Платон на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Платон на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа»

2018-01-30 252
Платон на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Аристотель кисти Рафаэля.

 

С Афинами связан и расцвет греческого театра.

Власть в Афинах принадлежала аристократии – знати. Демос – простой народ – в управлении не участвовал. Государственный совет – ареопаг – заседал на холме, посвящённом богу войны Аресу. Совет ежегодно выбирал 9 архонтов, которые были судьями, военачальниками, жрецами.

Знатные люди (аристократы) владели лучшими землями, которые были расположены в долине. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. В неурожайный год крестьяне брали в долг зерно или серебро у знатного соседа. Так крестьяне становились должниками у аристократов. На участке земледельца ставили долговой камень. Должник отдавал аристократу свой урожай, а себе оставлял только 1/6 часть. Если он не мог вернуть долг, то у него отбирали участок. Крестьянин и его семья становились рабами. Поэтому большая часть простого народа в Аттике была в долговом рабстве у аристократов. Неравенство между бедными и богатыми привело к восстанию демоса. Простой народ требовал от власти свои права. В полисах стала развиваться демократия.

Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона (между 640 и 635 – около 559 г. до н.э.). В 594 г. до н.э. его избрали архонтом (судьёй) [23]. Цель его реформ – прекратить кровавые раздоры и спасти отечество. Прежде всего, Солон запретил долговое рабство для афинян, он объявил прежние долги бедняков недействительными. Бедняки стали полноправными гражданами.

Солон поощрял частную собственность, он разрешал покупать, продавать и делить земельные участки. Политические права граждан зависели теперь не от родовитости, а от имущественного положения. При Солоне возросло значение Народного собрания, где решались важные государственные дела. Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые высокие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими государствами, избирало должностных лиц и проверяло их работу.

Народное собрание созывали около 40 раз в году. На собрании все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать своё мнение, а также все должностные лица избирались голосованием или по жребию и отчитывались перед народным собранием. Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э. Многие принципы демократии, которые были разработаны 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время [27].

В X в. до н. э. народ, который называл себя дорийцами, вторгся в Лаконию – область Южной Греции. Дорийцы покорили местных жителей и основали государство Спарта. Местное население, которое они захватили, было превращено в рабов-илотов. Но это были не обычные рабы, потому что Илоты жили в деревнях со своими семьями и работали на земельных участках как крестьяне. Несколько семей илотов были закреплены за одной спартанской семьёй. Но спартанцы не имели права продавать своих илотов, так как они принадлежали Спартанскому государству, а не каждому спартанцу по отдельности. На спартанцев ещё работали периэки – они жили не в городе, а около города. Они были свободными, но платили дань. Вся жизнь в Спарте строилась по древнейшим законам, введённым царём Ликургом [24].

Гражданами (спартанцами) могли быть только мужчины, которые родились в Спарте. В эту группу посторонние (чужие) не допускались.
В группе было 9 тысяч человек. Все спартанцы служили в армии и могли голосовать в Народном собрании. Никто из них не работал на полях или в ремесленных мастерских. Это было запрещено. Поэтому на полях работали илоты, а периэки занимались торговлей и ремеслом. Поэтому Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиваться товарно-денежные отношения.

Спартанцы называли свой полис «община равных» [9]. Среди них не было ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простолюдинов. Каждый себя считал равным каждому. Они жили в одинаковых, скромных жилищах, носили одинаковую, простую одежду без украшений. Золотые и серебряные деньги в Спарте были запрещены. Вместо них применяли железные бруски.

Царь Ликург ввёл совместные трапезы (общий стол, общий приём пищи), но каждый должен был внести свою долю (продуктами или деньгами). Младенцев, которые имели физические недостатки, уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали суровое воспитание. Когда им исполнялось 20 лет, их зачисляли в войско, и они служили до старости [24, 27]. Жизнь в Спарте была строго регламентирована. Необходимо было выполнить одну цель – сделать из спартанцев мужественных и выносливых воинов.

