Визуальные техники самопрезентирования — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Визуальные техники самопрезентирования

2019-05-27 347
Визуальные техники самопрезентирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Визуальный контакт можно назвать увертюрой самопрезентирования. Психологи считают, что большинство слушателей в течение первых 5-10 минут выступления уделяют оратору все свое внимание. Они оценивают его не только как оратора, но и как личность, определяя по тому, как он стоит, движется, располагается за трибуной и т.д., его социальный статус и профессиональный потенциал.

В связи с этим в ходе самопрезентирования необходимо учитывать целый спектр характеристик, по которым происходит данная оценка. В первую очередь это характеристики, относящиеся к такому каналу невербальной коммуникации, как кинесика - жесты и позы в выступлении.

В невербальной коммуникации выделяют следующие жесты и позы, свидетельствующие об уверенности в себе и стремлении доминировать в общении:

· размашистые жесты (означают захват визуального пространства, расширение себя в пространстве),

· расширение зоны личного пространства с помощью артефактов (разложенные бумаги, личные вещи и т. д.),

· стоять на обеих йогах с равномерно распределенным весом (поза человека, отстаивающего свою точку зрения перед аудиторией),

· стоять переминаясь с ноги на ногу (если эта поза осуществляется без напряжения, то свидетельствует о свободном и открытом обращении к аудитории),

· стоять покачиваясь (поскольку эта поза свидетельствует о стремлении увеличить личное пространство, она характерна для человека, стремящегося доминировать в коммуникации, а также готового активно действовать, «сделать шаг вперед»),

· стоять заложив руки за спину и наклонившись вперед (поза свидетельствует одновременно об опасениях угрозы со стороны аудитории и стремлении эту угрозу преодолеть, «страхе и интересе», желании победить в сложной ситуации)

· сидеть наклонившись вперед, при этом ноги заведены слега под сиденье (поза также свойственна человеку в ситуации потенциальной опасности и готовности ее преодолеть),

· вытянутые далеко от себя ноги при посадке (поза больше характерна для мужчин и говорит о том. что человек чувствует себя весьма комфортно и расположился надолго),

· руки на столе при посадке (в отличие от стремления спрятать руки под стол свидетельствует о готовности вступить в социальный контакт)

· кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются (вариант так называемого «купола», причем чем выше поднят этот купол, тем более уверенно чувствует себя человек),

· кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят (поза «вызова»),

· одна рука обхватывает другую в области ладони (поза сосредоточенности, концентрации сил),

· жесты, демонстрирующие открытые ладони (так называемая «поза Христа», свидетельствующая о предельной открытости и доброжелательности).

Помимо жестов важную роль н визуальном самопрезентировании играет зрительный контакт. Для установления зрительного контакта с аудиторией необходимо учитывать следующие параметры: долготу взгляда, направленность взгляда, уровень глаз в коммуникации.

Долгота взгляда. В принципе, нормальной можно считать продолжительность прямого взгляда в течение 10-15 секунд. Длительный взгляд прямо в глаза собеседнику считается знаком агрессии, вызывает у собеседника настороженность, испуг, дискомфорт, поэтому он малоприемлем в обыденной межличностной коммуникации. В публичной же коммуникации, напротив, короткие взгляды («украдкой») на аудиторию не рекомендованы, т. к. означают неуверенность в себе и резко снижают рейтинг оратора. Для создания нужного впечатления необходимо «не сводить глаз» с аудитории, при этом обращать свой взгляд сразу на несколько слушателей, желательно в разных концах аудитории, как бы охватывая всех сразу, «сканируя» слушателей визуально.

Длительный взгляд «в упор» со стороны слушателей также считается весьма благоприятным знаком в публичной коммуникации, поскольку свидетельствует о заинтересованности и симпатии к говорящему. Следует учитывать, что женщины смотрят на других людей в среднем дольше, чем мужчины. При этом контакт глаз женщины с партнером-мужчиной меньше, чем с партнером-женщиной. Мужчины, в свою очередь, гораздо дольше смотрят в глаза партнерам-мужчинам, чем женщинам.

Длительность взгляда говорящего зависит также от уровня абстрактности его мышления: абстрактно мыслящие люди стремятся к большему контакту глаз, могут долго смотреть в упор, концентрируя взгляд в одной точке (что выражает их способность к интегрированию поступающих данных).

В публичной коммуникации также необходимо учитывать, что люди склонны смотреть более продолжительно на говорящего в том случае, когда он находится на большем расстоянии. Чем ближе к говорящему, тем больше человек избегает визуального контакта (в лекционном процессе это особенно заметно по отношению к слушателям на первых и последних рядах в аудитории).

Направленность взгляда. Для создания благоприятного впечатления необходимо помнить, что аудитория крайне негативно относится к тому, что лектор смотрит поверх голов сидящих в последнем ряду или регулярно отвлекается, чтобы посмотреть в окно. В этих случаях аудитория не доверяет оратору, подозревает его в неискренности или неуверенности, пренебрежении к слушателям.

Следует учитывать, что по направленности взгляда можно судить об истинном состоянии и настроении говорящего. Взгляд, устремленный вверх (и зафиксированный более-менее долго в этом положении), свидетельствует о положительном настрое, приподнятом настроении, а подобный взгляд, направленный вниз, об отрицательном настрое, плохом настроении. Длительный фиксированный взгляд вправо говорит об осуществлении в данный момент интенсивной рассудочной деятельности, размышлении, абстрактно-логических операциях (активизация левополушарной зоны головного мозга), а аналогичный взгляд влево — об эмоциональной напряженности, интенсивности чувств, переживаниях (активизация правополушарной зоны головного мозга).

