История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2018-01-14 | 346 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Билет №1
Ошибки в образовании формы слова
Розовый сборник стр.124-141
· Склонение числительных.
При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово, при склонении количественных – все.
Ошибка | Норма |
Вдвухсот четырнадцатой комнате. | В двести четырнадцатой комнате. |
К двухстам двадцати страницам. | К двумстам двадцати страницам. |
· Запомни некоторые формы склонения количественных числительных:
Р.двух, четырёх, восьми, трёхсот, тысячи, сорока, девяноста, ста
Д.двум, четырём, восьми, трёмстам, тысяче, сорока, девяноста, ста
Т.двумя, четырьмя, восьмью (восемью), тремястами, тысячью,сорока, девяноста, ста
П.двух, четырёх, восьми, трёхстах, тысяче, сорока, девяноста, ста
И.-В. полтора (полторы), полтораста
Остальные – полутора, полутораста
Ошибка | Норма |
В полуторастах километрах | В полутораста километрах |
Собирательные числительные сочетаются с существительными мужского рода, прилагательными, перешедшими в существительные, со словами, обозначающими детёнышей животных, не имеющими форм ед.числа, «дети», «ребята», «люди», с личными местоимениями.
Ошибка | Норма |
Трое подруг | Три подруги, трое друзей |
Семеро медведей | Семь медведей, семеро медвежат |
· Запомни формы числительного ОБА:
Мужской и средний род – у обоих братьев, окон
Женский род – у обеих сестёр
ошибка | норма |
У обоих подруг | У обеих подруг |
По обеим берегам | По обоим берегам |
· Существительные в форме мн.числа.
Запомни окончания некоторых имён существительных:
Ы-И | А-Я |
Бухгалтеры, возрасты, гербы, дёсны, лекторы, торты, порты, шофёры, выговоры, инженеры, месяцы, векторы | Борта, доктора, купола, округа, отпуска, повара, векселя, катера, ордера, паспорта, сторожа |
Полное окончание | Нулевое окончание |
Абрикосов, апельсинов, мандаринов, баклажанов, томатов, помидоров, гектаров, граммов, килограммов, носков, таджиков, чеченцев, долей, платьев, консервов, яслей | Яблок, грузин, башкир, татар, турок, чулок, ботинок, сапог, валенок, солдат, партизан, басен, блюдец, вафель, дел, туфель, яблонь, мест, макарон, сумерек, потёмок |
|
Ошибка | Норма |
Полк гусаров | Полк гусар |
· Род имён существительных.
Запомни род некоторых существительных:
Мужской: атташе, конферансье, маэстро, импресарио, шимпанзе, кенгуру,какаду, пони, колибри, Сочи, Тбилиси, театр-студия, ГУМ, вуз, кофе, бланк, овощ, рельс, рояль, толь, тюль, шампунь.
Женский: иваси, цеце, кольраби, салями, авеню, Миссури, крем-краска, коленка, плацкарта, тапка, туфля, мозоль.
Средний: авто, алиби, бра, метро, меню, такси, шоссе, повидло, яблоко, Онтарио, МВД, кресло-кровать.
Ошибка | Норма |
Пенистая шампунь | Пенистый шампунь |
· Степени сравнения прилагательных и наречий.
Не смешивайте простую и составную формы степеней сравнения.
Степени сравнения имён прилагательных
Сравнительная степень Признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени. | Превосходная степень Признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени | ||
простая | Сложная | простая | сложная |
-ее- (-ей-) Красивый - красивее -е- Большой – больше -ше- Старый – старше Не изменяются | Н.ф. + частицы более, менее Громкий – более громкий Вкусный – менее вкусный Изменяются по родам, числам и падежам | -ейш- Спокойный – спокойнейший -айш- Мягкий- мягчайший Изменяются по родам, числам и падежам | Н.ф. + частицы самый, наиболее, наименее слабый – самый слабый Изменяются по родам, числам и падежам |
Ошибка | Норма |
Более (менее) выше | Более (менее) высокий (высоко), выше |
Самый высочайший | Самый высокий, высочайший |
|
· Глагольные формы.