Но равенства среди спартанцев не было. Управляло государством не Народное собрание. Его созывали редко. Голосовали криком: избранным считался тот, за кого громче кричали.

Все вопросы решались Советом старейшин, который назывался герусия. Герусия состояла из 30 членов: 28 геронтов (старцев), которых выбирали пожизненно. Они должны были быть жителями Спарты и не моложе 60 лет. Также в Совет старейшин входили два царя, власть которых передавалась по наследству в двух спартанских родах. Они выполняли обязанности военачальников, судей и жрецов. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения Совета старейшин.

Таким образом, в Спарте не было ни демократии, ни царской власти. Её государственное устройство называлось олигархическим (олигархия – это власть немногих).

В VI в. до н.э. грекам стали угрожать персы, которые пришли из Ирана. Персы пытались захватить греческие земли. Многие города-государства Греции покорились персам, но Афины и Спарта одержали победу над армией персидского царя Ксеркса и отстояли независимость.

В 478 г. до н.э. Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов, который стал потом Афинской морской державой. Но Афины стали вмешиваться во внутренние дела Спарты. Афины претендовали на главную роль, они хотели быть центром древнегреческой цивилизации.

Поэтому в середине VI в. до н.э. Спарта создала и возглавила Пелопоннесский союз [24]. Противостояние Афин и Спарты не раз приводило к вооружённым конфликтам. В 431 г. до н.э. между двумя союзами началась жестокая, длительная война, которая охватила всю Греции и вошла в историю как Пелопоннесская война (431–403 гг. до н.э.). Хотя Спартанцы победили, но мира и единства в Греции не было. Они потеряли своё влияние в Афинах, и в 403 г. до н.э. там была восстановлена демократия [16].

Вновь начались войны между государствами. Большинство греков не обратило внимания на новую угрозу, которая возникла в Македонии, на северо-востоке Греции. Царь Македонии Филипп II создал самую сильную в ту эпоху армию. Македония активно стала вмешиваться в политическую жизнь Греции. Начались военные конфликты с Афинами, Коринфом и другими полисами. В результате в 338 г. до н.э. греки потерпели поражение, и через год Филипп II создал всегреческий союз полисов.

Сын Филиппа Александр Македонский вступил на престол в 336 г. до н.э. Он реализовал планы своего отца и предпринял удачный поход против персов – давних врагов греков. Но после первых побед у Александра возникла идея завоевания не только Персидской державы, но и мирового господства. Только в 324 г. до н.э. ему удалось довести своё изнурённое (утомлённое, уставшее) войско до реки Инд, где и закончился его поход. Через год он умер. Ему было 33 года [23].

Александр Македонский завоевал огромную территорию, которая стала обширной империей. В неё входили: Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Египет, Малая Азия, юг Средней и часть Центральной Азии. Но империя была не прочной, потому что в неё входили области, которые были не равны в экономическом и культурном отношениях. Их население исповедовало разные религии. После смерти Александра его держава распалась.

Греция в эпоху эллинизма – это отдельные государства, в которых местные традиции переплетались с греческими и македонскими. Власть в государстве соединяла восточную деспотию и полисную систему. Главой государства был монарх. Он имел свои земли, постоянную армию и централизованную администрацию.

Внутри государств эллинов не было стабильности, потому что шли постоянные войны между династиями, конфликты между знатью и царской администрацией, а также выступления бедняков. Ситуация осложнилась тем, что в III в. до н.э. молодая и воинственная римская цивилизация начала наступление на эллинский мир. Она завоёвывала одно государство за другим. Так постепенно формировалась Римская империя. В 196 г. до н.э. Рим ликвидировал монархический строй в Греции, определил границы государств и стал вмешиваться во внутренние дела полисов. Союзы полисов были распущены, вместо демократии установлена олигархия. Основы греческой цивилизации постепенно исчезали, а новые не были созданы.

Культура античности.

