Пролог: последнее из чудес света — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Пролог: последнее из чудес света

2019-07-11 192
Пролог: последнее из чудес света 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Его величество царь Хеопс потратил все свое время, пытаясь отыскать тайные гробницы святилища Тота, чтобы создать такие же в своем собственном «горизонте» (пирамиде)…

«Весткарский папирус». Берлинский музей

 

Что касается пирамиды Хеопса – все ли мы знаем о ней, да и знаем ли мы о ней вообще? Археологи считают, что они достаточно всесторонне исследовали ее восемьдесят лет назад, но в 1945 году, по чистой случайности, в ней был найден целый погребальный корабль, совершенно нетронутый…

Жорж Гойон, «Тайна строителей Великих пирамид»

 

За несколько веков до рождества Христова, когда Александрия была доступна жителям Греции (а путешествовать греки любили), существовали семь чудес света, слава которых затмевала остальные диковинки древнего мира, и увидеть эти чудеса своими глазами стремились многие. Шесть из чудес – сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей – гробница царя Карий Мавсола, Колосс Родосский и Александрийский маяк на острове Фарос – были разрушены временем. Сохранилось только одно из «чудес света» – египетские пирамиды.

Эти колоссальные сооружения, по сравнению с которыми камни Стоунхенджа выглядят детскими кубиками[1], многие столетия вызывали благоговейный трепет. Есть что‑то завораживающее в их совершенной геометрии, в чистоте пропорций их граней. Сам процесс их сооружения остается тайной и по сей день – даже при современной технологии создание чего‑либо аналогичного является сложной задачей. А ведь египтяне не имели ни подъемных кранов, ни мощных самосвалов. У них не было не только стальных тросов, но и простейших железных инструментов. Но они подняли буквально горы камня и с изумительной точностью уложили эти монолиты. И все же наибольший интерес вызывает причина появления подобных сооружений, которые до египтян никто не создавал[2]. Зачем требовалось строить их такими большими и при этом рассчитывать все пропорции с такой удивительной точностью?[3]

Современная египтология не дает на это достаточно убедительного ответа. Практически в любой книге говорится, что пирамиды служили гробницами фараонов. Но зачем создавать могильник в 147 метров высотой? К чему такие титанические усилия ради мертвого тела? Даже помня о том, что фараоны считались живыми богами, нам кажется удивительной эта колоссальная трата времени и энергии.

Расхожее представление о том, что на строительстве пирамид были заняты исключительно рабы – миф; нет абсолютно ни одного свидетельства, подтверждающего тот факт, что люди, которые здесь работали, трудились не по своей собственной воле; правда, нет свидетельств и об обратном. Удивительное мастерство строителей говорит о том, что они работали с величайшей тщательностью и добросовестностью, и само по себе опровергает версию о подневольном труде.

Без сомнения, египтяне обладали высокоразвитой цивилизацией и сложившимися религиозными представлениями в то время, когда европейцы были еще крайне примитивны; есть немало свидетельств, из которых можно заключить, что этот народ возводил пирамвды не для прославления своих царей, а в религиозных целях. Однако египтяне во многих отношениях были народом удивительно скрытным, и некоторые тайные знания доверялись лишь немногим посвященным. Именно эти немногие руководили возведением пирамид, и потому неудивительно, что мы знаем о предназначении этих сооружений так мало.

Тайна пирамид давно волновала людей. Особенно будоражила умы тайна Великой пирамиды. Пирамида простояла нетронутой в течение нескольких тысячелетий, но в 820 году по приказу халифа Мамуна, сына легендарного Гаруна аль‑Рашида[4], в нее проникла группа арабских рабочих. На протяжении нескольких недель они пробивали отверстие сквозь известняк и, наконец, попали в темный, мрачный коридор. В ходе дальнейших исследований туннелей и галерей обнаружили систему из трех больших залов, в каждом из которых было пусто, если не считать гранитного саркофага без крышки в так называемой «погребальной камере царя».

Примечательно, что сами древние египтяне избегали всяких упоминаний о пирамидах. Ко времени Тутанхамона (ок. 1399 года до н. э.) пирамидам Гизе было уже более тысячи лет, и память о тех, кто их построил и с какой целью, была потеряна. Греки и римляне, занимавшие Египет с четвертого века до н. э. по седьмой век н. э., не проявляли особого интереса к этим сооружениям, хотя греческий историк Геродот, посетивший Египет в пятом веке до н. э., постарался объяснить их происхождение и предназначение в своих сочинениях. Это первое из дошедших до нас свидетельств представляет собой смесь мифов, местных легенд и личных впечатлений автора[5]. Только в седьмом веке н. э., когда арабы вторглись в Египет, были предприняты реальные попытки исследовать пирамиды.

