Дайте определение понятию – ВНД. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Дайте определение понятию – ВНД.

2018-01-14 255
Дайте определение понятию – ВНД. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВНД

Дайте определение понятию – ВНД.

А.Все функции, выполняемые н.с. условно можно подразделить на 2 части: высшую и низшую ВНД – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и обеспечение в онтогенезе всем видам деятельности, в том числе и приспособительному поведению в окружающей среде.

Б. ННД- это совокупность нейрофизиологических процессов,обеспечивающих выполнение БР и инстинктов. То есть, та часть функций которая, которая заключается в регуляции органов и систем, объединение их относится к ННД

В.ПД- это идеальная, объективно осознаваемая деятельность организма,осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов.

Г. Таким образом ПД осуществляется при помощи ВНД.ВНД обеспечивает сложные отношения целого организма с внешним миром, внешнее поведение животного и человека.

Перечислите формы психической деятельности.

А.Обычно выделяют следующие формы ПД.: ощущение, внимание, мышлении, восприятие, представление, эмоции воля. Особые формы: сознание, память,воображение, сон.

Б. Основой всех форм ПД. является сознание -идеальное субъективное отражение реальной действительности. Это продукт ВНД. Человеческое сознание формируется только в условиях человеческого общества. Сознание обуславливает способность мыслительного диалога с самим собой, т.е. ведет к появлению самосознания.

В. Мышление- одна из форм ПД. Мышление процесс оперировании закодированной с помощью механизмов памяти информацией, приобретение новой информации.

Сформулируйте понятие восприятие.

А. Воспиятие – это процесс приема и преобразования инф., обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире.Это активный процесс выделения из массы разнородных объектов внешнего мира тех, которые более всего необходимы в данный момент.

Б. Восприятие осуществляется с помощью сличения поступающей информации в данный момент со следами памяти. Восприятие выражается во-первых: в узнавании предмета, явления; а во- вторых: в формировании образа, но в этом случаи проходит сличение поступающей информации с образами,явлениями, закодированными в коре с помощью механизмов памяти.

В. Представление – формирование образа объектов и явлений, которые в данный момент не действуют на органы чувств.

Г. Инсайт- интеллектуальное явление,суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения. Отражает психологический феномен- внезапное,новое и не выводимое из прошлого опыта понимание.

А.Что называют УР?

А.УР- является заблаговременной приспособительной реакцией, формирующейся у каждого индивидуума под влиянием условий жизни. УР осуществляется высшими отделами ЦНС, путем образования временных связей, позволяющих объединить прежде безразличные явления с биол. важными событиями, о наступлении которых они сигнализируют. Вырабатываются на базе БР, с использование предшествующего индифферентного раздражителя.

Б. Все виды памяти.

В.1) наличие 2х раздражителей.2)многократное сочетание условного и безусловного раздражителей.3)условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного.4) безусловный раздражитель должен быть достаточно сильным., сильнее условного.5) устранение посторонних раздражителей.6) активное состояние ЦНС.

При каких условиях выработанный УР становится прочным?

А. Неоднократное сочетание в опытах индифферентного (условного) сигнала и безусловного раздражителя облегчает прохождение импульсов от коркового центра индифферентного сигнала к корковому представительству БР (проторение пути) приводит к более прочной связи между двумя очагами.

Б.При образовании условных рефлексов раздражитель, который ранее был безразличен для организма, становится сигналом другого раздражителя, имеющего для организма прямое Жизненное значение (сигналом пищи или раздражителя, причиняющего вред организму, и т. п.). Безразличный до этого (индифферентный) раздражитель приобретает тем самым новую, сигнальную функцию. Индифферентный сигнал не может быть вообще индифферентным, так как в начале своего применения вызывает собственную реакцию в виде ориентировочно-исследовательского рефлекса, который по мере повторения ослабляется.

