Как стать специалистом в области языка телодвижений — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Как стать специалистом в области языка телодвижений

2019-05-27 400
Как стать специалистом в области языка телодвижений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уделяйте хотя бы пятнадцать минут в день изучению языка телодвижений. Наблюдайте за другими людьми, анализируйте собственные жесты. Наблюдать можно в любом месте, где люди встречаются и общаются между собой. Идеальным местом для наблюдений может служить аэропорт, где можно увидеть практически все человеческие жесты. В аэропорту люди открыто выражают гнев, скорбь, счастье, нетерпение, радость и другие эмоции через язык телодвижений. Наблюдайте за людьми на деловых совещаниях и вечеринках. Научившись понимать сигналы языка телодвижений, вы сможете прийти на вечеринку, забиться в уголок и прекрасно провести время, просто наблюдая за другими гостями.

Современный человек гораздо хуже понимает сигналы языка телодвижений, чем его первобытные предки. Он слишком старается вникнуть в смысл слов.

Учиться языку телодвижений можно и с помощью телевидения.

Выключите звук и попробуйте догадаться о происходящем, просто наблюдая за кар- тинкой. Каждые несколько минут включайте звук, чтобы проверить свои предположения. Полагаем, что очень скоро вы научитесь смотреть целые передачи без звука и прекрасно понимать содержание. Таким искусством в совершенстве владеют глухие.

Умение понимать сигналы языка телодвижений позволит вам сразу же распознать попытки манипуляции и доминирования, а также сделает более чутким к чувствам и эмо- циям других людей.

Мы с вами становимся свидетелями расцвета новой науки – науки языка телодвижений. Кто-то любит наблюдать за птицами, их повадками и поведением. А вы будете получать такое же удовольствие от наблюдения за людьми. Вы начнете наблюдать за окружающими на пляжах, на экранах телевизоров, в офисах, аэропортах, магазинах. Наблюдая за другими людьми, вы лучше поймете самого себя и сможете изменить свои отношения с окружаю- щими к лучшему.

В чем разница между наблюдателем и подсматривающим? В наличии блокнота и ручки.

Контрольные вопросы по тексту Б. Пиз, А. Пиз. Новый язык телодвижений. Расширенная версия М.: Эксмо-Пресс, 2005.

 

1. Почему именно в современную эпоху способность использовать и понимать язык телодвижений приобрела особенную актуальность?

2. Назовите формулу А. Мерабяна о соотношении вербальной, паралингвистической (вокальной) и невербальной информации в коммуникации. Сравните ее с данными Р. Бердвистелла и данными авторов текста.

3. Каковы три правила верного истолкования телодвижений?

4. Какова роль врожденного и приобретенного в языке телодвижений? Приведите примеры эволюционного и культурного происхождения жестов.

Гридина Т.А., Коновалова Н.И., Воробьева Н.А. Невербальная коммуникация: практикум / Т.А. Гридина,Н.И. Коновалова, Н.А. Воробьева; ФГБОУ ВПО «УрГПУ» –

Екатеринбург, 2015. – с 19 – 40.

Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния. На основе полисенсорной природы невербальной коммуникации выделяются различные ее виды.

Акустический (аудиальный) канал. Акустические средства передачи невербальной информации сопровождают вербальную. То, как мы говорим, иногда является даже более важным, чем само содержание сообщения. Акустические невербальные сигналы придают вербальным сообщениям соответствующую эмоционально-содержательную нюансировку:

· акцентируют актуальное для данной ситуации значение слова, фразы с использованием таких средств, как ударение, паузы, интонирование. Ср. возможности разного актуального членения высказывания (и соответственно его смыслового варьирования) в зависимости от интонации, логического ударения: Сколько тебя можно ждать? Сколько тебя можно ждать? Сколько тебя можно ждать? Сколько тебя можно ждать?