Отважившихся на это больше всего привлекала Великая пирамида; такого внимания не удосуживалось ни одно из сооружений в истории. Многие столетия существовали легенды, что в ней заключены какие‑то особые секреты, что где‑то внутри таится особая камера и когда‑нибудь эта камера будет найдена. Ее пытались разыскать целые поколения археологов и любителей, которые испробовали, наверное, все – от рентгеновских лучей до динамита, но без успеха.

22 марта 1993 года информационные агентства всего мира[6] передали сенсационную новость – неизвестный инженер‑роботехник Рудольф Гантенбринк сделал самое выдающееся открытие десятилетия. Гантенбринк, которого Немецкий археологический институт, расположенный в Каире, взял на работу для исследования возможности установления в Великой пирамиде системы вентиляции, заслал в южную шахту погребальной камеры царя дистанционно управляемого робота под названием УПУАТ‑2 («Исследователь дорог» по‑древнеегипетски). Пройдя шестьдесят пять метров, что составляло примерно половину пути, робот послал видеоизображение, на котором отчетливо просматривалась дверца с весьма таинственной пустотой за ней.

Дверь предполагает, что за ней что‑то находится. Если это в самом деле погребальная камера, то она наверняка не тронута грабителями, поскольку закрыта с обоих концов. А это значило, что существует нечто особенное, что египтяне постарались 4400 лет назад укрыть как можно тщательнее, и это нечто важнее даже мумии фараона. Отсюда закономерно возникает предположение: пирамида строилась для какой‑то другой цели и не является обычной усыпальницей царственной особы…

Шахтами пирамид интересовался не только Рудольф Гантенбринк. За несколько лет до него я исследовал расположение шахт, стараясь определить, не связаны ли углы их наклона с расположением звезд. По удивительному совпадению мы с Эдрианом Джилбертом фотографировали погребальную камеру царя буквально за несколько дней до того, как УПУАТ‑2 отправился в свое историческое путешествие, и мне довелось разговаривать с Рудольфом и его людьми во время последних приготовлений перед проникновением робота в шахту.

Вопрос, которым задавались мы с Эдрианом, был тогда довольно общим – зачем были нужны эти шахты? Это сейчас хорошо известно, что их главное назначение – вовсе не вентиляция. Гораздо более важной для египтян являлась направленность шахт на определенные созвездия. Я занимался проблемой восстановления утраченной связи религиозных представлений египтян со звездным небом и имел несколько публикаций по этой теме[7]; в процессе изучения вопроса у меня возникло подозрение, что углы наклона шахт измерены довольно неаккуратно. И я надеялся, что Гантенбринк с помощью своего оборудования, среди которого были и лазеры, сделает более точные измерения.

 

 

«Индепендент» поместила сообщение об открытии Гантенбринка на первой полосе. Корреспондент газеты, занимающийся проблемами археологии, обратился ко мне с просьбой рассказать о религиозном смысле шахт. Я пояснил ему, что южная шахта погребальной камеры царя направлена на пояс Ориона, который ассоциировался с богом Осирисом, а шахта из погребальной камеры царицы (именно та, которая была перегорожена «дверью») ориентирована на Сириус, звезду богини Исиды[8]. Такое расположение не являлось случайным, оно было тесно связано с самим предназначением пирамиды.

Именно тогда мир впервые узнал о том, что дебатировалось в узком кругу специалистов – о «звездной направленности» пирамид, в то время как все популярные издания придерживались «солнечной гипотезы». В тот вечер доктор Эдвардс, авторитет мирового значения по пирамидам, в своем интервью поддержал мою теорию, предположив, что дверь может скрывать статую фараона, «глядящего в направлении Ориона». На следующий день «Дейли Мейл» писала: «Их называли вентиляционными шахтами потому, что об их истинном предназначении не знали ничего… Они направлены на созвездие Ориона, звезды бога Осириса»[9].