В.В начале выработки УР на индифферентный раздражитель обычно возникает ориентировочный рефлекс- своеобразная разновидность инстинкта, состоящая из цепи простых рефлексов. Это безусловная реакция, выражающаяся в формировании целостной реакции организма, путем взаимодействия многих центров ЦНС. Очень важно то, что ориентировочная реакция обеспечивает неспецифическую активацию мозга структурами РФ и лимбической системы.

А.Замыкание временной связи при формировании УР происходит при обязательном участии корковых отделов сенсорных систем, участвующих в обработке соответствующей сигнализации. Об этом свидетельствуют те факты, что при разрушении этих отделов ЦНС, при поражении или просто неактивном функциональном состоянии их сформировать новый УР не удается. Однако это взаимодействии происходит при обязательном участии и подкорковых структур мозга.

Б.В основе выработки УР лежит процесс образования временной связи между двумя возбужденными корковыми центрами: условного и безусловного раздражителей.Механизмы образования временной связи относятся к механизмам долговременной памяти, и состоят, в основном, в активации ранее неактивных синапсов в коре конечного мозга. Доминанта. В.УР высшего порядка -2го, 3го и т/д. выработанные на базе других УР. Пример: после выработки оборонительно УР на звонок включают другой условный раздражитель- свет, а в качестве подкрепления дают звонок. В результате на свет вырабатывается УР второго порядка.

А. «Стадия генерализации» -появление УР в ответ не только на подкрепляемый условный раздражитель,но и на близкие к нему раздражители, подкрепление которых не осуществлялось.Начало формирования временной связи. Физиологической основой которой является иррадиация возбуждения из коркового центра условного раздражителя.

А.По БР на базе которых они выработаны: пищеварительные,половые, оборонительные и т/д.По типу ассоциативного научения: классические, инструментальные. По степени сложности: первого порядка и высших порядков(2го, 3го и т/д.)

Что такое натуральные УР?

А. Условные рефлексы, которые образуются на сопутствующие раздражители и в различных повторяющихся ситуациях жизнедеятельности организма (например,вид и запах пищи). Очень легко образуются.

Б. На сопутствующие раздражители (например, вид и запах пищи), на время (прием пищи в одно и то же время ведет к началу выработки пищеварительных соков перед едой) и на обстановку (например, на частое пребывание в холодной комнате вырабатывается условнорефлекторное повышение обмена веществ).

В. 1)Простые (классические) - на одиночный раздражитель; 2) комплексные - на комплекс одновременно действующих раздражителей или несколько последовательно включаемых раздражителей; 3) цепные - на цепь раздражителей, каждый из которых вызывает другой условный рефлекс; 4) инструментальные - животное должно что-то сделать, например, нажать на рычаг, чтобы добиться полезного результата.

Г. Наличные условные рефлексы - условный и безусловный раздражители (подкрепление) совпадают по времени действия хотя бы частично; следовые - рефлекс на след от раздражителя - подкрепление включают, когда условный раздражитель уже выключен.

Дайте характеристику БР.

А. 1)Врожденные; 2) видовые, поэтому их набор ограничен; 3) возникают при действии адекватного раздражителя с определенного рецептивного поля; 4) могут осуществляться на любом уровне нервной системы, даже без участия ЦНС (периферические рефлексы); 5) достаточно постоянны.

Б..1)Приобретенные - их надо вырабатывать 2)индивидуальные; 3)возникают на любой раздражитель с любого рецептивного поля, поэтому их набор не ограничен; 4) главную роль в их выработке играют кора большого мозга и ретикулярная формация; 5)весьма изменчивы.

В..1)Набор условных рефлексов неограничен - они могут вырабатываться на любую ситуацию, в которой организм периодически оказывается; 2) условные рефлексы изменчивы - если условия изменились и рефлекс не соответствует условиям, он затормаживается; 3)могут возникать заранее, до возникновения ситуации, которая прогнозируется.

А. Дайте определение функциональной системы по П.К.Анохину. Б..Назовите основные компоненты функциональной системы по П.К.Анохину. В. Что такое афферентный синтез? Какое физиологическое значение он имеет? Г. Назовите четыре основных источника, необходимых для осуществления афферентного синтеза.

