Тема 7. Социокультурные аспекты межконфессионального диалога. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 7. Социокультурные аспекты межконфессионального диалога.

2019-07-12 165
Тема 7. Социокультурные аспекты межконфессионального диалога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факторы социокультурной детерминации межконфессиональных отношений. Функции социокультурных аспектов меконфессионального диалога. Диффузия как стихийное распространение духовной культуры в социальном и географическом пространств. Трансферт как заимствование внешних образцов одной духовной культуры у другой без глубокого их освоения. Синтез, симбиоз и конфликт как традиционные функции духовной культуры в межконфессиональных отношениях. Введение в практику экуменического диалога между христианскими общинами. Влияние социально-экономических и политических факторов, средств массовой информации на расширение миссионерской деятельности и на отношения между собой различных религий.

 

ГЛОССАРИЙ ПО МИРОВЫМ РЕЛИГИЯМ:

БУДДИЗМ

Абхиджня (санскр.), абхиння (пали) – сверхзнание, достигаемое с помощью медитации. Высшее состояние сознания, при котором появляются шесть способностей: 1. видеть всё, что пожелаешь; 2. различать и понимать любой язык; 3. проникать в чужие мысли; 4. знание всех своих предыдущих жизней; 5. знание предшествующих жизней других существ; 6. свобода от любых желаний.

Абхидхама (пали), абхидхарма (санскрит.) – питаки – третий и последний после Виная – питаки и Сутта – питаки раздел буддийского канона. Буквальный перевод – «корзина, содержащая буддийскую доктрину». Это собрание текстов, предназначенных служить основой для медитации. Содержание этой корзины составляют вопросы этики, психологии и эпистемологии (теории познания).

Авалокитешвара (санскрит) – ботхисатва в мифологии махаяны и ваджраяны, выстцупающий как олицетворение сострадания. Этот мифологический образ сложился в последние века до н.э. Он считается эманацией (исхождением, происхождением) будды Амитабхи. Известны 32 его формы (в т.ч. индуистские боги Брахма, Ганеша, Вишна,Шива), в облике которых он появляется во всех буддийских мифах, спасая страдающих. Самая популярная его форма в ваджраяне, где он имеет 6 рук, 11 лиц, образовавшихся от сочувствия к страданиям человечества. Его земным воплощением считается глава школы гелугпа далай-лама. Авалокитешвара весьма почитаем в китайском и японском буддизме.

Авеста – возникла, вероятно, в первой пол. 1-го тыс. до н.э. Текст ее кодифицирован при Сасанидах (III-VII вв.). Он содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитв, песнопений, гимны зороастрийским божествам. Последнее название происходит от имени пророка по-ирански Заратуштра, которое по-гречески звучит, как Зороастр. Религия зороастризм в древности и раннее средневековье была распространена в Ср. Азии, Иране, Авганистане, Азербайджане и других странах Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время она распространена у парсов в Индии, у гебров в Иране.

Авидья (санскрит.) – невежество или заблуждение. Это первоначало зла и страдания в жизни, поскольку именно невежествоне позволяет увидеть истинную сущность вещей и природы, постоянную изменчивость реальности и пр.

Агванхайдав (1779-1838 гг.) – идеолог и основатель обновленческого движения в монгольском ламаизме.

Агинский дацан (тибетское название – Даши Лхундублинг) – ламаистский монастырь в Бурятии, действующий и в настоящее время. Он строился с 1811 по 1816 гг. Его божество охранитель (сахюсан) – Джамсаран. Кроме главного храма (цокчина) в мостыре имелось 7 малых сумэ в честь славных богов пантеона – Аюши, Дэмчок, Оточи, Гунрик, Абиды, Майдари, Арьябала. Этот дацан известен тем, что с самого основания здесь совершался ежедневно, 4 раза в день хурал.

Агон-сю – одна из наиболее популярных т.н. новых религий Японии, делающих упор на религиозный фундаментализм, мистицизм, различные виды магии. Агон-сю основана в 1978 г. Кирияма Ясуо, последователем эзотерического буддизма школы Сингон-сю. В этой религии сочетается проповедь ранних буддийских текстов с магией и мистическими ритуалами, заимствованными из практики средневековых монахов отшельников. Согласно Агон-сю только на таком сочетании религия способна помочь «неприкаянным духам предков, кишащим в окружающем человека мире, а также оббрести «сущность Будды» и тем самым освободить человека от «злой кармы духов». В культе этой религии имеются заимствования и из различных религиозных течений Запада, спиритуализма, парапсихологии, тибетского мистицизма. Она пользуется большой популярностью среди молодёжи (40%) и составляет 200-300 тысяч человек.

