Тропарь Тихону, патриарху Московскому и всея Руси — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тропарь Тихону, патриарху Московскому и всея Руси

2019-05-26 229
Тропарь Тихону, патриарху Московскому и всея Руси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В годину тяжкую Богом избранный /в совершённой святости и любви Бога прославил еси, /во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, /положил душу за Церковь, за люди своя, /исповёдниче патриарше святе Тихоне, /моли Христа Бога, /Емуже сораспялся еси, /и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.

Тропарь Прославление

Апостольских преданий ревнителя /и Христовы Церкве пастыря добраго, /душу свою за овцы положившаго, /жребием Божиим избранного /Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим /и к нему с верою и упованием возопиим: /предстательством святительским ко Господу /Церковь Русскую в тишине соблюди, /расточенная чада ея во едино стадо собери, /отступившия от правыя веры к покаянию обрати, /страну нашу от междоусобныя брани сохрани /и мир Божий людем испроси.

Преподобный Савва Новый

Православие.Ru, 6 апреля 2012 г. http://www.pravoslavie.ru/put/52746.htm

Память 25 марта/07 апреля

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Преподобный Савва Новый

Светоч на небосводе Церкви, святой Савва родился в 1862 году в Восточной Фракии[17] (ныне – Европейская часть территории Турции) и происходил из бедной семьи. Постоянное чтение житий святых с самого детства воспламенило его сердце желанием монашеской жизни. Однако родители, видя будущее сына совсем иным, заставили его прервать обучение в 12 лет и хотели сделать сына мелким лавочником. Несмотря на угрозы матери, которая говорила: «Если ты станешь монахом, я умру», он бежал из дома и, как олень, стремящийся к источнику (ср.: Пс. 41: 2), пришел в скит святой Анны на горе Афон.

Новоначальный инок явил самоотречение и полное послушание. Но однажды товарищи подговорили его попробовать гороха без благословения духовного отца. Когда он сделал это, перед ним предстал бес и сказал, ликуя: «Я тебя прельстил!»

12 лет спустя (1887) Савва отправился паломником в Святую Землю и, поклонившись святым местам, принял постриг в монастыре святого Георгия Хозевита[18] в 1890 году. Вернувшись в скит святой Анны, он совершенствовался в писании икон, а затем был рукоположен в священника и в течение года служил при Патриаршей школе в Иерусалиме.

В 1907 году святой Савва перебрался в скит Хузивского монастыря и удалился в одну из его пещер, чтобы предаться безмолвию. Единственными его занятиями были молитва и иконопись. Ел он зерна, размоченные в воде, не чаще одного раза в день и отпивал немного воды из источника. Опасаясь мусульман, которые грабили и разоряли земли, где жили христиане, он вынужден был вернуться в Грецию (1916).

Некоторое время подвижник провел на Патмосе[19], а затем вернулся на Афон.

Однажды он отправился в Афины купить там нечто необходимое для хозяйства и узнал, что митрополит Пентапольский[20] Нектарий (память 9 / 22 ноября) разыскивает его. Он тотчас отправился на Эгину[21] и оставался при Нектарии до его блаженной кончины. Общение с прославленным святым нашего времени, терпение

Нектария во время испытаний, его смирение, отеческие советы и, наконец, сама его смерть, сопровождавшаяся чудесами, – все это завершило духовное развитие преподобного Саввы.

Еще несколько лет он провел на острове Эгина, в келье, расположенной неподалеку от монастыря, собирая подаяние для общины и преподавая иконопись и византийское пение монахиням. Однажды, после 40 дней полного уединения, преподобный Савва вышел из кельи, держа в руках первую икону святого Нектария, и очень уверенным тоном повелел игумену поместить ее в храме для поклонения.

Поскольку приток посетителей в монастырь Святой Троицы мешал безмолвию, которое преподобный Савва считал драгоценнейшим благом, он переселился в монастырь Всех святых на острове Калимнос[22] (1926). Подвижник построил маленькую келью, расположенную чуть выше монастыря, в точности на том месте, которое предуказал основатель обители за несколько лет до того перед своей кончиной.