Б. 1 - афферентный синтез; 2 - принятие решения с одновременным формированием программы действия (3) и акцептора результата действия (4); 5 - действие; 6 - параметры результата действия; 7 - обратная афферентация от рецепторов результата действия.

Г. Формы научения: облигатное неассоциативное (импритинг, подражание, суммация), факультативное ассоциативное (классические и инструментальные условные рефлексы), когнитивные и произвольные (рассудочная деятельность, прогнозирование и т.д.)

В. Викарное научение — введенное американским психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления.

Г. Например, Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере: глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же.

В.Запечатлевание образов и объектов (родителей, братьев, вида пищи и т.д.); усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей); реакция следования - автоматическое следование за родителями или движущимся объектом, впервые попавшим в поле зрения.

Е..Импринтинг проявляется только в определенные (критические) периоды, которых нет для условных и безусловных рефлексов; запечатлевание происходит очень быстро (практически при первой встрече с объектом).

18.. Дайте определения понятиям – память и энграмма. Б. Приведите классификацию памяти

Б. Мгновенной - безгранична; кратковременной - ограниченное число цифр, букв, предметов (обычно несколько); долговременной - практически безгранична, зависит от значимости запоминаемой информации и систематизации информации.

А.Мгновенная (сенсорная) память соответствует ощущениям после выключения сигнала; кратковременная - удержание информации в сознании и после исчезновения ощущений от действующего сигнала. В обоих случаях - это последействие в рецепторах и нейронных сетях (электрические процессы).

В. Мгновенной - безгранична; кратковременной - ограниченное число цифр, букв, предметов (обычно несколько); долговременной - практически безгранична, зависит от значимости запоминаемой информации и систематизации информации.

Г.Ускоряют обучение: серотонин - при положительных эмоциях, норадреналин - при отрицательных эмоциях (например, в случае электрокожного раздражения).

А.Экстирпация отдельных зон коры в сочетании с методом условных рефлексов и наблюдением за изменением поведения животного; метод раздражения любой области тела за пределами коры с синхронной регистрацией вызванных потенциалов в коре; метод раздражения коры и наблюдения (регистрации) за ответной реакцией организма.

Б..Метод условных рефлексов в сочетании: с экстирпацией, регистрацией электрической активности различных структур мозга, отдельных нейронов и электроэнцефалограммы (ЭЭГ),с блокадой синтеза в ЦНС различных белков и нейропептидов и заместительным введением их в ликвор.

Б.Возникновение безусловнорефлекторной ориентировочной реакции на внешний стимул,которая по механизму доминанты подавляет текущий условный рефлекс. Обеспечивает возможность реагирования организма на изменения окружающей среды.

В.Очень сильный внешний раздражитель вызывает полное торможение деятельности центральной нервной системы. Так, человек может впасть в состояние оцепенения в результате очень сильного психического или физического воздействия (известие о гибели близких, взрыв, землетрясение и т. п.). Такое торможение называют запредельным (по классификации Павлова — охранительным). Характер проявления запредельного торможения зависит от функционального состояния нервной системы человека, его возраста, типа высшей нервной деятельности, состояния желез внутренней секреции и т. п. Причиной запредельного торможения считают перевозбуждение нервных клеток, которые на какое-то время теряют способность отвечать на раздражение. Освобождение мозга от его обычной активности, с одной стороны, ограждает его от излишней траты энергии, но, с другой стороны, оно может не ограничиться только кратковременным функциональным нарушением и привести к необратимым структурным перестройкам в центральной нервной системе.

В.Все виды условного торможения освобождают организм от нецелесообразной деятельности, что приводит к экономии энергетических ресурсов и обеспечивает возможность реагирования на другие изменения внешней среды.

29. Дайте определение понятия "тип ВНД".

Что такое сон?

Б.4 - 5 циклов.

Г.Резкое снижение мышечного тонуса, быстрые движения глазных яблок, сердечная и дыхательная тахиаритмии, нарушение терморегуляции,что может сопровождаться как повышением, так и понижением температуры тела,отсутствие активности желудочно-кишечного тракта, эрекция.

