Инстинкты, типы любви и их взаимодействие. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Инстинкты, типы любви и их взаимодействие.

2019-05-27 110
Инстинкты, типы любви и их взаимодействие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение.

 Задача этой публикации состоит в том,что бы исследовать проблемы  взаимодействия мировоззренческих позиций людей в условиях становления гражданского общества. В связи с бурным развитием человеческой цивилизации во всех направлениях, остро стоит задача осмысления новых этических подходов и создание механизмов для взаимодействия государств и народов между собой.Исходя из того, что является первичным источником мироздания - Дух или Материя, философская наука различает четыре взаимоисключающих подхода на устройство окружающего нас мира: идеалистический, материалистический, глобалистический и четвёртый – нигилистический. Идеалисты утверждают, что Добро и Зло, «Свет «и  «Тьма»,- основные понятия, объясняющие устройство Мира. Религиозный взгляд,- производный от идеалистического подхода, оперирует понятиями:  Любовь, Бог, Дьявол и Закон Божий. Материалисты исходят из того, что вокруг нас существует Мир и Антимир, - познаваемые реальности, которые подчиняются объективным законам и, которые нам даны в ощущениях и переживаниях и  отражаются нашим сознанием. Глобалисты  утверждают, что миром правит универсальная идея вселенской любви, добра и справедливости.  Нигилистский взгляд исходит из представления  хаотичности  устройства мироздания, из отрицания божественного, научного и гуманистического подхода. Ему присущ  анархизм, абсолютная морально – нравственная  свобода и психологическая раскрепощённость по отношению к условностям этического порядка.

Таким образом, в обществе присутствует палитра взглядов, которые формируют смыслы жизни людей, исповедующие различные подходы в осмыслении действительности.

 Несмотря на различие в подходах и во взглядах на устройство окружающего мира, вселенная едина, бесконечна и многообразна по форме и содержанию. Её ипостаси находятся во взаимосвязях, в движении и развитии, что позволяет материалистам,нигилистам, идеалистам и глобалистам, каждому по своему, толковать природу их происхождения. Различие взглядов и методологических подходов, а так же разные цели и задачи, которые преследуют люди при изучении мироздания, выявляет их интересы и мотивацию. Для идеалистов, утверждающих божественное начало мироздания, важно признание существование Бога  и бессмертие души. Для материалистов важно признание существования объективных законов,объясняющих устройство мира. Глобалисты выносят за рамки своих интересов проблемы власти, собственности и наживы, для них важны добро,любовь и социальная справедливость. Нигилистический подход опирается на отрицание материалистической и идеалистической позиции и неприятие гуманизма в принципе. Нигилизм провозглашает абсолютную свободу от стереотипов и условностей этического порядка. Исходя из этих подходов, пытливому уму человека доступны:

- идеалистический взгляд на мир;

- научный, материалистический взгляд;

- нигилистский взгляд,- критический подход к первым двум;

- глобалистский  взгляд;

Эти взгляды сформировали понимание картины мира, в целом. 

Материалистический взгляд.

С точки зрения материалистов, первоосновой создания всего сущего, является «материя, обладающая потенциалом энергии». Термин «материя» (греч.-вещество) в философии используется как научная категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от наших ощущений и, которая отображается и познаётся сознанием человека через его ощущения. Ипостаси материи – объективная реальность, которые в этой реальности находятся во взаимодействии. В процессе этого взаимодействия и эволюции они породили мироздание вселенной,- бесконечное многообразие осязаемых и научно познаваемых материальных объектов и объектов духовного содержания. Движение и развитие материи обусловлено, энергетическим потенциалом элементарных частиц, которые имеют противоположные заряды и, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают это движение и развитие. Энергияматерии наделена силой воздействия на объекты и предметы, окружающего нас мира, и проявляется через физические явления, процессы и объективно действующие законы материального мира.

