Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

2019-05-26 133
Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

И снова о земном служении Христа, который воспринял наше естество, во всем став подобным нам, дабы став таким, как мы (кроме греха), совершить очищение естества человека. Нельзя, впрочем, думать, что теперь не нужно ничего делать, дескать, ты верь только… и ты уже спасен. Так рассуждают протестанты, поверхностно воспринимающие писания апостола Павла. Мы же должны понимать, что склонность ко греху никуда не делась, как и сам грех, живущий в нас. Но во Христе мы обретаем средства, к которым мы можем прибегать, дабы получать помощь и укрепление в борьбе этой. Эти средства – Таинства Церкви, в которых мы воспринимаем Благодать Божию, укрепляющую нас. Я не говорю уже о самом Кресте Христовом, изображая который на себе (то есть, крестясь), мы можем прогонять всю силу бесовскую, нападающую на нас и стремящуюся погубить через вовлечение во грех.

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Марка): 1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

2И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.

3Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

4И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

5При сем Петр сказал Иисусу: Равви́! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

6Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.

7И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

8И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

9Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

32Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.

За 40 дней до своих страданий Господь показывает троим самым верным своим ученикам частичку своей Божественной славы. В эти минуты они испытывают такое блаженство, что не желают, чтобы видение кончалась, чтобы им всегда так пребывать со своим Учителем. Но Господь снова напоминает им о своих будущих страданиях и… ведет их снова в мир, полный страданий. И тут же оказывается, что некий человек привел своего сына и та часть учеников, что осталась у подножия горы, не смогла его исцелить. Им уже приходилось ходить по поручению Христа и проповедовать и данной им властью исцелять. Но теперь никто ничего им не обещал и… они усомнились. Их вера была еще немощна и они постоянно колебались. Колебался и отец бесноватого юноши, увидев немощь учеников Христа (которым Господь указал, что без Него они не могут делать ничего), а для иудеев эта немощь Его учеников снова стала поводом для нападок, так что они не упустили возможность вставить свое слово, начав спорить с апостолами. На это Господь обличает их всех: «о род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вас?!» Здесь фраза несколько сокращена, но сути это не меняет – Господь обличает в неверии и учеников своих, и иудейскую толпу, да и отца. Больше всего это, конечно, касалось апостолов, которые видели Его чудеса и даже властью, данной их Учителем, совершали их, но теперь…. снова усомнились. Разумеется, их вера обретет крепость только после Сошествия на них Духа Божия, а пока…. они учатся, часто подвергаясь обличениям, как это и всегда бывает при обучении. Отцу же юноши, увидевшему немощь его учеников, о которых он, вероятно, слышал, трудно поверить в то, что Господь поможет ему. Но Господь наставляет и его – все возможно верующему. И тот просит помочь ему в его сомнении. Пожалуй, эта молитва уместна в устах нас всех, чья вера ничуть не крепче этого отца, да и учеников Христа, в очередной раз проявивших маловерие. Беда в том, что мы считаем нашу веру как бы достаточной и…. сталкиваясь с последствиями ее слабости. Итак, Господь изгоняет злого духа. Но при этом Он спрашивает о времени, с которого дух вселился в его сына и получает ответ – с детства. Господь знает все, но желает, чтобы отец осознал духовные причины этого. Человек непрестанно согрешает, но каждый грех отдаляет его от Бога, отдавая во власть духов злобы и чем больше человек отдается греху, тем большую власть над ним обретают эти духи. В конце концов, он становится орудием в их руках и часто, чтобы спасти человека, Бог попускает им мучить его, то в виде болезней, разных напастей, а то и через прямое действие, так что человек напрямую чувствует действие этих духов, во власть которых попал. Они не могут совершенно истребить его, но могут мучить. Таких людей и называют бесноватыми. Человек склонен ко греху и творит зло еще до того, как начинает это сознавать, однако до этого момента он не может отвечать за свои поступки, а значит, если в этом возрасте его постигает болезнь или какая иная напасть, то это, скорей, ответ на деяния родителей, чем самих детей. Здесь Господь, несомненно, подводит отца этого юноши к покаянию за какой-то, некогда совершенный грех. Впрочем, часто напасти постигают человека не только в связи с его грехами, но и как средство оградить его от каких-нибудь опасностей и искушений в будущем. Исцелившись, избавившись от власти диавола, юноша этот хорошо подумает, прежде чем совершать какое-нибудь зло, помня о том, какому игу он ранее был подвержен…. И вот, чудо совершилось и ученики в недоумении спрашивают – почему они не смогли изгнать беса. В других Евангелиях приводится ответ Христа: «За неверие ваше. Если будете верить и не усомнитесь, то и горе сей скажете – «пойди и бросься в море» - и будет так ….». Господь прямо указывает им на неверие их, на сомнения, которыми они постоянно были колеблемы, а ведь они должны быть примером веры, доверия Богу такого, какое имеет к матери ребенок, носимый на ее руках. Он не подумает, что она бросит его в мусорный бак или под машину. Такое же доверие к Богу должен иметь последователь Христа, а тем более, тот, кто поставлен проповедовать Его Евангелие. Обличений таких им услышать придется много, вплоть до Вознесения Его на небеса (ведь и по Воскресении Его, услышав от жен-мироносиц весть о Его воскресении, они не поверили, за что Господь снова их обличал). Наша вера, как я уже писал, не крепче той веры, что имели они в этот период, а потому есть к чему стремиться. Здесь, однако, слова о вере опускаются. Евангелист Марк делает акцент на других словах Христа: «сей род (бесы) изгоняется только молитвой и постом». Под молитвой понимается не бормотание скороговоркой, чем часто грешат многие, подражая церковнослужителям, не пустое бормотание без внимания, чем мы часто согрешаем, но симфония души, ума и уст, вместе вопящих к Богу. Уста могут не говорить ничего, но если молится ум – это уже молитва, но если уста бормочут, а ум витает неизветно где – это не молитва. Таким образом, речь идет именно о молитве ума и души, такое общение с Богом буквально палит бесов. И под постом понимается не просто диета, но действительное воздержание через отрешение от пристрастия к вкусным кушаньям (лакомство является грехом не только для поста, но все 365 дней в году), от развлечений…. Словом, речь идет о воспитании умения говорить «нет» своим греховным влечениям без поблажек. Именно такой пост страшен для бесов. Если же мы, исключая из рациона скоромные продукты, продолжаем объедаться и лакомиться оставшимися в рационе яствами, то толку от такого поста нет никакого. Но эти слова напоминаются нам не чтобы сказать, каким постом не следует поститься, но каким следует (ведь на дворе – пост). И после этих слов впервые с начала поста в состав читаемого текста включаются слова Христа о своих страданиях и воскресении. Половина поста уже прошла и мы приближаемся к Пасхе. Наступает время спросить себя – правильно ли мы постимся, есть ли от нашего поста хоть какой-то толк…