· «сигнализируют» о биофизических характеристиках (пол, возраст) и некоторых личностных особенностях говорящего. «Глухость или звонкость голоса выдает возраст говорящего. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, с одной стороны, либо о неуверенном, суетливом, с другой. Низкий, глухой, богатый интонациями голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным» [Куницына и др. 2001: 79-80]. Голосовые характеристики, следовательно, формируют образ говорящего в восприятии других: ср. ситуацию когнитивного диссонанса, когда мы впервые встречаемся с человеком, о котором сложили представление только на основе восприятия его голоса по телефону (низкий голос, ассоциируемый с человеком крупного телосложения, возможно, полным, оказывается принадлежащим худосочному мужчине невысокого роста). С целью моделирования «я-образа» в целях успешной самопрезентации нередко используются постановочные модуляции голоса (аффектированное произношение, изменение высоты голосового регистра и т.п.);

· кодируют основные эмоции – страх, гнев, радость, печаль, удивление, а также такие сопутствующие им эмоциональные состояния (доброжелательность, тревожность, уверенность, неуверенность, скрываемое раздражение, волнение и т.п.). Так, «для эмоции гнева характерны общее увеличение силы и высоты голоса, усиление резкости речевых звуков. Эмоция печали, напротив, характеризуется медленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падением силы и звонкости голоса. Ритмичная речь характеризует приподнятость настроения;

 · выполняют регулятивную функцию в разговоре (в частности, паузы могут подчеркивать важные моменты речи, дают аудитории возможность обдумать сказанное);

· свидетельствуют о скорости протекания латентных мыслительных процессов (например, так называемые хезитации, типа э-э-э, м-м-м, а-а-а, и-и-и, а также другие неконтролируемые говорящим фонации, являются знаком спонтанности, неподготовленности речи, когда содержание высказывания формируется в самом процессе говорения). Эти же знаки могут передавать информацию о волнении говорящего.

Психологи вместе с тем отмечают, что «…хотя индивидуальные характеристики голоса не могут служить надежным показателем личности, тем не менее следует помнить о важной особенности восприятия человека по голосу. Слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенно звучащей речью (приятный тембр, интонации и т.д.), приписывать людям с такой речи не только интеллектуально-эстетические и психологические качества (симпатичность, интеллигентность, образованность, доброжелательность, великодушие, чувство собственного достоинства), но и значительно более высокие партнерские и деловые характеристики (компетентность, надежность, инициативность, энергичность, уверенность, заинтересованность)» [Куницына, Казаринова, Погольша 2001: 79-80].

Оптический канал

1.  Мимика, или выражение лица, – это основной канал передачи человеческих эмоций, который сигнализирует об эмоциональных и психофизических состояниях человека. Мимические реакции могут быть спонтанными и произвольными (преднамеренными, контролируемыми).

 Мимические движения считываются комплексно, однако каждая часть лица «специализируется» на передаче определенной группы мимических сигналов.

Широкую известность получила разработанная Полом Экманом методика, «… основанная на анализе мышечных изменений, позволяют свести любые наблюдаемые движения лица в систему единиц действий» (цит. по: [Куницына 2001]). Однако «…ни одна из зон лица не обнаруживает эмоцию исчерпывающим образом. Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивно проявленным состояниям. Для опознания такая мимика субъективно менее сложна, так как представлена четко. Сложнее распознавать те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным чувствам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны, представлены нечетко. Смешанные эмоции появляются в обстоятельствах, вызывающих более одного чувства. замечает только те эмоции, которые характерны для него самого, не воспринимая то, что для него чуждо» (Там же: 74-75].