Запомни типичные ошибки:
Ошибка | Норма |
Повелительное наклонение:положь, поклади, ехай, едь, пошли | Положи, клади, поезжай, поезжайте, пойдём |
Возвратные глаголы: стираться, полоскаться, играться | Стирать, полоскать, играть |
Бесприставочные глаголы прошедшего времени с суффиксом -ну-: мокнул, сохнул | Мок, сох |
Глаголы 3 л. ед.ч.: сыпет, чишет, щипет | Полощет, плещет, сыплет, чихает, щиплет |
Билет №2
Грамматические ошибки
· Нарушение в построении сложного предложения
Ошибка | Пример | Исправление |
Избыточность союзных средств | Он спросил, ЧТО ГДЕ его вещи. | ?Он спросил, где его вещи |
Смешение конструкций главного и придаточного предложений | Главное, о чём я хочу сказать, - это о путях выхода из кризиса. | ?Пути выхода из кризиса – это главное, о котором я хочу сказать |
Неправильное употребление предложений с союзным словом КОТОРЫЙ | Семинар был организован профессором Ивановым, который прошёл очень интересно. | Семинар, который прошёл очень интересно, был организован профессором Ивановым |
· Ошибка в построении предложения с причастным оборотом
Ошибка | Пример | Исправление |
Нарушение согласования причастия с определяемым словом | Мы гордимся футболистами, ПОБЕДИВШИХ английскую команду. | Мы гордимся футболистами, победившими английскую команду. |
Разрыв причастного оборота определяемым словом | Приготовленные оладьи мамой были вкусны. | Оладьи, приготовленные мамой, были вкусны |
Замена страдательных причастий действительными | Задание, ВЫПОЛНЯЮЩЕЕСЯ нами, не вызывает затруднений. | Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений. |
· Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Ошибка | Пример | Исправление |
Названия произведений, картин, фильмов, заключённые в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное сущ. – жанровое обозначение. | В кинофильме «Войне и мире» С.Бондарчук сыграл роль Пьера | В кинофильме «Война и мир» С.Бондарчук сыграл роль Пьера |
Если нарицательное существительное отсутствует, то изменяется имя собственное: | В «Война и мир» С.Бондарчук сыграл роль Пьера. | В«Войне и мире» С.Бондарчук сыграл роль Пьера |
|
· Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Ошибка | Пример | Исправление |
В предложениях, придаточная часть которых начинается с союзных слов КТО, НИКТО.КТО И НИКТО употребляются с глаголами ед.ч.: | Те, кто бывали в городе, не могли не любоваться морем. Те, кто бывал в городе, не мог не любоваться морем. | Те, кто бывал в городе, не могли не любоваться морем. |
Сказуемое должно быть во мн.ч., если оно выражено прилагательным или причастием | Целый ряд сцен в пьесе правдив и интересен. | Целый ряд сцен в пьесе правдивы и интересны. |
Сказуемое должно быть во мн.ч., если в подлежащем есть числительные 2,3,4 | Три книги лежит на столе. | Три книги лежат на столе. |
· Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Ошибка | Пример | Исправление |
Смешение форм времени и вида глаголов | Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у неё появился страх за него. | Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у неё появится страх за него. |
· Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Ошибка | Пример | Исправление |
Предлоги согласно, вопреки, благодаря, наперекор употребляются с Д. п. (не Р.п.) | согласно расписания, вопреки приказа | согласно расписанию, вопреки приказу |
Запомни ошибки | По приходу, по уходу, по отъезду, по окончанию, по возвращению, по выполнению | по приходе, по прибытии |
Предлог ПО может употребляться с местоимениями 1 и 2 л. в П.п. | Скучаю по вам, по нам | скучаю по нас, по вас. |
Пропуск предлога. | На воде, земле и воздухе – всюду мы защищены | На воде, земле и в воздухе – всюду мы защищены |
· Ошибка в построении предложения с однородными членами
Ошибка | Пример | Исправление |
Если однородные сказуемые имеют одно зависимое слово, надо проверить, могут ли они управлять им | Во время войны народ надеялся и верил в победу. | Во время войны народ верил в победу и надеялся на неё |
