Утверждено на заседании кафедры философии, истории, теории искусств и культуры ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Утверждено на заседании кафедры философии, истории, теории искусств и культуры ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры

2019-07-12 116
Утверждено на заседании кафедры философии, истории, теории искусств и культуры ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профили:

– менеджмент социально-культурной деятельности;

 – технология социально-культурной деятельности;

– менеджмент туризма.

для студентов очной формы обучения

 

 

Волгоград – 2012 год

Составитель: Тинина Зоя Павловна – профессор, зав. кафедрой общеобразовательных дисциплин ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»

Утверждено на заседании кафедры философии, истории, теории искусств и культуры ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры

                     Протокол № 1 от 09.10.2012 г.

Рецензент: Литвинова Ирина Николаевна, канд. ист. наук; научное звание – доцент; должность – доцент кафедры социальной работы и педагогики института истории, международных отношений и социальных технологий ФГАОУ ВПО «ВолГУ»

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО «РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ»

для студентов направления подготовки: «Социально-культурная деятельность»

1. Извлечение из ГОС ВПО по дисциплине «Религиоведение» …………………………………………….. С. 4

2. Компетентностная карта учебной дисциплины……………………………………………………………..С. 5

3. Тематический план по «Религиоведению» ………………….………………………………………………С. 8

4. Методические рекомендации по дисциплине. ………………………………………………………………С. 9

5. Методические рекомендации по организации СРС…………………………………………………………С. 11

6. Планы семинарских занятий для студентов СКД……….…………………………………………………..С. 12

7. Темы докладов по дисциплине …............................................................……………………………………С. 15

8. Контрольные вопросы к зачёту по дисциплине …………………………………………………………… С. 16

9. Текущий контроль знаний студентов………………………………………………………………………...С. 18

10. Комплект тестовых материалов……………………………………………………………………………. С. 19

11. Лекционный курс по дисциплине (тезисы) ……….……………………………………………………….С. 49

12. Глоссарий …………………………………………………………………… ………………………………С. 51

13. Библиография…………………………………………………………………………………………………С. 83

14. Контроль результатов обучения студентов в баллах………………………………………………………С. 86

15. Методика формирования результирующей оценки …………..……………………………………………С.87

16. Критерии автоматического получения оценки студентом по религиоведению …………………………С.89

ИЗВЛЕЧЕНИЕ

ИЗ ГОС ВПО по ДИСЦИПЛИНЕ «религиоведение»

ОП Д.Ф.О8 религиоведение

религия как феномен культуры; ранние формы религиозной культуры. История индуизма и буддизма, конфуцианства, джайнизма и даосизма; история иудаизма; возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры; Основные христианские конфессии; история ислама и специфика исламской культуры; история православной культуры Византии и России; современные религиозные движения; фундаментализм и модернизм; социокультурные аспекты межконфессионального диалога.

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

Коды компетенций

Названия компетенций

Краткое содержание и структура, характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускника

Структура компетенций характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускника 1 2 3 4   ОК ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА:       ОК 1 способность владеть культурой мышления; быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

1. знать:

- предпосылки, причины, движущие силы и закономерности формирования религиозных форм;

- проблемы изучения религий в историографии;

- историю религиозной культуры; события, факты и теории религиоведения;

- место религиозной культуры в современном мире;

 

2. уметь:

- соотносить знания по религиоведению с историей философии, мировой цивилизации и культурологии;

- использовать знания при решении профессиональных задач;

- пользоваться терминологией, сравнительным методом; 

- давать описание религиозным событиям и памятникам культуры;

- использовать приобретенные знания при написании творческих работ и деловых документов;

- выражать своё компетентное и корректное мнение, отношение, суждения к значительным событиям и личностям;

 

3. Владеть:

- знаниями об общих процессах и отдельных фактах, явлений, событий, конфессий, течений и школ;

- анализа социально-политической, научной, исторической литературы о религиозных процессах сегодня;

- гражданской и творческой позиции;

- использования знаний и умений в практической деятельности;

- формулирования культуры мышления, использования методик поиска, систематизации, анализа изучаемого материала.

