Сущность и этапы историографической революции (последняя треть ХХ - XXI вв.) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Сущность и этапы историографической революции (последняя треть ХХ - XXI вв.)

2018-01-30 820
Сущность и этапы историографической революции (последняя треть ХХ - XXI вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сущность и этапы историографической революции (последняя треть ХХ - XXI вв.)

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - 1) перемены, происходящие в научном арсенале исторической науки; 2) революция в методологическом сознании, порождающая состояние неопределенности в исторической науке (3). Представления о революциях в исторической науке стали складываться в 60-х годах XX века под влиянием концепции Т. Куна о «структуре научных революций». Под этими революциями он понимал эпистемологическую смену парадигм как способов постановки и решения научных проблем (1). Рассматривая различные этапы историографической революции во второй половине XX века, Б. Г. Могильницкий обращает внимание на то, что первоначально ее доминантой была сциентизация истории, связанная с широкими историко-социологическими построениями и направленная на преодоление радиографических познавательных стратегий. Затем И. р. продолжалась уже под флагом борьбы с «односторонним сциентизмом» в русле постмодернистской версии исторического познания, ознаменованной «поворотом к субъективности» и «открытием» микроистории как ведущего жанра исторического исследования. В настоящее время развертывается третий этап историографической революции, своеобразие которого заключается в критике постмодернизма; отсутствии устойчивых методологических доминант и вытекающем отсюда усилении неопределенности историографической ситуации; стремлении к целостному осмыслению истории в единстве ее объективных и субъективных начал на путях методологического синтеза (3). Уточняя содержание текущего этапа историографической революции, Л. П. Репина обращает, во-первых, внимание на то, что важным качественным сдвигом в историографии явился «культурный поворот», связанный с изучением культурно-исторической специфики того или иного времени, в контексте которой формируются коллективные представления о прошлом (4). Во-вторых, она подчеркивает, что многие историки-профессионалы сегодня пересматривают свою научно-исследовательскую практику с учетом «лингвистического поворота», отвергая при этом его экстремальные постулаты. В-третьих, считает она, в настоящее время становится все более очевидным, что сохранение за ремеслом историка достойного общественного статуса невозможно без осмысления всех последствий различных методологических поворотов в исторической науке, создания новых теоретических моделей и восстановления синтезирующего потенциала исторического знания на новом уровне (5).

Историографическая революция - это кардинальное изменение эпистемологических представлений о предмете исторической науки, стиле исторического мышления, когнитивной стратегии научного исторического познания и роли в нем историка-исследователя.

Поэтому характерными чертами этой историографической революции являются: 1) конструктивный реализм как основа нового методологического сознания; 2) мультипарадигмальность как императив научного исторического познания, 3) переход в историческом познании от методологического монизма к методологическому плюрализму, 4) методологические повороты в научном историческом познании, 5) стремление к холизму в историческом познании и синтезу фрагментарного исторического знания, 6) преодоление дисциплинарной ограниченности в изучении исторической реальности и переход к кросс-дисциплинарным научным исследованиям.

 

Поиск методологического синтеза в современных исторических исследованиях

Результат методологического синтеза показал, что в историческом исследовании соединяются «дух» исторического процесса, «дух» источника и «дух» историка. «Дух» является содержанием исследования, а формой становится система установленных фактов.

Проблема исторического синтеза лишь внешне завязана на вопрос согласования различных дисциплинарных методов, а, по сути, имеет более глубокие методологические основания.

 

Интеллектуальная история

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ - предметное поле актуального исторического знания, предмет исследования интеллектуальной истории - все виды творческой деятельности человека (включая ее условия, формы и результаты) в общем интеллектуальном пространстве и долгосрочной исторической ретроспективе. Долгое время (начиная с XIX века) понятие «интеллектуальная история» было связано главным образом с историей философии. В первой половине XX века утверждается представление, что интеллектуальная история изучает разные формы мысли («методическую» мысль - философскую и научную; а также «неметодическую» мысль - литература, поэзия, искусство и др.) в их историческом измерении (F. L. Baumer). В 60-70-е годы XX века интеллектуальная история оказалась на обочине историографии. Ее критиковали за сосредоточенность на «высоких» теориях и доктринах, за игнорирование социального контекста идей и социальных функций науки, за «буржуазную элитарность», исключительный интерес к великим мыслителям и каноническим традициям, за отсутствие внимания к локальным традициям и народной культуре. На рубеже 80-90-х годах XX века под влиянием истории ментальностей и социальной истории идей произошло обновление интеллектуальной истории, опиравшееся на критический анализ господствовавшей в западноевропейской и американской историографиях социальной истории. Основной отличительной чертой интеллектуальной истории был признан широкий контекстуализм, связь изучаемых ею идей с культурным и социальным контекстами (взаимосвязь «внутреннего» и «внешнего» - L. Kramer), в которых они рождались, развивались, транслировались, видоизменялись или прерывались.