Материя, наделённая энергией и  гравитацией, существует в движении, во времени и  пространстве.Особая социальная форма материи существует и проявляется в общественном и индивидуальном бытии. Смысл общественного и индивидуального бытия раскрывается через отношения личностей и коллективов.

Высшей ступенью в развитии мироздания стало появление высокоорганизованной материи — биологических видов живых существ на Земле.

Человек как социально-психологический тип, выступая, одновременно, объектом и субъектом науки и обладая интеллектом способным к абстрактно-логическому мышлению, познает объективные законы материального мира. Основными методами познания являются: научно -теоретический, практически- прикладной, наглядно-действенный, наглядно-образный, абстрактный. По степени новизны и оригинальности они могут быть творческим (продуктивным) и репродуктивным (повторяющимся, копирующим). Используя иррационально-интуитивные инструменты познания и способность эмоционального восприятия окружающего мира, человек формирует представления об изучаемом предмете, через чувственные образы и ощущения. Воспринимая информацию органами чувств, он преобразовывает её в своём сознании в интеллектуальные образы. Обладая потенциалом к творчеству, он создаёт искусственные объекты и предметы, как материального свойства, так и духовного содержания.  

В начале третьего тысячелетия на Земле создалась критическая напряжённость между отдельными ядерными державами, грозящая гибелью всему человечеству. Классики марксизма предсказывали, что капитализм в условиях империалистической стадии, когда степень концентрации капитала в отдельных странах достигает вне конкурентного уровня приведёт к бесконечным военным и политическим конфликтам за передел сфер влияния и хищнический захват рынков сбыта. Это можно сравнить с периодом в истории человечества, когда в условиях позднего варварства и расцвета Римской империи, человечество осознало опасность порабощения Римом всех народов Земли. Идея Христовой любви, милосердия и справедливости объединив народы, смогла покончить с цивилизацией римского варварства. Сейчас, в мире сложилась похожая ситуация и, поэтому остановить этот безумный и опасный процесс эскалации напряжённости может только две силы:сдерживающий военный потенциал ядерных стран и «мягкая сила»,- новая гуманистическая идея «державного благородства», которая объединит миролюбивые народы в противостоянии экспансии. Мощь военного потенциала империализма, направленная на порабощение малых стран и захват рынков сбыта, сопровождается уничтожением социальной инфраструктуры и цивилизации в этих странах. Конфронтация ядерных держав достигла опасной черты. Россия может иметь одно преимущество, взяв на вооружение инструмент мягкой силы морально-нравственного содержания этическую идею интегрального типа - державное благородство.

Возврат постсоветской России, после неудачного опыта строительства социализма в СССР, к буржуазно-экономической формации в стадии империализма, заведомо проигрышный путь. Этот возврат в прошлое, отбросит цивилизацию Русского мира на задворки общественного прогресса. Единственный путь, которым Россия обречена идти, возглавив гуманитарное движение, –это передовой путь социальной гармонии и построения общества «Державного Благородства». Сам лозунг державного благородства мало чего будет значить,если под эту идею не сформулировать морально- этические и нравственные задачи. Важнейшей задачей этой идеи есть противодействие современной модели потребительства, обогащения и алчности и создание механизмов, которые формируют в общественном сознании сдержанность, умеренность и даже аскетизм.

7 .Взгляд атеиста.

Кондрашин И. в статье«Духовность светская как высшая стадия духовности религиозной» пишет, чтопрежде чем приступить к ретроспективному перечислению этических воззрений, использовавшихся и используемых до сих пор для воспитательных целей разными народами, формировавшими и формирующими поколения человечества, хотелось бы внести ясность в спор, вот уже долгие столетия идущий между теми, кто молится Христу, Аллаху, Будде, Яхве, и теми, кто считает это предрассудком. Каждая сторона убеждена в своей правоте и в том, что противоположная находится в заблуждении. Кто же из них прав?