Пороговый уровень · Владеет культурой мышления и обобщения по религиозной проблематике; · Описывает историю, события, факты религиозной культуры мира; · Использует знания религиоведения в профессиональной деятельности; Продвинутый уровень · Осуществляет толкование причин, движущих сил религиозных форм сознания; · Интерпретирует и обсуждает проблемы историографии по религиоведению; Высокий уровень · Высказывает суждения по проблемам религиоведения; · Даёт оценку особенностям религиозной культуры; · Рассказывает о религиозной культуре в современном мире. ОК 2 уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь     Пороговый уровень · Описывает в общих чертах особенности религиозной культуры; · Находит общее и особенное в религиозной культуре народов мира; · Использует в устной и письменной речи терминологию религиоведения; Продвинутый уровень · Выявляет логику толкования причин, движущих сил религиозных форм сознания; · Дискутирует и обсуждает проблемы историографии по религиоведению; Высокий уровень · Высказывает своё компетентное и корректное мнение по проблемам религиоведения; · Даёт логически верно и аргументированно оценку особенностям религиозной культуры. ОК 3 быть готовым к работе в коллективе Пороговый уровень · Обнаруживает способности к работе с верующими разных конфессий; · Имеет твёрдую гражданскую и творческую позицию; · Проявляет корректность по отношению к инакомыслящим; Продвинутый уровень · Выявляет способности с уважением относиться к мнению других людей по религиозным вопросам; · Владеет корректными методами убеждения и согласования мнений; Высокий уровень · Обнаруживает способности управлять коллективом, состоящим из представителей разных конфессий и убеждений;   ОК 4 Находить творчески-организационные решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Пороговый уровень · Обнаруживает способности быть ответственным в работе с верующими разных конфессий; · Проявляет лояльность к инакомыслящим и инаковерующим; Продвинутый уровень · Выявляет способности нести ответственность за принятые решения в нестандартных ситуациях; Высокий уровень · Обнаруживает способности находить организационные решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;   ОК 9 использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Пороговый уровень · Владеет основными положениями и методами при решении религиозных проблем; Продвинутый уровень · Формулирует методику поиска, систематизации и анализа религиозных проблем в профессиональной деятельности; Высокий уровень · Использует основные положения и методы решения религиозных проблем в достижении профессиональной цели.   ОК 10 быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы  

Пороговый уровень

· Обнаруживает способности к аналитическому мышлению при решении религиозных проблем;

Продвинутый уровень

· Формулирует социально значимые проблемы и процессы в области религиоведения;

Высокий уровень

· Анализирует социально-значимые проблемы и процессы в области религиозной культуры.

ОК 13

быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

Пороговый уровень · Обнаруживает способности работать с информацией по религиозным проблемам в электронных ресурсах Интернет; Продвинутый уровень · Использует глобальные компьютерные сети в получении информации по религиоведению; Высокий уровень · Проявляет способности в работе с информацией в глобальных компьютерных сетях по проблемам религиозной культуры.

 

Тематический план по Религиоведению

для студентов 1-го курса (2-3 семестр)

по направлению 071800 СКД; 071900 БИД:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

Изучение религии очень важно особенно в наше время, в нашей стране, после крушения старых формирования новых идеалов. Ещё не так давно шла борьба с религией, а ныне звучат призывы к возрождению религии в качестве основы культуры и даже государственной идеологии. Предмет религиоведения как научной дисциплины, включает в себя исследование сущности религии, её структуры и функций, типов и форм, её места в культуре и обществе.

Религиоведение включает ряд разделов, основными из которых являются философия, социология, психология, феноменология, история религии.

Философия религии представляет собой совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны. Интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа – материализма, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа.

Социология религии изучает общественную детерминированность религии, общественные закономерности её возникновения, развития и функционирования, её элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию.

Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и пр.). Психология религии изучает также содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на религиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей.

Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов, а также с учётом этого даёт систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всём его многообразии, воспроизводит его прошлое в конкретных формах, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях.

