Изучение социальной адаптации личности в психологии — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Изучение социальной адаптации личности в психологии

2019-05-27 442
Изучение социальной адаптации личности в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ВЛИЯНИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ НА АДАПТАЦИОННОЕ И ДЕЗАДАПТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СТУДЕНТОВ

1.1 Изучение социальной адаптации личности в психологии.

1.2 Классификация и виды адаптации.

1.3 Адаптивные характеристики личности.

Вывод по теоретической части

РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ НА АДАПТАЦИОННОЕ И ДЕЗАДАПТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СТУДЕНТОВ 1 – 3 КУРСОВ

2.1 Использованные методики при диагностическом исследовании.

2.2 Описание проведения исследования и его результат.

Вывод по практической части

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Повышение интереса к проблеме социальной адаптации и всё более активное изучение данной темы в русле социальной психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Неустойчивость и часто непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой, - сохранять внутреннюю стабильность и равновесие.

Постановка проблемы. В последнее время к вопросу о приспособлении человека к окружающей среде приковано пристальное внимание, анализ литературы свидетельствует о недостаточной изученности проблемы адаптации. Так, до сих пор нет четкого и однозначного определения понятия "социальной адаптации", которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого явления. Чаще всего специфика "социальной адаптации" связывается лишь с социальным характером факторов, воздействующих на человека. Мы считаем, что нельзя однозначно решить эту проблему, необходимо изучить какие именно личностные качества влияют на адаптацию или дезадаптацию.

Актуальность проблемы определяется значением, которое приобретает в настоящее время исследование целостного развития человека в единой жизненной среде и его социальном пространстве.

Предметом исследования выступает влияние черт личности на адаптационное поведение.

Объектом исследования являются характерологические и типологические черты личности.

Цель  данного исследования состоит в диагностике уровня социально-психологической адаптации и определения черт личности влияющих на адаптацию.

Гипотеза:

1) черты личности влияют на степень адаптационного поведения;

2) черты личности не влияют на степень адаптационного поведения.

Задачи:

1) рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;

2) раскрыть сущность адаптации как психологического процесса;

3) определить особенности личности, влияющие на адаптационный процесс;

4) диагностировать, степень социальной адаптации с помощью специализированных методик, определить характерологические и типологические черты личности;

5) сделать анализ результатов проведенного исследования.

Практическая значимость заключается в рассмотрении возможных причин как успешной, так и неуспешной социальной адаптации личности в социуме.

Теоретическую основу работы составили труды:Г. Селье,

Ю.А. Александровский, X. Хартман, Л. Филипс, Ж. Пиаже и другие.

Достаточно четко ставит теоретические вопросы и проблемы понятия социальной адаптации личности в своих работах Д.А. Андреева. Вопросы классификации социальной адаптации личности хорошо рассмотрены в работах A.A. Налчаджян, в которых представлены ее основные виды и типы. Теоретическая модель социальной адаптации личности в рамках системно - деятельностного подхода описана в работах М.В. Ромма. [1]Процесс социальной адаптации личности исследовали: Ф.З. Меерсон, Л.Д. Столяренко. Вопросы факторов социальной адаптации личности в своих работах рассматривали: Л.В. Корель, Б.Г. Ананьев, И.К. Кряжева. Вопросы критериев эффективности процесса социальной адаптации личности изучали: О.И. Зотова, И.К. Кряжева, Т.А. Немчин, В.А. Лабунская, Ф.Б. Березин.

В исследованиях Богоявленской Д.Б., Кулюткина Ю.Н., Милославовой Н.А. подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании.[2]

Прикладные аспекты проблемы социально - психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и др.); в различных сферах учебной (Гапонова, 1994 и др.), трудовой, производственной деятельности (Жмыриков,1989; Прохватилов, Шалыто,1989 и др.), при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас,1994) и другое.[3]

Авторы, занимающиеся проблемой адаптации студентов к вузовским условиям обучения, считают, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. Говоря об адаптации, Л.К.Гришанов имеет в виду не только функционирование, взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и развитие студента, его саморазвитие (Л.К.Гришанов, В.Д.Цуркан, 1990).