Какие тайны, относящиеся к созвездию Ориона, хранят пирамиды Гизе? Получив от Гантенбринка добытые с помощью робота УПУАТ‑2 уточненные данные об углах наклона шахт, в точности совпавшие с моими предположениями, я окончательно убедился в правильности своей гипотезы относительно причин, подвигших египтян на создание пирамид. Чтобы понять эту задачу, надо хорошо представлять воззрения людей, существовавшие во времена их возведения.

Мой путь к разгадке тайны Ориона начался двадцать лет назад.

 

1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАЙНЫ ОРИОНА

 

На протяжении тысячелетий человек стремился постигнуть небеса, связывая с ними свое настоящее и будущее; первые письменные свидетельства об этом можно увидеть на усыпальницах Древнего Египта.

Дейн Б. Селлерз. «Смерть богов в Древнем Египте»

 

I

ТАНЕЦ, ПОСВЯЩЕННЫЙ СИРИУСУ

 

В 1979 году в лондонском аэропорту Хитроу я купил книгу Роберта Темпла под названием «Тайна Сириуса»[10]. Я взял ее в Судан, куда отправился для разработки проекта системы каналов, соединяющих Нил и реку Рахад[11].

Книга читалась как захватывающий детективный роман на историческую тему. Начиналась она с легенд одного из африканских племен, догонов, которое раз в шесть‑десят лет осуществляло особую религиозную церемонию, называемую Сируи. Жрецы облачались в маски и выполняли довольно сложный танец. Церемония была связана с Сириусом, который больше известен под названием «собачья звезда». Сириус – ярчайшая звезда на небе – расположен в созвездии Большого Пса, прямо под Орионом[12]. «Тайна Сириуса» рассказывала об астрономии Древнего Египта, и мне, увлеченному в то время древнеегипетской историей и астрономией, книга показалась идеальной для путешествия в Судан, где ночное небо очень хорошо позволяет наблюдать звезды.

Я обнаружил, что книга Темпла основана на статье, написанной в 1950 году французскими антропологами Гриолем и Дьетерленом[13]. Они изучали племя догонов и натолкнулись на совершенно неожиданные познания о Сириусе и его невидимом партнере, «белом карлике» Сириусе Б. Роберт Темпл, американец, живущий в Британии, член Королевского астрономического общества и обладатель ученых степеней по истории Древнего мира и санскриту, натолкнулся на их работу в начале 60‑х. Он был изумлен, узнав, что догоны имели представление о Сириусе Б, который виден только через очень мощные телескопы. (С большим трудом первая фотография Сириуса Б была сделана только в 1970 году астрономом Ирвингом Линденбладом[14]. Только ученые знают о существовании этой звезды; есть такие, которые не слышали и о Сириусе А, так откуда же эти знания в 50‑х годах взялись у догонов?)

Удивляло также то, что догоны хранили информацию об этой звезде в культовых масках. Некоторым из этих масок, сберегаемых в особых святилищах, было не менее нескольких столетий. И совершенно неясно – откуда в конечном счете происходило это знание?

Темпл решил, что, поскольку тот факт, что сведения получены не от современных астрономов, является очевидным, они могли появиться в очень давние времена, когда догоны обитали в других местах – на территории Сахары и современного Мали. В Древнем Египте Сириус считался самой важной звездой и ассоциировался с наиболее почитаемой египетской богиней – Исидой. Помня об этом, Темпл решил, что разгадку тайны удивительных знаний африканского племени следует искать в Древнем Египте.

«Когда я начинал в 1967 году работать над этой книгой, я думал только о догонах… – писал он. – Та информация, которой располагали догоны, была столь удивительна, что я решил непременно заняться разгадкой этой тайны. Теперь, в 1974, семь лет спустя, я могу привести факты, которые свидетельствуют, что знаниям догонов, по крайней мере, пять тысяч лет, и первоначально они принадлежали египтянам, жившим в додинастические времена, ранее 3200 года до нашей эры»[15].

Хотя многое в книге не может быть признано достаточно убедительным, некоторые факты, приведенные Темплом, могли бы служить основой для дальнейшего исследования вопросов – получили ли догоны свои знания о Сириусе Б от египтян, и какими еще знаниями располагали древние относительно звезд? Я считал, что в Египте больше всего почитали бога солнца Ра и на звездное небо обращали внимание гораздо меньшее; также мне было известно, что некоторое время, при фараоне Эхнатоне (ок. 1350 г. до н. э.), поклонялись богу Атону, который символизировал солнечный диск[16].