В учебно-методическом пособии не представляется возможным строго развести материал по всем указанным разделам. Поэтому в ходе изложения материала по мере необходимости будут использованы результаты исследований всех разделов религиоведения.

В религиоведении используются самые различные понятия и термины. Из общефилософских и социально-философских категорий используются: «бытие», «сознание», «познание», «отражение», «символ», «истина», материальное и духовное», «культура», «отчуждение» и пр. Большое место занимают понятия и термины, пришедшие из логики, этики, эстетики: «знак», «значение», «смысл», «совесть», «ответственность», «милосердие», «сострадание», «красота». Применяются также общенаучные понятия, такие как: «система», «структура», «функция», «роль», «закон» и т.д. Учение о религии взаимодействует с конкретными науками. Поэтому оно заимствует из них и частнонаучные понятия: «эпоха», «право», «иллюзия», «вера», «чувство», «настроение», «сострадание», «общение», «язык», «жизнь», «смерть». Но существуют и специальные религиоведческие понятия, такие как: «религия», «теология», «религиозный культ», «церковь», «конфессия», «храм», «молитва», «теизм», «деизм», «пантеизм», «атеизм», «скептицизм» и пр. 

Комплексная дисциплина «религиоведение» использует большое число разнообразных методов познания, как собственные, так и методы других гуманитарных наук. Например, установление социальных фактов требует изучение документов, опросы разного рода – интервью, анкетирование и пр., методы первичной обработки полученных данных, группировка, ранжирование, составление статистических таблиц и т.д. Психология религий использует анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, методы исследования установок и диспозиций личности, социометрию и пр. В изучении религии очень важен исторический метод, который исходит из единства исторического и логического, использует в качестве инструмента познания логику истории. Логика истории позволяет понять современное состояние объекта как нечто ставшее, даёт руководство к правильному осмыслению событий и фактов прошлого. Генетический метод имеет в виду выведение последующих этапов развития из начальной фазы. Сравнительно – исторический метод позволяет сопоставить разные этапы развития одной религии в разное время, сравнить разные религии, существовавшие в одно время и пр. Типологический метод представляет собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам. В результате типологизации получаются типы, которые задают модель типологической общности для определённых объектов, явлений. Инвариантность признаков какого-то объекта позволяет соотносить его к соответствующему типу. Феноменологический метод включает совокупность приёмов выяснения значений и смыслов в духовном взаимодействии людей, соотносит мотивы, представления, идеи, цели практически действующих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи их поведения, помогает обнаружить формальные структуры общения, субъективные факторы общественных отношений. Структурно-функциональный анализ имеет дело с объектами, представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их строения и функционирования.

Исходным принципом изложения материала является строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета. Другой принцип предполагает рассмотрение религии, религиозной философии в контексте развития духовной культуры, решая тем самым ряд культурологических проблем. Выявляются особенности религии как феномена культуры, свойства религиозно-культурных образований, специфика религиозной философии, своеобразие различных выражений свободомыслия в духовной жизни общества и личности. Очень важным является принцип изложения вопросов на языке толерантности, терпимости, диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. Содержание, дидактика и методика изложения сообразны с положениями о свободе мысли, совести, религии и убеждений в международных правовых документах, таких как: «Всеобщая декларация прав человека» ООН от 10 декабря 1948 г., «Международный пакт о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г., «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» от 1 августа 1975 г., «Парижская хартия для новой Европы» от 21 ноября 1990 г., а также с соответствующими положениями Конституции России и Закона России «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СРС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

Для успешной самостоятельной работы студентов по данной дисциплине необходимо:

- познакомиться с содержанием рабочей программы преподавателя, со списком предлагаемой в ней литературы по той или иной проблематике;

- разобраться с содержанием конспекта лекций, планами семинарских занятий, темами докладов и дидактическим материалом по дисциплине;

- изучить предлагаемую библиографию по религиоведению;

- быть активным участником дискуссий на семинарах и лекциях-беседах;