Схематично базовые элементы мимики (кины) представлены на рисунке:

 

2.    Контакт глазами – важное средство регулирования общения, – как известно, обозначает начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения; наконец, он указывает на окончание реплики: человек, закончив высказывание, прямо смотрит в глаза собеседнику, давая знать, что теперь его очередь. Способы обмена взглядами в момент беседы, организация визуального контакта (время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации) используются при исследовании атмосферы интимности в межличностном общении. Установлено, что направление взгляда в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от сложившегося характера взаимоотношений. Для правильного понимания взглядов как невербальных сообщений имеют значение не столько статистические параметры, сколько их изменение: то, как часто собеседник смотрит в глаза другого, менее важно, чем то, что он вообще перестает это делать, или, напротив, начинает искать взгляд собеседника, хотя перед этим не смотрел на него. Контакт глазами может указывать и на эмоциональные отношения партнеров. Длительный взгляд может быть знаком влюбленности … он психологически сокращает дистанцию между людьми. Иногда такой взгляд может оказаться неуместным и вызвать у того, на кого смотрят, беспокойство, страх, раздражение. Если вы смотрите на человека противоположного пола, то долгий взгляд в глаза может быть понят как предложение интимного характера [Там же: 74-75].

Прямой взгляд «без согласия» часто воспринимается как угроза, стремление к доминированию (см. рис. ниже).

Однако и отсутствие прямого взгляда может стать причиной некомфортного общения, когда собеседник интерпретирует этот сигнал как нежелание поддерживать с ним контакт, оценку себя как не личности, не интересной для партнера. Важно помнить, что умышленный отказ от визуального контакта бывает средством жесткого манипулирования зависимым партнером. Взгляд, устойчиво направленный в переносицу или чуть выше, характеризует грубо доминирующее, антипартнерское поведение. Существуют и другие разновидности «невидящего взгляда»: он может, например, проходить насквозь, может «зависать» перед лицом партнера, как бы до него не дотягиваясь, глаза бывают немного расфокусированными, обращенными в себя или на какой-то воображаемый объект, обычно помещаемый в стороне от реального собеседника. Бывает и так, что способность отстраняться с помощью «невидящего взгляда» развивается вынужденно как защитная реакция на избыточные, непосильные требования внимания и реагирования (например, у тех, чья профессия связана с постоянным контактом с другими людьми – у продавцов, работников регистратуры и т.п.).

Наиболее комфортным для общения является так называемый скользящий взгляд, который фиксируется на собеседнике не более 2-3 секунд. Это как будто бы мягкое «поглаживание глазами», когда участник ситуации общения неоднократно в процессе коммуникации возвращается взглядом к партнеру. Такой контакт глазами показывает, что собеседник постоянно находится в поле зрения (внимания) говорящего, но при этом не подвергается чрезмерному контролю (давлению).

3. Жесты – выразительные движения рук или кистей рук. Они могут иметь как произвольный, так и непроизвольный характер, быть генетически заданными, типичными для данного человека или вовсе не характерными для него, случайными (ситуативными, одномоментными). По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

1. Описательно-изобразительные и выразительные, дополняющие, усиливающие, «иллюстрирующие» содержание передаваемого сообщения. Сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл. Например, волнообразное движение рукой в момент рассказа о морском круизе может изображать качку. В другой ситуации речи это может быть знаком, например, перепадов температуры (если речь идет о погоде).

2.  Конвенциональные – жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные, дразнящие. Замещают в речи элементы языка, понятны без речевого контекста, имеют собственное значение в общении. Например, покачивание указательным пальцем как знак угрозы, замечания тому, к кому обращен данный жест.

3.   Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Они сопровождают речевое высказывание, например, при перечислении каких-то фактов (регулярно повторяемые удары ребром ладони по столу), энергичные вращательные движения кистью руки как знак, призывающий к ускорению речи и т.п.

4.   Модальные (или в другой терминологии – эмоционально-оценочные) – жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Выражают оценку, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в процессе коммуникации. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

5.   Ритуальные – жесты, используемые в различных ритуалах, типовых ситуациях с мифосимволической подосновой (постучать по дереву, сплюнуть три раз через плечо, чтобы не сглазить кого-, что-либо; перекреститься перед началом какого-л. действия, имеющего особую значимость для говорящего: знак используется как своего рода оберег, «обеспечивающий удачу»).

