Понятие руководства и лидерства, общие черты и различия. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Понятие руководства и лидерства, общие черты и различия.

2018-01-30 495
Понятие руководства и лидерства, общие черты и различия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практически все люди, являясь членами трудовых коллективов, испытывают на себе воздействие лидеров, подчиняются решениям руководителей (менеджеров).

Для нынешнего времени крайне актуален вопрос: кто, какие люди могут руководить трудовыми коллективами?

Многие исследователи указывают на существенное различие между понятиями «руководство» и «лидерство».

В психологии управления различают руководство и лидерство как деятельность относительно самостоятельных субъектов управления:

руководство представляет собой процесс организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем,

а лидерство – естественный социально-психологический процесс в
группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение
членов группы.

- Прочитайте записанные определения, сформулируйте, как вы поняли, чем руководство отличается от лидерства.

Функция управления относится к официальному руководству. Менеджеры обеспечивают выполнение заданий подчиненными потому, что это положено им делать по должности. Соответственно, сотрудники идут за руководителем в силу формальных причин. За лидером же последователи часто идут в силу неформальных факторов (личное обаяние, например).

Лидер - это человек, обладающий влиянием, способный объединить людей ради достижения какой-либо цели. Лидер – это человек, за которым идут не в силу формального подчинения по должности из-за «страха перед начальством», а потому что он способен делать работу интересной и увлекательной.

Профессиональное обучение является фундаментом для завоевания лидерских позиций. Если вы повышаете свою квалификацию, то уже тем самым потенциально готовитесь к карьере руководителя, или к лидерству. Но потребности человека не замыкаются его профессиональной деятельностью, и каждый из нас время от времени становится лидером той иной группы.

Лидерство – это не закрытый элитарных клуб для прирожденных лидеров. Личностным качествам, необходимым для лидера, можно научиться, вложив в это всю свою энергию. И их не открывают в себе, а развивают. Есть, правда, «прирожденные лидеры», но даже им приходится постоянно совершенствовать черты характера и природные данные.

В психологической литературе важнейшим мотивационным источником лидерства обычно признается потребность во власти. С этим тезисом, вероятно, согласятся большинство людей.

Многие ученые считают стремление к власти присущим биологической природе человека, заложенным в его генах. Они располагают «убедительным» доказательством: борьба за лидерство в группах типична для всего живого мира.

Но подобный «генетический» подход представляется ошибочным. Если бы у всех членов общества была генетическая потребность стать лидером, то это приводило бы к бесконечной борьбе за лидерство и делало бы положение лидера, а вместе с ним и руководимого им сообщества, крайне неустойчивым. А у самих членов группы это вызвало бы внутренний конфликт между двумя противоположными инстинктами – руководства и подчинения.

Отсюда следует, что лишь незначительная часть людей должна иметь склонность к лидерству. И действительно, стремление к власти у одних людей сильнее, чем у других; у многих оно вообще отсутствует. Понять причины этих различий необходимо хотя бы для того, чтобы выяснить, кто и почему становится лидером.

Естественное влияние лидера исходит из признания другими его превосходства в какой-либо области. Лидер не просто ведёт за собой других, он хочет это делать, так же, как другие члены группы хотят идти за ним.

Подлинным лидером, способным вести за собой людей, становится тот, кто приобретает всеобщее признание.

Понятия «лидер» и «последователи» взаимно дополняют друг друга: не может быть лидера без последователей, так же как последователей без лидера. Не все члены группы в данный момент могут быть последователями конкретного лидера, однако со временем станут ими, иначе группа их отторгнет.

Потребность во влиятельном лидере особенно остро ощущается группой в тех случаях, когда складывается критическая ситуация на пути достижения групповых целей, возникает какое-либо препятствие или что-то угрожает группе извне. Это может быть стихийное бедствие, реорганизация учреждения и др.

Исторический анализ показывает, что диктаторы появляются именно в критических ситуациях, когда необходимы решительные действия.

Реальный лидер воспринимается как «один из нас». Лидер воспринимается как «подобный большинству из нас», как в особой степени воплощающий в себе нормы и ценности, имеющие наибольшее значение для группы.