Законы Дракона

Архонт Дракон записал древние обычаи, которые стали законами. Многие из них кажутся сегодня нелепыми. Например, бык, который забодал насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики.

Дракон ввёл и новые законы: по словам древних греков, они были «написаны не чернилами, а кровью». За все преступления, включая такие ничтожные, как кража кисти винограда или овощей, полагалась смертная казнь.

Когда Дракона спросили: «Почему за убийство человека и кражу луковицы из чужого огорода назначено одинаковое наказание – смертная казнь?», то он ответил: «Даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления я просто не сумел придумать ничего страшнее» [27].

Эмиграция

С ростом экономики увеличилось население некоторых областей Греции, земли не хватало, народ начал голодать. Также не прекращалась и политическая борьба между различными греческими государствами. Поэтому люди вынуждены были уезжать из страны.

Начиная с 1000 г. до н.э. большие группы людей покидали Грецию. Они искали земли или работу в других странах. Таких людей называли эмигранты. Первые эмигрантыуехали в прибрежную зону Малой Азии, которая называлась Иония. Позднее они расселились по всему побережью Средиземного моря, от Франции до Чёрного моря. Они селились в местах, где были естественные гавани и плодородная земля, мирное население. Место переселения называлось колонией, там они не зависели от родного города, но подчинялись местным правителям [24].

 

Вождь афинской демократии Перикл

В 443 г. до н.э. Народное собрание в Афинах выбрало Перикла (годы правления 443-429 гг. до н.э.) на должность первого стратега (военачальника). Он был выдающейся личностью, талантливым, прекрасно образованным оратором (человек, который умеет произносить речи), его речь имела силу, оратор мог убедить слушателей.

За умение говорить современники называли Перикла Олимпийцем. Они сравнивали его с Зевсом. Перикл сделал прочной экономику и военно-политическую мощь Афин. Благодаря Периклу город стал центром просвещения Эллады. Перикл дружил с историком Геродотом, с философом Софоклом и скульптором Фидием. Перикл стал известным, потому что организовал реконструкцию и перестройку Акрополя [16].

Олимпийские игры

Одним из самых популярных занятий у греков был спорт. Государство поощряло занятия спортом, так как спорт позволял иметь хорошую физическую форму и быть хорошим воином.

Олимпийские игры (состязание ) были самыми древними и главными соревнованиями. Первые игры начались в 776 г. до н.э. и проводились каждые четыре года в Олимпии в честь бога Зевса.

“Нет ничего благороднее солнца,
дающего столько света и тепла. Так
и люди прославляют те состязания,
величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры.”
(Пиндар Древнегреческий поэт).

Они продолжались 5 дней. В это время прекращались все войны, чтобы люди могли благополучно добраться до Олимпии.

Программа состязаний включала несколько видов спорта, но основными были бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьба. Все вместе они назывались пятиборье. Женщины не участвовали в Олимпийских играх, они не могли даже появиться около Олимпии во время игр. Победителям вручали венки из ветвей дикой оливы, пальмовые ветви, одежду украшали шерстяными лентами. В честь победителя воздвигали статуи [28].

 

Школа в Древней Греции

Образование в Древней Греции было ориентировано на подготовку свободных граждан, способных принимать участие в управлении государством.

До семи лет о детях заботилась мать.Затем мальчиков отдавали в школу, а девочки получали образование на дому. Образование в школе было платным, но плата была небольшой. Поэтому сыновья бедняков тоже ходили в школу, но не долго, потому что рано начинали работать.

В школе обучали чтению, письму и счёту. На практические занятия детей водили в гимнасий (площадка для тренировок) или в палестру (школа борьбы).Мальчикам полагалось иметь троих учителей: грамматиста, педотриба и кифариста. Грамматист первоначально обучал детей чтению и письму, а когда они полностью овладевали этими навыками, то дальнейшее обучение заключалось в изучение древней литературы и законодательства. А кифарист должен был обучать детей игре на таких инструментах, как лира и кифара. Основной задачей физического воспитания была подготовка к военной службе, ведь это было остро необходимо для того, чтобы юноши могли защищать свою родину.Такими способами дети обучались истории своей страны, ее обычаям и традициям, развивали в себе выносливость и умение переносить любые испытания, упорство в достижении поставленных целей. Также при таком обучении воспитывались и тренировались будущие чемпионы Олимпийский игр в Древней Греции.

