Ростау: ворота в звездный мир — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Ростау: ворота в звездный мир

2019-07-11 320
Ростау: ворота в звездный мир 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Идея о том, что небесный Дуат древних египтян имеет свой аналог на земле, была принята некоторыми египтологами после изучения многих текстов, описывавших процесс погребения. Но месторасположение земного Дуата, тем не менее, оставалось неизвестным, поскольку никаких определенных упоминаний найти не удалось. Высказывалось предположение, что во времена Нового царства земной Дуат, или ворота в Дуат, находился в Абидосе, важном в древности центре культа Осириса, я также обнаружил, что в эпоху пирамид Дуат имел своего двойника около Мемфиса. И во все времена упоминался некий главный вход в Дуат (ворота), который назывался Ростау[227].

Поэтому я не удовлетворился существующим мнением и продолжал изучать вопрос. И увидел ответ на ночном звездном небе. Три звезды, одна чуть в стороне, повторяли размещение трех пирамид Гизе. И это казалось удивительно очевидным; то, что мимо этого ответа проходили другие исследователи, можно было объяснить только давлением «солнечной гипотезы» при изучении египетского культа. Если же Мемфисский некрополь рассматривать как Дуат, то совпадение становится еще очевидней. А повторяет ли размещение других пирамид положение звезд?

Валлис Бадж, прежний хранитель египетских древностей в Британском музее и прекрасный писатель, сделал очень интересное замечание о том, что в эпоху пирамид Мемфисский некрополь был известен как Дуат Сокара Мемфиса. Бог Сокар, человек с головой сокола, являлся охранителем Мемфисского некрополя и, что еще интереснее, во времена Четвертой династии часто идентифицировался с Осирисом. Это было подтверждено и доктором Эдвардсом, который писал, что «во времена пирамид Осириса стали идентифицировать с Сокаром, богом Мемфисского некрополя…»[228] Я также обнаружил, что во многих погребальных текстах центр Дуата назывался Ростау. В текстах Шабака[229], к примеру, Мемфисский район описывается так: «Это земля… где похоронен Осирис в Доме Сокара»[230].

Из этого Селим Хассан заключил, что центр Дуата отождествлялся не только с Ростау, но и с «царством Осириса в гробнице»[231]. В «Книге двух путей», содержащей погребальные тексты, датируемые периодом Среднего царства (ок. 2000 года до н. э.), Ростау назывался входом в некрополь, через который осуществлялся прямой доступ в Дуат. Можно привести такие строки: «Я прошел по дороге в Ростау по воде и земле; эти дороги – дороги Осириса; они существуют в небе…»[232]

Джин Селлерс, которая много лет изучала астрономию Египта в связи с древними текстами, писала, что «указанная в „Книге двух путей“ топография дорог в Ростау на небе, на воде и на земле отражает представление египтян о небесах». Она предположила, что «дорога по воде может быть указанием на район, известный нам под названием Млечного Пути»[233].

Ростау также упоминается в «Текстах пирамид» в связи с богом Сокаром (или Сокаром‑Осирисом): «Поскольку я – Сокар Ростау, я привязан к этому месту, жилищу Сокара» [Тексты пирамид, 445]. «Жилище Сокара», это, конечно, – Мемфисский некрополь, но похоже на то, что ему соответствовало и какое‑то место на небе, рядом с Млечным Путем.

Многие факты свидетельствуют о том, что Ростау, «жилище Сокара», было реальным местом в Мемфисском некрополе. Это вполне соответствует выводам исследователей египетской религии о «двойственности» символизма древних (любое событие в жизни людей рассматривалось как «повторение некого мифического события во времена богов»[234]. Египтяне верили, что боги, с участием самого «бога мудрости Тога», возвели пирамиду в Гизе во время «золотого века», когда боги жили на земле; это представление позднее было перенято греками, которые считали, что Гермес (как они называли Тота) построил пирамиды[235]. Я вспомнил, что «горизонт Хуфу», как называлась в знаменитом Весткарском папирусе, относящемся ко временам Нового царства, пирамида Хуфу, связывался со святилищем Тота, расположенным где‑то в Гелиополе.