Уровень глаз. Выбирая в той или иной ситуации авторитарный или демократический стиль коммуникации, важно помнить, что эффективным механизмом конструирования позиции самопрезентирования является уровень глаз.

Данная характеристика (как и все перечисленные выше) имеет социобиологические основания, описанные в специальной, в первую очередь этологической, литературе. В мире животных доминирующие особи обозначают свой статус путем территориальной экспансии, стремлением занять более высокую позицию (в физическом, пространственном измерении).

Социобиологические паттерны проявления лидерства в коллективном поведении животных (биологических сообществ) закрепились в рефлекторных действиях и реакциях человеческих сообществ. Высокий социальный статус ритуально обозначается в позиции возвышения (царь на троне, вождь на трибуне, полководец на боевом коне, оратор на трибуне и т. д.). Психологически эта проксемическая позиция фиксируется как разница в уровне глаз. Доверительная, диалоговая коммуникация «на равных» возможна только в том случае, когда глаза собеседников находятся на одном уровне. Отношения авторитарности (лидерства и подчинения) инстинктивно возникают в том случае, когда глаза лидера (доминанта в коммуникации) находятся на более высоком уровне.

Именно поэтому более высокий человек рефлекторно воспринимается окружающими как начальник, авторитетная личность. В образовательном процессе невербальная характеристика уровня глаз должна использоваться гибко и зависит от конкретной ситуации. Когда необходимо позиционировать себя как лидера коммуникации (более квалифицированного специалиста, более статусного лица), важно занять позицию возвышения (подняться на трибуну, встать перед сидящей аудиторией и т. д.). В том случае, когда необходимо позиционировать себя как равного участника сотворчества (например, дискуссии), важно находиться на одном уровне глаз с собеседниками, слушателями (сойти с трибуны, сесть за стол и т. д.). (Заметим, что одной из самых распространенных ошибок н поведении молодых преподавателей, а также студентов, проходящих педагогическую практику, является их стремление сесть при чтении лекции перед большой аудиторией, тем самым понизив свой и так еще невысокий профессиональный статус).

Вообще рассадка в коммуникации служит еще одним важным способом позиционирования и задает тон и направленность в общении (коммуникативный стиль).

В теории коммуникации выделяют четыре типа рассадки, каждый из которых стимулирует тот или иной стиль общения:

1.   Официальная (конфронтационная) — напротив друг друга. Так, как правило, рассаживаются малознакомые люди или люди, находящиеся в официальных отношениях, поскольку при такой рассадке можно более тщательно контролировать невербальные характеристики общения (мимику, жесты и т. д.), отслеживать истинные намерения собеседника. Тем самым снимается напряжение и сопутствующая ему агрессия, возникающая в сильно неопределенной ситуации общения малознакомых людей. Само такое расположение уже создает у собеседника определенные ожидания (точнее, настороженность «быть рассматриваемым»), т. е. позицию подчинения и контроля со стороны лидера коммуникации.

2. Неофициальная (дружеская) — боком, рядом друг с другом. Так рассаживаются, как правило, хорошо знакомые люди или люди, испытывающие друг к другу симпатию, поскольку такая рассадка не предполагает визуального контроля за собеседником, что позволительно только в ситуации полного доверия к нему. Предложение сесть рядом создает у собеседника ожидания «равного диалога», демократического стиля общения.

3. Диагональная рассадка — наискосок друг от друга, за перпендикулярно расположенными сторонами стола. Эта рассадка считается весьма продуктивной с точки зрения коммуникации, поскольку соединяет в себе преимущества первых двух типов рассадки, позволяет создать обстановку доверия, но при этом сохраняется определенная дистанция между коммуникаторами.

4. Круговая рассадка или рассадка за круглым столом, характерная для доверительной коммуникации группы лиц, среди которых отсутствует явный лидер коммуникации (доминант).

Данная диспозиция считается наиболее эффективной для демократического (диалогового) общения: все участники коммуникации видят и контролируют друг друга (не опасаясь неожиданностей и неопределенностей в контакте с малознакомыми людьми), но при этом сидят рядом, подтверждая статус доверительности.

Не случайно форма «круглых столов» так часто используется для дискуссионной коммуникации в учебной и научной деятельности. При этом стоит учитывать, что проксемическая дистанция между сидящими за круглым столом не должна превышать 3,7 метра (социальная дистанция), при которой нарушается необходимая степень доверительности в общении, не соответствующая коммуникативному стилю общения за «круглым столом».

Данные проксемические особенности взаимного расположения необходимо учитывать преподавателю в тех многочисленных вариантах коммуникации, когда преподаватель решает различные учебные и научно-исследовательские задачи в общении со студентами (на занятиях, во время приема экзаменов и т. д.).

Вопросы по тексту Василькова В.В. Невербальные аспекты публичной коммуникации в образовательном процессе. СПб: Скифия-принт, 2008. Параграфы: 1.2, 1.3, 2.3.

1. Охарактеризуйте основные каналы передачи невербальных сообщений.

2. Какие практические выводы следуют из теории проксемических зон Э. Холла?

3. Какие невербальные индикаторы свидетельствуют об основных нарушениях коммуникативного контакта?

4. Какое значение для самопрезентирования имеют основные параметры вокалики?

5. Какие проявления кинесики свидетельствуют об уверенности в себе и стремлении доминировать в общении?

6. О чем может свидетельствовать длительность и направление взгляда, а также уровень глаз говорящего и слушающих в публичной и межличностной коммуникации?

7. Какой тип общения стимулируют основные виды рассадки собеседников?

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.