Обучение в олигархической Спарте проводилось с большим акцентом менно на физическую подготовку мальчиков, умение выдерживать лишения, голод, боль и стужу были основой обучения любого спартанца.

С 4 века до н. э. для обучения стали привлекать философов, которые могли обучить детей мудрости. Софисты обучали искусству риторики и искусству спора – для жизни в Древней Греции эти умения были крайне важны. В 392 году до н. э. была основа школа риторики Исократа, а спустя несколько лет была открыта знаменитая Академия Платона.

Платон (слева) и Аристотель (справа). Фрагмент фрески «Афинская школа» работы Рафаэля Санти. 1510–1511 годы, Ватикан

Древнегреческий театр

Родина современного европейского театра – Древняя Греция. Театр родился на сельских праздниках в честь бога Диониса. В Афинах этот праздник превратился в официальное представление – Великие или Городские Дионисии. Праздник отмечался в течение 5 дней, и каждый гражданин мог принять в нём участие. В первый день были шествия и совершались жертвоприношения, а остальные 4 дня показывали спектакли. Актёры и танцоры были только мужчины.

В греческом театре было два главных вида представлений – трагедия и комедия. В трагедиях обычно рассказывалось о героях прошлого. Самые известные греческие авторы трагедий – Эсхил, Софокл, Еврипид. Обычные люди были персонажами комедий. В комедиях было много выдумок, веселья, юмора и грубоватых шуток, ярких костюмов. Наиболее известным комедийным поэтом был Аристофан [16].

Римские бани

Любимым местом отдыха и развлечений были общественные бани – термы. Здания первых бань были построены в Риме во II в. до н.э. и предназначены только для мужчин.

Во времена Октавиана Августа в городе насчитывалось уже 170 общественных бань. Это были огромные, роскошно отделанные здания с бассейнами, залами для игр и бесед, садами, библиотеками. Римляне нередко проводили здесь целые дни. В термах они мылись, общались с друзьями, обсуждали общественные дела, заключали сделки. Бани для римлян строили императоры и частные лица. К 284 г. в Риме существовало около 1 000 частных бань и 11 общественных. К числу наиболее впечатляющих зданий Рима относились термы императоров Каракаллы и Диоклетиана.

 

Римская империя.

 

 

Римская цивилизация была очень похожа на древнегреческую цивилизацию. Поэтому историки давно спорят о том, существовала ли самостоятельная римская цивилизация? Некоторые известные учёные ответили на этот вопрос отрицательно. Например, немецкий философ ШпенглерО. и английский историк А. Тойнби считали, что история Рима – это единая греко-римская (античная) цивилизация [21]. Они утверждали, что римская духовная культура неоригинальна и называли её подражательной и утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян были в технике, прикладных науках и в законодательстве, а литература, искусство и философия полностью находились под греческим влиянием.

Большинство других историков утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, свою систему ценностей и государство. Это очень отличало Древний Рим от Древней Греции [9].

Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской.Апеннинский полуостров расположен к западу от Греции. Его форма похожа на сапог. Остров Сицилия – это носок сапога. Этот полуостров называют Италией, т. е. «страна телят».

На севере Апеннинский полуостров отделяется от Европы высокими Альпийскими горами. На Апеннинском полуострове расположен невысокий горный хребет Апеннины. Тёплый климат, обилие пастбищ и плодородных земель, пригодных для хлебопашества, виноградарства и садоводства создавали благоприятные условия для жизни людей. В первом тысячелетии до н.э. Италию населяло много народностей.

