Общая характеристика романа Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита». — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общая характеристика романа Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита».

2019-05-27 595
Общая характеристика романа Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Мастер и Маргарита» - роман М.А. Булгакова. Написан в 1928 - 1940 гг. Впервые опубликован (со значительными купюрами) в 1966 - 1967 гг. (журнал «Москва», 1966, №11; 1967, №1). Полный текст книги вышел отдельным изданием в 1967 г. в Париже; в СССР - в 1973 г.). Замысел романа возник, видимо, в 1923 - 1924 гг.; работа над ним началась в конце 20-х годов. К весне 1929 г. был создан относительно целостный текст, который в марте 1930 г. уничтожен самим автором «…лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе». На этом этапе в книге еще нет Мастера и Маргариты; а вместо будущего романа о Понтии Пилате - глава «Евангелие от дьявола». В начале 30-х гг. писатель возобновляет работу над произведением; к лету 1938 г. была закончена вторая полная редакция, в которой окончательно определился композиционный принцип - «роман в романе». Работа продолжалась до февраля 1940 г. и остановилась примерно за месяц до смерти писателя. В процессе создания «Мастера и Маргариты» авторская концепция произведения существенно изменилась; общее направление этих изменений - от сатирического произведения к жанру философского романа, в котором сатира составляет только часть сложного художественного целого.

Роман - яркое художественное выражение социальных взглядов Булгакова. Писатель убеждён, что в основе общественного устройства должны лежать не материальные, а нравственные основания.

Центральные проблемы романа - личность, личность и свобода. В современном «справедливом» обществе справедливость понимается лишь как пустая формальность. Человек - стандартизированный винтик огромного механизма. Общество, до пределов ограничив свободу человека, стало унифицированным, стандартизированным.

Булгаков обращается к мировому сюжету договора человека с Дьяволом, вынося в начало романа эпиграф из Гёте, обобщившего опыт немецких народных книг в «Фаусте»: «Так кто ж ты, наконец? - Я часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо».

Булгаков идет по пути соединения двух архетипических мотивов - договора человека с дьяволом и суетности реального мира. Мастер получает от дьявола покой «на том свете», в нижнем, темном мире. Писатель размышляет о возможности создания нормальной человеческой жизни, о восстановлении мира в окружающей действительности и душах людей и приходит к выводу о недостижимости гармонии. Хотя роман имеет два финала и предполагает двойное решение судьбы героев, все же можно говорить о том, что настоящая жизнь начинается для них только после смерти.

Необычайная пластичность образов, цветовая и звуковая насыщенность каждой сцены создают эффект достоверности, причем это ощущение зримой конкретности происходящего не оставляет нас и тогда, когда мы обращаемся к главам, являющимся интерпретацией христианского мифа. «Кажется, что густой запах розового масла, бряцание лат, крики разносчиков воды в сожженном солнцем Ершалаиме писаны с натуры и не менее реальны, чем троллейбус, Торгсин, представление в Варьете, дом писателей - МАССОЛИТ и другие приметы Москвы 30-х годов, за достоверность которых нам легче поручиться». Богатство красок и неистощимость фантазии, тематическое разнообразие и оригинальность композиции - все это к тому же помножено на редкий по своей красочности и выразительности стиль Булгакова. «Страницы, написанные так, что слышишь чеканный звон золотой латыни, чередуются с прозой импрессионистической, романтически приподнятой, фарсовой».

Жанр – «роман в романе» или «роман-миф».

Роман состоит из 26 глав, четыре из них посвящены событиям библейской истории.

«Мастер и Маргарита» - композиционно сложный роман. Три мира, три пласта составляют его внутреннее единство - древний Ершалаим, современная Москва и фантастический невидимый мир, где вечно властвует князь тьмы Воланд со своей свитой. Три мира соединены своеобразными образами-скрепами. Один из таких сквозных образов - огромная чёрная туча, которая накрыла оба города в один и тот же день и час, но разделённые двумя тысячелетиями. Туча - символический образ, олицетворяющий кару и, одновременно, предвещающий очищение. Она - кульминация несвободы, но она же и предвестник освобождения и перехода в царство справедливости, о котором мечтал Иешуа.