- выступать с докладами, рецензиями к предлагаемым научным публикациям по религиозным проблемам;

- быть готовым к текущему и рубежному контролю результатов обучения студентов по «Религиоведению»;

- в работе над темой следует сначала изучить соответствующую библиографию, затем составить план выступления, при выступлении необходимо использовать методы логического изложения;

- При подготовке к самостоятельной работе над темами семинаров студент обязан изучить предлагаемую литературу по конкретной теме, выработать собственное представление по каждому из вопросов темы. Семинарское занятие может проходить в разной форме по усмотрению преподавателя. Это может быть коллоквиум, дискуссия, беседа, круглый стол, командная игра на заданную тему. Практические занятия могут проходить в форме просмотра видеоматериалов, а также коллективных просмотров соответствующих дисциплинам фильмов в кинотеатрах с последующим обсуждением увиденного. Наконец, это может быть рубежное тестирование по изученному и повторенному студентами разделу курса. Как правило, с целью лучшего освоения студентами предмета преподаватель выбирает не одну, а несколько приемлемых для него форм самостоятельного изучения курса студентами, а также контроля над этим процессом.

- Успешное изучение студентом дисциплины «Религиоведение» основано на знании культурологии, этики, эстетики, истории материальной культуры, всеобщей и отечественной истории, истории философии, философии, логики, истории и теории мировой культуры и генеалогии.

Планы семинарских занятий:

Модуль 1.

Модуль 2.

Темы докладов (Модуль № 2)

1. Возникновение, основные идеи и направления буддизма.

2. История Ламаизма на Тибете, Монголии и России.

3. Предпосылки, история и общественно-исторические условия распространения христианства до падения Рима в 476 г.

4. О проблемах становления христианской догматики.

5. Особенности процесса автокефалии христианских церквей в исторической ретроспекции.

6. Особенности формирования Православной конфессии.

7. История принятия христианства Киевской Руси.

8. Идеи Реформ патриарха Никона и причины раскола Русской Церкви.

9. Церковная реформа Петра I и новые общественно-исторические условия православной церкви в России.

10. Особенности Православного и Католического вероучения и культа.

11. История возникновения, общее и особенное в вероучениях, организации и культе Протестантизма.

12. Возникновение, вероучение и основные направления в Исламе.

13. История ислама в России.

14. О сущности философии хинаяны, махаяны и ваджраяны.

15. История развития и направления православной философии.

16. Основные аспекты учения Фомы Аквинского, как одного из влиятельных представителей философии католицизма.

17. Учения неоавгустинистских школ в католической философии.

18. Философско-теологическая интерпретация природы и социальный идеал П. Тейяр де Шардена.

19. Протестантская философия и теология эпохи Возрождения.

20. Сущность фундаментализма и модернизма в религиозной культуре.

21. Сущность мусульманской теологии калам.

22. особенности учений мусульманских школ и направлений.

 

Контрольные вопросы к зачету.

1. Основные гипотезы происхождения религиозных верований.

2. Функции религии и ее сущностные характеристики.

3. Особенности автохтонных религий Американского континента.

4. Языческие традиции и обрядность народов Океании и Австралии.

5. Мифосознание как самая ранняя форма религиозных образов, тем и сюжетов.

6. Синкретизм обычаев, обрядов и праздников у древних кельтов и германцев.

7. Синкретизм обычаев, обрядов и праздников у древних славян, связанных с силами природы.

8. Антропоморфизм, традиционализм и универсальность религиозных сюжетов в современном народном творчестве.

9. Ведийская литература и божества.

10.Ведийские учения о нравственной жизни, смерти и загробной жизни.

11.Джайнизм и его учение.

12.Даосизм и его учения.

13.Греческие боги. Религия философии и морали.

14.Божества древних римлян.

15.Сказания о происхождении Рима. Периоды религиозной римской истории.

16.Мировые религии и система искусств.

17.Особенности возникновения и распространения христианства в раннее средневековье.

18.Миланский эдикт. История официального признания христианства.

19.Апостольские, поместные и автокефальные церкви. История их основания.