Город Рим был построен на берегу реки Тибр. По преданию он был основан 21 апреля 753 г. до н.э. на холме Палатин. Город расположен на семи холмах, главными из которых были Палатин, Авентин и Капитолий. Капитолий был очень хорошо укреплён. Именно здесь римляне построили крепость и храмы, посвящённые их главному богу Юпитеру и его супруге Юноне. Главной площадью Рима был Форум [32].

Древнейший период истории Рима получил название царского
(VIII – VI вв. до н.э.). По легенде Римом правили семь царей. Первым царём был Ромул (основатель Рима), а последним – Тарквиний Гордый, жестокий тиран, который нарушал все римские законы.

Царь в древнем Риме являлся военачальником, верховным судьёй и высшим жрецом. Он приходил к народу в плаще пурпурного (тёмно-красного или ярко-красного) цвета, в его руках был жезл – трость, которая служила символом власти и была сделана из слоновой кости. Жезл украшала золотая фигурка орла. Его сопровождали 12ликторов (стражников). Они несли связки прутьев с воткнутыми в них топорами. Эти связки назывались фасции. Они были символами царя, которые означали – казнить и наказывать. Царь должен был советоваться с сенатом (совет старейшин), в котором было семь самых знатных и богатых граждан.

Самые важные вопросы решались на народных собраниях. Постановление народного собрания имело силу закона. Власть царя не была наследственной. Его избирал римский народ.

Римская гражданская община называлась цивитас. Она возникла в царский период истории Рима и была похожа на греческий полис. Полноправным членом общины (гражданином) был тот, кто имел в собственности земельный участок. Гражданин имел право участвовать в народных собраниях, но, кроме этого, он обязан был служить в войске. Поэтому каждый член общины был свободным, но одновременно имел права и обязанности.

Римское гражданство передавалось по наследству, а римские граждане делились на сословия. Первыми римскими сословиями были патриции («имеющие отцов») и плебеи («наполняющие город» или «простой народ»). Только патриции заседали в сенате и участвовали в народном собрании, избирали царя. Они не считались с плебеями и всю захваченную в войнах землю забирали себе. Плебеи тоже были римлянами, но не полноправными. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, но обязаны были служить в войске [27].

В 509 г. до н.э. Рим стал независимой республикой. Царь был свергнут. Теперь вместо царя ежегодно избирали двух консулов, которыми могли быть только патриции. Консулы обладали одинаковой властью, они командовали войском по очереди. Но если угрожала опасность, тогда консулы назначали диктатора, которому переходила вся власть, как царю, но только на 6 месяцев [9].

Конфликты в римском обществе между патрициями и плебеями усиливались. Жизнь патрициев после свержения царя стала лучше, а плебеев – намного хуже. Раньше царь иногда защищал плебеев. Теперь их никто не защищал, и у них не было привилегий. Многие плебеи – крестьяне и ремесленники – разорялись и становились рабами. Были и богатые плебеи, которые хотели занимать должности и принимать участие в управлении государством. Но для этого нужны были равные права с патрициями.

В 494 г. до н.э. плебеи отказались выступить в военный поход и вооруженные ушли из Рима. Это заставило патрициев уступить плебеям. Плебеям разрешили выбирать своих должностных лиц – народных трибунов, которые стали их защитниками. Личность трибуна считалась неприкасаемой, его убийство являлось злостным преступлением. Трибун мог отменить любое распоряжение консула или другого должностного лица, кроме диктатора.

Появление первых письменных законов в Риме было очень важным достижением. В 449 г до н.э. законы были записаны на таблицах из меди. Их было 12. Таблицы были выставлены на Форуме, чтобы все могли их прочитать. Теперь патриции должны были подчиняться закону. Так закончился произвол патрициев. Однако только в III в. до н.э. права плебеев и патрициев стали равными, и в Риме сложилась гражданская община.