Существуют определенные нормы употребления жестов:

1. Соответствие ситуации. Телесные движения должны соотноситься с темой выступления, размером и составом аудитории. Официальная тема, небольшая аудитория, люди старшего возраста требуют уравновешенных, относительно ограниченных телесных движений.

2. Физическая координация. Все телесные движения должны быть скоординированы между собой. Человек может показаться смешным, если он прижимает локти к бокам и двигает только кистями рук и т.п.

3. Словесная координация. Телесные движения должны быть синхронизированы со словами, которые они призваны подкреплять. Недостаток такой координации может выглядеть комично.

4. Динамичность. Движения должны быть «живыми», спонтанными, естественными. Начинающему оратору надо научиться контролировать естественные движения для выражения или подкрепления мыслей.

5. Разнообразие. Любые телесные движения, особенно жесты, должны постоянно варьироваться. Однообразные движения регистрируются аудиторией и в конечном итоге становятся отвлекающими. Случайный или бессмысленный жест, используемый умеренно, не вредит коммуникации, но если он постоянно повторяется, то может повлиять на результат речи. Человек обычно не замечает своих естественных жестов, поэтому начинающий оратор должен воспользоваться посторонней помощью или возможностями видеоаппаратуры, чтобы оценить характер и уместность своих жестов. Обучение технике самопредставления и самопрезентации с учетом норм телесных движений – кропотливый процесс, который должен осуществляться под руководством педагога. Например, известные бизнесмены и популярные политики говорят и держатся безупречно именно потому, что берут уроки у специалистов, которые учат их ходить, стоять, произносить слова, пожимать руки, соболезновать, смеяться [Гойхман, Надеина 2008].

В плане интерпретации невербалики большую практическую значимость имеет способность коммуникантов считывать «семантику» жестов, указывающих, в частности, на то, что один из собеседников обманывает другого.

Рука прикрывает рот.

 Хорошо известно, что руки, поднесенные к лицу, – это основной жест, связанный с обманом. Другими словами, когда мы видим, слышим или говорим неправду, мы невольно пытаемся прикрыть рот, глаза или уши руками. Дети используют жесты подобного рода бессознательно и открыто. Если маленький ребенок говорит неправду, он часто прикрывает рот ладонями, как будто бы пытаясь остановить поток лживых слов.

Если ребенок видит что-то, что ему видеть не хочется, он прикрывает глаза ладонями или локтем. По мере того как он взрослеет, прикосновения рук к лицу становятся более изощренными, не настолько очевидными, но они все же возникают, когда человек говорит неправду, слышит неправду или становится свидетелем обмана. Такие же жестовые реакции сопровождают состояния сомнения, неуверенности, преувеличения чего-л. до размеров невероятного, неестественного.

Следует, однако, учитывать, что рассматривать движение рук, поднесенных к лицу, необходимо в совокупности с другими сигналами невербального поведения, а также в соотношении с вербальной составляющей общения.

Потирание века

«Ничего не вижу!» – провозгласила мудрая обезьянка. Потирание века – это попытка мозга блокировать визуальное восприятие обмана, сомнения или лжи, а также избежать взгляда в глаза человеку, которому говорят неправду. Мужчины обычно начинают энергично тереть глаза. Если же ложь серьезная, то они не смотрят в глаза собеседнику, предпочитая «уставиться в пол». Женщинам свойственно легкое потирание нижнего века. Если женщина не хочет смотреть в глаза собеседнику, она, скорее, будет смотреть на потолок.

Потирание уха.

 Этот жест говорит о нежелании слушать явную ложь. Человек может прикрыть ухо рукой, почесывать его или теребить мочку. Это более изощренная версия бесхитростного детского зажимания ушей ладонями, чтобы не слышать упреков родителей. Еще один вариант этого жеста – потирание обратной стороны уха, вращение в ушной раковине кончиком указательного пальца, потягивание мочки или заворачивание уха так, чтобы слуховое отверстие оказалось закрытым. Последний жест свидетельствует о том, что человек уже услышал достаточно или хочет что-то сказать сам

Почесывание шеи.