Другие ученые указывают на несовпадение организации и методов обучения в средней и высшей школах. Так, К.И.Васильев отмечает, что «неизбежность перестройки у студентов-первокурсников сложившегося за многие годы обучения в школе стереотипа, соответствующего методам обучения основам наук, для которых характерна передача знаний небольшими регулярными «порциями» с последующим столь же регулярным повторением и контролем, и установление нового стереотипа, адекватного вузовским методам обучения». На это же указывает В.П.Кондратова (1972), которая справедливо считает формирование нового стереотипа главным моментом адаптации студентов.

Период адаптации к учебной работе представляет собой сложное и длительное явление, в котором Л.Д. Демина (1988) выделяет несколько уровней: ориентировочный, неустойчивая адаптация, относительно устойчивая, поздняя адаптация и дезадаптация.[4]

В. А. Якунин понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды.

 В процессе адаптации личность приспосабливается к изменениям социальной среды путем подбора или перестройки стратегий поведения. Так, например, критерий оптимального соответствия личности условиям изменяющейся социальной среды был использован Д. В. Колесовым для построения модели стадиальности адаптационного процесса, содержащей следующие стадии.

    Уравновешивание — установление равновесия между средой и индивидом с проявлением взаимной терпимости к системе ценностей и стереотипам поведения.

    Псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям.

    Приноравливание — признание и принятие основных ценностей новой среды.

    Уподобление — психическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентации, установок.

 Предложенная модель является достаточно условной, при этом описанные стадии могут накладываться друг на друга, выступать одномоментно или взаимозаменяться.

 Е. В. Осипчукова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны;

 2) вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

3) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

4) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

5) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

 В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности – адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.

    Достижение определенного уровня адаптированности зависит от того, какие стратегии адаптивного поведения выбирает человек в ситуации взаимодействия с окружающей средой и как эти стратегии сочетаются между собой.

    Н. Н. Мельникова называют следующие стратегии адаптивного поведения:

1) активное изменение среды;

2) активное изменение себя;

3) уход из среды и поиск новой;

4) уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир;

5) пассивная репрезентация себя;

6) пассивное подчинение условиям среды;

7) пассивное выжидание внешних изменений;

8) пассивное ожидание внутренних изменений.[5]

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ВЛИЯНИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ НА АДАПТАЦИОННОЕ И ДЕЗАДАПТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СТУДЕНТОВ.

РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ НА АДАПТАЦИОННОЕ И ДЕЗАДАПТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СТУДЕНТОВ 1 – 3 КУРСОВ.

Тест Томаса

Тест адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Тест состоит из 30 вопросов. Полученный результат соответствует определённой шкале. Шкалы: 1)«соперничество», 2)«сотрудничество», 3)«компромисс», 4)«избежание» и 5)«приспособление».

Студенты 1 курса

Ф.И. Шк. №1 Шк. №2 Шк. №3 Шк. №4 Шк. №5
1)А.С. 8 4 3 5 9
2)А.К. 3 5 8 8 6
3)Б.С. 3 7 6 7 7
4)Б.К. 5 5 7 6 7
5)Г.Я. 0 3 8 8 11
6)К.К. 1 2 9 9 9
7)К.С. 10 5 7 2 6
8)К.М. 8 5 7 3 7
9)К.Н. 2 6 8 9 5
10)К.Т. 0 6 10 5 9
11)К.Ю. 1 7 8 7 7
12)К.В. 0 7 6 7 10
13)Л.К. 1 7 10 5 7
14)Л.А. 2 6 5 9 8
15)Н.И. 0 6 9 5 10
16)Н.Н. 0 6 7 9 8
17)Н.О. 2 7 9 6 6
18)П.Ю. 5 6 6 6 6
19)П.Л. 3 6 9 9 3
20)П.О. 2 8 9 5 6
21)С.И. 7 9 5 4 5
22)С.А. 1 9 5 5 10
23)С.О. 4 7 5 9 5
24)С.А. 4 5 7 4 10
Ф.И. Шк. №1 Шк. №2 Шк. №3 Шк. №4 Шк. №5
25)С.Н. 4 6 6 6 8
26)Т.О. 0 5 9 6 10
27)Ф.А. 1 6 6 7 10
28)Ф.И. 4 9 7 7 3
29)Ц.А. 0 6 10 5 7
30)Ю.Ю. 0 7 6 7 10