В любом случае, в то время, когда я читал «Тайну Сириуса», об астрономических представлениях древних знал еще очень мало. И мне показалось тогда весьма интересным заняться этим вопросом, в частности, для того, чтобы узнать, насколько звезды в Египте связывались с религиозным культом. Я обнаружил, что на этот счет написано очень мало, поскольку предмет оказался в высшей степени экзотичным. Возможно, египтяне были величайшими астрономами древности, но в отличие от греков и римлян большая часть знаний у них являлась собственностью небольшой группы посвященных[17]. В том числе знаний, которые относились к звездам.

Мне показалась очевидной мысль, что утерянные знания надо искать не в Мали, а в самом Египте, где сохранились реальные свидетельства в виде рисунков на папирусах, изображений на храмах, усыпальницах, обелисках и – самое главное – на пирамидах. У меня было предчувствие, что утерянные знания содержат что‑то очень важное, и потому я взялся за свои исследования с величайшим энтузиазмом.

В 1980 году кончился срок моего контракта в Судане, и я отправился на новую работу – в Саудовскую Аравию. Я и предположить не мог, что меньше чем через год столкнусь с удивительнейшими свидетельствами, которые заставят меня еще раз обратиться к загадкам звезд и заняться изучением пирамид.

Но перед тем, как описать все это, я хотел бы совершить с читателем небольшое путешествие во времена появления пирамид и рассказать о том, какие представления о звездах тогда существовали.

 

II

СТРАНА ФАРАОНА‑БОГА

 

Земли Египта стали бы частью пустыни Сахары, если бы не самая длинная в мире река, Нил. Этот могучий поток, берущий свое начало в самом сердце Африки и подпитывающийся водами озера Тана в Эфиопии и озер Мобуту‑Сесе‑Секо и Виктория в Уганде, несет жизнь землям Судана и Египта. При взгляде на него из самолета Нил напоминает гигантскую змею, неторопливо скользящую к северу в более холодное Средиземное море. Красота обрамляющей его зелени резко контрастирует с песками вдали от его вод.

У египтян были основательные причины поклоняться Нилу, который они считали творением богов. Поскольку дождь выпадал в этих краях крайне редко, единственным источником пресной воды могла быть только эта река. От ритмов, которым подчинялись разливы Нила, зависела жизнь египтян. Вызываемое таянием снегов в горах Судана начало разлива, совпадавшее с летним солнцестоянием, было наиболее важным событием их календаря. Нил заливал большой район и, отступая, оставлял немалое количество черного ила, который был превосходным удобрением – настолько превосходным, что в год собиралось по несколько урожаев. И потому Египет до сих пор называют «подарком Нила».

 

 

Географически, заселенные земли Египта (если не считать немногочисленные оазисы в пустыне) делятся на два района – узенькие полоски, тянущиеся вдоль берегов Нила, и обширные земли треугольной по форме Дельты у впадения его в Средиземное море. Эти территории всегда называли Верхним и Нижним Египтом, и они во многом различались. Плодородные земли Верхнего Египта протянулись в длину на 600 километров, однако ширина их составляет только три километра. Земли было достаточно, чтобы кормить местное население, но Верхний Нил выполнял также функции водной артерии между черной Африкой и Нижним Египтом. Города Нижнего Египта служили важными торговыми пунктами на этом пути. В них продавались слоновая кость, драгоценные камни, дерево, ладан, рабы, и эта торговля, в той же степени, как и сельское хозяйство, создавала богатство Древнего Египта. Нижний Египет представлял собой равнину с самой плодородной в мире возделываемой землей и с постоянным источником воды. Некогда сплошь болотистая местность была преобразована египтянами в поля, на которых они возделывали злаки и пасли скот. Это была самая богатая житница древнего мира.