Аджанта – комплекс пещерных храмов в горах Аджанта на плоскогорье Декана (Центральная Индия), созданные во 2-м в. до н.э. – 7-м в. н.э. Здесь было 27 жилых пещер. В некоторых из них сохранились буддийские фрески и статуи, относящиеся к 6-му в. н.э.

Адепт (от лат. adeptus – достигший) – посвящённый в тайны какого-либо учения, секты; ревностный приверженец какого-либо учения, идеи.

Акусала (пали) – неблагоприятная карма, создаваемая невежеством, тщеславием и ненавистью. Символами этих пороков являлются чёрная свинья, красный петух, зелёная змея.

Амидаизм (иногда Амидизм) – одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, который возник и оформился в Китае в 5-6 вв. Это направление получило название по имени главного будды этого течения – Амиды. Каноническими текстами амидаизма являются «Три сутры об Амиде», в которых отражены основные догматические положения данного направления. Целью адепта амидаизма является возрождение после смерти в «чистой земле» Амиды, буддийском рае, где ему уготована вечная счастливая жизнь.

Амитабха (санскрит) – будда в мифологии махаяны и ваджраяны, который олицетворяет неизмеримый свет. Его культ возник в Индии в первые века н.э. Амитабха является создателем и владыкой рая Сукхавати, в котором могут возраждаться все страдающие и уверовавшие в могущество Амитабха живые существа.

Амогасиддхи (санскрит) – один из будд в буддийской мифологии, который является олицетворением непогрешимой истины.

Ананда – двоюродный брат принца Гаутамы и его любимый ученик, который сопровождал Будду как слуга в течение 45-ти лет. После смерти Будды со слов Ананды был составлен свод поучений – Сутта-питака.

Анитья (санскрит), аничча (пали) – непостоянство как одно из свойств бытия (трилакшана). Из-за этого непостоянства бытию присуще страдание (буккха) и отсуствие самости (анатман, анатта). Понимание непостоянства жизни само подвержено изменениям, разрушениям и исчезанию, что является первой стадией достижения нирваны.

Апокрифы (от греч. apokrifos – тайный, сокровенный) – ранние произведения религиозной литературы, не включённые церквами в канон.

Архат (санскрит), арахат (пали) – дословно (достойный) – человек, прошедший четырёхступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня. К чилсу архатов относятся ближайшие ученики и последователи Будды. В традиции хинаяны их насчитывается 16, в традиции махаяны – 18. В хинаяне архаты более популярны, чем в других направлениях буддизма. В махаяне путь архата – это лишь часть пути бодхисаттвы.

Асана (санскрит) – поза. Это ряд фиксированных поз, т.е. положений ног и тела. Например, «ваджрапаньянка-Асана» является позой со скрещенными ногами для медитации. В индуистической йоге существует поза, называемая лотосом. «Тандава-Асана» - танцующая поза, применяемая для изображения канона ваджраяны. Всего в северном буддизме используется около 20-ти Асана.

Аскетизм – практика отказа от всяких желаний ради достижения духовного идеала. Он появился в Индии в поздневедийский период (ок. 1500-1200 лл. до н.э.). Эта практика была внедрена почти во всех школах брахманизма и индуизма (в ведийской религии, в йоге, и джайнизме). Будда попытался с помощью аскетизма достичь просветления, но не достиг его, осудил чрезмерный аскетизм в первой же своей проповеди и советовал следовать «срединному пути». Единственный аскетизм, который буддизм поощрял, это самоконтроль за физическим состоянием тела как средства к достижению самоконтроля над сознанием, т.е. самоотречение от временных удовольствий ради вечного блаженства.

Асуры (а-суры – не боги) – персонажи индийской мифологии, которые вначале обитали на небесах и были равны богам. Потом из-за постоянных конфликтов с богами они были низвергнуты на более низкие уровни вселенной, за что и получили своё название.

Атман (санскрит) – буквально «Абсолютный дух», «Высшее Я», «Мировая душа», «Высшая реальность», «Абсолютная реальность». «Я» - одна из основных категорий брахманизма. С точки зрения брахманистских школ философии, каждая личность есть часть Высшей реальности. Поэтому личное «Я» и мировое «Я» тождественны друг другу. Концепция атман всегда опровергалась буддистами.