Другое концептуально важное противоречие в романе - Добро и Зло. В том же споре Пилата и Иешуа в начале «Мастера и Маргариты» определяются две полярные точки зрения на мир. Мир стоит на началах добра, на свете нет злых людей, - утверждает бродячий философ. Напротив, глубокий скептицизм пронизывает рассуждения Пилата: добра и истины не существует, зло

Пространственно-временная структура романа по своему уникальна. Исследователи текста романа установили, что события московских сцен происходят 1,2,3 и 4 мая 1929 года. Последний полёт героев, их встреча с Иешуа и Пилатом приходятся на пасхальную ночь 5 мая.

Промежуток времени, разделяющий московские и ершалаимские сцены, составляет ровно 1900 лет. Действие разворачивается соответственно в 29 и в 1929 годах.

Центральная временная точка отсчёта романа - 5 мая (по григорианскому календарю) или 16 нисана (по лунному иудейскому календарю). Эта дата приходится на праздник православной Пасхи. В сюжете романа на этот день приходится Воскресение двух героев Иешуа и Мастера. Это временная точка, где сливаются два пространственных мира. Благодаря Князю Тьмы Воланду соединение происходит в вечном потустороннем мире. В этой же точке все герои обретают вневременное и внепространствешгое качество вечности. Их судьбы становятся абсолютным нравственным примером для всех времён. Три основных мира - московский, ершалаимский и вечный потусторонний сливаются воедино.

Каждому пространственному миру соответствует своя шкала времени. В ершалаимском мире действие разворачивается по классическим канонам. Оно происходит в течение одного дня и сопровождается воспоминаниями о прошедших событиях и предсказании будущих событий. В потустороннем мире время сконцентрировано. Оно остановилось, слилось в едином миге. Бал у Сатаны всегда происходит в полночь, но в то же самое время длится несколько часов. В московском мире время размыто, оно длится толчками, то замедляясь, то убыстряясь по мере развёртывания событий.

Трём мирам романа соответствуют три ряда персонажей. Они объединены в триады. Первая триада: Понтий Пилат - Воланд - профессор Стравинский. Между ними наблюдается и портретное сходство. Функции этих персонажей - обладание властью, определяющей судьбы людей. Пилат -олицетворение реальной власти, Воланд - пародированной, Стравинский -мнимой. Всего в романе насчитывается 8 триад. Персонажи расположены по принципу «снижения» героев в московских сценах по сравнению с их ершалаимскими аналогами. Два образа образуют неповторимую диаду - Иешуа и Мастер. Маргарита уникальна по своему положению, у неё нет аналогов. Действуя одновременно во всех трех мирах, она образует монаду. Маргарита - символ вечной женственности, теологема Софии, восходящая к философии В. Соловьева.

Пространственно-временная структура романа представляет собой троичную систему. Главный мир – космический, по отношению к нему вторичными являются мир человеческий и мир библейский. Каждый из названных имеет две «натуры» - видимую и невидимую. При этом мир библейский - это мир символический. Человеческий мир - микрокосм, а Вселенная, или космический мир, - это макрокосм.

Таким образом, три мира связаны хронологией, системой образов, а также различными цветовыми образами и ассоциациями (например, гроза в Ершалаиме и Москве). Они основаны на единой философской и этической платформе.

Сочетание трех планов - реального и условного - позволило Булгакову создать полотно, отличающееся эпическим размахом и философской глубиной.

Особое значение имеет открытый финал романа. Известно, что Булгаков не успел завершить произведение и представил два варианта. Главный герой романа - Мастер - остается как бы посередине, он не отправляется в преисподнюю вместе с Воландом и его свитой, но и не попадает в рай: мастер «не заслужил света, он заслужил покой».

 

Роман включает в себя два повествовательных плана - сатирический (бытовой) и символический (библейский или мифологический). Каждому плану соответствует своя временная система.

Действие библейского плана выстроено в соответствии с христианским каноном и продолжается в течение одного дня. В него вводятся воспоминания о прошлом и предсказания будущего. В потустороннем мире время не движется. Писатель показывает бесконечно длящуюся полночь, во время которой происходит бал Сатаны, или вечный день, в течение которого наступает «вечный покой» в финале романа. Только в реальном мире, связанном с Москвой, действие продолжается четыре дня, и время течет в традиционных рамках.