А. Гипноз– изменённое состояние сознания, одновременно сочетающего в себе признаки бодрствования, сна и сна со сновидениями. «Гипноз – это естественный психологический феномен, повышенная потенциальная готовность психики к приёму информации, её переработки и реализации в деятельности» Павлов.

Б. Состояние гипноза у человека и животных вызывается и развивается в тех же условиях и по тем же законам что и нормальный сон. Гипноз и нормальный сон имеют одну и ту же основу — торможение коры больших полушарий.

По существу, гипноз и сон имеют лишь некоторые различия. Если сон — это иррадиированное торможение, разлившееся по коре больших полушарий без наличия очагов сильного возбуждения, то в гипнозе торможением охвачены только части коры больших полушарий; это частичный, парциальный сон, постепенно распространяющийся из основного пункта, с разъединением функций мозга. Разъединение функций мозга — это особое состояние загипнотизированного, когда он слышит и понимает обращенную к нему речь, ему можно даже давать какие-либо задания, но вместе с тем он теряет власть над своей скелетной мускулатурой, не может изменить положения частей своего тела.

Г. Первая стадия. Наблюдается нарастающее снижение тонуса коры головного мозга. Основные процессы - торможение и возбуждение - изменены, что создает условия для иррадиации торможения на двигательный анализатор и вторую сигнальную систему действительности. Субъект ощущает приятный покой. Это исходное предгипнозное состояние. Показатели первой степени первой стадии: у гипнотика ощущение покоя. Приятное состояние легкости в теле. Окружающее слышит, свои мысли контролирует. Чувствительность сохранена. Легко реализуется внушение двигательных реакций. Из этого состояния гипнотизируемый легко может выйти.

Вторая стадия. Тонус коры снижен, возникает зона раппорта. Разлитое торможение выключает кинестетическую систему (каталепсия). Торможение и второй сигнальной системы действительности. Торможение иррадиирует и на кожный анализатор (анальгезия, обезболивание -Авт.). Появляются “переходные состояния” - уравнительная фаза. Показатели первой степени второй стадии: гипнотик отмечает значительную сонливость, движения затруднены. Более ровное и спокойное дыхание. Легкая каталепсия (поднятая рука в воздухе остается недолго). Внушить однообразные движения (покачивание руки, поставленной на локоть) не удается, а если удается, то лишь после настойчивых внушений. Внушить двигательные реакции не удается. Окружающие звуки воспринимает, хотя и без интереса.

Третья стадия. Зона раппорта формируется полностью. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. Превалирует первая сигнальная система. Налицо парадоксальная фаза. Амнезия после пробуждения (испытуемый не помнит, что он делал в гипнотическом состоянии. - Авт.). Иллюзия при открытых глазах хорошо реализуется во всех анализаторах, за исключением слухового и зрительного. Самопроизвольная каталепсия исчезает (симптом Платонова - поднятая рука быстро падает). Показатели первой степени третьей стадии: самопроизвольная каталепсия исчезает. Иллюзия при закрытых глазах полностью реализуется (кроме слуха и зрения). При раздражении носа, языка, кожи вызываются галлюцинации. Можно вызвать ощущение голода, жажды. Хорошо реализуются внушенные двигательные реакции. Амнезия отсутствует.

35. А Что называют функциональной межполушарной асимметрией? Б. В чем она заключается?
А. МПА - одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов. Головной мозг функционирует асимметрично: нет той функции, которая дублировалась бы полушариями головного мозга, за которую были бы ответственны как правая, так и левая гемисфера. Данное явление получило название функциональной асимметрии.

К наиболее широко применяемым психофизиологическим методам изучения ФМА относятся: спонтанная электродермальная активность (СЭА), или более раннее название — кожно-гальваническая реакция; дихотическое прослушивание; направленность латеральных движений глаз; ЭЭГ с учётом показателей вызванных потенциалов; а также нейропсихологические исследования. В последние годы широко привлекается изучение мозгового кровотока, регионального мозгового метаболизма, а также ЯМР-томография.