 

1)«Соперничество».

Высокий уровень – 3%.

Средний уровень – 17%.

Низкий уровень – 80%.

 2)«Сотрудничество».

Высокий уровень – 10%.

Средний уровень – 80%.

Низкий уровень – 10%.

3)«Компромисс».

Высокий уровень – 30%.

Средний уровень – 67%.

Низкий уровень – 3%.

4)«Избежание».

Высокий уровень – 20%.

Средний уровень – 67%.

Низкий уровень – 13%.

5)«Приспособление».

Высокий уровень – 37%.

Средний уровень – 56%.

Низкий уровень – 7%.

Студенты 3 курса

Ф.И. Шк. №1 Шк. №2 Шк. №3 Шк. №4 Шк. №5
1)Б.А. 8 7 3 3 9
2)Б.К. 7 7 7 3 6
3)В.Д. 9 9 5 3 4
4)Д.Я. 11 8 6 1 4
5)Е.Т. 0 7 10 8 5
6)К.А. 3 4 7 7 9
7)К.А. 1 6 10 6 7
8)К.М. 1 6 9 6 8
9)К.И. 5 6 5 4 9
10)М.В. 1 9 5 7 8
11)М.Л. 3 8 7 8 4
12)М.М. 10 6 6 4 4
13)М.А. 4 3 6 10 6
14)М.О. 6 7 5 6 6
15)Н.Т. 11 4 5 4 5
16)П.А. 6 3 9 3 9
17)Р.Ю. 6 6 7 3 8
18)Р.Н. 1 4 6 7 11
19)С.К. 8 6 5 8 3
20)С.Л. 10 6 3 3 8
21)С.О. 3 3 8 6 10
22)Т.А. 12 7 6 2 3
23)Т.Н. 7 8 5 3 7
24)Х.А. 5 7 9 4 5
25)Ш.Н. 11 5 4 5 5
26)Щ.Д. 4 9 6 2 9
27)Щ.Н. 2 7 9 7 5
28)Ц.Н. 6 2 10 8 4
Ф.И. Шк. №1 Шк. №2 Шк. №3 Шк. №4 Шк. №5
29)Ч.В. 2 10 8 4 6
30)Я.Ж. 8 8 2 3 8

 

1)«Соперничество».

Высокий уровень – 23%.

Средний уровень – 37%.

Низкий уровень – 40%.

 2)«Сотрудничество».

Высокий уровень – 13%.

Средний уровень – 64%.

Низкий уровень – 23%.

3)«Компромисс».

Высокий уровень – 23%.

Средний уровень – 64%.

Низкий уровень – 13%.

4)«Избежание».

Высокий уровень – 3%.

Средний уровень – 44%.

Низкий уровень – 53%.

5)«Приспособление».

Высокий уровень – 23%.

Средний уровень – 54%.

Низкий уровень – 23%.

По шкале «соперничество» показатели у 3 курса возрастают на 20% высокого уровня по сравнению с 1 курсом; шкала «сотрудничество» - 3 курс выше на 3% высокого уровня; шкала «компромисс» - 3 курс ниже на 7% (высокий уровень); шкала «избежание» - 3 курс ниже на 17% (высокий уровень); шкала «приспособление» - 3 курс выше на 14% (высокий уровень).