Это природное деление привело к тому, что возникли два царства – Верхнего и Нижнего Египта. Столицей Верхнего Египта служил Некхеб, располагавшийся неподалеку от Иераконполя; покровительницей города считалась богиня с головой грифа, Некхебет. Столицей же Нижнего Египта был Пе, город в Дельте, который греки называли Буто; ему покровительствовала богиня Эджо с головой кобры. Как два царства относились друг к другу в додинастические времена, неизвестно. Египтологи полагают, что впервые царства были объединены Менесом, могущественным повелителем Верхнего Египта, которого называли «королем скорпионов». Считается, что примерно в 3100 году до н. э. он покорил Нижний Египет, объявил себя владыкой объединенной страны и основал первую династию. С этой датой обычно и связывают начало египетской истории, хотя сами египтяне считают, что их цивилизация намного древнее и восходит к золотому веку, когда обоими царствами правили боги. Первым фараоном они называют бога Осириса, принявшего вид человека. Факт существования двух царств не забывался никогда, и всех фараонов именовали «Повелителями Двух Стран» или «Царями Верхнего и Нижнего Египта». Обе святые покровительницы – Эджо и Некхебет распространили свое благоволение на территорию всего Египта и стали изображаться с двойной короной – красная обозначала Нижний Египет, а белая – Верхний.

Всего Египтом правили со времени объединения страны Менесом тридцать две династии, включая греческих Птолемеев, воцарившихся здесь после завоевания Египта в 332 году до н. э. Александром Великим. Последней царицей до 30 года до н. э., когда могучий Рим сделал Египет своим владением, была Клеопатра. Долгая история династического правления – с 3200 по 30 годы до н. э. – археологами разделена на несколько периодов; каждый включает несколько династий[18]. Для нашего исследования самым важным является время Древнего Царства, называемого «эпохой пирамид». Оно включает в себя династии с Третьей по Шестую (ок. 2686–2181). Этот период д‑р Эдвардс назвал «расцветом эпохи пирамид»; самый же апофеоз этой эпохи приходится на Четвертую династию, во время которой были возведены наиболее грандиозные из них[19].

Столицей своего царства Менее избрал Мемфис, город среди пальм на западном берегу Нила. То, что столица находилась у самого начала Дельты, имело и политическое, и символическое значение, поскольку именно здесь проходила граница между Нижним и Верхним Египтом. В наше время от этого некогда великолепного города не осталось почти ничего – между пальмами, растущими на месте бывших дворцов и храмов, сейчас пасется домашний скот. Существуют планы обширных раскопок, но они требуют значительных средств, и потому в настоящее время знания об этой древней столице удручающе скудны. Во времена Нового Царства столицей стали Фивы в Верхнем Египте, но Мемфис продолжал процветать примерно до середины первого века нашей эры.

 

 

В нескольких километрах к западу от Мемфиса расположен древний некрополь Саккара, место погребения Царственных особ, которое использовалось по своему назначению на протяжении почти всей истории Древнего Египта. Именно там находятся знаменитая ступенчатая пирамида Джосера и несколько других пирамид меньшего размера, в частности, пирамида Унаса, последнего фараона Пятой династии. Возможно, что название «Саккара» произошло от имени бога с головой сокола Сокара, который, как предполагается, был хранителем этого некрополя[20]. Здесь также располагается множество других погребений, причем некоторые имеют затейливые барельефы с изображением сцен из повседневной жизни тех времен, когда они были сооружены. Здесь хоронят и по сей день, и одна из таких могил, на севере Саккара, принадлежит генералу Ра‑Мозесу II. К сожалению, как и пирамиды, погребения страдают от расхищений и нуждаются в безотлагательных охранных мерах.

На противоположной Мемфису стороне реки, примерно в тридцати километрах к северу, находится легендарный священный город Анну, или Гелиополь[21], как его позднее назвали греки. В тамошнем величественном храме солнечного бога Ра жрецы передавали знания и мудрость своим ученикам. Именно жрецам Гелиополя принадлежала основная роль в осуществлении церемоний государственного культа; эта школа мудрости, о которой с большим уважением отозвался Геродот, была широко известна даже до периода Птолемеев[22].

Гелиополь в настоящее время является процветающим пригородом Большого Каира, и совсем немногое напоминает о его великом прошлом – обелиск Сесостриса I, могущественного фараона Двенадцатой династии (ок. 1940 года до н. э.), да несколько разбитых колонн и перекрытий одного древнего храма. Обелиск Сесостриса стоит одиноко, особняком от сегодняшней жизни, и удивительно напоминает перст, указующий в небо. Он один сохранился из огромного количества обелисков, которые ставили в Гелиополе фараоны; два обелиска, установленные фараоном могущественной Восемнадцатой династии Тутмосом III, римляне вывезли через Александрию примерно в 12 году до н. э. для того, чтобы поставить перед Цезарионом – храмом, посвященным императору Августу. Ни Тутмос, ни римляне не могли предположить, что двумя тысячелетиями позднее, в 1878 году, эти обелиски отправятся в длительные путешествия – один займет место на набережной Виктории в Лондоне и получит название «Игла Клеопатры», а второй разместится в Центральном парке перед Музеем изобразительных искусств «Метрополитен» в Нью‑Йорке[23].