А. Левое полушарие доминирует в формальных лингвистических операциях, включая речь, синтаксический анализ и фонетическое представление; в левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного мышления; левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний.

Б. Невербальная коммуникация — функция правого полушария; в правом полушарии сконцентрированы механизмы конкретного образного мышления; правое полушарие в большей степени ориентировано на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

А. И. П. Павлов

Б. Первая сигнальная система – это зрительные. Слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира. Вторая сигнальная система – словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становятся сильным стимулом.

Б. Лимбическая система.

Б.Состояние внимания, мобилизации, активности (ВМА). Повышается работоспособность, усиливается функция органов и систем, обеспечивающих решение данной задачи.

В.Характерно повышение эмоционального напряжения, что психологически проявляется состоянием ярости (гнев, негодование) и сопровождается предельным усилением активности органов и систем. В результате достигается максимальная мобилизация ресурсов организма для выполнения стоящей перед ним задачи.

Г.Возникает при длительном эмоциональном напряжении, когда истощаются интеллектуальные и энергетические резервы организма, в результате характерно развитие состояния "ужаса, страха, тоски", подавляется умственная и физическая активность.

В.Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья человека и стимулируют физическую и умственную его деятельность; отрицательные стенические эмоции мобилизуют физические ресурсы и умственную деятельность для достижения цели, но чрезмерно выраженные или часто повторяющиеся оказывают негативное влияние на здоровье организма.

Сенсорные системы

В.Первичный рецептор представляет собой окончание дендрита чувствительного нейрона; вторичный рецептор - это специальная рецепторная клетка, синаптически связанная с окончанием дендрита чувствительного нейрона.

Б. За счет высокой чувствительности их к адекватным раздражителям, возможности функционирования в широком диапазоне интенсивности раздражения, наличия многих анализаторов, обеспечивающих многостороннюю оценку каждого явления.

Г.Закон Вебера: чтобы возникло ощущение прироста силы действующего раздражителя необходимо его возрастание на определенную величину, отношение которой к силе действующего раздражителя является постоянным.

Д.DJ/J = const, где J -сила раздражения, DJ -ощутимый прирост силы действующего раздражителя.

А.Величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя, т.е. возрастание силы раздражения в геометрической прогрессии стоит в соответствии росту ощущения в арифметической прогрессии.

Б. E = a log I + b; где E – интенсивность ощущений, a и b – константы (различные для разных анализаторов), I – сила, действующего раздражителя.

Б. Быстро следующие одно за другим световые раздражения (мелькания) могут давать ощущение непрерывного света. Это явление лежит в основе кинематографии. В силу инерционности восприятия зрительное ощущение от одного кадра длится до появления другого, отчего и возникает иллюзия непрерывного движения.

Е. С увеличением или уменьшением раздражаемой площади поверхности тела соответственно изменяется и число возбужденных рецепторов, а при изменении расстояния между раздражаемыми точками в возбуждение вовлекаются рецепторы разных участков тела. Подобные пространственные изменения происходят и в корковом конце анализатора.

А.С помощью возбуждения рецепторов при включении раздражителя и прекращения их возбуждения после выключения раздражителя. Но время действия раздражителя кодируется недостаточно точно, так как рецепторы быстро адаптируются к действию раздражителя. Эта неточность частично компенсируется за счет on-рецепторов, off-рецепторов и on-off-рецепторов, которые возбуждаются соответственно при включении, выключении и включении-выключении действия раздражителя.

Б.В. С помощью частотно-пространственного кодирования (импульсы поступают от рецепторов в определенные зоны коры с определенными временными интервалами), с помощью структурных и биохимических изменений в нейронах (механизмы памяти).

В.Г. Миопия – это близорукость, главный фокус находится перед сетчаткой вследствие увеличения продольной оси глаза или, редко, увеличения преломляющей способности оптической системы глаза; гиперметропия – это дальнозоркость, главный фокус находится за сетчаткой вследствие короткой продольной оси глаза.