В мире существует более 400 теистических версий и лишь одна атеистическая (от франц. atheisme – безбожие < от греч. a – отрицание и theos – бог).Дискуссию по этому вопросу правильней рассматривать используя уровни прогресса программ светского поведения. Благодаря чему культурно-духовные феномены делятся на реликтовые, современные и обращенные в будущее. Каждая из которых   имеет четырёхфазную шкалу «постижения истины», так как все знания о любом предмете на пути к истине проходят последовательно 4 фазы:

1) неведение о предмете –›

2) первоначальные   понятия о предмете, первое представление о нём –›

3) относительная истина - углубленные знания о предмете –›

4) просвещённый атеизм наиболее полные знания о предмете на пути к абсолютной истине.

Сам предмет верования, означающий верить в кого или во что, как один из важнейших аспектов человеческого сознания включает в себя два направления знаний, как предметов верования. Это представления о внешнем и о внутреннем мирах, которые великий Кант сформулировал как «звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Иными словами, это знания о мирозданиисистеме ценностей и пороков, на основе которых вырабатываются нормы поведения.

Исходя из этого, предмет верования за тысячелетия совершенствования сознания людей претерпел следующие уровневые фазы своего развития:

1) Полное неведение. Относится к периоду, когда первобытные люди гонялись по лесам за мамонтами и вопрос о том, как устроен мир, их совсем не занимал. Система ценностей была самой примитивной, фактически варварской. Соответствующей была и культура поведения, да и сознание в целом. Этот период можно смело назвать примитивным атеизмом.

2) Первоначальные понятия и начальные представления о предмете. Устройство мира стало пониматься в разных вариантах как земной диск на трех слонах, китах и т.п. Система ценностей стала приобретать первые очертания, как действительно система, и в соответствии с ней строились нормы индивидуального и общественного поведения. Для этого периода характерно многобожие (бог солнца, бог воды, бог вина, бог войны, бог любви и т.д.) и множественность религий, известных как языческие. В это же время стали зарождаться азы светской идеологии. Языческие верования (суеверие) и первые светские идеи явились шагом вперед в сравнении с периодом дотеистического невежества.

3) Фаза относительной истинности знаний о предмете исследованияпросвещенное верование. Устройство мира, созданного неким мифическим творцом (демиургом) якобы за 7 дней, приобрело вначале геоцентрическую модель (автор – Птолемей, I век н.э.), а затем, благодаря научным поискам Коперника, Галилея и Кеплера – гелиоцентрическую (XV-XVII вв.), т.е. стало развиваться и постепенно брать верх чувство реальности, глубоких логических научных суждений. Так и знания о человеке, сотворенного «создателем» якобы из ребра, стали активно пополняться научными открытиями в области медицины, а затем и генетики. Онтологическая модель зиждилась теперь на двух глобальных категориях: пространствевремени. Система ценностей еще более упорядочилась, к ней добавилась и система пороков (знаменитые 10 библейских заповедей, ставших позднее и христианскими, и прочие ценности со своей спецификой в каждой теистической версии). Повысился ценностный статус всего истинного – «Жить не по лжи», «Не в силе Бог, а в правде» и т.п.

В качестве подтверждения предлагаемого методологического подхода стоит упомянуть работу Канта «Религия в пределах только разума», вышедшую в 1794 г., в которой философ предложил подход к осознанию сущности религии, также исходя из принципа историзма.

Прежде всего Кант выделил первоначальное, безрелигиозное состояние общества. На этом этапе развития человечества, по его мнению, начали зарождаться нравственные требования, скрепляющие общество.

Затем Кантом выделен несовершенный тип религии, «богослужебный», когда люди пытались получить благосклонность, заступничество Бога путем почитания его, выполнения обрядов, действуя по правилу: «Я – Тебе свечку, Ты – мне благо». В этот период развития общества человек стремился стать благополучным, счастливым не столько своими силами, не делаясь лучше, сколько рассчитывая на чудо.