Используя композиционный прием «текст в тексте», Булгаков контаминирует в пределах одной художественной реальности два хронотопа («московская» и «ершалаимская» линии фабулы), находящихся в отношениях структурного подобия. Так, художественное пространство обоих городов распределено по трем основным «топографическим уровням». В Москве: «холмы» (Триумфальная – Страстная - Лубянская площади) - арбатские переулки - берег реки; в Ершалаиме: дворец Ирода и Храм - Нижний Город - Кедров и Гефсимания. Главные герои «Мастера и Маргариты» занимают в городском пространстве «средний» уровень. Булгаков явно стремился к «театрализации» изображаемых им событий. Наивысшей точкой города и своеобразным источником распространяющейся по всему художественному пространству «сакрально-профанной» атмосферы оказывается Триумфальная площадь с находящимся на ней Варьете, откуда «смысловое поле театральности (балагана) и одновременно бесовского шабаша <...> и казни-искупления как бы растекается, заполняя собой все пространство романа. <...> Тем самым вся Москва предстает в виде некоей расширившейся сцены театра Варьете, а все совершающееся получает оттенок балаганного представления».

В булгаковском художественном мире «сверхъестественные» ситуации (и, соответственно, персонажи, их провоцирующие) связаны с изменением привычного хода времени. Принцип «уподобления», определяющий взаимоотношения двух фабульных линий, касается и структуры художественного времени, в которой доминирует принцип изохронии (эпохальной, годовой, месячной, суточной). Прежде всего, события в Москве и Ершалаиме функционально «тождественны» с точки зрения главенствующего места в соответствующих эпохах: они обозначают момент открытия (реального или потенциального) новой культурной парадигмы. Действие двух фабул - «ершалаимской» и «московской» - относится соответственно к 29 и 1929 гг. от Р.Х. и, таким образом, совершается как бы «одновременно». Очевидна и годовая изохрония - «привязка» событий к одному и тому же астрономически-фенологическому периоду (весеннее полнолуние, сопряженное с сильной жарой) и определенному религиозному празднику. В рамках месячного цикла (полнолуние) заметно стремление автора «подбить» две фабулы по длительности: хотя события в Москве продолжаются более трех суток, а в Ершалаиме - около суток, «ершалаимская» фабула налагается в виде трех фрагментов, каждый из которых «привязан» к соответствующему дню событий в Москве. В финале «Мастера и Маргариты» «московский» и «ершалаимский» хронотопы как бы сливаются: пространственно-временные различия «нивелируются», и действие выходит в вечность.

 

Жанр. Сатирический роман. Роман о сути искусства и о судьбе художника, тема трагической судьбы художника и пророческого назначения. Философский. Фантастический. Роман-миф (или апокрифическая история).

Сюжет и композиция.

Глава 1 – завязка. Так обычно начинаются философские романы.

Глава 12 – кульминация 1 части.

Глава 13 – впервые. Очень поздно, появляется Мастер – заглавный герой романа.

Глава 19 – явление Маргариты.

Глава 23 – кульминация II части.

Далее идет длинная развязка и эпилог.

Главный персонаж I части – И.Б., II части – Маргарита.

Многоплановость изображения. 3 плана: современность; философско-фантастический с разыгрыванием спектакля темных сил; мифическо-исторический (Ершалаим).

Их объединяет общая концепция мироздания. В конкретном плане – время действия (Страстная неделя) и идея карнавала. Он становится основой романа. И.Б. в кальсонах – карнавал; то, что он просит послать мотоциклистов – тоже; сон Н.И.Босого о судебном процессе; самодвижущийся костюм. Переряжение – разоблачительный мотив (срывает покровы, обнажает сущность). Если С.Лиходеев в подштанниках смешон, то Мастер в кальсонах трагичен. Голые дамы после Варьете смешны, Маргарита на щетке прекрасна. Смена одежды выявляет сущность.

Карнавальное начало затрагивает даже стилистику. В Эпилоге Семплияров (акустическая комиссия – подслушивающие устройства) назначен зав.грибнозаготовочным пунктом – нач.концлагеря.

 

Роман Мастера – евангелие от ПП. Писатель пишет нечто вроде евангелия от Воланда. 2 апокрифа и 2 автора, и только вместе они дадут объективную картину.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.