На самой границе с пустыней, на противоположном от Гелиополя берегу реки, немного выше по течению, находится плато Гизе. Эта территория, в настоящеее время почти поглощенная Большим Каиром, является тем местом, где стоят три самые знаменитые пирамиды, навсегда обессмертившие имена своих создателей, три пирамиды фараонов Третьей династии – Хеопса, Хефрена и Микерина[24]. В Гизе находится еще множество небольших пирамид‑«спутников», а также менее значительных по размерам погребальных сооружений, храмов и, конечно же, легендарный Большой Сфинкс.

Именно пирамиды Гизе поражали воображение многих поколений, и под словом «пирамиды» многими понимаются именно эти сооружения. И лишь немногие из туристов знают, что отец Хеопса возвел еще две гигантские пирамиды в Дашуре, примерно двадцатью километрами южнее Гизе. К сожалению, район Дашура принадлежит военной базе и немногие туристы могут туда попасть. Между Дашуром и Гизе разместилось еще несколько «полей пирамид» – в Саккара, Абусире и Завиет эль‑Ариане, а примерно в шести километрах к северо‑западу от Гизе, в Абу‑Руваше, находится место, где во времена Четвертой династии была возведена еще одна большая пирамида. От этой пирамиды к настоящему времени остались только фундамент и часть основания. Существует погребальное сооружение в Медуме, но оно расположено примерно в шестидесяти пяти километрах к югу от Саккара, и его не считают частью Мемфисского некрополя, поскольку под последним подразумевается район в тридцать километров длиной на четыре шириной[25].

Километрах в семнадцати к северу от Гизе, примерно на той же широте, что и Гелиополь, расположен еще один важный центр: древний город Кхем, названный позднее Летополем. Этот город в дельте Нила когда‑то был связан с именем Гора – бога с головой сокола, и в нем сохранился храм, более древний, чем пирамиды[26].

 

III

ГЕЛИОПОЛЬ И ХРАМ ФЕНИКСА

 

Во времена возведения пирамид в Гелиополе не было еще ни одного обелиска – в городе стояла только одна грубо обработанная священная колонна, которая, по всей видимости, и дала городу его древнее имя Анну[27]. Каира тогда еще не существовало, и именно Гелиополь служил религиозным центром страны. В Анну находился храм, посвященный Атуму, отцу богов. В эпоху пирамид Атума стали ассоциировать с солнечным богом Ра, и в последствии Ра полностью занял место Атума, однако в ранние времена, до эпохи пирамид, он считался «первым богом», чем‑то вроде Бога‑отца в христианстве. Атуму принадлежала главная созидательная роль после Солнца[28].

В Гелиополе существовал священный холм, с которого, как гласило предание, впервые поднялось Солнце[29], и именно на этом месте была возведена священная колонна во времена, предшествующие эпохе пирамид. В начале этой эпохи она была заменена еще более священной реликвией[30]. Этой реликвией был Бенбен, таинственный камень конической формы; по причинам, которые мы затронем позже, Бенбен считался предметом внеземного происхождения. Камень находился в Храме феникса (возможно, стоял на священной колонне), и служил символом этой легендарной космической птицы, способной к воскрешению и повторному рождению, олицетворяющей цикличность смены времен года. В искусстве Древнего Египта феникса обычно изображали в виде серой цапли, возможно, из‑за того, что эта цапля каждый год совершает перелеты. Существовало поверие, что появление феникса в Гелиополе означает наступление нового цикла, или начало новой эры[31]. Первое появление феникса послужило причиной возникновения культа камня Бенбен, по‑видимому, рассматриваемого как «семя» космической птицы. (Корень слова бенбен – «бен» – означает: человеческая сперма, эякуляция или оплодотворение матки)[32]. Таинственный камень исчез задолго до того, как Египет посетил Геродот, но его название перешло на камни‑пирамидки, которые обычно ставились на вершины пирамид и, позднее, на верхушки обелисков[33].