Нельзя изменять двойные союзы. | Хорошо ответили как юноши, а также девушки. | Хорошо ответили как юноши, так и девушки. |
Надо проверять место однородных членов при двойных союзах. | Я не только читаю газеты, но и журналы. | Я читаю не только газеты, но и журналы. |
Нарушение однородности понятий | Склон горы, по которому мы спускались и поросший густыми папоротниками, был очень крутым | Склон горы, по которому мы спускались, был очень крутым и поросшим густыми папоротниками |
|
· Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Ошибка | Пример | Исправление |
Дееприч.оборот не может быть употреблён, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное дееприч., относятся к разным лицам. | Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро. | Пользуя калькулятором, можно быстро производить расчёт |
Дееприч.оборот не может быть употреблён в безличном предложении | Гуляя вечером, мне не здоровилось. | Гуляя вечером, я почувствовал недомогание |
· Неправильное построение предложения с косвенной речью
Ошибка | Пример | Исправление |
Нельзя использовать в придаточной части местоимения 1 и 2 лица. | Студент сказал, что я ещё не готов. | Студент сказал, что он ещё не готов. |
Избыточность союзов | Его постоянно спрашивали, что будет ли он завершать начатую работу. | Его постоянно спрашивали, будет ли он завершать начатую работу. |
Билет №3
Корни с чередованием
Билет №4
Правописание приставок
1. Приставки с-, за-, на- над-, до-, по-, про-, под-, подо-, об-, обо-, от-, пере-, пред- пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.
Сбить, Сжать, Доставить, Обрубить, НАДстроить, Отдать.
2. Приставка пра- имеет значение родства: прабабушка, прадед, правнук, праязык.
3. Иноязычные приставки инфра-, ультра-, экстра-: инфракрасный, ультрафиолетовый, экстраординарный.
4. Приставки на з- и с- (раз-, без-, воз-, вз-, из-, низ-, чрез-) пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными, с буквой С перед глухими согласными (беЗбрежный – беСпомощный, воЗраст – воСстание, иЗжарить – иСчислить, ниЗвергать- ниСпровергать, чреЗмерный – череСчур, раЗбросать – раСпилить).
5. Приставки з- нет. С З начинается корень слов здесь, здание, здоровье, здравствуйте, ни зги.
Сравни: нездешний, несговорчивый, низкорослый, низложен.
6. В иноязычных приставках дез- (дес-), диз-(дис-), экз- (экс-) буква З пишется только перед гласными: деЗорганизация, диЗассоциация, диСгармония, экСкурс.
7. Запомни написание слов: расчёт, рассчитать, бессчётный, разевать, разинуть, разорить, рассказ, пересказ, ссора, рассориться.
8. В приставках раз- (рас-)– роз- (рос-) под ударением пишется О, без ударения – А.
рОзвальни – рАзвал, рОспись – рАсписка.
9. Написание приставок при- и пре- связано с пониманием различия их лексических значений.
Приставка ПРИ- обозначает:
1) присоединение, приближение, прибавление: пришить, приклеить, приехать;
|
2) близость (=около): пришкольный, приморский, Приамурье, пригород,
прискорбный факт (около скорби);
3) неполноту действия: присесть, пригорел, приоткрыть;
4) действие в своих интересах: припрятать, присвоить;
5) конец действия: придумать.
Приставка ПРЕ- обозначает:
1) высшую степень действия или качества (=очень): премудрый;
2) совпадает по значению с приставкой пере-: преградить, преобразить.
Запомни значения приставок: претворить идеи в жизнь, преступить закон, предать суду, огню, забвению, предать друзей, пребывать в тоске, в городе; непреходящие ценности, превентивные меры, предел мечтаний, презирать льстецов, непреложное правило, претерпевать лишения, предание = легенда, препираться = браниться, (право) преемник = последователь И притворить дверь, приступить к учению, придать храбрости, сил, бодрости; придать форму, вид; прибывать поездом, в город; приходящие больные, няни; привинтить к полу, придел храма, призреть сироту(дать приют), приложить усилия, притерпеться к лишениям, приданое невесты, припирать дверь палкой, (радио)приёмник.
