Отбытие на Алеутские острова. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Отбытие на Алеутские острова.

2019-05-26 149
Отбытие на Алеутские острова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Седьмого (20) мая 1823 года на 26-м году от рождения отец Иоанн выехал из Иркутска со всем семейством, которое состояло тогда из старушки-матери, супруги с годовалым сыном и родного брата Стефана.

Поначалу отец Иоанн отправился на свою родину, в село Ангинское, а оттуда, отслужив молебен в родной церкви Святого Пророка Илии, поклонившись могиле отца, отбыл на повозке (судно вроде нашей баржи) по реке Лене до града Якутска.

Из Якутска путь отца Иоанна шел до города-порта Охотск, что расположен на побережье одноименного моря на Дальнем Востоке Российской Империи. Расстояние это в тысячу верст отец Иоанн проехал со своей семьей верхом на лошадях.

Дорога трудная – то приходилось ему ехать узкими тропинками через густые леса, то пробираться болотом, то взбираться на длинный косогор или на крутую каменистую гору и двигаться по ее скользкой, покрытой снегом вершине… Но с помощью Божией, все эти трудности отец Иоанн Вениаминов в течение 14-ти месяцев терпеливо и смиренно преодолел.

Вскоре путешественники услышали, наконец, глухой рев морских волн, бившихся о высокие морские скалы. Вслед за тем показались мачты судов, стоявших на реке Охоте, а потом уже и самый город Охотск.

Из града Охотска до острова Уналашка отец Иоанн Попов-Вениаминов отплыл на судне Российско-Американской компании, и 29 июля (11 августа) 1824 года благополучно прибыл на место своего духовного подвига во славу Божию. Тотчас отец Иоанн в деревянной часовне отслужил первую обедню с благодарственным молебном. 

 

Место служения.

 

Остров Уналашка, где было всего десять поселений и 470 душ алеутов, креолов и русских, принадлежит к числу островов, называемых Алеутскими, расположенными в Тихом океане, между Камчаткой и Северной Америкой.

Из Алеутских островов Уналашка по величине занимает, чуть ли не первое место; в длину тянется он на 150 верст, в ширину – более чем на пятьдесят верст. Климат на Уналашке и, вообще, на всех Алеутских островах сырой и переменчивый. Пасмурная погода с туманами и ветрами здесь стоит большую часть года, ясных же, безоблачных дней бывает очень немного, не более 50 во весь год. Летом здесь не особенно жарко, а зимой морозы бывают такие, что птица на лету мерзнет.

Кроме Алеутских островов к приходу отца Иоанна Вениаминова принадлежали и некоторые другие, лежащие поблизости острова: например, Лисьи, получившие свои названия оттого, что там водится много лисиц, острова Прибылова и другие.

Коренные жители всех этих островов – алеуты – занимаются охотой на пушных зверей и рыбной ловлей. Жили тогда деревнями в землянках, тесных и грязных, которые назывались юртами и скорее похожи были на медвежью берлогу, чем на человеческое жилище.

С виду алеуты некрасивы и неуклюжи, роста среднего. По нраву своему они добры и мягкосердечны. Во время голода, который случался у них нередко, особенно по зимам, если кому-либо из них удавалось раздобыть пищу, ее непременно делили на всех. Алеуты оказывают большое почтение и любовь родителям и старшим. Алеуты очень выносливы и терпеливы. Кажется, невозможно придумать такой трудности, которой бы не перенес алеут, или такой горести, которая бы его сломила. В случае голода для него ничего не стоит три-четыре дня пробыть на одной только воде. В болезни не услышите от него ни стона, ни крика при самой жестокой боли.

До приезда отца Иоанна алеуты находились почти в диком состоянии и по вере наполовину были идолопоклонниками. По прибытии на Уналашку отец Иоанн нашел там только одну ветхую деревянную часовню.

 

Начало духовного подвига.

 

Первым делом отца Иоанна стало начало строительства первого (14) июля 1825 года нового храма.

Будучи хорошим плотником и столяром, стал он учить этим ремеслам и туземцев и, когда достаточно преуспел в том, приступил к постройке церкви. При этом сам отец Иоанн принимал живое участие в деле: престол, иконостас и позолоту его будущий Владыка сделал собственными руками. Новая церковь освящена была во имя Вознесения Господня.

В то же время отец Иоанн Попов-Вениаминов принялся за великое, многотрудное дело – изучение инородческих языков.

Первым делом пожелал он перевести для туземцев Святое Евангелие и Божественную Литургию и, как мы увидим впоследствии, совершил этот поистине подвиг, потому что прежде ему предстояло изобрести азбуку, которой не существовало.

Изучая язык алеутов, отец Иоанн старался разузнать их обычаи, предания, чтобы быть более понятным им при преподавании Слова Божия. Весьма часто можно было видеть отца диакона, беседующим с просвещенными еще до него, а равно и с некрещеными инородцами о вере православной.