И Евангелие праздника Благовещения (от Луки): 1Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, 2как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, 3то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, 4чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

5Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

6Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

7У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

8Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, 9по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, 10а всё множество народа молилось вне во время каждения,- 11тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

12Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

13Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; 14и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, 15ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; 16и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; 17и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

18И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

19Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; 20и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

21Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

22Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

23А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34 Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

57Елисавете же настало время родить, и она родила сына.

И описание события Благовещения. Примечательно, что Святая Дева с настороженностью относится к словам Ангела, но все же быстро удостоверяется в истинности явления (демоническая сила, являясь, всегда стремится поразить человека, подавить или напротив, обольстить, тогда как здесь Ангел, видя, что святая Мариам испугана видением, успокаивает ЕЕ). А удостоверившись, она уже не сомневается, так что и вопрос ее это, скорей, не сомнение, а желание понять – как возможно ей стать матерью, когда она дала обет девственности. Когда же Ангел объясняет ей это, то она спокойно покоряется, всецело доверяя Богу….

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь (архиерейский амвон в это время убирается), а архиерей благословляет народ под пение «Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. Как и все эти дни, после начала нестроений с Константинопольским патриархатом, на ектении провозглашались призывы к молитве о единстве Церкви и устранении нестроений, расколов и ересей. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Сразу начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной. При служении литургии святителя Василия Великого все песнопения после Херувимской песни звучат более медленно и размеренно, поскольку при этой литургия эта предусматривает более длительные молитвы, читаемые священником. Архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет задостойник[42] праздника «Благовествуй, земле, радость велию,// хвалите, небеса, Божию славу. Яко одушевленному Божию кивоту,/ да никакоже коснется рука скверных,/ устне же верных Богородице немолчно,/ глас Ангела воспевающе,/ с радостию да вопиют:/ радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою

После этого диакон выходит на амвон с поднятым орарем, возглашая: «И всех и вся». Хор повторяет эти слова и после этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. После этого протодиакон начинает так называемую выкличку, призывая верующих к молитве, сперва – о правящем архиерее, «приносящем Святыя Дары сия Господеви Богу нашему» (при этом он входит в алтарь, указывая орарем на престол), а также о священноначалии «о преосвященнейших митрополитех, архиепископех и епископех», о всех верующих, болящих, путешествующих и «о всех, иже и кийждо (каждый) в помышлении имать и о всех и за вся». Верхний хор громогласно повторяет последние слова. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях), хоры поют песнопения посвященные Божией Матери.

Причастников на службе этой было очень много, так что причащение шло на три чаши. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению. Когда-то на этом литургия и заканчивалась – в древней литургии святого апостола Иакова, брата Господня, доныне совершаемом в Иерусалиме в день памяти апостола, а в Русской Церкви – в храмах духовных семинарий и академий и в некоторых приходах – с благословения начальства, до сих пор после этого звучит фраза «Отпущаетесь с миром» и служба кончается. У нас же выходящий из алтаря священник у амвона читает молитву с просьбой о благословении всех молившихся в храме и всех верующих по окончании литургии, когда они уйдут в мир с его страстями и грехами.

