Практическое занятие 2. «Управление занятостью персонала» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Практическое занятие 2. «Управление занятостью персонала»

2018-01-14 140
Практическое занятие 2. «Управление занятостью персонала» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятость и безработица

Методические указания

Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода. При этом принято отличать фактическую безработицу, рассчитанную по методологии МОТ (Международная организация труда) на основе выборочных обследований, от официально зарегистрированной в органах Федеральной службы занятости.

Фактический уровень безработицы (в %) выражается следующим образом:

УБффа´100, (1)

где Бф, – численность безработных, определенная по методологии МОТ на основании выборочных обследований населения (о критериях отнесения к безработным по методологии МОТ говорится в предыдущем параграфе);

Эа – численность экономически активного населения. Уровень официально зарегистрированной безработицы (в %) определяется по формуле:

УБрра´100, (2)

где Бр – численность незанятых, официально зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.

При отсутствии величины численности экономически активного населения она может рассчитываться следующим образом:

Эа=3+Б, (3)

где 3 – списочная численность занятых в народном хозяйстве или регионе;

Б – численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ (Бф), либо численность незанятых, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу (Бр).

Уровень занятости экономически активного населения (в %) составит:

УЗ=З/Эа´100. (4)

Уровень занятости трудовых ресурсов (в %) равен:

УЗт=З/Т´100. (5)

 

Задача 1

Исходные данные. В 1997 г. трудовые ресурсы страны составляли 86 млн. человек, в том числе в трудоспособном возрасте – 81,3 млн. человек, работающие лица старших возрастов и подростков – 4,7 млн. человек. Из них занятые в народном хозяйстве (без занятых в личном подсобном хозяйстве) составили 69,5 млн. человек; учащиеся – 5,6 млн. человек; военнослужащие – 2,4 млн. человек; незанятые трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте – 8,5 млн. человек; в том числе вынуждено незанятые (ищущие работу) – 3,3 млн. человек.

Постановка задачи. Определите уровень занятости трудовых ресурсов в народном хозяйстве, а также занятость населения различными видами общественно полезной деятельности и проанализируйте эффективность распределения трудовых ресурсов по видам занятости.

Решение

Уровень занятости в народном хозяйстве составляет:

(69,5 млн. человек/86,0 млн. человек) 100 = 80,8%;

Доля в трудовых ресурсах:

учащихся:

(5,6 млн. человек/86,0 млн. человек) 100 = 6,5%;

военнослужащих:

(2,4 млн. человек/86,0 млн. человек) 100=2,8%;

незанятых трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте:

(8,5 млн. человек/86,0 млн. человек) 100 = 9,9%;

в том числе ищущих работу:

(3,3 млн. человек/86,0 млн. человек) 100 = 3,8%.

 

Показатели уровня занятости свидетельствуют о том, что в народном хозяйстве наблюдается неэффективное распределение трудовых ресурсов по характеру занятости. Высокая потребность людей в оплачиваемой работе – признак низкого уровня жизни, связанного в том числе и с невысоким уровнем производительности труда и его оплаты. В результате налицо сверхзанятость общественным трудом (80,8%) в ущерб другим социально значимым видам занятости, в частности доле населения, занятого на учебе (6,5%), хотя именно этот показатель отражает важный аспект эффективного использования людских ресурсов.

Ответ. Уровень занятости трудовых ресурсов в народном хозяйстве составляет 80,8%, учащихся – 6,5%, незанятых трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте – 9,9%, в том числе ищущих работу – 3,8%.

Задача 2

Исходные данные. Численность занятых в составе экономически активного населения – 85 млн. человек; численность безработных – 15 млн. человек. Месяц спустя из 85 млн. человек, имевших работу, были уволены и ищут работу 0,5 млн. человек.; 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы.

Постановка задачи, а) определите начальный уровень безработицы; б) определите численность занятых, количество безработных и уровень безработицы месяц спустя.

Решение

а) начальный уровень безработицы определяется по формуле:

УБ= Б/Эа´100.

Численность экономически активного населения составляет:

Эа= Б + 3 = 15 + 85 = 100 млн. человек.

Тогда

УБ = (15 млн./100 млн.)´100 = 15%;

б) месяц спустя численность занятых составляет:

З = 85 - 0,5 = 84,5 млн. человек,

количество безработных:

Б = 15 - 1 + 0,5 =14,5 млн. человек,

уровень безработицы:

УБ = [14,5/(84,5 + 14,5)]´100 = 14,6 %.