Д. Дефект оптической системы глаза – неодинаковое преломление лучей на роговице вследствие различной кривизны ее на разных участках (в различных плоскостях), в результате чего главный фокус в одном месте может попадать на сетчатку, в другом находится перед или за ней, что искажает воспринимаемое изображение.

Б. При миопии – двояковогнутые (рассеивающие) линзы. При гиперметропии – двояковыпуклые (собирательные) линзы. При астигматизме – цилиндрические линзы с различной преломляющей силой в разных их участках.

А. 1) Зрачковый рефлекс; 2) два рода фоторецепторов – палочки для сумеречного видения и колбочки для дневного видения; 3) расщепление зрительных пигментов на свету и ресинтез их в темноте; 4) изменение рецептивного поля ганглиозных клеток (в темноте больше, на свету меньше).

В. Рефлекторная дуга зрачковой реакции на яркий свет представлена четырьмя звеньями. Она начинается от фоторецепторов сетчатки (I), получивших световое раздражение.. Сигнал передается по зрительному нерву и зрительному тракту в переднее двухолмие мозга (II). Здесь заканчивается эфферентная часть дуги зрачкового рефлекса. Отсюда импульс на сужение зрачка пойдет через ресничный узел (III), расположенный в цилиарном теле глаза, к нервным окончаниям сфинктера зрачка (IV). Весь рефлекторный путь занимает около 1 с. Импульс на расширение зрачка идет от спинального центра через верхний шейный симпатический ганглий к дилататору зрачка

Обеспечивает адгезию сенсорной части сетчатки с пигментным эпителием посредством транспорта специфических жидких компонентов и взаимодействия микроворсинок клеток пигментного эпителия с наружными члениками фоторецепторов и синтеза компонентов межфоторецепторного матрикса.

Б) Оптические:

1. Абсорбция световой энергии (гранулы меланина), «обрезая» рассеянный свет, повышает при этом разрешающую способность зрительной системы.

Максимально поглощает энергию лазерных излучателей (аргоновый, рубиновый, криптоновый лазеры) благодаря абсорбционной способности меланосом, приводя к фототермическому эффекту. Последнее свойство является основой фотокоагуляции.

В) Метаболические:

Пигментный эпителий способствует формированию фоторецепторов в эмбриогенезе, индуцируя этот процесс, обеспечивает функционирование гемато-ретинального барьера, поддерживает постоянство среды между пигментным эпителием и фоторецепторами, поддерживает структуру контакта между наружными сегментами палочек и колбочек и клетками пигментного эпителия, обеспечивает активный избирательный транспорт метаболитов между сетчаткой и увеальным трактом, осуществляет транспорт, накопление и изомеризацию витамина А, осуществляет фагоцитоз наружных сегментов фоторецепторов, а также поглощение световой энергии гранулами меланина, осуществляет синтез гликозаминогликанов, окружающих наружные сегменты фоторецепторов.

Клетки пигментного эпителия фагоцитируют до 10% наружных члеников фоторецепторов ежедневно. Способность фагоцитировать наружные сегменты палочек и колбочек является прямым доказательством постоянной регенерации последних.

Б.а) Очень редко клетки радужки не содержат пигмента (это встречается при врожденной патологии - альбинизме), благодаря просвечивающейся в сосудах крови глаза в этом случае имеют красный цвет. Поглощение световой энергии меланиновыми гранулами обеспечивает четкую топографическую регистрацию световой энергии наружными сегментами фоторецепторных клеток, окутанных отростками клеток пигментного эпителия, содержащими зерна меланина. Это обеспечивает световую изоляцию каждого фоторецептора. При усилении освещенности глазного яблока зерна меланина мигрируют в отростки клеток пигментного эпителия. При этом степень изоляции фоторецепторов усиливается.

Б)Поглощение и транспортировка ретинола (витамин А) обеспечивается рецепторами, расположенными на базальной и латеральной поверхностях клеток пигментного эпителия. Клетки пигментного эпителия синтезируют особый гликопротеид, который переносит ретинол в интерфоторецепторный матрикс, откуда он и поступает в фоторецепторы.