Религия разума у Канта, это чистая вера в добро, уверенность в своих возможностях стать моральным существом, умение не перекладывать ответственность на высшие силы. Тогда священник для всех – это уже как наставник, а церковь – место для полезных поучений, добрых наставлений. «Религия, – писал он, – есть познание всех наших обязанностей как божественных заповедей». К числу обязанностей по отношению к другим людям он относил любовь и уважение. Пороками, которые противостоят уважению, являются высокомерие, злословие и издевательство. Особенно подчеркивал Кант дружбу между людьми, основанную на взаимной любви и уважении. Он полагал, что добродетели необходимо учить и начинать это делать надо с ранних лет, наставляя ребенка в моральном катехизисе.

Политеизм просвещенного верования стал более регламентированным и организованным, более укрупненным. Теперь соперничество шло  и идет между несколькими основными религиями – христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом, хотя и в них существуют непримиримые между собой разветвления: католичество, протестантство, православие, шииты, сунниты, ваххабиты и т.п.

Верование получило самый высокий ценностной статус. Так, в России солдаты на войне шли в бой и умирали за «Веру, Царя и Отечество», т.е. вера стояла уже на первом месте.

Просвещенное верование, хотя и продолжало оставаться суеверным, однако, опираясь все более на научность, стало следующим шагом в развитии человечества по сравнению с периодом языческого верования, переводя языческую культуру в разряд реликтовых.

4) Просвещенный атеизм - в ысшая фаза знания о предмете на пути к абсолютной истине, Ей соответствует самое современное верование, т.е. тоже верование, но не имеющее ничего общего с суеверием. Теория о мироздании, соответствующая ему, отвергает любого вида «творцов» и основывается только на объективных законах диалектики материи, включая теорию Дарвина. Онтологическая модель приобретает более полный и законченный вид и базируется на движении материальной субстанции в сторону развития в трех глобальных категориях: во времени – качестве – пространстве. Вселенная получает все более подробное физическое описание, затрагивающее циклы существования различных типов звезд и черных дыр. Зарождение Вселенной вместо варианта «Большого взрыва» все более тяготеет к теории ее эволюционного развития.

Система ценностей и пороков значительно обогащается, умножаясь по сравнению с христианской или системами других религий. Исходя из нее, теперь можно назвать не 10, а тысячи основных заповедей современного гуманизма, о которых в библиях и коранах не говорится ни слова. Например: не кури, не употребляй наркотики, не будь алкоголиком, не давай и не бери взятки, не будь невеждой, не выражайся нецензурно, не мусори, облагораживай среду своего обитания, учись и воспитывай детей и окружающих, заботься о семье и доме, уважай старших, почитай законы государства своего и правила общественного поведения и многое, многое другое).

Сомнения в истинности христианских идей заложил еще античный философ Порфирий (III в.). Он активно выступил как противник христианства и даже написал труд «Против христиан». В нем он подвергает резкой критике Ветхий и Новый заветы, отрицая подлинность некоторых книг. Он указывал на многие противоречия в Евангелиях.

Еще ранее христианский богослов и писатель Квинт Тертуллиан, для которого евангельская истина прямо подтверждалась своим противоречием человеческому разуму, всячески подчёркивал пропасть между верой и разумом («Что общего у Академии и церкви?»): «Сын божий распят; нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер сын божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения он воскрес; это несомненно, ибо невозможно". Невозможность совместить здравый смысл с безоговорочной верой в Бога обозначилась также в его знаменитых словах: «Credo quia absurdum» (лат.) - «Верую, ибо абсурдно!»

Другим, более поздним мыслителем, кто поставил под сомнение религиозное верование, был Спиноза, который Богом считал материю, или творящую природу. Он отрицал существование какого-либо надприродного или сверхприродного верховного существа.

В своем «Богословско-политическом трактате», написанном 350 лет назад, Спиноза зало­жил основы научной критики Библии. Исходя из концепции «двух истин», он считал, что для познания подлинной истины Библия имеет мало цены, так как авторитетом может быть толь­ко разум, а не Священное писание. Он отверг тот ореол, кото­рым окружена Библия, и полагал, что необходимо учитывать ис­торические обстоятельства, при которых создавались те или иные тексты. Спиноза доказывал, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия. Он также выявил много противоречий, повторений и разночтений в текстах различных книг Библии. Причины религиозных суеверий Спиноза видел в страхе наро­да перед непонятными и таинственными силами природы.