Байляньшэ (общество или школа Белого Лотоса) – учение, которое первоначально представляло собой одно из направлений китайского буддизма, созданного известным китайским монахом Хуэйюанем (334-416 гг.). В центре учения – вера в возможность возрождения после смерти в раю будды Амитабхи. Школа «чистой земли», возникшая в 7-8 вв. поглотила байляньшьэ и Хуэйюаня рассматривала как своего первого патриарха. С 12 в. байляньшьэ стало одним из направлений школы Цзинту благодаря деятельности монаха Маоцзиюаня. Центральным культом байляньшьэ является почитание Амитабхи. Позднее этот культ дополняется верой в скорое пришествие будды Майтреи и пронизывается эсхатологическими мотивами. 

Баймасы (Монастырь Белой лошади) – один из древнейших буддийских монастырей в Китае, в 12-ти км. к востоку от города Лояна (провинция Хэнань). По традиционным представлениям он был основан в 64 г., когда в Китай прибыли первые проповедники буддизма Кашьяпаматанга (Шэмотэн) и Дхармаратна (Чжу Фалань). В современной науке это предание считается апокрифическим, т.е. не включёнными в канон буддизма.

Баюнь-цзун (с китайского – Школа Белого облака) – одна из школ в китайском буддизме Хуаянь-цзунь, основанная монахом Кун Цинцзюэ (1043-1121 гг.). Название школы получено от названия обители, где она создалась «Баюнь-ань», и имени основателя. Цинцзюэ разделил различные течения в буддизме на 10 категорий, наивысшей из которых провозгласил «колесницу Будды», объявленная им «внезапным учением». Девять других учений считались «постепенными учениями. Цинцзюэ отстаивал также принцип «единства трёх учений», а именно буддизма, даосизма и конфуцианства. Его последователи не принимали монашеский постриг, но практически вели полу монашеский образ жизни. В 1202 г. эта школа была запрещена императорским указом. В последствии против неё неоднократно издавались государственные декреты.

Банди (монг.) – низшая монашеская степень в ламаизме. Это послушник, принявший 5 обетов.

Бардо (тибет.; санскрит – антарабхава) – «промежуточное состояние» - между смертью и последующим рождением, между сном и бодрствованием…Согласно учению о бардо между смертью и последующим рождением умерший существует в виде самостоятельного существа «гандхарва». Это существо имеет облик того тела, в котором ему предстоит воплотиться. Но тело это призрачно. Его могут увидеть такие же гандхарвы, или люди с паранормальными способностями. Гандхарва пребывает в бардо до тех пор, пока не сложатся условия для его нового рождения, но не более 7-ми дней. Если такие условия не сложились, то гандхарва умирает и вновь рождается как гандхарва. Этот процесс может повторяться до 7-ми раз. Общее время пребывания в бардо не может превышать 49-ти дней. В бардо особенно сильны эффекты йогической практики, существуют особые виды йоги, с помощью которых прямо в состоянии бардо достигается освобождение, а также приёмы, с помощью которых считается возможным воздействовать на гандхарву и улучшить его будущее перерождение.

Бодхи (санскр., пали, дословно – «пробуждение», «просветление») – одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духовное просветление. Достижение бодхи не есть прекращение духовного развития личности. Существуют разные уровни достижения этого состояния: низший – состояние архата, высший – бодхисаттва и будда. Бодхи является целью каждого буддиста. Для этого необходимо пробиться через барьеры обыденного мышления к не двойственности, которая лежит за противопоставлением «Я» и «не-Я».

Бодхисаттва (санскрит., буквально «существо, стремящееся к просветлению») – в буддийской мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и достичь состояния будды.

Бон (по-тибетски, буквально – заклинать, призывать) – система религиозных представлений тибетцев, включающая в себя народные культы, шаманские верования, заимствования из древнеиранской религии и элементы буддизма. Основателем Бона является полу мифическая, полу реальная личность Шенрабмибо. Бон и буддизм развивались параллельно в одном и том же культурном окружении, использовали один и тот же литературный язык. У них общая конечная цель – «состояние пробуждения».

Бонза (от японского – бодзу) – главный монах в буддийском храме. В европейской литературе бонзаем называли любого буддийского монаха безотносительно его ранга.