Ответ: а) уровень безработицы составил 15%;

б) численность занятых составила 84,5 млн. человек, численность безработных – 14,5 млн. человек, уровень безработицы – 14,6%.

Задача 3

Исходные данные. Фактический ВНП (валовой национальный продукт) составляет 750 млрд. дол., естественный уровень безработицы – 5%, фактический уровень безработицы – 9%.

Постановка задачи. Какой объем продукции в стоимостном выражении недопроизведен в стране (коэффициент Оукена 2,5%)?

Решение

Согласно закону Оукена превышение фактического уровня безработицы над естественным на 1% влечет за собой отставание фактического объема ВНП от потенциального на 2,5%.

В нашем примере фактический уровень безработицы превышает естественный на 4% (9% – 5%), следовательно, фактический объем ВНП отстает от потенциального на 10% (2,5 × 4), что составляет 75 млрд. дол. (750 млрд. × 10%).

Ответ: В стране недопроизведено продукции на 75 млрд. дол.

Задача 4

Исходные данные. В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом, году рассматриваемого периода (в тыс. человек).

  Первый год Пятый год
Экономически активное население    
Из них занятые    

 

Естественный уровень безработицы составил в пятом году рассматриваемого периода 7% экономически активного населения.

Постановка задачи.

а) рассчитайте численность безработных и фактический уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.

б) Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?

в) Можно ли утверждать, что в пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?

Ответы

а) численность безработных в первом и пятом году рассматриваемого периода составила 4093 и 7929 тыс. человек, уровень безработицы – 4,8% и 8,3% соответственно;

б) численность экономически активного населения росла быстрее, чем занятость населения;

в) в пятом году рассматриваемого периода не существовало полной занятости, поскольку уровень безработицы (8,3%) превышал ее естественный уровень (7%).

 

Задача 5

Исходные данные. В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. человек).

  Первый год Пятый год
Занятые в составе экономически активного населения    
Безработные    

Постановка задачи. Рассчитайте уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода и объясните одновременный рост занятости и безработицы.

Ответ

Уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода составил 5,6% и 6,9% соответственно; одновременный рост занятости и безработицы объясняется тем, что численность экономически активного населения (рассчитываемая как сумма численности занятых и числа безработных) росла быстрее, чем численность занятых.

 

Задача 6

Исходные данные и постановка задачи. Рассчитайте официальный уровень безработицы на конец года, если из 10 млн. человек, имевших работу на начало года, за год были уволены и встали на учет на бирже труда 0,1 млн. человек, из числа официально зарегистрированных на начало года безработных (0,8 млн. человек) 0,05 млн. человек прекратили поиски работы, а 0,1 млн. человек были трудоустроены.

Ответ Уровень безработицы на конец года составил 7,5%.

 

Задача 7

Исходные данные и постановка задачи. Используя закон Оукена, рассчитайте, на сколько процентов изменится уровень безработицы в течение года, если при потенциальном ВНП 1400 млрд. руб. фактический ВНП на начало года составил 1330 млрд. руб., а на конец года – 1295 млрд. руб. Естественный уровень безработицы составляет 5%.

Ответ

Уровень безработицы возрастет за год на 1% (с 7% в начале года до 8% в конце).

Задача 8

Исходные данные. Численность занятых – 90 млн. человек, численность безработных – 10 млн. человек. Месяц спустя из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены и ищут работу 0,5 млн. человек; 1 млн. из числа безработных прекратили поиски работы.

Постановка задачи. Определите 1) численность занятых;

2) количество безработных и 3) фактический уровень безработицы.

Ответ

1) численность занятых составляет 89,5 млн. человек; 2) численность безработных – 9,5 млн. человек; 3) фактический уровень безработицы – 9,6%.

Задача 9

Исходные данные. В таблице приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВНП (млрд. руб.). В 1990 г. экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6%.

Год Потенциальный ВНП Фактический ВНП
     
     
    3712,5

Постановка задачи. Используя закон Оукена, рассчитайте уровень безработицы в 1996 и 1997 годах.

Ответ. Уровень безработицы в 1996 и 1997 годах составил 7% и 10% соответственно.

Задача 10

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность безработных, зарегистрированных в текущем году в районной службе занятости, если численность экономически активного населения района составляет 1 млн. человек, официальный уровень безработицы – 3,5%.

 

Ответ. Численность официально зарегистрированных службой занятости безработных составила 35 тыс. человек.


Практическое занятие 3. «Позитивные и негативные воздействия методов административного управления»

Цель и задачи занятия: изучение особенностей организационного воздействия административных методов управления на конкретных примерах и ситуациях.