Разглядывая недавно изданный «Атлас древнего Египта»[236], я с изумлением увидел там Ростау, оказавшийся реальным местом в Мемфисском некрополе, приблизительно в южной части плато Гизе. Действительно, Рандл Кларк недаром называл бога «Сокаром Гизе», рассматривая это место как древнее Ростау[237]. Многие египтологи считают «Ростау» древним названием Гизе. Гойон полагает, что так назывался район, в котором в наши дни находится поселок Гизе[238], а Рандл Кларк пишет, что «Ро‑сетау [так в тексте]… [является]… районом современного Гизе, мемфисским местом погребения и местожительством Сокара – одной из форм Осириса»[239]. Мирьям Лихтейм, блестящий филолог из Калифорнийского университета, считает, что Ростау – это «некрополь Гизе»[240]; Фолкнер думает примерно также – это «некрополь Гизе или Мемфис, позднее это название перешло на загробный мир, как его общее обозначение»[241]. Во времена Среднего и Нового царств Осирис именуется «августейшим богом Ростау»[242], и отсюда можно сделать вывод, что Ростау считалось местом совершения главного ритуала, где перерожденный мог «увидеть свет дня» в качестве «того, кто следует богу (Осирису) в своей процессии в Ростау… здесь осуществляется заклинание на Поле Жертвоприношений: здесь вход в обитель смерти [Дуат]…»[243]

Из всего вышесказанного становится ясно, что Ростау – не мифическое место; это область в Гизе, которую считали входом в Дуат. Теперь мне требовалось установить, не было ли обнаруженное мной соответствие между тремя пирамидами Гизе и тремя звездами Пояса Ориона частью одной большой схемы.

 

III

ЗВЕЗДНАЯ РЕКА

 

Как мы видели, «Тексты пирамид» содержат астрономические данные, результаты наблюдений за Орионом, Сириусом и другими звездами на том участке неба, который египтяне называли Дуат. Я с волнением узнал, что древние греки писали, будто египтяне связывают Нил со «звездной рекой», Млечным Путем. Со времен Гомера Нил ассоциировался с мифической рекой на небе, именуемой как Океаном, так и Эриданом. Греческий историк А. Б. Кук, придерживался мнения, что Эриданом (сегодня так называется созвездие, состоящее из цепочки бледных звезд, связывающих Ригель с Ахернаром) считалось «не что иное, как Млечный Путь», а в догреческие времена Океаном «просто называли всю Галактику», то есть тот же Млечный Путь. Кук также обратил внимание на утверждение Хигина, что река Эридан отождествлялась с Нилом; также ее называли Океаном («Eridanus: hunc alii Nilum, complures etiam Oceanum esse dixerunt»)[244].

Идентификация Нила с Эриданом или Океаном, похоже, была широко распространена в древности. Даже Диодор писал, что «египтяне считали Океаном свою реку Нил, на берегах которой были рождены их боги» я, а летописец Евсебий указывал, что «египтяне считают свою реку океаном, на берегах которого родились боги»[245]. Много позднее Эридан стали идентифицировать с рекой По в Италии, иногда с Рейном и даже с Роной, но Р. Х. Аллен заметил: «Ни одна из этих сравнительно северных рек не соответствует звездному Эридану, поскольку это южное созвездие и река‑двойник может находиться только там, где видно это созвездие»[246].

Нетрудно понять, почему люди, жившие по берегам Нила и имевшие звездную религию, стали связывать свою реку с Млечным Путем. Как Нил разделяет страну на две половины, так и Млечный Путь делит ночное небо. Может быть, именно Млечный Путь дал древним идею о том, что среди звезд существует космический Египет, обитель душ после земной жизни.

 

«Египтяне… с самой древности… изображали небеса в виде Благословенных островов, омываемых водами Нила… другие жили на берегах воображаемого небесного Нила, где они построили города; похоже на то, что египтяне не представляли без Нила небеса…»[247]

 

Читая это, я понял, почему «Тексты пирамид» говорят о важном «вьющемся водном потоке» на восточном краю неба, что сразу вызывало в памяти Нил, его мощное течение, поля тростника и разливы.

 

«Ты можешь поднять меня [умершего короля] к вьющемуся водному потоку, ты можешь поместить меня среди богов, недвижимых звезд…» [Тексты пирамид, 1759]

«Будь тверд, о, царь, на нижней стороне неба, с Прекрасной звездой на излучине вьющегося потока…» [Тексты пирамид, 2061]

«Я подошел к моим водным дорогам, которые находятся на берегу тока великой воды, к месту успокоения… которое находится на Горизонте…» [Тексты пирамид, 508]

«Вьющийся водный поток течет, поля разлива наполнены водой, и я [умерший царь] направляюсь выше них к восточной стороне неба, ко дворцу, где боги примут меня, где я буду рожден снова молодым… Ло, я встаю как звезда, расположенная на нижнем краю неба… моя сестра – Сотис, рядом со мной – утренняя звезда…» [Тексты пирамид, 343‑57]

 

Теперь, похоже, я подошел к разгадке тайны пирамид. Дуат, который простирался по «западному берегу» Млечного Пути, соответствует и является практически зеркальным отражением района, который мы сейчас называем Мемфисским некрополем. Конечно, это не некрополь в греческом или западном смысле этого слова; он так же далек от этого, как Елисейские поля. Некрополь был двойником небес, населенных царями‑богами Египта времен эпохи пирамид.

 

IV


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.