Брахманизм – Вторая стадия (1-е тыс. до н.э.) формирования индуизма, развивавшая в результате приспособления к ведической религии.

Будда и обыкновенный человек – одна сущность – доктринальное положение буддизма (махаяны), утверждающее существенное тождество Будды и всех других живых существ. В основе доктрины лежит признание Будды в «теле дхармы», что это единственная истинная реальность универсальной субстанции (абсолют), пронизывающей все без исключения живые существа и являющейся их природой, которую не видят её обладатели из-за непросветлённости.

Бурхан – тюрко-монгольская модификация термина «будда». В мифологии этих народов Будда воспринимается как бог-учитель «Бурхан-багша».

Бхута (пали) – невидимые духи, населяющие землю и воздух, живущие в каждом дереве, строении, холме, ручье, роднике и т.д.

Ваджра (санскрит.; тиб. Дордже, яп. Конгосё, кит. Дзиньганси, монг. Очир) – символ буддизма. Тексты определяют его словесный образ – алмаз, громовой топор, пучёк скрещённых молний, выступающие как символ божеств, истины учения Будды. До буддизма ваджра была известна как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Её эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4-мя или 100 углами, 1000 зубцами.

Ваджрапани (санскр. – букв. «рука, держащая ваджру») – один из ботхисаттв в мифологии махаяны и ваджраяны. Ваджрапани обычно изображается в угрожающей позе, синего цвета, с ваджрой в поднятой руке. Его главной функцией является уничтожение тупости и заблуждений. Легенды о нём говорят, что он сопровождал

Ваджрасаттва (санскр. – дословно «алмазное существо», или «имеющий сущность ваджры») – один из будд в мифологии ваджраяны, олицетворение принципа очищения.

Ваджраяна (санскр. – «алмазная колесница») – одно из главных направлений махаяны и буддизма, в рамках которого создано многообразие систем йогической практики, памятников литературы и искусства. К концу I тыс. н.э. ваджраяна стала доминирующей формой индуистского буддизма. В различные исторические периоды она имела распространение на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае. Ваджраяна сохранилась в Японии со времён основоположника школы Сингон-сю Кукая. Но полное господство ваджраяна получила в Тибете, где она считается венцом учения Будды.

Вайрочана (санскр.) – один из будд в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение сияния, сияющего света.

Васан – жанр японской религиозной поэзии; стихотворения-гимны, прославляющие будд, ботхисаттв, основателей буддийских школ, известных буддийских монахов. Эти стихотворения-гимны, писались на японском языке (в средневековой Японии в качестве литературного языка широко употреблялся китайский язык). Особой известностью пользовались васаны монаха Синранома, которые он сочинил в честь будды Амида.

Ведическая религия - основана на неканонической буддийской литературе в виде Ведов (знаний). Она возникла в конце 2-го – начале 1-го тысячелетия до н.э. Она состоит из гимнов 3399 богам племен индии, расселенных по берегам Ганги. В нее включены также жертвенные формулы (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Главными богами являются: Индра – бог-воитель молнии и грома, Агни – бог огня, Сурья – бог солнца и др. Веды стали известны европейцам в первой половине XIX века, когда их начали переводить на европейские языки и изучать.

Виная-питаки – одна из трёх основных частей буддийского канона наряду с Сутта-питакой и Абхидхамма-питакой.

Винатаручи – вьетнамская буддийская школа, основанная в 580 г. выходцем из Южной Индии Винитаручи. Перебравшись через Центральную Азию в Китай, он в 562 г. прибыл в столицу Чаньань, которую покинул через 12 лет в связи с антибуддийскими преследования. Он был учеником третьего «патриарха» школы чань Сэн Цаня, который посоветовал Винитаручи отправиться на Юг. В 580 г. он оказался на территории Северного Вьетнама, обосновался в пагоде Фапван в Луилау, который являлся крупным буддийским центром в регионе. Умер Винитаручи в 594 г.

Випассана (пали) – высшая стадия медитации, способность проникновения в сущность вещей и явлений, мудрость (праджня).

Висуддхи магга (пали, буквально – «Путь к очищению») – название известного сочинения Буддхагхоши, в котором излагается буддийская доктрина.