Методические указания:

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Различают пять основных способов административного воздействия:

Организационные воздействия: основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия (штатное расписание, устав предприятия, положения о подразделениях, коллективных договор, должностные инструкции, правила трудового распорядка, организация рабочего места, оргструктура управления).

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдении внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования (приказы, целевое планирование, распоряжения, нормирование труда, указания, координация работ, инструктирование, контроль исполнения, наставления).

Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового взыскания, когда нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный поступок, под которым понимается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей (замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности и выполнение).

Административная ответственность: предупреждения, штрафы, возмездное изъятие предметов, административный арест, исправительные работы.

Материальная ответственность и взыскания: ответственность за задержку трудовой книжки, добровольное возмещение ущерба предприятию, удержания из зарплаты, депремирование, полная материальная ответственность, коллективная материальная ответственность.

В табл. 1 указаны позитивные и негативные методы административного управления с точки зрения влияния их на стратегию и тактику развития предприятия.

 


 

Таблица 1.- Позитивные и негативные воздействия методов административного управления

 

Позитивный метод воздействия Негативный метод воздействия  
  1. Рост уровня регламентации управления (организационное воздействие): 1.1. Наличие хорошо проработанного устава предприятия со свободным доступом к нему работников 1.2. Развитие партнерских отношений администрации и профсоюзов через коллективный договор 1.3. Разработка четких Правил внутреннего трудового распорядка и работа с персоналом в соответствии с ГК и КЗоТ РФ 1.4. Наличие четкой организационной и штатной структур и их ежегодная корректировка в связи с изменениями условий производства 1.5. Разработка четких положений о подразделениях, регламентирующих административные и функциональные связи внутри предприятия 1.6. Наличие четких должностных инструкций с определением функциональных обязанностей работника и нормированием труда 1.7. Развитие контрактной системы организации и оплаты труда и увеличение удельного веса сотрудников, имеющих контракты 1. Неэффективное организационное воздействие на персонал: 1.1. Типовой устав предприятия, хранящийся за "семью печатями" 1.2. Принятие формальных коллективных договоров (или отсутствие их на предприятии) и конфронтация с профсоюзами 1.3. Использование типовых или устаревших Правил внутреннего трудового распорядка, работа с персоналом с нарушением КЗоТ и ГК 1.4. Отсутствие или пользование устаревшей организационной структурой, наличие в штатном расписании "подснежников" 1.5. Отсутствие или пользование устаревшими положениями о подразделениях, не отвечающими условиям производства 1.6. Отсутствие должностных инструкций, ориентация на устные указания руководства, использование устаревших инструкций 1.7. Отсутствие или ликвидация контрактной системы организации и оплаты труда  
  2. Эффективные виды распорядительных воздействий: 2.1. Четкие приказы с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных 2.2. Четкие распоряжения заместителей директора с указанием оперативных поручений 2.3. Четкие устные указания руководства на всех уровнях управления 2.4. Применение системы контроля исполнения документов на предприятии   2. Неэффективные виды распорядительных воздействий: 2.1. Расплывчатые или противоречивые приказы с констатацией состояния вопроса и без четких мероприятий 2.2. Расплывчатые или противоречивые распоряжения заместителей директора 2.3. Нечеткие и противоречивые устные указания руководства 2.4. Отсутствие системы контроля исполнения документов на предприятии или ее низкая эффективность  
3. Баланс между административными методами наказания и поощрения: 3.1. Сокращение текучести персонала, анализ причин увольнения и разработка мер по их устранению 3.2. Увольнение работников по инициативе администрации только в случае грубого нарушения внутренних нормативных документов 3.3. Исключительное и редкое использование методов наказания сотрудников (строгий выговор и выговор) 3. 4. Эффективное применение методов административного поощрения сотрудников за достигнутые результаты (повышение в должности, увеличение оплаты труда, направление на стажировку) 3.5. Использование японского правила: упущения записываются, достижения поощряются   3. Дисбаланс между административными методами наказания и поощрения: 3.1. Рост текучести персонала, отсутствие анализа причин увольнения 3.2. Безразличное отношение к увольнению сотрудников, расправа с неугодными и т.п. 3.3. Частое и не всегда обоснованное использование методов наказания сотрудников для острастки других 3.4. Отсутствие связи административного поощрения с достигнутыми сотрудником результатами (объявление выговора и затем повышение в должности) 3.5. Отсутствие четких правил наказания и поощрения    
     
         

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.