Билет № 5
Билет № 6
Разделительные Ь и Ъ.
Пишется Ъ перед гласными Е,Ё,Ю,Я
1) после приставок на согласный (обЪединение);
2) после двух-, трёх-, четырёх- (двухЪярусный).
Запомни иноязычные приставки: ад-, ин-, кон-, контр-, суб-, транс-, пан-, фельд-:
АдЪютант, инЪекция, конЪюнктура, субЪект, трансЪевропейский, фельдЪегерь.
Различай: сверхъестественный – сверхаккуратный, трёхъярусный – семиярусный;
контрудар, сэкономить, отутюжить, подьячий; детясли, горювелирторг.
В остальных случаях пишется Ь перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И,О.
ПЬедестал, шифонЬер, курЬёз, вЬюнок, подЬячий, ружЬишко, булЬон.
Различай: нюанс, адъютант – арьергард; человечьим голосом, по заячьим следам.
Билет № 7
Билет №8
Ко II спряжению относятся
все глаголы на –ить, кроме брить, стелить, зыбиться, зиждиться;
4 глагола на –ать: держать, слышать, дышать, гнать;
7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть,
обидеть.
Все остальные глаголы относятся к Iспряжению.
Особо спрягаются глаголы есть и дать.
Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.
Билет №9
Различай
завешАнный (завешать) картинами – завешЕННый (завесить) шторами
пристрелЯнное ружьё (пристрелять) – пристрелЕННый волк (пристрелить)
Билет №10
Не с разными частями речи
Билет №11
Н и НН
1. Прилагательные, образованные от существительных
-Н- -НН- | Правила | Примеры | Исключения |
-Н- | в суффиксах: -ин- -ан- -ян- | лебедИНый кожАНый серебрЯНый | оловЯННый стеклЯННый деревЯННый |
-НН- | в суффиксах: -енн- -онн- | торжествЕННый лекциОННый | ветрЕНый (но:БЕЗветрЕННый) |
Образованы от существительных с основой на Н и с помощью суффикса -Н- | соННый былиННый | без суффикса: юный, свиной, пряный, багряный, румяный |
2. Отглагольные прилагательные и причастия
-Н- -НН- | Правила | Примеры | Исключения |
-Н- | Нет приставки (кромеНЕ-) Нет зависимых слов | крашеНый некрашеНый крашеный пол | неждаННый, негадаННый, невидаННый, неслыхаННый, нечаяННый, желаННый, свящеННый, медлеННый, считаННый, делаННый, обещаННый |
-НН- | 1. Есть приставка (кромеНЕ-) 2. Есть зависимые слова 3. Есть суффикс –ОВА- (-ЁВА-) 4. Образовано от глагола совершенного вида | ПОкрашеННый неПОкрашеННый крашеННый накануне пол балОВАнный корчЁВАнный купленный | Смышлёный НАзваный (брат) ПОсажёный (отец) кованый, жёваный, клёваный раненый (но:ИЗраненный, раненный в руку) |
3. Краткие прилагательные и причастия
-Н- -НН- | Правила | Примеры | Исключения |
-Н- | в кратких причастиях | Дочь воспитана хорошо. | - |
в кратких прилагательных, если они образованы от полных прилагательных с -н- | Дочь слишком юна. Их слова путаны. | - | |
-НН- | в кратких прилагательных, если они образованы от полных прилагательных с -нн- | Дочь воспитанна | - |
4. Наречия на -О(-Е) и существительные
-Н- -НН- | Правила | Примеры |
-Н- | Если образованы от прилагательных и причастий с - Н - | путаница(сущ.) путаный(прил.) путано(нар.) |
-НН- | Если образованы от прилагательных и причастий с - НН - | запутанность(сущ.) запутанный(прил.) запутанно(нар.) |
Если существительное образовано от существительного с основой на -н- и с помощью суффиксов -ник-, -ниц- | (сущ.) (сущ.) малина малинник полено поленница |
!Правописание некоторых существительных:
- придаНое. тружеНик, пудреНица, бессребреНик, мучеНик;
- трезвеННик, подлиННик, ставлеННик.