 

Этруски

До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. До сих пор учёные не разгадали тайну их происхождения. Предполагают, что они пришли из Малой Азии в начале I тысячелетия до н.э. Они пользовались греческим алфавитом, но их язык до конца не расшифрован.

Этруски были прекрасными земледельцами и опытными мореплавателями. Они торговали с Египтом, Финикией, Грецией. Этруски владели искусством обработки железа, бронзы и драгоценных металлов. Они построили много городов, окружённых мощными стенами и башнями. Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооружённых отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами они отмечали специальными торжествами – триумфами [9, 17].

 

Легенда об основании Рима

Царь из города Энея, которого звали Нумитор, мудро правил городом. Его младший брат Амулий был злой и завистливый. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию заставил стать весталкой (жрицей богини огня и домашнего очага Весты). ей запрещалось, как и другим весталкам, вступать в брак и иметь детей в течение 30 лет. За нарушение этого обета жрицу казнили, закапывая живую в землю.

Но бог войны Марс полюбил прекрасную Рею Сильвию. У них родились близнецы Ромул и Рем. По приказу Амулия близнецов положили в корзинку и бросили в реку Тибр, а их мать заточили в темницу. Воды реки вынесли корзинку на берег, где их вскормила своим молоком волчица. Потом их нашёл пастух и воспитал в своей семье. Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, то решили отомстить. Они убили Амулия и вернули своему деду Нумитору власть. Затем братья решили построить свой город. Но Ромул поссорился с братом и убил его. Он стал первым римским царём.

Римский сенат и римская армия

В 494 г. до н.э. хотя плебеи победили, но Рим не стал демократическим государством. Теперь все должности занимали только аристократы, которыми были патриции и богатые плебеи.

Число сенаторов увеличилось от 100 человек до 300. Они стали заседать в сенате пожизненно. Сенаторы носили белую тогу (это верхняя одежда у древних римлян) с пурпурной полосой. Они распределяли денежные средства государства, следили за состоянием армии, вели дела с другими государствами.

Римляне создали самую лучшую во всём Древнем мире армию. Главную её силу составляла пехота, которая была поделена на легионы – боевые подразделения, в каждом было по 4 тысячи воинов. Невыполнение приказа, измена и трусость карались немедленно. Если часовой заснул на посту, то его забивали камнями. Если воин бежал с поля боя, казнили каждого десятого, а смелых и отважных воинов щедро награждали. Высшей наградой был дубовый венок [17].

 

Римская держава: от республики к империи

 

Рим вёл непрерывные войны, захватывал новые земли и постепенно превратился в огромную державу, которая включала много провинций.
В IV в. до н.э. римляне завладели всей Средней Италией. Итальянские племена были завоёваны Римом. Они должны были платить Риму военный налог и формировать военные отряды для римского войска.

На территории всей Италии стали появляться римские колонии. Так Рим решал две основные задачи: 1) неимущие (бедные) римляне получали землю; 2) местное население не выступало против власти Рима.

Между Римом и городом Карфагеном шли Пунические войны (с середины III в. до н.э., с перерывами – вплоть до середины II в. до н.э.). Римляне именовали карфагенян пунами. В 146 г. до н.э. Рим покорил всё западное побережье Средиземного моря, захватил и сжёг Карфаген. Эта победа сделала Рим богатым. Покорённые народы платили огромные контрибуции, а на невольничьи рынки стал поступать поток рабов [9, 17].

Расцвет торговли и захват новых территорий способствовали развитию товарно-денежных отношений и резкому увеличению числа рабов в Римской империи. Во II–I вв. до н.э. мелкие хозяйства римских крестьян стали погибать. В более крупных хозяйствах стали использовать труд рабов, а продукцию частично продавать на рынке.