Говорил отец Иоанн им поучения, приспособленные к их понятиям, объяснял значение праздников, Таинства Исповеди и Святого Причащения, твердил о необходимости посещения храма Божия.

 

Проповедник Слова Божия.

 

Свидетели вспоминают слово будущего Владыки в Неделю Сыропустную и в День Святителя Иннокентия, Иркутского просветителя, сказанное девятого (22) февраля 1828 года при многочисленном стечении народа и с таким чувством и смирением, что все слушатели тронуты были до слез.

Сначала объяснил отец Иоанн значение поста и указал на разницу между нынешними и первыми христианами. «Прежние христиане, – говорил отец Иоанн, – с радостью и веселием ожидали и встречали Святой пост, так как они знали силу и пользу поста и понимали, для чего он установлен, и знали не умом и не по слуху только, но самим опытом. Нынешние же многие христиане с прискорбием видят наступающий пост, потому что они не видят и не знают, и не хотят знать и видеть силы и пользы поста».

Затем проповедник предложил вопрос: «Для чего установлен пост и как мы должны исполнять обязанности, им на нас возлагаемые?» И, ответив на этот вопрос, заключил слово свое так: «Наша Греко-Российская Церковь имеет обыкновение сегодня прощаться друг с другом, так как настает время Великого поста, в которое должно просить прощения у Отца Небесного. Во исполнение сего Святого обыкновения я, недостойный пастырь ваш, прошу у вас прощения, братие мои, во всем, чем согрешил пред вами, или словом, или делом, или житием; благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас.

Советую и вам, братие, исполнить теперь и всегда исполнять сие обыкновение. Надо прощать и просить прощения истинно и право, а не наружно и ложно. А паче Святая Церковь, Мать ваша, советует и просит нас – и должность христианства повелевает нам – соблюдать сей Святой пост, очищать совесть нашу от мертвых дел истинным покаянием. И тако чистою душою и чистым сердцем встретим светлый праздник Воскресения».

 

Пастырь любви.

 

Отец Иоанн любил алеутов за их простосердечие и усердие к слышанию Слова Божия. Но не одними только беседами вблизи своего дома приходилось отцу Иоанну служить своей пастве.

Приход его был обширный – на несколько тысяч верст; приходилось путешествовать с острова на остров, из одной деревни в другую. Этим поездкам отец Иоанн посвящал значительную часть года. Терпеливость и бесстрашие его в этих путешествиях достойны были удивления, поскольку он непрестанно подвергал себя опасности и разным лишениям, переплывая от острова к острову по волнам океанским на маленьком челноке (байдарке) до того узком, что ноги можно держать было только протянутыми и прижатыми плотно одна к другой, как бы они были спеленаты.

Приходилось отцу Иоанну терпеть и голод, и холод, быть под проливным дождем и, промокнув до костей, останавливаться на отдых в грязной и холодной алеутской юрте. Приехав в какую-нибудь алеутскую деревню, отец Иоанн, если было возможно, отправлял Богослужение или же просто собирал жителей, учил их Слову Божию, убеждая принять Святое Крещение. Но до тех пор не совершал над ними Таинства Крещения, пока они не вызывались на это.

Изучив   алеутский язык, отец Иоанн изобрел для него азбуку и мало-помалу стал переводить на него Священные книги. Так перевел он на алеутский язык Катехизис и Святое Евангелие от Матфея. Чтобы научить алеутов грамоте, устроил он на острове Уналашка училище для мальчиков и сам учил их.

Алеуты, в свою очередь, также любили своего пастыря и искренно были ему преданы за его добродушие и ласковое обращение с ними. «Из всех добрых качеств алеутов, – рассказывал сам отец Иоанн, – ничто столько не радовало и не услаждало моего сердца, как их усердие или, правильнее сказать, жажда к слышанию Слова Божия, так что скорее мог бы утомиться самый неутомимый проповедник, чем ослабло бы их внимание к слышанию Слова Божия. Поясним это примером: по приезде моем в какое-либо селение все и каждый, оставляя свои дела и занятия, по первому моему призыву тотчас собирались слушать мои поучения и с удивительным вниманием слушали их, не развлекаясь, не сводя глаз с меня. Самые нежные матери в это время делались как бы бесчувственные к плачу детей своих, которых и не приводили с собою, если дети не в состоянии были понимать. И признаюсь откровенно, что при таковых беседах я на деле узнал утешения христианской веры, эти сладостные и невыразимые прикосновения благодати, и потому я обязан алеутам благодарностию более, чем они мне за мои труды, и никогда не забуду их».