22 года святой Савва совершал богослужения, исповедовал монахинь и просвещал народ, особенное попечение имея о вдовах, сиротах и бедняках. Пищу его составляли несколько кусочков просфоры, которые он запивал небольшим количеством вина или розмариновым отваром. Когда наступал вечер, он, весь день трудившийся над писанием икон или принимавший исповедь, брал в руки железный лом и тесал им камни, чтобы, как он говорил, не даром есть свой хлеб. Святой Савва уделял сну не более двух часов в день, причем спал, сидя на дырявом стуле. Оставшееся время он целиком посвящал служению Богу и братьям во Христе. Во время Второй мировой войны он проводил целые ночи в молитвах, предстательствуя за народ, а когда над монастырем пролетали вражеские самолеты, осенял их крестным знамением.

Несмотря на то, что подвижник всему предпочитал безмолвие, он приходил всякий раз, когда бы его ни позвали, чтобы принести утешение людям во время испытаний и поделиться с ними пламенной любовью ко Христу. Он принимал исповедь часами, оплакивая грехи духовных детей и приводя их к радости спасения. Когда он молился, кругом распространялось неизреченное благоухание и наполняло церковь или келью. Его гробница и по сей день источает этот аромат.

Преподобный Савва, совершенно чуждый страсти к наживе, положил за правило не оставлять деньги на ночь под своим кровом и тотчас раздавал все, что получал за свои иконы или требы. Рабочим, которые трудились в его домике, он предложил самим брать плату за труды из ящика, куда он складывал все заработанные деньги.

Приблизившись к концу жизненного пути, святой Савва погрузился в состояние углубленного созерцания и покаяния.

Перед самой кончиной он уединился на три дня в келье. Выйдя из затвора, он дал последние наставления о любви ко Христу и соблюдении Его заповедей, а затем, внезапно укрепившись, всплеснул руками, воскликнув: «Господи, Господи, Господи, Господи!» Одна из присутствовавших при этом монахинь видела, как его душа вознеслась на небеса на золотом облаке при звуках райского пения (это случилось 25 марта 1948 г.).

Когда в 1957 году открыли могилу преподобного Саввы, вокруг нее распространилось чудесное благоухание, наполнившее все кругом, вплоть до окраин города. При этом в монастыре и всех церквях острова звонили в колокола. Тогда у его гроба произошли многочисленные чудеса и с тех пор не прекращались. Местные жители и паломники, приходящие в монастырь издалека за благословением святого, по сей день получают его благодатную помощь.

Простой, смиренный и скорый на послушание, подвижник и молитвенник, сравнимый с древними отцами, святой Савва являет собой образ настоящего монаха на все времена. В одной из своих немногочисленных записей он дал такое определение: «Монах – это тот, кто страждет и оплакивает собственные грехи, не замечая чужих, который не осуждает и не гневается, но сносит терпеливо, с радостью любую обиду и презрительное отношение, чтобы сподобиться близости к Богу, Небесному Судье и Отцу всех».

Прославление преподобного совершено Константинопольской Православной Церковью 19 февраля 1992 года. В месяцеслов Русской Православной Церкви имя преподобного Саввы Нового внесено по благословению патриарха Алексия II.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Тропарь, глас 4

Рождением бы́в из Га́ны и Хо́ры,/ великая похвало́ острова Кали́мноса,/ преблаже́нне Са́вво, о́тче на́ш,/ се́ бо, путе́м подви́жническим проше́д,/ вы́сшаго конца́ дости́гл еси́./ Те́мже моли́ Христа́ Бога// спасти́ся душам нашим.

События дня.

Всенощное бдение.

На бдении. Чин полиелея.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где бдение совершал о.Александр Корниенко при пении обоих хоров собора. В этот раз воскресное всенощное бдение было совмещено со службой праздника Благовещения, таким образом, воспоминание преподобного Иоанна Лествичника на службе было опущено.

Разумеется, на службе после входа читались паремии праздника. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 28): Изыде Иаков от студенца клятвеннаго, и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо. Зайде бо солнце: и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном, и сон виде: И се лествица утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое яко песок земный, и распространится на море, и Ливу, и север, и на востоки: и возблагословятся о тебе вся колена земная, и о семени твоем. И се Аз с тобою сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши: и возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий и сия врата небесная.

Русский текст: 1И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских[23]; 2встань, пойди в Месопотамию[24], в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; 3Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, 4и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!

5И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава.

6Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда,

и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; 7и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию.

8И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; 9и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих.

10 Иаков же вышел из Вирсавии [25] и пошел в Харран, 11и пришел на одно место, и остался там ночевать,

потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.