 

Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла).

Определение уровня доброжелательности личности к окружающим людям. Тест имеет 8 вопросов, на каждый из которых выбирается вариант ответа: а или в. При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении – в 0 баллов.

Студенты 1 курса

Ф. И. Уровень доброжелательности
1)А.С. 5
2)А.К. 5
3)Б.С. 6
4)Б.К. 1
5)Г.Я. 5
6)К.К. 5
7)К.С. 5
8)К.М. 5
9)К.Н. 5
10)К.Т. 4
11)К.Ю. 5
12)К.В. 1
13)Л.К. 5
14)Л.А. 5
15)Н.И. 7
16)Н.Н. 3
17)Н.О. 1
18)П.Ю. 8
19)П.Л. 3
20)П.О. 3
21)С.И. 4
22)С.А. 3
Ф. И. Уровень доброжелательности
23)С.О. 5
24)С.А. 6
25)С.Н. 6
26)Т.О. 8
27)Ф.А. 5
28)Ф.И. 8
29)Ц.А. 4
30)Ю.Ю. 6

 

Высокий уровень – 27%.

Средний уровень – 63%.

Низкий уровень – 10%.

Студенты 3 курса

Ф. И. Уровень доброжелательности
1)Б.А. 2
2)Б.К. 4
3)В.Д. 8
4)Д.Я. 4
5)Е.Т. 4
6)К.А. 3
7)К.А. 4
8)К.М. 6
9)К.И. 3
10)М.В. 6
11)М.Л. 6
12)М.М. 5
13)М.А. 6
14)М.О. 7
Ф. И. Уровень доброжелательности
15)Н.Т. 4
16)П.А. 5
17)Р.Ю. 5
18)Р.Н. 8
19)С.К. 3
20)С.Л. 7
21)С.О. 7
22)Т.А. 4
23)Т.Н. 4
24)Х.А. 5
25)Ш.Н. 2
26)Щ.Д. 5
27)Щ.Н. 3
28)Ц.Н. 1
29)Ч.В. 7
30)Я.Ж. 4

Высокий уровень – 33%.

Средний уровень – 57%.

Низкий уровень – 10%.

На 6% возрастает доброжелательность у студентов 3 курсов. Индивидуальные особенности развиваются и сохраняются. Внутренне человек остаётся самим собой. Самовосприятие и интернальность по тесту Роджерс, Даймонд, как уже было замечено  не изменяется у студентов 1 – 3 курсов. Внешне приобретают новые навыки взаимодействия именно с актуальным окружением. Об этом свидетельствует приобретённое качество доминирование (Роджерс, Даймонд), как способ бытия.

 

 

Оригинальных.

Высокий уровень – 73%.

Средний уровень – 27%.

Уникальных.

Высокий уровень – 53%.

Средний уровень – 20%.

Низкий уровень – 27%.

Студенты 3 курса

Ф.И. Оригинальность Уникальность
1)Б.А. 8,1 4
2)Б.К. 9,7 5
3)В.Д. 8,5 4
4)Д.Я. 8,8 3
5)Е.Т. 1 6
6)К.А. 8 2
7)К.А. 9,8 5
8)К.М. 7,6 3
9)К.И. 7 2
Ф.И. Оригинальность Уникальность
10)М.В. 1 6
11)М.Л. 6,7 4
12)М.М. 6,1 3
13)М.А. 9,3 4
14)М.О. 9,9 5
15)Н.Т. 9,7 5
16)П.А. 7,4 3
17)Р.Ю. 9,2 5
18)Р.Н. 8,9 3
19)С.К. 7,7 2
20)С.Л. 9,6 5
21)С.О. 6 1
22)Т.А. 8,9 4
23)Т.Н. 9,2 5
24)Х.А. 8,5 3
25)Ш.Н. 8,4 3
26)Щ.Д. 7,5 3
27)Щ.Н. 8,4 3
28)Ц.Н. 6,2 3
29)Ч.В. 9,1 4
30)Я.Ж. 7,7 1

Оригинальных.