Вихара (санскр.) – первоначальное место отдыха и развлечений. В раннем буддизме этим словом обозначали место встречи странствующих монахов, где они проводили время сезона дождей. Таким местом могли быть сад, парк, пещера. Позднее под этим словом стали пониматься монастыри в Индии и Шри-Ланке с постоянно проживающими в них монахами, которые были построены разбогатевшими буддийскими общинами.

Вонбульге – буддийская школа в Южной Корее, которая возникла в 1924 г. как общество по изучению буддизма. Но вскоре это общество превратилось в оригинальную школу. Она включает в свой состав как сохраняющих безбрачие монахов-бхикшу, так и женатых членов. В Вонбульге делается основной упор на пропаганду своего учения в массах. В качестве символа вместо изображения Будды последователи школы имеют чёрный круг, обозначающий единство мира. По этой причине секта получила название «Круглого Будды».

Во Нгон Тхонга – вьетнамская буддийская школа, основанная в 820 г. наставником Во Нгон Тхонгом из Гуанджоу.

Восемь драгоценностей (они же – «восемь эмблем славы», «восемь знаков счастья», «восемь благоприятных символов», «восемь жертв»…) – это набор из восьми предметов, образующих самостоятельную структурную единицу в системе культовой практики буддизма. В каждом из предметов заложен философский подтекст: 1. зонт защищает от злых помыслов; 2. две золотые рыбы символизируют счастье и единство; 3. ваза, наполненная напитком бессмертия, является сокровищницей благих намерений; 4. цветок лотоса – символ божественного происхождения и залог спасения; 5. закрученная спиралью вправо раковина – символ блаженства; 6. узел, не имеющий начала и конца – символ бесконечного цикла перерождений; 7. штандарт (знак победы) – символ горы Меру, центра буддийской Вселенной; 8. колесо с 8-ю спицами – символ восьмеричного пути к совершенству. Этот набор предметов стоит на алтаре каждого действующего буддийского храма в виде отдельных небольших скульптур, выполненных из дерева или металла. Они также часто встречаются в виде отпечатка на бумаге, ткани, имеются в юртах и домах, где распространён ламаизм. Каждая из 8-ми драгоценностей, особенно лотос, колесо с 8-ю спицами, узел без начала и конца, могут изображаться по отдельности и выступать как орнаментальный мотив в буддийском искусстве и как объект культа.

«Восемь звуков» - характеристики голоса Будды, проповедующего своё учение живым существам. Голос Будды: 1. завораживающий, чтобы привлекать внимание слушающих; 2. нежный, чтобы усладить их; 3. гармоничный, чтобы смягчать сердца слушающих и настраивать их на понимание сказанного; 4. торжественный, чтобы внушить уважение к Будде; 5. мужественный, чтобы заставить слушающих трепетать от почтения; 6. убеждающий; 7. побуждающий слушающих накапливать добродетели; 8. не знающий усталости.

Восемь «не» - формула «срединного пути» одно из двух главных течений буддизма махаяны – мадхьямики. В основу формулы положены начальные строки трактата индийского буддийского философа Нагарджуны «Мадхьямика-шастра». В этих строках в афористической форме выражена суть важнейшего положения философии махаяны о «недвойственности» (сущностном тождестве) всех явлений: «Я, склонив голову,поклоняюсь Будде, который проповедует: ничто не рождается и не исчезает, всё непостоянно и непрерывно, не едино и не различно, не приходит и не уходит».

Всемирная эсхатология – учение о цели космоса, истории и их конце.

Габала (санскр., дословно – блюдо, чаша, череп) – сосуд, сделанный из человеческого черепа или имитирующий его, оправленный в металл, используется в культовой практике ваджраяны для эзотерической службы в честь богов ранга «защитников веры» (дхармапала). Обычно габалу помещают на треугольной подставке, прикрывают выпуклой крышкой, навершие которой имеет вид ваджры или иного буддийского символа.

Галдан (тиб., букв. – «Обитель радости») – рай будды Грядущего мирового периода, название главного монастыря Тибета, настоятель которого носит титул гьялва («победитель») и считается воплощением ботхисаттвы.

Ганджур, Ганьчжур, Канчжур (тиб. Букв. – переводы сказанного Буддой Шакьямуни) – собрание канонических буддийских текстов, переведённых с санскрита и восходящих к Будде Шакьямуни. Известны его издания – Чоне (самое раннее), Дерге, Пекинское (1411 г.), Нартанское (1732 г.), Лхасское (незавершённое).

