Основные причины нарушения коммуникативного контакта и способы его преодоления — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Основные причины нарушения коммуникативного контакта и способы его преодоления

2019-05-27 1026
Основные причины нарушения коммуникативного контакта и способы его преодоления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нарушение коммуникативного контакта часто трактуется в
специальной литературе как негативное явление, свидетельству-
ющее о потере контроля лидера коммуникации (преподавателя)
над аудиторией. С позиций информационной парадигмы ком-
муникации такое нарушение, безусловно, является досадным
«шумом», от которого необходимо избавиться. Однако с позиций
конструктивной интеракции ситуация нарушения коммуника-
тивного контакта — это нормальное явление, свидетельствую-
щее о развертывании полноценного диалога.

Если рассматривать публичную коммуникацию не как линей-
ный процесс передачи (и простого запоминания) информации, а
как интеракцию, ведущую к формированию собственного мнения
и нового эмоционального состояния слушателей, то любая комму-
никация является своего рода стрессом. Стресс понимается как осо-
бое психоэмоциональное напряжение, вызванное невозможностью
принять важное решение в условиях нехватки времени. Даже в
случае простого разговора (не говоря уже о содержательной лекции)
слушателю для усвоения информации и выработки собственного
суждения (для переживания и рождения нового) необходимо время.
Между тем коммуникацию остановить невозможно, поскольку она
находится не только «во власти» слушателя. Невозможность скон-
центрироваться на личностно важных переживаниях и процессе их

рационализации (вербализации), пока тематические «волны» раз-
говора накатывают одна за другой — неизбежный источник стресса.
Инстинктивным способом выхода из стресса является стремление
прервать коммуникацию, остановить время для осмысления соб-
ственных интеллектуальных или эмоциональных состояний, т. е.
стремление нарушить (приостановить) коммуникативный контакт.

На наш взгляд, можно выделить три основные причины нару-
шения коммуникативного контакты:

1. Неуверенность в себе на этапе рефлексии по поводу услы-
шанного.

2. Желание сосредоточиться в условиях переизбытка инфор-
мации.

3. Неприятие говорящего и (или) его идей.

Указанные причины слишком различны, чтобы осуществлять по
отношению к ситуации нарушения контакта одинаковые действия.
Поэтому необходимы психологические коммуникативные индика-
тора определения (диагностики) типа нарушения коммуникации,
чтобы определить способ реагирования и меры его восстановления.

В качестве техник распознавания осуществляемой интерак-
ции выступают индикаторы невербальной коммуникации, отно-
сящиеся к области кинесики.

Обозначим их.

1. Неуверенность в себе на этапе рефлексии по поводу услышанного

В качестве невербальных характеристик такого состояния
выступают, например, следующие:

- выстраивание барьеров из личных вещей в зоне интимного
пространства (стремление закрыть себя в коммуникации),

- плотное сцепление пальцев или ладонь, вложенная в ла-
донь (создание барьера из перекрещенных рук, поза закры-
тости в коммуникации),

- многочисленные варианты манипулирования предмета-
ми в области рта— «ручка во рту», покусывание дужки
очков, прикрывание рта рукой и др. (создание барьера, не
позволяющего высказать свое суждение),

- спорадическое прочищение горла (готовность говорить со-
провождается напряжением мышц горла, при этом чело-
век запрещает себе говорить),

- хаотическое изменение тока речи (быстрая речь неожидан-
но замедляется или наоборот; громкость звука неожиданно изменяется; при этом данные изменении не зависят от содержания произносимого),

- жесты фрустрации (массирование шеи у основания волос), говорящие о сильном эмоциональном возбуждении при невозможности выхода из критического состояния.

В случае демонстрации этих и других подобных жестов слушателями лидер коммуникации (преподаватель) должен осуществить действия, связанные с поощрением и поддержкой говорящего, своими репликами поднять уровень его самооценки, стимулировать высказывание.

2. Желание сосредоточиться в условиях переизбытка информации

В качестве невербальных характеристик такого состояния выступают, например, следующие:

- жесты, демонстрирующие стремление ограничить поступление новой визуальной или аудиальной информации (прикрытые руками уши или глаза);

- жесты активизации внимания и сосредоточенности (потирание основания волос в области лба или затылка, растирание ладоней и др.),

- манипуляция мелкими предметами (разрывание бумаги на мелкие кусочки и создание из них различных узоров, перебирание или перестановка предметов в зоне личного пространства, «игра с ручкой» и др.), которая позволяет активизировать нервные окончания ладоней, сконцентрировать свое внимание)

- графические изображения (рисунки) на полях или в центре листа (предварительное создание визуального образа собственной еще не сформировавшейся и не вербализованной мысли).

В случае демонстрации этих и других подобных жестов слушателями лидер коммуникации (преподаватель) должен осуществить действия, направленные на приостановку коммуникации (объявить перерыв, отойти от рассматриваемой темы и т. д.), чтобы дать время слушателям сосредоточиться на важной для них информации и позволить сформулировать собственную позицию.

3. Неприятие говорящего и (или) его идей

В качестве невербальных характеристик такого состояния выступают, например, следующие:

- взгляд поверх очков (означает не только дополнительный коммуникативный барьер, но и нежелание идти на длительный контакт и прерывать иную, не связанную с беседой, коммуникацию или деятельность),

- купол из рук (в зависимости от уровня выстраивания купола демонстрирует меру превосходства),

- рукопожатие при подаче руки тыльной стороной ладони вверх (как один из знаков превосходства),

- «руки за голову» — жест, демонстрирующий высокую степень пренебрежения и даже агрессии,

- руки на бедрах (стоять «подбоченившись»), что означает не только мощный витальный потенциал и готовность к действию, но и стремление к неповиновению,

- поза «нависания» (стоя или сидя) демонстрирует желание большего захвата коммуникативного пространства, что связано с позицией психологического доминирования.

В случае демонстрации этих и других подобных жестов слушателями лидер коммуникации (преподаватель) должен осуществить действия, снижающие уровень агрессии. Спектр коммуникативных техник в этой ситуации обширен — от демонстрации готовности к дальнейшей коммуникации (позы открытой коммуникации) до демонстрации подчинения, что снижает уровень притязаний на доминирование со стороны оппонента.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.