Высокий уровень – 76%.

Средний уровень – 17%.

Низкий уровень - 7%.

Уникальных.

Высокий уровень – 30%.

Средний уровень – 53%.

Низкий уровень – 17%.

Оригинальность у студентов 3 курса выше на 3% высокого уровня. А

уникальность выше на 23% высокого уровня.

Заключение

Итак, мы увидели, что личностные черты имеют значение для адаптации индивида в социуме.

1. Черты личности влияют на степень адаптационного поведения.

Гипотеза подтверждается.

2. Черты личности не влияют на степень адаптационного поведения.

Гипотеза опровергается.

Успешность социальной адаптации зависит от характеристик индивида и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс психологической адаптации.

 

 

 

 

 

Список литературы

1) Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.,1987.

2) Кряжева, И. К. Социально – психологические факторы адаптированности личности/И.К. Кряжева: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М, 1980. – 24 с

3) Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.,1986.

4) Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения//Общение и оптимизация совместной деятельности. М.,1990.

5) Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.

С 69 Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.

6) Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М., ВЛАДОС,1995.

7) http://coolreferat.com/Проблемы_адаптации_личности_в_группе

8) http://globalteka.ru/order/13650.html

9) http://uovr.istu.ru/curator/adaptation.html

10) http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466892

11) http://www.bestreferat.ru/referat-150678.html

12) http://works.tarefer.ru/70/100696/index.html

13) http://shporiforall.ru/shpory/sp-ekzpsixologii/12-struktura-lichnosti-s-tochki-zreniya-razlichnyx-teorij-lichnosti.html

14) http://bibliofond.ru/view.aspx?id=472118

15) http://psylab.info/Методика_диагностики_социально-психологической_адаптации_К._Роджерса_и_Р._Даймонда

16) http://psychometrica.ru/index.php?hid=50&met_info=129

17) http://vsetesti.ru/302/

18) http://vsetesti.ru/213/

19) http://psylist.net/praktikum/00248.htm

20) http://vsetesti.ru/202/

 


[1] Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М., ВЛАДОС,1995.

[2] Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.,1986.

[3] http://coolreferat.com/Проблемы_адаптации_личности_в_группе

[4] http://globalteka.ru/order/13650.html

[5] http://uovr.istu.ru/curator/adaptation.html

[6] http://pda.coolreferat.com/Проблемы_адаптации_личности_в_группе

[7] http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466892

[8] http://www.bestreferat.ru/referat-150678.html

[9] http://works.tarefer.ru/70/100696/index.html

[10] http://shporiforall.ru/shpory/sp-ekzpsixologii/12-struktura-lichnosti-s-tochki-zreniya-razlichnyx-teorij-lichnosti.html

[11] Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения//Общение и оптимизация совместной деятельности. М.,1990.

[12] Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.,1987.

[13] http://bibliofond.ru/view.aspx?id=472118

[14] Кряжева, И. К. Социально – психологические факторы адаптированности личности/И.К. Кряжева: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М, 1980. – 24 с

[15] http://psylab.info/Методика_диагностики_социально-психологической_адаптации_К._Роджерса_и_Р._Даймонда

[16] http://psychometrica.ru/index.php?hid=50&met_info=129

[17] http://vsetesti.ru/302/

[18] Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.

С 69    Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.

- М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.

[19] Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.

С 69 Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.

- М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.

[20] http://vsetesti.ru/213/

[21] http://psylist.net/praktikum/00248.htm

Содержание

Введение

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ВЛИЯНИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ НА АДАПТАЦИОННОЕ И ДЕЗАДАПТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СТУДЕНТОВ

1.1 Изучение социальной адаптации личности в психологии.

1.2 Классификация и виды адаптации.

1.3 Адаптивные характеристики личности.