12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; 14и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; 15и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.

16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.

18И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.

19И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль[26], а прежнее имя того города было: Луз.

20И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, 21и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом,- 22то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

И вот, снова читается это глава. Показанная Иакову лестница считается прообразом Божией Матери, как той, через которую Бог вошел в мир, приняв человеческое естество.

Паремия 2. Книга пророка Иезекииля (Главы 43 и 44): Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их, яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет, и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых сущих к северу, прямо храму: и видех, и се исполнь славы храм Господень.

И русский текст: 6И я слышал кого-то, говорящего мне из храма, а тот муж стоял подле меня, 7и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки; и дом Израилев не будет более осквернять Святаго имени Моего, ни они, ни цари их, блужением своим и трупами царей своих на высотах их.

8Они ставили порог свой у порога Моего и вереи дверей своих подле Моих верей, так что одна стена была между Мною и ими, и оскверняли святое имя Мое мерзостями своими, какие делали, и за то Я погубил их во гневе Моем.

9А теперь они удалят от Меня блужение свое и трупы царей своих, и Я буду жить среди них во веки.

10Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру.

11И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним.

12Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг - Святое Святых; вот закон храма!

13И вот размеры жертвенника локтями, считая локоть в локоть с ладонью: основание в локоть[27], ширина в локоть же, и пояс по всем краям его в одну пядень[28]; и вот задняя сторона жертвенника.

14От основания, что в земле, до нижнего выступа два локтя, а шириною он в один локоть; от малого выступа до большого выступа четыре локтя[29], а ширина его - в один локоть.

15Самый жертвенник вышиною в четыре локтя; и из жертвенника поднимаются вверх четыре рога.

16Жертвенник имеет двенадцать локтей длины и двенадцать ширины[30]; он четырехугольный на все свои четыре стороны.

17А в площадке четырнадцать локтей [31] длины и четырнадцать ширины на все четыре стороны ее, и вокруг нее пояс в пол-локтя, а основание ее в локоть вокруг, ступени же к нему - с востока.

18И сказал он мне: сын человеческий! так говорит Господь Бог: вот уставы жертвенника к тому дню, когда он будет сделан для приношения на нем всесожжений и для кропления на него кровью.

19Священникам от колена Левиина, которые из племени Садока, приближающимся ко Мне, чтобы служить Мне, говорит Господь Бог, дай тельца из стада волов, в жертву за грех.

20И возьми крови его, и покропи на четыре рога его, и на четыре угла площадки, и на пояс кругом, и так очисти его и освяти его.

21И возьми тельца, в жертву за грех, и сожги его на назначенном месте дома вне святилища.

22А на другой день в жертву за грех принеси из козьего стада козла без порока, и пусть очистят жертвенник так

же, как очищали тельцом.

23Когда же кончишь очищение, приведи из стада волов тельца без порока и из стада овец овна без порока; 24и принеси их пред лице Господа; и священники бросят на них соли, и вознесут их во всесожжение Господу.

25Семь дней приноси в жертву за грех по козлу в день; также пусть приносят в жертву по тельцу из стада волов и по овну из стада овец без порока.

26Семь дней они должны очищать жертвенник и освящать его и наполнять руки свои.

27 По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог.

Глава 44.

1 И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены.

2 И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, войдет ими, и они будут затворены.

3 Как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем

Выйдет.

4 Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое.

5И сказал мне Господь: сын человеческий! прилагай сердце твое ко всему, и смотри глазами твоими, и слушай ушами твоими все, что Я говорю тебе о всех постановлениях дома Господа и всех законах его; и прилагай сердце твое ко входу в храм и ко всем выходам из святилища.

6И скажи мятежному дому Израилеву: так говорит Господь Бог: довольно вам, дом Израилев, делать все мерзости ваши, 7вводить сынов чужой, необрезанных сердцем и необрезанных плотью, чтобы они были в Моем святилище и оскверняли храм Мой, подносить хлеб Мой, тук и кровь, и разрушать завет Мой всякими мерзостями вашими.

8Вы не исполняли стражи у святынь Моих, а ставили вместо себя их для стражи в Моем святилище.

Паремия 3. Книга Притчей Соломоновых (Глава 9): Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь. Закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие, и живи будите, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя, приимет себе безчестие: обличаяй же нечестиваго, опорочит себе, обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет: сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости, страх Господень, и совет святых, разум. Разумети бо закон, помысла есть благаго: сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.

