Организация читательской деятельности учащихся как комплексная проблема школы и библиотеки — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация читательской деятельности учащихся как комплексная проблема школы и библиотеки

2018-01-28 481
Организация читательской деятельности учащихся как комплексная проблема школы и библиотеки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Снижение интереса к чтению, снижение уровня навыка чтения, «системный кризис читательской культуры» – эти факты характеризуют современную ситуацию и в мире и в России. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» признается, что «цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности в значительной степени сужены до технических навыков работы с текстом»

Современные ФГОС среди предметных результатов изучения предмета «Литература» обозначают «осознание значимости чтения и изучения литературы, «формирование потребности в систематическом чтении»; «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом» [17]. Традиционно в методике литературы под читательской деятельностью понимается процесс восприятия произведения.

Н.Н. Светловская, автор целостной теории воспитания «правильной читательской деятельности» [9], разработала технологию индивидуальных занятий. Онаотмечает, что читательская деятельность изучалась в 3-х аспектах: 1) воспроизведения чтения, 2) восприятия произведения читателем, 3) осмысления читателем значения книг в его жизни. Ею было доказано, что общение ребенка с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить. [8, с.12-13]. Тип правильной читательской деятельности включает три компонента: 1) осознание читателем мотива или цели обращения к книгам; 2) знание мира книг; 3) умение на предельно возможном уровне воспринять содержание читаемой книги [9].

Е.С.Романичева отводит главную роль в воспитании читателя-школьника понимающему чтению, имея в виду, что чтение – это не простое переживание воображаемого, а понимающее, толкующее [7]. Умение читать, по данной концепции (методика Л.Ю. Фуксона), связано с умением найти и разгадать загадку текста. Приблизиться к авторской позиции, выстроить диалог с текстом поможет обнаружение самой загадки. Способность к анализу и интерпретации формируется во взаимосвязи эмоционального и содержательного восприятия текста. Автор предлагает технологию «встречного движения» для организации уроков внеклассного чтения. [7, 21]. Чтение художественного текста оказывает влияние на формирование эмпатии у ребенка-читателя, именно способность к сопереживанию герою обогащает ребенка духовно, развивает, учит доверию к миру. [10]

Л.И. Коновалова выстраивает процесс чтения и изучения художественного произведения школьниками на уроках литературы через технологию актуализации читательского восприятия и воображения [3], называя читательское воображение основой творческой технологии. Ею определены способы, актуализации читательского воображения: ассоциирование, метафоризация, художественная интуиция, творческие аналогии, созерцание. Стимулировать читательское воображение учащегося поможет учебный материал, направленный на развитие самостоятельности мышления, самостоятельность при выборе способов изучения текста, разнообразие видов деятельности (как эмоционально-образных, так и интеллектуально-логических), установка на самообразование, саморазвитие и самовыражение.

В педагогике одним из важнейших направлений исследований является «определение и формирование культуры чтения личности, или сегодня шире – информационной культуры» [4, с. 12]. Ю.П. Мелентьева говорит о важности «понимания чтения не только как «деятельности, в основе которой лежит распознавание текста», но и как индивидуальной творческой деятельности, имеющей также и определенную социальную подоплеку, поскольку чтение, как правило, не самоцель, а средство достижения какой-либо социально обусловленной цели [4, с. 11].

Анализируя основные модификации чтения: сакральное, ученое, учебное, профессиональное, развлекательное, семейное, экзистенциальное, ученый говорит о том, что распространенность той или иной модификации часто зависит от исторических условий развития страны, региона. Структура чтения конкретной личности также многогранна – каждая модификация реализует какую-либо функцию чтения, занимая свое место в развитии читательской деятельности человека. Ю.П. Мелентьева считает, что не может быть названо полноценным чтение, включающее только одну модификацию. Выбор или преобладание какой-либо модификации зависит от того, какую необходимую на данный момент функцию чтения реализует читатель. Таким образом, очевидно, «чем сложнее структура чтения, тем большую ценность для развития личности оно (чтение) имеет» [5, с. 61].

В исследовании «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования» Т.Г. Галактионова представляет чтение как «сложную открытую систему, основными компонентами которой выступают: текст, читатель и социум; системообразующим компонентом этой системы является читательская потребность» [1], считая важным процессом включения личности в культуру чтения «приобщение к чтению». Развитие ориентации на чтение Т.Г. Галактионова рассматривает как целенаправленную педагогическую деятельность. Сегодня «традиционная читательская культура дополняется новой моделью чтения, более динамичной и прагматичной в своем проявлении» [1]. Учитывая изменения в современном обществе: использование новых технологий, применение компетентностного подхода в обучении, ориентацию на непрерывность и открытость образования – чтение должно играть новую роль в жизни современного школьника, с точки зрения новой категории - «открытого чтения», формы взаимодействия человека и социума.

Всероссийский образовательный проект «Успешное чтение» реализует основные идеи развития чтения в открытом образовании.

Читатель, приступая к чтению, должен выстроить план, понять направление своей деятельности, считает Н.Н. Сметанникова. Автор стратегиального подхода к формированию культуры чтения также настаивает на том, что «обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса» [11,с.67]. Проект «Русской Ассоциации Чтения», которую возглавляет Н.Н. Сметанникова, «Школа, где процветает грамотность» на практике реализует построение процессов обучения, воспитания и образования вокруг чтения и книги.

