Сущность стратегического управления. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Сущность стратегического управления.

2018-01-14 155
Сущность стратегического управления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эволюция стратегического мышления.

Конкурентные преимущества.

Особенности стратегического управления.

Содержание и структура стратегического управления.

 

 

1. Сущность стратегического управления:

 

Понятие «стратегическое управление» сегодня довольно распространенное и широко употребляется в сфере экономики. Сам термин «стратегия» был заимствован из военной лексики. «Стратегами», например, называли в Др.Греции военачальников, полководцев. Со временем понятие «стратегия» пришло и в экономику.

Долгое время под стратегией в экономике понимали управление ресурсами.

Предприятия стремились с максимальной отдачей использовать имеющиеся в наличии ресурсы, материалы, оборудование и т.п., произвести побольше товаров и предложить их потребителям на рынке. Так продолжалось до 30-х гг. 20 века, т.е. пока не начались проблемы со сбытом готовой продукции. После «великой депрессии» положение, как известно, сильно изменилось. Сегодня существует много определений стратегии. Приведем следующие из них:

 

1) Стратегия – это процесс формулирования долгосрочных целей и намерений предприятия, выбор надлежащих направлений деятельности, а также распределение ресурсов, необходимых для достижения целей.

2) Стратегия – это искусство руководства, общий план ведения работы.

 

Сам термин «стратегическое управление» был введен в лексику в 60 – 70 гг. с целью подчеркнуть разницу между управлением на высшем и низшем уровнях (т.е. стратегическим и тактическим управлением).

Сегодня различают три уровня управления организацией, каждыц из которых требует менеджеров соответствующей подготовки:

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ III ВШУБ РАЗДЕЛ 1


 

 

Качества руководителя идеи, -- стратегический уровень

интуиция,

творческий подход

количественные подходы, -- тактический уровень

алгоритмизация, анализ, опыт

умение решать проблемы, вовлеченность оперативный уровень

 

Стратегическое упраление появилось, когда организации столкнулись с серьезной проблемой: сбыт продукции. Сегодня необходимо уловить ожидания потребителей, научить их покупать продукцию фирмы.

В современных условиях внешнее окружение предприятия нестабильно и динамично. Поэтому руководителям необходимо искать новые способы и методы

решения проблем (интуиция, творч. подход).

Стратегическоеуправление – это такое управление организацией, которая ориентирует ее (организации) деятельность на запросы потребителей, что позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая своих

целей.

Нестратегическое управление базируется, исходит из того, что окружение предприятия не будет меняться и планы надо стороить опираясь на фактические данные. Например: завтра производим то, что пользовалось спросом вчера и сегодня. Применяя стратегическое упраление, мы скажем так: завтра будем производить новый товар.

 

2.Эволюция стратегического мышления:

 

Развитие стратегического мышления шло параллельно с эволюцией на предприятиях и во внешнем окружении. С изменением условий функционирования предприятий менялось и управление. Этот процесс носит непрерывный характер и можно выделить следующие фазы в развитии стратегического управления:

·краткосрочное планирование

·долгосрочное планирование

·стратегическое планирование

·стратегическое управление

 

      1990…..
краткосрочное планирование долгосрочное планирование стратегическое планирование стратегическое управление
финансовое планирование; расчет затрат; краткосрочные бюджеты многолетние планы; анализ отклонений; экстраполяция результатов; бюджетный контроль определение целей; исследование конкурентов; динамика явлений; анализ вариантов Миссия фирмы; анализ рисков; мотивация персонала; культура и имидж фирмы; поиск новых возможностей развития

 

 

Таким образом, стратегическое управление не есть стратегическое планирование.

 

 

3. Конкурентные преимущества:

 

Стратегическое управление призвано обеспечить фирме выживание в долгосрочной перспективе. Для этого ей должны быть присущи определенные качества, позволяющие справляться со своими задачами. Такие качества называют конкурентнымипреимуществами.

Конкурентные преимущества можно разделить на две составляющие:

 

1) Продукт (преимущества по продукту: цена, качество, отличительные особенности товара и т.д.);

2) Степень монополизации рынка или положение фирмы на рынке (конкуренция,

монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).

 

При рассмотрении вопроса о создании и удержании конкурентных преимуществ уделяют внимание трем субъектам:

 

1) Наша фирма

2) Покупатель

3) Конкуренты

 

Т.е. необходимо знать: что нужно покупателям, каковы возможности нашей фирмы, кто наши конкуренты. Изучив эти факторы становится ясно, какими конкурентными преимуществами обладает наша фирма.

 

 

4. Особенности стратегического управления:

 

Возможности стратегического управления не безграничны. Существует ряд ограничений в его использовании. Основные из них – это:

 

· Стратегическое управление не дает точной картины будущего; оно позволяет лишь определить: выживет ли организация в конкурентной борьбе или нет при данных условиях.

· Стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур;

у него нет теории, это скорее философия и идеология бизнеса (некоторые говорят, что это искусство).

· Чтобы начать процесс стратегического управления в организации необходимы огромные затраты времени, ресурсов и человеческих сил.

· В условиях стратегического управления резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения (на уровне стратегического управления надо просто угадать, что будет в будущем и на основании этого

строить свои финансовую политику, производство и т.д.).

· Стратегическое управление гораздо шире, чем просто стратегическое планирование (план – лишь малая часть стратегического управления).


 

5. Содержание и структура стратегического управления:

 

Схематично процесс стратегического управления можно представить так (см. ниже):

 

Анализвнутреннейивнешнейсреды – т.е. тут важен системный подход в управлении организацией. Окружение сильно влияет на предприятие. Окружение организации состоит из:

- внешнего окружения (оно складывается из макроокружения и непосредственного окружения)

- внутренней среды.

Предприятие испытывает влияние макроокружения, но не может само повлиять на него (это политика государства, экономическое состояние страны и т.д.).

Непосредственное окружение фирмы составляют поставщики и покупатели. Они

тоже влияют на фирму, но иона тоже может на них повлиять.

Внутренняя среда – это кадры, маркетинг, различные параметры фирмы и т.д.

фмрма активно влияет и определяет её.

Анлизируя окружение фмрмы, мы получаем представление о ССВУ (т.е. С ильных

и С лабых сторонах фирмы, а также о её В озможностях и У грозах; это – SWOT-

анализ).

 


АНАЛИЗ

ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ


 

ССВУ


АНАЛИЗ

ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ


 

Миссия

 

Цели

 

Альтернативные

стратегии

 

 

Выбор

 

Реализация

 

Контроль

 

 

Миссияфирмы – это ключевое направление, в котором движется фирма, её

целевая ориентация. Она не может быть выражена количественно, каками-либо рамками. Это идеал, полная реализация которого практически невозможна. Не следует путать миссию и цели.

Цели это уже нечто конкретное, что достижимо и имеет количественные рамки

(хотя и не всегда). Напр.: наша цель – завоевать 30% рынка стиральных машин к концу 2003-го года.

Цели могут быть количественными и качественными, финансовыми и нефинансовыми и т.д.

Альтернативныестратегии – это пути достижения целей. Их обычно существует

много, но из всех стратегий с помощью разных методов выбирается лучшая и происходит её реализация. Выбор стратегии происходит с учётом SWOT-анализа.


 

Реализациястратегии – главное внимание на этом этапе уделяется управлению

персоналом (мотивация, создание благоприятного морально-психологического климата и т.д.).

Контроль – это поиск и устранение отклонений.

Вся последовательность этих действий является логической, но не временной.

Так, контроль может осуществляться постоянно и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.