Нарушение функции пигментного эпителия лежит в основе развития ряда заболеваний. Его структурные изменения выявлены при возрастной макулопатии, центральной серозной ретинопатии, дистрофии сетчатки. Эти изменения хорошо выявляются офтальмоскопически. Куриная слепота (гемералопия) - это болезнь, вызванная недостатком в организме человека витамина А.

Что называют углом зрения?

А.Угол зрения. В пространстве находятся две точки А и В (рис. 8). От них на глаз падают лучи, которые после прохождения в преломляющих средах глаза собираются на сетчатке в точках а мв. Лучи после преломления в глазу образуют угол (на рис. 8 угол вКа равен вертикальному углу АКБ), который и называется углом зрения.
Величина угла зрения зависит от двух факторов — величины предмета, который мы рассматриваем, и расстояния его от глаза, что видно на рис. 9. Стрелки АВ одной и той же величины, но находящиеся на разном расстоянии от глаза, мы видим под разным углом зрения. В то же время от предмета A1B1, который намного больше стрелки АВ, лучи на сетчатую оболочку будут падать после преломления под одним и тем же углом зрения, так как эти предметы находятся от глаза на разном расстоянии. Таким образом, предмет виден под большим углом, если он ближе от глаза. В нашей повседневной жизни практически это хорошо известно — мы приближаем предмет к глазу, когда хотим его детально рассмотреть, т. е. видим его под большим углом зрения. Многочисленные исследования показали, что в норме глаз человека различает две точки в том случае, если он их видит под углом зрения не меньше чем в 1 мин. Оказалось, что раздельно две точки глаз различает тогда, когда ножки светового луча падают не на два рядом стоящих нервных световоспринимающих элемента, а когда между ними находится хотя бы один нервный элемент — палочка или колбочка (рис. 10). Принято считать нормальной следующую остроту зрения: глаз различает раздельно две точки, находящиеся в бесконечности, в том случае, если после преломления оптическими средами глаза они видны под углом зрения в 1 мин. Такую остроту зрения условно считают равной 1,0.


Рис. 8. Угол зрения.

Б.СЛЕПОЕ ПЯТНО, небольшой участок на СЕТЧАТКЕ ГЛАЗА, где не образуется изображение, поскольку там отсутствуют светочувствительные клетки, - колбочки и палочки. На этом участке зрительный нерв соединяется с глазом.

В. Желтое пятно(macula lutea) — небольшой участок сетчатки (retina) глаза позвоночных, лежащий кнаружи от места вхождения нерва, или слепого пятна, и отличающийся наибольшей чувствительностью. В этом пункте преобладают колбочки над палочками, и он отличается желтоватой окраской. Центральная ямка, или центральное углубление (лат. fovea centralis) — небольшое углубление, находящееся в центре желтого пятна (лат. macula lutea) сетчатой оболочки глаза. Дно центральной ямки носит название "fundus foveae". По месту своего положения центральная ямка соответствует приблизительно заднему полюсу глазного яблока. Она от 0,2 до 0,4 мм в диаметре, а также это самое тонкое место сетчатой оболочки. В направлении к центральной ямке слои сетчатки становятся тонкими, и некоторые даже исчезают. Сперва почти исчезнет слой нервных волокон, затем внутренний ганглиозный и ретикулярный слои и т. д., и в конце концов на дне углубления остается лишь слой нейроэпителия, который здесь состоит из одних клеток-колбочек. Центральная ямка имеется только в сетчатке человека и обезьяны.

Монохроматы видят все в черном и белом цветах и оттенках серого. Различают два вида монохромазии: монохромазия палочки (люди страдают плохим зрением и высокой чувствительностью к свету) и монохромазия колбочки сетчатки.