В то же время Спиноза отрицал обвинения в вульгарном атеизме, так как полагал, что его критика религии – это критика невежества и предрассудков, связанных с ней. А настоящее верование равносильно моральности и основывается на достоверном знании. Между верованием и суеве­рием то различие, писал он, что суеверие имеет своей основой невежество, а верованиемудрость.

Кант также довольно определенно высказался в пользу светскости воспитания и о независимости нравственных норм от веры в Бога. Он писал: «Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, то именно поэтому она (мораль) связывает себя безусловными законами посредством своего разума  и не нуждается в идее о другом существе над ним. Нельзя познать свой долг, в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнять». Все существовавшие в истории религии Кант рассматривал как виды ложного богопочитания. Единственно истинная религия содержит в себе лишь нравственные законы, устанавливаемые практическим разумом, и ничего более.

Однако точнее всех раскрыл потребность людей в той или иной религии французский философ Гольбах. Причину распространения христианского вероучения, например, он видел в притягательности его для народа в силу невежества и тя­желого материального положения последнего. Христианство «ста­ло религией неимущих, оно провозглашало нищего Бога, бедня­ки проповедовали эту религию беднякам и невеждам, она давала им утешение в их положении, самые мрачные идеи ее отвечали состоянию этих жалких и несчастных людей». Гольбах доказывал полную иррациональность религии и несостоятельность христиан­ства, основывающегося на Библии. Он писал, что в Библии упо­минаются города, которых не существовало во времена Моисея, содержатся в ней и другие противоречия. Гольбах сделал вывод, что Пятикнижие написано разными людьми в разное время. Вет­хозаветная картина мира, по Гольбаху, могла удовлетворить толь­ко невежественный народ.

8.Структура и содержание гражданственности.

Для  понимания сущности светского, просвещённого    мировоззрения, которое формирует зрелость личности или состояние полноценной гражданственности, необходимо выявить мотивацию, побуждающую человека исповедовать светские мировоззренческие взгляды. Определить его ценностную духовно –эстетическую, морально-нравственную ориентацию в жизни. Важнейшим, побуждающим мотивом личности светского типа, в этом аспекте, выступает человеческая черта, как жизнелюбие,- стремление жить полноценной жизнью во всех её проявлениях и во все временные периоды своего земного бытия.Сравним аксиомы и устои гражданственности с канонами и заповедями православной религии.

 

Каноны религии Аксиомы гражданственности
1. Любовь к Богу — эмоции, чувства и переживания. 2. Вера в Бога (верование) — чувственно-иррациональный способ познания мира. 3. Надежда на Бога — смирение и социально-психологическая обособленность в мирской жизни. 4. Страх Божий — чувство веры в неотвратимость кары небесной за земные грехи. 1. Любовь к жизни отношение к родному краю близким и родным. 2. Ответственность — осознанная социальная обязанность, необходимость. 3. Традиции-обычаи и культурные особенности. 4. Просвещенность — эрудиция, знания в области науки, культуры и искусства, идейная убежденность.  

 

Заповеди Христовы Морально-нравственные устои.(этический кодекс гражданственности)
1. Я — Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. 2. Не делай себе кумира. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. День седьмой посвящай Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать твою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего. 1.Уважай граждан своей страны, чти законы и символы государства; 2. Будь трудолюбив и настойчив в достижении поставленных целей. 3.Проявляя любознательность, осваивай науку и культуру. 4. Познавая мир и духовные ценности, береги природу. 5. Цени человеческую жизнь, будь милосердным, заботливым. 6. Оберегай обычаи своих предков, чти традиции своего народа. 7. Люби родителей, уважай, близких и родных, оказывай им помощь и поддержку. 8. Храни верность семье,  оберегая любовь к супругу и детям, проявляй  терпение, заботу и внимание к ним. 9.Окружай себя единомышленниками, цени и оберегай дружбу с ними. 10. Искореняй в себе лживость, лень, зависть, трусость и уныние. 11. Будь щедрым, презирай жадность, тунеядство и мздоимство. 12. Веди здоровый образ жизни, будь настойчив в преодолении личных слабостей и вредных привычек.  