Эффективный лидер воспринимается как «лучший из нас». Принять основные нормы и ценности группы еще недостаточно, чтобы стать лидером. Нужно быть не только как «большинство из нас», но и «лучшим из нас»: лишь будучи в глазах членов группы выдающейся личностью, лидер может служить примером.

Лидер должен оправдывать ожидания последователей. У членов группы может быть общее установившееся мнение относительно того, как должен вести себя лидер и какие функции он должен выполнять. И они будут выбирать и поддерживать только таких лидеров, которые соответствуют их ожиданиям.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИДЕРСТВА

Какие же черты личности приводят к лидирующему положению в обществе?

Вряд ли можно выделить личностные черты, которые во всех ситуациях позволяют безошибочно определить эффективного лидера. Однако есть некоторые качества, достаточно хорошо характеризующие эффективного лидера в целом ряде различных ситуаций.

Впервые теория лидерских черт возникла под влияние исследований английского психолога Ф.Гальтона. Он попытался объяснить лидерство на основе наследственности. В рамках этого направления были предприняты исследования царских династий различных наций, анализ браков между правителями и др. Основой такого подхода была гипотеза, что если лидер обладает качествами, отличающими его от последователей, то эти качества можно выделить. Однако составить перечень таких черт не удалось.

К 1940 году американский психолог К.Бэрд составил список 79 качеств, упоминаемых различными исследователями как «лидерские». Среди них были названы инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность в себе, дружелюбие и др.

Как правило, лидеры более умны (но ненамного), чем их последователи. Лидеры лучше приспособлены к обстановке и к жизни в целом, более склонны доминировать, более коммуникабельны, более мужественны и обладают лучшим чутьем в области межличностных отношений, чем рядовые члены группы. Эти отличия, однако, невелики.

Многие психологии изучали лидерские черты, вы с ними можете ознакомиться в частном порядке.

Лидерские качества (наиболее существенные):

1) внешние данные: личное обаяние, привлекательность, представительность, хорошие манеры, воспитанность;

2) физическая и эмоциональная выносливость. Лидерство – тяжелейшая работа, поэтому лидер должен обладать выносливостью значительно выше среднего уровня;

3) понимание назначения возглавляемой организации и направления ее деятельности. Лидер должен определять цели и воодушевлять последователей на их достижение;

4) энтузиазм. Хороших лидеров часто считают «одержимыми». Их энтузиазм так или иначе трансформируется в господство и влияние;

5) дружелюбие и открытость. Для лидера лучше, если люди любят его, а не боятся;

6) изобретательность.

На одном острове в Индийском океане туземцы, устраивая праздник, на высоких пальмах развешивали подарки, и каждому из юношей предлагалось, не используя подручных средств, самому достать приглянувшуюся вещь. Но залезть на пальму чрезвычайно трудно, и большинство просто падали вниз, не добравшись до вожделенной цели.

- Как бы вы поступили, если бы вам пришлось доставать подарок?

Один из юношей, подумав, собрал команду, и они, залезая на дерево, становились на плечи друг друга, создавая пирамиду. В результате последний смог забраться на самый верх пальмы и снять все подарки, которые были поделены между членами команды.

Этот юноша блестяще продемонстрировал задатки лидера.

Или такой (исторически подтвержденный) случай.

Акбар, правитель империи моголов, провел по земле линию и задал своему советнику Бирбалу неразрешимую, на первый взгляд, задачу: уменьшить эту линию, не прикасаясь к ней.

- Ваш вариант решения задачи?

Ни слова не говоря, Бирбал провел рядом с ней более длинную линию, и линия Акбара стала выглядеть короткой.

В целом, исследование лишь лидерских черт нельзя признать плодотворным подходом к объяснению феномена лидерства: не всем подлинным лидерам присущи все названные выше качества, а многие не-лидеры обладают значительной их частью (если не всеми).

Исследователи не пришли к единому мнению относительно того, какие черты являются собственно лидерскими и как они соотносятся с современными требованиями к лидерству.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРА И РУКОВОДИТЕЛЯ (конспект).

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.