Билет №12
Билет № 13
Знаки при однородных членах
Билет №14
Билет № 16
Знаки при вводных словах
Билет № 17
Тип речи.
Билет № 20
Однокоренные слова
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)
2) Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
3) Антонимы У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Описательные обороты
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Грамматические средства связи:
Личные местоимения
1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
2) указательные местоимения (такой, тот, этот)
1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
3) местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
4)союзы ( преимущественно сочинительные)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой) 5) частицы
6) вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
7) единство видовременных форм глаголов -использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Билет № 21
Лексика
Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения, например: молодой – старый, дружба – вражда, хорошо – плохо, уезжать – приезжать, от – к.
Неологизмы
Устаревшим словам противопоставлены неологизмы – новые слова, новизна которых ощущается говорящими.
Неологизмы делятся на языковые и авторские.
Диалектизмы (диалектные слова) – это слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности. Так, слово курень (дом) употребляется в диалекте (говоре) донских казаков; всходы ржи называют на севере озимь, а на юге - зеленя; зимнюю валеную обувь в Сибири называют пимами.
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению, воспроизводимое в речи как готовая единица. Фразеологизмы ближе к слову, чем к словосочетанию: в большинстве случаев фразеологизм равен слову по своему значению, является его эквивалентом (приказать долго жить = умереть).Фразеологизмы являются единым членом предложения (Он пришел к шапочному разбору – обстоятельство, ср.: Он пришел поздно), а главное, в составе свободного словосочетания каждое слово сохраняет свое значение, слова в них можно переставить или заменить на другие, фразеологизм же отличается постоянством состава, воспроизводится в речи как готовая единица, значение большинства фразеологизмов не равняется сумме значений составляющих его компонентов.
Лексические синонимы – это слова, по-разному звучащие, но имеющие близкие или совпадающие значения. В большинстве случаев синонимы, обозначая одно и то же, характеризуют его с разных точек зрения.
Переносное значение - производное, вторичное, неосновное значение, приобретаемое словом и функционирующее в нем наряду с прямым значением, которое непосредственно направлено на предметы и явления действительности.
Билет № 22
Тропы
Тропы – это речевые обороты, основывающиеся на употреблении слов в переносном значении.
Троп | Пример |
АЛЛЕГОРИЯ –иносказание, изображение отвлечённой идеи через конкретный образ. | весы правосудия |
АНТОНИМЫ –слова с противоположным значением. | День против ночи. |
ГИПЕРБОЛА- преувеличение | «Что взмах, то готова копна» (Н. Некрасов) |
ЛИТОТА -преуменьшение | Мальчик–с-пальчик |
МЕТОНИМИЯ –замена одного понятия другим, имеющим причинную связь с первым, например, упоминание автора вместо произведения | Любил я Пушкина читать |
МЕТАФОРА –скрытое сравнение | Золото листьев |
ОКСЮМОРОН– сочетание антонимов | горячий снег, сухой дождь |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -приписывание качеств, эмоций, действий человека предметам, природе | Ручеёк бормотал |
ПЕРИФРАЗ(-А) –замена одного слова описательным оборотом речи. | я люблю город на Неве (Петербург) |
СИНЕКДОХА – вид метонимии, передаёт отношение кол-ва: меньшее вместо большего и наоборот | Съесть тарелку (съесть тарелку супа) |
СРАВНЕНИЕ –сопоставление двух предметов, понятий (часто выражается в творческом падеже) | «И осень тихою вдовою..» (И. Бунин) |
ЭПИТЕТ –художественное, образное определение | жестяной свист |
Билет №23
Фигуры речи
Фигура речи | Пример |
БЕССОЮЗИЕ (АСИНДЕТОН) – отсутствие союзов, придаёт речи сжатость, динамику | «Швед, русский колет, рубит, режет...» (А.С. Пушкин) |
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ– утверждение с интонацией приподнятости, воодушевления | О Русь великая! |
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ– пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста | «День в тёмную ночь влюблён, в зиму весна влюблена, в жизнь – смерть... А ты?... Ты в меня!» (Г. Гейне) |
МНОГОСОЮЗИЕ (ПОЛИСИНДЕТОН)– однородные члены связаны между собой союзами, чаще всего союзом «И»: подчёркивается целеустремлённость и единство перечисляемого | И земля, и огонь, и любая река, и гора... |
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ –сопоставление явлений с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО | «Анчар, как грозный часовой...» (А.С. Пушкин) |
РЯД ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ –усиливает эмоциональную напряжённость | Уже не видно было ни земли, ни деревьев, ни неба |
Билет №24
Приёмы.
