Использование жестовой речи сурдопедагогами — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Использование жестовой речи сурдопедагогами

2019-05-27 441
Использование жестовой речи сурдопедагогами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При проведении учебных занятий требуется помощь сурдопереводчика для наилучшего усвоения материала. Так же сурдоперевод актуален в учебно-воспитательном процессе с глухими и в культурно-массовой жизни. Обычный сурдоперевод использующийся в повседневной жизни значительно отличается от сурдоперевода в учебном процессе. Это связано с тем, что профессиональный язык преподавателей очень сложный,а так же с наличием многообразных дисциплин предметной подготовки. Для того что бы сурдопереводчик грамотно перевёл словесную речь на жестовый язык на каком-либо мероприятии или же занятие в вузе, нужно обязательно выполнить определённый ряд условий.

 Во-первых, сурдопереводчик должен заранее знать примерную тему лекции, речи, выступления для того что бы выбрать слова наиболее трудные и требующие особого внимания и подобрать жесты, которые смогут объяснить эти слова.

 Во-вторых, сурдопереводчик должен знать особенности лиц с нарушениями слуха и излагать материал, используя при переводе знакомые жесты.

В-третьих, сурдопереводчик должен в процессе занятий опираться на наглядный материал и пользоваться вербальными средствами обучения в целях совершенствования словесной речи глухих. Это имеет большое значение при изучении специальных научных дисциплин. Последнее правило сурдопереводчик должен заранее отработать жесты, которые обозначают профессиональные термины, и работать над унификацией жестов. Выполнение этих требований позволит наиболее глубоко и полно усвоить материал и обогатить словарный запас. Что же касается прошлых времён то нам известно, то с 1907 у учителей обычных школ появилась возможность записаться на курсы подготовки сурдопедагогов, где они смогли бы изучать не только основные предметы, но и жестовую речь. В своей книге «Жестовая речь. Дактилология» Г.Л. Зайцева освещает такой вопрос как целесообразность изучения жестовой речи. Она приводит в пример слова человека, который внёс огромный вклад в сурдопедагогику известного учёного и мастера своего дела Н.М. Лаговского. Н.М. Лаговский приверженец «чистого устного метода», полагал: «Использование жестовой речи сурдопедагогом нецелесообразно, а учениками в общении между собой - крайне нежелательно». Несмотря на такие утверждения, учёный в достаточной мере сам пользовался жестовой речью; интерес к его трудам о систематизации жестового общения не угасает и в настоящее время. В своё время Н.М. Лаговский говорил, «Глубокое понимание педагогом специфики психического развития глухого ребенка и особенностей формирования его словесной речи невозможно без знания жестового языка». Известно, что если педагог знает и способен понимать жестовую речь своих учеников, то он сможет наиболее глубже понять эмоциональное состояние своих подопечных. Ведь детям не всегда легко даётся «раскрыть свою душу» словами, как родителям, так и другим людям. Да и многие глухие подростки испытывают в этом трудности. Но если возникают трудности в самом процессе коммуникации, то, как найти оптимальный вариант сотрудничества, к которому так стремится наша современная педагогика? Поэтому абсолютно справедливо полагать, что использование языка жестов в процессе обучения, оказывает положительное влияние лишь тогда, когда он является - вспомогательное средством обучения глухих и слабослышащих. Однако, на этот счёт у разных учёных своё мнение. Рассмотрим взгляды А.И. Дьячкова и С.А. Зыкова. В своих работах они наиболее полно освещают данную проблему. А.И. Дьячков занимался не только общими проблемами исторического развития сурдопедагогики, но и уделял время изучению жестовой речи. Он провёл экспериментальное исследование, направленное на изучение процессов восприятия, узнавания и дальнейшее обозначение геометрических фигур с помощью жестового языка. Исследование проводилось с детьми, не владеющими устной речью. По результатам этого исследования стало понятно, что те, кто владеют жестовым языком, намного лучше справляются с заданием, чем те, кто не знает языка жестов. Иначе говоря, «Экспериментальные данные свидетельствуют, что жестовый язык - одно из средств мышления глухого школьника»(А.И. Дьячков, 1957). Проведя ещё немало исследований в данной области, анализируя материалы и практику отечественных школ, А.И. Дьячков выдвигает следующие положения. Во-первых, жестовая речь является инструментом для общения с глухих и слабослышащих детей. Она оказывает большое влияние на познавательную и мыслительную деятельность. Второе положение говорит о том, что исключение полностью использования жестовой речи из обучения в специальных школах не предполагается, так как жестовая речь хоть и не главное средство в обучении глухих, но всё же занимает определённое место. С.А. Зыкова, создателя коммуникационной системы обучения языку, вопросы жестовой речи интересовали, прежде всего, в связи с выявлением ее влияния на процесс овладения глухими словесной речью, на процесс обучения языку слов.С.А. Зыков полагал:

1.В общении глухие, которые только начинают обучаться в школе, используют различные невербальные средства общения: мимику, указательные движения, пантомиму и т. д. Эти средства, применяемые и слышащими, являются сопутствующими формирующейся жестовой речи - основному средству коммуникации глухих. «Необходимость и целесообразность употребления названных сопутствующих средств в педагогическом процессе ни у кого никогда не вызывали сомнений...». 2.Жестовый язык - своеобразная языковая система со специфическим словарным составом и грамматическим строем. Но структура языка жестов крайне примитивна, это бедный язык. Поэтому жестовый язык не может служить основой для обучения языку слов.