 

Из сравнения видно, что каноны религиозной веры и аксиомы  гражданственности отличаются своими базовыми понятиями. Направленность духовных интересов религии заключается в любви к Богу и в спасении бессмертной души в раю Царствия небесного.

Для светского типа личности, смысл духовного  бытия в процессе земного существования, заключается в  совершенствовании в себе нравственных начал и стремление к созданию вокруг себя атмосферы благородства, добра и справедливости. Ориентиром здесь выступают гуманистические ценности, нацеленные на развитие и укрепление гражданского общества. В повседневности такая личность, наряду с её нуждами и интересами, нацелена на публичную деятельность и решение общественных задач.

Из сравнения видно, что заповеди религии и устои гражданственности имеют отличие в объекте интересов. В религии объектом интереса выступает Господь Бог и спасение бессмертной души, а в светском понимании интересом выступает сама жизнь личности и её нужды. Но, не смотря на эти различия, интересы верующих и светских людей  схожи по морально-нравственному и этическому содержанию. Тем самым они дополняют друг друга и расширяют спектр культурно-духовных ценностей цивилизации под названием Русский мир.

 Деятельность светской личности проявляется:

- в полезной созидательной творческой работе;

- в достижении успеха и значимых результатов в процессе этой деятельности;

- в получении удовлетворения от этой деятельности;

- в получении общественного признания достигнутых результатов;

 Зная мотивацию поведения личности светского типа и  вычленив набор базовых понятий (основ гражданственности),необходимо определить их внутреннее содержание, для понимания процесса становления личности этого типа.

1.Любовь к жизни: А.Любовь к близким, родным и к своему Отечеству; Б. Вера в торжество человеческого разума, в его гуманистическую природу, доброту и чувство социальной справедливости. Убеждённость в силе знаний вбезграничные возможности интеллектуального и культурно-духовного потенциала человеческого общества;  С. Надежда на здравый смысл, мудрость, житейский опыт, морально- нравственные и волевые качества личности, опора на общественную поддержку; 2.Ответственность (социальная зрелость): А.Осознание потребности выполнять социальные обязанности;  Б.Осознание долга по защите родных, близких и Отечества; С.Осознание необходимости продолжения рода; 3.Национальные традиции,обычаи и культурные особенности: А.Законы, правила, нормы поведения; В.Народные обычаи и традиции; С.Морально-нравственные устои; 4.Просвещённость: А. Воспитание;  Б. Образование;  С. Культура;
Этический кодекс гражданственности.
1.Уважай граждан своей страны, чти законы и символы государства; 2. Будь трудолюбив и настойчив в достижении поставленных целей. 3.Проявляя любознательность, осваивай науку и культуру. 4. Познавая мир и духовные ценности, береги природу. 5. Цени человеческую жизнь, будь милосердным, заботливым. 6. Оберегай обычаи своих предков, чти традиции своего народа. 7. Люби родителей, уважай, близких и родных, оказывай им помощь и поддержку. 8. Храни верность семье,  оберегая любовь к супругу и детям, проявляй  терпение, заботу и внимание к ним. 9.Окружай себя единомышленниками, цени и оберегай дружбу с ними. 10. Искореняй в себе лживость, лень, зависть, трусость и уныние. 11. Будь щедрым, презирай жадность, тунеядство и мздоимство. 12. Веди здоровый образ жизни, будь настойчив в преодолении личных слабостей  и вредных привычек.  