И русский текст: 1Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, 2заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; 3послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:

4 "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала:

5 "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; 6оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".

7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе.

8 Не обличай злого, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; 9дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.

10 Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум; 11потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

Паремия 4. Книга Исхода (Глава 3): Вниде Моисей на гору Божию Хорив, явися же ему Ангел Господень в пламене огненне из купины, и виде, яко купина горяше онем, и купина не сгараше. Рече же Моисей: пришед, узрю видение великое сие, что яко не сгорает купина; Якоже виде Господь, яко приступает видети, призва его Господь из купины, глаголя: Моисее, Моисее. Он же рече: что есть; И рече не приближися семо: изсуй сапог от ногу твоею, место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть. И рече ему: Аз Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Обрати же Моисей лице свое стыдяше бо ся зрети пред Богом. Рече же Господь к Моисею: видя видех озлобление людей Моих, иже во Египте: и вопль их услышах от насильствующих в делех. Вем бо болезнь их, и снидох еже изъятии их от руки египтян, и извести их от земли оныя, и ввести их в землю благу и многу, в землю. точащу мед и млеко.

Русский текст: 1Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.

2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!

5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

6 И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

7 И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его 8и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев.

9И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.

10Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

11Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону [царю Египетскому] и вывести из Египта сынов Израилевых?

12И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.

13И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?

14Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий[32]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.

15И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.

16Пойди, собери старейшин [сынов] Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, [Бог] Исаака и [Бог] Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте.

17И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед.

18И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести

жертву Господу, Богу нашему.

19Но Я знаю, что [фараон] царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; 20и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас.

21И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: 22каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.

Бог является Моисею, повелев ему вывести евреев из Египта. Как я уже писал, прошло много лет¸ а может, веков после того, как евреи поселились в Египте, когда египтяне забыли Иосифа, который спас их от голодной смерти, а потому начали угнетать «понаехавших» евреев, сильно размножившихся в Египте, обратив их в рабов. Здесь мы видим самое начало – призвание Моисея на его служение. Бог является ему в кусте горящем, но не сгорающем. Мирские ученые пытаются олицетворять это явление с неким растением, листья которого сильно обжигают, подобно крапиве, но на поверку ясно, что речь идет о чуде Божием (ведь Моисей издалека увидел это явление и пришел, чтобы посмотреть, в чем дело, а не то, что он, якобы, обжегся от куста, как лгут безбожники). Теперь же эта паремия читается, так как это видение горящего, но не сгорающего куста, считается прообразом Божией Матери, вместившей в себя Бога, который, по слову апостола, есть «Огонь поедающий», ставшей Матерью, оставшись девой, свободной от обычного при этом прельщения и от всего прочего….

Паремия 5. Книга Притч Соломоновых (Глава 8): Господь созда Мя начала путей Своих, в дела своя. Прежде века основа мя в начале, прежде землю сотворити и прежде бездны соделати, прежде пройти источником водным, прежде горам водрузитися, прежде же всех холмов раждает Мя. Господь сотвори страны и пустыни, и концы населены под небесем. Егда сотворяще небо. с ним всех и егда отлучаше себе престол на ветрех, егда крепки творяше вышния облаки и егда тверды полагаше источники поднебесныя, внегда полагати морю предел его, и воды не мимо идут уст Его, и крепки творяше основания земли, бех при нем устрояя. Аз бех, о ней же радовашеся, по вся же дни веселяхся пред лицем Его на всяко время.

Русский текст: 1Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?

2Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутьях; 3она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: 4"к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!

5Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.

6Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; 7ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих; 8все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; 9все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.

10Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; 11потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

12Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.

13Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.

14У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

15Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; 16мною начальствуют начальники и вельможи и все

судьи земли.

17Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; 18богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; 19плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.

20Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, 21чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.] 22Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; 23от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

24 Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.

25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, 26когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.

27 Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, 28когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, 29когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: 30тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, 31веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

32Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!

33Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. 34Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!

35потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; 36а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть".

Под Премудростью Божией принято понимать Сына Божия, Христа….

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[33] пело духовенство в алтаре.