 В этом случае указательный палец доминирующей руки (той, которой человек пишет) начинает почесывать шею непосредственно под ухом или всю боковую сторону шеи. Выявлена интересная особенность: обычно человек почесывает шею не более пяти раз. Этот жест говорит о сомнениях и неуверенности. Особенно часто такой жест свидетельствует о неконгруэнтности вербального сообщения и невербального поведения говорящего.

4. Поза – это положение человеческого тела. Как отмечают исследователи, это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения. Поза несет в себе значимую информацию о физическом и эмоциональном состоянии человека в процессе коммуникации. Поза может выражать усталость или субдоминантность (ср., например, ситуативную сутулость от недостатка физических сил или в общении с лицом более высокого социального статуса); решительность или неуверенность (ср., например, позу спортсмена на старте, опущенную голову и плечи ребенка при предъявлении дневника с плохими оценками родителям и т.п.).

Любое смена позы или синхронизация поз собеседников указывают на изменение отношений между ними. В частности, поза «отзеркаливания» собеседника – продуктивный способ «подстройки» к нему и гармонизации общения.

Выделяется три основных группы поз, выражающих отношение к партнеру (см.: [Куницына и др. 2001]):

· Включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость). Различные способы строить свою позу как закрытую – скрещенные на груди руки; сплетенные в замок пальцы, фиксирующие колено сидящего «нога на ногу»; отклонение спины назад и т.д. – соответствуют и внутренней закрытости в контакте.

Закрытая поза явно свидетельствует о нерасположенности участников ситуации к общению или (как минимум) о том, что они мало знакомы, возможно, они недружелюбно настроены по отношению друг к другу.

Стиль дистанцированного общения, к сожалению, характерный для современных межличностных контактов, можно проиллюстрировать таким афоризмом: «Сегодня стоит подойти к двери, как она автоматически открывается; стоит подойти к человеку, как он автоматически закрывается» (Пер Хальворсен).

Противоположностью описанных поз являются позы, «указывающие на готовность к общению: человек улыбается, установлен доброжелательный контакт глазами, голова и тело повернуты к партнеру, ладони открыты, туловище наклонено вперед» [Куницына, Казаринова, Погольша 2001: 77]

Ниже на рисунке представлена невербалика гармоничного общения: позы синхронизированы, открыты, свободны

· «Доминирование («нависание» над партнером, похлопывание по плечу, рука «забытая» на плече собеседника, при этом взгляд намеренно сверху вниз и т.д.) или зависимость (взгляд снизу; ситуативная сутулость и т.д.)» [Куницына, Казаринова, Погольша 2001: 77].

· Противостояние (человек стоит, сжав кулаки, или подбоченясь, или «набычившись», выставив плечо вперед). Как правило, такие позы сопровождаются соответствующим контактом глазами (агрессивный взгляд «в упор» или исподлобья) и мимикой (плотно сжатые губы, «желваки играют», брови нахмурены, сдвинуты к переносице).

Вопросы по тексту Гридина Т.А., Коновалова Н.И., Воробьева Н.А. Невербальная коммуникация: практикум:

1. Какие нюансы придают вербальным сообщениям акустические невербальные сигналы?

2. Охарактеризуйте контакт глаз как канал передачи невербальных сообщений

3. Назовите примеры для каждого типа жестов.

4. Каковы правила гармоничного употребления жестов в коммуникации?

5. Приведите примеры жестов, указывающих на то, что один из собеседников обманывает другого.

6. Какие сигналы передают позы собеседников об отношении друг к другу?

 

 

Василькова В.В. Невербальные аспекты публичной коммуникации в образовательном процессе. СПб: Скифия-принт, 2008. Параграфы: 1.2, 1.3, 2.3.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.