Вывод по теоретической части

РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ НА АДАПТАЦИОННОЕ И ДЕЗАДАПТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СТУДЕНТОВ 1 – 3 КУРСОВ

2.1 Использованные методики при диагностическом исследовании.

2.2 Описание проведения исследования и его результат.

Вывод по практической части

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Повышение интереса к проблеме социальной адаптации и всё более активное изучение данной темы в русле социальной психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Неустойчивость и часто непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой, - сохранять внутреннюю стабильность и равновесие.

Постановка проблемы. В последнее время к вопросу о приспособлении человека к окружающей среде приковано пристальное внимание, анализ литературы свидетельствует о недостаточной изученности проблемы адаптации. Так, до сих пор нет четкого и однозначного определения понятия "социальной адаптации", которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого явления. Чаще всего специфика "социальной адаптации" связывается лишь с социальным характером факторов, воздействующих на человека. Мы считаем, что нельзя однозначно решить эту проблему, необходимо изучить какие именно личностные качества влияют на адаптацию или дезадаптацию.

Актуальность проблемы определяется значением, которое приобретает в настоящее время исследование целостного развития человека в единой жизненной среде и его социальном пространстве.

Предметом исследования выступает влияние черт личности на адаптационное поведение.

Объектом исследования являются характерологические и типологические черты личности.

Цель  данного исследования состоит в диагностике уровня социально-психологической адаптации и определения черт личности влияющих на адаптацию.

Гипотеза:

1) черты личности влияют на степень адаптационного поведения;

2) черты личности не влияют на степень адаптационного поведения.

Задачи:

1) рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;

2) раскрыть сущность адаптации как психологического процесса;

3) определить особенности личности, влияющие на адаптационный процесс;

4) диагностировать, степень социальной адаптации с помощью специализированных методик, определить характерологические и типологические черты личности;

5) сделать анализ результатов проведенного исследования.

Практическая значимость заключается в рассмотрении возможных причин как успешной, так и неуспешной социальной адаптации личности в социуме.

Теоретическую основу работы составили труды:Г. Селье,

Ю.А. Александровский, X. Хартман, Л. Филипс, Ж. Пиаже и другие.

Достаточно четко ставит теоретические вопросы и проблемы понятия социальной адаптации личности в своих работах Д.А. Андреева. Вопросы классификации социальной адаптации личности хорошо рассмотрены в работах A.A. Налчаджян, в которых представлены ее основные виды и типы. Теоретическая модель социальной адаптации личности в рамках системно - деятельностного подхода описана в работах М.В. Ромма. [1]Процесс социальной адаптации личности исследовали: Ф.З. Меерсон, Л.Д. Столяренко. Вопросы факторов социальной адаптации личности в своих работах рассматривали: Л.В. Корель, Б.Г. Ананьев, И.К. Кряжева. Вопросы критериев эффективности процесса социальной адаптации личности изучали: О.И. Зотова, И.К. Кряжева, Т.А. Немчин, В.А. Лабунская, Ф.Б. Березин.

В исследованиях Богоявленской Д.Б., Кулюткина Ю.Н., Милославовой Н.А. подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании.[2]

Прикладные аспекты проблемы социально - психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и др.); в различных сферах учебной (Гапонова, 1994 и др.), трудовой, производственной деятельности (Жмыриков,1989; Прохватилов, Шалыто,1989 и др.), при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас,1994) и другое.[3]

Авторы, занимающиеся проблемой адаптации студентов к вузовским условиям обучения, считают, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. Говоря об адаптации, Л.К.Гришанов имеет в виду не только функционирование, взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и развитие студента, его саморазвитие (Л.К.Гришанов, В.Д.Цуркан, 1990).

Другие ученые указывают на несовпадение организации и методов обучения в средней и высшей школах. Так, К.И.Васильев отмечает, что «неизбежность перестройки у студентов-первокурсников сложившегося за многие годы обучения в школе стереотипа, соответствующего методам обучения основам наук, для которых характерна передача знаний небольшими регулярными «порциями» с последующим столь же регулярным повторением и контролем, и установление нового стереотипа, адекватного вузовским методам обучения». На это же указывает В.П.Кондратова (1972), которая справедливо считает формирование нового стереотипа главным моментом адаптации студентов.