Гелугпа (тиб. – закон добродетели), гелданпа (тиб. – добродетельный), жа-сер (тиб. – жёлтая шапка, отличительный атрибут одежды монахов) – будд. Школа в Тибете, созданная в начале XV в. Цзонхавой.

Грязная земля (китайское – хуэйту, японское – эдо) – земной мир, наполненный пороками и страстями (грязью) населяющих его живых существ. Грязной земле противопоставляется чистая земля, в которой возрождаются верующие в спасительную силу будды Амида.

Гэгэн (монгольское, буквально – светлый) – титул духовного лица в ламаизме.

Дана (пали, санскрит – даяние, щедрость) – добродетель подаяния милостыни бедным, нуждающимся, дарения монахам или монашеской общине. Дана является одним из трёх добродетельных деяний, которые приносят подающему религиозную заслугу.

Данджур, Танчжур (тиб. «Переводы пояснений к сказанному Буддой») – собрание переведённых с санскрита на тибетский язык текстов, поясняющих проповеди Будды Шакьямуни.

Дацан (тиб.) первоначально в ламаизме тибетском, монгольском, бурятском, калмыцком, – название факультета (отделения) учебного заведения при монастыре. Позднее в бурятском ламаизме дацан стал названием самого монастыря.

Десять деяний – 10 из 52 ступеней (с 21 по 30) пути бодхисаттвы. Этот путь включает в себя: 1. материальную помощь другим людям; 2. помощь советами; 3. терпимость к чужим взглядам и поступкам; 4. самоотверженность в служении другим; 5. Правильное понимание своего долга; 6. появление перед другими в том виде, в каком они возродятся в «стране Будды»; 7. свободу от привязанности к двум крайним взглядам – существованию вещей и несуществованию вещей; 8. обретение добродетелей, которые трудно обрести; 9. проповедь и распространение учения Будды; 10. постижение сущности «срединного пути».

Десять земель – четвёртый этап пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 41 по 50). Пройдя 40 предыдущих ступеней, ботхисаттва должен испытать следующие состояния: 1. радость от постижения истинной сущности бытия; 2. чистота как следствие освобождения от всех нечистот земного мира; 3. излучение света мудрости; 4. углубление совершенного знания истинной сути бытия; 5. ощущение преодоления последних трудностей на пути к просветлению; 6. проявление совершенного знания; 7. ощущение преодоления ограниченности как хинаяны, так и махаяны; 8. твёрдая убеждённость в истинности «срединного пути» Будды; 9. ощущение обладания всепроникающей мудростью, дающей возможность без помех проповедовать учение Будды; 10. ощущение себя облаком, которое орошает все живые существа учением Будды.

Десять рвений – с 31 по 40 ступени пути бодхисаттв: 1. спасение других живых существ в тайне от них; 2. несокрушимая вера в истинность буддийского учения; 3. проповедь и распространение учений всех без исключения будд; 4. посещение будд в местах их пребывания и служение им; 5. благословение других живых существ; 6. наделение других живых существ безграничным благом; 7. видение в других живых существах всех миров дхармы; 8. постижение истинной сущности всех вещей и явлений; 9. освобождение от всех без исключения привязанностей; 10. освобождение от зависимости от вещей и явлений.

Десять веры (ступеней) – первые десять ступеней пути бодхисаттвы: 1. пробуждение!чистой» веры в учении Будды; 2. запоминание всего постигнутого; 3. усердие в продвидении по пути бодхисаттвы; 4. сосредоточенность на размышлении о пути бодхисаттвы; 5. обретение мудрости для постижения истинной сущности вещей и явлений; 6. принятие обетов; 7. направление ранее обретённых добродетелей на достижение просветления; 8. предохранение от земных желаний; 9. борьба с привязанностями ко всему земному; 10. соблюдение обетов. Прохождение этих ступеней предполагает обретение веры в спасительную силу буддийского учения.

Десять укрытия (ступеней) – второй этап пути бодхисаттвы с 11 по 20 ступень: 1. стремление стать буддой; 2. постижение «пустоты» вещей; 3. совершение благих деяний; 4. постижение относительности и условности всех вещей и явлений; 5. постижение истинной сущности вещей и явлений через совершение благих деяний; 6. обретение высшей мудрости – «праджни»; 7. достижение такого уровня просветлённости, когда не возможно возвращение на пройденную ступень; 8. обретение неподверженности влияниям со стороны ложных учений; 9. убеждённость в возможности стать буддой; 10. постижение того, что ничто не рождается и не умирает. Прохождение этих ступеней обеспечивает невосприимчивость к различного рода земным соблазнам.