Новые хозяйства назывались виллами. Вилла – это богатый загородный дом и земельное владение, которое имел состоятельный римлянин. Такое хозяйство было комплексным, оно включало: виноградники, оливковые рощи, пастбища для скота и поля с зерновыми культурами. Много людей обслуживало такую виллу, но в основном там работали рабы [22]. Мелкие и средние крестьяне были разорены или у них силой забирали землю. Рабы стали рабочей силой, везде использовался рабский труд. Труд свободных крестьян был вытеснен (его не стало).

Раб был собственностью своего владельца (рабовладельца). Его можно было продать как вещь, жестоко наказать и даже убить. Римляне называли рабов «говорящими орудиями» (быки были «орудиями мычащими», а плуги – «молчащими орудиями»). Рынки рабов были везде. Например, в Риме был главный рынок рабов, который находился на Бычьем форуме. Здесь один день продавали скот, а на другой день – рабов. Самый большой центр работорговли находился на острове Делос. Там в день продавали около 10 тысяч рабов.

Рабы делились на три группы: 1) государственные рабы (онибыли собственностью государства); 2) городские и 3) сельские рабы (их хозяевами были частные владельцы). Если городскому рабу удалось накопить солидную денежную сумму, то он мог выкупиться из рабства. Таких рабов называли вольноотпущенниками. Среди рабов выделялись гладиаторы – бойцы, которые участвовали в сражениях-представле­ниях. Бои гладиаторов проходили во время праздников на аренах амфитеатров (цирков) [11].

Приближался социально-экономический и политический кризис. Его причины заключались в том, что Рим вёл многочисленные войны, крестьянские хозяйства разорялись, аристократы стремились увеличить размеры своих земельных владений и использовали труд рабов, много граждан становились бедными или нищими. Необходимо было изменить положение, особенно крестьян. Это решили сделать Тиберий Гракх и его брат Гай Гракх.

В 133 г. до н.э. Тиберий Гракх был избран народным трибуном. Он создал проект реформы земельной собственности. Римлянам не разрешалось иметь «общественной земли» больше, чем 250 гектаров. Но у аристократов земли было намного больше. Была создана специальная комиссия, которая отбирала излишки земли у знати и раздавала бедным. Эта реформа вызвала сильное сопротивление у членов сената. В результате между сторонниками и противниками Тиберия Гракха произошло вооружённое столкновение, в котором он был убит.

После его гибели передел «общественной земли» прекратился. Через 9 лет в 123 г. до н.э. Гай Гракх стал народным трибуном. Комиссия вновь начала работать и успела наделить землёй 50-75 тысяч семей. Но Гай Гракх потерпел поражение. Опять произошло вооружённое столкновение. В нём погибло около 3 тысяч человек, а Гай Гракх приказал своему рабу убить себя [32].

Постоянные политические волнения продолжались в 60-е–70-е годы.
В эти неспокойные годы родилась новая форма правления – единоличная власть диктатора или императора.

Первым диктатором был полководец Корнелий Сулла, вторым – Гай Юлий Цезарь. Сулле и Цезарю помогала армия, потому что войско было самой надёжной силой. Армию использовали и для усмирения народа, и для прекращения внутренних политических споров. Однако диктатура Суллы и Цезаря была недолго. Затем начался период (16 лет) имперской эпохи.

Первым пожизненным императором Рима был Октавиан Август
(30–14 гг. до н.э.), родственник Цезаря. Его единоличная власть началась 13 января 27 г. до н.э. Это был самый яркий политический деятель Рима. Он получил титулы Августа (священный, возвеличенный) и «сына неба», как это было в восточных деспотиях [9]. Он получил всю власть: распоряжался казной, вёл переговоры с другими государствами, решал вопросы войны и мира, выдвигал кандидатов на высокие государственные должности.

Октавина Август был главнокомандующим всех военных сил государства. Он создал особую дворцовую гвардию – преторианские когорты, которые должны были охранять Августа. Также Август имел огромные полномочия и называл себя принцепсом (первое лицо в списке сенаторов). Он уважал и традиции республиканского строя в Риме [32].