В настоящее время принципиальным признается учет взаимодействия между движением идей и их исторической средой - теми социальными, политическими, религиозными, культурными контекстами, в которых идеи рождаются, распространяются, развиваются.

Неотъемлемой территорией интеллектуальной истории стали история знания, история науки и так называемая «дисциплинарная история» (Л. П. Репина). В 1994 г. было создано Международное общество интеллектуальной истории (ISIH), издаются журналы: «Modern Intellectual History» (с 2004 года) и «Intellectual History Review» (с 2007 г.). Российское общество интеллектуальной истории (РОИИ) было создано в ноябре 2001 года и стало общественным объединением, содействующим развитию научных исследований по проблемам интеллектуальной истории.

 

Сущность и этапы историографической революции (последняя треть ХХ - XXI вв.)

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - 1) перемены, происходящие в научном арсенале исторической науки; 2) революция в методологическом сознании, порождающая состояние неопределенности в исторической науке (3). Представления о революциях в исторической науке стали складываться в 60-х годах XX века под влиянием концепции Т. Куна о «структуре научных революций». Под этими революциями он понимал эпистемологическую смену парадигм как способов постановки и решения научных проблем (1). Рассматривая различные этапы историографической революции во второй половине XX века, Б. Г. Могильницкий обращает внимание на то, что первоначально ее доминантой была сциентизация истории, связанная с широкими историко-социологическими построениями и направленная на преодоление радиографических познавательных стратегий. Затем И. р. продолжалась уже под флагом борьбы с «односторонним сциентизмом» в русле постмодернистской версии исторического познания, ознаменованной «поворотом к субъективности» и «открытием» микроистории как ведущего жанра исторического исследования. В настоящее время развертывается третий этап историографической революции, своеобразие которого заключается в критике постмодернизма; отсутствии устойчивых методологических доминант и вытекающем отсюда усилении неопределенности историографической ситуации; стремлении к целостному осмыслению истории в единстве ее объективных и субъективных начал на путях методологического синтеза (3). Уточняя содержание текущего этапа историографической революции, Л. П. Репина обращает, во-первых, внимание на то, что важным качественным сдвигом в историографии явился «культурный поворот», связанный с изучением культурно-исторической специфики того или иного времени, в контексте которой формируются коллективные представления о прошлом (4). Во-вторых, она подчеркивает, что многие историки-профессионалы сегодня пересматривают свою научно-исследовательскую практику с учетом «лингвистического поворота», отвергая при этом его экстремальные постулаты. В-третьих, считает она, в настоящее время становится все более очевидным, что сохранение за ремеслом историка достойного общественного статуса невозможно без осмысления всех последствий различных методологических поворотов в исторической науке, создания новых теоретических моделей и восстановления синтезирующего потенциала исторического знания на новом уровне (5).

Историографическая революция - это кардинальное изменение эпистемологических представлений о предмете исторической науки, стиле исторического мышления, когнитивной стратегии научного исторического познания и роли в нем историка-исследователя.

Поэтому характерными чертами этой историографической революции являются: 1) конструктивный реализм как основа нового методологического сознания; 2) мультипарадигмальность как императив научного исторического познания, 3) переход в историческом познании от методологического монизма к методологическому плюрализму, 4) методологические повороты в научном историческом познании, 5) стремление к холизму в историческом познании и синтезу фрагментарного исторического знания, 6) преодоление дисциплинарной ограниченности в изучении исторической реальности и переход к кросс-дисциплинарным научным исследованиям.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.