Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-06-06 | 135 |
5.00
из
|
Заказать работу |
(И сын упомянутого офицера, Леонид Михайлович, в монашестве Серафим, через 23 года как Христов воин примет смерть на Бутовском полигоне и будет причислен к Лику Святых).
Все три указанные произведения, особенно последнее, созданное в 1914 году, вне времени и пространства! Если бы мы чаще задумывались о том, что написано в этих стихах, на земле было бы меньше зла.
Эта вечная связь земного с небесным, горнего с дольним, одна из главных тем классической мировой литературы, звучит и в других стихах Н.С.Гумилёва:
«Храм Твой, Господи, в небесах!
Но земля – тоже Твой приют…»
Это – начало Канцоны Второй из незаслуженно мало известной книги «Костёр».
Очевидно, эти строки – суть творчества поэта и всего направления, именуемого акмеизмом, т.е. «возвращения к первооснове». Некоторыеисследователи говорят о связи акмеизма, прежде всего, с поэзией Е.А.Баратынского – и вот примет одного из лучших его стихов:
«Царь Небес, успокой
Дух бунтующий мой!
Треволнений земли
Мне забвенье пошли
И на строгий Твой рай
Силы сердцу подай!»
У обоих поэтов Господь – начало всех начал. И восклицает в мучительном поиске Истины лирический герой Н.С.Гумилёва:
«Дай мне, Господи, дай мне знак
Что я волю понял Твою…»
И поиск Истины часто неотделим от поиска и осмысления любви земной, о чём будет сказано далее.
А вот пример того, когда смысл, кажется вообще утраченным:
«Я не прожил, я протомился
Половину жизни земной,
И, Господь, вот Ты мне явился
Невозможной такой мечтой».
(Стихотворение без названия из книги «Колчан»).
Такие мысли, наверное, хоть раз посещают любого мыслящего человека.
В обоих произведениях, отражающих мысли акмеизма, как будто звучит желание лирического героя «приблизить» небо к земле, к человеку, но, конечно, не отречение.
К «первооснове» возвращает читателя и «Солнце духа», которое «наклонилось к нам» и «благостно и грозно разлилось по нашим небесам», а потом даст людям «золотые зрелые плоды». (С тихотворение «Солнце духа» из книги «Колчан»)
Конечно, эта «первооснова» прежде всего воплощается в образе природы:
«Я за то и люблю затеи
Грозовых военных забав.
Что людская кровь не святее
Изумрудного сока трав».
(Стихотворение «Детство» из книги «Костёр»).
В этом произведении лирический герой как с равными, как с друзьями общается и с «каждым пыльным кустом придорожным», и «с мать-и-мачехой, с лопухом…».
Но всё это - не языческое обожествление природы, а та нераздельная связь, причастность, о чём говорилось в самом начале. Это – воплощение христианской любви ко всему мирозданию!
И в стихотворении «Шестое чувство» из последней прижизненной книги «Огненный столп» «скальпель природы и искусства», а по сути, самого Творца, создаёт душу человека, способную узреть нематериальное. Узреть и «розовую зарю над холодеющими небесами», и «царственный покой» природы и, наконец, «бессмертные стихи». Узреть и полюбить, и самому преобразиться ради этой любви! Но любовь не может быть без жертвы, а потому «кричит дух», и «изнемогает плоть»!
Без любви человек не может жить и творить, не может вообще называться человеком, оттого и отношение к любви как с святыне присуще нашей классической литературе. Конечно, у Н.С.Гумилёва нет широко известных традиционных посвящений, как, например, у А.С.Пушкина или А.К.Толстого, но во многих стихах присутствует обобщённый образ прекрасной, возводящей к небу любви:
«Но любовь разве цветик алый
Чтобы ей лишь мгновенье жить,
Но любовь разве пламень малый
Что легко ей погасить?»
(Упомянутое выше стихотворение «Я не прожил, я протомился» из книги «Колчан»)
Лирический герой вопрошает Творца, но это не ропот, а поиск ответа на жизненно важные вопросы, несмотря даже на печальные мысли о «загубленной жизни» в финале. «А о будущем Ты подумай», - говорит Творцу лирический герой, не надеясь на свои силы. Он «с мучительной тоской», по словам философа В.С.Соловьёва, ищет ответы, потому что без любви жизнь лишается смысла.
И вот в Канцоне Третьей в книге «Костёр» мучительное раздумье сменяется благоговейным восторгом:
«Делюсь я с тобою властью,
Слуга твоей красоты
За то, что полное счастье
Последнее счастье – ты!»
Но всё же большинство самых известных произведений Н.С.Гумилёва проникнуто любовью божественной и поднимают читателя как бы на следующую ступень той духовной лестницы, «лествицы», которая отражена, например в осмогласии церковного пения. Рассказ о Святом Иконописце Андрее Рублёве в одноимённом стихотворении из книги «Костёр» от начала до конца проникнуто чувством восторга и жаждой духовного восхождения. (Слово «восторг» в переводе с греческого и есть «духовное восхождение»).
«Я знаю, я так сладко знаю,
С искусством иноков знаком,
Что Лик Жены подобен раю,
Обетованному Творцом»
Это начало восхождения.
Известно, что когда в начале 15-го Святой Никон Радонежский увидел воплощённый Андреем Рублёвым Образ Пресвятой Троицы, то прослезился и сказал, что Сам Господь водил кистью иконописца. И вот восторг и благодарственная молитва Святого звучит в произведении поэта Серебряного века:
«Всё это кистью достохвальной
Андрей Рублёв мне начертал,
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!