Приём | Пример |
АНАФОРА -повторение звуков, слов или групп слов в начале каждого речевого отрывка. | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. |
АНТИТЕЗА- сопоставление противоположных по смыслу образов и понятий либо противоположных эмоций, чувств и переживаний героя или автора. | Где стол был яств, там гроб стоит |
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ– текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них | И опять метафора: «Живите под минутными домами...». Что это означает? Ничто не вечно, всё подвержено тлену и разрушению |
ГРАДАЦИЯ– построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот | Пришёл, увидел, победил |
ИНВЕРСИЯ– непрямой порядок слов | Изумительный наш народ |
ИРОНИЯ– употребление слова (словосочетания, предложения) в противоположном смысле, с целью насмешки. | Да ты – герой! |
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОРодного и того же слова или слов, имеющих одно значение в контексте | Река тумана превращается в озеро тумана |
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ– предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы | Я видел солнце. Над головой |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (ОБРАЩЕНИЕ, ВОСКЛИЦАНИЕ) –вопросительное, восклицательное предложения или предложение с обращением, не требующее отклика адресата. | Да здравствует солнце! Да скроется тьма! |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ– одинаковое построение предложений | Молодым везде у нас дорога. Старикам везде у нас почёт |
ЭПИФОРА–аналог анафоры: каждая строка оканчивается одним и тем же словом | — Лес не тот! — Куст не тот! — Дрозд не тот! |
ЦИТИРОВАНИЕ –передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов. | Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить...» |
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ = АНТИТЕЗА | - |
Билет №1
Ошибки в образовании формы слова
Розовый сборник стр.124-141
· Склонение числительных.
При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово, при склонении количественных – все.
Ошибка | Норма |
Вдвухсот четырнадцатой комнате. | В двести четырнадцатой комнате. |
К двухстам двадцати страницам. | К двумстам двадцати страницам. |
· Запомни некоторые формы склонения количественных числительных:
Р.двух, четырёх, восьми, трёхсот, тысячи, сорока, девяноста, ста
Д.двум, четырём, восьми, трёмстам, тысяче, сорока, девяноста, ста
Т.двумя, четырьмя, восьмью (восемью), тремястами, тысячью,сорока, девяноста, ста
П.двух, четырёх, восьми, трёхстах, тысяче, сорока, девяноста, ста
И.-В. полтора (полторы), полтораста
Остальные – полутора, полутораста
Ошибка | Норма |
В полуторастах километрах | В полутораста километрах |
Собирательные числительные сочетаются с существительными мужского рода, прилагательными, перешедшими в существительные, со словами, обозначающими детёнышей животных, не имеющими форм ед.числа, «дети», «ребята», «люди», с личными местоимениями.
Ошибка | Норма |
Трое подруг | Три подруги, трое друзей |
Семеро медведей | Семь медведей, семеро медвежат |
· Запомни формы числительного ОБА:
Мужской и средний род – у обоих братьев, окон
Женский род – у обеих сестёр
ошибка | норма |
У обоих подруг | У обеих подруг |
По обеим берегам | По обоим берегам |
· Существительные в форме мн.числа.