Период адаптации к учебной работе представляет собой сложное и длительное явление, в котором Л.Д. Демина (1988) выделяет несколько уровней: ориентировочный, неустойчивая адаптация, относительно устойчивая, поздняя адаптация и дезадаптация.[4]

В. А. Якунин понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды.

 В процессе адаптации личность приспосабливается к изменениям социальной среды путем подбора или перестройки стратегий поведения. Так, например, критерий оптимального соответствия личности условиям изменяющейся социальной среды был использован Д. В. Колесовым для построения модели стадиальности адаптационного процесса, содержащей следующие стадии.

    Уравновешивание — установление равновесия между средой и индивидом с проявлением взаимной терпимости к системе ценностей и стереотипам поведения.

    Псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям.

    Приноравливание — признание и принятие основных ценностей новой среды.

    Уподобление — психическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентации, установок.

 Предложенная модель является достаточно условной, при этом описанные стадии могут накладываться друг на друга, выступать одномоментно или взаимозаменяться.

 Е. В. Осипчукова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны;

 2) вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

3) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

4) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

5) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

 В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности – адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.

    Достижение определенного уровня адаптированности зависит от того, какие стратегии адаптивного поведения выбирает человек в ситуации взаимодействия с окружающей средой и как эти стратегии сочетаются между собой.

    Н. Н. Мельникова называют следующие стратегии адаптивного поведения:

1) активное изменение среды;

2) активное изменение себя;

3) уход из среды и поиск новой;

4) уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир;

5) пассивная репрезентация себя;

6) пассивное подчинение условиям среды;

7) пассивное выжидание внешних изменений;

8) пассивное ожидание внутренних изменений.[5]

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ВЛИЯНИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ НА АДАПТАЦИОННОЕ И ДЕЗАДАПТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СТУДЕНТОВ.

Изучение социальной адаптации личности в психологии

Адаптация как явление свойственно всему живому, поэтому приспособление организма к условиям существования издавна привлекало к себе внимание человечества. Разработка понятия "адаптация" и его сущности принадлежит биологии и в большей мере связанно с эволюционной идеей. В общей форме явление адаптации в живой природе рассматривалось как выражение целесообразности в устройстве и функционировании организмов, как прямое (адекватное) приспособление (Ж. Бюфорон, Ж.Б. Ломарк, Ж. Сент-Имер). Дальнейшее развитие проблемы адаптации связано с концепцией Ч. Дарвина. Он показал, что адаптация, как и любое другое средство выживания животного, формируется исторически, то есть является опосредованным во времени и пространстве. Приспособление, полезное в одних условиях, станет бесполезным или вредным в других. Изучение адаптации в российской науке связано с именами таких ученных как: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Н. Ухтомский. Основой в понимании явления адаптации стало положение о единстве организма и среды, выдвинутое И.М. Сеченовым. В результате исследований А.Н. Ухтомский дал понятие организма, как целостности его активности во взаимоотношениях со средой в процессе адаптации, что дало толчок к поиску психологических механизмов адаптации. М.Г. Ярошевский (1971) указывает, что проблема социальной адаптации возникла в западной психологии на рубеже 30-40х годов XX столетия на базе необихевиоризма и психоанализа.

Необихевиористское определение адаптации. В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей. Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Такое состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, поскольку на практике достижима только относительная гармония между средой и индивидом. Адаптация как процесс, согласно Р. Хэнки, принимает форму изменения среды и изменений в организме путём применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использования собственно психических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи. Это обстоятельство является основным недостатком бихевиористского подхода к проблеме адаптации личности.

Социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. Следует отметить, что в таком определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида, о личностных изменениях, происходящи


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.