20.Причины и история образования двух административных центров в христианском мире (1054).

21.Причины и история принятия христианства на Руси.

22.Реформация. Начало протестантизма. Происхождение понятия «протестантизм».

23.Общее и особенное в учении лютеранства, кальвинизма, цвинглианства, пуританизма, анабаптизма.

24.История молоканства как баптистского направления в России.

25.Адвентистское направление в баптизме и его течения.

26.Современное положение протестантских церквей в Европе и Российской Федерации.

27.Общее и особенное в догматике православной и католической церкви.

28.Сходство и отличие практики церковных таинств и крестного знамения в католичестве и православии.

29.Исихазм, как основа православного монашества. История и особенности скитской и общежительной форм монашества.

30.История и разновидности католических орденов. Их каритативный характер.

31.Особенности исполнения христианских праздников в католичестве и православии.

32.Иконопись и иконопочитание в православии.

33.История и содержание биографий Сидартха Гаутамы.

34.Суть канонической и неканонической литературы буддизма.

35.История поглощения буддизма индуизмом. Отличия индуизма от буддизма.

36.Философско-нравственные концепции буддизма.

37.Особенности буддизма в России.

38.История и учения основных течений ислама. (Шиизм и суннизм).

39.Религиозно-правовые школы ислама.

40.История и феномен ислама в России.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

Формы контроля

Стоимость контроля в баллах

 

Посещаемость на лекциях

Всего

Текущий контроль на семинарах

 

Рубежный

доклады, диктант по глоссарию

1 2

3

4 5 6 7
Лекции (6 пар)    

 

            0-2 (посещение 1-й пары) 18
Семинар 1 0-7    

 

            7
Семинар 2   0-7  

 

            7
Семинар 3     0-7

 

            7
Семинар 4      

0-7

            7
Семинар 5      

 

0-7           7
Семинар 6      

 

  0-7         7
Семинар 7      

 

    0-7        
тестирование      

 

      0-20     20
понятийный диктант      

 

        0-6   6
доклады      

 

        0-7   7
Общая сумма по видам контроля

0-49

0-33

0-18 0-100
                         

 

ТЕСТЫ МОДУЛЯ № 2:

1. Какая из мировых религий является самой древней?

А. Христианство

Б. Ислам

В. Буддизм                                 

2. Как переводится Будда на русский язык?

А. Озарённый

Б. Пробуждённый

В. Просветлённый

3. Как называется полный свод канонических книг буддизма?

А. Сутта-питаки

Б. Винная-питаки

В. Типитаки

4. Почему майский день в полнолуние является для буддистов трижды святым?

А. Именем Майя названа мать Будды, он родился в этот день и прозрел

Б. Ученик Будды Ананда записал его проповеди, Будда прозрел и умер в этот день

В. Будда родился, прозрел и умер в этот день  

5. Как называется первый шаг к нирване?

А. Биккхуни

Б. Сангха

В. Праджня      

6. Из какого природного материала создан город – библиотека в Бирме под открытым небом в 1871 г.?

А. Дерево

Б. Камень

В. Мрамор

7. Как переводится на язык пали словосочетание «алмазная колесница»?

А. Махаяна  

Б. Хинаяна   

В. Ваджраяна

8. Как называется страна всеобщего благоденствия в мифологии ваджраяны в тибетском варианте?

А. Тантра

Б. Шангрила                                   

В. Шамбала

9. Переведите на русский язык «Далай-лама»?

А. Река достоинств

Б. Море совершенств

В. Океан учения                  

10. Буддизм, какой школы был объявлен государственной религией монголов на съезде нойонов в 1576 г.?

А. Дзэн

Б. Кадампа

В. Гелугпа 

11. Какая используется музыка в храмовом богослужении тибето-монгольского буддизма?

А. Смычковых инструментов

Б. Духовых и ударных инструментов    

В. Клавишных инструментов

12. Расскажите, что такое Цам и его обрядность.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

13. Расскажите в связи, с чем и в каких веках стал распространяться тибетский буддизм в России?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

14. Назовите единственный тюркский народ, который исповедует буддизм в России.