В 2011 году в школах введена должность педагога-библиотекаря, статус педагога позволяет школьному библиотекарю вести занятия наряду с другими учителями, формировать читательский интерес учащихся. И.И. Тихомирова и А.В. Соколов рассматривают проблему активизации читательской деятельности школьников с точки зрения библиотечной педагогики. Анализируя современное состояние чтения, А.В. Соколов указывает на утрату его былого значения: сведения с одной стороны к информации, с другой – к развлечению. Говоря о том, что профессия библиотекаря не исчерпывается информационными аспектами, ученый утверждает, что в нашей стране нужен не homoinformaticus с информационным мировоззрением, a homohumanus с гуманистическим мировоззрением. Возвращение к духовному и интеллектуальному значению чтения в жизни общества зависит от способности библиотекаря сочетать гуманизацию с информатизацией [13].

Со своей стороны, И.И. Тихомирова утверждает, что ценность чтения относительна и зависит от того, что вкладывается в понятие чтения: потребление информации, функциональная грамотность или духовная составляющая жизни. Переменчивость ценности чтения также зависит от качества читаемой литературы и уровня восприятия читателя: «чем выше уровень читаемого произведения, с одной стороны, и активность восприятия – с другой, тем выше и значение чтения» [15, с. 26].Говоря о ценности чтения, автор подчеркивает важность творческого чтения и выделяет его черты: 1) чуткость к слову, его многозначности, свежесть и непосредственность восприятия; 2) яркость воображения, создание собственных образов и представлений, способность дополнять написанное материалом из запаса полученных ранее жизненных впечатлений; 3) способность эмоционально включаться в события, изображенные в книге, откликаться на мысли и чувства персонажей своими собственными мыслями и чувствами; 4) возникновение аналогий и ассоциаций в ходе чтения, позволяющее сравнивать, вспоминать, устанавливать связи читаемого произведения с имеющимся опытом и реальной жизнью; 5) работа самосознания: сравнение себя с персонажами, поиск общих и различных черт; формирование мировоззрения, рождение гражданской позиции; 6) умение по немногим деталям воссоздавать целое, а целое – видеть в деталях; 7) интерес к судьбе автора и мысленное общение с ним в ходе чтения [14, с. 48-49].

И.И. Тихомирова замечает современную тенденцию: сближение позиций и методических решений учителей и библиотекарей [16]. Так как есть необходимость связывать литературу с реальным опытом школьников, соотносить между собой жизненные вопросы и читаемые книги, учителя стали отходить от традиционных методических канонов и сближать свои методы работы с библиотечными (организация книжных выставок, обсуждения книг, использование театрализации, проведение конкурсов). С другой стороны, библиотечная работа со школьниками стала менее разрозненной, одномоментной, «она стала переходить на программное обеспечение, с четкой постановкой целей и задач, с включением элементов исследования» [16, с. 79]. И.И. Тихоморова считает, что опыт лучших библиотек и школ показывает встречное движение свободного и обязательного чтения школьников, таким образом, «обязательное чтение детей при умелой поддержке взрослых превращается в свободное чтение, способное увлечь подростков и зажечь любовью к подлинному искусству» [16, с. 79].

Изучив современные направления работы по активизации читательской деятельности школьников, выделим возможные способы решения проблемы воспитания читателя-школьника в школьной и внешкольной деятельности:

- культивирование роли семейного чтения, т.к. оно закладывает привычку к чтению и является залогом дальнейшего читательского развития личности;

- введение специального урока чтения и культуры учения, где учащиеся средней и старшей школы будут обучаться стратегиям чтения;

- подготовка педагогов-библиотекарей, обучающих информационной и общей культуре;

- выбор педагогической технологии творческого развития способствующей актуализации читательского восприятия и воображения.

- формирование и активизация читательского интереса школьников первоочередная задача учителей-словесников, библиотекарей и семьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-chtenie-shkolnikov-kak-sotsialno-pedagogicheskiy-fenomen-otkrytogo-obrazovaniya

2. Коновалова Л.И. Технологии ценностно-смыслового изучения творчества Ф. Абрамова на уроках литературы в школе: учеб.-метод. пособие. СПб: ЛОИРО, 2015.

3. Коновалова Л.И. Технология творческого развития обучающихся в процессе изучения литературы в школе. – Образование: ресурсы развития. 2013. № 1. С. 58-65.

4. Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения: постановка проблемы // Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России): сборник статей. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. С. 7-16.

5. Мелентьева Ю.П. Основные модификации чтения: особенности формирования и бытования // Библиотековедение. 2013. №5. С. 54-62.

6. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122

7. Романичева Е.С. «Встречное движение «как новая технология приобщения школьников к чтению // Литература в школе. 2013. №3. С. 19-22.

8. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11-18.

9. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской деятельности. М.: NB Магистр, 1993.

10. Свирина Н.М. Свободное чтение с детьми. СПб: НПК Омега, 2012.

11. Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ / СоставительВ. Я.Аскарова. М.:МЦБС, 2007. С. 65-74.

12. Сметанникова Н.Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая. [Электронный ресурс] // Недетские проблемы детского чтения: сборник статей. Режим доступа: http://www.ekimovka-x.ru/files/sociolog/chudinova_nedetskiye_ problem.pdf

13. Соколов А.В. Педагог-библиотекарь и библиотечная педагогика // Школьная библиотека. 2013. - №9-10. С. 39-45.

14. Тихомирова И.И. О творческом чтении, или Как воспитать талантливого читателя //Школьная библиотека. 2008. N 8-9. С. 44-51.

15. Тихомирова И.И. Право не читать: что из этого следует // Школьная библиотека. -2006. N 5. С. 23-27.

16. Тихомирова И.И. Свободное и обязательное чтение в XXI веке: конфликт и/или диалог? // Школьная библиотека. 2006. N 7. С.. 75-79.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.liceum4.ru/fgos/fgos-2-pokoleniya-osnovnogo-obschego-obrazovaniya.html

СЕКЦИЯ № 3


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.