Джайнизм – религия в Индии, возникшая в VI в. до н.э. Джайнизм отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех каст, сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки.

Джатака (пали, санскр.) – очень популярное сочинение из канона тхеравады, содержащее 550 историй о прежних рождениях Будды. Как литературный жанр эти истории нашли распространение в фольклоре и буддийской мифологии.

Дзадзэн (яп. – «сидячая медитация», кит. – цзочань) – одна из двух основных практик в школе дзэн, требующая от адепта, сидящего в «позе лотоса», концентрации сознания.

Дзэн (яп., кит. – чань от санскрита дхьяна, т.е. «медитация») – одна из наибодее влиятельных буддийских школ в Японии.

Докшит (от монг. Докшин – дикий, необузданный, свирепый, жестокий) – монгольский термин для обозначения богов ранга «защитников веры» в ламаистском пантеоне.

Дхамма-чакка-паваттана-сутта ( пали, букв. – «приведение в движение Колеса Закона», или «Проповедь о создании царства справедливости») – 1-я проповедь Будды после его просветления, произнесённая перед его первыми учениками в Оленьем парке (Сарнатх) в окрестностях Варанаси (совр. Бенарес).

Дхарма (санскр.), Дхамма (пали) – важный и многозначный термин во всей индийской философии. Можно выделить 5 групп основных значений термина: 1. доктрина; учение, излагаемое в систематической форме; руководящие жизненные принципы, принимаемые человеком; в буддизме – это учение Будды; 2. правило, правильное поведение, справедливость, закон, праведность; 3. условие, причина или прошлое, как причина, следствие; 4. Приложение слова «дхарма» к феноменальному миру указывает на его упорядоченную структуру. Мир – это выражение закона; 5. высшая реальность – точечные моменты бытия, вспышки психо-физической энергии. 

Индрия (санскр.) – «воспринимающая способность», «орган чувства», инструмент непосредственного чувственного восприятия мира. В «абхидхарме» их 6: орган зрения, орган слуха, орган обоняния, орган вкуса, орган осязания, сознание, или познавательная способность. Последнее чувство (сознание) считается самой главной воспринимающей способностью.

Индуизм – сформировался в I тыс. н.э. Является результатом развития ведической религии, брахманизма (2-я стадия индуизма. Возник в 1-м тыс. до н.э. Большую роль играют анимистические представления, культ предков) и других народных верований. Основой учения индуизма является учение о перевоплощении душ (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шиву).

Йога (санскр., букв. – средство, способ, единение, действие, укрепление и пр.) – комплекс приёмов и упражнений для очищения тела и сознания, а также для достижения состояния духовного созерцания.

Кадампа (тиб., букв. – связанный обетом, или принявший посвящение) – школа тибетского буддизма, возникшая в XI в.

Калачакра (санскр., букв. – колесо времени) – одна из важных систем буддийской тантры.

Карма (санскр., камма – пали., букв. – действие, обязанность, деятельность) – это совокупность любых моральных и аморальных волевых намерений. В конструировании сложного закона кармы главная роль принадлежит мысли, т.к. слова и действия являются вторичными по отношению к сознанию.

Лама (тиб., дословно – высший) – учитель наставник в ламаизме.

Ламаизм – религиозная форма северного буддизма, основанная на сочетании черт махаяны и ваджраяны.

Мадхьямика – первая философская школа махаяны. Возникла во II в. в Индии. Основателем ее считают Нагарджуну. Она распространена в Китае, Тибете и других странах буддийского мира. Это основополагающее духовное учение в Тибете, которому посвящалось и посвящается большое количество литературы. В основе учения лежит избегание крайностей утверждения и отрицания.

Майя (санскр.) – иллюзия, обман; в индийской мифологии – способность сверхъестественных существ (богов, демонов, духов) к изменению своего облика.

Манас (санскр.), Мано (пали) – ум, способность человека мыслить; тот аспект сознания, который осуществляет связь субъекта и объекта.

Мани (санскр., тиб., монг.) – камни с написанной или выгравированной на них мантрой.

