень с одиннадцатью бриллиантами…

Г. Д.: Да, все это так. Однако нам еще необходимо признание английской материнской ложи. Предстоит подготовить петицию на староанглийском языке, собрать множество документов. Каждый год в ноябре комитет по регулярности утверждает или отлучает те или иные ложи Шотландского обряда. В последнее время отлучены, например, ложи Италии и Греции.

Нарушения устава ведут за пределы регулярного масонства, как в

случае с итальянской ложей П‑2 или увлекшейся политикой ложей во главе с Джулиано ди Бернарди.

Из всех стран Восточной Европы признана только ложа Венгрии.

Французские братья об этой процедуре загодя нас не предупреждали. Возможно, это связано с интригами во Франции между Великим мастером и ведущим все дела секретарем, который не хотел создания Великой ложи в России.

Ю.В.: На штандарте вашей Великой ложи – двухглавый орел и святой Георгий Победоносец…

Г. Д.: Двухглавый орел – знак высшего посвящения в масонстве. А Георгий Победоносец – символизирует 30‑ый, тамплиерский градус. Под этим штандартом каждый вторник вечером и проходят собрания братьев.

25 июля 1995 года.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.