3.Жестовая речь используется глухими школьниками в общении между собой во внеклассное время. В детских коллективах специальных школ имеет место специфическое словесно-жестовое двуязычие. Обучение словесному языку следует организовать таким образом, чтобы стимулировать развитие «чистого двуязычия». При таком типе двуязычия пользование двумя языками осуществляется без перевода с одного на другой. В этих целях формирование словесной речи должно строиться независимо от жестовой речи и представлять собой процесс овладения новой для глухих языковой структурой.

4.В интересах формирования словесной речи и создания в этих целях речевой среды «во всей организованной работе с глухими детьми жестовая речь должна уступить место словесной речи». С.А. Зыков строил свою концепцию, опираясь на данные, которыми в то время располагала наука. Сегодня мы знаем, естественно, гораздо больше. Современные исследования показали, что система жестового общения имеет сложную структуру, что русский жестовый язык - богатая знаковая система, обладающая широким набором средств для выражения смыслов и отношений между ними, и многое другое. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, показали, что жестовый язык может служить базой и средством обучения глухих, в том числе и словесному языку (мы рассказывали об этом в предыдущих главах). Да, при помощи жестовой речи можно учить глухих, но вот нужно ли? Что касается отечественных сурдопедагогов, то некоторые из них, которые в своих публикациях каким-либо образом высказывались в отношении жестовой речи, разделяют точку зрения А.И. Дьячкова. В работах других исследователей этот вопрос вообще не затрагивается. И для этого есть веские основания: отсутствие экспериментальных фактов, без которых любые рассуждения бездоказательны. Так дело обстояло в теории. А на практике? Общую картину можно представить себе на основании данных анкетного опроса, проведенного среди директоров школ-интернатов для глухих детей в ноябре 1986 г. На вопросы анкеты ответили 75 директоров специальных школ, расположенных на территории бывших союзных республик. В анкете предлагалось, во-первых, оценить ситуацию в школе в целом, с точки зрения использования жестовой речи в качестве вспомогательного средства; во-вторых, высказать свое мнение о целесообразности применения жестовой речи Отметим, что ранее педагогические аспекты жестовой речи исследовались только применительно к процессу обучения и воспитания глухих учащихся вечерних специальных школ. Целесообразность использования жестовой речи на этом этапе обучения доказана экспериментально. Представляется, что некоторые методические рекомендации могут оказаться весьма полезными и для педагогов школ-интернатов, поскольку позволят хоть как-то раскрыть содержание принципа «жестовая речь - вспомогательное средство сурдопедагогического процесса». Судя по анкетированию, да и по наблюдениям тоже, жестовая речь практически всегда используется при проведении таких коллективных мероприятий, как лекции, экскурсии и т. д. В этом случае, как правило, применяется жестовый перевод. Скажем, приглашенный лектор рассказывает старшеклассникам об истории обучения глухих, а переводчик - обычно учитель или воспитатель, хорошо владеющий жестовой речью, - переводит. Для того чтобы мероприятие, организуемое с использованием жестового перевода, прошло успешно, необходимо выполнить ряд методических требований. Жестовая речь как вспомогательное средство может быть весьма полезна на уроке как при сообщении новой информации, так и на этапе проверки и актуализации знаний. Впрочем, как известно, иллюстрация - не доказательство. И вполне возможно, что многие специалисты - и исследователи, и учителя - будут не согласны с высказанными выше соображениями. Единственная возможность попытаться выяснить, кто прав, - провести специальные исследования. Одно из таких исследований - разработка российской концепции билингвистического обучения и организация педагогического эксперимента, в процессе которого русский язык и русский жестовый язык выступают в качестве равноправных средств педагогического процесса. Разделяя основные идеи современной «социокультурной» концепции глухоты и бикультурно-билингвистического образования, положив в основу своей работы методологическую платформу Л.С. Выготского, педагоги Московской билингвистической гимназии для глухих, открытой в 1992 г., решили предложить новую систему образования глухих учащихся. Это стало возможным благодаря демократизации российской школы, поддержке инновационных проектов, альтернативных направлений. В гимназии создана среда полиглоссии - русский язык и русский жестовый язык функционируют в качестве равно уважаемых средств общения между глухими и слышащими участниками педагогического процесса - детьми, педагогами, родителями и др. При реализации билингвистического обучения потребовалось решить множество задач. Одна из них - существенное повышение уровня владения педагогами РЖЯ. Ведь учитель в билингвистической школе должен владеть им свободно. Другая - привлечение глухих учителей - носителей жестового языка, в совершенстве владеющих и русским языком, которые бы не только преподавали на РЖЯ основные предметы, но и помогали овладеть жестовой речью слышащим коллегам, обучали слышащих родителей. Также очень важна роль глухих учителей как «социальных моделей» для учащихся. Одна из самых сложных проблем билингвистического обучения - определение наиболее эффективного соотношения русского языка и жестового языка в образовательном процессе. Когда использовать русский язык? Когда жестовый? - изучением этого вопроса занимаются педагоги А.В. Варламова, И.А. Лимина, Н.А. Чаушьян, С.Э. Куман, А.В. Горошков, А.А. Комарова. Некоторые ответы уже найдены, но основные поиски, безусловно, впереди. Тесное дружеское сотрудничество глухих и слышащих, включение жестового языка в образовательный процесс способствует преодолению коммуникативных барьеров, установлению искренних, доверительных отношений между взрослыми и детьми. Диалог учителя и учеников на уроке с использованием жестовой речи позволяет значительно увеличить объем учебной информации, расширить круг изучаемых дисциплин. В учебный план введены английский язык, логика, этика, мифы народов мира, а также жестовый язык и история глухих и др.

XVI-XVII век.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.