Мантра ( санскр., дословно – стих, заклинание, волшебство) – магическая форма призывания и заклинания богов в древнеиндийской традиции, в т.ч. в индуизме и буддизме.

Марга (санскр), магга (пали) – путь. Термин используется для обозначения «благородного срединного пути» или «благородного восьмеричного пути».

Махаяна (букв. – Большая колесница) – направление северного буддизма.

Медитация ( санскр.) – внутреннее сосредоточение сознания на определённой идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответствующего объекта и ведущее к успокоению, внутренней гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия.

Метта (пали) – любовь, активная доброжелательность, одно из 4-х божественных состояний, когда сила любви направлена на все живые существа.

Мокша (санскр.) – освобождение от круговорота рождений и смерти, синоним нирваны. Как термин мокша чаще употребляется в джайнизме, чем в буддизме.

Пали – литературный среднеиндийский язык, относится к индийской группе индоевропейской семьи языков. Пали – язык буддийского Канона. Он сложился в Индии, распространился на о. Шлри-Ланка, а в конце I – начале II тыс. в ряде стран к Востоку от Индии. Пали сохранился как язык религии и письменности в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе, Кампучии, Вьетнаме.

Патра (санскр.) – чаша, используемая буддийскими монахами хинаяны для ежедневного по утрам сбора подаяний с населения в окрестностях.

Питака – пали, букв. – корзина.

Потала (санскр.) – 1. в буддийской мифологии название рая, где обитают ботхисаттва Авалокитешвара и его женская энергия Тара; 2. дворец и зимняя резиденция далай-ламы в Лхасе (до 1959 г.), одна из главных святынь Тибета.

Праджня (санскр., паннья (пали) – трансцендентальная мудрость, божественная интуиция. Одно из 6-ти совершенств и одна из 2-х опор махаяны.

Санскрит (букв. Обработанный) – литературно обработанная разновидность древнеиндийского языка индоевропейской языковой семьи. Отличается строго нормализованной грамматикой. На этом языке написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной, Центральной Азии и Европы. В Индии санскрит используется как язык гуманитарных наук и культа.

Сутра (санскр.), сутта (пали) – букв., нить на которую нанизаны жемчужины) – литературный жанр, к которому относятся произведения, состоящие из отдельных афоризмов.

Тантра (санскр., дословно – непрерывность, поток психики) – 1. Одно из названий ваджраяны; 2. Базовые тексты ваджраяны, которые наряду с сутрами считаются словом Будды.

Хурал (монг.) – религиозная служба в ламаистском монастыре.

Хурул (калм) – название монастыря в калмыцком ламаизме, который состоит из большого и малого монастыря, храма и часовни.

Эсхатология (от греч. eschatos – последний, конечный и logos – знание) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Существует 2 вида эсхатологии: 1. индивидуальная эсхатология – учение о загробной жизни единичной человеческой души;

Цаннит – название высших конфессиональных школ в Калмыкии и Бурятии. Инициатором их создания выступил бурятский хамбо-лама Агван Доржиев. Он же был автором программы обучения и фактически ответственным за ее выполнение. Формальным ответственным по уставу за выполнение этой программы считался лама; Дацан – название факультета (отделения) учебного заведения при монастыре. Позднее в бурятском ламаизме дацан стал названием самого монастыря.

ХРИСТИАНСТВО

Аббатиса – настоятельница женского монастыря, осуществляющая права и обязанности матери по отношению к вверенной ей общине.

Аббот Джордж – английский прелат в царствование Стюартов, архиепископ Кентерберийский, родился 29 октября 1562 г. В 1604 г. ему в числе восьми богословов был вручен перевод Священного Писания на английском языке.

Абеляр Петр – современники называли его Сократом Галлии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, трубадуром философии, странствующим рыцарем диалектики, родился в 1079 г.

Абукара Феодор (VIII-IX вв.) – является одним из старейших представителей арабо-христианской богословской литературы, православный, родился примерно в 1-й четверти VIII в. в городе Эдесса в Месопотамии.

Абуна (с арабского языка – отец наш) – у сирийских христиан название священника, монаха; в Абиссинии имя, которое носит митрополит эфиопской Церкви.

Аввакум (по еврейски – Хабаккум) – один из «малых» пророков, восьмой по счету.

Августа Ян (1500-1572 гг.) – один из виднейших представителей Общины чешских братьев, лютеран.

Августин (354-430 гг


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.