 

 

Чем был Бенбен и какая роль ему предназначалась? Ясно, что он являлся главным предметом государственного культа, а этот культ и привел к возведению пирамид. Как мы говорили, город принадлежал жрецам, располагавшим колоссальной властью в эпоху пирамид, и нет сомнения, что сооружение пирамид происходило под их руководством[34]. В слово «жрец» мы в наше время вкладываем несколько иное значение. Жрецы были весьма образованными людьми, посвященными в тайные знания – не только религиозные, но и астрономические, а также архитектурные (в том числе, возможно, и символической архитектуры), они владели иероглифами, «священным письмом» египтян[35]. В книге «Тайна Сириуса» приводится достаточно фактов, свидетельствующих, что жрецы Гелиополя хорошо знали звездное небо.

 

 

Ученые считают, что каждый район Древнего Егапта имел своих местных богов, но Великий пантеон богов Гелиополя почитался по всех уголках страны[36]. Этот пантеон включал девять божеств и представлял собой семью, возглавляемую Атумом‑Ра. Первым богом был Атум; он породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. У этой пары был сын – Геб, бог земли, и дочь Нут, богиня неба. Когда Геб и Нут занимались любовью, им помешал их отец Шу, который, как бог воздуха, разъединил их, и с тех пор небеса от земли отделены воздухом. Несмотря на это «прерванное соитие», богиня неба Нут родила четырех антропоморфных богов, которые стали жить на Земле. Ими были боги Осирис и Сет и богини Исида и Нефтида. Осирис и Исида составили супружескую пару и, согласно самому важному из египетских мифов, стали первыми правителями Египта. Исида имела от Осириса только одного сына, Гора. Поскольку Осирис, или его «душа», отождествлялся с фениксом, можно предположить, что камень Бенбен символизирует, помимо прочего, его семя и, таким образом, оплодотворяющую силу, которая дала возможность Исиде родить сына Гора[37].

Нам предстоит говорить только об антропоморфных божествах, и большей частью – об Осирисе, чья трагическая смерть и чудесное воскрешение послужили основой для мистерий древнего Египта и источником происхождения культа возрождения для вечной загробной жизни[38].

 

IV

ЭПОХА ПИРАМИД

 

Древние египтяне были религиозными людьми и свято верили в жизнь за порогом смерти, в некоем «небесном Египте». Для того, чтобы помочь усопшему достичь конечного пункта на небе, египтяне предусмотрительно снабжали его всем необходимым для долгого путешествия, а также стремились всячески защитить тело от повреждений.

В додинастические времена покойников просто опускали в вырытые в песке ямы. Тела укладывали на боку, в согнутом положении, предположительно для того, чтобы они были готовы к повторному рождению в новой жизни. В сухом климате пустыни тело мумифицировалось само. Однако такие могилы часто раскапывались шакалами или дикими собаками; не были редкостью и грабежи могил, если в них подозревали наличие драгоценностей. Во времена Первой династии египтяне начали возводить гробницы в форме четырехугольника (они назывались «мастаба») из земли и камня для того, чтобы закрыть могилу и тем самым защитить тело[39]. Немало таких сооружений располагается в некрополе Мемфиса.

 

 

Их возводили на протяжении всего периода Древнего Царства. Вплоть до конца Второй династии так погребали и фараонов, но позднее такая форма захоронения осталась только у знати – фараоны же избрали для себя другой «замок вечности»[40]. Интересно, что сделанные из земли и камня гробницы были построены зачастую более тщательно, чем дома, которые люди занимали при жизни. Согласно д‑ру Эдвардсу, причины этого носили религиозный характер:

 

«Для страны с великим изобилием камней достаточно странен тот факт, что правители и правящие классы проводили свою земную жизнь в зданиях, гораздо худших, чем гробницы. Однако жители Древнего Египта придерживались других взглядов – дом или дворец предназначался для мимолетной жизни… а вот гробница, „замок вечности“, была их жилищем навсегда»[41].

 

Во время Третьей династии появились так называемые ступенчатые пирамиды. Они не были пирамидами в геометрическом смысле этого слова, поэтому их следует, скорее, называть ступенчатыми башнями[42]. Самая большая из них принадлежит фараону Джосеру; она расположена в Саккара и примечательна тем, что являет собой первый пример каменной кладки – это сооружение воздвигалось из специально высекаемых глыб, чья поверхность тщательно обрабатывалась, чтобы плиты подходили друг к другу[43]. Это нововведение приписывается жрецу и архитектору Имхотепу, который был также и советником Джосера. Имхотеп, которого греки отождествляли со своим богом врачевания Асклепием, позднее был объявлен мудрейшим из людей и причислен к сонму бессмертных богов. Имхотеп был верховным жрецом Анну и главным астрономом с титулом «глава наблюдателей» (за звездами)[44].