А.ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ РЕЦЕПТОРЫ - рецепторы, представляющие собой веретенообразные клетки, входящие в состав обонятельного эпителия, которым выстлана обонятельная область в полости носа.Чувствительные рецепторы обоняния находятся на верхней стенке носовой полости. Это место называется обонятельным полем, оно плотно забито миллионами маленьких клеток — обонятельными клетками(биполярные нейроны). Каждая обонятельная клетка имеет около дюжины тонких волосков — ресничек(дендриты), погруженных в слой слизи. Слизь делает реснички влажными и играет роль ловушки для пахучих веществ, в то время как реснички значительно увеличивают площадь каждой обонятельной клетки и таким образом усиливают чувствительность человека к запахам.Аксоны обонятельных клеток отходят от базальной части клеток,сливаясь образуют обонятельный нерв.

А. Вкусовые рецепторы — периферический отдел вкусового анализатора; расположены в составе вкусовых сосочков разной формы в эпителии на поверхности языка. Вкусовые рецепторы представляют собой микроскопические вкусовые почки, которые объединяются в о вкусовые сосочки. При воздействии химических веществ вкусовые сосочки языка вырабатывают биоимпульс. Вкусовые рецепторы реагируют на четыре разновидности раздражителей: кислые, соленые, сладкие и горькие.Вкусовые рецепторы – вторично-чувствительные.

В. 1)кодирование качества раздражителя осуществляется за счет специфичности слуховых рецепторов 2) частотное кодирование – кодировка силы раздражителя путём изменения частоты импульсов,генерируемых рецепторами.3)пространственная кодировка – в кодировании величины площади,на которой возбуждаются рецепторы.4)высота.5)длительность

А.Мышца,напрягающая барабанную перепонку при сильном звуке ограничивает ее колебания;стременная мышца при сокращении ограничивает движение стремечка. Обе мышцы предохраняют элементы внутреннего уха от чрезмерных колебаний и повреждений при сильных звуках.

А.Во-первых, за счет большей поверхности барабанной перепонки по сравнению с поверхностью стремечка; во-вторых,за счет того,что барабанная перепонка передает свое колебание на более длинное плечо рычага,образованного слуховыми косточками.

Б.Верхний (вестибулярная лестница),средний (перепончатый канал) и нижний (барабанная лестница).

В.В целом они обеспечивают возможность колебания лимфы улитки. При этом толчок стремечка передается на перепонку овального окна,а наличие перепонки круглого окна обеспечивает распространение бегущей волны лимфы.

А.Защита среднего уха от внешней среды; передача звуковых колебаний во внутреннее ухо с помощью слуховых косточек (молоточек,наковальня и стремечко); усиление звуковосприятия.Частота колебаний барабанной перепонки соответствует частоте звуковых колебаний.

А.Действие звука вызывает колебания основной мембраны и расположенных на ней рецепторных волосковых клеток.Касаясь текториальной мембраны,волоски деформируются, что и является раздражением фонорецепторов.

В.С помощью пространственного и частотного механизма кодирования,когда частота импульсов,возникающих в рецепторах кортиевого органа (у вершины улитки) и волокнах слухового нерва соответствует частоте звуковых колебаний.

А.При разрушении завитка улитки у ее основания исчезают условные рефлексы на высокие тоны, при разрушении вершины улитки -исчезают условные рефлексы на низкие тоны,при разрушении среднего завитка - исчезают условные рефлексы на звуки средней частоты.

В.Для рецепторов отолитового аппарата - изменение положения головы,ускорение или замедление прямолинейного движения. Для рецепторов полукружных каналов - ускорение или замедление вращательного движения относительно трех осей.

Б.Рефлексогенной зоной нистагма глаз и головы являются рецепторы полукружных каналов вестибулярного аппарата; познотонических и выпрямительных рефлексов - рецепторы отолитового аппарата преддверия улитки.

Что называют осязанием?

А.Осязание - это совокупность ощущений,возникающих при раздражении кожи (прикосновение,давление,температура) и рецепторов опорно-двигательного аппарата.

Практические навыки

В эксперименте при определении подвижности испытуемому предъявляют чередующиеся в случайном порядке стимулы положительные, отрицательные и нейтральные. Скорость ре<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.