Запомни окончания некоторых имён существительных:
Ы-И | А-Я |
Бухгалтеры, возрасты, гербы, дёсны, лекторы, торты, порты, шофёры, выговоры, инженеры, месяцы, векторы | Борта, доктора, купола, округа, отпуска, повара, векселя, катера, ордера, паспорта, сторожа |
Полное окончание | Нулевое окончание |
Абрикосов, апельсинов, мандаринов, баклажанов, томатов, помидоров, гектаров, граммов, килограммов, носков, таджиков, чеченцев, долей, платьев, консервов, яслей | Яблок, грузин, башкир, татар, турок, чулок, ботинок, сапог, валенок, солдат, партизан, басен, блюдец, вафель, дел, туфель, яблонь, мест, макарон, сумерек, потёмок |
Ошибка | Норма |
Полк гусаров | Полк гусар |
· Род имён существительных.
Запомни род некоторых существительных:
Мужской: атташе, конферансье, маэстро, импресарио, шимпанзе, кенгуру,какаду, пони, колибри, Сочи, Тбилиси, театр-студия, ГУМ, вуз, кофе, бланк, овощ, рельс, рояль, толь, тюль, шампунь.
Женский: иваси, цеце, кольраби, салями, авеню, Миссури, крем-краска, коленка, плацкарта, тапка, туфля, мозоль.
Средний: авто, алиби, бра, метро, меню, такси, шоссе, повидло, яблоко, Онтарио, МВД, кресло-кровать.
Ошибка | Норма |
Пенистая шампунь | Пенистый шампунь |
· Степени сравнения прилагательных и наречий.
Не смешивайте простую и составную формы степеней сравнения.
Степени сравнения имён прилагательных
Сравнительная степень Признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени. | Превосходная степень Признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени | ||
простая | Сложная | простая | сложная |
-ее- (-ей-) Красивый - красивее -е- Большой – больше -ше- Старый – старше Не изменяются | Н.ф. + частицы более, менее Громкий – более громкий Вкусный – менее вкусный Изменяются по родам, числам и падежам | -ейш- Спокойный – спокойнейший -айш- Мягкий- мягчайший Изменяются по родам, числам и падежам | Н.ф. + частицы самый, наиболее, наименее слабый – самый слабый Изменяются по родам, числам и падежам |
Ошибка | Норма |
Более (менее) выше | Более (менее) высокий (высоко), выше |
Самый высочайший | Самый высокий, высочайший |
· Глагольные формы.
Запомни типичные ошибки:
Ошибка | Норма |
Повелительное наклонение:положь, поклади, ехай, едь, пошли | Положи, клади, поезжай, поезжайте, пойдём |
Возвратные глаголы: стираться, полоскаться, играться | Стирать, полоскать, играть |
Бесприставочные глаголы прошедшего времени с суффиксом -ну-: мокнул, сохнул | Мок, сох |
Глаголы 3 л. ед.ч.: сыпет, чишет, щипет | Полощет, плещет, сыплет, чихает, щиплет |
Билет №2
Грамматические ошибки
· Нарушение в построении сложного предложения
Ошибка | Пример | Исправление |
Избыточность союзных средств | Он спросил, ЧТО ГДЕ его вещи. | ?Он спросил, где его вещи |
Смешение конструкций главного и придаточного предложений | Главное, о чём я хочу сказать, - это о путях выхода из кризиса. | ?Пути выхода из кризиса – это главное, о котором я хочу сказать |
Неправильное употребление предложений с союзным словом КОТОРЫЙ | Семинар был организован профессором Ивановым, который прошёл очень интересно. | Семинар, который прошёл очень интересно, был организован профессором Ивановым |
· Ошибка в построении предложения с причастным оборотом
Ошибка | Пример | Исправление |
Нарушение согласования причастия с определяемым словом | Мы гордимся футболистами, ПОБЕДИВШИХ английскую команду. | Мы гордимся футболистами, победившими английскую команду. |
Разрыв причастного оборота определяемым словом | Приготовленные оладьи мамой были вкусны. | Оладьи, приготовленные мамой, были вкусны |
Замена страдательных причастий действительными | Задание, ВЫПОЛНЯЮЩЕЕСЯ нами, не вызывает затруднений. | Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений. |
· Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Ошибка | Пример | Исправление |
Названия произведений, картин, фильмов, заключённые в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицате |
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!