Вопрос 40. Методика проведения практикума, практического занятия по социологии. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос 40. Методика проведения практикума, практического занятия по социологии.

2018-01-14 277
Вопрос 40. Методика проведения практикума, практического занятия по социологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социологический практикум – это разновидность учебного задания, своеобразная задача, требующая для своего решения (выполнения) специального инструментария: первичных знаний, умений и навыков в области подготовки и проведения социологических исследований.

Информация об этом виде учебного задания прочитайте в книге Кравченко А.И. Основы социологии: учеб. пособ. для студентов средних спец. учеб. завед. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Логос. – 1998. – 384 с.

См. также: 1. Долгоруков, А. М. Практикум по общей социологии: учеб. пособ. для вузов / А. М. Долгоруков; Под ред. Н. И. Лапина. – М.: Высш.шк., 2006. – 296 с. Особенно: С. 6-14.

2. Практикум по социологии (инновационные методики): учебно-методическое пособие / отв. ред. Р. И. Руденко. – М.: ИМТ, 1992. – 351 с.
Особенно: С. 29-31.

Привести примеры по темам курса социологии или по теме, которую разрабатывали в виде лекции.

Практикум это учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Практикум включает основные теоретические положения, практические задания, вопросы по темам, тестовые задания. Системообразующие темы учебного курса — личность, культура, общество и др. — сопровождаются по­нятийно-терминологическими играми. В каждой главе выделены ключевые понятия и важнейшие термины, приведены структурно-логические схемы. Практикум полностью соответствует образовательному стандарту высшей школы по социологии.

Адресуется студентам, аспирантам и преподавателям высших учеб­ных заведений.

В последнее время в мире учебной литературы все отчетливее проявляется тенденция издавать не отдельные, разрозненные учебники для студентов высшей школы, а целые учебно-методические комплексы, в которые входят, как правило, три книги: 1) учебник (учебное пособие); 2) учебный практикум; 3) хрестоматия по данному предмету. Книга, которую Вы, читатель, держите в руках, представляет собой вторую часть именно такого комплекса. Первая его часть публикуется под названием «Общая социология», учебное пособие для студентов вузов. Вторая его часть - данный практикум, а третья - хрестоматия, которая будет опубликована до конца 2002 г. Все три названные книги объединяются одной общей идеей и преследуют единую цель - помочь студентам, прежде всего обучающимся обществоведческим и гуманитарным специальностям, глубже и полнее овладеть знаниями, умениями, навыками исследовательской деятельности в области одной из самых захватывающих наук - социологии.

По своему содержанию предлагаемый социологический практикум представляет собой сопровождение учебного пособия «Общая социология», но логически он построен по другой принципиальной схеме. В каждой главе дается краткое изложение соответствующей главы учебного пособия, затем особо выделяются ключевые понятия и важнейшие термины, употребляемые в данной главе. Это позволяет студентам сконцентрировать внимание на самом главном в изучаемой теме. После этого приводится обширный по содержанию, графическому исполнению и концептуальной насыщенности блок структурно-логических схем. Это делает изложение учебного материала более конкретным, зрительно воспринимаемым, лучше усваиваемым и запоминаемым. Напомним в связи с этим удивительно точное высказывание Ш. Берна: «схемы позволяют нам выходить за рамки полученной информации». Все главы сопровождаются практическими заданиями, выполнение которых позволяет обучаемым стать более уверенными в прочности приобретаемых знаний. Большинство глав сопровождается тестами, которые пробуждают любознательность студентов, ориентирует их на самостоятельность в овладении социологиче-

 

скими знаниями. Более того, они позволяют читателям как бы «примерить к себе» способы решения некоторых проблем. Насыщенность текста социологического практикума тщательно отобранными статистическими материалами, раскрывающими динамику наиболее важных сторон социума, ключевыми выдержками из классических социологических текстов, а также данными, полученными в результате проведенных автором и под его руководством социологических исследований, значительно обогащают палитру излагаемых концепций и их аргументацию.

Наиболее важные, стержневые и системообразующие темы учебного курса - личность, культура, общество и др. — сопровождаются понятийно-терминологическими играми, что позволяет участникам не только закреплять и углублять полученные знания, но и вырабатывать умение четко формулировать свои высказывания, оттачивать аргументацию в дискуссии с коллегами, основательнее задумываться над обсуждаемыми проблемами

Выделенные автором наиболее важные вопросы для самоконтроля знаний и списки литературы, сопровождающие каждую глав}, активизируют заинтересованность читателя в расширении диапазона изучаемых концепций, методов, способов социологического исследования, расширяют возможности более качественного выполнения курсовых работ и дипломных проектов по социологии.

Предлагаемый читателям социологический практикум адресуется студентам высших учебных заведений любого профиля, но наиболее полезным он окажется для студентов, аспирантов и преподавателей обществоведческих и гуманитарных специальностей.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.