Практическое занятие 5. «Позитивные и негативные воздействия социально-психологических методов управления» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Практическое занятие 5. «Позитивные и негативные воздействия социально-психологических методов управления»

2018-01-14 153
Практическое занятие 5. «Позитивные и негативные воздействия социально-психологических методов управления» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель и задачи занятия: изучение особенностей организационного воздействия социально-экономических методов управления на конкретных примерах и ситуациях.

Методические указания:

Социально- психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.

Выделяют следующие элементы, регулируемых с помощью социологических методов:

Социальное планирование – обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. Социальное планирование включает следующие элементы: цели, критерии, методы, нормативы, результаты.

Социологические методы исследования (анкетирование, интервьюирование, социометрия, наблюдение, собеседование) – составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они представляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения кадров и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

Личностные качества – характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.

Мораль – является особой формой общественного сознания, регулирующих действия человека с помощью нравственных норм. В настоящее время лучшие западные компании ставят формирование корпоративной морали и культуры в качестве первоочередной задачи. Различают государственную, общественную, религиозную, групповую и личную мораль.

Партнерство – важный элемент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. Партнерство бывает: деловое, дружеское, по увлечению, семейное.

Соревнование – является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Для того чтобы организовать соревнование необходимо определить его принципы и критерии, методы и формы организации.

Общение – специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Выделяют следующие типы общения: межличностное, личностное, вербальное, невербальное.

Переговоры – специфическая форма человеческого общения, когда две или более стороны, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы.

Конфликты – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. Различают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфликты из-за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты и др. Сигналами конфликта является социальный кризис, напряжение в группе, недоразумения из-за поступков, отклонений от норм, психологические и этические инциденты на работе или в быту, интуитивное ощущение неловкости в компании ли на работе.

К элементам, регулируемых с помощью психологических методов относят:

Психологическое планирование, характер человека, интеллектуальные способности, направленность личности (потребности, интересы, убеждения, мировоззрение), методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, ощущение, восприятие), способы психологического воздействия (внушение, убеждение, похвала, просьба, подражание, совет), чувства и эмоции, стрессы и пр.

 

Таблица 3 - Позитивные и негативные методы социально-психологического воздействия

Позитивный метод воздействия Негативный метод воздействия
1. Формирование морального кодекса (правил) взаимоотношений сотрудников 1.1. Разработка философии предприятия, регламентирующей внутрифирменные правила взаимоотношений 1.2. Четкое следование философии предприятия на всех уровнях управления и во всех подразделениях 1.3. Обеспечение соответствия государственной и внутрифирменной кадровой политики 1.4. Развитие корпоративной культуры и партнерских взаимоотношений сотрудников 1.5. Реализация принципов патернализма: сотрудники фирмы образуют одну большую семью ("один за всех и все за одного")   1. Применение размытого морального кодекса, основанного на двойной морали 1.1. Отсутствие философии предприятия, ориентация только на формальные взаимоотношения сотрудников 1.2. Нарушение общественных и внутрифирменных норм поведения в угоду личным интересам лидеров и руководителей 1.3. Доминирование внутрифирменной кадровой политики над государственной, религиозными нормами поведения и общественной моралью 1.4. Игнорирование корпоративной культуры и поддержка групповых интересов подразделений 1.5. Реализация принципов индивидуализма, личных интересов и поощрение только лучших членов коллектива  
2. Эффективные социальные методы воздействия 2.1. Постоянное проведение социологического анкетирования в коллективе о состоянии климата и роли руководителей 2.2. Проведение интервьюирования и личного наблюдения в коллективе, ориентация на демократический стиль руководства 2.3. Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе (перестройке структуры, оплаты труда, смене лидеров) 2.4. Планирование социального развития коллектива на основе обеспечения роста жизненного уровня и социальных нормативов 2.5. Поддержка соревновательности и инициативности сотрудников, накопленных традиций   2. Неэффективные социальные методы воздействия 2.1. Игнорирование социологического анкетирования и поддержка неформальных методов сбора информации (слухи, сплетни и др.) 2.2. Поддержка формальных правил взаимоотношений и создания барьеров в звене руководитель -подчиненный 2.3. Игнорирование социальных экспериментов, проведение радикальных изменений без подготовки и информирования коллектива 2.4. "Сбрасывание" проблем социального развития коллектива на городские власти и инфраструктуру сервиса 2.5. Ориентация на рыночную конкуренцию, игнорирование соревновательности и инициативности сотрудников  
3. Рациональные психологические методы воздействия на персонал 3.1. Формирование хорошего психологического климата в коллективе на основе четкого соблюдения прав человека и психологических методов исследования 3.2. Эффективное использование психологических методов мотивации: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение (теория "У") 3.3. Проведение психологического тестирования сотрудников и организация индивидуальной работы с ними с учетом типа личности, темперамента 3.4. Организация психологической службы на предприятии и психологических консультаций для сотрудников 3.5. Проведение психологических тренингов и семинаров для руководителей всех уровней управления 3. Неэффективные психологические методы воздействия 3.1. Создание нервозности и психологического дискомфорта в коллективе, игнорирование прав человека и психологических методов 3.2. Неэффективное использование психологических методов мотивации и ориентация на командование, принуждение и наказание (теория "X") 3.3. Отсутствие или эпизодическое тестирование сотрудников и работа с ними без учета свойств личности ("рабочая лошадь") 3.4. Увольнение социальных психологов или игнорирование их роли в коллективе 3.5. Игнорирование психологических тренингов или проведение их только для высшего руководства  

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.