 

Такой подход позволяет единообразно трактовать базовые аксиомы гражданственности, являющиеся основой просвещённого мировоззрения, нацеленного на общественную эффективность  и результативную деятельность. Которые опираясь на светский этический кодекс, формирует гражданскую совесть личности.

Спектр светских понятий, опирающихся на   морально-нравственные устои и аксиомы гражданственности формирует, вместе с духовными ценностями традиционных религий, ментальность населения России. Религиозная святость и светское благородство - две равнозначные духовные ценности, которые, каждая по своему, раскрывают содержание Русского мира. Гуманизм религии и добродетели гражданственности, дополняя друг друга, способствуют формированию новой общности, общности людей благородного типа. Сейчас стоит задача найти точки соприкосновения и слияния религиозной духовности (святости) и светских культурно эстетических воззрений. Этого можно достичь, на более высоком уровне развития общественных отношений, опирающихся на гражданственно-этическую ипостась державное благородство.
Дальнейшее укрепление курса на формирование социально ориентированной государственности с опорой на общность людей благородного типа кроется этическая национальная идея  построения гражданского общества  современной России.

 

9.Психологические и социально- исторические предпосылки возникновения христианства.

 

На базе религиозных - языческих представлений, отличительной чертой которых было идолопоклонство в условиях обособленности родоплеменных отношений, древние люди создали цивилизацию варварства, нацеленную на укрепление территориально - общинных устоев. Античная языческая цивилизация средиземноморских государств и свободных городов, жила за счёт сельского хозяйства, ремесленничества, прибрежной торговли с купцами-мореходами, за счёт добычи рыбы и морепродуктов и за счёт пленников,обращённых в рабство. Находясь в постоянном конфликте с варварскими народами континентальной части Европы и, ведя захватнические войны, римляне обращали в рабство захваченных пленников и использовали их в качестве бесплатной рабочей силы. Пленники рекрутировались воинами в римские легионы, гребцами на галерах, сельхозрабочими на полях и плантациях.

Это было выгодно, поэтому создавались боеспособные вооружённые формирования, развитое мореходство, процветало сельское хозяйство, давая продукцию для нужд армии. Способ пополнения рабской силы, во время военных походов, за счёт порабощённых народов, вёл к упадку и деградации языческих племён. Из-за своей бесчеловечной жестокости и увеличения масштабов порабощения, люди на этих территориях находились на грани исчезновения. Противостоять этому традиционной военной силой, обескровленным племенам, не было никакой возможности.

Израильский народ, находясь в такой же ситуации под протекторатом Рима, использовал приём «мягкой силы» с целью разложения языческих основ диктаторского режима изнутри. Идея была в ассиметричном подходе с использованием жертвенного гуманизма «непротивления злу насилием». На базе семитской монотеистической религии было сформулировано новое ответвление религиозной идеи для языческих народов и граждан Римской империи. В результате миру явилось, в противовес язычеству, христианское религиозное учение, сформулированное на базе Старого Завета, как свод правил гуманистической направленности соттенком жертвенности. Миссионеры, взявшие идею Христвой любви и гуманизма в свой арсенал, распространили и распропагандировали её в имперской митрополии - в Риме. Таким образом, человечество постепенно избавилось от хищнического варварства и  ограниченности языческой цивилизации. Это послужило началом заката, рабовладельческого периода в истории Рима.

Очень важно понимать различие между научным осмыслением христианской религии,как мировоззренческого учения, с одной стороны, и как Христова откровения на ниве постижения милости Божьей в спасении души и Божественной благодати нисходящей на верующих в молитве, с другой стороны.

