III. Развитие функции словоизменения. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

III. Развитие функции словоизменения.

2019-05-26 181
III. Развитие функции словоизменения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поставить слова в форму множественного числа.

стрельбище — стрельбища

убежище — убежища

сокровище — сокровища

топорище — топорища

пастбище — пастбища.

Какого рода эти слова? (Среднего.)

IV. Развитие функции словообразования.

Образовать слова, которые обозначают очень большие предметы.

рыба — рыбища               фигура — фигурища

сила — силища        нога — ножища

лапа — лапища       голова — головища

яма ямища               спина — спинища

жара жарища           книга — книжища

Какого рода эти слова? (Женского.)

V. Работа над расширением словаря:

Пастбище — место, где пасётся скот (где он ест траву).

Топорище — ручка топора.

Убежище — место, где можно спрятаться.

Стрельбище — место (участок), где учатся стрелять.

Тёща — мать жены (Тёща зятя принимала).

Урок 7
Буквы щ в сочетании ща
в начале и середине слов.
Слова-признаки

План

I. Организационный момент, тема, цель.

II. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Слушать и произносить, как пишем:

• щавелевая, ведущая, будущая;

• щавелевый, щадящий;

• трудящаяся, тощая, пляшущая;

• летящая, мыслящая, блуждающая;

• шипящая, моющая, работящая, видящая.

III. Работа со словосочетаниями.

1.Поставить вопросы к словам в словосочетаниях.

2. Определить род слов в словосочетаниях.

3. Составить со словосочетаниями предложения:

• щавелевая кислота, щавелевый суп;

• летящая птица, мыслящая женщина, блуждающая звезда;

• работящая невестка, тощая тёща, видящая в темноте.

Урок 8
Буква щ в сочетании ща
в начале и середине слов.
Слова-действия

План

I. Организационный момент, тема, цель.

II. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Услышать, запомнить, повторить:

• превращать, увещать;

• угощать, трещать;

• пищать, навещать.

III. Работа с предложениями.

Найти слова, обозначающие действие.

1. В гнезде пищали птенцы. 2. Внук часто навещает бабушку. 3. Тёща зятя угощала. 4. На ветке трещала сорока. 5 «Увещать» — значит уговаривать.

Урок 9
Буква щ в сочетании ще
в начале и середине слов.
Слова-предметы

План

I. Организационный момент, тема, цель.

II. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Услышать, запомнить, повторить:

• щебет, щебетанье, ущелье, щенок;

• сокровище, убежище, стрельбище, дружище, кладбище, топорище;

• ущелье, ищейка, ящер;

• щебень, щебёнка, щеколда, щекотка;

• восхищение, угощение, прощение, вращение, обращение, упрощение;

• ящер, общество, кащей, ящерица;

• щебет, щебетанье, щекотка, щекотанье;

• щегол, щегловка, щеглёнок.

III. Расширение словаря.

Ящер — животное, которое жило в доисторическое время, похожее на ящерицу, но очень большое.

Щегол — птица.

Щеглёнок — птенец щегла.

Стрельбище — место, где учатся стрелять.

Щебет, щебетанье — пенье, голос некоторых птиц.

Щебень, щебёнка — мелкий, измельчённый камень для стройки.

Щетина — волоски у свинки.

Ущелье — узкая долина в горах.

Ущерб — потеря, убыток, урон.

Упрощение — облегчение.

Нищета — крайняя бедность, нужда.

Детище — 1)ребёнок (устаревшее); 2) то, что создано своим трудом.

Щек о лда — дверной запор.

Убежище — место, где можно укрыться.

Щенок — детёныш собаки, лисицы, волка.

Топорище — рукоятка топора.

Сокровище — то, что дорого для кого-нибудь.

IV. Систематизация словаря.

1) Антонимия:

богатство ® нищета.

Мы были удивлены богатством и нищетой этого города.

2) Синонимия:

а) потеря Þ убыток Þ урон Þ ущерб;

б) облегчение Þ упрощение.

V. Работа над анализом и синтезом.

1. Разделить слова на слоги.

2. Определить, на каком месте стоит слог со звуком [щ].

3. Определить, сколько слогов в слове.

2 слога                      3 слога                      4 слога

щебет                        пещера                     сокровище

щебень                     щебёнка                    убежище

щенок                       стрельбище                        топорище

ящер                                  ищейка                     щебетанье

кащей                       щеколда                   щебетунья

щека                         ущелье

щегол                       кладбище

дружище

существо

4. Составить слово из слогов.

(бет, ще —... (щебет)

бе, ще, тань, е —... (щебетанье)

щер, я —... (ящер)

ще, пе, ра —... (пещера)

щей, ка —... (кащей)

щей, и, ка —... (ищейка)

5. Работа с загадками:

а) Какое здесь слово со звуком [щ]?

б) Назвать слог.

в) Какой он по счёту?

г) Перед каким слогом стоит?

д) После какого слова идёт?

е) Между какими слогами стоит слог со звуком [щ]?

Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет.

Хвост оборвёт — другой наживёт. (Ящерица)

У меня пропал носок, Утащил его... (ще-нок).

В пресной воде вожусь,

В уху вам пригожусь,

С буквой щ пишусь. (Лещ)

Меня переверните,

Добавьте мягкий знак.

Но рядом не садитесь —

Из меня сквозняк! (Лещщель)

6. Угадай, что получится:

а) если в конце слова щебет написать сначала букву у (гласную), затем согласную н, затем мягкий знак и затем гласную букву я? (Щебетунья);

б) если в слове щебетунья заменить у на а, я на е? (Щебетанье);

в) если в слове кащей поменять слоги местами и перед ними поставить слог и? (Ищейка).

7. Найти общую часть в группах слов:

щетина            щегол              щека      щебет

щетинка          щеглёнок        щёки      щебетанье

щегловка щебетунья

щебетун


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.