Октавин Август пытался урегулировать отношения между различными сословиями. Сенаторы оставались привилегированным слоем общества. Октавин привлекал к себе торгово-денежную знать, всадников и назначал их на высокие должности. Народные собрания сохранились, но утратили прежнее положение. Неимущие граждане Рима ежемесячно бесплатно получали зерно. Император уважал интересы общества, поэтому ввёл закон, который ограничивал роскошь. Он был примером гуманного обращения с рабами [27].

Именно в этот период Римская цивилизация переживала небывалый подъём, потому что в обществе была достигнута определённая стабильность, необычайно высокого расцвета достигла римская литература, появилось много талантливых поэтов (Овидий, Вергилий, Гораций, Тибулл). Сам император был покровителем искусства и науки. При нём в Риме был проложен акведук (водопровод), начато строительство храмов, которые украшали город. Время правления Августа поэт Вергилий в поэме «Энеида» назвал «золотым веком».

Созданный Августом государственный строй просуществовал около 300 лет. За это время сменились десятки императоров, которые укрепляли деспотизм, произвол и тиранию.

Наиболее жестоким, наглым и лицемерным был император Нерон (54 – 68 гг. н.э.). Он стал императором в 16 лет. Одним из его наставников был знаменитый писатель Сенека. В 59 г. он приказал убить сначала свою мать, потому что поверил, что она покушалась на его жизнь; потом жену, потому что её любил простой народ; затем своего сына Клавдия Британника и некоторых своих советников за государственную измену, а свою старую тётку он убил, чтобы завладеть её имуществом. Однако римский сенат не осудил его злодеяния, а приветствовал, как героя.

Но не все императоры были похожи на Нерона. Например, император Марк УльпийТроян (98–117 г. н.э.), который прекратил политические убийства и запретил доносы. При нём Римская империя достигла наивысшего могущества. Сенат наградил Трояна званием наилучшего императора, а его правление римляне называли «золотым веком» [27].

Очень тяжёлым оказался III в., потому что в это время ослабла центральная власть. Народы, которые были покорены, часто поднимали восстания и мятежи в провинциях. Трудно было удержать власть над ними. Рабы не были заинтересованы трудиться, поэтому их труд был экономически не выгодным. Рабам стали выделять участок земли для ведения хозяйства. Таких рабов называли «рабы с хижинами». С них брали оброк.

Одновременно богатые римляне отдавали небольшие участки земли крестьянам в аренду. Их называли крестьяне-арендаторы, с которых тоже брали оброк. Крестьяне-арендаторы и «рабы с хижинами» сближались по своему положению и их стали называть колонами [22]. Крупные землевладельцы – магнаты – имели много колонов. Они окружали свои поместья крепостными стенами с башнями и содержали военные отряды.

В городах сохранялся старый порядок. Римские власти закабаляли городское население. Городские жители не могли уехать из города и платили большие налоги. В государстве ужесточались законы. Поэтому, когда на империю напали варвары, то многие перебегали на их сторону.

В 395 г. римская империя окончательно разделилась на две части – Западную Римскую империю (существовала до конце V в.) и Восточную Римскую империю, или Византию (существовала до середины XVв.).

В империи происходили глубокие социально-экономические и политические изменения. Появилась новая религия – христианство, которое сменило язычество и принесло новые идеалы. Рабовладения заменил феодализм.

Гладиаторы

Гладиаторы – этопленники, преступники, рабы, а иногда – вольнонаёмные воины, которые сражались для развлечения зрителей. Гладиаторские бои были любимым зрелищем в Древнем Риме. Сначала их проводили в цирках, а затем в каменных зданиях, которые называли амфитеатры.

Такие бои часто устраивали знаменитые римляне. Например, в честь победы в военном сражении. Император Троян устраивал гладиаторские бои, которые продолжались 117 дней. В них приняли участие около 10 тысяч гладиаторов.

Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов, но побеждённый или раненый гладиатор мог попросить пощады. Крики зрителей решали его судьбу. Удачливые гладиаторы


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.