Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2019-06-06 | 124 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Николай Степанович Гумилёв
(1886 – 1921)
Расстрелян большевиками в Левашовской пустоши
Жертвенное служение Богу и России, причастность вечности Николая Степановича Гумилёва.
«Душу – Богу,
Сердце – даме,
Жизнь - Государю,
Честь – никому».
(Из песни офицеров Царской Армии).
«Я – угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле…» -
Эти строки отражают суть жизни и творчества любого великого художника, а принадлежат они великому поэту Серебряного века, русскому православному офицеру Николаю Степановичу Гумилёву.
Серебряный век – это не только литература – это – суть целой эпохи, образ века грядущего и предсказание великой трагедии. Все великие писатели этой эпохи продолжали лучшие духовные традиции классической русской литературы, обращаясь к вечным ценностям. Конечно, многие великие поэты Серебряного века, несомненно, заслуживают уважения, любви и вечной памяти, но речь пойдёт о Николае Степановиче Гумилёве как об одном из самых трагических поэтов переломной для России эпохи.
|
Сам поэт и его лирический герой в большинстве произведений всем существом своим ощущает неразрывную связь с историей человечества, с природой как Нерукотворным Храмом Творца, осознаёт свою причастность к вечному мирозданию.
«И вот вся жизнь! Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города.
Мелькающее отраженье
Потерянного навсегда»
Это стихотворение «Прапамять», написанное в страшном 1918 году, когда рушились создаваемые веками основы, а поэт, а вслед за ним и лирический герой думает о вечном, а всё происходящее называет «сном» -
«Когда же, наконец, восставши
От сна, я буду снова я…» -
потому что душа бессмертна!
(Почти через двадцать лет и в «Беге» М.А.Булгакова всё происходящее тоже будет показано как сменяющие друг друга сны).
Все великие писатели имели дар провидения – и вот в 1910 году, когда уже были написаны многие пророчества о грядущих катаклизмах, появились эти строки Н.С.Гумилёва»:
«Солнце, сожги настоящее
Во имя грядущего,
Но помилуй прошедшее».
(Стихотворение «Молитва» из книги «Жемчуга»).
Без «прошедшего», без памяти нет будущего, нет человека как такового, о чём мы часто, к сожалению, забываем. Но просьба, молитва «сжечь» - это не жажда разрушения, а готовность отдать свою жизнь как искупительную жертву во имя «грядущего» России и, очевидно, «жизни будущего века». (Эта готовность звучит и в одноимённом стихотворении М.А.Волошина, в «Молитве» и «Предсказании» А.А.Ахматовой, в созданных в лагере стихах О.Э.Мандельштама, и во многих произведениях наших великих соотечественников).
Николай Степанович Гумилёв не только поэт, но и офицер, добровольцем ушедший на Первую Мировую войну, а бранная слава России неотделима от её истории, от духовных традиций. Недаром даже названия некоторых книг поэта: «Колчан», «Шатёр», «Путь конвистадоров» - являются отражением этой глубинной связи, а не просто описанием военных походов. Обратимся к произведениям.
|
Всем хорошо известно, что предтечей великой русской трагедии стала Первая Мировая война:
«Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня…»
Так написал Н.С.Гумилёв в 1914 году в стихотворении «Наступление». Сама трагедия, которая полностью обесценит жизнь миллионов людей, произойдёт чуть позже, а в самом произведении показан традиционный образ благословенного воинства:
«…Но не надо яства земного
В этот страшный и смертный час,
Оттого что Господне слово
Лучше хлеба питает нас».
Эти слова как будто возглас русских князей и их дружин, доносящийся сквозь века. Это – воплощение любви к Господу и к России!
«Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьётся в груди моей» -
это чувство великой сопричастности!
Многие храбрые воины отдали жизнь за Бога, Царя и Отечество – и вот в следующем 1915 году создано стихотворение «Смерть», в котором души на поле брани убиенных предстоят пред Судом Божием:
«Свод небесный будет раздвинут
Пред душою – и душу ту
Белоснежные кони ринут
В ослепительную высоту.
Там начальник в ярком доспехе…»
А в финале снова грешная земля – слёзы товарищей и молитвы за души убиенных:
«Здесь священник в рясе дырявой
Умиленно поёт псалом,
Здесь играют гимн величавый
Над едва заметным холмом».
(Недаром с древних времён об убиенных на поле брани служилась Лития).
Любовь к Родине, беззаветное служение, верность долгу, православным традициям, неразрывная связь земли с небом невольно заставляют трепетать душу всякого человека, считающего себя русским не по крови, а по сути.
Но, наверное, апогеем этих размышлений поэта можно считать стихотворение «Война», посвящённое М.М Чичигову - потомственному офицеру славного рода:
«И воистину светло и свято
Дело величавое войны -
Серафимы, ясны и крылаты
За плечами воинов видны».
Не разрушения, не ужас, не трагедия – а сердца людей, которые «восковыми свечками горят» перед Господом!
И финал истинно христианский:
«Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Половину жизни земной,
Невозможной такой мечтой».
|
(Стихотворение без названия из книги «Колчан»).