  Девиз верующего: «Бог есть Любовь, Любовь во мне есть Бог!», которая определяет содержание христовой веры, как этической идеи, несущей в себе заряд гуманизма. Будучи категорией мировоззренческой, религия охватывает весь спектр духовно эстетических, морально нравственных, этических и культурных представлений человека. Она сформулировала концепцию религиозного мировоззрения,которая включает в себя заповеди Божьи и христианские добродетели, давая им своё толкование и разъяснение. Любовь к Богу и Страх Божий две стороны одной медали, порождающие веру во всемогущество Всевышнего и надежду на то, что он не оставит верующего без своей милости. Осознание человеком неизбежности конца земного бытия и появлением чувства страха смерти, вынудило людей искать приёмы психологической защиты. Религия предложила идею бессмертия виртуальной души и спасение её в потустороннем мире. Молитва, исповедь и причастие, наряду с другими таинствами церкви выступили инструментами воздействия на чувства, с целью формирования у верующего религиозного взгляда на бессмертие души, веру в Господа Бога и Царствие Небесное. Тем самым для верующих была решена психологическая проблема страха смерти. Однако в Священном писании говориться о двух возможных вариантах пребывания души в Царствии Небесном,- в Раю или в Аду, поэтому у человека возникает сомнение по поводу того, какое место пребывания ждёт его душу. И тут церковь мягкого  наставляет,- только богоугодное поведение и любовь к Господу Богу даёт шанс надеяться на спасение души в раю Царствия Небесного, но без гарантий. С помощью такого посыла, решается две задачи,- человек становиться верен церкви и, находясь в постоянном молитвенном состоянии умиротворения, надеется на спасение души в раю Царствия Небесного, притупляя чувства страха неизбежного конца жизни. 

Идеи монотеистических религий, пришедшие на смену языческому многобожию и идолопоклонству, дали людям возможность, наряду с языком и письменностью, глубже проникнуть в сферу иррационального в познании, и глубже познать, через духовное прозрение, окружающий мир. Аврамические религии сохранили общинную, коллективистскую психологию и дали возможность объединить на базе идеи единого Бога разрозненные родоплеменные общины в народ.

Для понимания процессов формирования гражданственности и державных чувств важно осознать, что язычество Древней Руси, а в дальнейшем монотеистические религии имели исключительно важную роль  в формировании духовности  народов России и его ментальности. Ментальность — это нечто неструктурированное, некая предрасположенность, внутренняя готовность человека действовать определенным образом, область возможного для него.

 

Введение.

 Задача этой публикации состоит в том,что бы исследовать проблемы  взаимодействия мировоззренческих позиций людей в условиях становления гражданского общества. В связи с бурным развитием человеческой цивилизации во всех направлениях, остро стоит задача осмысления новых этических подходов и создание механизмов для взаимодействия государств и народов между собой.Исходя из того, что является первичным источником мироздания - Дух или Материя, философская наука различает четыре взаимоисключающих подхода на устройство окружающего нас мира: идеалистический, материалистический, глобалистический и четвёртый – нигилистический. Идеалисты утверждают, что Добро и Зло, «Свет «и  «Тьма»,- основные понятия, объясняющие устройство Мира. Религиозный взгляд,- производный от идеалистического подхода, оперирует понятиями:  Любовь, Бог, Дьявол и Закон Божий. Материалисты исходят из того, что вокруг нас существует Мир и Антимир, - познаваемые реальности, которые подчиняются объективным законам и, которые нам даны в ощущениях и переживаниях и  отражаются нашим сознанием. Глобалисты  утверждают, что миром правит универсальная идея вселенской любви, добра и справедливости.  Нигилистский взгляд исходит из представления  хаотичности  устройства мироздания, из отрицания божественного, научного и гуманистического подхода. Ему присущ  анархизм, абсолютная морально – нравственная  свобода и психологическая раскрепощённость по отношению к условностям этического порядка.

Таким образом, в обществе присутствует палитра взглядов, которые формируют смыслы жизни людей, исповедующие различные подходы в осмыслении действительности.

 Несмотря на различие в подходах и во взглядах на устройство окружающего мира, вселенная едина, бесконечна и многообразна по форме и содержанию. Её ипостаси находятся во взаимосвязях, в движении и развитии, что позволяет материалистам,нигилистам, идеалистам и глобалистам, каждому по своему, толковать природу их происхождения. Различие взглядов и методологических подходов, а так же разные цели и задачи, которые пресл


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.