Теория и практика риторики в России в XX – начала XXI века — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Теория и практика риторики в России в XX – начала XXI века

2019-05-26 501
Теория и практика риторики в России в XX – начала XXI века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значительную часть XX века риторика в нашей стране оказывалась невостребованной. Ситуация изменилась в конце 80 – 90-ые годы: появилось большое количество солидных теоретических публикаций, а также весьма значительное число антологий и хрестоматий, отражающих разные методологические установки по отношению к осмыслению вклада российских мыслителей в теорию и практику риторики. Сегодня принципиально значимой является разработка различных концептуальных направлений, связанных с качественно новыми интерпретациями и систематизациями риторического материала.

Основные направления в разработке проблем риторики

На рубеже XX – XXI вв.

Деятельность сектора культуры русской речи Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН: разработка теоретических, практических и историографических проблем культуры речи как научной дисциплины (Л.К.Граудина, В.Г. Костомаров, Л.И. Скворцов, Е.Н. Ширяев и др.).

Деятельность ГИРЯ им. А.С. Пушкина, связанная с распространением и культивированием русского языка за рубежом. Вопросы культуры речи в подготовке преподавателей-русистов, повышение культуры русского слова в международной коммуникации (Ю.А. Бельчиков, В.Г. Костомаров, Н.А. Федянина, Н.И. Формановская и др.).

Региональные центры теории и практики риторики, которые, занимаясь целым комплексом проблем риторического плана, глубинно изучают какую-либо одну. Профессор Воронежского университета И.А. Стернин разрабатывает психологическое направление в риторике; в г. Перми под руководством профессора Е.А. Юниной ведутся риторические исследования метафизического (философского) плана; в г. Екатеринбурге (профессор Н.А. Купина, профессор Т.В. Матвеева) – категориально-текстовый подход в учебном курсе риторики; в Ростовском университете (профессор Т.Г. Хазагеров) – исследование изобразительных и выразительных средств языка; в г. Смоленске (профессор Э.М. Береговская) – системное изучение элокутивных средств; в Лаборатории лингвистической экологии и речевой культуры Красноярского научного центра Сибирского отделения Международной академии наук высшей школы (профессор А.П. Сковородников) – внимание вопросам лингвоэкологии, изучение орнаментальных средств языка; в Лаборатории лингвокультурологической коммуникации Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (профессор И.В. Пекарская) – разработка проблем системного риторического образования (вопросы философской, психологической, педагогической, филологической направленности с акцентом на элокутивную риторику).

Факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (М.И. Панов): разработка проблем современной эффективной коммуникации.

Кафедра риторики и культуры речи МПГУ, занимается разработкой проблем педагогической риторики (Н.А. Ипполитова). Проведение школ по риторике для преподавателей риторики в вузах и школьных учителей риторики.

Научная школа Т.А. Ладыженской: создание концепций и программ курсов «Школьная риторика», «Основы культуры речи учителя»; создание комплекта «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика», охватывающего учебники и сборники методических рекомендаций для I – XI классов.

Риторическая ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики (председатель – В.И. Аннушкин): проведение ежегодных Международных конференций по проблемам теории и практики риторики; объединяющая деятельность как вузовских, так и школьных учителей риторики.

Таким образом, в культуре, важнейшей частью которой является и риторика, кристаллизуется тысячелетний исторический опыт народа. Важной задачей сегодняшнего дня является осмысление результатов, уже достигнутых риторикой на концептуальном уровне, что позволит объяснить значимость риторики в прошлом и прогнозировать эффективное её применение в будущем.

 

Лекция 4. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ

План:

4.1. Ритор – оратор – автор. Индивидуально-речевой стиль оратора

4.2. Понятие риторического идеала. Требования к оратору

4.3. Взаимодействие оратора с аудиторией. Типы аудитории

4.4. Законы современной общей риторики

Лучший оратор – тот, который речью своей и наставляет, и услаждает, и трогает сердца слушателей. Наставлять – его долг, услаждать – искусство, которым снискивает себе почет, трогать сердца – необходимо для успеха.

Марк Туллий Цицерон


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.