А. Буряты

Б. Тувинцы                                            

В. Калмыки

15. С каким событием связано новое европейское летоисчисление?

А. С падением Рима

Б. С найденными свитками иудейской общины эссенов

В. С рождением Иисуса Христа    

16. Кого из миссионеров в Армении прозвали Лусаворичем (просветителем)?

А. Царя Трдата III

Б. Григория Партева                       

В. Апостола Варфоломея

17. Какая дата официально считается годом принятия христианства на Руси?

А. 979 г.

Б. 988 г.        

В. 998 г.

18. В каком году Русская православная церковь получила автокефалию?

А. 1448 г.            

Б. 1453 г.

В. 1575 г.

19. Какая из православных церквей получила автокефалию в 1970 г.?

А. Албанская

Б. Польская

В. Чехословацкая

Г. Американская  

20. Профессором богословия, какого университета являлся августинский монах Мартин Лютер?

А. Оксфордского

Б. Виттенбергского                             

В. Парижского

21. Что означает слово «Библия» в переводе на русский язык?

А. Много строк

Б. Много страниц

В. Много книг        

22. Как называется православный символ веры?

А. Константинопольский

Б. Никео-Константинопольский

В. Никео-Цареградский            

23. Наместником кого считается папа Римский на земле?

А. Господа Бога

Б. Иисуса Христа    

В. Апостола Петра

24. Какое из церковных таинств осуществляется один раз в жизни человека?

А. Конфирмация

Б. Крещение   

В. Евхаристия

25. Назовите имя учителя монахов Александра Пересвета и Родиона Осляби?

А. Преподобный Сергий Радонежский

Б. Серафим Саровский

В. Нил Сорский

26. Какой из католических орденов называют орденом храмовников?

А. Тамплиеров

Б. Бенедиктинцев

В. Иезуитов

27. Какой христианский праздник считается главным праздником всех христиан?

А. Рождество Христово

Б. Пасха 

В. День Святой Троицы

28. Перечислите все двунадесятые праздники.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

29. По какому принципу был заключён Аугсбургский религиозный мир в 1555 г.?

А. «Чья страна, тот и правит»

Б. «Чья страна, того и вера»         

В. «Чья страна, тот и хозяин»

30. В каком году в Нижнем Поволжье была основана первая немецкая колония лютеран «Сарепта»?

А. 1582 г.

Б. 1740 г.

В. 1765 г.                                 

31. Что лежит в основе учения кальвинизма?

А. Отсутствие общеобязательного символа веры

Б. Об избранности к спасению и о предопределении

В. О невмешательстве государственных властей в дела общин

32. У кого из протестантов и морганатических религий 7-м днём в неделе считается суббота?

А. Молокан

Б. Штундистов

В. Адвентистов седьмого дня

Г. Адвентистов-реформистов

Д. Пятидесятников

Е. Мормонов

Ж. Иеговистов

33. Кто из киевских князей по преданию первыми приняли православное крещение?

А. Аскольд и Дир

Б. Олег и Игорь

В. Кягиня Ольга и князь Святослав

34. Какое имя получила княгиня Ольга во время крещения?

А. Анна

Б. Елена 

В. Мария

35. Как звали дядю святого Владимира I, который вместе с ним крестил Русь?

А. Илья Муромец

Б. Добрыня Никитич    

В. Алёша Попович

36. Когда была учреждена Сарская и Подонская епископия в городе Сарае на Нижней Волге?

А. В 1240 г.

Б. В 1261 г.                                        

В. В 1279 г.

37. Кто из митрополитов первым приехал умирать в Москву и своими мощами освятил её?

А. Максим

Б. Пётр   

В. Феогност

38. Кто из митрополитов добился ханской грамоты, утверждавшей наследственное право московских князей на великое княжение?

А. Цамблак

Б. Алексий I 

В. Киприан

39. В каком году была образована русская патриархия во главе с патриархом Иовой?

А. 1448 г.

Б. 1589 г. 

В. 1601 г.

40. При каком московском царе был патриархом на Руси Никон?