Ступенчатая пирамида Джосера имеет внушительные размеры, – высота шестьдесят метров при прямоугольном основании. По всей видимости, пирамида предназначалась не только для фараона, но и для всей его семьи. Ступенчатая форма символизировала лестницу с шестью ступеньками, ведущими к платформе наверху (седьмой ступеньке), и это число совпадает с количеством планет, включая Землю, известных египтянам в те времена, и, судя по всему, символизирует стадии, которые преодолевает душа в загробном мире. По крайней мере, так принято считать, и такая точка зрения убедительно аргументирована в книге Уильяма Летаби «Архитектура, мистицизм и миф». Говоря о зиккурате Борсиппы, восстановленном при Навуходоносоре, Летаби переводит нанесенную на нем позднее надпись следующим образом:

 

«Я восстановил и довел до совершенства чудо Борсиппа, храм семи сфер мира. Я возвел его из кирпичей и покрыл медью. Я украсил это святилище Бога мрамором и драгоценными камнями»[45].

 

Описывая ступенчатые монументы Египта, Летаби упоминает аналогичные сооружения в Ассирии, Китае и Мексике:

 

«Масперо и Перро склонны доверять утверждениям греческих писателей, что Великая пирамида была раскрашена в разные цвета no зонам, причем самая верхняя часть была покрыта позолотой; косвенным подтверждением этого служат пирамиды первых четырех династий, имеющие ступенчатую форму. Пирамида в Саккара имеет шесть ступеней, нижняя из которых составляет в высоту тридцать восемь футов, а верхняя – двадцать девять, и примечательна тем, что ее форма аналогична зиккурату в Вавилоне. И мистер Питри нашел, что пирамида в Медуме строилась в семь ступеней; только потом ступени были выровнены, так что „пирамида стала моделью для пирамид последующих фараонов“»[46].

 

 

С этой точки зрения пирамида Джосера выступает уже не только как гробница могущественного фараона, она является манифестацией религиозных представлений, выраженных строительным искусством высочайшего класса. Над гробницами Саккара, принадлежавшими многим поколениям, эта пирамида гордо высится, как символ религии Египта. Видимая из Мемфиса и прилегающей части долины Нила, она служила напоминанием того, что земная жизнь есть лишь подготовка к жизни загробной.

Следом за творением Имхотепа в Саккара были возведены несколько других ступенчатых пирамид, из них самой примечательной является пирамида в Медуме, расположенная примерно в сорока пяти километрах к югу от Саккара. Полагают, что она была возведена преемником Джосера по имени Хуни, сведений о котором сохранилось очень мало. Создателей ступенчатых пирамид сменили фараоны Четвертой династии, которые возводили пирамиды правильной формы. К ним относятся пирамида в Дашуре и всемирно известные пирамиды Гизе. Трудно себе это представить, но начинал их строить тот же Имхотеп, хотя ему так и не удалось увидеть их завершенными.

 

 

2

ГОРЫ ДЛЯ ЗВЕЗДНЫХ БОГОВ

 

Это я, О Ра (Солнце‑Бог), я – твой сын, я – душа… звезда из золота…

Тексты пирамид, 886‑9

 

Современные ученые‑археологи проявляют удивительную неосведомленность в законах астрономии; встречаются такие, которые ничего не знают о [звездной] прецессии.

Г. де Санталлана. «Трудный выбор Гамлета», с.66

 

I

СОЛНЕЧНАЯ ГИПОТЕЗА

 

Как мы уже отмечали, пирамидам правильной формы предшествовала ступенчатая пирамида Джосера, которая является к тому же древнейшим известным нам каменным строением. Она как бы отмечает поворотную точку египетской цивилизации. Вскоре после ее сооружения во время мощного подъема Четвертой династии Египет достиг своего зенита. Постройка пирамиды Джосера требовала не только изобретательности, но и исключительных талантов в технологии и организации работ. Это сооружение обозначило рывок от каменно‑земляных гробниц к величественным пирамидам.

Среди египтологов общепринято мнение, что ступенчатые пирамиды являются дальнейшим развитием гробниц‑мастаб, <


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.