Такие мысли, наверное, хоть раз посещают любого мыслящего человека.
В обоих произведениях, отражающих мысли акмеизма, как будто звучит желание лирического героя «приблизить» небо к земле, к человеку, но, конечно, не отречение.
К «первооснове» возвращает читателя и «Солнце духа», которое «наклонилось к нам» и «благостно и грозно разлилось по нашим небесам», а потом даст людям «золотые зрелые плоды». (С тихотворение «Солнце духа» из книги «Колчан»)
Конечно, эта «первооснова» прежде всего воплощается в образе природы:
«Я за то и люблю затеи
Грозовых военных забав.
Что людская кровь не святее
Изумрудного сока трав».
(Стихотворение «Детство» из книги «Костёр»).
В этом произведении лирический герой как с равными, как с друзьями общается и с «каждым пыльным кустом придорожным», и «с мать-и-мачехой, с лопухом…».
Но всё это - не языческое обожествление природы, а та нераздельная связь, причастность, о чём говорилось в самом начале. Это – воплощение христианской любви ко всему мирозданию!
И в стихотворении «Шестое чувство» из последней прижизненной книги «Огненный столп» «скальпель природы и искусства», а по сути, самого Творца, создаёт душу человека, способную узреть нематериальное. Узреть и «розовую зарю над холодеющими небесами», и «царственный покой» природы и, наконец, «бессмертные стихи». Узреть и полюбить, и самому преобразиться ради этой любви! Но любовь не может быть без жертвы, а потому «кричит дух», и «изнемогает плоть»!
Без любви человек не может жить и творить, не может вообще называться человеком, оттого и отношение к любви как с святыне присуще нашей классической литературе. Конечно, у Н.С.Гумилёва нет широко известных традиционных посвящений, как, например, у А.С.Пушкина или А.К.Толстого, но во многих стихах присутствует обобщённый образ прекрасной, возводящей к небу любви:
«Но любовь разве цветик алый
Что легко ей погасить?»
(Упомянутое выше стихотворение «Я не прожил, я протомился» из книги «Колчан»)
Лирический герой вопрошает Творца, но это не ропот, а поиск ответа на жизненно важные вопросы, несмотря даже на печальные мысли о «загубленной жизни» в финале. «А о будущем Ты подумай», - говорит Творцу лирический герой, не надеясь на свои силы. Он «с мучительной тоской», по словам философа В.С.Соловьёва, ищет ответы, потому что без любви жизнь лишается смысла.
|
И вот в Канцоне Третьей в книге «Костёр» мучительное раздумье сменяется благоговейным восторгом:
«Делюсь я с тобою властью,
Слуга твоей красоты
За то, что полное счастье
Последнее счастье – ты!»
Но всё же большинство самых известных произведений Н.С.Гумилёва проникнуто любовью божественной и поднимают читателя как бы на следующую ступень той духовной лестницы, «лествицы», которая отражена, например в осмогласии церковного пения. Рассказ о Святом Иконописце Андрее Рублёве в одноимённом стихотворении из книги «Костёр» от начала до конца проникнуто чувством восторга и жаждой духовного восхождения. (Слово «восторг» в переводе с греческого и есть «духовное восхождение»).
«Я знаю, я так сладко знаю,
С искусством иноков знаком,
Что Лик Жены подобен раю,
Обетованному Творцом»
Это начало восхождения.
Известно, что когда в начале 15-го Святой Никон Радонежский увидел воплощённый Андреем Рублёвым Образ Пресвятой Троицы, то прослезился и сказал, что Сам Господь водил кистью иконописца. И вот восторг и благодарственная молитва Святого звучит в произведении поэта Серебряного века:
«Всё это кистью достохвальной
Андрей Рублёв мне начертал,
Невысокий старый человек,
Голову срезал палач и мне.
Она лежала вместе с другими
И в Евангелие от Иоанна
Стены Нового Иерусалима
И орла, летящего к нему»
Орёл и лев - символы евангелистов, здесь они вместе, значит, этот образ,скорее всего, - Образ Христа, как утверждал один из дискутирующих писателей.
(Невольно вспоминаются слова из известной песни, написанной уже во второй половине 20-го века:
«Тебя там встретят огнегривый лев
Литература.
1. Сборник произведений Н.С.Гумилёва «Я свет у тебя за плечами».
2. Сборник произведений М.И.Цветаевой «Лебединый стан».
3. Сборник духовной поэзии «Слово и дух».
4. Е.Н.Трубецкой «Смысл жизни».
5. Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе».
6. Программа цикла «Библейский сюжет» канала «Культура», посвящённая творчеству Н.С.Гумилёва под названием «Блудный сын»
7. Программа цикла «Ленинградское дело», посвящённая Н.С.Гумилёву.
8. Программа канала «Культура», показанная на Пасху в 2003 году, посвящённая Н.С.Гумилёву.
Николай Степанович Гумилёв
(1886 – 1921)
Расстрелян большевиками в Левашовской пустоши
|
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!