На острове Уналашка отец Иоанн сначала проживал с семьей в землянке, а потом в скромном деревянном домике, построенном собственными руками; его же руками сделана была вся домашняя утварь и стенные часы, одним словом, по нужде он был и плотником, и механиком, и часовщиком, а иногда мастерил сети... Вечера отец Вениаминов иногда посвящал механическим занятиям или занимался со своими детьми, к которым очень был нежен. И не только своих детей любил он, но и посторонних, так что часто его можно было встретить окруженного своими и чужими детьми и рассказывающего им из Священной истории или из Святого Евангелия простым, ясным и доступным языком, а иногда и играющего с ними в мяч. Гулял с детьми он по горам и, как любитель, и наблюдатель природы, передавал им свои познания. Кроме этих занятий отец Иоанн со своими детьми отливал собственноручно восковые свечи для церкви.

В таких заботах и неусыпных трудах провел он на Уналашке десять лет. Все это время с ним находился в качестве псаломщика родной брат Стефан, человек необычайно одаренный и деятельный. В течение этого времени отец Иоанн обратил в Православие всех жителей острова.

Труды и подвиг отца Иоанна Попова-Вениаминова не могли остаться незамеченными со стороны духовного начальства, и так впервые награжден он был за труды во славу Божию наперсным Крестом и повышением с переводом в Новоархангельский порт, что расположен был на острове Ситху. Здесь открылись для будущего Владыки еще более обширное поле деятельности в просвещении другого народа – колошей.

Просветитель народа колоши.

 

Остров Ситха лежит несколько далее Алеутских островов, у самого берега Америки, в ряду одного из самых больших островов Ванкуверовых.

Климат здесь отличается сыростью, и большую часть года бывает туманная, пасмурная погода. Почва на острове Ситха – тундра и частью камень, покрытый тонким слоем перегноя. На западном берегу острова этого лежит порт Новоархангельск, составлявший в то время главное средоточие управления российскими колониями в Америке. Град Новоархангельск окружен горами, покрытыми высоким хвойным лесом. Леса острова Ситха замечательны по росту деревьев, например, длина некоторых еловых бревен доходит до 22 сажен.

Жители острова Ситха – колоши, среди которых приходилось теперь подвизаться отцу Иоанну Попову-Вениаминову, отличаются от алеутов, как по виду, так и по нраву. Внешне довольно они красивы: у них большие черные глаза, правильное лицо, волосы черные, рост средний. По нраву колоши горды и самолюбивы.

Приходя к русским в гости, они надевают самый лучший наряд и держат себя с большой гордостью. Они очень мстительны: если колош почему-либо не мог отомстить за обиду при жизни, то завещает месть он потомкам. Колоши обладают живым умом и сметливостью. Были они еще менее алеутов просвещены христианской верой. К русским, особенно прежде, относились враждебно, что сильно мешало распространению между ними христианства.

По приезде своем на остров Ситху отец Иоанн начал с того же, с чего и на острове Уналашка, то есть стал прилежно изучать язык колошей и быт их, и потом уже принялся за проповедь Слова Божия. При этом, по обычаю своему, он не щадил ни трудов, ни сил, ни здоровья. Так же, как и на острове Уналашка, отец Иоанн часто беседовал с паствой в церкви, а в свободное время заходил к ним в жилища и там, среди их семейств, как отец среди детей своих, поучал их вере православной. И колоши полюбили своего проповедника, стали с радостью принимать его и охотно слушать его поучения.

Проживая среди колошей, отец Иоанн писал для них проповеди на их языке и переводил для них Священные книги, что сильно помогло распространению среди них Православия. И не без пользы остались все эти труды отца Иоанна Попова-Вениаминова: благодаря им число христиан в том краю увеличилось с изумительной быстротой.

На острове Ситха отец Иоанн пробыл пять лет.

Вся его пятнадцатилетняя деятельность, сперва на острове Уналашка, а потом на острове Ситха отличалась тем же рвением, которое издревле прославило проповедников Евангелия. Всегда осторожно принимался он за свое дело и тем привлекал к себе грубые сердца дикарей; старался более убеждать, чем принуждать, и терпеливо выжидал добровольного желания креститься. Для детей устраивал он школы, в которых преподавал по учебникам, составленным им самим.

Наконец, кроме просвещения светом Святого Евангелия, обучал он туземцев разным мастерствам: кузнечному, плотницкому; научил их прививать оспу, после случившегося в 1836-м году страшного испытания – эпидемии ветряной оспы. При этом отец Иоанн сумел снискать сердечное расположение к себе. Исцеленные физически, колоши полюбили русского миссионера, который оказался для них благодетелем и наставником.

Многолетняя опытность в деле распространения Слова Божия убедила отца Иоанна в том, что при большом числе окрещенных трудно поддерживать дух христианства в той стране при разбросанности туземных заселений. Нужна для этого была постоянная проповедь, что невозможно было при малочисленности священников и недостатке средств. Удаление этих причин, мешавших успеху проповедничества, зависело от высшего начальства, следовательно, нужно было хлопотать.

С этой целью отец Иоанн решился отправиться в Царствующий град Санкт-Петербург, где ему также требовалось получить высшее благословение и разрешение печатать его переводы Священных книг на алеутский язык.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.