Литию праздника и чин благословения хлебов возглавлял правящий архиерей, Владыка Феогност в сослужении о.Антония Новицкого, о.Димитрия Осипова и о.Александра Корниенко и о.Сергия Видяева. После чтения Трисвятого по «Отче наш…» тропарь праздника, помимо обоих хоров, пропело и духовенство.

Кафизмы на бдении были опущены вовсе, что стало уже традицией при совершении служб двунадесятых праздников и праздников, на которых бдение совершается с литией. Чин полиелея возглавлял также правящий архиерей в сослужении упомянутых выше священников. Заменяющий величание праздника так называемый Архангельский глас - «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» - на сей раз пропело духовенство, а уж затее верхний хор. Только после этого верхний хор запел традиционный воскресный антифон «Ангельский Собор…».

Евангелие читалось праздничное. Евангелие (от Луки): 26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что

призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Традиционное для Богородичных праздников чтение на утрени. Пречистая Дева Мариам получила благую весть о том, что ОНА станет Матерью Спасителя мира. И теперь услышав, что ее родственница, праведная Елисавета беременна, будучи уже в преклонном возрасте, Мариам решает посетить ее. И та первой прославляет ЕЕ, как Матерь Божию, а будущая Матерь Божия восхваляет Бога, предрекая будущее свое прославление. Но это прославление будет потом, когда ОНА с телом будет взята на небеса. А на земле ее ждут гонения и поношения. Тем более, дав согласие на воплощение от НЕЕ Сына Божия, она подвергает себя смертельной опасности, ведь она, давшая обет девственности, могла быть обвинена в блуде или даже прелюбодеянии (ведь она формально была обручена праведному Иосифу, который, правда, фактически был лишь хранителем ЕЕ девства), а тогда ее могли побить камнями. Но ОНА повинуется воле Божией, несмотря ни на что… Пример для нас. Нас ради соблюдения заповедей Господних никто не заставляет рисковать жизнью, но временные неудобства попытки исполнить заповеди Господни нас нередко ожидают, и многие из нас не желают их терпеть, мол, покаюсь, и Бог простит. А этот пример Матери Божией призывает нас к твердости…

Ради праздника Благовещения Пресвятой Богородицы характерные для воскресного всенощного бдения песнопения, исполняемые после «Воскресение Христово видевше…», опускаются.

Начинается помазание, которое совершает сам архиерей. Это помазание совершилось почти перед самым концом бдения. Каноны читались: воскресный и Недели 4 поста (по одному тропарю), а также праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (2 тропаря), как бы описывающий диалог Девы Мариам и Архангела Гавриила (так что и стихи перед каждым тропарем выбраны: «Богородице рече» и «Ангел возопи»). Читали каноны о.Сергий Видяев и о.Александр Корниенко. При этом традиционное для двунадесятых праздников неукоснительное пение катавасий (ирмосы канона, как правило, последнего из читаемых, повторяемые после чтения каждой из песней) было опущено. Также, ввиду выпадения праздника на воскресный день после 8 песни пелась так называемая Песнь Богородице. Стихиры на службе были сокращены до предела. Традиционный возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» [34], предваряющий пение Великого славословия, Владыка произносил из центра храма и оттуда же он благословлял народ на три стороны.

Отпуст произносил уже правящий архиерей. После окончания службы он говорил проповедь. Ныне мы совершаем праздник Благовещения Пресвятой Богородице, называемый в народе «малой пасхой», когда Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве Марии о том, что от Нее родится Спаситель мира, Сын Божий. Ныне Безначальный получает начало, предвечный Бог рождается от Девы. Исполнились пророчества, первое из которых изрек сам Бог в раю о том, что «семя жены сотрет главу змия». Первые люди думали, что это будет совсем скоро, что этим семенем будет кто-то из их детей. Но они сначала должны были ощутить на себе последствия их грехопадения, последствия того, что они послушали не Бога, а диавола, отвергли Бога, пожелав быть как боги, знающие добро и зло. Это грехопадение их изменило ход истории. Если бы они не пали, то оставались бы в раю, исполняя единственную, данную им заповедь о посте. Усовершенствовавшись в ней, они могли бы получить от Бога какие-то иные, новые заповеди, восходя, таким образом, от силы в силу. Но эта единственная заповедь, эта ступень, ведущая их на новую высоту, стала для них высотой, с которой они пали. И они полагали, что спасение произойдет совсем скоро. Но им предстояло претерпеть скорби, ставшие прямым след


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.