После двукратного пения «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» духовенство выходит в центр храма и пропевает тропарь и кондак праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. «Архангельский глас» на сей раз пел хор. Служба заканчивается, звучит отпуст.

После отпуста Владыка Феогност говорил на тему праздника. «Днесь спасения нашего главизна и еже от века Таинства явления. Сын Божий, сын Девы бывает и Гавриил Благодать благовествует…» - такими словами начинается тропарь праздника. Кондак праздника начинается еще более удивительно: «Взбранной Воеводе победительная…». То есть, Пресвятая Богородица названа воеводой, путеводительницей нашего спасения, поскольку через нее в мир пришел Спаситель мира, Христос. Она и только она могла стать Матерью Бога по милости Божией и по своей величайшей чистоты (поскольку бог очистил ее для Себя, приготовив ЕЕ вместилищем Божества). Ветхозаветными прообразами ЕЕ были: ковчег завета, жезл Ааронов расцветший, скала, в которую ударил Моисей посохом, и из нее потекла вода, напитавшая людей, а еще – золотая рукоятка и манна, падавшая с небес и питавшая народ иудейский. Она стала престолом Божества, кивотом, вместившим НЕВМЕСТИМОГО. Архангел Гавриил приходит к ней, возвещая, что она избрана, как будущая Мать Бога по плоти. Сперва она смутилась, но архангел объяснил ЕЙ, как это будет, и она отвечает: «се раба Господня, буди ми по глаголу Твоему». И после этого согласия Благодать Божия сошла на нее и совершила непорочное зачатие. Ныне Безначальный получает начало, невместимый Бог вмещается в утробу Девы и становится человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Она же с этого часа становится матерью Бога. Но это несет не только славу, ведь Он пришел в мир для страданий, для того, чтобы пострадать, принять смерть на Кресте – одну из самых позорных и страшных смертей, медленную и мучительную. Произошло так, как ей предсказывал праведный Симеон: «вот, лежит сей на падение и на восстание многих, предмет пререканий, ибо откроются помышления многих. И тебе самой оружие пройдет душу». Она претерпела невыразимые страдания, видя эти мучения и смерть РОЖДЕННОГО ОТ НЕЕ. Но именно через эти страдания, через Его кровь мы получили спасение. И начало нашему спасению положено в день Благовещение, в день, когда Бог вошел в ЕЕ утробу. Празднуя же этот день, будем прибегать к Пречистой Богородице, как Взбранной Воеводе, как помощнице и ходатаице, как могущей помочь нам в скорбях наших, а главное – в деле нашего спасения. Будем прибегать, дабы иметь ее нашей воеводой, направляющей нас в духовной брани, которой должен быть посвящен не только пост сей, но вся наша жизнь, дабы нам достигнуть обетованного спасения, которое принес нам Христос.

Благословив всех и поздравив с праздником, он под пение многолетия ушел в алтарь. После этого вышедший о.Антоний Новицкий ознакомил всех с расписанием служб.

Вечерня с чином Пассии.

Этим вечером в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена вечерня. Службу совершал о.Димитрий Осипов при пении верхнего хора, он же совершал чин пассии. Начинается вечерня, как обычная вседневная. В отличие от службы субботы и воскресного дня, ее песнопения уже посвящены исключительно теме покаяния. Совершается вход, после которого возглашается Великий прокимен. На сей раз это был прокимен «Дал еси достояние боящихся Тебе[43]…». На сей раз диакон его не воспевал, но просто возглашал, а уже хор пел его, стараясь так, как только можно. В целом, вечерня служилась так же, как и все предыдущие: торжественно – до входа, а после прокимна уже по-великопостному. Стихиры в конце вечерни также были сокращены – после двух первых пелась стихира Великой пятницы «Тебе одеющуся светом, яко ризою [44]….», под пение которой духовенство вышло в центр храма.. Так же, как и в прошлый раз, акафист Страстям Христовым не читался. Непосредственно перед чтением Евангелия, как и в прошлый раз, возглашался прокимен «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребия….».

Читалось Евангелие от Луки: 1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, 2и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, 4и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

5 Они обрадовались и согласились дать ему денег; 6и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, 8и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, 11и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, 15и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, 16ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, 18ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; 22впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо'льшим.

25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, 26а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий.

27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, 29и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, 32но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы' и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму'; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; 37ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, 42говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали 46и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.

55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.

56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.

61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

62 И, выйдя вон, горько заплакал.

63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; 64и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65 И много иных хулений произносили против Него.

66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион 67и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; 68если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; 69отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

Глава 23.

1 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, 2и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.

3 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.

4 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.

5 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

6 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

7 И, узнав, что Он из области Иродово


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.