А. Алексее Михайловиче 

Б. Фёдоре Алексеевиче

В. Петре I

41. В каком году был учреждён Святейший Правительствующий Синод?

А. 1721 г.

Б. 1722 г. 

В. 1725 г.

42. Когда было восстановлено патриаршество в России?

А. После Февральской революции

Б. После октябрьских событий

В. После гражданской войны

43. Как назывался советский декрет, принятый 23 января 1918 г.?

А. «Об отделении церкви от государства»

Б. «Об отделении государства от церкви»

В. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»

44. Какой закон принял Верховный Совет РСФСР 25 октября 1990 года?

А. «О свободе совести»

Б. «О правах личности»

В. «О свободе вероисповедания»

45. Как называл себя пророк Мухаммад?

А. Последним пророком

Б. Завершающим пророком

В. Печатью пророков                     

46. Что означает принцип шариата «рай»?

А. Царство небесное

Б. Личное мнение богослова-правоведа  

В. Идеальная жизнь на земле

47. Каким термином обозначается национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа против царизма во время Кавказской войны 1817-1864 гг.?

А. Накшбендизм

Б. Ваисизм

В. Мюридизм                                        

48. Назовите имя автора первого перевода Корана на русский язык под названием «Алкоран о Магомете или Закон турецкий».

______________________________________________________________

49. С каких годов XX в. началось возрождение религиозной исламской жизни на Северном Кавказе?

А. С середины 80-х гг.

Б. На рубеже 90-х гг.                             

В. С середины 90-х гг.      

КЛЮЧ К ТЕСТАМ МОДУЛЯ № 2

1. Буддизм.

2. Просветлённый.

3. Трипитаки.

4. Будда родился, прозрел и умер в этот день.

5. Праджня.

6. Мрамор.

7. Ваджраяна.

8. Шамбала.

9. Океан учения.

10. Гелугпа.

11. Духовых и ударных инструментов.

12. Цам – праздник, мистерия в ламаизме, когда ламы надевают маски, изображающие Будд, божества, совершают пляски и символически сжигают «злого духа». Цам проходит ежегодно. Цамы имеют несколько видов: разговорный, построенный на диалогах и импровизациях актёров-лам со зрителями; пантомима; с числом участников в 4 – 5 человек; с числом участников в 108 человек; цамы, посвящённые разным персонажам и событиям буддийской истории и мифологии.

13. Тибетский буддизм в России распространился в XVII – XVIII веках в низовьях реки Волги и Забайкалья в результате переселения сюда монгольский ойратских племён дербетов и торгоутов, названных в России калмыками, а также бурят. В 1914 году в состав Енисейской губернии вошла на правах протектората Тува, народы которой также частично исповедовали буддизм.

14. Тувинцы.

15. С рождением Иисуса Христа.

16. Григория Партева.

17. 988 год.

18. 1448 год.

19. Американская православная церковь.

20. Виттенбергского университета.

21. Много книг.

22. Никео-Цареградский символ веры.

23. Иисуса Христа.

24. Крещение.

25. Преподобный Сергий Радонежский.

26. Тамплиеров.

27. Пасха.

28. Пасха, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Рождество Богородицы, Воздвижение креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.

29. «Чья страна, того и вера».

30. 1765 год.

31. Об избранности к спасению и о предопределении.

32. У адвентистов седьмого дня.

33. Аскольд и Дир.

34. Елена.

35. Добрыня Никитич.

36. 1261 год.

37. Митрополит Пётр.

38. Митрополит Алексий I.

39. 1589 год.

40. При царе Алексее Михайловиче.

41. 1722 год.

42. После Февральской революции.

43. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

44. «О свободе вероисповедания».

45. Печатью пророков.

46. Личное мнение богослова – правоведа.

47. Мюридизм.

48. Доктор философии П. Постников.

49. На рубеже 90-х годов.

ТЕСТЫ (3)

 

ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ

1. Какие вы знаете самые древние формы религиозных верований (перечислите)?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

2. Назовите основные компоненты религии


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.336 с.